Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18 им. М. А. Концова» г. Улан-Удэ
СОГЛАСОВАНО
СОГЛАСОВАНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим
с учетом мнения
Советом родителей
приказом директора
советом
Совета обучающихся
МАОУ «СОШ №18»
МАОУ «СОШ №18»
МАОУ «СОШ №18»
Протокол
Протокол
от 20.06.2022 № 116-д
протокол
от 27. 05. 2022 г. №5
от 16. 06. 2022 г. №11
от 05.05.2022 № 35
Положение
о портфеле (портфолио) индивидуальных достижений
обучающихся 1-11 классов
МАОУ «Средней общеобразовательной школы №18 им. М.А. Концова»
№32
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о портфолио обучающихся Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения «СОШ №18»» (далее – Положение) разработано в
соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования», приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования», приказом
Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования», уставом школы.
1.2. Положение определяет структуру, порядок формирования и использования
портфолио обучающегося в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении
«СОШ № 18» и устанавливает статус портфолио обучающегося как открытого документа,
предназначенного для публичной демонстрации в условиях итоговой (по окончании ступени)
и промежуточной (четверть, год) аттестации обучающегося, а также в других
предусмотренных
законодательством
случаях,
требующих
демонстрации
успешности обучающихся.
2. Цели, задачи и функции портфолио
2.1. Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты
учебной, творческой, социальной, коммуникативной деятельности обучающегося, проследить
его индивидуальный прогресс, достигнутый в процессе получения образования, оценить его
образовательные достижения и дополнить результаты традиционных контрольно-оценочных
средств качества образования.
2.2. Основные задачи портфолио:
– поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию обучающихся;
– поощрять активность и самостоятельность обучающихся, расширять возможности
обучения и самообучения;
– развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся;
– формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать
собственную учебную деятельность;
– учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий
обучающегося по ступеням обучения;
– закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной
социализации;
– укреплять взаимодействие с семьей обучающегося, повышать заинтересованность
родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной
педагогической деятельности со Школой;
– активно вовлекать обучающихся и их родителей в оценочную деятельность на основе
проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
2.3. Функции портфолио:
– диагностическая: фиксирует изменения и рост показателей за определенный период
времени;
– целеполагания: поддерживает образовательные цели;
– мотивационная: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в
достижении положительных результатов;
– содержательная: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ;
– развивающая: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и
воспитания от класса к классу;
– рейтинговая: показывает диапазон и уровень навыков и умений.
3. Правила работы с портфолио
3.1. Портфолио предназначено для накопления и оценки индивидуальных достижений
обучающихся.
3.2. Период составления и накопления портфолио – с 1-го по 11-й класс.
3.3. Место хранения портфолио – учебное помещение, закрепленное за каждым
классом. Обучающемуся и его родителям (законным представителям) обеспечивается
свободный доступ к материалам портфолио и предоставляются гарантии сохранности
портфолио и отсутствия возможности несанкционированного доступа к материалам
портфолио посторонних лиц.
3.4. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение портфолио выдается
на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом ребенка.
4. Порядок формирования портфолио
4.1. Портфолио оформляет обучающийся в соответствии со структурой, указанной в
приложении 1 к настоящему Положению. При необходимости работа учащихся с портфолио
сопровождается с помощью взрослых: педагогов, родителей (законных представителей),
классных руководителей.
4.2. Комплектование портфолио осуществляется на бумажном носителе в папкенакопителе. По желанию обучающийся может дополнительно дублировать портфолио в
электронном виде.
4.3. Обучающийся имеет право включать в портфолио свои работы и отзывы на них.
Отбор работ и отзывов для портфолио ведется самим обучающимся. Включение каких-либо
материалов в портфолио без согласия обучающегося не допускается.
4.4. При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:
– систематичность и регулярность ведения портфолио;
– достоверность сведений, представленных в портфолио;
– аккуратность и эстетичность оформления;
– разборчивость при ведении записей;
– целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;
– наглядность.
4.5. Индивидуальные достижения обучающегося и все необходимые сведения
фиксируются в портфолио в течение года.
5. Функциональные обязанности участников образовательного процесса
при ведении портфолио обучающегося
5.1. Обучающийся оформляет портфолио в соответствии с принятой в Школе
структурой. Все записи ведет аккуратно, самостоятельно и систематически.
5.2. Родители (законные представители) обучающегося помогают детям оформлять
портфолио и контролируют его пополнение.
5.3. Классный руководитель:
– несет ответственность за организацию формирования портфолио, систематическое
заполнение и знакомство родителей (законных представителей) и администрации Школы с его
содержанием;
– оказывает помощь обучающимся в процессе формирования портфолио;
– проводит информационную, консультативную, диагностическую работу по
формированию портфолио с обучающимися и их родителями;
– осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями,
педагогами дополнительного образования и представителями социума в целях пополнения
портфолио;
– осуществляет контроль за пополнением обучающимися портфолио;
– обеспечивает обучающихся и родителей необходимыми формами, бланками,
рекомендациями;
– оформляет итоговые документы.
5.4. Учителя-предметники и педагоги дополнительного образования:
– проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по
формированию портфолио;
– предоставляют обучающимся места деятельности для накопления материалов
портфолио;
– организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или
образовательной области.
5.5. Руководитель методического объединения координирует деятельность педагогов
по данному направлению работы.
6. Анализ и оценка материалов портфолио
6.1. Анализ портфолио и исчисление итоговой оценки производятся классным
руководителем в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему
Положению.
6.2. Оценка проводится один раз в год, суммируется по каждому виду деятельности и
вносится для каждого обучающегося в сводную ведомость, составленную по форме,
указанной в приложении 3 к настоящему Положению.
В конце учебного года классный руководитель вносит результаты оценки портфолио
обучающихся в сводную ведомость класса, составленную по форме, указанной в приложении
4 к настоящему Положению.
6.3. Критерии оценки отдельных составляющих портфолио могут полностью
соответствовать рекомендуемым или могут быть адаптированы классным руководителем
применительно к особенностям образовательной программы и контингента обучающихся.
6.4. По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов
портфолио, делаются выводы:
– о сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов
действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения
обучения на следующей ступени образования;
– о сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к
самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебнопрактических задач;
– об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационносмысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции.
6.5. По результатам оценки портфолио может проводиться годовой образовательный
рейтинг для выявления обучающихся, набравших наибольшее количество баллов в Школе.
Меры поощрения общешкольного рейтинга портфолио обучающихся: дипломы 1,2,3 степени
в 1,2,3,4, 5-6,7-8,9-11 классах.
7. Учет и использование портфолио
7.1. Результаты оценки портфолио учитываются:
– в качестве результатов промежуточной аттестации обучающихся;
– при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических
работников;
– при проведении внутришкольного контроля;
– в ходе проведения процедур внешней оценки деятельности школы (аккредитация,
контроль качества образования).
7.2. Материалы портфолио используются для подготовки характеристики
образовательных достижений обучающегося по окончании основной ступени обучения или
при переводе в другое образовательное учреждение.
7.3. При осуществлении промежуточной и итоговой аттестации по отдельным
предметам материалы портфолио служат дополнительным основанием для определения
отметки в спорных случаях. Материалы портфолио могут служить основанием только для
повышения итоговой отметки; отсутствие в портфолио каких-либо материалов,
подтверждающих достижения обучающегося, не может служить основанием для понижения
итоговой отметки.
7.4. Отметка по отдельному предмету может быть повышена на один балл при наличии
в портфолио обучающегося грамоты за призовое место в конкурсе (олимпиаде, соревновании)
по данному предмету регионального либо федерального уровня, полученной в
аттестационный период.
Решение о повышении отметки по предмету на основании материалов портфолио
принимается учителем-предметником и утверждается приказом директора школы.
Приложение 1
к Положению о портфолио обучающегося
Структура и содержание портфолио обучающегося
Портфолио обучающегося состоит из трех разделов: титульный лист, основные разделы и
приложения.
Наименование
раздела
Что должен содержать раздел
1. Титульный лист
Основная информация: Ф. И. О. обучающегося, наименование Школы,
класс, Ф. И. О. классного руководителя, контактная информация и фото
обучающегося, а по желанию и родителей, период, за который
представлены документы и материалы
2. Основная часть
Мой портрет
– Личные данные обучающегося;
– данные о семье, друзьях, увлечениях, интересах ребенка, занесенные им в
портфолио самостоятельно на добровольной основе;
– информация, помогающая обучающемуся проанализировать свой
характер,
способности,
узнать
способы
саморазвития,
самосовершенствования, самопознания: результаты анкет, тестов,
рекомендации по результатам анкетирования и тестирования;
– описание целей, поставленных обучающимся на определенный период,
анализ их достижений;
– результаты проведенной работы по профессиональному и личностному
самоопределению;
– другие сведения, раскрывающие способности обучающегося
Сведения об итогах успеваемости за четверти, удачно написанных
Учебная
деятельность
контрольных работах, результатах тестирования, графики скорости чтения
и т.д.
Дополнительное Сведения о занятости в учреждениях дополнительного образования:
образование
название учреждения или организации, продолжительность занятий и их
результаты
Достижения:
Отражение результатов участия:
– в олимпиадах; – в предметных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах,
– спортивные;
как нетелекоммуникационных, так и дистанционных, проектах различного
– творческие
уровня – школьных, муниципальных, областных, всероссийских и др.;
– в мероприятиях и конкурсах, проводимых
учреждениями
дополнительного образования, культурно-образовательными фондами и
др.;
– в конкурсах и мероприятиях, организованных муниципальными и
региональными органами управления;
– в спортивных соревнованиях
Работы и
– Выборки детских работ по всем учебным предметам, отражающие
проекты
динамику формирования универсальных учебных действий и динамику
развития компетентностей обучающегося;
– исследовательские работы и рефераты (указываются изученные
материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т. п.);
Общешкольная
жизнь
Отзывы и
пожелания
– проектные работы (указывается тема проекта, дается описание работы;
возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или
электронном варианте);
– техническое творчество: модели, макеты, приборы (указывается
конкретная работа, дается ее краткое описание, фотографии);
– работы по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в
выставках)
Формы творческой активности: участие в школьном театре, в
торжественной линейке, оформлении стенгазет, оркестре, хоре
(указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и
концертах)
– Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы,
материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения
универсальными учебными действиями, которые ведут учителяпредметники, классные руководители и другие непосредственные
участники образовательного процесса;
– характеристики отношения обучающегося к различным видам
деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами
дополнительного
образования,
одноклассниками,
представителями
общественности (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.);
– анализ самим обучающимся своей деятельности.
3. Приложения
– Документы, подтверждающие участие обучающегося в предметных
олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах, проектах;
– грамоты, похвальные листы за высокие учебные достижения;
– сертификаты, похвальные листы по результатам профессиональной
деятельности в рамках различных видов практики, участия в социальных
проектах;
– свидетельства о прохождении курсовой подготовки, подтверждающие
готовность
обучающегося
к
реализации
разнообразных
видов
профессиональной деятельности;
– акты участия в организации общешкольного самоуправления, культурнодосуговых мероприятий, проектов, факультативов;
-– грамоты, похвальные листы за участие в спортивных соревнованиях,
организацию подготовки и проведение спортивных мероприятий на уровне
Школы, города и т. п.
Портфолио
может
содержать
документацию,
самостоятельно
разработанную студентом
Приложение 2
к Положению о портфолио обучающегося
Критерии оценки портфолио обучающихся
№
п/п
Критерии
Показатели (оценка в баллах)
Ито
го
Сумма баллов по показателю:
I.
Внутренний контроль
1. Учебная деятельность
1.1 Средний балл по всем
учебным предметам
1.2 Наличие похвального
листа по окончании
учебного года
от 2,5 до 3,4
3
от 3,5 до 4,4
10
от 4,5 до 5
20
5
Сумма баллов по показателю:
1. Дополнительное образование
1.1
Занятия в
специализированных
образовательных
организациях
дополнительного
образования
1.2 Систематические занятия
в кружках творческих
мастерских, студиях, на
базе
общеобразовательной
организации
1.3 Прохождение
сертифицированных
предметных курсов,
курсов
профориентационной
направленности
1 балл (при наличии соответствующей справки или
документа об окончании обучения)
1 балл (при наличии соответствующей справки или
документа об окончании обучения)
1 балл (при наличии соответствующей справки или
документа об окончании обучения)
Сумма баллов по показателю:
2. Достижения в олимпиадах, конкурсах
2.1
Школа
Участие в предметных
олимпиадах,
интеллектуальных
конкурсах:
– победитель
–призер
–участник
2.2 Победитель в
дистанционных
конкурсах: «Русский
4
2
1
1
Город
Регион
Всероссийск.
Междунаро
д.
6
4
2
2
8
6
3
3
10
8
4
4
15
10
5
5
медвежонок», «Кенгуру»,
«КИТ», «Львенок» и т. д.
2.3 Наличие публикаций в
периодических изданиях,
за каждую публикацию
1
2
3
4
5
Сумма баллов по показателю:
3. Спортивные достижения
3.1 Наличие призовых мест
за участие в спортивных
мероприятиях:
– победитель
– призер
– участник
4. Творческие достижения
4.1 Наличие авторских
творческих работ (или
фото с изображением
работ):
– гуманитарная
– естественнонаучная
– техническая
4.2 Наличие рецензий и
отзывов на работы, за
каждую рецензию
6. Участие в проектах и практиках
6.1 Участие в мероприятиях
(конкурсы, акции, в том
числе социальные,
праздники и т. д.), за
каждое мероприятие
6.2 Участие в социальных
практиках (языковая,
трудовая, педагогическая
и др.)
6.3 Наличие положительного
отзыва с места
прохождения практики
Школа
Город
3
2
1
4
3
1
Высокий
уровень
5
Школа
1
Регион
Всероссийс
к.
6
10
4
8
2
4
Сумма баллов по показателю:
Хороший
уровень
4
2
3
4
Средний
Низкий уровень
уровень
3
2
Сумма баллов по показателю:
Город
Регион
2
3
2
1 балл за каждый представленный отзыв
Сумма баллов по показателю:
7. Участие в общественной жизни школы
7.1 Участие в работе
2
II. Контроль оформления
1
Эстетичность и
Оформлено Незначительные
Небрежность,
грамотность оформления
качественно
замечания
отсутствие стараний
обучающегося
5
3–4
1–2
2
Полнота представленных
5
материалов
3
Регулярность пополнения
5
Сумма баллов по показателю:
Приложение 3
к Положению о портфолио обучающегося
Форма сводной итоговой ведомости оценки портфолио обучающегося
Сводная итоговая ведомость
по результатам оценки портфолио обучающегося
ФИО , учащегося ____-го класса
Кол-во баллов по
полугодиям
Показатели
№
Первое
полугодие
Второе
полугодие
Итоговый
балл
I. Внутренний контроль
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
Учебная деятельность
Дополнительное образование
Достижения в олимпиадах, конкурсах
Спортивные достижения
Творческие достижения
Проекты и практики
Участие в общественной жизни
школы
II. Контроль оформления
Эстетичность и грамотность
оформления
Полнота представленных материалов
Регулярность пополнения
ИТОГО:
Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов и копий официальных
документов, представленных в портфолио обучающегося.
__.____________.20__
Классный руководитель
__________________
Приложение 4
к Положению о портфолио обучающегося
Форма сводной итоговой ведомости оценки портфолио класса
Сводная итоговая ведомость
по результатам оценки портфолио обучающихся ____-го класса
за 20__/20__ учебный год
№ Ф. И. О
п/п обучающегося
Итого
Спортивные
достижения
Творческие
достижения
Достижения в
олимпиадах и
Проекты и
практики
Участие в
общественной жизни
школы
Эстетичность и
грамотность
оформления
портфолио
Полнота
представленных
материалов
Регулярность
пополнения
Дополнительное
образование
Учебная
деятельность
Количество баллов по критериям
1
2
3
..
Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов и копий официальных
документов, представленных в портфолио обучающихся.
______.______________.201__
Классный руководитель
___________