Образовательная программа МАОУ СОШ 18 Одаренные дети

0

Принята
решением педагогического
совета № 29
от 30.08.2021

Утверждена
приказом директора
МАОУ «СОШ №18» №152/1
от 20.09.2021

Образовательная программа
МАОУ «Средней общеобразовательной школы №18» г. Улан-Удэ по
выявлению и поддержке одаренных и талантливых детей
«Одарённые дети»

г. Улан-Удэ- 2021

1

Содержание
1. Актуальность программы…………………. …………….....…………... 2
2. Краткое описание программы ……………………………....…….…..... 2-7
3. План реализации образовательной программы …………………………8-12
4. Описание эффектов, достигаемых при реализации программы………12-13
5. Описание системы мониторинга реализации программы……………...13-14
6. Приложения………………………………………………………………..15-19

2

Актуальность и принципиальная новизна
Проблема выявления и поддержки одаренных и талантливых детей является одной
из самых сложных и неоднозначных в мировом образовании, в образовательном
пространстве России и г. Улан-Удэ. Важно, что одаренные дети на государственном
уровне признаны ценностью страны, ее уникальным ресурсом, что совпадает с мнением
специалистов: «Это мощнейший естественный ресурс развития общества» (Холодная
М.А., Основные формы проявления одаренности у взрослых // Одаренный ребенок, 2003,
№3, С. 6-9.).
Одним из проектов в
«Школа

программе развития МАОУ «СОШ №18» г. Улан-Удэ

гражданско-правового

становления

и

развития

творческого

потенциала

школьников» является проект: «Творчество. Талант. Одаренность».
Вот основные проблемы, необходимость решения которых побудила нас к поиску
решений в этой сфере и разработке данной программы:
- одаренных детей гораздо больше, чем обычно принято считать;
- одаренность ребенка невозможно выявить с помощью «одноразовой» процедуры:
процесс идентификации интеллектуально одаренных детей должен иметь комплексный
характер;
- интеллектуальная одаренность должна сочетать не только когнитивные, но и
мотивационные, личностные, ценностные и другие индивидуально-психологические
свойства человека;
- детская одаренность часто создает эффект замаскированности самой одаренности, т.е.
является только иллюзией одаренности в виде ускоренного развития определенных
психических функций, специализации интересов;
- «развитие» или «угасание» детской одаренности подвержено влиянию огромного
количества факторов, воздействию социальной и культурной среды, семейного
воспитания, случайных событий;
- одаренный школьник крайне «неудобен» для обучения, он далеко не всегда успешен в
школе, зачастую испытывает серьезные трудности в сфере социализации;
- учителя обычно не подготовлены к работе с одаренными детьми;
- большая часть родителей одаренных детей не предпринимает никаких усилий для
развития их задатков и способностей.
Для решения этих проблем и разработана данная образовательная программа.
Типы одаренности у детей (Холодная М.А. Эволюция интеллектуальной одаренности от
детства к взрослости: эффект инверсии развития //Психологический журнал, 2011, том 32,
№ 5, с. 69–78) :

3

1) дети с ускоренным умственным развитием (интеллект опережает возрастную норму, наблюдается

диссинхрония

психического

развития

–

неравномерность

и

несбалансированность отдельных психических функций);
2) дети с ранней умственной специализацией (при обычном интеллекте ярко выраженная
склонность

к

определенной

предметной

области,

наблюдаются

затруднения

в

эмоциональной саморегуляции, проблемы в общении и т.п.);
3) дети с отдельными незаурядными способностями (уникальные счетные, вербальные,
креативные и другие способности);
4) дети с высокими показателями IQ, испытывающие трудности в обучении;
5) дети с высокими реальными достижениями, включенные в процесс социализации, соответствующий их дарованию («талантливые»).
Ключевым является вопрос: как учить одаренных детей?
Проблемы, связанные с выявлением и сопровождением одаренных и талантливых детей,
рассматриваются с разных позиций:
 гуманистической (каждый ребенок должен иметь все необходимые условия для
реализации и развития своего дарования, быть успешным и счастливым);
 прагматической (необходимо достижение конечной цели работы с одаренным
ребенком, который в будущем должен стать одаренным взрослым и способствовать росту
благосостояния своей Родины).
Участниками данной программы являются все участники образовательного процесса
(ученики, учителя и родители).
Важными направлениями ФГОС начального, основного и среднего общего образования
являются воспитание и социализация обучающихся, их самоидентификация посредством
личностной и общественно значимой деятельности, социального и гражданского
становления; создание условий для развития и самореализации обучающихся. Особое
внимание необходимо уделять одаренным и талантливым детям. Разработанная
программа «Резонанс» позволяет максимально использовать весь учебно-воспитательный
потенциал МАОУ «СОШ №18».
Цель программы: разработка системы деятельности по выявлению, поддержке и
сопровождению одаренных и талантливых детей через внедрение программы. Создание
условий, обеспечивающих возможность творческой самореализации личности школьника
в различных видах деятельности; формирование и развитие личности любознательной,

4

деятельной, оригинальной, талантливой, мыслящей, ориентированной на общекультурые
и этические ценности, на самосознание и самоактуализацию.
Задачи:
1. Повышение качества образовательных услуг на основе индивидуального подхода к развитию каждого ребенка с учетом требований ФГОС и подходов к пониманию детской
одаренности.
2. Выявление учащихся, которые имеют определенные наклонности и способности,
характеризующие одарённость с использованием различных диагностик и сопровождение
одаренных и талантливых детей.
3.

Создание

вариативной

образовательной

среды,

позволяющей

создавать

индивидуальные образовательные маршруты для разных детей с разными особенностями
одаренности.
4. Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления,
инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в

урочной и

внеурочной деятельности.
5. Разработка информационного инструментария для диагностики и сопровождения
детской одаренности в условиях информационно-образовательной среды.
6.

Реализация

эффективной

образовательными

системы

организациями

партнерского

(включая

вузы,

взаимодействия
организации

с

другими

дополнительного

образования и т.д.).
В соответствии с целями и задачами программы были определены три ведущих
направления деятельности: работа со школьниками, работа с учителями, работа с
родителями обучающихся.
Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия, при которых любой
ребенок мог продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить
самостоятельно, нестандартно. Этот путь и будет называться «самосовершенствование
ребенка в условиях образовательного процесса».
Формы работы с одаренными детьми:


использование

системы

развивающего

обучения

и

его

элементов в традиционной системе;


сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения;



разнообразные проблемные вопросы и поисковые задачи;



использование дидактических и ролевых игр, развивающих

наблюдательность, память, творческие способности;

5



игры-соревнования;



для

развития

творческих

способностей

–

составление

сценариев, сочинение сказок;


для

выявления

интеллектуальных,

академических

способностей организацию олимпиад, интеллектуальных игр и марафонов;


включение одаренных детей в поисково-исследовательскую

деятельность;


обогащение активного словарного запаса и использование

нетрадиционных заданий для словарной работы;


включение заданий исследовательского характера во время

проведения экскурсий и т.п.
Модуль 1. Творчество. Ориентирован на учащихся.
Цель: создание вариативной образовательной среды для выявления и сопровождения
одаренных детей.
Задачи:
1)

создание

системы

сопровождения

одаренных

детей

с

учетом

мониторинга

определенных возрастных групп;
2) разработка инструмента для оперативного информирования школьников об олимпиадах
и конкурсах;
Целевые продукты модуля:
1. Выработка ряда Положений:
- о проведении Дней науки и др.;
- Положения о проведении конкурса Ученик года;
- Положения о школьной научно-практической конференции;
2.

Скорректированная

образовательная

программа,

программа

дополнительного

образования.
Концепция одаренности как «развивающейся компетентности» требует применения
вариантов обогащающего обучения, исследовательские и проектные методы, разные
формы взаимодействия с компетентными взрослыми, в том числе в режиме
дистанционного обучения, или тьюторства. Нельзя забывать о детях, даже если у них не
отмечены признаки одаренности. Важной задачей школы является создание условий для
развития интеллектуальных и творческих способностей всех школьников. А это возможно
только при развитии качественного основного и дополнительного образования, обширной
и эффективной системы проектной деятельности и создания ситуаций, где у каждого
ребенка будет возможность проявить себя. Необходимо индивидуализированное обучение

6

в условиях вариативной и обогащенной образовательной среды с возможностью
выстраивания индивидуальных образовательных траекторий с учетом специфики
образовательных потребностей каждого ребенка (система разноуровневых заданий, в т.ч.,
домашних, повышение вариативности образовательной среды на основе выбора,
профильности, специализации в старших классах.
Модуль 1 ориентирован на учителя.
Цель: создание профессиональной научно-методической среды для выявления и
сопровождения одаренных детей.
Задачи:
1) подготовка педагогических работников к выявлению и сопровождению одаренных
детей, обучение учителей использованию диагностического инструментария;
2)

разработка

информационно-технологического

сопровождения

для

работы

с

одаренными детьми (мониторинговый комплекс и пр.);
3) создание системы оперативного оповещения и подготовки школьников и их родителей
к участию детей в конкурсах и олимпиадах.
Целевые продукты модуля:
1. Корректировка психолого-педагогической системы сопровождения учащихся.
2. Создание школьной системы мониторинга способностей учащихся. Результат: описание
системы мониторинга способностей в форме методических рекомендаций.
Задатки и способности развиваются более эффективно в богатой интеллектуальной и
культурной

среде,

поэтому

образовательная

организация

должно

работать

над

формированием такой среды, где важен каждый компонент: от имиджевых характеристик,
особенностей интерьеров и внешнего вида участников образовательного процесса,
грамотности и красоты их речи до культуры учебной деятельности в целом. Учителей
необходимо готовить к работе с одаренными детьми, хотя бы на основе внутришкольной
программы повышения квалификации. В ином случае одаренные дети не станут
важнейшим ресурсом развития общества, а их судьба не сложится так, как могла бы
сложиться.
Модуль 3 ориентирован на родителей.
Цель: создание консультационно-партнерской среды для выявления и сопровождения
одаренных детей.
Задачи:
1) консультирование родителей обучающихся;
2) психолого-педагогическое просвещение родителей;
3) создание эффективной системы партнерских отношений с родителями школьников.

7

Целевые продукты модуля:
1.Организация консультаций родителей с целью помощи в диагностике способностей ребенка.
2. Разнообразные формы проведения родительских собраний, конференций.
Около 80% родителей одаренных детей не подозревает об их особенностях и не
предпринимает никаких усилий для развития задатков и способностей. Некоторые
родители полностью игнорируют особенности своего ребенка, так как либо не знают о
них, либо проявляют равнодушие. Позитивное отношение родителей также может быть
проблемой: в случае попытки реализации родителей через способности ребенка или
попытки

настойчивого

и

утомительного

преувеличения

возможностей

ребенка,

обращением к занятиям чем-либо через силу, наказаниями. Родители школьников (в т.ч.
будущих первоклассников) должны быть подготовлены к восприятию особенностей своих
детей, информированы о наличии у ребенка задатков и способностей, относиться к ним
адекватно, что требует создания специального сопровождения для родителей учащихся.
Модель инновационного продукта основана на следующих ключевых положениях:
- внимание к каждому школьнику, в т.ч., потенциальному;
- учет особенностей, в т.ч. их изменений, связанных с развитием;
-

взаимодействие всех участников образовательного процесса для решения общих

проблем;
- целостность;
- информатизация;
- модульность.
Основные образовательные технологии, используемые в организации
образовательного и воспитательного процесса
1.

Личностно-ориентированные педагогические технологии

2.

Педагогика сотрудничества

3.

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации

деятельности учащихся
4.

Игровые технологии; групповые технологии

5.

Проблемное обучение

6.

Технологии коммуникативного обучения иноязычной культуре

7.

Технологии уровневой дифференциации и индивидуализации обучения

8.

Технологии укрупнения дидактических единиц

9.

Реализация теории поэтапного формирования умственных действий

В центре внимания программы – личность ребенка, его уникальность и неповторимость.

8

План реализации программы.
Программа может быть реализована поэтапно, с учетом возможностей школы и
доступности ресурсов.

Организационноподготовительный
этап

Название
этапа

Цели и задачи

Механизмы реализации и результаты

Участники

Организация
процесса
внедрения
программы.
Обучение
педагогического
коллектива для
внедрения
программы.

Информационно-методическая работа.

представители
администрации,
педагогические
работники,
школьный
психолог,
родители учащихся

Семинар для педагогов школы
«Организация работы с одаренными
детьми»;
Комплектование творческих групп,
объединяющих педагогов одного или
различных направлений для ведения
экспериментальной работы;
Разработка, обсуждение и принятие
школьной программы психологопедагогической поддержки одаренных
детей;
Проведение семинара для классных
руководителей «Одаренные дети в условиях
массовой школы»;
Участие в городских, республиканских
научно-практических конференциях,
педагогических чтениях и т.п. по проблеме
развития детской одаренности;
Подготовка публикаций (статей) для
сборников по проблеме развития творческих
способностей, детской одаренности;
Создание методических рекомендаций по
работе с одаренными детьми.

9

Внедрение
программы.
Реализация
основных
мероприятий.

Основной этап

Модуль 1.

Оптимизация образовательной среды
школы с целью эффективного включения
всего комплекса возможностей для
выявления и сопровождения одарённых и
талантливых детей.
Результат:
Организация участия учащихся в
интеллектуальных и научных
мероприятиях школьного, городского,
регионального и федерального уровней.
Проведение предметных недель и олимпиад.
Муниципальная Олимпиада «КЛИО».
Интеллектуальные игры.
Публичная презентация результатов
исследовательских и творческих работ
учащихся.
Муниципальная НПК для 2-4 кл. «Эврика»,
5-7 классов «Старт в науку».
Конкурс «Самый, самый!» (выявление
талантов)
Положение о проведении Дней науки,
школьной научнопрактической НПК и др.
Скорректированная программа
дополнительного образования.
Проектная деятельность учащихся и
мониторинг динамики развития
Работа над созданием профильных
образовательных программ для одаренных
детей по направлениям: гуманитарному,
физико-математическому.
Создание условий для групповых занятий
художественно-одаренным детям.
Интеграция общего и дополнительного
образования.
Профориентационная работа. Создание
дуального образования. Заключение
договоров с лицеями № 12,16.
Заключение договоров с Бурятским
республиканским педагогическим
колледжем (МАОУ «СОШ №18» – базовая
школа для прохождения педагогической
практики)

представители
администрации,
педагогические
работники,
школьный
психолог,
родители
учащихся,
учащиеся

10

Модуль 2.

Аналитический этап

Модуль 3.

Обобщение и
распространение опыты
работы

Психолого-педагогическое просвещение
родителей.
Участие родителей в проведении
мероприятий в школе.
Организация консультаций родителей с
целью помощи в диагностике способностей
ребенка.
Проведение родительских собраний и
конференции.
Корректировка психолого-педагогической
системы
сопровождения учащихся.
Создание школьной системы мониторинга
способностей учащихся
Результат: описание системы мониторинга
способностей в форме методических
рекомендаций. Система оценки
способностей
для школьников и их родителей,
педагогических работников с примерными
рекомендациями.
Мониторинг эффективности внедрения
программы

представители
администрации,
педагогические
работники,
школьный
психолог,
родители учащихся

проведение педагогического совета и
родительской конференции, реализация
сетевого взаимодействия ОУ, проведение
семинара и по результатам реализации
программы.

представители
администрации,
педагогические
работники,
школьный
психолог,
родители
учащихся,
учащиеся

представители
администрации,
педагогические
работники,
школьный
психолог,
родители
учащихся,
учащиеся

11

Творчество. Талант. Одаренность

Ансамбли и
студии

Хореографический
ансамбль
«Надежда»

Вокальная студия
«Планета детства»
Студия декоративноприкладного
творчества

Конкурсы «Ученик
года», «Самый,
самый» и т. д.

Презентация, творческий
отчет деятельности
детских объединений

Клубы

«Пирамида»
(5-7 кл.)

«Эрудит»
(7-11 кл.)

Научные
общества

НОУ «Сова»
(5-11 кл.)

НОУ «ИНФО+»
(8-11 кл.)

«Эврика»
(6-8 кл.)

Городская олимпиада
«КЛИО»

Фестиваль
художественного
творчества

Городская НПК для
учащихся 2-4
«Эврика»,, 5-7
классов «Старт в
науку»»

12

Образовательная программа, объединяя гуманистический и прагматический подход к
работе с одаренными детьми, решает психолого-педагогические и организационные
задачи выявления и сопровождения одаренных и талантливых детей в школе.
Программа соответствует законодательной и стратегической основе образования,
опираясь на Закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный
государственный образовательный стандарт.
Внедрение программы предполагает достижение результатов как для МАОУ «СОШ
№18», так и для всех участников образовательного процесса.
Итоговыми результатами реализации образовательной программы станут:
-

скорректированная

образовательная

программа,

программа

дополнительного

образования ;
- информационно-методические материалы (описание системы мониторинга способностей
учащихся, описание технологии организации работы консультационного центра для
родителей, материалы просветительского центра для родителей);
Для школы становится возможным достижение следующих эффектов:
- создание системы выявления и сопровождения одаренных и талантливых детей на
основе мониторинга различных видов детской одаренности;
-

вариативной

образовательной

среды,

позволяющей

создавать

индивидуальные

образовательные маршруты для разных детей с разными особенностями одаренности;
- эффективной системы партнерского взаимодействия с другими образовательными
организациями (включая вузы, организации дополнительного образования и т.д.);
- повышение качества образовательных услуг на основе позитивных партнерских
отношений с учениками и их родителями, представителями общественности.
Ученик:
- сможет более точно определить свои личностные особенности, связанные с видом
одаренности;
- научится выстраивать собственный образовательный маршрут и жизненный на основе
приоритетов и интересов, возможностей и пожеланий;
- получит возможность более успешного обучения и большей вероятности в достижении
именно тех целей, которые для него объективно и субъективно являются самыми
важными.
Учитель:
- научится работать с одаренными детьми и видеть разные виды одаренности, более
успешно решать неизбежные профессиональные проблемы в деле выявления и

13

сопровождения одаренных и талантливых детей на основе программы повышения
квалификации и научно-методического сопровождения;
-

приобретет

опыт

инновационной

деятельности,

освоит

новые

инструменты

профессиональной деятельности, будет более успешен на рынке образовательных услуг;
- сможет работать в более гармоничной образовательной среде, получая удовлетворения
от профессиональной деятельности.
Родители обучающихся (законные представители):
- получат профессиональную психолого-педагогическую помощь и поддержку в
диагностике и сопровождении своего ребенка;
- смогут избежать ошибок отношения к своему ребенку как к одаренному или к
лишенному задатков и способностей;
- будут лучше понимать и своих детей, и учителей, находя точки взаимодействия в общем
семейно-государственном деле образования и воспитания новых людей для сегодняшней
реальности и большого будущего.
Руководитель образовательной организации, администрация школы:
- получат возможность реального развития своей школы на основе общего, интересного
дела

для

педагогического

коллектива,

повышения

результатов

образовательной

деятельности, внимания к каждому ребенку, приглашения родителей обучающихся
(законных представителей) к сотрудничеству;
- сделают жизнь школы более интересной, полной, яркой и позитивной на основе
достижений психологической и педагогической теории и практики в такой тонкой сфере,
как работа с одаренными и талантливыми детьми;
- смогут создать условия для улучшения имиджевых характеристик своей образовательной организации.
Государство:
- получит самый ценный ресурс развития общества – одаренных людей, одаренных и талантливых взрослых, которыми станут одаренные и талантливые дети.
Система мониторинга реализации программы.
Одним из основных обязательных условий успешности реализации программы является
разработка и реализация системы мониторинга, создание диагностических материалов,
описание процессов, процедур и экспертная деятельности с возможностью последующей
коррекции.
Цель мониторинга: сбор информации об эффективности инновационной образовательной
программы.
Задачи мониторинга:

14

- экспертиза эффективности использования программы
- совершенствование отдельных проектов программы и инструментов их реализации,
оценки и коррекции (в случае необходимости).
Формы мониторинга:
- система самооценки и самообследования на основе разработанны критериев и
показателей.

Приложения
Индивидуальная психолого-педагогическая карта одаренного ребенка
Ф. И. учащегося: ________________________________________________.
Баллы

Виды работы на уроке
Организационные умения и навыки

Получив задание:
3
Планирует работу до ее начала
2
Планирует действия в ходе работы
1
Не составляет плана работы
Вопросы, уточняющие задание:
4
Не нуждается в дополнительных пояснениях
3
Задает вопросы до начала работы
2
Задает вопросы в ходе работы
1
Не задает вопросы, хотя и нуждается в пояснениях
Выполняя задание:
1
Точно придерживается плана
3
Отступает от плана в деталях, сохраняя общую последовательность
действий
2
Начинает работать по плану, но в ходе работы нарушает порядок
действий
1
Работает хаотично, без плана
Завершая задание:
3
Обязательно добивается запланированного результата
2
Не доводит работу до окончательного результата
1
Довольствуется ошибочным результатом
Закончив работу:
4
Проверяет результат, находит и исправляет ошибки
3
Результат не проверяет, т. к. довольствуется любым результатом
2
Результат не проверяет, т. к. всегда убежден в его правильности
1
Результат проверяет, но ошибок не видит
Помощь в работе:
4
Не нуждается
1

Необходимо поставить “галочку” в соответствующей строке.

Результат1.
I четверть

15

3
2
1

Нуждается и принимает
Нуждается, но не умеет пользоваться
Нуждается, но не обращается
Коммуникативные умения и навыки
Изложение собственных мыслей:
3
Может самостоятельно донести свою мысль до других
2
Может донести свою мысль до других только с помощью наводящих
вопросов
1
Не может донести свою мысль до других даже с помощью наводящих
вопросов
Ведение дискуссии: способность отвечать на вопросы:
4
Обычно отвечает, давая развернутый ответ
3
Обычно отвечает, давая краткий ответ
2
Как правило, при ответе испытывает затруднения из-за волнения
1
Практически не может самостоятельно отвечать на вопросы
Ведение дискуссии: способность задавать вопросы:
3
Обычно самостоятельно формулирует корректные вопросы
2
Формулировки вопросов не всегда понятны собеседнику и требуют
уточнений
1
Практически не может формулировать вопросы, понятные
собеседнику
Ведение дискуссии: способность корректно возражать оппоненту:
3
Обычно возражает оппоненту корректно
2
Не всегда корректно возражает оппоненту
1
Как правило, не соблюдает корректность, возражая оппоненту
Взаимодействие в учебной группе: способность аргументировано отстаивать собственную
позицию:
3
Обычно отстаивает свою позицию аргументировано
2
Не всегда аргументировано отстаивает свою позицию
1
Как правило, не может аргументировано отстаивать свою позицию
Взаимодействие в учебной группе: способность гибко (разумно и осознанно) менять
собственную позицию:
4
Обычно может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию в
случае необходимости
3
Не всегда может в случае необходимости гибко (разумно и
осознанно) менять свою позицию
2
Как правило, не может гибко (разумно и осознанно) менять свою
позицию, даже если понимает необходимость этого шага
1
Не может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию, потому
что, как правило, не понимает необходимости этого шага
Взаимодействие в учебной группе: способность подчиниться решению группы для успеха
общего дела:
3
Обычно может подчиниться решению группы
2
Не всегда может подчиниться решению группы
1
Как правило, не подчиняется решению группы
Соблюдение социальной дистанции в ходе общения (способность учитывать статус
собеседника и особенности ситуации общения):
3
Обычно удерживает социальную дистанцию в ходе общения
2
Не всегда удерживает социальную дистанцию в общении
1
Как правило, игнорирует социальную дистанцию в ходе общения

16

Интеллектуальные умения и навыки
Восприятие информации. Устную информацию воспринимает:
4
С первого предъявления
3
Нуждается в дополнительных разъяснениях
2
Нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем
усвоения
1
Не воспринимает устную инструкцию
Восприятие информации. Письменную инструкцию (в учебнике, на доске, на карточке и т. п.)
воспринимает:
4
Самостоятельно
3
Нуждается в разъяснениях
2
Нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем
усвоения
1
Не воспринимает письменную инструкцию
Интеллектуальная обработка информации: умеет ли выделять главное в предложенной
информации:
3
Способен выделить самостоятельно
2
Нуждается в дополнительных (наводящих, уточняющих) вопросах
1
Испытывает значительные затруднения
Интеллектуальная обработка информации: умеет ли выделить новое в учебном материале:
3
Способен выделить самостоятельно
2
Нуждается в помощи
1
Испытывает значительные затруднения
Темп интеллектуальной деятельности:
3
Выше, чем у других учащихся класса
2
Такой же, как у других учащихся класса
1
Значительно снижен
Результативность интеллектуальной деятельности. Результат получает:
4
Успешно (рационально, эффективно) воспроизводя предложенный
учителем алгоритм
3
Оригинальным творческим способом
2
Нерациональным ("длинным") путем
1
Путем подгонки под ответ ("методом тыка")
Результативность интеллектуальной деятельности: предъявление результата:
4
Способен дать развернутый ответ и аргументировать свое решение
3
Способен дать правильный ответ, но не может его обосновать
2
Приходится "вытягивать" ответы
1
Необходимость отвечать, как правило, вызывает серьезные
затруднения
Самооценка результата работы:
3
Способен дать объективную оценку результату своей работы, т. к.
понимает суть допущенных ошибок
2
Не всегда может дать объективную оценку своей работе, хотя, как
правило, видит допущенные ошибки
1
Не может объективно оценить свою работу, т. к. не понимает, что
допустил ошибки
Соответствие статуса учащегося требованиям программы обучения:
3
Способен усвоить программу по предмету в нормативные сроки
2
Для освоения программы требуется система дополнительных занятий
1
Освоение программы по различным причинам затруднено

17

Обработка результатов
Группы, баллы

Статус обучающегося

Рекомендации учителю

Интеллектуальные умения и навыки
Сильная группа
(24–31 балл)

Успешно воспринимает учебную
информацию (как устную, так и письменную)
с первого предъявления. Способен
самостоятельно выделить новое и главное при
интеллектуальной обработке учебного
материала. Темп интеллектуальной
деятельности выше, чем у других учащихся.
Результат получает, успешно воспроизводя
предложенный алгоритм, в ряде случаев
может действовать оригинальным способом.
Способен дать развернутый ответ,
аргументировать свою позицию. В
большинстве случаев может дать
объективную оценку результату своей работы,
т. к. понимает суть допущенных ошибок

Желательно поощрять
творческий подход к
решению учебных задач,
развивать познавательные
мотивы

Средняя группа
(16–23 балла)

Воспринимая учебную информацию (устную
и письменную), нуждается в дополнительных
разъяснениях. При интеллектуальной
обработке информации требуется некоторая
(стимулирующая, организующая) помощь.
Темп деятельности средний. Результат работы
чаще всего получает, воспроизводя
предложенный учителем алгоритм, хотя
временами действует нерациональным,
"длинным" путем. Давая правильный ответ, не
всегда может обосновать свою точку зрения.
Не всегда может дать объективную оценку
своей работы, хотя, как правило, видит
допущенные ошибки

Нужно оказать учащемуся
организующую и
стимулирующую помощь.
Необходимо развивать
способность действовать
рациональными способами,
умение аргументировать
свою позицию,
обосновывать полученный
результат. Следует
совершенствовать умение
объективно оценивать свою
работу

Слабая группа (9– Воспринимая информацию, практически не в
15 баллов)
состоянии действовать самостоятельно;
особые трудности вызывает информация,
предъявляемая в письменной форме.
Испытывает затруднения, выделяя новое и
главное при интеллектуальной обработке
информации. Темп интеллектуальной
деятельности и ее результативность выражено
снижены. Результаты работы чаще всего
получает путем "подгонки под ответ", а
необходимость предъявлять его вызывает
серьезные затруднения, ответы, как правило,
приходится "вытягивать". Не может
объективно оценить свою работу, т. к. часто
не видит своих ошибок или не понимает, что
допустил их, в связи с тем, что во внутреннем
плане не сформировано представление об

Пошаговое предъявление
учебной информации с
пошаговым контролем ее
усвоения. При
интеллектуальной
обработке информации
необходима значительная
обучающая, организующая
и стимулирующая помощь
учителя. Необходимо
развивать приемы
логического мышления,
формировать
представления об эталоне
работы и критериях ее
оценки. Для освоения
большинства учебных

18

эталоне работы. Освоение школьной
программы значительно затруднено

предметов требуется
система дополнительных
занятий

Коммуникативные умения и навыки
Сильная группа
(21–26 баллов)

Способен ясно и четко излагать свои мысли,
корректно отвечать на поставленные вопросы,
формулировать вопросы собеседнику, а также
возражать оппоненту. Умеет аргументировать
свою позицию или гибко менять ее в случае
необходимости. Способен подчиниться
решению группы ради успеха общего дела.
Всегда удерживает социальную дистанцию в
ходе общения

Обучающиеся не
нуждаются в специальной
работе по развитию
коммуникативных навыков

Средняя группа
(14–20 баллов)

Испытывает некоторые затруднения при
изложении собственных мыслей, ответах на
обращенные к нему вопросы в связи с
волнением (ограниченным словарным
запасом) и при попытках самостоятельно
формулировать вопросы собеседнику. Не
всегда способен отстоять свою позицию или
разумно изменить ее, а также подчиниться
решению группы для успеха общего дела.
Возражая оппоненту, бывает некорректен. В
ходе общения может нарушать социальную
дистанцию

Необходимо работать над
совершенствованием
умения обучающихся
излагать свои мысли,
формулировать вопросы
собеседнику и отвечать на
поставленные вопросы.
Желательно помочь
ученику в развитии
способности отстаивать
свою позицию или разумно
менять ее. Следует
работать над умением
соблюдать социальную
дистанцию в общении

Слабая группа (8– Неспособен самостоятельно донести до
13баллов)
окружающих собственные мысли и
формулировать ответы на обращенные к нему
вопросы, а также самостоятельно
формулировать вопросы собеседнику. В ходе
дискуссии, как правило, некорректен. Не
может аргументировано отстаивать
собственную позицию и гибко менять ее, т. к.
не понимает необходимости этого шага. При
взаимодействии в группе не подчиняется
общему решению. Неспособен строить
общение с учетом статуса собеседника и
особенностей ситуации общения

Необходимо развивать
приемы участия в
дискуссии, формировать
способность обосновывать
свою позицию в споре,
видеть общую цель группы
и действовать в
соответствии с ней,
удерживать социальную
дистанцию в ходе общения
со взрослыми и
сверстниками

Организационные умения и навыки
Сильная группа
(17–22 балла)

Способен осмыслить учебную задачу как цель
своей деятельности. В большинстве случаев,
приступая к работе, заранее планирует свои
действия или успешно пользуется уже
сформированными алгоритмами работы. В
случае необходимости уточняет детали до
начала работы. Осуществляя работу, точно

Следует развивать
самостоятельность в
учебной работе, поощрять
найденные учеником
оригинальные и
рациональные способы
организации собственной

19

Средняя группа
(11–16 баллов)

придерживается имеющегося плана или
отступает от плана лишь в деталях, сохраняя
общую последовательность действий.
Завершая задание, обязательно добивается
запланированного результата. Закончив
работу, проверяет ее, находит и исправляет
ошибки. В случае необходимости способен
обратиться за помощью и воспользоваться ей

работы

Во многих случаях способен осмыслить
учебную задачу как цель своей деятельности.
При этом планирование и необходимые
уточнения осуществляет уже в ходе работы.
Имея целый ряд сформированных алгоритмов
работы, не всегда способен выбрать
оптимальный. При реализации плана работы
отступает от него в деталях, сохраняя общую
последовательность действий. Завершая
работу, не всегда добивается
запланированного результата. Результат
работы не проверяет в связи с тем, что заранее
убежден в его правильности или потому, что
довольствуется любым результатом. В случае
необходимости может обратиться за
помощью, но не всегда способен ей
воспользоваться

Нужно оказать учащемуся
организующую и
стимулирующую помощь.
Необходимо развивать
навыки планирования
собственной деятельности
и способность действовать
в соответствии с планом,
умение выбирать
оптимальный алгоритм
работы. Также следует
формировать более четкие
представления об эталоне
работы и критериях ее
оценки

Слабая группа (6– Затруднено осмысление учебной задачи как
10 баллов)
цели деятельности. Приступает к работе, не
имея плана, уточняющих вопросов не задает,
хотя и нуждается в пояснениях; действует
импульсивно, хаотично. Если план работы
предложен педагогом, в ходе работы грубо
нарушает его, не замечая этого. Завершив
задание, часто довольствуется ошибочным
результатом. При этом, даже проверяя
результат, допущенных ошибок не видит. Не
способен обратиться за необходимой
помощью и, даже если такая помощь оказана,
не умеет ей воспользоваться

Необходимо обучать
умению ставить цель
собственной деятельности,
разрабатывать шаги по ее
достижению, пошагово
сверять свои действия с
имеющимся планом. По
завершении работы следует
побуждать ученика
сравнивать полученный
результат с эталоном,
находить и исправлять
допущенные ошибки и на
этой основе делать
самооценку. Желательно
показывать ученику, где
можно получить помощь и
как ей воспользоваться


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».