Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18 им. М.А. Концова» г. Улан-Удэ СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом Советом родителей приказом директора МАОУ «СОШ №18» МАОУ «СОШ №18» МАОУ «СОШ №18» протокол Протокол от 20.06.2022 № 116-д от 05.05.2022 № 35 от 16. 06. 2022 г. №11 Положение о постановке на внутришкольный учет и снятии с него МАОУ «Средней общеобразовательной школы №18 им. М.А. Концова» №47 1. Общие положения: 1.1. Настоящее Положение разработано на основании Федерального Закона Российской Федерации, от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Законом РФ «Об образовании в РФ», ФЗ РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Семейным кодексом РФ, областным и муниципальным законодательством, Уставом МАОУ «СОШ№18» 1.2. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к коррекции несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации, организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 1.3. В Положении применяются следующие понятия: Профилактика безнадзорности и правонарушений обучающихся - система социальных, правовых и педагогических мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям, антиобщественным действиям обучающихся, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с обучающимися и семьями, находящимися в социально опасном положении. Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных деяний. Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, обучающийся, который вследствие безнадзорности или беспризорности, находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные деяния. Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая обучающегося, находящегося в социально опасном положении, а также семья, где родители (законные представители) обучающегося не исполняют своих обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на его поведение либо жестоко обращаются с ним. Внутришкольный учёт обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении, - система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая школой в отношении обучающегося и семей, находящихся в социально опасном положении, которая направлена на: - предупреждение безнадзорности, правонарушений и других негативных проявлений в среде обучающихся; - выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям обучающихся; - социально-педагогическую реабилитацию обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении. 2. Основные цели и задачи: Цель ранняя профилактика школьной дезадаптации, девиантного поведения обучающихся. Задачи: - предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних; - обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; - своевременное выявление детей и семей, находящихся в социально опасном положении или группе риска по социальному сиротству; - оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним с отклонениями в поведении, имеющими проблемы в обучении; - оказание помощи семьям в обучении и воспитании детей. 3. Основания для постановки на внутришкольный учёт: 3.1. Основания для постановки на внутришкольный учёт несовершеннолетних исходят из статей 5, 6, 14 Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: - «учащиеся, систематически пропускающие занятия без уважительной причины, с определением количества учебных дней и уроков» и «учащиеся, не приступившие к занятиям на начало учебного года и после каникул без уважительной причины» (10 дней в месяц или 6 часов в неделю); - неуспеваемость учащегося по учебным предметам. - социально-опасное положение: а) безнадзорность или беспризорность; б) бродяжничество или попрошайничество. - употребление психоактивных и токсических веществ, наркотических средств, спиртных напитков, курение. - повторный курс обучения по неуважительной (низкий уровень успеваемости, систематические пропуски) причине. - участие в неформальных объединениях и организациях антиобщественной направленности. - совершение правонарушения до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность. -систематическое нарушение внутреннего распорядка школы (систематическое невыполнение д/з, отказ от работы на уроке, постоянное отсутствие учебника, тетради, разговоры на уроках и др.). - систематическое нарушение дисциплины в школе (драки, грубость, сквернословие и др.) и Устава образовательного учреждения. 3.2. Основания для постановки на внутришкольный учёт семьи, в которой родители (законные представители): - не исполняют обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию своих детей. - злоупотребляют наркотиками и спиртными напитками; отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних, вовлекают их в противоправные действия (преступления, бродяжничество, попрошайничество, проституцию, распространение и употребление наркотиков, спиртных напитков т.д.). - допускают в отношении своих детей жестокое обращение. - имеют детей, находящихся в социально опасном положении и состоящих на учёте в образовательном учреждении. - состоят на учёте в КДНиЗП, ПДН ОВД, ЦПСиД; 4. Основания для снятия с внутришкольного учета. 4.1. Снятие обучающихся с учета происходит в случае : - при наличии стабильных (на протяжении года) положительных тенденций в учебе; - положительных изменений в поведении и взаимоотношениях с окружающими; - ведении здорового образа жизни; - соблюдении и выполнении правил поведения для обучающихся, правил внутришкольного распорядка; - занятий в системе дополнительного образования. Кроме того, с внутришкольного учета снимаются обучающиеся: - окончившие государственное образовательное учреждение; - сменившие место жительства или перешедшие в другое образовательное учреждение; - направленные в специальное учебно-воспитательное учреждение. 5. Порядок постановки на внутришкольный учет. 5.1. Постановка на внутришкольный учет носит профилактический характер и является основанием для организации индивидуальной профилактической работы. На внутришкольный учет ставятся обучающиеся: - не посещающие или систематически пропускающие без уважительных причин учебные занятия; - занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством; - совершившие противоправные действия и неоднократно нарушившие «Устав школы» и правила поведения обучающегося; - неуспевающие или оставленные на повторный курс обучения; - склонные к употреблению алкоголя, наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, либо других психоактивных веществ; - срывающие учебные занятия, проявляющие различные хулиганские действия; - причисляющие себя к неформальным объединениям и организациям антиобщественной направленности; - состоящие на учете в подразделении по делам несовершеннолетних ОВД и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. На внутришкольный учет также могут быть поставлены обучающиеся, возвратившиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений или воспитательных колоний. Постановка обучающихся на учет осуществляется по представлению комиссии в составе: классного руководителя, заместителя директора по ВР и на основании решения Совета профилактики. При постановке обучающегося на учет, классный руководитель представляет на него характеристику и план воспитательной работы с ним (в произвольной форме). При постановке обучающегося на внутришкольный учет, осуществляется изучение личности обучающегося, его семьи и организуется индивидуальная работа с ним. 5.2.2. Семьи, в которых родители (законные представители): - не исполняют обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию своих детей; - злоупотребляют наркотиками и спиртными налитками; -отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних, вовлекают их в противоправные действия (преступления, бродяжничество, попрошайничество, проституцию, распространение и употребление наркотиков, спиртных напитков и т.д.); - допускают в отношении своих детей жестокое обращение и насилие. На внутришкольный учет ставятся семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении и состоящих на учете в школе, а также семьи, состоящие на учете в органах внутренних дел, социальной защиты населения, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Постановка семьи на внутришкольный учет осуществляется решением Совета профилактики на основании совместного представления заместителя директора по ВР, классного руководителя, социального педагога. При необходимости к представлению приобщается информация из органов внутренних дел, социальной защиты населения, опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В представлении должны быть обоснованы причины постановки семьи на внутришкольный учет, акт обследования материально-жилищных условий. 6.Организация деятельности по постановке на внутришкольный учёт или снятию с учёта. 6.1. Решение о постановке на внутришкольный учёт или снятии с учёта принимается на заседании Совета профилактики правонарушений (далее - Совет). 6.2. Постановка или снятие с внутришкольного учёта осуществляется по представлению Совета профилактики правонарушений школы; 6.3. Для постановки несовершеннолетнего и (или) семьи на внутришкольный учёт секретарю Совета за три дня до заседания представляются следующие документы: - заявление родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию Совета; - представление Административной комиссии о постановке несовершеннолетнего на учет. - характеристика несовершеннолетнего. - акт обследования материально-бытовых условий семьи (при необходимости); - справка о профилактической работе с несовершеннолетним, подготовленная классным руководителем и его родителями (законными представителями); 6.4. Для снятия несовершеннолетнего и (или) семьи с внутришкольного учёта представляются следующие документы: - информация ответственного лица, назначенного решением Совета, о выполнении плана индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и его родителями (законными представителями), с обязательными результатами работы и предложениями по дальнейшему сопровождению. 6.5. На заседании Совета обсуждается и утверждается план индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и его родителями (законными представителями), определяются сроки выполнения намеченных мероприятий и ответственные лица. 6.6. Секретарь Совета или классный руководитель доводит решение до сведения родителей (законных представителей), если они не присутствовали на заседании Совета по уважительным причинам, официальным уведомлением с указанием даты и номера протокола заседания и причины постановки или снятия с учёта. 6.7. Социальный педагог ведёт журналы учёта учащихся и семей, состоящих на внутришкольном учёте, на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее-КДНиЗП), подразделении по делам несовершеннолетних отдела внутренних дел (далее-ПДН ОВД), ЦПСиД (центре помощи семье и детям). 6.8. Социальный педагог проводит сверку списков учащихся и семей, состоящих на внутришкольном учёте, на учёте в КДНиЗП, ПДН ОВД, ЦПСи Д на 5 сентября, 01 января. 7. Организации работы с обучающимися. 7.1. Индивидуальная работа с данной категорией обучающихся осуществляется с целью профилактики девиантного поведения, корректирования отклоняющегося поведения и изменения их воспитательной среды в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или другим антиобщественным действиям несовершеннолетних. 7.2. При необходимости к работе с данными обучающимися привлекаются специалисты других учреждений города, округа. 8. Сроки проведения индивидуальной профилактической работы Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Школьным Советом профилактики правонарушений совместно с классным руководителем разрабатывается план профилактической работы с данным несовершеннолетним. На учащегося заводится учетная карточка. Учетная карточка ведется социальным педагогом, классным руководителем совместно, по необходимости с привлечением др. служб, в чьи обязанности входит работа с данной категорией несовершеннолетних. Классный руководитель проводит профилактическую работу согласно разработанному совместно со школьным Советом профилактики правонарушений по плану и все результаты заносит в свой дневник на страницу, отведенную для фиксации работы с данным несовершеннолетним. Классный руководитель проводит анализ профилактической работы с несовершеннолетними, стоящими на внутришкольном учете. В планах работы классного руководителя, школьного Совета профилактики правонарушений большое место отведено контролю за учебной и внеурочной деятельностью несовершеннолетнего, т. к. чаще всего именно отсутствие четкого контроля со стороны родителей является причиной неуспеваемости и плохого поведения несовершеннолетнего. Форму таблицы контроля за поведением, посещением занятий и обучением учащихся, стоящих на внутришкольном учете, позволяет без присутствия учителей-предметников увидеть общую картину результатов обучения ребенка. Классный руководитель, администратор, член школьного Совета профилактики правонарушений может при встрече с родителями (законными представителями) охарактеризовать поведение и обучение ребенка за отдельно взятый период. Обо всех результатах контроля за несовершеннолетним родители ставятся в известность классным руководителем или членом школьного Совета профилактики правонарушений. В случаях отсутствия несовершеннолетнего, стоящего на внутришкольном учете, на занятиях без уважительной причины в школу сразу вызываются классным руководителем, социальным педагогом, его родители. Если пропуски занятий, плохая подготовка к ним становятся систематическими, родители с несовершеннолетним вызываются на заседание школьного Совета профилактики правонарушений, где рассматриваются вопросы невыполнения родителями обязанностей по обучению и воспитанию несовершеннолетнего; уклонение несовершеннолетнего от обучения (прогулы, невыполнение домашних заданий, не работал на уроках). Школьный Совет профилактики правонарушений имеет право (из положения о Совете) ходатайствовать перед администрацией: - о вынесении выговора учащимся; - о вынесении благодарности учащимся; - о составлении индивидуального графика дополнительных учебных занятий для учащегося в течение четверти; - о составлении индивидуального графика дополнительных учебных занятий для учащегося во время каникул; - об установлении срока сдачи задолженностей по предметам и осуществлении контроля за их выполнением; - о перенесении срока окончания учебной четверти, учебного года для несовершеннолетнего, находившегося на длительном лечении или находящегося в социально опасном положении; - ходатайствовать перед психолого-медико-педагогической комиссией о необходимости обследования учащегося с целью составления для него индивидуального учебного плана и психолого-медико-педагогического сопровождения. Если в результате проведения профилактической работы классным руководителем, социальным педагогом, с несовершеннолетним и его семьей делается вывод о необходимости особой психологической помощи подростку и его семье, председатель школьного Совета профилактики правонарушений обращается с запросом о помощи несовершеннолетнему и его семье в Службу ПМП сопровождения школы. Если родители отказываются от помощи, предлагаемой школой, сами не занимаются проблемами ребенка, школьный Совет профилактики правонарушений выносит решение: - об обращении с ходатайством в Комиссию по делам несовершеннолетних: - о проведении профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими спиртные напитки, наркотические вещества, психотропные вещества, привлекавшимися к административной ответственности, вернувшимися из специальных учебновоспитательных или лечебно-воспитательных учреждений закрытого типа; - о рассмотрении материала в отношении несовершеннолетнего, совершившего деяние, за которое установлена административная ответственность; - об оказании помощи в организации занятий дополнительным образованием несовершеннолетнего, состоящего на профилактическом учете в объединениях муниципального уровня; - об оказании помощи в организации летнего отдыха несовершеннолетнего, состоящего на профилактическом учете; - об исключении несовершеннолетнего, достигнувшего 16 - летнего возраста, из образовательного учреждения, о переводе на иную форму обучения или в другое образовательное учреждение; - о рассмотрении материала в отношении родителей (законных представителей), не выполняющих свои обязанности по содержанию, воспитанию или обучению несовершеннолетнего; - об административных мерах воздействия на родителей несовершеннолетних и самих несовершеннолетних, уклоняющихся от выполнения Закона РФ "Об образовании в РФ"; - о постановке учащегося на учет в полицию. Для этого требуется определенный набор документов: - ходатайство; - характеристика на несовершеннолетнего; - выписка из протокола заседания школьного Совета профилактики правонарушений; - копии актов посещения семьи; - общая справка о проведенной профилактической работе с несовершеннолетним и его семьей (если материал очень большой, тогда необходимо объединить характеристику со справкой о профилактической работе в один документ - характеристику несовершеннолетнего). На заседании школьного Совета профилактики правонарушений по вопросу снятия с внутришкольного профилактического учета несовершеннолетнего приглашаются уведомлением родители. Родители подписываются под решением школьного Совета профилактики правонарушений о снятии с учета несовершеннолетнего. В некоторых случаях на школьном Совете профилактики правонарушений можно вручить благодарность родителям за своевременную поддержку и помощь педагогическому коллективу в выработке совместных действий, необходимых для помощи несовершеннолетнему в преодолении им возникших трудностей. Это является хорошим стимулом в развитии позитивных отношений семьи к мерам, предпринимаемым педагогическим коллективом школы. Необходимо также отметить результативную работу самого несовершеннолетнего, продумать, каким образом это лучше сделать. Итогом проведенной профилактической работы, а также процедуры снятия с внутришкольного учета должен быть союз педагогического коллектива, несовершеннолетнего и его родителей (законных представителей), основанный на позитивных отношениях. А также, желание каждого участника процесса не останавливаться на достигнутом, преодолевать возникающие на их жизненном пути трудности, ставить перед собой цели и добиваться их достижения. 8. Ответственность и контроль за ведением внутришкольного учета обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении. Социальный педагог несет ответственность за организацию ведения внутришкольного учета, оформление соответствующей документации, а также за взаимодействие с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних возлагается приказом директора школы на заместителя директора по ВР, а непосредственное ведение учета. Заместитель директора по воспитательной работе: - оказывает организационно-методическую помощь классным руководителям (социальным педагогам) в ведении внутришкольного учета; - ведет анализ условий и причин негативных проявлений среди обучающихся и определяет меры по их устранению; - готовит соответствующую информацию о деятельности школы по профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся. Директор школы - контроль за качеством исполнения проводимой работы в соответствии с настоящим Положением.