ОБЖ 7 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»

Рабочая программа учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
7 класс

Составитель программы: Степанова И.С.

г. Улан-Удэ,2021
2. Пояснительная записка
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе
направлен на достижение следующих целей:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом
образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных
ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
- воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства
уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма
и долга по защите Отечества; развитие черт личности, необходимых для безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности
по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья;
- действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и
коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных
потребностей каждого человека, общества и государства.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. отмечено: «В
условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и
экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности,
общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития
переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности».
Подготовка
подрастающего
поколения
россиян
в
области
безопасности
жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у
подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового
образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.
Целью изучения и освоения программы является формирование у подрастающего
поколения россиян культуры безопасности жизнедеятельности в современном мире в
соответствии
с
требованиями,
предъявляемыми
Федеральным
государственным
образовательным стандартом основного общего образования.
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится
так, чтобы были достигнуты следующие цели:
• безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера;
• понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как
индивидуальной и общественной ценности;
• принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового
государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе
нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
• отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том числе
наркотиков;
• готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
• формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в
транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального
характера;
• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
• выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной
позиции и отрицательного отношения к
психоактивным веществам и асоциальному поведению.
• отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том чис-ле
наркотиков;
• готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
• Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
• формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в
транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального
характера;
• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
• выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной
позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению
Общая характеристика учебного предмета.
В современном мире всевозможные опасные чрезвычайные ситуации природного и
техногенного и социального характера становятся объективной реальностью.
Вопросы безопасности государства и проживающих в нем людей становится
наиболее приоритетными. Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности,
требует пересмотра системы обучения и подготовки молодого поколения на основе
комплексного подхода в формировании у них современного уровня культуры
безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния
человеческого фактора на безопасности личности, общества и государства в целом от
внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными
ситуациями.
Реализация программы направлена на изучение учащимися тем в области безопасности
жизнедеятельности, с учетом их потребностей в повышении уровня культуры ,в области
безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого
фактора на безопасность личности, общества и государства. Также она поможет определить
направление самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в
выбранной профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учетом своих
возможностей потребностей.
Актуальность преподавания ОБЖ по предлагаемой программе отличается тем, что в
последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России. Это
связано с событиями, происходящими в нашей стране, с увеличением частого проявления
разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций
социального характера и отсутствия навыков разумного поведения в повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
В деле защиты населения в опасных и чрезвычайных ситуациях возрастает роль и
ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся

к области безопасности жизнедеятельности. Остро возникает необходимость выработки у
населения привычек здорового образа жизни.
Принципами отбора содержания материала программы являются:
системность;
научность;
доступность;
возможность практического применения полученных знаний;
-реалистичность, с точки зрения возможности усвоения основного содержания
программы
Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа.
1. Конституция РФ.
2.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике
Бурятия».
4.Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
основного
общего
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) с
изменениями
5.Примерная программа по Основам безопасности жизнедеятельности 5-9 классы. М.,
Просвещение, 2020;
6.Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях"
7.Устав МАОУ « СОШ №18»
8. Образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №18»
9.Локальные акты
3. Место курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане.
В учебном плане на изучение предмета «ОБЖ» отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в основной школе в7 классе
из расчёта 1 ч в неделю (всего 34 ч).
Тематическое планирование, представленное в рабочей программе, реализует второй
вариант планирования, предложенный в сборнике «Примерные программы по учебным
предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5—9 классы» (М.: Просвещение,
2020). Этот вариант предлагается для рабочей программы при изучении предмета в 7 классе
из расчёта 1 ч в неделю (всего 34ч.).
Таким образом, предлагаемая рабочая программа рассчитана на 34 ч (по 1 ч в неделю).
Часы для изучения курса ОБЖ в 7 классе выделены за счет школьного компонента в связи с
пониманием того, что в настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из
насущных потребностей каждого человека, общества и государства
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Формирование здорового образа жизни, безопасного поведения дома и в общественных
местах.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета, курса.
Личностные результаты:
• усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах;
• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

• усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей, индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
• формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать
в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
*• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения,
потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий
в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности
жизнедеятельности
•
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
•
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для
классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской
деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

•
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
•
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
•
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий;
•
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
•
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
•
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на
основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством
осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера;
•
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа
жизни;
•
понимание личной и общественной значимости современной культуры
безопасности жизнедеятельности;
•
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
•
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
•
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление
алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
•
Формирование
антиэкстремистской
и антитеррористической личностной
позиции;
•
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для
полноценной жизни человека;
•
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
•
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
•
умение оказать первую помощь пострадавшим;
•
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам
их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
•
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для
минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных
возможностей.
Содержание учебного предмета, курса
Раздел I.
Основы комплексной безопасности. Защита населения Российской
Федерации от чрезвычайных ситуаций
Глава 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера
1.1 Различные природные явления.

Оболочка Земли: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера. Географическая оболочка
Земли. Круговорот веществ и энергии в географической оболочке.
1.2. Общая характеристика природных явлений.
Природные
явления
геологического,
метеорологического,
гидрологического,
биологического и космического происхождения, их характеристика, возникновение опасности
для жизнедеятельности человека.
1.3. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера.
Общие понятия и определения. Опасная ситуация, стихийное бедствие, чрезвычайная
ситуация, общие понятия и определения.
Раздел II. Чрезвычайные ситуации природного характера
Глава 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения
2.1. Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия.
Геологические процессы, происходящие в литосфере Земли, в результате которых
возникают землетрясения. Очаг, магнитуда эпицентр, интенсивность землетрясения. Определение интенсивности землетрясения, возможные последствия землетрясения. Основные
районы на территории России, где вероятность землетрясений велика.
.
2.2. Защита населения от последствий землетрясений.
Комплекс мероприятий, проводимых по защите населения от последствий землетрясений в
рамках задач, решаемых РСЧС. Прогнозирование землетрясений. Определение наиболее
сейсмоопасных районов на территории страны. Разработка способов повышения устойчивости
зданий и сооружений, а также защиты от воздействия сейсмических волн. Организация
оповещения населения. Обучение населения правилам безопасного поведения в сейсмоопасных
районах. Организация аварийно-спасательных работ.
2.3. Правила безопасного поведения населения при землетрясении.
Общие меры безопасности для населения, проживающего в сейсмоопасных районах.
Правила поведения во время землетрясения в различных ситуациях: если землетрясение
застало вас дома, на улице, в школе и др. Правила безопасного поведения после землетрясения.
2.4. Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле.
Вулканы, места их образования, причины извержения вулканов. Типы вулканов:
действующие, дремлющие и потухшие вулканы. Предвестники извержения вулканов.
2.5. Последствия извержения вулканов. Защита населения. Образование лавовых потоков,
вулканических грязевых потоков, выпадение твердых вулканических продуктов, образование
палящей вулканической тучи, выделение вулканических газов. Организация защиты населения
от последствий извержения вулканов.
2.6. Оползни, их последствия, защита населения.
Классификация оползней по занимаемой ими площади. Последствия оползней. Организация
защиты населения от последствий оползней. Рекомендации населению по действиям при угрозе
возникновения оползня. Обвалы и снежные лавины, их причины и последствия. Организация

защиты населения от последствий обвалов и снежных лавин. Общие рекомендации населению
по действиям при угрозе обвалов и схода снежных лавин.
Глава 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения
3.1. Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия.
Циклоны, их строение, скорость перемещения; циклоны — причина возникновения ураганов
и бурь.
Последствия ураганов и бурь. Характеристика разрушительной силы ураганов и бурь. Шкала
Бофорта, определяющая силу ветра. Воздействие ветра на окружающую среду.
3.2. Защита населения от последствий ураганов и бурь.
Мероприятия, проводимые в рамках задач, решаемых РСЧС, по защите населения от
последствий ураганов и бурь. Организация непрерывного наблюдения за состоянием атмосферы. Прогноз возникновения циклонов, их перемещения и возможные последствия.
Осуществление заблаговременных и оперативных мероприятий. Организация оповещения
населения об угрозе ураганов и бурь. Рекомендации населению по правилам поведения при
получении штормового предупреждения о приближении урагана (бури).
3.3. Смерчи.
Основные понятия и определения. Характеристика смерча, разрушительная сила смерча и
его возможные последствия. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время
смерча.
Глава 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения
4.1. Наводнения, виды наводнений и их причины.
Природные явления гидрологического происхождения, вызывающие наводнения.
Наводнения, связанные со стоком воды во время половодья. Наводнения, формируемые за
счет паводка. Наводнения, вызываемые заторами и зажорами в руслах рек. Наводнения,
связанные с ветровыми нагонами воды.
Возможные последствия наводнений.
4.2. Защита населения от последствий наводнений.
Основные мероприятия, проводимые по защите населения от последствий наводнений.
Прогнозирование наводнений, строительство защитных сооружений, оповещение населения,
организация эвакуации и спасательных работ, подготовка населения к действиям при угрозе и
во время наводнения.
4.3. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.
4.4. Сели и их последствия.
Характеристика, причины возникновения селей.
4.5. Защита населения от селевых потоков.
Рекомендации населению, проживающему в селеопасных районах.

4.6. Цунами и их характеристика.
Общая характеристика цунами, причины их возникновения, возможные последствия.
Организация защиты населения от последствий цунами.
4.7. Защита населения от цунами.
Подготовка населения к безопасному поведению при угрозе возникновения цунами, во время
цунами и после него.
Глава 5.
Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального
происхождения
1.1.Лесные и торфяные пожары и их характеристика.
Виды пожаров, классификация лесных пожаров. Последствия лесных и торфяных пожаров
для населения и окружающей среды.
1.2.Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения.
Общие рекомендации по безопасному поведению при нахождении вблизи очага пожара в
лесу.
1.3.Эпидемии.
Характеристика, опасность для населения. Эпидемический процесс и факторы, его
определяющие. Инфекционные болезни человека, причины их возникновения. Классификация
инфекционных болезней по способу передачи инфекции от больного человека к здоровому.
Противоэпидемические мероприятия и защита населения. Характеристика некоторых наиболее
распространенных инфекционных заболеваний и их профилактика. Комплекс мероприятий,
проводимых для защиты населения от массовых инфекционных заболеваний. Правила личной
гигиены для профилактики инфекционных заболеваний.
1.4.Эпизоотии и эпифитотии.
Инфекционные болезни животных и растений. Причина их возникновения, краткая
характеристика. Противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия.
Раздел III. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской
Федерации. (2 часа)
Глава 6. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и
экстремизму. (2 часа)
6.1. Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и
экстремистскую деятельность.
Какую угрозу для личности, общества и государства представляет терроризм и
экстремизм.
6.2. Роль нравственных позиций и личностных качеств подростка в формировании
антитеррористического поведения.
Какие жизненные позиции можно считать нравственными.
Раздел IV. Основы здорового образа жизни
Глава 7. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека
7.1. Психологическая уравновешенность.

Ее значение в формировании системы здорового образа жизни и обеспечения личной
безопасности. Качества, необходимые для повышения уровня психологической уравновешенности. Психологическая уравновешенность и умение завести друзей.
7.2. Стресс и его влияние на человека.
Общие понятия и определение стресса. Стресс и стадии развития общего адаптационного
синдрома. Влияние стресса на состояние здоровья человека. Содержание общих принципов
борьбы со стрессом.
7.3. Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.
Особенности развития организма человека в подростковом возрасте. Физическое развитие,
индивидуальные особенности внешнего облика человека. Различия в развитии мальчиков и
девочек. Соблюдение правил личной гигиены в подростковом возрасте.
Особенности психического развития человека в подростковом возрасте.
Перестройка, происходящая в центральной нервной системе подростка, и формирование
личности человека. Формирование основных качеств взрослого человека.
7.4. Формирование личности подростка при его взаимоотношениях со взрослыми.
Значение правильного общения со взрослыми, особенно с родителями, для социального
развития человека в подростковом возрасте. Конфликтные ситуации, которые могут
возникнуть при общении подростка с родителями, и основные способы их разрешения. Умение
слушать собеседника.
7.5. Формирование личности подростка при его взаимоотношениях со сверстниками.
Рост потребности общения со сверстниками, пути достижения признания среди сверстников.
Возможные конфликтные ситуации при общении со сверстниками, основные пути их разрешения. Личные качества, обеспечивающие более тесное общение со сверстниками.
7.6. Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола.
Факторы, определяющие развитие взаимоотношений со сверстниками противоположного
пола. Формирование социально значимых качеств для установления правильного
взаимоотношения со сверстниками противоположного пола. Духовная и социальная зрелость и
ее значение в определении стиля своего поведения с лицами противоположного пола.
7.8. Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних.
Значение правового воспитания для социального развития подростка. Правонарушения,
совершаемые подростками, и их основные причины. Уголовная ответственность
несовершеннолетних, предусмотренная Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ,
1997г.).
Глава 8. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
8.1. Общие правила оказания первой медицинской помощи.
Общие понятия и определения первой медицинской помощи, доврачебной помощи, первой
врачебной помощи. Общий порядок действий при оказании первой медицинской помощи.
Когда необходимо вызывать «скорую помощь».

8.2. Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении.
Первая медицинская помощь при незначительных ранах. Первая медицинская помощь при
сильном кровотечении. Оказание первой медицинской помощи при артериальном кровотечении. Оказание первой медицинской помощи при венозном кровотечении.
8.3. Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах.

Краеведческий материал в рамках изучения тем: вредные производства в Бурятии и их
влияние на окружающую среду.
Практические и лабораторные работы, экскурсии и другие формы занятий, используемые
при обучении: экскурсии в музей Пожарной безопасности
Организация внеурочной деятельности по предмету: составление памятки: безопасный путь
в школу и обратно, участие в НПК, олимпиадах.
В условиях пандемии изучения материала может осуществляться на таких образовательных
платформах, как: ЯКласс, РЭШ. Образовательные ролики с Ютуб так же могут быть использованы
в качестве обучающих ресурсов. Связь с учениками осуществляется через Вайбер, Вконтакте,
электронный журнал. Используется ZOOM.
Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей программы
воспитания: участие в школьном этапе ВОШ (сентябрь-октябрь), НПК «Шаг в будущее»
(январь), в конкурсах проектов, рисунков, плакатов на оздоровительную тематику (февраль,
апрель-май).
Обучение может вестись дистанционно с использованием образовательной платформы РЭШ,
ZOOM (облачной платформы для проведения онлайн уроков).
Учебный тематический план
Наименование разделов Количество
Виды
программы
часов
на деятельности
раздел, тему
Общие понятия об
опасных и
чрезвычайных
ситуациях природного
характера
Чрезвычайные
ситуации
геологического
происхождения
Чрезвычайные
ситуации
метеорологического
происхождения
Чрезвычайные
ситуации

учебной Виды контроля.

3

Природные явления,
характеристика, ЧС.

беседа, составление
плана, выполнение
заданий к параграфам,
тест

6

Землетрясения, защита
населения, правила
безопасного поведения,
Вулканы, расположения,
последствия, защита
населения.
Ураганы
и
бури,
последствия,
защита,
Смерчи.

беседа, составление
плана, выполнение
заданий к параграфам,
тест

3

8

беседа, составление
плана, выполнение
заданий к параграфам,
тест

Наводнения, виды, причины, беседа, составление
последствия, защита. Сели, плана, выполнение

характеристики,
снежные лавины.

гидрологического
происхождения
Природные пожары и
чрезвычайные
ситуации биологосоциального
происхождения

Духовно-нравственные
основы
противодействия
терроризму и
экстремизму
Здоровый образ жизни
и его значение для
гармоничного развития
человека.
Основы медицинских
знаний и оказание
первой помощи.

6.

4

2

3

4

цунами, заданий к параграфам,
тест, проект

Лесные, торфяные пожары,
характеристика,
профилактика, защита,
инфекционная
заболеваемость,
профилактика , эпизоотии,
эпифитотии.
Терроризм, опасность для
подростков,
роль
нравственных
качеств,
формирование
антитеррористического
поведения.
Психологическая
уравновешенность, Стресс,
влияние,
Анатомофизиологические
особенности подростка.

беседа, составление
плана, выполнение
заданий к параграфам,
тест

беседа,
составление
плана,
выполнение
заданий к параграфам,
тест
беседа,
составление
плана,
выполнение
заданий к параграфам,
тест, контрольная работа

Правила
оказания
первой беседа,
составление
помощи,
при
наружном плана,
выполнение
кровотечении,
ушибах
и
переломах,
транспортировка заданий к параграфам,
пострадавшего.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник научится: • систематизировать основные положения нормативноправовых актов Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для
обеспечения национальной безопасности России в современном мире; раскрывать на примерах
влияние последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на
национальную безопасность Российской Федерации;
• прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их
характерным признакам;
• характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня
культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны;
• проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности
жизнедеятельности для защищенности личных жизненно важных интересов от внешних и
внутренних угроз.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Обучающийся научится:
• характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения
Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; объяснять
необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь между
нравственной и патриотической проекцией личности и необходимостью обороны государства
от внешних врагов;
• характеризовать РСЧС, классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС по
защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
обосновывать предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС;
характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для защиты населения страны от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения
национальной безопасности России: классифицировать основные задачи, возложенные на
гражданскую оборону по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного и военного
времени; различать факторы, которые определяют развитие гражданской обороны в
современных условиях; характеризовать и обосновывать основные обязанности граждан РФ в
области гражданской обороны;
• характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС
России по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное реагирование
при возникновении чрезвычайных ситуаций;
• характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения
от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
• анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и
основные мероприятия, которые она в себя включает;
• описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в
районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера;
• описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения
чрезвычайной ситуации;
• анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использованию
современных технических средств для информации населения о чрезвычайных ситуациях;
• характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения
от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать виды эвакуации; составлять
перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации;
• характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах
поражения как совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации;
• анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно-спасательных
работах в очагах поражения;
• описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных
работ;
• моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в
районе проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (в театре,
библиотеке и др.), дома.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Обучающийся научится:
• характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как
индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую
совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и
здоровом образе жизни как средство физического совершенствования;
• анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению,
соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного
здоровья;
• классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье;
характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние
половые связи, допинг и др.), и их возможные последствия;
• систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей
здоровья личности и общества; формировать личные качества, которыми должны обладать
молодые люди, решившие вступить в брак;

• анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации;
описывать и комментировать основы семейного законодательства в Российской Федерации;
объяснять роль семьи в жизни личности и общества, значение семьи для обеспечения
демографической безопасности государства.
Ученик получит возможность научиться:
• использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для
сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и
социальной составляющих.
8. Учебно-методическое обеспечение (перечень):
Виноградова Н.Ф. , Смирнов Д.В., Сидоренко Л.В., Таранин А.Б.
9. Материально-техническое обеспечение:
Макет «Гоша», ОЗК, противогазы, макет убежища, АК-74, макеты автомата, каска.
10. Список литературы:
литература, использованная при составлении программы:
Федеральный государственного образовательного стандарта основного общего образования
(утвержден приказом Минобрнауки России 2010 г.)
Примерная программа. Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы. М., Просвещение,
2020;
Виноградова Н.Ф. , Смирнов Д.В., Сидоренко Л.В., Таранин А.Б.

Календарно - тематический план.
7 класс (1 ч в неделю, всего 34 ч)

№

1.
2.
3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20
21
22
23
24

Тема урока
Общие понятия об опасных и чрезвычайных
ситуациях природного характера
Различные природные явления
Общая характеристика природных явлений
Опасные и чрезвычайные ситуации природного
характера
Чрезвычайные ситуации геологического
происхождения
Землетрясение. Причины возникновения и возможные
последствия
Защита населения от последствий землетрясения
Правила безопасного поведения
населения при
землетрясении
Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов
Последствия извержения вулканов. Защита населения.
Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения

Чрезвычайные ситуации метеорологического
происхождения
Ураганы и бури, причины их возникновения,
возможные последствия.
Защита населения от последствий ураганов и бурь
Смерчи
Чрезвычайные ситуации гидрологического
происхождения
Наводнения. Виды наводнений и их последствия
Защита населения от последствий наводнений.
Рекомендации населения по действиям при угрозе и во
время наводнения
Сели и их характеристики
Защита населения от последствий селевых потоков
Цунами и их характеристики
Защита населения от цунами
Снежные лавины
Природные пожары и чрезвычайные ситуации биологосоциального происхождения
Лесные и торфяные пожары и их характеристика
Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита
населения
Самостоятельная работа
Инфекционная заболеваемость людей и защита населения

Кол-во
часов на
тему
3

Дата
проведения

1
1

03.08
10.09
17.09

1

план

6
1

24.09

1

01.10
08.10

1
1
1

15.10
22.10
29.10

1

3
1
1
1

12.11
19.11
26.11

9
1

1
1
1
1
1
1

1

03.12
10.12
17.12
24.12
14.01
21.01
28.01
04.02

4
1

11.02
18.02

1

25.02
04.03

1

факт.

25
26
27

28
29
30
31
32
33
34
35

Эпизоотии и эпифитотии
Духовно-нравственные основы противодействия
терроризму и экстремизму
Терроризм и опасность вовлечения подростка в
террористическую и экстремистскую деятельность
Роль нравственных позиций и личных качеств подростка в
формировании антитеррористического поведения
Здоровый образ жизни и его значение для
гармоничного развития человека.
Психологическая уравновешенность.
Стресс и его влияние на человека.
Анатомо-физиологические особенности человека в
подростковом возрасте.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
Общие правила оказания первой помощи.
Оказание первой помощи при наружном кровотечении.
Оказание первой помощи при ушибах и переломах.
Общие правила при транспортировки пострадавшего.
Контрольный урок.

1

11.03

2
1

18.03

1

25.03

1
1
1

08.04
15.04
22.04

5
1
1
1
1
1

29.11
06.05
13.05
20.05
27.05

Список творческих и проектных работ:
1.
2.
3.
4.

Пожарная безопасность глазами детей
Проект по теме "Пожарная азбука"
Викторина по ОБЖ «Знатоки безопасного поведения»
Интерактивная игра "Дорожные знаки"


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».