ОБЖ 6 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»

Рабочая программа учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
6 класс

Составитель программы: Степанова И.С.

г. Улан-Удэ,2021

2. Пояснительная записка
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе
направлен на достижение следующих целей:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом
образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных
ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
- воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства
уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма
и долга по защите Отечества; развитие черт личности, необходимых для безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности
по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья;
- действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и
коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных
потребностей каждого человека, общества и государства.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. отмечено: «В
условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и
экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности,
общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития
переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности».
Подготовка
подрастающего
поколения
россиян
в
области
безопасности
жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у
подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового
образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.
Целью изучения и освоения программы является формирование у подрастающего
поколения россиян культуры безопасности жизнедеятельности в современном мире в
соответствии
с
требованиями,
предъявляемыми
Федеральным
государственным
образовательным стандартом основного общего образования.
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится
так, чтобы были достигнуты следующие цели:
• безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера;
• понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как
индивидуальной и общественной ценности;
• принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового
государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе
нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
• отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том числе
наркотиков;
• готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
• формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в
транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального
характера;
• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
• выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной
позиции и отрицательного отношения к
психоактивным веществам и асоциальному поведению.
• отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том чис-ле
наркотиков;
• готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
• Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
• формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в
транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального
характера;
• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
• выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной
позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению
Общая характеристика учебного предмета.
В современном мире всевозможные опасные чрезвычайные ситуации природного и
техногенного и социального характера становятся объективной реальностью.
Вопросы безопасности государства и проживающих в нем людей становится
наиболее приоритетными. Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности,
требует пересмотра системы обучения и подготовки молодого поколения на основе
комплексного подхода в формировании у них современного уровня культуры
безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния
человеческого фактора на безопасности личности, общества и государства в целом от
внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными
ситуациями.
Реализация программы направлена на изучение учащимися тем в области безопасности
жизнедеятельности, с учетом их потребностей в повышении уровня культуры ,в области
безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого
фактора на безопасность личности, общества и государства. Также она поможет определить
направление самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в
выбранной профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учетом своих
возможностей потребностей.
Актуальность преподавания ОБЖ по предлагаемой программе отличается тем, что в
последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России. Это
связано с событиями, происходящими в нашей стране, с увеличением частого проявления
разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций
социального характера и отсутствия навыков разумного поведения в повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
В деле защиты населения в опасных и чрезвычайных ситуациях возрастает роль и
ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся
к области безопасности жизнедеятельности. Остро возникает необходимость выработки у
населения привычек здорового образа жизни.

Принципами отбора содержания материала программы являются:
системность;
научность;
доступность;
возможность практического применения полученных знаний;
-реалистичность, с точки зрения возможности усвоения основного содержания
программы
Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа.
1. Конституция РФ.
2.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике
Бурятия».
4.Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
основного
общего
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) с
изменениями
5.Примерная программа по Основам безопасности жизнедеятельности 5-9 классы. М.,
Просвещение, 2020;
6.Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях"
7.Устав МАОУ « СОШ №18»
8. Образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №18»
9.Локальные акты
3. Место курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане.
В учебном плане на изучение предмета «ОБЖ» отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в основной школе в 6 классе
из расчёта 1 ч в неделю (всего 34 ч).
Тематическое планирование, представленное в рабочей программе, реализует второй
вариант планирования, предложенный в сборнике «Примерные программы по учебным
предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5—9 классы» (М.: Просвещение,
2020). Этот вариант предлагается для рабочей программы при изучении предмета в 6 классе
из расчёта 1 ч в неделю (всего 34ч.).
Таким образом, предлагаемая рабочая программа рассчитана на 34 ч (по 1 ч в неделю).
Часы для изучения курса ОБЖ в 6 классе выделены за счет школьного компонента в связи с
пониманием того, что в настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из
насущных потребностей каждого человека, общества и государства
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Формирование здорового образа жизни, безопасного поведения дома и в общественных
местах.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета, курса.
Личностные результаты:
• усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах;
• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
• усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей, индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
• формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать
в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
*• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения,
потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий
в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности
жизнедеятельности
•
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
•
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для
классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской
деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
•
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;

•
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
•
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий;
•
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
•
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
•
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на
основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством
осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера;
•
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа
жизни;
•
понимание личной и общественной значимости современной культуры
безопасности жизнедеятельности;
•
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
•
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
•
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление
алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
•
Формирование
антиэкстремистской
и антитеррористической личностной
позиции;
•
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для
полноценной жизни человека;
•
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
•
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
•
умение оказать первую помощь пострадавшим;
•
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам
их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
•
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для
минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных
возможностей.

6. Содержание учебного предмета
Раздел I. Основы комплексной безопасности
Тема 1. Подготовка к активному отдыху на природе.
Природа и человек. Общение с живой природой – естественная потребность человека
для развития своих духовных и физических качеств. Виды активного отдыха на природе и
необходимость подготовки к нему.
Способы ориентирования на местности, определения сторон горизонта. Определение
своего местонахождения и направления движения на местности.
Подготовка к выходу на природу. Порядок движения на маршруте. Порядок определения
места для бивака. Особенности разведения костра и приготовления пищи. Определение
необходимого снаряжения для похода.
Тема 2. Активный отдых на природе и безопасность.
Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.
Подготовка снаряжения и обеспечение безопасности в пеших и горных походах.
Порядок движения походной группы. Режим и распорядок дня похода. Преодоление лесных
зарослей и завалов, водных препятствий, движение по склонам.
Подготовка снаряжения и обеспечение безопасности в лыжном походе. Организация
движения и ночлегов.
Подготовка снаряжения к водному походу и обеспечение безопасности на воде.
Подготовка снаряжения и обеспечение безопасности при велосипедном походе.
Тема 3. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности.
Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном
туризме. Акклиматизация человека в различных климатических условиях: к холодному
климату, к жаркому климату, в горной местности. Общие правила безопасности в дальнем и
выездном туризме.
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами
транспорта (автомобилем, железнодорожным транспортом).
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным или
воздушным видом транспорта.
Тема 4. Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной
среде.
Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия.
Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном
существовании. Сооружение временного укрытия из подручных средств, добывание огня,
обеспечение пищей и водой. Подача сигналов бедствия.
Тема 5. Опасные ситуации в природных условиях.
Опасные погодные условия и способы защиты от них.
Меры личной безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях.
Укусы насекомых и защита от них. Способы профилактики клещевого энцефалита.
Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Тема 6. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях.
Вопросы личной гигиены и оказание первой медицинской помощи в природных
условиях. Состав походной аптечки. Лекарственные растения и их использование.
Правила оказания ПМП при ссадинах и потертостях, ушибах, вывихах и растяжениях
связок.

Правила оказания ПМП при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге.
Правила оказания ПМП при укусах ядовитых змей и насекомых.
Тема 7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие.
Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Влияние компьютера на здоровье
человека. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние
социальной среды на развитие и здоровье человека.
Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека. Стадии развития
наркомании. Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ. Правила
четырех «Нет!» наркотикам.
краеведческий материал в рамках изучения тем: вредные производства в Бурятии и их
влияние на окружающую среду.
практические и лабораторные работы, экскурсии и другие формы занятий,
используемые при обучении: экскурсии в музей Пожарной безопасности
организация внеурочной деятельности по предмету: составление памятки: безопасный
путь в школу и обратно, участие в НПК, олимпиадах.
В условиях пандемии изучения материала может осуществляться на таких образовательных
платформах, как: ЯКласс, РЭШ. Образовательные ролики с Ютуб так же могут быть использованы
в качестве обучающих ресурсов. Связь с учениками осуществляется через Вайбер, Вконтакте,
электронный журнал. Используется ZOOM.
Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей
программы воспитания: участие в школьном этапе ВОШ (сентябрь-октябрь), НПК «Шаг в
будущее» (январь), в конкурсах проектов, рисунков, плакатов на оздоровительную тематику
(февраль, апрель-май).
Обучение может вестись дистанционно с использованием образовательной платформы
РЭШ, ZOOM (облачной платформы для проведения онлайн уроков).
Наименов
Количес
Виды
ание разделов тво часов на деятельности
программы
раздел, тему

учебной

Виды контроля.

На
природе

5

Умеете
ли
вы
беседа,
ориентироваться, ориентир, составление
плана,
ориентирование по компасу, выполнение заданий к
параграфам, тест

Ориентиро
вание
без
компаса

5

Определение сторон
беседа,
света,
измерение составление
плана,
расстояний,
если выполнение заданий к
заблудились в лесу.
параграфам, тест

Безопасно
сть на воде

4

Выбор
места
для
беседа,
купания, чтоб забава не составление
плана,
обернулась бедой.
выполнение заданий к
параграфам, тест

Первая
помощь
на
воде.

4

Судорог,
солнечный
удар. Весна ледоход.

Туристиче
ский поход

Снаряжен
ия для туризма.

4

Перед
походом,
беседа,
подбираем
снаряжения, составление
плана,
рюкзак, спальный мешок,
выполнение заданий к
параграфам, тест, проект

4

Походная аптечка, в
беседа,
походе пригодится, режим составление
плана,
дня
в
многодневном выполнение заданий к
туристическом походе,
параграфам, тест

4

Рекомендации,
тара
беседа,
для еды, лечение ожогов.
составление
плана,
выполнение заданий к
параграфам, тест

4

Вред
алкоголя,
беседа,
курению нет. Стоит
ли составление
плана,
рисковать, изучение словаря выполнение заданий к
понятий.
параграфам,
тест,
контрольная работа

Походная
еда.

Вредные
привычки

7.Планируемые результаты изучения учебного предмета
Выпускник научится:
 классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
 использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в
атмосфере, воде и почве;
 использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов
питания с использованием бытовых приборов;
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при
использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
 безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и
продуктов питания;
 безопасно использовать бытовые приборы;
 безопасно использовать средства бытовой химии;
 безопасно использовать средства коммуникации;
 классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;
 предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного
характера;
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на
улице;
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в
подъезде;
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в
лифте;
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в
квартире;
 безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;

 безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;
 адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
 безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
 безопасно применять первичные средства пожаротушения;
 соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
 соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
 соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного
средства;
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на
воде;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
 использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в
туристических походах;
 готовиться к туристическим походам;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;
 адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
 добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
 добывать и очищать воду в автономных условиях;
 добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать)
временное жилище в автономных условиях;
 подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
 характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного
характера для личности, общества и государства;
 предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций
природного характера;
 классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций
природного характера;
 безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
 характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного
характера для личности, общества и государства;
 предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях
техногенного характера;
 классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций
техногенного характера;
 безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
 безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
 комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в
случае эвакуации;
 классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и
последствия данных явлений для личности, общества и государства;
 классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма,
наркотизма;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении
неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;

 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в
заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению
заложников;
 классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов,
регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;
 классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления
людей;
 предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого
скопления людей;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового
скопления людей;
 оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
 характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение
для личности, общества и государства;
 классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
 планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего
здоровья;
 адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья;
планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
 выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
 безопасно использовать ресурсы интернета;
 анализировать состояние своего здоровья;
 определять состояния оказания неотложной помощи;
 использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
 классифицировать средства оказания первой помощи;
 оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
 извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
 оказывать первую помощь при ушибах;
 оказывать первую помощь при растяжениях;
 оказывать первую помощь при вывихах;
 оказывать первую помощь при переломах;
 оказывать первую помощь при ожогах;
 оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;
 оказывать первую помощь при отравлениях;
 оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
 оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.
Выпускник получит возможность научиться:
 безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в
туристических поездках;
 готовиться к туристическим поездкам;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
 анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого
скопления людей;
 анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного
характера;
 безопасно вести и применять права покупателя;

 анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;
 предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую,
экстремистскую и наркотическую деятельность;анализировать влияние вредных привычек и
факторов и на состояние своего здоровья;
 характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье
человека;
 классифицировать и характеризовать основные положениязаконодательных актов,
регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;
 владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной
культуры безопасности жизнедеятельности;
 классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
 оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
 оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
 оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
 оказывать первую помощь при коме;
 оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
 использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности
жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие
базы данных;
 усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
 исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и
чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты
для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
 творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области
безопасности жизнедеятельности.
8. Учебно-методическое обеспечение (перечень):
Виноградова Н.Ф. , Смирнов Д.В., Сидоренко Л.В., Таранин А.Б.
9. Материально-техническое обеспечение:
Макет «Гоша», ОЗК, противогазы, макет убежища, АК-74, макеты автомата, каска.

10. Список литературы:
литература, использованная при составлении программы:
Федеральный государственного образовательного стандарта основного общего образования
(утвержден приказом Минобрнауки России 2010 г.)
Примерная программа. Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы. М., Просвещение,
2020;
Виноградова Н.Ф. , Смирнов Д.В., Сидоренко Л.В., Таранин А.Б.

Календарно - тематический план.
6 класс (1 ч в неделю, всего 34 ч)

№

1.
2.
3.
4
5
6
7
8
9
10
11
12

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Тема урока
Подготовка к активному отдыху на природе
Введение. Природа и человек
Ориентирование на местности
Определение своего местонахождения и
направления движения на местности
Подготовка к выходу на природу
Определение места для бивака и организация
бивачных работ
Определение необходимого снаряжения для похода
Самостоятельная работа по разделу
Активный отдых на природе и безопасность
Общие правила безопасности при активном отдыхе
на природе.
Подготовка и проведение пеших походов на
равнинной и горной местности
Подготовка и проведение лыжных походов
Водные походы и обеспечение безопасности на
воде
Велосипедные походы и безопасность туристов.
Дальний (внутренний) и выездной туризм и
меры безопасности
Факторы, оказывающие влияние на безопасность
человека в дальнем и выездном туризме
Акклиматизация человека в различных
климатических условиях
Акклиматизация человека в горной местности
Обеспечение личной безопасности при следовании к
местам отдыха наземными видами транспорта
Обеспечение личной безопасности при следовании к
местам отдыха водным транспортом
Обеспечение личной безопасности при следовании к
местам отдыха воздушным транспортом
Самостоятельная работа по разделу
Обеспечение безопасности при автономном
существовании человека в природной среде
Автономное пребывание человека в природной
среде
Добровольная автономия человека в природной
среде
Вынужденная автономия человека в природной
среде
Обеспечение жизнедеятельности человека в
природной среде при автономном существовании.
Самостоятельная работа по разделу
Опасные ситуации в природных условиях
Опасные погодные явления
Обеспечение безопасности при встрече с
дикими животными в природных условиях.

Кол-во
часов на
тему
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

Дата
проведения
план
02.09
09.09
16.09
23.09
30.09
07.10
14.10
21.10
11.11
18.11
25.11
02.12
09.12
16.02
23.12
30.11
13.01
20.01
03.02
10.02
17.02
24.02
03.03

1

10.03

1

17.03
24.03

1

план

27
28
29
30
31
32
33
34
35

Укусы насекомых и защита от них. Клещевой
энцефалит и его профилактика.
Самостоятельная работа по разделу
Основы медицинских знаний
Вопросы личной гигиены и оказание первой
медицинской помощи в природных условиях
Оказание первой медицинской помощи при травмах
Оказание первой медицинской помощи при
тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге
Оказание первой медицинской помощи при укусах
змей и насекомых
Влияние наркотиков и психоактивных веществ на
здоровье человека. Профилактика употребления
наркотиков и психоактивных веществ.
Контрольная работа
Итоговый урок

1

07.04
14.04

1
1
1
1

21.04
28.04
05.05
12.05
19.05

1
1

26.05

Список творческих и проектных работ:
1. Безопасный маршрут движения от дома до школы.
2.
3.
4.
5.

Переход водоёма по льду.
Личная безопасность дома.
Личная безопасность на улице.
Домашняя аптечка.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».