Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18 им. М.А. Концова» г. Улан-Удэ СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом приказом директора МАОУ «СОШ №18» МАОУ «СОШ №18» протокол от 20.06.2022 № 116-д от 05.05.2022 № 35 Положение о Школе молодого педагога МАОУ «Средней общеобразовательной школы №18 им. М.А. Концова» №53 1. Общие положения 1.1. Школа молодого педагога (далее – ШМП) является структурным элементом системы методической службы МАОУ «СОШ №18» и субъектом внутришкольного управления. 1.2. В своей деятельности ШМП руководствуется Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и настоящим Положением. 1.3. В рамках работы ШМП осуществляется индивидуальное сопровождение молодого специалиста, которое является одной из форм методической работы в системе непрерывного образования педагогических кадров. 1.4. Под индивидуальным сопровождением понимается: • создание психологически комфортных условий для профессиональной деятельности педагога; • оказание учителю всесторонней (педагогической, психологической, методической, социальной и др.) помощи при решении вопросов, возникающих в процессе работы; • привлечение учителя к решению задач развития МАОУ «СОШ №18», реализации программ, проектов и т. п. на основе сотрудничества и педагогического сотворчества; • обеспечение условий профессионального роста учителя с учетом адекватно оцененного уровня его профессиональной компетентности, а также запросов, интересов, потребностей самого педагога. 2. Цели и задачи ШМС 2.1. Цель деятельности ШМП – обеспечение успешного прохождения молодыми педагогами этапа освоения специальности и новых функциональных обязанностей. 2.2. Целью индивидуального сопровождения молодого учителя в системе методической работы ОУ является обеспечение роста его профессионального мастерства. 2.2. Задачи ШМП, индивидуального сопровождения: • обеспечить условия (управленческие, методические, информационные, психологические) для скорейшей адаптации и эффективного включения в образовательный процесс следующих категорий педагогов: молодых специалистов; • ознакомить педагогов вышеуказанной категории с приоритетными направлениями МАОУ «СОШ №18», педагогическими технологиями и методами, соотносимыми с системой образования, реализуемой в МАОУ «СОШ №18», с требованиями, предъявляемыми школой к профессионализму учителя; • ознакомить молодых специалистов со спецификой МАОУ «СОШ №18», особенностями контингента учащихся. • обеспечение непрерывности профессионального образования молодого педагога, повышение его теоретико-методического уровня и квалификации; • актуализация сильных сторон деятельности педагога, обучение уверенному преодолению проблемных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности; • создание условий для наиболее полной реализации педагогом его профессиональных возможностей, создание различных "ситуаций успеха" для каждого молодого специалиста; • использование механизмов морального и материального поощрения молодых педагогов, организация "праздников успеха". 3. Организация деятельности 3.1. ШМП организует следующую деятельность: • изучает работу вышеуказанной категории педагогов, выявляет проблемы и трудности; • проводит анкетирование с целью выявления личностных качеств учителя, уровня профессионального мастерства, сферы и направленности интересов учителя; • организует процесс обучения педагогов в следующих формах: – обучение в процессе контроля заместителями директора, руководителями методических объединений; – наставничество; – посещение открытых уроков, мероприятий, их анализ, помощь в конструировании дидактических материалов, ведении документации школы. 3.2. ШМП работает по плану, который является составной частью плана работы методической службы школы. 4. Состав ШМП 4.1. ШМП возглавляет зам. директора по УВР. 4.2. Членами ШМП являются заместители директора по учебно-воспитательной, воспитательной работе, опытные педагоги МАОУ «СОШ №18», руководители методических объединений. 5. Формы сопровождения учителя. 5.1. Оказание помощи в реализации индивидуального образовательного маршрута профессиональной подготовки, который определяется в каждом конкретном случае особо, исходя из целого ряда факторов, в т. ч. опыта работы учителя в МАОУ «СОШ №18», характера его образовательных запросов и интересов, уровня его профессиональной компетентности, конкретных достижений, сильных и слабых сторон. Этот маршрут может иметь теоретическую или практическую доминанту, реализовываться в рамках школы или вне ее. Важный компонент маршрута – "контрольные срезы" его прохождения, обеспечивающие оценку и самооценку успешности работы. Это могут быть: • собеседования с заместителем директора по научно-методической работе, методистами или с наставником индивидуального самообразования педагога; • ведение дневника индивидуального образовательного маршрута; • выступления на заседаниях педагогического совета и/или методического объединения; • проведение открытых уроков; • защита методических или дидактических материалов; написание статей в профессиональный журнал и др. 5.2. Занятия в "Школе молодого педагога", организация консультаций по возникающим вопросам со специалистами (администрацией школы, педагогами-психологами, юристами и т. п.). 5.3. Организованное посещение и анализ уроков. 5.4. Содействие в подготовке к конкурсам, фестивалям, акциям, проводимым как на уровне школы, так и на уровне города, округа, страны. 5.5. Организация обратной связи "учитель – наставник – методист". Она может осуществляться в следующих формах: • индивидуальное и групповое собеседование с педагогами; • предоставление "свободного микрофона" молодым педагогам на семинарах, круглых столах, конференциях, проводимых в МАОУ «СОШ №18»; • анкетирование молодых педагогов. 6. Диагностика затруднений (проблем) молодых педагогов 6.1. Затруднения (проблемы), испытываемые молодым специалистом, по характеру могут быть: • общепедагогическими; • психолого-педагогическими; • методическими; • научно-теоретическими; • организационными; 6.2. Диагностика затруднений осуществляется по результатам: • собеседования с учителем; • анкетирования учащихся (без участия психологов); • анкетирования учащихся совместно с психологами; • анализа: – уроков; – журнала; – поурочного планирования; – планов и конспектов уроков; – материалов к урокам; – тетрадей учащихся; – административных контрольных (срезовых) работ, тестов и т. д. 7. Организация и содержание индивидуального сопровождения молодого учителя 7.1. Разработка и реализация программы индивидуального сопровождения учителя, оформление ее паспорта (см. далее) Паспорт программы индивидуального сопровождения _____(Ф. И. О. учителя) 1. Решение о сопровождении принято__________ (дата) 2. Индивидуальное сопровождение ведет _________(Ф. И. О. специалиста) 3. В организации сопровождения принимают участие _________ (Ф. И. О. специалистов) Содержание пункта программы Срок выполнения Деятельность сопровождаемого сопровождающего совместная 7.2. Оформление и ведение карты индивидуального сопровождения учителя следующей формы: Карта индивидуального сопровождения ____________________ (Ф.И.О. учителя) Преподаваемый предмет Общий педагогический стаж Стаж работы в ОУ Нагрузка в учебном году Всего учебной нагрузки Классы, в которых преподает учитель Реализуемые программы (по классам) Класс Программа Планирование Учебный комплекс 7.3. В процессе работы к карте индивидуального сопровождения прилагаются: • аналитические материалы: – сравнительный анализ работ учащихся до и после работы по сопровождению учителя; – сравнительный анализ срезовых работ, тестов до и после работы по сопровождению учителя; – сравнительный анализ личных материалов учителя (планов, конспектов, разработок, дидактических материалов) до и после работы по сопровождению учителя; – результаты анкетирования учащихся (администрацией, методистом, наставником, психологом, самим учителем и др.) • отзывы (данные собеседований): – учащихся (с учащимися); – классных руководителей (с классными руководителями); – родителей (с родителями); – психологами; – других участников образовательного процесса (с другими участниками). 7.4. После завершения программы индивидуального сопровождения учителя проводится анализ ее итогов и дается общее заключение. индивидуальное сопровождение учителя Состояние проблемы до начала сопровождения Способ после завершения диагностики результатов сопровождения Форма общего заключения ___________ (Ф. И. О. учителя) о результатах индивидуального Выводы сопровождения 1. Индивидуальное сопровождение можно считать: • успешным, эффективным • не вполне успешным, недостаточно эффективным • неэффективным 2. Выявленные в результате предварительной диагностики проблемы: • сняты полностью • сняты частично • не сняты (указываются проблемы) _________________________ • не снята ни одна проблема 3. Причины, по которым не состоялось индивидуальное сопровождение и/или не были сняты проблемы ____________________________________ 4. Сопровождаемый молодой специалист: • нуждается в дальнейшем полномасштабном сопровождении • нуждается в поддержке для решения наиболее сложных проблем • не нуждается в сопровождении • нуждается в повышении квалификации в системе постдипломного образования • нуждается в разработке индивидуального образовательного маршрута. 5. Наиболее эффективные пути (способы) дальнейшего сопровождения (указать):______________________________________________________________ 8. Обязанности и права членов ШМП 8.1. Обязанности членов ШМП: 8.1.1. Изучать деятельность молодых специалистов, выявлять проблемы, ранжировать их по степени значимости. 8.1.2. Обеспечивать методическую, информационную и другую необходимую помощь молодым специалистам, организовывать их обучение в различных формах. 8.1.3. Осуществлять диагностику и контроль деятельности молодых специалистов, проводить коллегиальное обсуждение полученных результатов. 8.1.4. Соблюдать педагогическую этику. 8.2. Права членов ШМП: 8.2.1. Планировать работу ШМП. 8.2.2. Обращаться к администрации МАОУ «СОШ №18» с запросом о предоставлении необходимой нормативной, научно-методической документации. 8.2.3. Оценивать результаты работы учителей данной категории. 8.2.4. Представлять к поощрению начинающих учителей за успешные результаты работы. 8.2.5. Организовывать открытые мероприятия для начинающих педагогов. 8.2.6. Привлекать всех сотрудников к участию в работе ШМП. 8.3. Ответственность членов ШМП: Члены ШМП несут ответственность: • за качество контрольно-диагностических обучающих мероприятий; • результат, отслеживаемый по позициям: – степень адаптации молодых и вновь прибывших в школу педагогов; – улучшение качества образовательного процесса, который обеспечивают данные категории работников; – достаточный уровень готовности к осуществлению учебного и воспитательного процесса. • за этичное взаимодействие членов ШМП с обучаемыми педагогами. Приложение №1 к положению О Школе молодого педагога Карта индивидуального сопровождения педагога 1. Общие сведения о педагоге Ф. И. О. педагога Преподаваемый предмет Общий педагогический стаж Стаж работы в образовательной организации Нагрузка в 20__/__ уч. году Всего часов Классы Общие сведения об аттестации Общие сведения о повышении квалификации Решение о сопровождении принято Индивидуальное сопровождение ведет В организации сопровождения принимают участие Примечания: − « » 20 года 2. Мотивация индивидуального сопровождения. 2.1. Общий характер затруднений (проблем), испытываемых учителем: общепедагогические психолого-педагогические методические научно-теоретические организационные другие: − 2.2. Затруднения (проблемы) проявляются: в незнании (недостаточном знании) основных педагогических принципов обучения невозможности организовать обучение предмету в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования и существующими нормативами недостаточном понимании (непонимании) особенностей реализуемой программы, цели и задач обучения недостаточном умении (неумении) спланировать поурочную работу по программе; систематическом отставании от программы; нарушении программы без достаточных на то оснований и т. п. недостатке знаний научно-теоретического характера недостатке (отсутствии) знаний по смежным дисциплинам (знаний общекультурного характера) недостаточном умении (неумении) отбирать и/или составлять учебный материал к системе уроков, разделу, теме, уроку (неверном подборе материала), недостаточном умении (неумении) формировать УМК по предмету недостаточном умении (неумении) использовать средства наглядности, технические средства обучения, информационно-коммуникационные технологии и т. д. недостаточном умении (неумении) составить логичный план (конспект) урока с учетом современных требований скудности (отсутствии разнообразия) методов, приемов, способов, технологий обучения; неверном их использовании недостаточном умении (неумении) организовать обратную связь на уроке отсутствии (неверной организации) контроля за результатами обучения неадекватном оценивании учащихся (завышении/занижении оценок; игнорировании нормативов и критериев оценки) недостаточном умении (неумении) организовать и вести индивидуальную работу с учащимися (одаренными; требующими особой педагогической поддержки; имеющими затруднения в поведенческой сфере и т. д.) недостаточном умении (неумении) установить и поддерживать дисциплину на уроке (или поддержание дисциплины недопустимыми способами) проявлении агрессии, грубости, недоброжелательности по отношению к классу или отдельным учащимся неумении устанавливать и поддерживать контакт с классными руководителями обучаемых классов, родителями учащихся для своевременного решения возникающих проблем недостаточном умении (неумении) организовать учет и хранение работ учащихся недостаточном умении (неумении) вести документацию (в первую очередь – классный журнал (в том числе электронный) недостаточном умении (неумении) адекватно оценивать и анализировать собственный педагогический опыт (как каждодневный, так и в целом) недостаточном умении (неумении) оборудовать учебный кабинет недостаточном умении (неумении) организовать и вести дополнительную работу по предмету другие: 2.3. Методы диагностики затруднений: собеседования с учителем посещения и анализ уроков анализ журналов анализ рабочей программы по учебному предмету анализ поурочного планирования анализ планов и конспектов уроков анализ материалов к урокам анализ тетрадей учащихся анализ результатов срезовых работ, тестов и т. д. анализ результатов текущей, промежуточной и государственной аттестации анкетирования учащихся (без участия педагога-психолога) анкетирования учащихся совместно с педагогом-психологом анкетирования учащихся педагогом-психологом другие: итоговой 2.4. Диагностика проведена с учетом: обращений самого учителя за помощью, консультацией обращений (жалоб) учащихся обращений (жалоб) родителей обращений (жалоб) классных руководителей обращений педагога-психолога, социального педагога обращений (рекомендаций) представителей администрации другое: Пункт программы 3. Реализация программы индивидуального сопровождения Сроки Деятельность Сопровождаемого Совместная Сопровождающего 4. Анализ итогов реализации программы индивидуального сопровождения Проблема Способ диагностики Выводы результатов До сопровождения После сопровождения 5. Общее заключение о результатах индивидуального сопровождения учителя 5.1. Индивидуальное сопровождение можно считать: успешным, эффективным не вполне успешным, не вполне эффективным неэффективным 5.2. Выявленные в результате предварительной диагностики проблемы удалось: решить полностью: решить частично: не удалось решить: 5.3. Причины, по которым не состоялось индивидуальное сопровождение и/или не удалось решить проблемы: 5.4. Сопровождаемый учитель: нуждается в дальнейшем полномасштабном сопровождении нуждается в поддержке, наставнике, консультанте для решения наиболее сложных проблем не нуждается в сопровождении нуждается в повышении квалификации в системе постдипломного образования нуждается в разработке индивидуального маршрута повышения квалификации 5.5. Наиболее эффективной можно считать: самостоятельную деятельность сопровождаемого учителя под руководством сопровождающего совместную деятельность сопровождаемого и сопровождающего деятельность была неэффективной 6. Приложения 6.1. Аналитические материалы: ___________________________________________________________________________ 6.2. Отзывы (данные собеседований): ______________________________________________________________________ Приложение №2 к положению О Школе молодого педагога Анкета по выявлению уровня адаптации молодых педагогов к профессиональной деятельности Уважаемые коллеги! Совсем недавно вы приступили к своей профессиональной деятельности. С целью улучшения условий деятельности, а также оказания вам при необходимости методической помощи просим ответить на следующие вопросы. 1. С каким настроением вы идете на работу чаще всего? Почему? хорошим, потому что ________________________________________________________ ; доброжелательным, потому что _______________________________________________ ; удовлетворительным, потому что ______________________________________________ ; плохим, потому что __________________________________________________________ ; безразличным, потому что ____________________________________________________ . 2. Комфортно ли вы чувствуете себя на рабочем месте? __________________________________ 3. Какие условия созданы в дошкольном образовательном учреждении, для того чтобы вы чувствовали себя на работе комфортно? выделена рабочая зона; оказывается своевременное методическое информирование; удобное время работы методического кабинета; оказание помощи со стороны опытных педагогов; гибкий режим работы; четкое определение круга полномочий, должностных обязанностей; доброжелательная атмосфера в коллективе; другое ____________________________________________________________________ . 4. С какими трудностями вы встретились в первый год своей работы? ______________________ 5. Как складываются ваши отношения с коллективом? коллеги приняли доброжелательно; оказывают моральную поддержку; удалось найти общий язык с коллективом; коллеги оказывают практическую помощь; приглашают на просмотры непосредственно образовательной деятельности; помогают решать педагогические задачи; рекомендуют методы и приемы работы с детьми; коллеги с первого дня не обращают внимания; открыто демонстрируют нежелание помогать; нет взаимопонимания с коллегами; свободно делюсь опытом работы с коллегами; коллеги обращаются за практическими советами; я не нуждаюсь в помощи коллег. 6. Как складывается ваше общение с воспитанниками? дети настроены положительно; не воспринимают всерьез; с трудом получается настроить их на общение; не испытываю трудностей в общении и работе с детьми. 7. Как складывается ваше общение с родителями воспитанников? испытываю трудности в общении с родителями воспитанников; не испытываю трудностей в общении с родителями воспитанников. 8. В каком направлении профессиональной деятельности вы испытываете затруднения? в изучении возможностей, потребностей, интересов субъектов образовательного процесса; проектировании и организации условий для развития детей и повышения информированности родителей о деятельности группы; организации образовательного пространства для детей и родителей; организации процесса самообразования; другое ______________________________________________________________________ 9. На ваш взгляд, вы готовы к профессиональной деятельности? Почему? ___________________ 10. Оцените уровень вашей подготовки к профессиональной деятельности по 5-балльной системе: __________________________________________________________________________ Спасибо за сотрудничество!