Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» Рабочая программа учебного предмета (курса) « Бурятский язык » __5 б, в_ классы Составитель программы: Шобоева И.М., учитель бурятского языка г. Улан-Удэ - 2021 г. 2.Пояснительная записка Цели и задачи изучения курса на основе ФГОС. Обучение бурятскому языку на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: -развитие коммуникативной компетенции на бурятском языке в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебнопознавательной; -речевая компетенция- развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); -языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях бурятского языка, разных способах выражения мысли на русском и бурятском языках; - социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям бурятского народа с учетом социально-экономических, этнокультурных, этнонациональных и других особенностей региона, в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (5-7 и 8-9 кл.); формирование умения представлять свою республику, культуру ее народа в условиях межкультурного общения; - компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации; - учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в т.ч. с использованием новых информационных технологий; - развитие и воспитание понимания у школьников важности изучения бурятского языка в современных условиях развития нашего общества и потребности пользоваться им как средством общения, познания самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных национальностей, толерантного отношения к проявлениям иной культуры. Задачи: 1. Образовательная задача выражается в расширении эрудиции учащихся, их лингвистического, филологического и общего кругозора. 2. Развивающая задача предусматривает развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, ценностных ориентаций, готовности к коммуникации и в гуманитарном развитии личности ученика. 3. Воспитательная задача в формировании интереса и уважения к культуре бурятского народа, в воспитании культуры общения. 4. Коммуникативная задача предполагает формирование определенной системы знаний об изучаемом языке, умений понимать на слух и говорить, умения читать и осмысливать полученную информацию, умению писать, совершенствовать познавательную и коммуникативную функции общения. Общая характеристика учебного предмета. Бурятский язык входит в общеобразовательную область «Язык и литература». Основное назначение предмета «Бурятский язык как государственный язык РБ» в школьном обучении состоит в овладении учащимися умением общаться на нем, т.е. речь идет о формировании коммуникативной компетенции, способности и готовности осуществлять непосредственное общение (говорение, понимание на слух) и опосредованное общение (чтение с пониманием текстов, письмо). Бурятский язык является одним из главных элементов культуры бурятского народа – носителя данного языка. Он открывает учащимся непосредственный доступ к духовному богатству бурятского народа, повышает уровень их общего уровня гуманитарного образования, а также является средством межкультурной коммуникации. Поэтому ему отводится существенная роль в решении задач, стоящих перед современной школой в плане формирования толерантной личности, развития ее национального самосознания. Обучение данному предмету также содействует формированию культуры общения, предполагающей, в частности, умение слушать собеседника, терпимость и вежливость по отношению к партнерам по общению. Кроме того, изучение языковых учебных предметов в целом содействует общему речевому развитию учащихся, проявляясь в следующих направлениях: во-первых, в совершенствовании умения планировать свое речевое поведение, соотнося цели каждого речевого поступка с содержанием, выстраиваемым языковыми средствами, имеющимися у обучаемого; во-вторых, в повышении уровня практического владения языком, что выражается в стимулировании школьников более внимательно относиться к способам выражения своих мыслей, к речевому этикету. Актуальность изучения курса. В настоящее время проблема повышения эффективности прогресса изучения бурятского языка и национальной культуры бурятского народа очень актуальна. Качественные изменения характера национальной политики нашего государства, а также отношения общества к проблеме развития и возрождения национальных языков и культур делают преподавание национальных языков народов России необходимым условием и неотъемлемой частью лингвистического образования школьников. Национальные языки становятся действенным фактором национально-культурного развития общества. Все это существенно повышает их статус и значение как общеобразовательной учебной дисциплины. В качестве основных принципов курса «Бурятский язык как государственный язык Республики Бурятия» выделяются следующие: -приоритет коммуникативной цели -соблюдение деятельностного характера обучения бурятскому языку -личностно-ориентированный характер обучения -сбалансированое обучение устным и письменным формам общения -дифференцированный подход -учет опыта учащихся в русском языке и развития когнитивных способностей учащихся -широкое использование эффективных современных технологий обучения - аутентичность материала -социокультурная направленность Принципы отбора содержания материала программы: -систематичность; -научность; -доступность; -возможность практического применения полученных знаний; -реалистичность, с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы; -целлостность, -вариативность; -интеграция; -гуманитаризация. Данная программа составлена на основании нормативно-правовых документов: 1. Конституция РФ. 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации 3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия». 4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) 5. Региональный стандарт начального и основного общего образования по бурятскому языку как государственному языку Республики Бурятия,2009 г. 6.Программа по бурятскому языку как государственному языку для 2-9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения 7.Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2020 г. 8.Устав МАОУ « СОШ №18» 9. Образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №18» 10. Локальные акты МАОУ « СОШ №18» 3.Место учебного предмета в учебном плане На изучение учебного предмета «Бурятский язык» отводится 34 часа,1 час в неделю из части, формируемой участниками образовательного процесса. 4.Рабочая программа составлена по курсу «Бурятский язык» 5 класс. Программа рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю. 5.Краткая характеристика подросткового возраста и виды деятельности подростка. Подростковый возраст в человеческой культуре не является еще окончательно оформившимся. Имеет место очевидный «зазор» между младшими школьниками, усердно постигающими основы знаний, и юношами, входящими в избранную профессию, однако особая культурная форма проживания отрочества пока что отсутствует, и школьная жизнь современных подростков продолжается в большинстве случаев не только в стенах тех же образовательных учреждений, где обучаются младшие школьники, но и в сходных формах. Однако отношения подростка к миру принципиально иные. Подросток начинает проявлять взрослость, то есть готовность к взрослой жизни, выражающуюся в возросшей самостоятельности и ответственности. Этому возрасту свойственно субъективное переживание, чувство взрослости: потребность равноправия, уважения и самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворение этой потребности обостряет негативные черты кризисного периода. Очень важно, что в круг значимых людей для подростка входят преимущественно его сверстники, самоопределяющиеся и рискующие вместе с ним. Уже в начале подросткового возраста общение со сверстниками определяется как самостоятельная сфера жизни, критически осмысляются нормы этого общения. Подросток выделяет эталон взрослости (взрослых отношений) и смотрит на себя через этот эталон. Появляется интерес к собственной личности; установка на обширные пространственные и временные масштабы, которые становятся важнее текущих, сегодняшних; появляется стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя; появляется сопротивление, стремление к волевым усилиям, перерастающее иногда в свои негативные варианты. Все эти особенности характеризуют активность подростка, направленную на построение образа себя в мире. Подросток пробует активно взаимодействовать, экспериментировать с миром социальных отношений (социальное экспериментирование). Потребность определиться в мире отношений влечет подростка к участию в новых видах деятельности. Замыслы младшего подростка первоначально нечетки, расплывчаты, масштабны и некритичны. Пробуя осуществить их, он сталкивается с несоответствием своих представлений о себе и мире реальному положению дел. В этом конфликте подросток постепенно начинает осознавать границы собственной взрослости, которые задаются степенью самостоятельности и ответственности. Возникает новое отношение к учению – стремление к самообразованию, тенденция к самостоятельности в учении: стремление ставить цели и планировать ход учебной работы, потребность в оценке своих достижений. Строя учебную деятельность подростков, она не адресуется к деятельности, ведущей за собой развитие. Подростковая школа – это деятельностный ансамбль, в котором у учебной деятельности есть своя сольная партия: развитие комплекса способностей и компетентностей, по-житейски называемых «умение и желание учиться». Овладев формами учебной деятельности в младшем школьном возрасте, подросток стремится получить признание других людей, внутреннюю уверенность в своих умениях, жаждет личностного проявления и признания этого проявления сверстниками и взрослыми. К учебной деятельности подросток предъявляет новые требования: она должна обеспечить условия для его самооценки и самораскрытия, должна быть значимой для уважаемых подростком людей, для общества. В отличие от младшего школьника для подростков становится принципиальной их личная склонность к изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в решении практических задач. Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей, им неинтересно записывать готовые решения. Они ждут новых форм обучения, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, к их планированию и, в конечном счете, к управлению ими. Этому способствует становящееся понятийное мышление, основы которого закладываются в младшем школьном возрасте. В подростковом возрасте, благодаря освоению культурных форм общественного сознания (естественные и общественные науки, духовные практики самовыражения) мышление в понятиях коренным образом преобразует структуру сознания ребенка, оно начинает определять работу памяти, восприятия, воображения, внимания. Продуктивное завершение подросткового возраста происходит с появлением способности осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире, основываясь не только на видении собственного действия безотносительно к возможности его реализации, но с учетом «отношения мира» к своему действию. Поведение человека становится поведением для себя, человек осознает себя как некое единство. Виды деятельности подростка: Совместно-распределенная учебная деятельность в личностноориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.). Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта. Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения. Творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самоосознание. Спортивная деятельность, направленная на построение образа себя, самоизменение. Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности. Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности. Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности. Освоить разные способы представления результатов своей деятельности. Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла. Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию. Научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства. Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними. 7. Ценностные ориентиры учебного предмета Ценностные ориентиры изучения предмета «Бурятский язык» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение филологического содержания предмета (компетентностные задачи, где филологическое содержание интегрировано с историческим и лингвистическим содержанием параллельных предметных курсов), так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Бурятский язык» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству. Филологическое образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона филологического образования связана с формированием грамотной речи и письма, духовная — с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры. 8.Результаты освоения учебного предмета Личностные результаты учащихся основной школы, формируемые при изучении бурятского языка: •формирование мотивации изучения бурятского языка и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Филология»; •осознание возможностей самореализации средствами бурятского языка; •стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; •формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; •развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность; •формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; •стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других народов; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира; •готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию. Метапредметные результаты изучения бурятского языка в основной школе: •развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение; •развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; •развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; •развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов; •осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на бурятском языке. Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по бурятскому языку: А.В коммуникативной сфере (т. е. владении бурятским языком как средством общения) Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности: говорении: •начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя; •расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала; •рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее; •сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о республике; •описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей; аудировании: •воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников; •воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью); •воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст краткие несложные аутентичные прагматические тексты, выделяя значимую/нужную/необходимую информацию; чтении: •читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания; •читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию, выражать свое мнение; •читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации; письменной речи: •писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в бурятском языке; •составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; излагать результаты проектной деятельности. Языковая компетенция (владение языковыми средствами): •применение правил написания слов, изученных в основной школе; •адекватное произношение и различение на слух всех звуков бурятского языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах; •соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы; •распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета); •знание основных способов словообразования; •понимание и использование явлений многозначности слов бурятского языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости; •распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций бурятского языка; знание признаков изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, послелогов); •знание основных различий систем и русского/бурятского языков. Социокультурная компетенция: •знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения бурят и монголоязычных народов; применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; •распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространенной оценочной лексики), принятых в бурятском языке; •знание употребительной фоновой лексики и реалий, некоторых распространенных образцов фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы); •знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы; •представление об особенностях образа жизни, быта, культуры бурят и монголоязычных народов (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); •представление о сходстве и различиях в традициях бурят и контактирующих народов. Компенсаторная компетенция - умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приеме информации за счет использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики. Б. В познавательной сфере: •умение сравнивать языковые явления русского, английского и бурятского языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений; •владение приемами работы с текстом: умение пользоваться определенной стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания); •умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы; •готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу; •умение пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингворегионоведческими справочниками, двуязычным и толковым словарями); •владение способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучения языков. В. В ценностно-ориентационной сфере: •представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления; •достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями бурятского языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах; •представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного, иностранного и бурятского языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации; Г. В эстетической сфере: •владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке; •стремление к знакомству с образцами художественного творчества на бурятском языке; •развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе. Д. В трудовой сфере: •умение рационально планировать свой учебный труд; •умение работать в соответствии с намеченным планом. Е. В физической сфере: •стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес). Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей программы воспитания: участие в школьном этапе ВОШ (сентябрь-октябрь), НПК «Шаг в будущее» (январь), в конкурсах проектов, рисунков, плакатов на краеведческую тематику (февраль, апрель-май) Обучение может вестись дистанционно с использованием образовательной платформы ZOOM (облачной платформы для проведения онлайн уроков). 9. Содержание курса. 5 класс Тема1. Введение. (1 ч.) Что такое язык? Зачем нужен язык? Кто такой полиглот? Международный. межнациональный, родной, второй, государственный языки. Тема 2. Знакомство(3 ч.) Название членов семьи. Энэ минии эжы.Энэ шинии аба. Аба Бато гэжэ нэрэтэй и т.д.Монолог и диалог о семье. Шамда эгэшэ бии гу? Намда бии. Намда угы. Счет. Выполнение упражнений по счету. Тема 3. Моя семья. (5 ч.) Имя существительное. Личные, неличные существительные. Родительный падеж. Работа с таблицей. Работа с текстом. Тема 4. Мой день.(2 ч.) Сутки. Режим дня. Время. Вспомогательный глагол «байна». Тема 5. Здоровье.(5ч.) Виды спорта. Заимствованные слова. Слова «бэшэ», «үгы». Указательные местоимения. Совместный падеж. Контроль знаний и умений. Тема 6. Учеба. Школа.(5ч) Учебные предметы. Глаголы действия. На уроке. Дифтонг үй. Тема 7. Бурятия (5ч.) Образование Бурятии. Города и районы. Символы республики. Числительные. Природа родного края. Утвердительные и отрицательные предложения. Байкал Тема 8. Профессии (5 ч.) Буква и звук өө. «Минии тоодэй»- стихи. Мои родственники. Хэнээр? Юугээр? Хэндэ? Юундэ? Хаана? Тема 9. Повторение (3 ч.) Мой день. Мой режим дня. Глагол. Падежи. Контроль знаний и умений. Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей программы воспитания: участие в школьном этапе ВОШ (сентябрь-октябрь), НПК «Шаг в будущее» (январь), в конкурсах проектов, рисунков, плакатов на краеведческую тематику (февраль, апрель-май), экскурсия в музей истории города (апрель). Обучение может вестись дистанционно с использованием образовательной платформы РЭШ, ZOOM (облачной платформы для проведения онлайн уроков). 1. предметная олимпиада Внеурочная деятельность: 2. участие в предметных конкурсах : «Бамбарууш»», « Гуламта» 3. участие в мероприятиях к празднику Дня Бурятского языка, Сагаалган 4. участие в городских и республиканских конкурсах, проектах и акциях 10.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности Тематическое планирование по бурятскому языку для 5-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО: •- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; •- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; •- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; •- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; •- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; •- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Наименование Количес разделов программы тво часов на тему Тема1. Введение. Что такое язык? Зачем нужен язык? (1 ч.) Виды учебной деятельности Виды контроля Беседа Работа с учебником. Составление схемы. Письмо Опрос тест Кто такой полиглот? Международный, межнациональный, родной, второй, государственный языки. Тема 2. Знакомство Название членов семьи. Энэ минии эжы.Энэ шинии аба. Аба Бато гэжэ нэрэтэй и т.д.Монолог и диалог о семье. Шамда эгэшэ бии гу? Намда бии. Намда угы. Счет. Выполнение упражнений по счету. Тема 3. Моя семья. Имя существительное. Личные, неличные существительные. Родительный падеж. Работа с таблицей. Работа с текстом (3 ч.) Тема 4. Мой день. Сутки. Режим дня. Время. Вспомогательный глагол «байна». (2 ч.) Диалог Лексический тест Монолог Взаимопроверка. Чтение Индив. работа письмо (5 ч.) Работа со словарем Лексическая работа Монолог Чтение письмо Беседа Работа по карточкам Чтение Групповая работа Письмо Речевая практика Тема 5. Здоровье.Виды спорта. Заимствованные слова. Слова «бэшэ», «үгы». Указательные местоимения. Совместный падеж. Контроль знаний и умений (5ч.) Тема 6. Учеба. (5ч) Диалог Парная работа Монолог Чтение Групповая работа письмо Контрольная работа Аудирование Письм. работа Школа.Учебные предметы. Глаголы действия. На уроке. Дифтонг үй Работа со словарем Индив работа Тема 7. Бурятия (5ч.) Образование Бурятии. Города и районы. Символы республики. Числительные. Природа родного края. Утвердительные и отрицательные предложения. Байкал. Беседа Групповая Монолог Парная Чтение работа Тема 8. Профессии Буква и звук өө. «Минии тоодэй»стихи. Мои родственники. Хэнээр? Юугээр? Хэндэ? Юундэ? Аудирование Индив декламация Выразительное чтение Фронтальный Чтение письмо (5 ч.) Письмо Презентация, рефераты Речевая практика опрос. Письм. работа Хаана? Диалог Тема 9. Повторение .Мой день. Мой режим дня. Глагол. Падежи. Контроль знаний и умений. Взаимопроверка Монолог (3 ч.) Чтение Контрольная работа письмо 11.Планируемые результаты изучения учебного предмета А. В коммуникативной сфере (т. е. владении бурятским языком как средством общения) Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности: говорении: •начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя; •расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала; •рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее; •сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о республике; •описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей; аудировании: •воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников; •воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью); •воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст краткие несложные аутентичные прагматические тексты, выделяя значимую/нужную/необходимую информацию; чтении: •читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания; •читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию, выражать свое мнение; •читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации; письменной речи: •писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в бурятском языке; •составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; излагать результаты проектной деятельности. Языковая компетенция (владение языковыми средствами): •применение правил написания слов, изученных в основной школе; •адекватное произношение и различение на слух всех звуков бурятского языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах; •соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы; •распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета); •знание основных способов словообразования; •понимание и использование явлений многозначности слов бурятского языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости; •распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций бурятского языка; знание признаков изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, послелогов); •знание основных различий систем и русского/бурятского языков. Социокультурная компетенция: •знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения бурят и монголоязычных народов; применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; •распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространенной оценочной лексики), принятых в бурятском языке; •знание употребительной фоновой лексики и реалий, некоторых распространенных образцов фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы); •знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы; •представление об особенностях образа жизни, быта, культуры бурят и монголоязычных народов (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); •представление о сходстве и различиях в традициях бурят и контактирующих народов. Компенсаторная компетенция - умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приеме информации за счет использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики. Б. В познавательной сфере: •умение сравнивать языковые явления русского, английского и бурятского языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений; •владение приемами работы с текстом: умение пользоваться определенной стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания); •умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы; •готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу; •умение пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингворегионоведческими справочниками, двуязычным и толковым словарями); •владение способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучения языков. В. В ценностно-ориентационной сфере: •представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления; •достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями бурятского языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах; •представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного, иностранного и бурятского языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации; Г. В эстетической сфере: •владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке; •стремление к знакомству с образцами художественного творчества на бурятском языке; •развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе. 12. Учебно – методическое обеспечение 1.Содномов С.Ц.,Содномова Б.Д Алтаргана. 5класс,Улан-Удэ, «Бэлиг», 2011г. 2.Содномов С.Ц. Найданова В.А,Методические рекомендации к УМК 5 класса.Улан-Удэ, «Бэлиг», 2011г 3.Будаева Д.Ц., Мункуева Ю.Б., Тесты по бурятскому языку как государственному, задания,«Бэлиг», 2010г. 4.Макарова О.Г., Тесты по бурятскому языку как государственному, задания, «Бэлиг», 2009г. 5.Нанзатова Э.П., Содномов С.Ц.,Дамбаева Ж.Д. программа по бурятскому языку для начальных классов общеобразовательных школ с русским языком обучения, Улан – Удэ, «Бэлиг», 2010г. 6.Санжадаева Г.Ц., Тоонто нютаг, Улан – Удэ, «Бэлиг», 2011г. 7.Содномов С.Ц., Дылыкова Р.С., программа по бурятскому языку для 2-9-ых классов общеобразовательных школ с русским языком обучения, Улан – Удэ, «Бэлиг», 2008г. 8.Содномов С.Ц., Региональный стандарт начального и основного общего образования по бурятскому языку как государственному языку Республики Бурятия, Улан-Удэ, «Бэлиг» 2009. 9. Содномов С.Ц.,Содномова Б.Д Алтаргана. Рабочая тетрадь.5класс,Улан-Удэ, «Бэлиг», 2011г. 13. Материально-техническое обеспечение: 1. Наглядный демонстрационный материал – картины, таблицы, опорные схемы 2. Электронный учебник 1 поколения «Буряад хэлэн» 3. Электронный учебник 2 поколения «Буряад хэлэн» 4. Бурятский алфавит 5. СД, ДВД – диски (песни, караоке,фильмы, презентации) 6. Компьютер 14. Контрольно- измерительные материалы 1.Будаевад.Ц., Мункуева Ю.Б., «Тесты по бурятскому языку как государственному», Улан-Удэ, «Бэлиг», 2010г. 2. Макарова О.Г., «Тесты по бурятскому языку», Улан-Удэ, «Бэлиг», 2008г. 4.Макарова О.Г., «Сборник практических заданий», Улан-Удэ, «Бэлиг», 2008г. 5.Мархаева С.Ж., «Тестнууд», Улан-Удэ, «Бэлиг», 2008г. 6.Содномов С.Ц.,Содномова Б.Д Алтаргана, Рабочая тетрадь №1,2 7.Шагдаров Л.Д., «Правила орфографии и пунктуации бурятского языка»,Улан-Удэ, «Бэлиг», 2009г. 8. Шобоева И.М. Карточки для дифференцированной работы. 15. Список литературы А) использованная при составлении программы: 1. Бабуева В.Д., Материальная и духовная культура бурят, Улан-Удэ, 2004г. 2.Воробьев В.А., Тематическое планирование. Английский язык, 2-11кл. Волгоград, 2004г. 3.Дареева О.А., Социокультурный подход к обучению бурятскому языку как второму, Улан-Удэ, БГУ, 2007г. 4.Дареева О.А., Познавательные задачи для изучения культуры на уроках бурятского языка,Улан-Удэ, БГУ, 2009г. 5.Дондуков У-Ж. Ш., Пахутова Е.Г., Учебник бурятского языка,Улан-Удэ, книжное издательство, 2009г. 6.Миронова О.С., Верещагина И.Н., Рогова Т.А., Английский язык, 2класс, поурочные планы по учебнику, Волгоград, «Учитель», 2003г. 7. Нанзатова Э.П., Содномов С.Ц., Дамбаева Ж.Д. программа по бурятскому языку для 29-ых классов общеобразовательных школ с русским языком обучения, Улан – Удэ, «Бэлиг», 2003г. 8.Нанзатова Э.П.,УМК «Эрдэни»,Улан-Удэ, «Бэлиг», 2005 г. 9.Нанзатова Э.П.,УМК «Эрдэни-2»,Улан-Удэ, «Бэлиг», 2008 г. 10.Нанзатова Э.П., Языкова Н.В., Методика государственному,Улан-Удэ, БГУ, 2008 г. обучения бурятскому языку как 12.Пассов Е.И., Основы коммуникационной методики обучения иностранному общению, Москва, «Русский язык»,1999. 13. Содномов С.Ц., Региональный стандарт начального и основного общего образования побурятскому языку как государственному языку Республики Бурятия, Улан-Удэ, 2009. 14. Содномов С.Ц., Дылыкова Р.С., программа по бурятскому языку для 2-9-ых классов общеобразовательных школ с русским языком обучения, Улан – Удэ, «Бэлиг», 2008г. Б) рекомендуемая для учащихся: 1.Алагуева В.П., Золотая книга бурят, Улан-Удэ, «Бэлиг»,2008г. 2.Алагуева В.П., Алмазная книга бурят, Улан-Удэ, «Бэлиг»,2008г. 3.Бабушкин С.М., Русско-бурятский словарь, 2010г. 4.Бадмаева Г.Ц., Суранзан,Улан-Удэ, Бур.кн.изд., 2009г. 5.Жимбиев Ц.А., Шамхандаа, Улан – Удэ,2013. 6.Монгольские народные сказки, изд-во «Детская литература»,2010 г. 7.Нанзатова Э.П.,УМК «Эрдэни»,Улан-Удэ, «Бэлиг», 2005 г. 8.«Одон» - журнал. Изд-во «Буряад Унэн, №1-6,2014 г. 9.Сультимов Д.Н., «Гуталгуй гулабхаа»,Улан-Удэ, Бур.кн.изд., 2013г. 10.Санжадаева Г.Ц., «Тоонто нютаг», Улан-Удэ,«Бэлиг», 2010 г. 16.Приложение Календарно - тематический план. 5 класс. № Разделы, темы, уроки 1 четверть 1 К-во часов 9ч. Тема 1.Введение. Здравствуй, бурятский язык! 1 Языки межнационального и международного общения. Полиглоты. 2 Энэ хэн бэ? Шинии нэрэ хэн бэ? Диалог знакомства. 1 3 Счет до 5. Хэдыб? 1 4 Счет до 10. Хэдыб? 1 Глаголы. Юу хэнэб? 5 Тема 3. Моя семья. Энэ хэн бэ? 1 Лексика «Семья» 6 Личные и неличные существительные. 1 Хэн? Юун? Минии, шинии, 7 Родительный падеж. 1 Хэнэй? Юунэй? 8 Контрольная работа. 1 9 Работа над ошибками. 1 2 четверть 7ч. 10 Тема 4. Мой день. 1 Сутки. Режим дня. 11 12 Время. Вспомогательный глагол «байна» 1 Тема 5. Здоровье. 1 Виды спорта. Заимствованные слова. Дата по плану Дата по факту 13 Слова «бэшэ», «үгы». Спортивные секции. 1 14 Указательные местоимения. 1 Совместный падеж. 15 Речевая практика 1 16 Контрольный урок 1 3 четверть 10ч 17 Тема 6. Учеба,школа. 1 Учебные предметы. Глаголы действия. 18 На уроке. Родительный падеж. 1 19 Наш класс. Дифтонг үй. 1 20 Авторские тексты. Работа с текстами. 1 21 Обобщение по теме. 1 22 Тема 7. Бурятия. 1 История образования Бурятии. Города, районы. Символы республики: герб, флаг, гимн. 23 Природа родного края. Утвердительные и отрицательные предложения. 1 24 Байкал. Растения и животные озера. 1 25 Музеи. Послелоги. 1 26 Контрольная работа по теме. 1 4 четверть 8 ч 27 Тема 8.Профессии. 1 Введение лексики. Буква и звук өө. 28 Мои родственники. Хэнээр? Юугээр? 1 29 Совершенствование речевых умений. 1 Родственники друга. 30 Хэндэ? Юундэ? Хаана? 1 Хэн хаана ажалнаб? 31 Контроль по лексике, грамматике. 1 32 Тема 9.Повторение. 1 Мой день. Чтение и перевод текста. 33 Мой режим дня. Составление монолога. 1 34 Контрольный урок. 1 Итого: 34 ч. Темы рефератов и проектов Пять драгоценностей Бурятская одежда. Национальная кухня. 3 игры мужчин 12 годов (таблица, рисунок) Символы РБ Байкал Музеи города