Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 6 класс Составитель программы: Степанова И.С. г. Улан-Удэ,2021 2. Пояснительная записка Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей: - освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства; - воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества; развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни; - овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; - действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. отмечено: «В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности». Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения. Целью изучения и освоения программы является формирование у подрастающего поколения россиян культуры безопасности жизнедеятельности в современном мире в соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели: • безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; • понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности; • принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти; антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека; • отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков; • готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию. Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как: • формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; • формирование индивидуальной системы здорового образа жизни; • выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению. • отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том чис-ле наркотиков; • готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию. • Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как: • формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; • формирование индивидуальной системы здорового образа жизни; • выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению Общая характеристика учебного предмета. В современном мире всевозможные опасные чрезвычайные ситуации природного и техногенного и социального характера становятся объективной реальностью. Вопросы безопасности государства и проживающих в нем людей становится наиболее приоритетными. Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, требует пересмотра системы обучения и подготовки молодого поколения на основе комплексного подхода в формировании у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасности личности, общества и государства в целом от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями. Реализация программы направлена на изучение учащимися тем в области безопасности жизнедеятельности, с учетом их потребностей в повышении уровня культуры ,в области безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Также она поможет определить направление самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в выбранной профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учетом своих возможностей потребностей. Актуальность преподавания ОБЖ по предлагаемой программе отличается тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России. Это связано с событиями, происходящими в нашей стране, с увеличением частого проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и отсутствия навыков разумного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. В деле защиты населения в опасных и чрезвычайных ситуациях возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности. Остро возникает необходимость выработки у населения привычек здорового образа жизни. Принципами отбора содержания материала программы являются: системность; научность; доступность; возможность практического применения полученных знаний; -реалистичность, с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа. 1. Конституция РФ. 2.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия». 4.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) с изменениями 5.Примерная программа по Основам безопасности жизнедеятельности 5-9 классы. М., Просвещение, 2020; 6.Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" 7.Устав МАОУ « СОШ №18» 8. Образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №18» 9.Локальные акты 3. Место курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане. В учебном плане на изучение предмета «ОБЖ» отводится 34 часа в год (1 час в неделю). Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в основной школе в 6 классе из расчёта 1 ч в неделю (всего 34 ч). Тематическое планирование, представленное в рабочей программе, реализует второй вариант планирования, предложенный в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5—9 классы» (М.: Просвещение, 2020). Этот вариант предлагается для рабочей программы при изучении предмета в 6 классе из расчёта 1 ч в неделю (всего 34ч.). Таким образом, предлагаемая рабочая программа рассчитана на 34 ч (по 1 ч в неделю). Часы для изучения курса ОБЖ в 6 классе выделены за счет школьного компонента в связи с пониманием того, что в настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства 4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. Формирование здорового образа жизни, безопасного поведения дома и в общественных местах. 5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса. Личностные результаты: • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей, индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов; • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; • развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; *• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; • формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности. Метапредметные результаты: • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим; • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Предметные результаты: • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма; • понимание необходимости подготовки граждан к военной службе; • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; • Формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции; • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства; • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; • умение оказать первую помощь пострадавшим; • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников; • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. 6. Содержание учебного предмета Раздел I. Основы комплексной безопасности Тема 1. Подготовка к активному отдыху на природе. Природа и человек. Общение с живой природой – естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Виды активного отдыха на природе и необходимость подготовки к нему. Способы ориентирования на местности, определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения на маршруте. Порядок определения места для бивака. Особенности разведения костра и приготовления пищи. Определение необходимого снаряжения для похода. Тема 2. Активный отдых на природе и безопасность. Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Подготовка снаряжения и обеспечение безопасности в пеших и горных походах. Порядок движения походной группы. Режим и распорядок дня похода. Преодоление лесных зарослей и завалов, водных препятствий, движение по склонам. Подготовка снаряжения и обеспечение безопасности в лыжном походе. Организация движения и ночлегов. Подготовка снаряжения к водному походу и обеспечение безопасности на воде. Подготовка снаряжения и обеспечение безопасности при велосипедном походе. Тема 3. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности. Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных климатических условиях: к холодному климату, к жаркому климату, в горной местности. Общие правила безопасности в дальнем и выездном туризме. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта (автомобилем, железнодорожным транспортом). Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным или воздушным видом транспорта. Тема 4. Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде. Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Сооружение временного укрытия из подручных средств, добывание огня, обеспечение пищей и водой. Подача сигналов бедствия. Тема 5. Опасные ситуации в природных условиях. Опасные погодные условия и способы защиты от них. Меры личной безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. Укусы насекомых и защита от них. Способы профилактики клещевого энцефалита. Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Тема 6. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях. Вопросы личной гигиены и оказание первой медицинской помощи в природных условиях. Состав походной аптечки. Лекарственные растения и их использование. Правила оказания ПМП при ссадинах и потертостях, ушибах, вывихах и растяжениях связок. Правила оказания ПМП при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге. Правила оказания ПМП при укусах ядовитых змей и насекомых. Тема 7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие. Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Влияние компьютера на здоровье человека. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека. Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека. Стадии развития наркомании. Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ. Правила четырех «Нет!» наркотикам. краеведческий материал в рамках изучения тем: вредные производства в Бурятии и их влияние на окружающую среду. практические и лабораторные работы, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении: экскурсии в музей Пожарной безопасности организация внеурочной деятельности по предмету: составление памятки: безопасный путь в школу и обратно, участие в НПК, олимпиадах. В условиях пандемии изучения материала может осуществляться на таких образовательных платформах, как: ЯКласс, РЭШ. Образовательные ролики с Ютуб так же могут быть использованы в качестве обучающих ресурсов. Связь с учениками осуществляется через Вайбер, Вконтакте, электронный журнал. Используется ZOOM. Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей программы воспитания: участие в школьном этапе ВОШ (сентябрь-октябрь), НПК «Шаг в будущее» (январь), в конкурсах проектов, рисунков, плакатов на оздоровительную тематику (февраль, апрель-май). Обучение может вестись дистанционно с использованием образовательной платформы РЭШ, ZOOM (облачной платформы для проведения онлайн уроков). Наименов Количес Виды ание разделов тво часов на деятельности программы раздел, тему учебной Виды контроля. На природе 5 Умеете ли вы беседа, ориентироваться, ориентир, составление плана, ориентирование по компасу, выполнение заданий к параграфам, тест Ориентиро вание без компаса 5 Определение сторон беседа, света, измерение составление плана, расстояний, если выполнение заданий к заблудились в лесу. параграфам, тест Безопасно сть на воде 4 Выбор места для беседа, купания, чтоб забава не составление плана, обернулась бедой. выполнение заданий к параграфам, тест Первая помощь на воде. 4 Судорог, солнечный удар. Весна ледоход. Туристиче ский поход Снаряжен ия для туризма. 4 Перед походом, беседа, подбираем снаряжения, составление плана, рюкзак, спальный мешок, выполнение заданий к параграфам, тест, проект 4 Походная аптечка, в беседа, походе пригодится, режим составление плана, дня в многодневном выполнение заданий к туристическом походе, параграфам, тест 4 Рекомендации, тара беседа, для еды, лечение ожогов. составление плана, выполнение заданий к параграфам, тест 4 Вред алкоголя, беседа, курению нет. Стоит ли составление плана, рисковать, изучение словаря выполнение заданий к понятий. параграфам, тест, контрольная работа Походная еда. Вредные привычки 7.Планируемые результаты изучения учебного предмета Выпускник научится: классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности; использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве; использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов; классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания; безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания; безопасно использовать бытовые приборы; безопасно использовать средства бытовой химии; безопасно использовать средства коммуникации; классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера; предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера; безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице; безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде; безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте; безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире; безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже; безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества; адекватно оценивать ситуацию дорожного движения; адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре; безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре; безопасно применять первичные средства пожаротушения; соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода; соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста; соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства; классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде; адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде; использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде; классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах; готовиться к туристическим походам; адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах; адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности; добывать и поддерживать огонь в автономных условиях; добывать и очищать воду в автономных условиях; добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях; подавать сигналы бедствия и отвечать на них; характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства; предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера; классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера; безопасно использовать средства индивидуальной защиты; характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства; предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера; классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера; безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»; безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации; классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства; классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма; адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства; адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников; классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения; классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей; предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей; адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей; оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации; характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства; классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья; адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок; выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья; безопасно использовать ресурсы интернета; анализировать состояние своего здоровья; определять состояния оказания неотложной помощи; использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи; классифицировать средства оказания первой помощи; оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении; извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей; оказывать первую помощь при ушибах; оказывать первую помощь при растяжениях; оказывать первую помощь при вывихах; оказывать первую помощь при переломах; оказывать первую помощь при ожогах; оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении; оказывать первую помощь при отравлениях; оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе; оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей. Выпускник получит возможность научиться: безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста; классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических поездках; готовиться к туристическим поездкам; адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках; анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей; анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера; безопасно вести и применять права покупателя; анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма; предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность;анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья; характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека; классифицировать и характеризовать основные положениязаконодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности; классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи; оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях; оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях; оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности; оказывать первую помощь при коме; оказывать первую помощь при поражении электрическим током; использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных; усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности; творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности. 8. Учебно-методическое обеспечение (перечень): Виноградова Н.Ф. , Смирнов Д.В., Сидоренко Л.В., Таранин А.Б. 9. Материально-техническое обеспечение: Макет «Гоша», ОЗК, противогазы, макет убежища, АК-74, макеты автомата, каска. 10. Список литературы: литература, использованная при составлении программы: Федеральный государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России 2010 г.) Примерная программа. Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы. М., Просвещение, 2020; Виноградова Н.Ф. , Смирнов Д.В., Сидоренко Л.В., Таранин А.Б. Календарно - тематический план. 6 класс (1 ч в неделю, всего 34 ч) № 1. 2. 3. 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Тема урока Подготовка к активному отдыху на природе Введение. Природа и человек Ориентирование на местности Определение своего местонахождения и направления движения на местности Подготовка к выходу на природу Определение места для бивака и организация бивачных работ Определение необходимого снаряжения для похода Самостоятельная работа по разделу Активный отдых на природе и безопасность Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности Подготовка и проведение лыжных походов Водные походы и обеспечение безопасности на воде Велосипедные походы и безопасность туристов. Дальний (внутренний) и выездной туризм и меры безопасности Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме Акклиматизация человека в различных климатических условиях Акклиматизация человека в горной местности Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным транспортом Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом Самостоятельная работа по разделу Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде Автономное пребывание человека в природной среде Добровольная автономия человека в природной среде Вынужденная автономия человека в природной среде Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Самостоятельная работа по разделу Опасные ситуации в природных условиях Опасные погодные явления Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. Кол-во часов на тему 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата проведения план 02.09 09.09 16.09 23.09 30.09 07.10 14.10 21.10 11.11 18.11 25.11 02.12 09.12 16.02 23.12 30.11 13.01 20.01 03.02 10.02 17.02 24.02 03.03 1 10.03 1 17.03 24.03 1 план 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика. Самостоятельная работа по разделу Основы медицинских знаний Вопросы личной гигиены и оказание первой медицинской помощи в природных условиях Оказание первой медицинской помощи при травмах Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге Оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ. Контрольная работа Итоговый урок 1 07.04 14.04 1 1 1 1 21.04 28.04 05.05 12.05 19.05 1 1 26.05 Список творческих и проектных работ: 1. Безопасный маршрут движения от дома до школы. 2. 3. 4. 5. Переход водоёма по льду. Личная безопасность дома. Личная безопасность на улице. Домашняя аптечка.