Учебный план МАОУ «СОШ №18 им. М.А. Концова» г. Улан-Удэ 2022 - 2023 учебный год 1 класс

УТВЕРЖДЕН
Приказом директора
МАОУ «СОШ №18» № 123-д
от «24» июня 2022 г.

Учебный план
МАОУ «СОШ №18 им. М.А. Концова»
г. Улан-Удэ
2022 - 2023 учебный год
1 класс

УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Пояснительная записка к учебному плану 1-4 классов МАОУ «СОШ №18
г.Улан- Удэ» на 2022 – 2023 учебный год.
Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов,
дисциплин, практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной
аттестации
обучающихся.
При формировании учебного плана на новый учебный год были учтены требования
ФГОС НОО, анализ образовательных потребностей обучающихся, их родителей
(законных
представителей), кадровое и материально - техническое оснащение учебновоспитательного процесса.
Нормативно-правовая база разработки учебного плана
1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. N 1807-I "О языках народов
Российской Федерации";
3. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
4. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 31.05.2021 286;
5. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020№ 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
6. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов
среды
обитания»,
утвержденных
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 (далее
- СанПиН 1.2.368521);
7. Приказ Министерства просвещения России от 20.05.2020 № 254 (с изм. от
23.12.2020 №766) "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования";
8. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от
20.06.2018 № 05-192 «О реализации прав на изучение родных языков из числа
языков
народов
РФ
в
общеобразовательных
организациях»;
9. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования» утвержден
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 года
№ 115;
10. Закона Республики Бурятия от 13.12.2013 года №240-V "Об образовании в
Республике Бурятия";

11. Основная образовательная программа начального общего образования от 24.06.2022 г.
Приказ №123 -Д
12.Устав МАОУ «СОШ№18» г.Улан –Удэ
Содержание и особенности учебного плана основной общеобразовательной
программы начального общего образования
Учебный план в 1-4 классах полностью реализует федеральный государственный
образовательный
стандарт
начального
общего
образования.
Учебный план уровня начального общего образования состоит из двух частей
обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. При
разработке ООП НОО выдержаны соотношение 80% к 20% между обязательной частью и
частью, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть
учебного плана направлена на реализацию содержания рабочих программ учебных
предметов, определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей.
Организация образовательного процесса регламентируется календарным учебным
графиком. Режим функционирования устанавливается в соответствии с СанПин
2.4.2.2821-10, Уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка.
Обучение ведется на русском языке, по пятидневной учебной неделе. Обучение в
1-ом классе в соответствии с СанПиНом 2.4.2.2821-10 организуется только в первую
смену с максимально допустимой недельной нагрузкой в 21 час и дополнительными
недельными каникулами в середине третьей четверти при традиционном режиме
обучения. Обучение в 1-ом классе осуществляется с использованием «ступенчатого»
режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35
минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый); во втором полугодии
(январь – май) – по 4 урока по 40 минут каждый, в середине учебного дня динамической
паузы с продолжительностью не менее 40 минут. Продолжительность урока для 2-4
классов 40 минут. Продолжительность учебного года в 1 классе – 33 недели; во 2-4
классах- 34 учебных недели. Учебный план для 1 – 4 классов ориентирован на 4-летний
нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования в
рамках ФГОС. Учебный план начального общего образования включает следующие
компоненты: обязательная часть учебного плана и часть, формируемая участниками
образовательных отношений.
Деление классов на группы. Классы делятся на группы в зависимости от
наполняемости при изучении (25 и более учащихся) английского языка.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по
классам (годам) обучения.
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена
учебными
предметами
«Русский
язык»,
«Литературное
чтение».
В 1-х классах на изучение учебного предмета «Русский язык» отведено 4 часа в
неделю. На изучение учебного предмета «Литературное чтение» отведено 4 часа в
неделю. Во 2-4-х классах на изучение учебного предмета «Русский язык» отведено 4 часа
в неделю. На изучение учебного предмета «Литературное чтение» отведено 4 часа в
неделю. В первом полугодии 1 класса предмет «Русский язык» представлен курсом
«Обучение грамоте. Письмо», предмет «Литературное чтение» - курсом «Обучение
грамоте. Чтение». Систематическое изучение предметов «Русский язык» и «Литературное
чтение» начинается во втором полугодии.
Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
представлена учебным предметом «Родной язык». Предметная область «Родной язык и
литературное чтение на родном языке» является обязательной. Она реализована за счет
часов обязательной части учебного плана. Изучение предметной области «Родной язык»
согласовано с родительской общественностью на основании заявления родителей

(законных представителей) были введены предметы «Родной язык (русский)» - 2-4
классы, «Родной язык (бурятский как государственный)» В 1-4 классах изучаются
Родной язык (русский и бурятский как государственный) – 2 часа в неделю. Таким
образом, реализуется право обучению родному языку согласно Закону Российской
Федерации от 25 октября 1991 г. N 1807-I "О языках народов Российской Федерации"
Предметная область «Иностранный язык» представлена учебным предметом
«Иностранный язык». Преподавание данного предмета представлено во 2-4 классах
изучением английского языка. На предмет «Иностранный язык» отведено 2 часа в неделю.
Предметная область «Математика и информатика» представлена предметом
«Математика». На изучение учебного предмета «Математика» в 1-4 классах отведено 4
часа в неделю.
Предметная область «Обществознание и естествознание» представлена
предметами «Окружающий мир (человек, природа, общество)». Учебный предмет
«Окружающий мир» (человек, природа, общество) изучается с 1 по 4 класс по 2 часа в
неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно
введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а
также элементы основ безопасности жизнедеятельности. Предусмотрено изучение
исторических, культурных, географических особенностей родного края, формирование
экологических понятий и ценностей обучающихся, первичных понятий безопасного
поведения человека в окружающем мире. В рамках преподавания предмета «Окружающий
мир» предусмотрены часы в пределах учебного времени на изучение правил дорожного
движения, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности.
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики»
представлена предметом «Основы религиозных культур и светской этики». В 4-ых классах
реализуется предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)
посредством выбора родителями (законными представителями) одного из шести модулей.
Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ, осуществляется
родителями (законными представителями) учащихся, на основании письменного
заявления родителей.
Предметная область «Искусство» представлена предметами «Музыка»,
«Изобразительное искусство». В 1-4 классах: «Музыка» -1 час в неделю, «ИЗО» - 1 час в
неделю.
Предметная область
«Технология» представлена
учебным
предметом
«Технология». На изучение учебного предмета отведен 1 час в неделю.
Предметная область «Физическая культура» представлена предметами
«Физическая культура». Занятия по физической культуре в 1-4 классах 2 часа. Уроки
физической культуры проводятся с учетом всех групп здоровья и медицинских показаний
к этим группам, применяя индивидуально-дифференцируемый подход. Для повышения
роли физической культуры в воспитании современных школьников, укрепления их
здоровья, увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их
физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития
навыков здорового образа жизни в 5-9-х классах в соответствии с санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами (СП 2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21)
третий час учебного предмета «Физическая культура» реализуется за счет
дополнительного образования.
Образовательный процесс в начальной школе основывается на программах
«Школа России» и «Перспектива».
В систему учебников «Перспектива» входят следующие программы учебных
предметов:
«Математика» Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н.
«Русский язык» Л.Ф. Климанова, Л.Ф. Макеева;
«Окружающий мир» Плешаков А.А.; Новицкая М.Ю.

Литературное чтение Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А.
«Технология» Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П.;
«Изобразительное искусство» Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова;
«Физическая культура» А.П. Матвеев;
«Музыка» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
«Родной русский язык» Александрова О.М.
«Литературное чтение а родном русском языке» Александрова О.М., Кузнецова
М.И.
В систему учебников «Школа России» входят следующие программы учебных
предметов:
«Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
«Математика» Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И.
«Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская
«Окружающий мир» Плешаков А. А
«Физическая культура» Лях В.И.
«Музыка» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
«Технология» Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П.;
«Изобразительное искусство» Неменского Б.М.
«Родной русский язык» Александрова О.М.
«Литературное чтение а родном русском языке» Александрова О.М., Кузнецова
М.И.
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с «Положением о
проведении промежуточной аттестации и текущего контроля в МАОУ «СОШ №18 г.
Улан-Удэ», утвержденный на педагогическом совете.
Промежуточная аттестация (четвертная) учащихся 2-4-х классов проводится по
каждому учебному предмету с учетом его специфики в следующих формах:
• письменная проверка – письменный ответ учащегося на один или систему
вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные,
лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о
наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; лексико-грамматические тесты,
сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое с учетом специфики учебного
предмета;
• устная проверка – устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме
ответа на билеты, беседы, собеседования и другое с учетом специфики учебного
предмета;
• комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок.
В рамках реализации ФГОС в целях достижения планируемых результатов по
формированию универсальных учебных навыков и всестороннего развития обучающихся
в 1 классах вводятся часы внеурочной деятельности (9 часов в неделю).
Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности
школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой
образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития
интересов, формирования универсальных учебных действий.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного
процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного
образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере.
Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление
обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а

также самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения
внеурочной деятельности конкретным содержанием.
Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения
планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального
общего образования (личностных, метапредметных, предметных) обучающимися 1-х
классов.
Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных,
интеллектуальных интересов, учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески
растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым
самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на
социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих
инициатив.
Показатель
Недельный объем внеурочной деятельности
Количество недель, отведенных под
внеурочную деятельность:
Годовой объем внеурочной деятельности
Итого за 4 года освоения программы

1-й класс
9 часов
33 недели
297 часов
297 часов

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию
учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от
урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, круглых
столов, конференций, диспутов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов,
школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных
исследований и т.д. Посещая кружки, обучающиеся прекрасно адаптируются в среде
сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя глубже изучается материал.
На занятиях руководители стараются раскрыть у обучающихся такие способности, как
организаторские, творческие, что играет немаловажную роль в духовном развитии
подростков. Внеурочные занятия направлены на каждого ученика, чтобы он мог ощутить
свою уникальность.
Календарный
учебный
график
организации,
осуществляющей
образовательную деятельность.
Годовой календарный учебный график на 2022-2023 учебный год.
Даты начала и окончания учебного года. Продолжительность учебного года.
Продолжительность учебного года:
• в 1 классе -33 недели,
• с 2-го по 4-ый класс– 35 недель,
Устанавливаются следующие сроки школьных каникул:
осенние каникулы - с 30 октября по 7 ноября 2022 года (9 дней);
2 четверть начинается с 8 ноября 2022 года,
зимние каникулы – с 29 декабря 2022 года по 09 января 2023 года (12 дней);
3 четверть начинается с 10 января 2023 года,
весенние каникулы - с 26 марта по 03 апреля 2023года (9дней),
4 четверть начинается с 04 апреля 2023 года.
Дополнительные каникулы для первоклассников - с 20 февраля по 26 февраля 2023 года
(7 дней)
Регламентирование образовательного процесса.
Учебный год на I, II ступенях обучения делится на 4 четверти, на III ступени – на
два полугодия.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней и регулируется ежегодно Годовым календарным учебным графиком с
соблюдением сроков каникулярного времени указанного в ежегодных распоряжениях
(приказах) комитета по образованию г. Улан-Удэ.
Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения образовательной программы:
на первой и второй ступени обучения - за четверти, на третьей ступени - за полугодия.
Регламентирование образовательного процесса на неделю.
Продолжительность учебной недели:
Пятидневная учебная неделя – 1-11 классы,
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной
недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет:
- для обучающихся 1-х классов не превышает 4 уроков в день;
- для обучающихся 2 - 4-х классов - не более 5 уроков;
- для обучающихся 5 - 6-х классов - не более 6 уроков;
- для обучающихся 7 - 11-х классов - не более 7 уроков.
Регламентирование образовательного процесса на день
Обучение ведется в две смены.
Начало уроков первой смены в 8.00 ч., второй смены - в 13.10 ч..
Продолжительность уроков - 40 минут.
Занятия дополнительного образования (кружки, секции), элективные курсы и т. п.
организуются в другую для обучающихся смену с предусмотренным временем на обед, но
не ранее чем через 40 минут после основных занятий
Сроки проведения промежуточной аттестации обучающихся:
Промежуточная аттестация проводится начиная со второго класса.
Промежуточная аттестация подразделяется на четвертную во 2-9 классах и
полугодовую в 10-11 классах промежуточную аттестацию, которая проводится по
каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам четверти, а также
годовую промежуточную аттестацию, которая проводится по каждому учебному
предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам учебного года.
Сроки проведения четвертной промежуточной аттестации в 2-8 классах:
1 четверть: 21.10.2022 г. - 30.10.2022 г.
2 четверть: 11.12.2022 г. - 20.12.2022 г.
3 четверть: 12.03.2023 г. - 22.03.2023 г.
4 четверть: 13.05.2023 г. - 24.05.2023 г.
Учебные занятия в школе организованы в две смены. Начало уроков в первую смену –
8.00 ч., во вторую – 13.10 ч. Занятия второй смены заканчиваются не позднее 19.00.

урок
1
2
3
4
5
6
7

первая смена
Первый
звонок
с урока
8:00–8:35
8:50–9:25
9:45–10:20
10:40–11:20
11:30–12:10
12:20–13:00
13:10–13:50

вторая смена
второй звонок первый звонок
с урока
с урока
8:00–8:40
14:00–14:40
8:50–9:30
14:50–15:25
9:45–10:25
15:40–16:15
16:35–17:15
17:25–18:05
18:15–18:55
13:10–13:50

второй звонок
с урока
14:50–15:30
15:40–16:20

После уроков обучающимся предоставляются перерывы от 10 мин. до 20 мин.
Продолжительность уроков:

1 класс – 1 четверть: 3 урока по 35 минут; 2 четверть: 4 урока по 35 минут , 3-4 четверть:
длительность уроков 40 минут
Формы проведения промежуточной аттестации обучающихся:
Промежуточная аттестация обучающихся может проводиться в форме:
• комплексной контрольной работы;
• итоговой контрольной работы;
• письменных и устных экзаменов;
• тестирования;
• защиты индивидуального/группового проекта;
• иных формах, определяемых образовательными программами МАОУ «СОШ №18»
и (или) индивидуальными учебными планами.
Учебный план начального общего образования (1 класс) ФГОС НОО
Учебный план начального общего образования (5-дневная неделя)
Предметные
Учебные предметы
Количество часов в Всего
области
неделю по классам
Iа
Iб
Iв
Iг
Обязательная часть
Русский язык и Русский язык
4
4
4
4
16
литературное
Литературное чтение
3
3
3
3
12
чтение
Родной язык (русский и
Родной язык и
бурятский,
как 1
1
1
1
4
литературное
государственный)
чтение на родном
Литературное чтение на
русском языке
0
родном русском языке
Иностранный язык Английский язык
0
Математика
и Математика
4
4
4
4
16
информатика
Обществознание и Окружающий мир
естествознание
2
2
2
2
8
(Окружающий
мир)
Основы
Основы
мировых
религиозных
религиозных культур
0
культур и светской
этики
Искусство
Музыка
1
1
1
1
4
Изобразительное искусство 1
1
1
1
4
Технология

Технология

Физическая
Физическая культура
культура
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений
Литературное чтение
Родной язык (русский и бурятский, как
государственный)
Максимально допустимая недельная нагрузка

1

1

1

1

4

2

2

2

2

8

1

1

1

1

4

1

1

1

1

4

21

21

21

21

84


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».