Программа дополнительного образования МАОУ СОШ 18 на 2021-2022

Принята
на заседании
педагогического совета
М АОУ «С О Ш № 18»
Протокол от 10.09.2021 № 30

Утверждаю
м директора
ЩШШо 148/3
г.. От 10.09.2021
ектор школы
'акарова
эджи

Программа дополнительного образования
образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №18»

Улан-Удэ
2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Актуальность и педагогическая целесообразность.
Муниципальное
автономное
образовательное
учреждение
"Средняя
общеобразовательная
школа
№
18"
г.
Улан-Удэ,
являясь
общеобразовательной
школой,
реализует
государственную
политику
в
области образования. Дополнительное образование детей - это сфера неформального (по
терминологии ЮНЕСКО) образования, связанного с индивидуальным развитием ребенка в
культуре, которое он выбирает сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со
своими желаниями и потребностями.
По своему "местоположению" в системе образования это вся та область образовательной
деятельности, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта,
включая изучение областей культуры и науки, не представленных в школьных программах.
Перспективы
развития
современной
школы
на
пути
интеграции
общего
и
дополнительного
образования.
Дополнительное
образование
объективно
обладает
возможностью
объединять
в
единый
процесс обучение, воспитание и развитие ребенка.
При
этом
школа
ориентируется
на
создание
условий
для
самоопределения,
самореализации
и
саморазвития
каждого
ребенка,
приобщения
его
к
мировой,
отечественной,
национальной
культуре,
включения
в
социальное
творчество,
на
успешную
социализацию
подрастающего поколения.
Образовательный процесс в системе дополнительного образования учащихся в школе строится в
парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую,
воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции. Система
дополнительного образования детей в школе №18 располагает социально-педагогическими
возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в области художественноэстетической,
эколого-биологической, социально-экономической, естественно - научной,
физкультурно-спортивной деятельности.
Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования
в нашей школе заключается в том, что оно, дополняя возможности и потенциалы общего
образования, помогает:
• обеспечивать непрерывность образования;
• развивать и осуществлять в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного
образования;
• осуществлять воспитательные программы и программы социально-психологической
адаптации ребёнка;
• проводить профориентацию;
• развивать творческие способности личности и создавать условия для формирования
опыта творческой самодеятельности ребёнка.
Школа находит в дополнительном образовании источник гуманистического обновления
педагогических средств, а в практике — широкий культурный фон и резерв обновления
основного образования; неограниченные возможности для воспитания, развития творческой
одаренности, самоопределения, самореализации и саморазвития ребенка
Включение дополнительного образования в систему деятельности школы позволяет более
эффективно решать проблемы занятости детей в пространстве свободного времени,
организовывать
целесообразную
деятельность
ребёнка
по
саморазвитию
и
самосовершенствованию. Работа учащихся в системе ДО способствует углублению их знаний и
развитию межпредметных связей в субъективной культуре ребёнка, построению целостной
картины мира в его мировоззрении, формированию навыков общения со сверстниками, со
старшими и младшими учащимися школы, способствует формированию ответственности и
развитию познавательной активности.
Организуя дополнительное образование на базе школы, мы стремимся создать целостную
систему с использованием культурологического подхода, позволяющего объединить в детских
коллективах дополнительного образования гуманитарное и естественнонаучное знания,
2

предоставить возможность восприятия мира в полной мере.
Система Дополнительного Образования на сегодняшний день делится на две составляющие:
дополнительное образование, получаемое в учреждениях ДО, и услуги по дополнительному
образованию, предоставляемые в школе.
Для этого школа ведет тесное сотрудничество с
учреждениями дополнительного
образования, которые посещают наши учащиеся, в их число входят:
 МБУ ДО «Дом детского творчества Октябрьского района г. Улан-Удэ»
 Управление Росгвардии
 МАУ ЦБС библиотека филиал №16
 МБОУДОД дом детского творчества Октябрьского района
 ГБУ ДО «Республиканский эколого-биологический центр учащихся»
 Федерация Тхэквандо РБ
 МБОУ ДОД ДЮЦ «БАРС»
 МАОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа №5»
 МАОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа №6»
 СДЮСШОР №1.
Таким образом, существующая структура образовательного процесса позволяет успешно
интегрировать общее и дополнительное образование. Она обеспечивает единое образовательное
пространство школы и микрорайона.
Также дополнительное образование создает условия для самореализации не только детей, но и
педагогов. Учитель получает возможность сделать выбор той или иной программы. Выход за
узкие предметные рамки позволяет ему внести личностный мотив, удовлетворить свои
творческие и познавательные потребности, расширить профессиональную сферу.
2.Принципы реализации:
При организации дополнительного образования детей школа опирается на следующие
приоритетные принципы:
доступности- дополнительное образование доступное. Здесь могут заниматься любые дети «обычные», еще не нашедшие своего особого призвания; одаренные; «проблемные» - с
отклонениями в развитии, в поведении, дети-инвалиды. При этом система дополнительного
образования детей является своего рода механизмом социального выравнивания возможностей
получения персонифицированного образования. Одной из главных гарантий реализации
принципа равенства образовательных возможностей является бесплатность предоставляемых
школой услуг.
-природосообразности - обучение ориентировано на внутренний мир ребенка, его
возможности;
-гуманизма - творческое развитие личности каждого ребенка, принятие ребенка как личности
и индивидуальности, защита его права на саморазвитие и самоопределение;
-демократии - возможности самостоятельного, свободного выбора школьником и его
родителями образовательной области и образовательных программ, а также изменять
направление обучения, свобода творчества педагога;
-дифференциации - учет реальных возможностей каждого обучающегося, обеспечения
каждому ученику "ситуации успеха", развитие ученика в соответствии с его интересами,
природными склонностями и способностями; содействие самореализации личности ребенка.
Мы исходим из того, что именно успешность личности должна стать главным показателем
качества образования.
- непрерывности и системности - объединение в единый процесс обучения, воспитание и
развитие ребенка.
-развития. Данный принцип подразумевает создание среды образования, которая обеспечивает
развитие индивидуального личностного потенциала каждого обучающегося, совершенствование
педагогической системы, содержания, форм и методов дополнительного образования в
3

целостном образовательном процессе школы. Смысловой статус системы дополнительного
образования - развитие личности воспитанника. Образование, осуществляющееся в процессе
организованной деятельности, интересной ребенку, еще более мотивирует его, стимулирует к
активному самостоятельному поиску, подталкивает к самообразованию.
Органическая связь общего, дополнительного образования и образовательно-культурного
досуга детей способствует обогащению образовательной среды школы новыми возможностями
созидательно-творческой деятельности. Интеграция всех видов образования, несомненно,
становится важным условием перехода на новый стандарт.
-социализации и личной значимости предполагает создание необходимых условий для
адаптации детей, подростков, молодежи к жизни
в современном обществе и в условиях ценностей, норм, установок и образов поведения,
присущих российскому и мировому обществу.
-ориентации на приоритеты духовности и нравственности предполагает формирование
нравственно-ценностных ориентаций личности, развитие чувственноэмоциональной сферы
ученика, нравственно-творческого отношения
и является
доминантой программ
дополнительного образования, всей
жизнедеятельности
воспитанников, педагогов,
образовательной среды.
.
3. Цели и задачи.
Основная цель дополнительного образования - развитие мотиваций личности к
познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и внеурочной
деятельности в интересах личности. Формирование и воспитание здоровой, социальноадаптированной, конкурентноспособной в информационном обществе личности, приобщенной к
ценностям отечественной и мировой культуры, обладающей определенными правовыми
знаниями, умениями, занимающего четкую гражданскую позицию.
Деятельность дополнительного образования направлена на решение следующих задач:
- выявление и развитие способностей каждого ребёнка;
- формирование здоровой, нравственно зрелой, творчески мыслящей, свободной личности;
- осуществление поддержки одаренных и талантливых детей.
-создание единого гражданско-правового пространства учебно-воспитательного процесса в
школе;
- выявление взаимосвязи между теорией и практикой гражданско-правового образования,
определение наиболее эффективных форм внеурочной деятельности.
- создание в школе клубов, переговорных площадок для творческого межведомственного
сотрудничества со всеми заинтересованными организациями, службами, связанными со школой
договорами о сотрудничестве.
- Охватить максимальное количество обучающихся дополнительным образованием.
- Привить обучающимся навыки проектной и исследовательской деятельности.
- Предупредить асоциальное поведение обучающихся; обеспечить внеурочную занятость
подростков «группы риска».
-Повысить творческий потенциал педагогических кадров; обеспечить использование
инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий; создать
методическую копилку дополнительного образования
в школе.
С учётом возрастных, психологических особенностей обучающихся на каждом этапе обучения
меняются задачи дополнительного образования:
Ступень (начальная школа).
Расширение познавательных возможностей детей, диагностика уровня их общих и специальных
способностей, создание условий для последующего выбора дополнительного образования, т. е.
своеобразная «проба сил».
Ступень (средняя школа).
Формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих
способностей личности в избранной области деятельности.
Ступень (старшая школа).
4

Достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, создание
условий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации.
Режим работы:
Дополнительное образование осуществляется круглогодично («образование без каникул»),
поскольку в летний период в его рамках организуются ЛДП и ЛТО, самостоятельная
исследовательская, творческая деятельность детей. Этим обеспечивается отсутствие строго
фиксированных сроков его завершения, своего рода перманентность образовательного
процесса.
Занятия возможны практически с любого возраста (от 7 до 17 лет), при любом уровне
предшествующей подготовки ребенок может включиться
в интересующее его направление деятельности. Дополнительно образовываться - никогда не
поздно, и это делает данную сферу существенным фактором непрерывного образования
личности.
I. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В
МАОУ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18.
1.Нормативно-правовой базой разработки программы дополнительного образования являются:
1.Конституция РФ. Основной Закон Российского государства (12.12.1993 г.)
2.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации".
3.Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ. (Принят Государственной
Думой 21.05.1999г., в редакции Федерального закона от 13.01. 2001г. № 1-ФЗ).
4.Федеральный закон от 22.08.2004 г. №122-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и
детских общественных объединений".
5. .Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия»
6.Санитарно- эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.3640-20 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях» (Постановление Главного государственного врача Российской Федерации
от28.09.2020№28)
7.Устав МАОУ «СОШ№18»
8.Образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ№18».
9Локальные акты МАОУ «СОШ№18»
Исходя из социокультурной ситуации (реализация основных направлений национальной
образовательной инициативы «Наша новая школа», а также задачи, поставленные нашим
родительским и ученическим сообществом), мы определили основную проблему школы развитие норм правового поведения, формирование человека-гражданина,
социальной
компетентности учащихся, развитие их творческого потенциала.
2.Материально-технические, учебно-методические и педагогические кадровые
условия реализации Программы.
Материально-технические условия соответствуют целям и задачам дополнительного
образования. Для реализации программ дополнительного образования МАОУ СОШ №18
имеет:
- хореографический зал;
- актовый зал;
- два спортивных зала;
-спортивный стадион;
- футбольное поле;
- библиотека;
-учебные кабинеты, оснащенные мультимедийными проекторами и интерактивными
досками.
3.Эффективность и результативность работы педагогического коллектива в области
дополнительного образования
Основными показателями эффективности и результативности работы педагогов
5

дополнительного образования МАОУ "СОШ № 18" являются:
- заинтересованность обучающихся и их родителей (лиц их заменяющих) в реализации
дополнительного образования в школе;
- творческие достижения обучающихся (результаты участия в выставках декоративноприкладного творчества, спортивных соревнованиях, научно-практических конференциях,
интеллектуальных олимпиадах и творческих конкурсах) муниципального, регионального и
федерального уровней;
- связь с социумом
4.Проблемы организации дополнительного образования детей
В ходе анализа организации дополнительного образования можно выявить следующие
проблемы:
- недостаточное количество учебных часов для реализации дополнительного образования;
- в ОО не хватает узких специалистов по дополнительному образованию, особенно
для работы с мальчиками и юношами. Профессионалы не готовы работать на малом
количестве часов (в среднем 1-2 часа в неделю), соответственно, за небольшую зарплату;
- отсутствие системы интеграции основного и дополнительного школьного образования,
образовательного, воспитательного и оздоровительного процессов;
- несовершенство нормативно-правовой базы реализации ФГОС общего образования в
части взаимодействия общего и дополнительного образования (положения, инструкции,
договоры, локальные акты и т.д.).
- нехватка методических рекомендаций по оценке результатов деятельности учреждения
в режиме интеграции общего и дополнительного образования (мониторинговые исследования,
критерии, методики изучения, и т.п.)
- не в полной мере изучается заказ детей и родителей на дополнительное образование, не
всегда учитываются их пожелания при составлении вариативной части базисного учебного
плана школы;
- незаинтересованность обучающихся «группы риска» в получении дополнительного
образования в школе.
- реализация дополнительного образования главным образом замыкается в стенах
школы, класса.
- нежелание учителей внедрять в свою деятельность интегрированные уроки, досуговозначимую деятельность, совместные с обучающимися проекты, отсутствие элективных курсов.
5. Перспектива развития дополнительного образования
Перспективой развития дополнительного образования МАОУ «СОШ № 18» является:
- расширение спектра услуг дополнительного образования и интеграция общего и
дополнительного образования;
- развитие маркетинговой деятельности - изучение и формирование социального заказа
на образование, механизмов формирования заказа, рекламы деятельности, разработка
предложений и т.д., что в свою очередь позволит выстроить индивидуальный маршрут
ребенка, реализовать личностные результаты образования;
- изменение позиции педагога дополнительного образования и школьного
учителя в вопросах построения образовательного процесса, больше внимания уделять
технологиям интеграции.
- улучшение материально-технической базы ОО для осуществления качественной
реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности за счёт
реализации платных дополнительных образовательных услуг, добровольных пожертвований,
спонсорских средств.
- организация методического сопровождения педагогов по вопросам организации
дополнительного образования в школе, интеграции общего
и дополнительного образования: методические объединения, семинары, практикумы, мастер
- классы и т.д.
6.Содержание и организация образовательной деятельности в системе дополнительного
образования МАОУ «СОШ № 18»
Работа дополнительного образования МАОУ «СОШ № 18» осуществляется на основе
6

годового плана и рабочих программ педагогов дополнительного образования, утвержденных
директором школы.
Учебный год в МАОУ «СОШ №18» начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая
текущего года. Расписание занятий в объединениях дополнительного образования детей
составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной
учебной работе детей и подростков.
Расписание составляется в начале учебного года заместителем директора по
воспитательной работе по представлению педагогических работников с учетом установления
наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся.
Расписание утверждается директором МАОУ «СОШ № 18».
Основным способом организации деятельности детей является их объединение в учебные
группы, т.е. группы учащихся с общими интересами, которые совместно обучаются по единой
образовательной программе в течение учебного года. Учебная группа (в той или иной ее
разновидности) является основным способом организации деятельности детей практически в
любом из видов детских объединений. В них могут заниматься дети от 6 до 18 лет.
В период школьных каникул занятия могут:
• проводиться по специальному расписанию с переменным составом учащихся;
• продолжаться в форме поездок, туристических походов и т.п.
• проводиться на базе специальных учебных заведений и предприятий с целью
профориентации подростков.
В период школьных каникул учебные группы работают по специальному расписанию,
занятия могут быть перенесены на дневное время;
Комплектование учебных групп начинается в сентябре.
Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях разного
профиля, однако, в соответствии с СанПиН, посещение ребенком занятий более чем в 2-х
объединениях (секций, студий и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятий
спортивного и неспортивного профиля. Кратность посещения занятий одного профиля
рекомендуется не более 2 раз в неделю.
Занятия детей в системе дополнительного образования могут проводиться в любой
день недели, включая воскресные дни и каникулы. Между учебными занятиями и
посещением объединений дополнительного образования детей должен быть перерыв для
отдыха не менее часа.
Деятельность детей осуществляется по группам, индивидуально или всем составом
объединения, как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам
(клубы, студии, театр и т.п.), в которых могут заниматься учащиеся в возрасте от 6 до 18 лет.
В работе объединений могут принимать участие родители, без включения в списочный состав
и по согласованию с педагогом.
Численный состав детских объединений определяется уставом школы и, соответственно,
программой педагога в зависимости от возраста обучающихся, года обучения, специфики
деятельности данной группы:
• на первом году обучения - 12- 15 человек;
• на втором году обучения - 10-12 человек;
• на третьем и последующих годах обучения - 8- 10 человек.
В объединения второго и последующих годов обучения могут быть зачислены
учащиеся, не занимающиеся в группе первого года обучения, но успешно прошедшие
собеседование или иные испытания.
Учитывая особенности и содержание работы учебной группы, исходя из педагогической
целесообразности, педагог может проводить занятия со всем составом коллектива, по группам
и индивидуально; может вести индивидуальные занятия с детьми- инвалидами по месту
жительства.
Согласно СанПиН продолжительность занятий детей в объединениях
дополнительного образования не должна превышать: в учебные дни - 1,5 часа; в
выходные и каникулярные дни - 3 часа.
После 30-40 мин. занятий необходимо устраивать перерыв длительностью не
менее10 мин. для отдыха детей и проветривания помещений.
7

Продолжительность одного занятия зависит также от возраста обучающихся. Можно
рекомендовать следующую продолжительность учебного занятия (с поправкой на то, в
какой день недели проходит занятие - в обычный учебный день после уроков или в
выходной):
• для детей дошкольного возраста - от 30 минут до 1 часа - при условии проведения
занятий в игровой форме со сменой деятельности через каждые 20 минут;
• для младших школьников - от 1часа до 2-х часов;
• для школьников среднего и старшего возраста - от 1,5 до 3-х часов.
В зависимости от специфики объединений возможно уменьшение или увеличение
продолжительности одного занятия, что должно особо оговариваться в программе педагога.
«Санитарно-эпидемиологическим
требованиям
к
учреждениям
дополнительного
образования...» рекомендуют разный режим занятий детей в объединениях различного
профиля.
Продолжительность и периодичность индивидуальных занятий устанавливается и
обосновывается Уставом учреждения и программой педагога.
Особое внимание следует обратить на рекомендацию о том, чтобы заканчивались
занятия в системе дополнительного образования детей не позднее 20.00.
III.ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.Работа школы по дополнительному образованию также осуществляется согласно
расписанию занятий.
Расписание занятий - нормативный, управленческий документ, регулирующий
организацию учебных занятий и обеспечивающий реализацию учебных планов и
программ.
Составление расписания регулируется следующими документами: уставом школы,
учебным планом, образовательными программами педагогов. При составлении расписания
учитывается загруженность кабинетов и учебных помещений, возраст обучающихся, год
занятий по программе. В расписании указываются: ФИО педагога, название учебной
группы, время и продолжительность занятий, место проведения (Приложение № 1).
Организация учебно-воспитательного процесса в системе ДО:
 обучающиеся приходят на занятия согласно расписанию в свободное от основной учёбы
время;
 обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
 ученикам предоставляется возможность сочетать различные направления и формы
занятий; переходить из одной группы в другую;
 коллективом школы создаются наиболее комфортные условия пребывания детей на
занятиях, отличающиеся от условий обучения в условиях классно-урочной системы;
 учебно-воспитательный процесс проходит в условиях неформального содружества
учеников и учителей, объединенных общими интересами, добровольностью совместной
деятельности.
Исходя из цели и задач школы, Дополнительное образование охватывает все направления
деятельности учащихся через клубы, секции, студии, творческие объединения.
Система дополнительного образования состоит из следующих
направлений
воспитательной работы школы:
физкультурно-спортивное:
волейбол (девочки) (МАОУ «СОШ№18»);
волейбол (юноши) (МАОУ «СОШ№18»);
художественно-эстетическое:
Хореографический ансамбль «Надежда»
Музыкальная капелька

8

военно-патриотическое:
классы патриотического воспитания
Юные инспектора движения « Светофорчик»;
Дружина юных пожарных «Феникс»;
учебно-познавательное:
Познавательный английский
Занимательный бурятский
В системе Дополнительного образования школы работают педагоги школы, учебновспомогательный персонал, руководители секций и специалисты учреждений дополнительного
образования, работающие на базе школы.
Дополнительные образовательные программ, по которым определяется содержание
дополнительного
образования:
модифицированные,
авторские.
Занятия
в
детских
объединениях
проводятся
по
программам
одной
тематической
направленности или по комплексным (интегрированным) программам.
Формы, в которых осуществляется образовательный процесс в рамках дополнительного
образования: кружки, клубы, секции и т. п.
Используются следующие методы организации воспитательного процесса (по С.А. Шмакову).
1. Методы игры и игрового тренинга. Игра – это самостоятельный и законный для детей и
подростков вид деятельности. Игра, как сказка, мультфильм, многократно повторяется в жизни
ребенка, становится его воспитательным тренингом. В игре можно легко выявить симпатии и
антипатии учащихся, кого они выбирают, предпочитают из сверстников («Третий лишний»,
«Ручеек», «Колечко» и др.). Игра выявляет знания и интеллектуальные силы ребенка (викторины
«Что? Где? Когда?», «Поле чудес», конкурсы, интеллектуально-познавательные игры и др. ).
Игры показывают уровень развития организаторских способностей детей и подростков,
выявляют их физические способности: ловкость, силу, выносливость и др.
2. Методы театрализации. Досуг детей и подростков имеет бесконечное множество сюжетов и
социальных ролей. Неформальное общение ребят может быть в виде вечеринки, «капустника»,
«театральной гостиной», русских посиделок «праздничного вечера» и др. Метод театрализации
реализуется через костюмирование, особый словарь общения, досуговые аксессуары, обряды,
ритуалы. Театрализация знакомит учащихся с разнообразными сюжетами жизни.
3. Методы состязательности. Состязание – это внутренняя пружина раскручивания
творческих сил, стимулирование к поиску и открытию. Учащихся необходимо учить состязаться.
Досуг всегда чрезвычайно эмоционален, значит, стимулирует крайние формы поведения: азарт,
волнение, эффект, обиды и др. Например, очень низка культура «боления» болельщиков в
детском спорте, состязаниях, коллективных играх. Здесь надо учить детей достойно оценивать
победу соперника и достойно переживать поражение «своих».
4. Методы равноправного духовного контакта. Они основаны на совместной деятельности
детей и взрослых «на равных» во всем. Учителя и учащиеся – равноправные члены школьных
клубов, объединений, творческих коллективов. В организации совместной досуговой
деятельности детей и взрослых, основанной на равноправном духовном контакте, в то же время
нельзя забывать о так называемой «красной линии».
5. Методы воспитывающих ситуаций. Воспитывающая ситуация – это специально созданные
учителем для детей и подростков условия. Ситуации не должны быть надуманными. Они
отражают жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. Учитель умышленно создает лишь
условия для возникновения ситуации, а сама ситуация должна быть естественной.
Немаловажную роль для успешного использования данного метода играет неожиданность.
Воспитанник, ожидающий определенной реакции педагога, заранее готовит себя к
9

сопротивлению и, если действия для него неожиданны, в большинстве случаев принимает его
позицию.
6. Методы импровизации. Импровизация – это действие, не осознанное и не подготовленное
заранее, действие, которое совершается экспромтом. В импровизации заложен механизм
имитационного поведения. Методы импровизации противостоят школьным методам
репетиционности, порождают азарт ребенка, развивают творчество.Таким образом, выбор того
или иного метода досуговой педагогики зависит от цели, задач и содержания досуговой
деятельности, от возрастных особенностей воспитанников, от форм организации досуговой
деятельности.
Модули дополнительного образования:
Физкультурно- спортивное направление
Цели и задачи создать условия для:
- сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования у них потребности в
физическом совершенствовании и здоровом образе жизни;
- оптимального развития каждого обучающегося и повышения его физической
работоспособности;
- возможности самоутверждения и самовыражения личности, социализации личности;
- воспитание спортивного резерва нации.
Спортивно - оздоровительное направление дополнительного образования школы состоит из
объединений: игровых видов спорта, секций, единоборств, оздоровления.
- Секции «Волейбол»
- Традиционные спортивные соревнования «День здоровья», «А ну-ка, парни!», «Батыр»,
районные городские соревнования по волейболу, футболу «Кожаный мяч», баскетболу, дворовый
футбол, кросс на призы газеты «Бурят унэн», «Лыжня России».
Художественно-эстетическое направление
Направление в системе дополнительного образования ориентированно на развитие творческих
способностей детей в различных областях искусства и культуры, передачу духовного и
культурного опыта человечества, воспитанию творческой личности, получению учащимися
основ будущего профессионального образования.
Цель: раскрытие творческих способностей обучающихся, нравственное и художественноэстетическое развитие личности ребёнка.
Задачи:
1. Развивать умение правильно оценивать прекрасное и видеть красоту во всех сферах жизни;
2. Развивать нравственность, художественный и эстетический вкус;
3. Развивать творческие способности творческую активность школьников;
4. Формировать эстетическое отношение к труду, культуру общения и поведения в социуме.
5. Создание условий для самоутверждения, самореализации и всестороннего развития личности.
Художественно-эстетическое направление связано с культурологией, которое ориентированно
на изучение
культуры разных народов, нацелены на изучение иностранных языков,
издательского дела, развивают у детей стремление к межнациональному общению, формируют
основы толерантного взаимодействия. Деятельность включает в себя участие школьников в
различных художественно – эстетических конкурсах различного уровня:
- традиционные праздники «Золотая осень», «День матери», «Новый год», «Последний звонок»,
фестиваль патриотической песни «Воспеваю Россию», «Масленица», «Белый месяц», в которых
принимают участие все ученики,
- творческие конкурсы рисунков, декоративно-прикладного искусства, сочинений и стихов «О
матери», фоторабот, проводимые в школе;
- посещение музеев, выставок, театров, филармонии, цирка;
- концерты музыкально-хореографического ансамбля школы «Надежда»,
10

организацию работы кружков «Музыкальная капелька», занимательный
английский.
Военно-патриотическое направление
Цель: возрождение патриотических, нравственных и духовных традиций, воспитание истинного
гражданина и патриота своей Родины, делового и здорового члена общества.
Задачи:
- воспитывать гордость за свое Отечество, символы государства, свой народ;
- формировать у школьников гражданскую ответственность и правовое самосознание, патриотизма и
культуры межнациональных отношений;
- знакомить учащихся с историческим прошлым Родины, своего народа, его обычаями и
традициями;
- знакомить с социальными и культурными достижениями своей страны;
- формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- развитии личности обучающихся
Военно-патриотическая направленность включает программы: работа с допризывной молодежью
классы патриотического воспитания, историческая реконструкция и поисковая деятельность,
дружины юных пожарных «Феникс» и юных инспекторов движения «Светофорчик». Программы
гражданско- патриотического воспитания для старших классов, для учащихся среднего звена в
«патриотическая песня», «строевая подготовка кадетов»,ратные страницы истории включают
воспитание ребенка на принципах патриотизма, интернационализма, коллективизма, социальной
справедливости и гражданственности, создание условий для его духовного, культурного развития.
Воспитание гражданина - патриота своего Отечества, любящего Родину, свою республику
осуществляются через традиционные мероприятия школы «Смотр строя и песни», фестиваль
инсценированной песни «Воспеваю Россию», декада толерантности, военно-патриотическая игра
«Зарница».
учебно-познавательное направление
Цель: Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного
самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром. Развитие интереса
учащихся к изучению и охране природы, биологии, географии, экологии и других наук о Земле,
являюсь
основной
частью
непрерывного
экологического
образования
Задачи:
- Знакомить учащихся школы с интеллектуальными достижениями различных людей;
- Создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных
возможностей учащихся средствами воспитательной работы;
- Поощрять инициативу и стремление учащихся к интеллектуальному совершенствованию;
В настоящее время экологическое образование становится значимым в организации системы
непрерывного экологического образования и воспитания подрастающего поколения.
Данное направление включает в себя проведение предметных недель, участие в предметных
олимпиадах различного статуса, научно-практических конференциях, предметных конкурсах,
проведение экологических субботников по уборке территории школы, благоустройство
озеленение школьной территории.
Система дополнительного образования в школе реализуется посредством следующих
программ:
программа патриотического воспитания реализуется в 5-9 классах, направлена на социализацию
школьников на основе формирования патриотизма, гражданственности, любви к Родине; программа
«Занимательный английский»,программы спортивных секций «Волейбол» (девушки, юноши),
«Хореография» направлены на формирование и воспитание личности здоровой, социально –
адаптированной. Развивает культуру духовно-нравственного, психического, физического здоровья и
социального благополучия, у учащихся, педагогов, родителей посредством развития
здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении и путем
комплексного подхода к процессу воспитания и образования личности конкурентно-способной,
11

социально-адаптированной, правильно мотивированной; программы кружков "ДЮП", «ЮИД»
направлены на создание единого информационного пространства в школе, на совершенствование
умений и навыков работы с компьютерной техникой, развитие коммуникативных компетенции,
путем освоения информационных технологий учащимися и педагогами, способствующих
профессиональному самоопределению подрастающего поколения, социальной адаптации
школьников.
IV.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В МАОУ «СОШ № 18»
Модель выпускника является конечным продуктом воспитательной и образовательной
деятельности и должна представлять собой:
 гражданина, знающего и уважающего законы России и способного использовать их;
 личность, способную критически мыслить, искать пути рационального решения, уметь
выходить из конфликтных ситуаций, руководствуясь этическими нормами и нормами права;
 человека коммуникабельного, толерантного, способного адаптироваться к новым
жизненным условиям, работать в различных социальных группах.
Критерии результативности
• рост мотивации обучающихся в сфере познавательной и развивающейся деятельности;
• удельный вес образовательных учреждений, вовлеченных в воспитательную
деятельность по формированию инициативности и творчества через ресурсы дополнительного
образования;
• положительная динамика физического и психического здоровья школьников;
• удельный вес родителей, вовлеченных в процесс воспитания и развития школьников;
• рост числа обучающихся, охваченных досуговой деятельностью;
• уменьшение количества обучающихся, состоящих на учете в ОДН, КДН, на
внутришкольном контроле;
• увеличение числа педагогов в ОО, вовлеченных в процесс формирования творческой
личности школьников в пространстве дополнительного образования.
V.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Простейшие арифметические подсчеты показывают, что не менее 150 дней в году ученик
свободен от школьных занятий, оставшиеся дни года, еще треть его времени, не занята
уроками. Но ребенок никогда не бывает свободен от самого себя. Растущий человек ждет от
мира разнообразия, и среди тех возможностей выбора, которых ему предоставляют
естественное течение жизни, среди ценностей и приоритетов быта, вполне могут быть и
ценности дополнительного образования. Никто не имеет права лишать ребенка возможности
предпочесть среду, где он может проявить себя. Достаточно выбрать систему выбора дела по
душе, выявить предпочтения ребенка и можно развивать его способности в самых разных
направлениях, причем делать это прямо в школе, не обрекая ребенка и его родителей на поиск
дополнительных услуг на стороне. При этом, в отличие от общего образования,
дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения, его можно начать
на любом возрастном этапе и в принципе в любое время учебного года, последовательно
переходя от одной ступени к другой. Его результатом может стать хобби на всю жизнь, и даже
определение его будущей профессии.
Ссылка рабочей программы Арслановой Е.А.:http://maou- sred.buryatschool.ru/orginfo/education-implemented-program?id=74
Ссылка
рабочей
программы
sred.buryatschool.ru/upload/buryascmaou
new/files/ff/d1/ffd157b21e7354afc0671ca69a276111.pdf

Политовой

Е.А.http://maousred

VII. Список литературы
12

1.
2.

3.
4.
5.
6.
7.

Березина В. А. Дополнительное образование детей в России; Диалог культур - М.,
2007. - 512 c.
Евладова Е.Б.,Логинова Л.Г. Как разработать программу внеурочной деятельности и
дополнительного образования.Методическок пособие ФГОС 15г.; Наука - Москва,
2015. - 465 c.
Лазарева А.Г. Дополнительное образование детей. Сборник авторских программ.
Выпуск 2; Илекса - М., 2004. - 770 c.
27. Моргун Д. В., Орлова Л. М. Дополнительное образование детей в вопросах и
ответах; ЭкоПресс - М., 2012. - 140 c.
Невдахина З.И. Дополнительное образование детей. Сборник авторских программ.
Выпуск 3; Илекса - М., 2007. - 492 c.
Осипова Е.А. Дополнительное образование детей дошкольного возраста. Программы;
Школьная Пресса - М., 2016. - 918c.
18. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей: история и современность.
Учебное пособие для СПО; Юрайт - М.,1999. - 980 c.

Приложение № 1

План дополнительного образования
МАОУ «СОШ №18»2021-2022г
№
п/п
I
1
2
II.
1
2
3
4
5
III.
1
3
4
IV
1 Н
2

Направления ДО
Физкультурно-спортивное направление
Волейбол (юноши 7-11 классы)
Волейбол (девушки 7-11 классы)
Художественно-эстетическое направление
Хореография (старшая группа 6-9 классы )
Хореография (средняя группа 4-5 классы)
Хореография (средняя группа 2-3 классы)
Хореография (младшая группа 1 классы)
Музыкальная капелька
Военно-патриотическое
Классы патриотического воспитания
ЮИД «Светофорчик»
ДЮП «Данко»
Учебно-познавательное
Познавательный английский
Занимательный бурятский
всего

Часов в
неделю
2
2
6
6
6
2
1
6
1
1
2
2
37

13

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен

603332450510203670830559428146817986133868576020
Макарова Елена Анатольевна
С 01.03.2021 по 01.03.2022

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».