Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18 им. М. А. Концова» г. Улан-Удэ СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Педагогическим с учетом мнения Советом родителей приказом директора советом Совета обучающихся МАОУ «СОШ №18» МАОУ «СОШ №18» МАОУ «СОШ №18» Протокол Протокол от 20.06.2022 № 116-д протокол от 27. 05. 2022 г. №5 от 16. 06. 2022 г. №11 от 05.05.2022 № 35 Положение о портфеле (портфолио) индивидуальных достижений обучающихся 1-11 классов МАОУ «Средней общеобразовательной школы №18 им. М.А. Концова» №32 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о портфолио обучающихся Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «СОШ №18»» (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования», уставом школы. 1.2. Положение определяет структуру, порядок формирования и использования портфолио обучающегося в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «СОШ № 18» и устанавливает статус портфолио обучающегося как открытого документа, предназначенного для публичной демонстрации в условиях итоговой (по окончании ступени) и промежуточной (четверть, год) аттестации обучающегося, а также в других предусмотренных законодательством случаях, требующих демонстрации успешности обучающихся. 2. Цели, задачи и функции портфолио 2.1. Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты учебной, творческой, социальной, коммуникативной деятельности обучающегося, проследить его индивидуальный прогресс, достигнутый в процессе получения образования, оценить его образовательные достижения и дополнить результаты традиционных контрольно-оценочных средств качества образования. 2.2. Основные задачи портфолио: – поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию обучающихся; – поощрять активность и самостоятельность обучающихся, расширять возможности обучения и самообучения; – развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся; – формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; – учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий обучающегося по ступеням обучения; – закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации; – укреплять взаимодействие с семьей обучающегося, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со Школой; – активно вовлекать обучающихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования. 2.3. Функции портфолио: – диагностическая: фиксирует изменения и рост показателей за определенный период времени; – целеполагания: поддерживает образовательные цели; – мотивационная: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов; – содержательная: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ; – развивающая: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу; – рейтинговая: показывает диапазон и уровень навыков и умений. 3. Правила работы с портфолио 3.1. Портфолио предназначено для накопления и оценки индивидуальных достижений обучающихся. 3.2. Период составления и накопления портфолио – с 1-го по 11-й класс. 3.3. Место хранения портфолио – учебное помещение, закрепленное за каждым классом. Обучающемуся и его родителям (законным представителям) обеспечивается свободный доступ к материалам портфолио и предоставляются гарантии сохранности портфолио и отсутствия возможности несанкционированного доступа к материалам портфолио посторонних лиц. 3.4. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом ребенка. 4. Порядок формирования портфолио 4.1. Портфолио оформляет обучающийся в соответствии со структурой, указанной в приложении 1 к настоящему Положению. При необходимости работа учащихся с портфолио сопровождается с помощью взрослых: педагогов, родителей (законных представителей), классных руководителей. 4.2. Комплектование портфолио осуществляется на бумажном носителе в папкенакопителе. По желанию обучающийся может дополнительно дублировать портфолио в электронном виде. 4.3. Обучающийся имеет право включать в портфолио свои работы и отзывы на них. Отбор работ и отзывов для портфолио ведется самим обучающимся. Включение каких-либо материалов в портфолио без согласия обучающегося не допускается. 4.4. При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования: – систематичность и регулярность ведения портфолио; – достоверность сведений, представленных в портфолио; – аккуратность и эстетичность оформления; – разборчивость при ведении записей; – целостность и эстетическая завершенность представленных материалов; – наглядность. 4.5. Индивидуальные достижения обучающегося и все необходимые сведения фиксируются в портфолио в течение года. 5. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении портфолио обучающегося 5.1. Обучающийся оформляет портфолио в соответствии с принятой в Школе структурой. Все записи ведет аккуратно, самостоятельно и систематически. 5.2. Родители (законные представители) обучающегося помогают детям оформлять портфолио и контролируют его пополнение. 5.3. Классный руководитель: – несет ответственность за организацию формирования портфолио, систематическое заполнение и знакомство родителей (законных представителей) и администрации Школы с его содержанием; – оказывает помощь обучающимся в процессе формирования портфолио; – проводит информационную, консультативную, диагностическую работу по формированию портфолио с обучающимися и их родителями; – осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования и представителями социума в целях пополнения портфолио; – осуществляет контроль за пополнением обучающимися портфолио; – обеспечивает обучающихся и родителей необходимыми формами, бланками, рекомендациями; – оформляет итоговые документы. 5.4. Учителя-предметники и педагоги дополнительного образования: – проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио; – предоставляют обучающимся места деятельности для накопления материалов портфолио; – организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области. 5.5. Руководитель методического объединения координирует деятельность педагогов по данному направлению работы. 6. Анализ и оценка материалов портфолио 6.1. Анализ портфолио и исчисление итоговой оценки производятся классным руководителем в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Положению. 6.2. Оценка проводится один раз в год, суммируется по каждому виду деятельности и вносится для каждого обучающегося в сводную ведомость, составленную по форме, указанной в приложении 3 к настоящему Положению. В конце учебного года классный руководитель вносит результаты оценки портфолио обучающихся в сводную ведомость класса, составленную по форме, указанной в приложении 4 к настоящему Положению. 6.3. Критерии оценки отдельных составляющих портфолио могут полностью соответствовать рекомендуемым или могут быть адаптированы классным руководителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента обучающихся. 6.4. По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, делаются выводы: – о сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения обучения на следующей ступени образования; – о сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебнопрактических задач; – об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационносмысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции. 6.5. По результатам оценки портфолио может проводиться годовой образовательный рейтинг для выявления обучающихся, набравших наибольшее количество баллов в Школе. Меры поощрения общешкольного рейтинга портфолио обучающихся: дипломы 1,2,3 степени в 1,2,3,4, 5-6,7-8,9-11 классах. 7. Учет и использование портфолио 7.1. Результаты оценки портфолио учитываются: – в качестве результатов промежуточной аттестации обучающихся; – при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических работников; – при проведении внутришкольного контроля; – в ходе проведения процедур внешней оценки деятельности школы (аккредитация, контроль качества образования). 7.2. Материалы портфолио используются для подготовки характеристики образовательных достижений обучающегося по окончании основной ступени обучения или при переводе в другое образовательное учреждение. 7.3. При осуществлении промежуточной и итоговой аттестации по отдельным предметам материалы портфолио служат дополнительным основанием для определения отметки в спорных случаях. Материалы портфолио могут служить основанием только для повышения итоговой отметки; отсутствие в портфолио каких-либо материалов, подтверждающих достижения обучающегося, не может служить основанием для понижения итоговой отметки. 7.4. Отметка по отдельному предмету может быть повышена на один балл при наличии в портфолио обучающегося грамоты за призовое место в конкурсе (олимпиаде, соревновании) по данному предмету регионального либо федерального уровня, полученной в аттестационный период. Решение о повышении отметки по предмету на основании материалов портфолио принимается учителем-предметником и утверждается приказом директора школы. Приложение 1 к Положению о портфолио обучающегося Структура и содержание портфолио обучающегося Портфолио обучающегося состоит из трех разделов: титульный лист, основные разделы и приложения. Наименование раздела Что должен содержать раздел 1. Титульный лист Основная информация: Ф. И. О. обучающегося, наименование Школы, класс, Ф. И. О. классного руководителя, контактная информация и фото обучающегося, а по желанию и родителей, период, за который представлены документы и материалы 2. Основная часть Мой портрет – Личные данные обучающегося; – данные о семье, друзьях, увлечениях, интересах ребенка, занесенные им в портфолио самостоятельно на добровольной основе; – информация, помогающая обучающемуся проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания: результаты анкет, тестов, рекомендации по результатам анкетирования и тестирования; – описание целей, поставленных обучающимся на определенный период, анализ их достижений; – результаты проведенной работы по профессиональному и личностному самоопределению; – другие сведения, раскрывающие способности обучающегося Сведения об итогах успеваемости за четверти, удачно написанных Учебная деятельность контрольных работах, результатах тестирования, графики скорости чтения и т.д. Дополнительное Сведения о занятости в учреждениях дополнительного образования: образование название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты Достижения: Отражение результатов участия: – в олимпиадах; – в предметных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах, – спортивные; как нетелекоммуникационных, так и дистанционных, проектах различного – творческие уровня – школьных, муниципальных, областных, всероссийских и др.; – в мероприятиях и конкурсах, проводимых учреждениями дополнительного образования, культурно-образовательными фондами и др.; – в конкурсах и мероприятиях, организованных муниципальными и региональными органами управления; – в спортивных соревнованиях Работы и – Выборки детских работ по всем учебным предметам, отражающие проекты динамику формирования универсальных учебных действий и динамику развития компетентностей обучающегося; – исследовательские работы и рефераты (указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т. п.); Общешкольная жизнь Отзывы и пожелания – проектные работы (указывается тема проекта, дается описание работы; возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте); – техническое творчество: модели, макеты, приборы (указывается конкретная работа, дается ее краткое описание, фотографии); – работы по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках) Формы творческой активности: участие в школьном театре, в торжественной линейке, оформлении стенгазет, оркестре, хоре (указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах) – Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителяпредметники, классные руководители и другие непосредственные участники образовательного процесса; – характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, представителями общественности (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.); – анализ самим обучающимся своей деятельности. 3. Приложения – Документы, подтверждающие участие обучающегося в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах, проектах; – грамоты, похвальные листы за высокие учебные достижения; – сертификаты, похвальные листы по результатам профессиональной деятельности в рамках различных видов практики, участия в социальных проектах; – свидетельства о прохождении курсовой подготовки, подтверждающие готовность обучающегося к реализации разнообразных видов профессиональной деятельности; – акты участия в организации общешкольного самоуправления, культурнодосуговых мероприятий, проектов, факультативов; -– грамоты, похвальные листы за участие в спортивных соревнованиях, организацию подготовки и проведение спортивных мероприятий на уровне Школы, города и т. п. Портфолио может содержать документацию, самостоятельно разработанную студентом Приложение 2 к Положению о портфолио обучающегося Критерии оценки портфолио обучающихся № п/п Критерии Показатели (оценка в баллах) Ито го Сумма баллов по показателю: I. Внутренний контроль 1. Учебная деятельность 1.1 Средний балл по всем учебным предметам 1.2 Наличие похвального листа по окончании учебного года от 2,5 до 3,4 3 от 3,5 до 4,4 10 от 4,5 до 5 20 5 Сумма баллов по показателю: 1. Дополнительное образование 1.1 Занятия в специализированных образовательных организациях дополнительного образования 1.2 Систематические занятия в кружках творческих мастерских, студиях, на базе общеобразовательной организации 1.3 Прохождение сертифицированных предметных курсов, курсов профориентационной направленности 1 балл (при наличии соответствующей справки или документа об окончании обучения) 1 балл (при наличии соответствующей справки или документа об окончании обучения) 1 балл (при наличии соответствующей справки или документа об окончании обучения) Сумма баллов по показателю: 2. Достижения в олимпиадах, конкурсах 2.1 Школа Участие в предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах: – победитель –призер –участник 2.2 Победитель в дистанционных конкурсах: «Русский 4 2 1 1 Город Регион Всероссийск. Междунаро д. 6 4 2 2 8 6 3 3 10 8 4 4 15 10 5 5 медвежонок», «Кенгуру», «КИТ», «Львенок» и т. д. 2.3 Наличие публикаций в периодических изданиях, за каждую публикацию 1 2 3 4 5 Сумма баллов по показателю: 3. Спортивные достижения 3.1 Наличие призовых мест за участие в спортивных мероприятиях: – победитель – призер – участник 4. Творческие достижения 4.1 Наличие авторских творческих работ (или фото с изображением работ): – гуманитарная – естественнонаучная – техническая 4.2 Наличие рецензий и отзывов на работы, за каждую рецензию 6. Участие в проектах и практиках 6.1 Участие в мероприятиях (конкурсы, акции, в том числе социальные, праздники и т. д.), за каждое мероприятие 6.2 Участие в социальных практиках (языковая, трудовая, педагогическая и др.) 6.3 Наличие положительного отзыва с места прохождения практики Школа Город 3 2 1 4 3 1 Высокий уровень 5 Школа 1 Регион Всероссийс к. 6 10 4 8 2 4 Сумма баллов по показателю: Хороший уровень 4 2 3 4 Средний Низкий уровень уровень 3 2 Сумма баллов по показателю: Город Регион 2 3 2 1 балл за каждый представленный отзыв Сумма баллов по показателю: 7. Участие в общественной жизни школы 7.1 Участие в работе 2 II. Контроль оформления 1 Эстетичность и Оформлено Незначительные Небрежность, грамотность оформления качественно замечания отсутствие стараний обучающегося 5 3–4 1–2 2 Полнота представленных 5 материалов 3 Регулярность пополнения 5 Сумма баллов по показателю: Приложение 3 к Положению о портфолио обучающегося Форма сводной итоговой ведомости оценки портфолио обучающегося Сводная итоговая ведомость по результатам оценки портфолио обучающегося ФИО , учащегося ____-го класса Кол-во баллов по полугодиям Показатели № Первое полугодие Второе полугодие Итоговый балл I. Внутренний контроль 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 Учебная деятельность Дополнительное образование Достижения в олимпиадах, конкурсах Спортивные достижения Творческие достижения Проекты и практики Участие в общественной жизни школы II. Контроль оформления Эстетичность и грамотность оформления Полнота представленных материалов Регулярность пополнения ИТОГО: Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов и копий официальных документов, представленных в портфолио обучающегося. __.____________.20__ Классный руководитель __________________ Приложение 4 к Положению о портфолио обучающегося Форма сводной итоговой ведомости оценки портфолио класса Сводная итоговая ведомость по результатам оценки портфолио обучающихся ____-го класса за 20__/20__ учебный год № Ф. И. О п/п обучающегося Итого Спортивные достижения Творческие достижения Достижения в олимпиадах и Проекты и практики Участие в общественной жизни школы Эстетичность и грамотность оформления портфолио Полнота представленных материалов Регулярность пополнения Дополнительное образование Учебная деятельность Количество баллов по критериям 1 2 3 .. Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов и копий официальных документов, представленных в портфолио обучающихся. ______.______________.201__ Классный руководитель ___________