Принята решением педагогического совета № 29 от 30.08.2021 Утверждена приказом директора МАОУ «СОШ №18» №152/1 от 20.09.2021 Программа профессионального развития педагогов Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №18» г. Улан-Удэ Профессиональная компетентность есть единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Одной из основных компетентности задач школы является развитие профессиональной педагога, что включает в себя формирование восприимчивости к инновационным течениям в рамках развивающейся образовательной среды, умение пользоваться современными технологиями и, таким образом, улучшать образовательный процесс, развитие творческого потенциала и индивидуальности, способности адаптироваться в постоянно меняющейся образовательной среде, «идти в ногу со временем», посредством изучения и применения различных педагогических методик и программ. Кадровый состав педагогов МАОУ СОШ №18 всего 39 Категории: высшая 10 первая 16 Награды: почетный работник общего образования РФ 10 заслуженный учитель РБ 1 Основную часть педагогического коллектива составляют опытные, теоретически и практически подготовленные педагоги, поэтому школа обладает необходимым и достаточно педагогическим потенциалом для осуществления образовательного процесса. Для реализации программы развития школы должны быть задействованы дополнительные кадровые ресурсы: психолог, руководители спортивных секций, медицинские работники из городского центра медицинской профилактики и информации (для консультаций) и СПИД-центра. Программа развития МАОУ «СОШ №18» «Школа гражданско-правового становления и развития творческого потенциала школьников» реализуется через 6 подпроектов. Один из них «Учитель. Мастер. Исследователь». Цель: формирование и развитие профессиональной компетентности современного учителя. Создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогического коллектива школы. Основные задачи: 1. Эффективное использование труда педагогических кадров в условиях меняющейся демографической ситуации 2. Вовлечение школы в разработку и осуществление системы школьных инновационных проектов по педагогической и управленческой деятельности для решения конкретных практических проблем профессионализации учителя. 3.Разработка и опытная проверка «профессионального стандарта» деятельности учителя школы, основанного на инновационной модели его профессионализма и на идеологии инновационного менеджмента персонала современной школы. 4. Создание инновационного банка «Методическая компетентность учителя» (печатного и электронного), включающего разделы: «Деятельность учителя в системе инновационного менеджмента персонала школы»; «Анализ современного урока»; «Мониторинг профессионально-творческого роста учителя» и «Стимулирование профессиональнотворческого роста учителя», «Здоровьесберегающая направленность современного урока». 5. Создание системы по поддержке, развитию и интеграции положительного опыта педагогов школы. Механизмы реализации: Основным механизмом реализации является осуществление образовательного процесса как субъектной деятельности, организаторами которой является педагогический коллектив школы. Система работы с кадрами (методы отбора, привлечения и мотивации сотрудников, сплочения и командообразования, развития профессиональных и личностных качеств, разрешения конфликтов, механизмы стимулирования и т.п.) в школе нацелена на формирование коллектива профессионалов, способного решать инновационные и творческие задачи в непрерывно меняющихся условиях. В качестве основных точек роста учителя мы видим развитие своих ключевых профессиональных компетенций, а не предметной составляющей своей работы. Кроме того, результаты образования, заложенные в новые стандарты и программу развития школы, не будут достигнуты, если учителя не овладеют современными образовательными технологиями, не настроятся на критическое осмысление как собственного, так и чужого педагогического опыта. На период с 2017 по 2022 гг. мы определили 5 основных направления деятельности по развитию кадрового потенциала. 1. Продолжить развитие системы внутришкольной стажировки учителей, позволяющих максимально использовать внутренние ресурсы школы и партнерской сети для улучшения качества образования. Для этого стажировок, нужно: продолжить включающих функционирование взаимопосещение внутришкольных занятий, организацию совместных мероприятий, проблемных семинаров, мастер-классов, круглых столов, анализ уроков и др. Структура модели повышения квалификации в МАОУ СШ № 18 включает три организационных уровня: - самообразование - школьный - муниципальный Первый уровень самообразование - предоставляет наибольшую творческую свободу педагогу. Содержательно он включает изучение и апробацию тех материалов, которые связаны с ближайшими рабочими потребностями учителя. Перечень вопросов, выбранных педагогом для самостоятельного освоения на предстоящий учебный год, включается в его годовой план и регистрируется в плане работы предметного методического объединения. В течение учебного года на заседаниях ШМО заслушиваются отчеты педагогов о проведенной работе по теме самообразования. Самообразование осуществляется в форме изучения теоретических вопросов, освоения методик, технологий, педагогических разработки проектов, авторских написания статей, программ, выполнения подготовки конкурсных материалов и др. Само время предъявляет к педагогам такие требования как профессионализм, способность к творческому использованию все возрастающего потока информации на практике. В большей степени от уровня профессионально-педагогической культуры педагога, его способности к постоянному личностному и профессиональному росту зависит и качество образования, подготовленность обучающихся к жизни в современных условиях перехода на ФГОС. Именно поэтому требование повышения качества образования и стимулирование личностного развития учащихся, несомненно, требует постоянного самообразования учителя. Тем более, что современное образовательное общество характеризуется как общество «деятельностного знания», где особую роль играет процесс трансформации знания в умение применить его на практике. Самообразование, прежде всего, расширяет и углубляет этот процесс, способствует осмыслению инноваций на более высоком и теоретиком, и практическом уровне, что и требует от педагогов системно-деятельностный подход. . На школьном уровне повышения квалификации учителей проходит через: - систему педагогических советов; - работу школьных методических объединений учителей; - работу общешкольных методических семинаров; - работу постоянно действующих тематических семинаров; - проведение и посещение открытых уроков; - наставничество; - портфолио педагога. Система педагогических советов направлена на организацию деятельности педагогического коллектива в течение всего учебного года и касается большого круга вопросов. В школе организована работа 5 предметных методических объединений. 2. Расширение диапазона и возможностей повышения квалификации педагогов за счет обучения на дистанционных курсах, активизации индивидуального и коллективного участия педагогов в конкурсах различного уровня и направленности. К инновационным формам самообразования относятся, прежде всего, дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы. Дистанционные курсы можно пройти в удобное для педагогов время; а также можно выбрать темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам. 3. Повышение квалификации педагогов и предъявление своего опыта общественности возможны в сотрудничестве со сферой бизнес – образования 4. Приведение критериев и технологии мониторинга эффективности педагогической деятельности в соответствие с требованиями ФГОС и образовательной программы школы. Создание системы мониторинга метапредметных и личностных результатов, интегрирующей показатели не только учебного, но и психологического и физического развития учащихся, их здоровья, творческих достижений - задача следующего этапа развития. 5. Модернизация системы стимулирования сотрудников по результатам педагогической деятельности. Нормой для всех руководителей и подразделений школы сегодня является использование активных форм мотивации и дополнительной подготовки кадров. Реорганизация сделала активные формы развития кадрового потенциала еще более востребованными. Необходимо совершенствовать существующую систему стимулирования сотрудников, адаптируя ее к новым требованиям и результатам педагогической деятельности. Механизм реализации Развитие системы внутришкольной стажировки Расширение диапазона и возможностей повышения квалификации Приведение критериев и технологии мониторинга эффективности в соответствии ФГОС Модернизация системы стимулирования сотрудников по результатам педагогической деятельности Сотрудничес тво со сферой бизнес образования. Критерии результативности: Практическое 1. совершенствование образовательной деятельности школы. Тиражирование разработанных материалов в печатном и электронном 2. виде. Создание системы по поддержке, развитию и интеграции 3. положительного опыта педагогов школы. № 1 2 Содержание Раз работка перспективного плана повышения квалификации педагогов, классных руководителей администрации школы. Корректировка направлений деятельности Методического Совета школы, методических объединений в соответствии с направлениями развития школы сроки ежегодно Школа №18 становится базовой школой в предметной области история. Создание «Ресурсного центра». На базе которого проводятся: семинары, НПК для учителей истории и обществознания. 3 4. 5 6. 7. 8. 9. 10. Обобщение опыта работы учителей школы по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебный процесс, внеклассную деятельность педагогов. Корректировка положений школьных конкурсов «Лучший учитель», «Кабинет - учебное пространство», «Самый классный классный», разработка положения о присвоении внутришкольных званий учителя. Ведение внутришкольных званий «Учительметодист», «Учитель-исследователь», «Учительноватор», «Учитель наставник». Материально-техническое оснащение рабочего места учителя (проектно-программное обеспечение; информационно-ресурсное обеспечение; обеспечение учителей свободного доступа к информационным ресурсам). Изучение нормативных документов регламентирующих аттестационные процедуры Деятельность по обеспечению условий расширения информационного пространства школы и применению компьютерных технологий в образовательном процессе PR-деятельность (распространение передового педагогического опыта через публикации материалов, организацию мастер-классов, творческих мастерских, семинаров, участие в конференциях). Организация сотрудничества с учреждениями дополнительного образования, информационнометодическим центром, с вузами и с ученымипрактиками. Поддержка и обновление сайта школы, создание форума на сайте, поддержание работы школьной локальной сети, создание и использование 11. 12. электронной базы педагогических кадров, электронной библиотеки, создание библиотеки электронных учебников и обучающих программ, использование Интернет-ресурсов, организация работы справочно-информационного центра. Диагностика состояния образовательного процесса с последующим проблемным анализом и коррекцией, диагностика уровня профессиональной компетентности учителей для выявления запросов на методическую помощь, мониторинг результатов ЕГЭ. Реализация проекта «Учитель, славлю имя твоё» Что делать Ожидаемый результат Продукт Формирование плана адресных программ повышения квалификации учителей Профессиональная подготовка начинающих учителей Повышение квалификации педагогов по актуальным для педагогов и школы проблемам Рост профессионализма Сохранение молодых кадров в школе Перспективный план адресного повышения квалификации Создание системы внутришкольных конкурсов профессионального мастерства Профессиональная самореализация учителей Поддержка учителей, участвующих в Профессиональная самореализация Положение о конкурсе. Методика проведения конкурса Альтернативные источники финансирования для выплат стимулирующего характера Методические материалы Программа профессиональной подготовки начинающих учителей профессиональных конкурсах вне школы Развитие системы внутришкольной стажировки Совершенствование системы мониторинга школы Совершенствование системы стимулирования сотрудников Повышение квалификации педагогов по актуальным для педагогов и школы проблемам, позволяющее максимально Приведение критериев и технологии мониторинга эффективности педагогической деятельности в соответствие с требованиями новых ФГОС и образовательной программы школы Модернизация системы стимулирования сотрудников по результатам педагогической деятельности. созданные в процессе подготовке к конкурсам Пакет документов, обеспечивающих последовательность выполнения процедуры и определяющих использовать внутренние ресурсы школы и партнерской сети для улучшения качества образования ответственность за ее результаты Банк КИМ предметной обучености учащихся; Система мониторинга метапредметных и личностных результатов Положение о системе стимулирования сотрудников школы Ресурсы: 1. Кадры с опытом работы с использованием инновационных технологий (концентрированное обучение, разновозрастное обучение, коллективные способы обучения) 2. Кадры с опытом работы «Разработчик и эксперт по мониторингу предметной обученности учащихся» 3. Опыт реализации Инновационного проекта Планируемые результаты. - созданы условия и сформированы компетенции для повышения качества образования; - создана комплексная инфраструктура современного образовательного пространства учреждения; - создание современной, гибкой системы повышения квалификации педагогов. - разработка содержанию единых, повышения индивидуальных квалификации подходов к определению педагогических работников. Повышение профессионального мастерства педагогов. -соответствие педагогов требованиям профессионального стандарта в контексте ФГОС. - внедрение современных технологий в образовательный процесс. - создана система стимулирования, поощрения работников по результатам профессионального развития. педагогических