Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
Рабочая программа учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
6 класс
Составитель программы: Степанова И.С.
г. Улан-Удэ,2021
2. Пояснительная записка
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе
направлен на достижение следующих целей:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом
образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных
ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
- воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства
уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма
и долга по защите Отечества; развитие черт личности, необходимых для безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности
по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья;
- действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и
коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных
потребностей каждого человека, общества и государства.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. отмечено: «В
условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и
экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности,
общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития
переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности».
Подготовка
подрастающего
поколения
россиян
в
области
безопасности
жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у
подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового
образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.
Целью изучения и освоения программы является формирование у подрастающего
поколения россиян культуры безопасности жизнедеятельности в современном мире в
соответствии
с
требованиями,
предъявляемыми
Федеральным
государственным
образовательным стандартом основного общего образования.
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится
так, чтобы были достигнуты следующие цели:
• безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера;
• понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как
индивидуальной и общественной ценности;
• принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового
государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе
нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
• отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том числе
наркотиков;
• готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
• формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в
транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального
характера;
• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
• выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной
позиции и отрицательного отношения к
психоактивным веществам и асоциальному поведению.
• отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том чис-ле
наркотиков;
• готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
• Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
• формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в
транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального
характера;
• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
• выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной
позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению
Общая характеристика учебного предмета.
В современном мире всевозможные опасные чрезвычайные ситуации природного и
техногенного и социального характера становятся объективной реальностью.
Вопросы безопасности государства и проживающих в нем людей становится
наиболее приоритетными. Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности,
требует пересмотра системы обучения и подготовки молодого поколения на основе
комплексного подхода в формировании у них современного уровня культуры
безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния
человеческого фактора на безопасности личности, общества и государства в целом от
внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными
ситуациями.
Реализация программы направлена на изучение учащимися тем в области безопасности
жизнедеятельности, с учетом их потребностей в повышении уровня культуры ,в области
безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого
фактора на безопасность личности, общества и государства. Также она поможет определить
направление самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в
выбранной профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учетом своих
возможностей потребностей.
Актуальность преподавания ОБЖ по предлагаемой программе отличается тем, что в
последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России. Это
связано с событиями, происходящими в нашей стране, с увеличением частого проявления
разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций
социального характера и отсутствия навыков разумного поведения в повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
В деле защиты населения в опасных и чрезвычайных ситуациях возрастает роль и
ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся
к области безопасности жизнедеятельности. Остро возникает необходимость выработки у
населения привычек здорового образа жизни.
Принципами отбора содержания материала программы являются:
системность;
научность;
доступность;
возможность практического применения полученных знаний;
-реалистичность, с точки зрения возможности усвоения основного содержания
программы
Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа.
1. Конституция РФ.
2.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике
Бурятия».
4.Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
основного
общего
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) с
изменениями
5.Примерная программа по Основам безопасности жизнедеятельности 5-9 классы. М.,
Просвещение, 2020;
6.Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях"
7.Устав МАОУ « СОШ №18»
8. Образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №18»
9.Локальные акты
3. Место курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане.
В учебном плане на изучение предмета «ОБЖ» отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в основной школе в 6 классе
из расчёта 1 ч в неделю (всего 34 ч).
Тематическое планирование, представленное в рабочей программе, реализует второй
вариант планирования, предложенный в сборнике «Примерные программы по учебным
предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5—9 классы» (М.: Просвещение,
2020). Этот вариант предлагается для рабочей программы при изучении предмета в 6 классе
из расчёта 1 ч в неделю (всего 34ч.).
Таким образом, предлагаемая рабочая программа рассчитана на 34 ч (по 1 ч в неделю).
Часы для изучения курса ОБЖ в 6 классе выделены за счет школьного компонента в связи с
пониманием того, что в настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из
насущных потребностей каждого человека, общества и государства
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Формирование здорового образа жизни, безопасного поведения дома и в общественных
местах.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета, курса.
Личностные результаты:
• усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах;
• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
• усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей, индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
• формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать
в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
*• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения,
потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий
в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности
жизнедеятельности
•
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
•
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для
классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской
деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
•
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
•
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
•
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий;
•
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
•
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
•
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на
основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством
осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера;
•
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа
жизни;
•
понимание личной и общественной значимости современной культуры
безопасности жизнедеятельности;
•
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
•
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
•
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление
алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
•
Формирование
антиэкстремистской
и антитеррористической личностной
позиции;
•
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для
полноценной жизни человека;
•
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
•
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
•
умение оказать первую помощь пострадавшим;
•
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам
их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
•
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для
минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных
возможностей.
6. Содержание учебного предмета
Раздел I. Основы комплексной безопасности
Тема 1. Подготовка к активному отдыху на природе.
Природа и человек. Общение с живой природой – естественная потребность человека
для развития своих духовных и физических качеств. Виды активного отдыха на природе и
необходимость подготовки к нему.
Способы ориентирования на местности, определения сторон горизонта. Определение
своего местонахождения и направления движения на местности.
Подготовка к выходу на природу. Порядок движения на маршруте. Порядок определения
места для бивака. Особенности разведения костра и приготовления пищи. Определение
необходимого снаряжения для похода.
Тема 2. Активный отдых на природе и безопасность.
Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.
Подготовка снаряжения и обеспечение безопасности в пеших и горных походах.
Порядок движения походной группы. Режим и распорядок дня похода. Преодоление лесных
зарослей и завалов, водных препятствий, движение по склонам.
Подготовка снаряжения и обеспечение безопасности в лыжном походе. Организация
движения и ночлегов.
Подготовка снаряжения к водному походу и обеспечение безопасности на воде.
Подготовка снаряжения и обеспечение безопасности при велосипедном походе.
Тема 3. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности.
Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном
туризме. Акклиматизация человека в различных климатических условиях: к холодному
климату, к жаркому климату, в горной местности. Общие правила безопасности в дальнем и
выездном туризме.
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами
транспорта (автомобилем, железнодорожным транспортом).
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным или
воздушным видом транспорта.
Тема 4. Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной
среде.
Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия.
Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном
существовании. Сооружение временного укрытия из подручных средств, добывание огня,
обеспечение пищей и водой. Подача сигналов бедствия.
Тема 5. Опасные ситуации в природных условиях.
Опасные погодные условия и способы защиты от них.
Меры личной безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях.
Укусы насекомых и защита от них. Способы профилактики клещевого энцефалита.
Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Тема 6. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях.
Вопросы личной гигиены и оказание первой медицинской помощи в природных
условиях. Состав походной аптечки. Лекарственные растения и их использование.
Правила оказания ПМП при ссадинах и потертостях, ушибах, вывихах и растяжениях
связок.
Правила оказания ПМП при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге.
Правила оказания ПМП при укусах ядовитых змей и насекомых.
Тема 7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие.
Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Влияние компьютера на здоровье
человека. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние
социальной среды на развитие и здоровье человека.
Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека. Стадии развития
наркомании. Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ. Правила
четырех «Нет!» наркотикам.
краеведческий материал в рамках изучения тем: вредные производства в Бурятии и их
влияние на окружающую среду.
практические и лабораторные работы, экскурсии и другие формы занятий,
используемые при обучении: экскурсии в музей Пожарной безопасности
организация внеурочной деятельности по предмету: составление памятки: безопасный
путь в школу и обратно, участие в НПК, олимпиадах.
В условиях пандемии изучения материала может осуществляться на таких образовательных
платформах, как: ЯКласс, РЭШ. Образовательные ролики с Ютуб так же могут быть использованы
в качестве обучающих ресурсов. Связь с учениками осуществляется через Вайбер, Вконтакте,
электронный журнал. Используется ZOOM.
Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей
программы воспитания: участие в школьном этапе ВОШ (сентябрь-октябрь), НПК «Шаг в
будущее» (январь), в конкурсах проектов, рисунков, плакатов на оздоровительную тематику
(февраль, апрель-май).
Обучение может вестись дистанционно с использованием образовательной платформы
РЭШ, ZOOM (облачной платформы для проведения онлайн уроков).
Наименов
Количес
Виды
ание разделов тво часов на деятельности
программы
раздел, тему
учебной
Виды контроля.
На
природе
5
Умеете
ли
вы
беседа,
ориентироваться, ориентир, составление
плана,
ориентирование по компасу, выполнение заданий к
параграфам, тест
Ориентиро
вание
без
компаса
5
Определение сторон
беседа,
света,
измерение составление
плана,
расстояний,
если выполнение заданий к
заблудились в лесу.
параграфам, тест
Безопасно
сть на воде
4
Выбор
места
для
беседа,
купания, чтоб забава не составление
плана,
обернулась бедой.
выполнение заданий к
параграфам, тест
Первая
помощь
на
воде.
4
Судорог,
солнечный
удар. Весна ледоход.
Туристиче
ский поход
Снаряжен
ия для туризма.
4
Перед
походом,
беседа,
подбираем
снаряжения, составление
плана,
рюкзак, спальный мешок,
выполнение заданий к
параграфам, тест, проект
4
Походная аптечка, в
беседа,
походе пригодится, режим составление
плана,
дня
в
многодневном выполнение заданий к
туристическом походе,
параграфам, тест
4
Рекомендации,
тара
беседа,
для еды, лечение ожогов.
составление
плана,
выполнение заданий к
параграфам, тест
4
Вред
алкоголя,
беседа,
курению нет. Стоит
ли составление
плана,
рисковать, изучение словаря выполнение заданий к
понятий.
параграфам,
тест,
контрольная работа
Походная
еда.
Вредные
привычки
7.Планируемые результаты изучения учебного предмета
Выпускник научится:
классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в
атмосфере, воде и почве;
использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов
питания с использованием бытовых приборов;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при
использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и
продуктов питания;
безопасно использовать бытовые приборы;
безопасно использовать средства бытовой химии;
безопасно использовать средства коммуникации;
классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;
предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного
характера;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на
улице;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в
подъезде;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в
лифте;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в
квартире;
безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;
безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;
адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
безопасно применять первичные средства пожаротушения;
соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного
средства;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на
воде;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в
туристических походах;
готовиться к туристическим походам;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;
адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
добывать и очищать воду в автономных условиях;
добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать)
временное жилище в автономных условиях;
подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного
характера для личности, общества и государства;
предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций
природного характера;
классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций
природного характера;
безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного
характера для личности, общества и государства;
предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях
техногенного характера;
классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций
техногенного характера;
безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в
случае эвакуации;
классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и
последствия данных явлений для личности, общества и государства;
классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма,
наркотизма;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении
неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в
заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению
заложников;
классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов,
регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;
классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления
людей;
предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого
скопления людей;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового
скопления людей;
оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение
для личности, общества и государства;
классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего
здоровья;
адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья;
планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
безопасно использовать ресурсы интернета;
анализировать состояние своего здоровья;
определять состояния оказания неотложной помощи;
использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
классифицировать средства оказания первой помощи;
оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
оказывать первую помощь при ушибах;
оказывать первую помощь при растяжениях;
оказывать первую помощь при вывихах;
оказывать первую помощь при переломах;
оказывать первую помощь при ожогах;
оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;
оказывать первую помощь при отравлениях;
оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.
Выпускник получит возможность научиться:
безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в
туристических поездках;
готовиться к туристическим поездкам;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого
скопления людей;
анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного
характера;
безопасно вести и применять права покупателя;
анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;
предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую,
экстремистскую и наркотическую деятельность;анализировать влияние вредных привычек и
факторов и на состояние своего здоровья;
характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье
человека;
классифицировать и характеризовать основные положениязаконодательных актов,
регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной
культуры безопасности жизнедеятельности;
классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
оказывать первую помощь при коме;
оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности
жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие
базы данных;
усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и
чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты
для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области
безопасности жизнедеятельности.
8. Учебно-методическое обеспечение (перечень):
Виноградова Н.Ф. , Смирнов Д.В., Сидоренко Л.В., Таранин А.Б.
9. Материально-техническое обеспечение:
Макет «Гоша», ОЗК, противогазы, макет убежища, АК-74, макеты автомата, каска.
10. Список литературы:
литература, использованная при составлении программы:
Федеральный государственного образовательного стандарта основного общего образования
(утвержден приказом Минобрнауки России 2010 г.)
Примерная программа. Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы. М., Просвещение,
2020;
Виноградова Н.Ф. , Смирнов Д.В., Сидоренко Л.В., Таранин А.Б.
Календарно - тематический план.
6 класс (1 ч в неделю, всего 34 ч)
№
1.
2.
3.
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
Тема урока
Подготовка к активному отдыху на природе
Введение. Природа и человек
Ориентирование на местности
Определение своего местонахождения и
направления движения на местности
Подготовка к выходу на природу
Определение места для бивака и организация
бивачных работ
Определение необходимого снаряжения для похода
Самостоятельная работа по разделу
Активный отдых на природе и безопасность
Общие правила безопасности при активном отдыхе
на природе.
Подготовка и проведение пеших походов на
равнинной и горной местности
Подготовка и проведение лыжных походов
Водные походы и обеспечение безопасности на
воде
Велосипедные походы и безопасность туристов.
Дальний (внутренний) и выездной туризм и
меры безопасности
Факторы, оказывающие влияние на безопасность
человека в дальнем и выездном туризме
Акклиматизация человека в различных
климатических условиях
Акклиматизация человека в горной местности
Обеспечение личной безопасности при следовании к
местам отдыха наземными видами транспорта
Обеспечение личной безопасности при следовании к
местам отдыха водным транспортом
Обеспечение личной безопасности при следовании к
местам отдыха воздушным транспортом
Самостоятельная работа по разделу
Обеспечение безопасности при автономном
существовании человека в природной среде
Автономное пребывание человека в природной
среде
Добровольная автономия человека в природной
среде
Вынужденная автономия человека в природной
среде
Обеспечение жизнедеятельности человека в
природной среде при автономном существовании.
Самостоятельная работа по разделу
Опасные ситуации в природных условиях
Опасные погодные явления
Обеспечение безопасности при встрече с
дикими животными в природных условиях.
Кол-во
часов на
тему
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
проведения
план
02.09
09.09
16.09
23.09
30.09
07.10
14.10
21.10
11.11
18.11
25.11
02.12
09.12
16.02
23.12
30.11
13.01
20.01
03.02
10.02
17.02
24.02
03.03
1
10.03
1
17.03
24.03
1
план
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Укусы насекомых и защита от них. Клещевой
энцефалит и его профилактика.
Самостоятельная работа по разделу
Основы медицинских знаний
Вопросы личной гигиены и оказание первой
медицинской помощи в природных условиях
Оказание первой медицинской помощи при травмах
Оказание первой медицинской помощи при
тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге
Оказание первой медицинской помощи при укусах
змей и насекомых
Влияние наркотиков и психоактивных веществ на
здоровье человека. Профилактика употребления
наркотиков и психоактивных веществ.
Контрольная работа
Итоговый урок
1
07.04
14.04
1
1
1
1
21.04
28.04
05.05
12.05
19.05
1
1
26.05
Список творческих и проектных работ:
1. Безопасный маршрут движения от дома до школы.
2.
3.
4.
5.
Переход водоёма по льду.
Личная безопасность дома.
Личная безопасность на улице.
Домашняя аптечка.