Английский язык 4 кл. Карачёва О. В.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Улан-Удэ

Рабочая программа учебного предмета
Английский язык
4 класс

Составитель программы: Карачева О.В., учитель

г. Улан-Удэ - 2022

Пояснительная записка
Рабочая программа по английскому языку для 4 классов составлена на основе ФГОС
ООО: авторской программы к УМК «Rainbow English» авторов О. В. Афанасьевой, И. В.
Михеевой, Н. В. Языковой, Е. А. Колесниковой «Программа для общеобразовательных
учреждений. Серия “Rainbow English”. «Английский язык» (2—4 классы)», книги для
учителя учебно-методического комплекса «Английский язык. 4 класс. (Rainbow English)»,
авторов O. B. Афанасьевой и И. В. Михеевой. (электронный ресурс: www. drofa.ru)
Целью обучения английскому языку в учебных комплексах серии “Rainbow English”
является формирование элементарной коммуникативной компетенции в совокупности
пяти ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной и
компенсаторной компетенций. Элементарная коммуникативная компетенция понимается
как способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и
межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного языка в
соответствующих его жизненному опыту ситуациях. Элементарное общение на
английском языке в начальной школе возможно при условии достижения учащимися
достаточного уровня владения:
речевой компетенцией — готовностью и способностью осуществлять элементарное
межкультурное общение в четырех видах речевой деятельности (аудировании, говорении,
чтении и письме);
языковой компетенцией — готовностью и способностью применять языковые знания
(фонетические, орфографические, лексические, грамматические) и навыки оперирования
ими для выражения коммуникативного намерения в соответствии с темами, сферами и
ситуациями общения, представленными в Примерной программе по иностранному языку
для начальной школы;
социокультурной компетенцией — готовностью и способностью учащихся строить свое
межкультурное общение на основе знаний культуры народа страны/стран изучаемого
языка, его традиций, менталитета, обычаев в рамках тем, сфер и ситуаций общения,
отвечающих опыту, интересам учащихся начальной школы;
компенсаторной компетенцией — готовностью и способностью выходить из
затруднительного положения в процессе межкультурного общения, связанного с
дефицитом языковых средств;
учебно-познавательной компетенцией — готовностью и способностью осуществлять
самостоятельное изучение иностранных языков, в том числе с использованием
современных информационных технологий, владением элементарными универсальными
учебными умениями.
Коммуникативная цель. Коммуникативная цель является ведущей на уроках
английского языка на основе учебно-методических комплексов серии “Rainbow English”.
Однако в процессе ее реализации осуществляется воспитание, общее и филологическое
образование и личностное развитие школьников.
Воспитательная цель. В процессе соизучения языков и культур, общепринятых
человеческих и базовых национальных ценностей, представленных в содержании
учебников, осуществляется духовно-нравственное воспитание младших школьников,
предусматривающее принятие ими моральных норм и нравственных установок. Благодаря
совместной деятельности, межличностному общению формируется эмоциональнооценочное отношение к миру, развивается культура общения.
Образовательная цель. Использование иностранного языка как средства получения
информации способствует расширению общего кругозора младших школьников,
достижению образовательной цели. Наряду с общим образованием (приобретением
знаний об окружающей их действительности посредством иностранного языка) младшие
школьники расширяют свой филологический кругозор, знакомятся с новыми
лингвистическими явлениями и понятиями.

Развивающая цель. Процесс изучения английского языка организован таким образом,
что он способствует развитию интеллектуальных и познавательных способностей
младших школьников, которые учатся воспринимать, запоминать, осмысливать новую
информацию. В процессе участия в смоделированных ситуациях общения, ролевых играх
у младших школьников развиваются речевые способности, личностные качества, а также
творческое мышление и воображение.
Общая характеристика учебного курса:
Федеральный компонент образовательного стандарта по иностранным языкам
предусматривает обязательное изучение иностранного языка в начальной школе (2-4
классы ) 2 часа в неделю , в основной и старшей школе( 5-11 классы ) три часа в неделю .
Обучение по данному курсу обеспечивает преемственность с начальной школой ,
развитие и совершенствование сформированной к 5 классу
коммуникативной
компетенции на английском языке.
Реализация программы позволяет осознать роль английского языка как средства
межкультурного общения и позволяет пользоваться им на доступном учащимся уровне,
способствует расширению и обогащению коммуникативного и жизненного опыта ,
расширению
кругозора учащихся , формированию
чувства взаимопонимания и
терпимости к различиям между людьми ,
в дальнейшем- сотрудничеству и
взаимодействию , в том числе . средствами английского языка, а также совместному
решению важных общечеловеческих проблем.
Актуальность программы: На данном этапе исторического развития страны возникли
предпосылки для кардинального изменения системы обучения иностранным языкам в
российской общеобразовательной школе.
Предмет « Иностранный язык » наконец занимает подобающее место среди предметов ,
обеспечивающих образование и воспитание граждан страны. Обучение иностранным
языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений
модернизации
школьного образования.
Качественные
изменения характера международных связей нашего государства,
расширение всех сфер общественной жизни делают иностранный язык реально
востребованным в практической и интеллектуальной деятельности человека.
Именно иностранный язык является элементом культуры народа- носителя данного языка
и средством передачи её другим. Он открывает учащимся непосредственный доступ к
огромному богатству другого народа, повышает уровень его образования.
Воспитательная функция связана с формированием в процессе обучения интереса к
культуре другого народа, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Воспитание учащихся
осуществляется
через систему личностных отношений к
изучаемой культуре и процессу овладения этой культурой, предполагает формирование у
них:
 положительного отношения к иностранному языку;
 толерантности к чужой культуре;
 развития мотивации учения.
Образование средствами иностранного языка предполагает:
 расширение знаний о культуре, истории, реальных традициях страны изучаемого
языка;
 включение школьников в «диалог культур» в обществе;
активную адаптацию на рынке труда.
Содержание образования включает разделы, соответствующие основным составляющим
формируемой коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной,
учебно-познавательной и компенсаторной ).

ФГОС
начального общего образования устанавливает требования к результатам
обучающихся, освоивших программу начального общего образования на трёх уровнях :
личностном , метапредметном , предметном.
В качестве основных принципов учебного курса «Rainbow»
авторы выделяют
следующие :
 Сознательность в изучении языковых и речевых особенностей английского языка ,
 посильность , что проявляется в строгом дозировании и поэтапности формирования
навыков и умений от простого к сложному ,
 системность и систематичность, выраженные в единой системе заданий и
постоянном повторении изученного языкового материала и употреблении его в
речи ,
 образовательная и воспитательная ценность содержания предлагаемых упражнений
и заданий,
 социокультурная направленность курса,
 развитие информационной компетенции учащихся,



междисциплинарность учебного материала,
развитие когнитивных способностей учащихся с помощью заданий,
направленных на анализ и синтез информации, проблемное обучение и
выполнение проектных работ,
 развитие самостоятельности учащихся в ходе выполнения проблемных заданий
, игр и проектных работ,
 опора на родной язык и сопоставительный анализ явлений изучаемого и
родного языко .
Перечисленные принципы реализуются в обучении всем видам речевой
деятельности и способствуют развитию учащихся.
Место предмета в базисном учебном плане:
Данная программа охватывает образование по английскому языку в основной средней
школе ( первый блок-2-4 классы, второй блок-5-9 классы ), третий блок ( 10—11 классы).
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения предмета « английский язык »
на этапе начального образования, в том числе , в- 4 ых классах, из расчёта 2 часа в
неделю .
Целевая аудитория: При создании программы учитываются и психологические
особенности данной возрастной группы учащихся.
Учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к изучению
языков, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с
меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных
групп.
Одним из приоритетов начального образования признаётся развитие личностных качеств
и способностей ребёнка в процессе приобретения им опыта разнообразной деятельности.
Основной стратегией обучения провозглашён личностно- ориентированный подход ,
ставящий в центр учебно- воспитательного процесса личность ученика , учёт его
способностей , склонностей и потребностей . Это предполагается реализовать на основе
дифференциации и индивидуализации обучения , использования новых обучающих
технологий , а также использования возможностей национально- регионального и
школьно компонентов базисного учебного плана , за счёт которых можно увеличить
время , выделяемое на изучение иностранного языка.
Ценностные ориентиры:
Воспитание учащихся осуществляется в нескольких направлениях.
Развитие гражданской позиции школьников происходит благодаря знакомству с
реалиями родной страны в сопоставлении с реалиями родной страны в сопоставлении с

реалиями стран изучаемого языка. Дети учатся позиционировать себя как граждане
России и своей малой Родины, учатся воспринимать Россию как часть мировой
цивилизации с общими культурными особенностями.
Развитие патриотизма
у младших школьников способствует сопоставление
положительных особенностей родной страны и стран изучаемого языка. У детей
развивается понимание того, что в родной стране есть немало интересного, о чём можно
рассказать зарубежным сверстникам , что своей Родиной можно и нужно гордиться.
Программа составлена на основе :
1. Конституции РФ.
2. Федерального Закона от 29.12. 2012 № 273-ФЗ « Об образовании РФ».
3 .Закона Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V « Об образовании в Республике
Бурятия ».
4.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утв. Приказом Минобрнауки от 06.10.2009 №373 с изменениями от 26
ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г.. 18 декабря 2012 г.
5. Авторской программы к УМК «Rainbow English» авторов О. В. Афанасьевой, И. В.
Михеевой, Н. В. Языковой, Е. А. Колесниковой «Программа для общеобразовательных
учреждений. Серия “Rainbow English”. «Английский язык» (2—4 классы)».
6. СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха оздоровления детей и молодёжи», (Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.20г. N 28)
7. Устава МАОУ « СОШ №18. ».
8.Образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ №18 ».
9.Локальных актов МАОУ «СОШ №18 ».
Характеристика младшего школьного возраста
Младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 7 до 10-11 лет.
Младший школьный возраст — очень ответственный период школьного детства, от
полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и
умение учиться, уверенность в своих силах.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много
детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже
начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая
логика мышления.
С поступлением ребенка в школу игра постепенно теряет главенствующую роль в его
жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место. Ведущей деятельностью
младшего школьника становится учение, которое существенно изменяет мотивы его
поведения.
Учение для младшего школьника — значимая деятельность. В школе он приобретает не
только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются
интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.
С поступлением в школу изменяется положение ребенка в семье, у него появляются
первые серьезные обязанности по дому, связанные с учением и трудом, а также ребенок
выходит за рамки семьи, т.к. у него расширяется круг значимых лиц. Особое значение
имеют отношения со взрослым. Учитель — это взрослый, социальная роль которого
связана с предъявлением детям важных, равных и обязательных для выполнения
требований, с оценкой качества учебной работы. Школьный учитель выступает как
представитель общества, носитель социальных образцов.
Взрослые начинают предъявлять к ребенку повышенные требования. Все это вместе
взятое образует проблемы, которые ребенку необходимо решать с помощью взрослых на
начальном этапе обучения в школе.

Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него
появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая
деятельность — учебная, он должен подчиняться системе ее правил и нести
ответственность за их нарушение.
Социальная ситуация в младшем школьном возрасте предполагает следующее:
1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью.
2. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
3. Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких школьников к
отметкам).
4. Мотивация достижения становится доминирующей.
5. Происходит смена референтной группы.
6. Происходит смена распорядка дня.
7. Укрепляется новая внутренняя позиция.
8. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.
Физиологические особенности младших школьников
С физиологической точки зрения младший школьный возраст — это время физического
роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом
развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на
временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость,
беспокойство, повышенная потребность в движениях.
Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Торможение
(основа сдерживания и самоконтроля) становится более заметным, чем у дошкольников.
Однако склонность к возбуждению еще очень велика, поэтому младшие школьники часто
бывают непоседливы.Появление новых качеств психики, отсутствующих у дошкольников,
обусловлено
выполнением
требований,
предъявляемых
школьнику
учебной
деятельностью.По мере формирования учебной деятельности школьник приучается
управлять своим вниманием, ему необходимо научиться внимательно слушать учителя и
следовать его указаниям. Формируется произвольность, как особое качество психических
процессов. Она проявляется в умении сознательно ставить цели действия и находить
средства их достижения. В ходе решения различных учебных задач у младшего
школьника формируется способность к планированию, а также ребенок может выполнять
действия про себя, во внутреннем плане.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В основу определения содержания обучения положен анализ реальных или возможных
потребностей учащихся в процессе общения. Программа вычленяет круг тем и проблем,
которые рассматриваются внутри учебных ситуаций (units), определенных на каждый год
обучения. При этом предполагается, что учащиеся могут сталкиваться с одними и теми же
темами на каждом последующем этапе обучения, что означает их концентрическое
изучение. При этом, естественно, повторное обращение к той же самой тематике предполагает ее более детальный анализ, рассмотрение под иным углом зрения, углубление и
расширение вопросов для обсуждения, сопоставление аналогичных проблем в различных
англоязычных странах, а также в родной стране учащихся.
Сферы общения и тематика, в рамках которых происходит формирование у учащихся
способности использовать английский язык для реальной коммуникации на элементарном
уровне, соотносятся с различными типами заданий и текстов.
Предметное содержание устной и письменной речи соответствует образовательным и
воспитательным целям, учитывает интересы младших школьников, их возрастные особенности и включает в себя следующие темы:
Содержание разделов по темам:

Тематика
общения
Знакомство с
семьей
Баркеров
( 8 часов)

Лексика

Грамматика

Говорение

cousin, daughter,
film,
television
(TV), watch,
when,
why, to
watch
television, colour
television;
What’s
on
television?
always,
never,
often,
sometimes, usually
wing, tail, hate,
interesting, listen,
music,
work,
piano, programme,
to go to work, to be
at work, to play the
piano, to listen to
someone.
dictation,

Present Simple – настоящее
неопределенное время.
Вопросительные
предложения.
специальные вопросы в
настоящем неопределенном
времени
семантика вопросительного
слова what в структурах
типа
What
books…?(Какие…?)
притяжательный
падеж
имен существительных,
существительное work и
артикль a;

Запрос информации о
семье друга.
Повторение структурMy name is…
I’m a pupil.
I’m from London.
I’m eleven.
I go to school...
I have …
I like…
I don’t go…
What do you like?
Where do you go…?
When do you …?
Where do you…? Why
do you….?
запрос информации о
привычках
и
преференциях друзей.
сообщение
информации
биографического
характера.
сообщение (монолог)
и диалог-расспрос о
семье

begin,
dress,
breakfast,
finish, home,
Повседневны lunch, to get up, to
е
задания be on time, for
членов семьи. breakfast,
at
Занятия
breakfast, to go
спортом
home, to be at
членов
home
семьи.
after, come, every
Занятия
lesson, swimming
людей
в pool,
момент речи.
take, wash, after
Типичные
school,
after
занятия
breakfast, to come
людей в
to school, to come
воскресный
late,
to
take
день.
lessons, to take a
Типичное
shower, to wash up
утро
work (v), lotto, I
школьника.
think *

предлог on в выражении
tobeontime, общие вопросы
в
настоящем
неопределенном времени
PresentProgressive
(утвердительные
предложения),
различие
настоящего
неопределенного
и
настоящего продолженного
грамматических
времен.
Различие
семантики
существительных house и
home.
PresentProgressive(отрицате
льные
предложения),Present
Simple
(вопросительные
предложения) Краткие и
полные формы глаголов в
PresentProgressive. Наречие

сообщение
о
распорядке дня
сообщение
о
привычных событиях
и
событиях,
происходящих
в
данный момент
описание
повседневных
действий и действий,
происходящих
в
настоящий
момент,
составление
монологического
высказывания
по
образцу
запрос информации о
том, когда происходят
привычные действия.
Информация о том,
что не происходит в

Джон и его
семья
(родители,
сестра,
кузина).
Джон и его
питомцы.
Джон
и
спорт.
Джон и иные
виды
деятельности.
Преференции
Джона.
Выражение
категории
обладания и
ее
отсутствия.
Ежедневные
занятия
людей
Мой день
(8 часов)

Повседневны Lake
District,
е занятия в hotel, daffodil.
различные дни
недели.

now,
словосочетаниеatthemoment
.
Общие и специальные
вопросы
в
настоящем
продолженном времени и
ответы на них

me, him, her, it, us
, them,
Дома
bathroom,
flat,
(8 часов)
garden,
kitchen,
Повседневны living
room,
е домашние
modern,
show,
дела.
next, front, a twoТипичное
room flat, chess,
жилище
again.Сопоставлен
англичанина. иеанглийскогосло
Квартира
и ваgardenиегорусс
комнаты.
когоаналога.
Строения на behind,
улице.
left, middle, right,
Мебель
on the left, on my
left, in the middle,
next to, in front
(of), on the right,
on
my
right,
garage,
telly,
television, to watch
television, to watch
the telly
armchair,
bookcase, cupboar
d,
downstairs, ready,
sofa, upstairs, in
the armchair, to
go/run downstairs,
to be ready for sth.
Английское слово
cupboard и его
русские аналоги
floor*,
castle*, many
Howmany… ?
cosy,
messy,
carpet, tidy, wide,
comfortable,
picture, in the
picture, in the
street, in the sky, in
the photo, in the

личные местоимения в
объектом
падеже;
PresentProgressive
(вопросительные
предложения
артикль и его отсутствие в
словосочетаниях
–
towatchtelevision,
towatchthetelly;
пространственные предлоги
и
наречия;
личные
местоимения в объектом
падеже.
личные
и
притяжательные
местоимения;
притяжательный
падеж
существительных;
PresentProgressive.
Вопросительное
словосочетание Howmany?
Сопоставление
употребления many и alot;
пространственные предлоги
и наречия; общие вопросы в
PresentSimple,
сравнение
PresentProgressiveи
PresentSimple
предлоги
in/on в словосочетаниях;
оборот
Howmany;словосочетание
tobeready в PresentSimple
глагольные
формы
в
PresentSimple
и
PresentProgressive;
предлоги
in/on
в
словосочетаниях;
местоимения в объектом
падеже. ..

настоящий момент
запрос информации о
том, что происходит в
данный
момент
(описание картинок)
.
.
описание дома
описание
местоположения
предметов и людей в
пространстве
описание
жилых
помещений,
монологическое
высказывание о дне
Фреда
запрос информации о
количестве
предметов,
описание картинки,
диалоги по образцу с
изученными
структурами
(Howmany, tobeready)
описание
квартиры
(дома);
действия
людей в указанное
время суток и в
данный момент
рассказ
о
своей
квартире
(доме),
используя план

tree, in the sun
В школе
(8часов)

before,сlass, give,
plant, blackboard,
classroom,
Повседневны put, windowsill,
е домашние
before classes, after
дела.
classes,
Типичное
before breakfast,
жилище
before lunch, on
англичанина. the blackboard , at
Квартира
и the blackboard, to
комнаты.
go/come to the
Строения на blackboard.
улице.
twenty,
thirty,
Мебель
forty, fifty,
sixty,
eighty,
seventy,
ninety,hundred
bread,
butter,
jam,
juice,
soup, tea, water,
thick soup, a cup of
tea, strong tea,
weak tea,
apple
juice
there
What is there…?
Who is there … ?
How many … are
there?
answer,
ask,close, open,
question,understan
d.
mess, front (adj),
right
now, make a mess

различие в употреблении
существительных class и
lesson,
plantи
flower.
Употребление
глаголов
giveи
putспредлогами и
наречиями.
конструкция
thereis/areв
утвердительных
предложениях
(неопределенный артикль
и местоимение some особенности
употребления);
числительные от 20 до 100;
Конструкцияthereis/are(отр
ицательные предложения),
вариативность выражения
отрицательной семантики
(no = notany.)
общие
и
специальные
вопросы с конструкцией
thereis/are и ответы на них;
употребление
неопределенных
местоимений some/any.
общие
и
специальные
вопросы с конструкцией
thereis/are и ответы на них;
зависимость форм глагола
tobe от числа, следующего
за конструкцией thereis/are
существительного.
числительные
1-100;
употреблениеmany/a lot of,
any/some;
оборот
there
is/are, предлогиin/on/to

описание
классной
комнаты
описание
жилища,
информация
о
количестве предметов
описание кухни; еда и
напитки
запрос и сообщение
информации
о
наличии предметов в
различных
местах,
диалог-расспрос.
описание
типичных
действий школьников
описание школы и
классной комнаты.

please, walk, think
,
enjoy, make,
tasty, favourite, ,
Напитки
и food,
еда.
wonderful, to enjoy
Трапезы.
something, to make
Завтрак дома. tea,
.В кафе.
to make coffee, to
В школьной make lunch, to
столовой.
walk the dog, I
На кухне.
think, I don’t think,
Что у нас есть at all*
в
: pizza, hamburger,

составление
вопросов,
начинающихся
с
Howmany…? в структурах
thereis/are; словосочетание
как один из способов
словообразования; запятая
перед словом please
в
конце предложения.
конверсия (V - N и Adj –
V),стилистические
ограничения конверсивов;
PresentProgressive
безличные
предложения;

обсуждение
правил
поведения в школе;
выражение просьбы,
способы попросить о
чем-либо вежливо.
сообщение о любимой
еде
и
напитках,
диалоги с фразами
Ithink, Idon’tthink
характеризация
различных ситуаций
сравнение различных
явлений, состояний,

Что мы едим
(9 часов)

холодильнике salad, yogurt, sport,
sandwich,
chocolate, tomato,
omelette, drink (n,
v), mineral, water
cheese, ham, sugar,
add*,
bacon,
porridge,
cornflakes, cream,
fridge.
friendly*,
than*,
Would you like…?
Yes, please.
No, thank you.
chicken, cucumber,
dinner,
potato,
rice,
supper,
vegetable, with,
new potatoes, new
cucumbers, lunch,
dinner, breakfast,
supper, tea.
café, vanilla*,

сопоставление
PresentProgressiveи
PresentSimple.
степени
сравнения
прилагательных с помощью
-er и –est;.
специфика орфографии в
прилагательных на -y при
их
использовании
в
степенях сравнения.
исчисляемые
и
неисчисляемые
существительные;
употребление артиклей с
исчисляемыми
и
неисчисляемыми
существительными;
степени
сравнения
односложных
и
двусложных
прилагательных; порядок
слов
в
предложении;
структура
Iwouldlike
/
I’dlike.

объектов;
оценка
какого-либо явления
или ситуации; речевой
этикет—
вежливое
предложение
чеголибо,
оборот
Wouldyoulike…
и
ответы
на
него,
сопоставление
с
русскими аналогами;
оценка
какого-либо
явления или ситуации;
речевой
этикет;
описание трапезы.
заказ еды и напитков
в кафе

аgo, last,
then,
were,
was, yesterday,
Погода
в two
разных
days
ago,
last
городах
Monday,
и в разное yesterday morning.
время года.
worse,
worst,
Занятия
better, best, than.
людей
и cloudy, dry, foggy,
погода
rainy, snowy, sunn
y,
warm, windy,
clever, poet*.
Berlin, fog, snow,
rain,
wind,
Madrid,
Rome,
Glasgow,
Paris
weather, want,
nasty,
storm*,muddy*, to
put on, to take off,
a nasty day,What’s
the weather like
today?
,
sunshine*,

удвоение
согласных
в
прилагательных при их
изменении по степеням
сравнения; формы глагола
tobe в прошедшем простом
времени.
отрицательные
предложения с глаголом
tobe в прошедшем времени;
степени
сравнения
прилагательных good и bad.
степени
сравнения
односложных,
многосложных
прилагательных
и
прилагательных good и
bad.;
двусложные
прилагательные,
заканчивающиеся на
-er,
-ow;
безличные
предложения в прошедшем
времени
общие вопросы с глаголом
tobe в прошедшем времени
и ответы на них
сопоставление конструкции
I like / I wouldlikeи

сопоставление фактов,
предметов, состояний
сообщение о том, что
было в прошлом.
описание состояния
погоды.
запрос
и
предоставление
информации о погоде
описание погоды в
различные
времена
года.
описание погоды в
различных
географических
точках;
монологическое
высказывание
о
вчерашнем утре и
погоде

Погода
(9часов)

raincoat*,
rainwater*,
sunflower*,
snowball*,
snowboard*,
snowman*,
sunhat*,
weathercock*,
weatherman*,
.
аgo, last,
then,
were,
was, yesterday,
Поход
в two
магазин.
days
ago,
last
Путешествия Monday,
по городам и yesterday morning.
странам.
worse,
worst,
Погода.
better, best, than.
Прошлые
cloudy, dry, foggy,
выходные.
rainy, snowy, sunn
Путешествие y,
в Москву
warm, windy,
clever, poet*.
Berlin, fog, snow,
rain,
wind,
Madrid,
Rome,
Glasgow,
Paris
weather, want,
nasty,
storm*,muddy*, to
put on, to take off,
a nasty day,What’s
the weather like
today?
,
sunshine*,
raincoat*,
rainwater*,
sunflower*,
snowball*,
snowboard*,
snowman*,
sunhat*,
weathercock*,
weatherman*,
.
Выходные
(12 часов)

употребление выраженияI
wouldlike
с
неисчисляемыми
и
исчисляемыми
существительными
в
единственном
и
множественном числе.

удвоение
согласных
в
прилагательных при их
изменении по степеням
сравнения; формы глагола
tobe в прошедшем простом
времени.
отрицательные
предложения с глаголом
tobe в прошедшем времени;
степени
сравнения
прилагательных good и bad.
степени
сравнения
односложных,
многосложных
прилагательных
и
прилагательных good и
bad.;
двусложные
прилагательные,
заканчивающиеся на
-er,
-ow;
безличные
предложения в прошедшем
времени
общие вопросы с глаголом
tobe в прошедшем времени
и ответы на них
сопоставление конструкции
I like / I wouldlikeи
употребление выраженияI
wouldlike
с
неисчисляемыми
и
исчисляемыми
существительными
в
единственном
и
множественном числе.
;

описание
событий
прошлого.
запрос
и
предоставление
информации о том,
что было и чего не
было в прошлом.
описание поездки
запрос
и
предоставление
информации
о
событиях в будущем.
cоставление планов на
будущее.

Повторение
(6 часов)
Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей программы
воспитания: участие в школьном этапе ВОШ (сентябрь-октябрь), НПК «Шаг в будущее»
(январь), в конкурсах проектов, рисунков, плакатов на историческую тематику (февраль,
апрель-май), экскурсия в музей истории города (апрель).
Обучение может вестись дистанционно с использованием образовательной платформы
РЭШ, ZOOM (облачной платформы для проведения онлайн уроков).

Тематическое планирование в 4 классе
Тематическое планирование по английскому языку для 4-го класса составлено с учетом
рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета
обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся
ООО:
•
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека,
залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в
завтрашнем дне;
•
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек
вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую
нужно оберегать;
•
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека,
как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
•
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство,
театр, творческое самовыражение;
•
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость
общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
•
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
№

Наименование
раздела

всего
часов

1.

Знакомство
с
семьей Баркеров

8

2

Мой день

8

Виды учебной деятельности

Виды
контроля

1.Чтение
2.Письменная речь
3.Аудирование.
4.Говорение: диалогическая и
монологическая речь.
5. Проектная работа
1.Чтение
2.Письменная речь
3.Аудирование.

Лексический
диктант
Контрольная
работа № 1

Лексический
диктант
Контрольная

3

Дома

8

4

В школе

8

5

Что мы едим

9

6

Погода

9

7

Выходные

12

8

Повторение

6

4.Говорение: диалогическая и
монологическая речь.
5. Проектная работа
1.Чтение
2.Письменная речь
3.Аудирование.
4.Говорение: диалогическая и
монологическая речь.
5. Проектная работа
1.Чтение
2.Письменная речь
3.Аудирование.
4.Говорение: диалогическая и
монологическая речь.
5. Проектная работа
1.Чтение
2.Письменная речь
3.Аудирование.
4.Говорение: диалогическая и
монологическая речь.
5. Проектная работа
1.Чтение
2.Письменная речь
3.Аудирование.
4.Говорение: диалогическая и
монологическая речь.
5. Проектная работа
1.Чтение
2.Письменная речь
3.Аудирование.
4.Говорение: диалогическая и
монологическая речь.
5. Проектная работа
1.Чтение
2.Письменная речь
3.Аудирование.
4.Говорение: диалогическая и
монологическая речь.

работа № 2

Лексический
диктант
Контрольная
работа № 3

Лексический
диктант
Контрольная
работа № 4

Лексический
диктант
Контрольная
работа № 5

Лексический
диктант
Контрольная
работа № 6

Лексический
диктант
Контрольная
работа № 7

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Работа по учебно-методическим комплексам “RainbowEnglish” призвана обеспечить
достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы
Учащиеся получат возможность для

формирования
-положительная мотивация к учению -осознания языка, как основного средства
английского
языка,
внимание
к мышления и общения людей;
особенностям произношения и написания - понимание связи развития языка с
слов;
развитием культуры народа;
- общее представление о мире как о -способности к самооценке успешности во
многоязычном
и
поликультурном владении языковыми средствами в устной и
сообществе;
письменной речи;
осознание
своей
национальной - определение личностного смысла учения,
принадлежности;
выбора дальнейшего образовательного
- восприятие языка, в том числе маршрута по изучению иностранного
иностранного, как основного средства языка;
общения между людьми, как средства - эстетических чувств на основе выбора
выражения мыслей, чувств, эмоций языковых средств; чувства прекрасного в
зарубежных сверстников с использованием процессе
знакомства
с
образцами
средств изучаемого иностранного языка доступной детской литературы;
(через детский фольклор, некоторые - понимание культурных ценностей другого
образца
детской
художественной народа через произведения детского
литературы, традиции);
фольклора,
детской
художественной
адекватное
восприятие
оценки литературы, непосредственное участие в
собственной
деятельности туристических поездках
одноклассниками, учителем, способности к
адекватной самооценке
понимание
причин
успешности/
неуспешности в учебе.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учащиеся научатся
Учащиеся
получат
возможность
научиться
- определять цель учебной деятельности - ставить цель собственной познавательной
под руководством учителя и соотносить деятельности (в рамках учебной и проектной
свои действия с поставленной целью;
деятельности) и удерживать её;
-самостоятельно формулировать задание: осуществлять
самонаблюдение
и
определять его цель, планировать свои самооценку
в
доступных
младшему
действия для реализации языковых задач;
школьнику пределах;
- намечать план действий при работе в - планировать собственную внеучебную
паре, следовать по намеченному плану;
деятельность
(в
рамках
проектной
- прогнозировать результаты;
деятельности) с опорой на учебники и
-следовать при выполнении задания рабочие тетради, следовать намеченному
инструкциям учителя и изученным плану в своём учебном труде;
правилам чтения, и орфографии;
- осуществлять итоговый и пошаговый
- осмысленно выбирать способы и приемы контроль по результату изучения темы;
действий при решении языковых задач, - вносить необходимые коррективы в
корректировать
работу
по
ходу процессе
решения
языковых
задач,
выполнения;
редактировать устные и письменные
- выполнять учебные действия в высказывания;
материализованной, громко речевой и регулировать
своё
поведение
в
умственной форме;
соответствии с познанными моральными
- оценивать результаты собственной нормами и этическими требованиями.
деятельности по заданным критериям (под
руководством учителя);
Осуществлять само- и взаимопроверку,

находить и исправлять лексические и
грамматические ошибки;
Вносить
необходимые
дополнения,
исправления в свою работу, находить и
исправлять ошибки.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Учащиеся научатся
- осуществлять расширенный поиск и
отбирать информацию для выполнения
учебных заданий, в рамках проектной
деятельности (в справочных материалах
учебника);
- ориентироваться в соответствующих
возрасту
англо-русских
словарях,
справочной литературе;
-ориентироваться по маршрутным листам
учебника: определять, прогнозировать,
что будет освоено при изучении данного
раздела;
-осуществлять
выбор
заданий
под
определённую задачу;
- дополнять готовые информационные
объекты (таблицы, схемы, тексты);
классифицировать,
обобщать,
систематизировать изученный материал
по плану, таблице;
- использовать знаково-символические
средства, в том числе модели, схемы, для
решения языковых задач;
- выделять существенную информацию из
читаемых текстов;
- писать с опорой на образец поздравление
с праздником и короткое личное письмо
использовать обобщенные способы и
осваивать новые приёмы, способы;
преобразовывать словесную информацию
в условные модели и наоборот;
- находить, анализировать, сравнивать,
характеризовать единицы языка: звук,
буква,
слово,
части
речи;
виды
предложений; кратко охарактеризовать
персонаж текста;
- осуществлять синтез как составление
целого из частей (составление текстов).
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Учащиеся научатся
- понимать на слух речь учителя и
одноклассников; основное содержание

Учащиеся
получат
возможность
научиться
- обогащать свой общий лингвистический
кругозор;
- сопоставлять информацию, полученную из
различных источников, в том числе с
использованием
ресурсов
библиотек,
Интернета,
критически
оценивать
получаемую информацию;
- осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной и письменной
форме;
- сравнивать языковые явления русского и
английского языков на уровне отдельных
слов звуков, букв, словосочетаний, простых
предложений;
- устанавливать причинно-следственные
связи, строить логические рассуждения,
проводить аналогии, самостоятельно делать
выводы.

Учащиеся
получат
возможность
научиться
- передавать партнёру необходимую
информацию как ориентир для построения

небольших доступных текстов в аудиозаписи, построенных на изученном
языковом материале;
- читать вслух небольшие тексты,
построенные на изученном языковом
материале, соблюдая правила чтения и
нужную интонацию;
- читать про себя и понимать основное
содержание текстов, включающих как
изученный языковой материал, так и
отдельные новые слова; находить в тексте
нужную
информацию,
вести
элементарный этикетный диалог в
ограниченном круге типичных ситуаций
общения, диалог-расспрос (вопрос-ответ)
и диалог-побуждение к действию;
- уметь на элементарном уровне
рассказывать о себе, своей семье, друге;
- описывать предмет, картинку;
- формулировать собственное мнение;
- учитывать разные мнения и стремиться к
координации различных позиций при
работе в паре, договариваться и приходить
к общему решению;
- задавать вопросы, уточняя непонятое в
высказывании;
- предъявлять результаты проектной
работы, в том числе с помощью ИКТ.

действия с учётом целей коммуникации
достаточно точно, последовательно и полно;
- осуществлять взаимный контроль и
оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
- владеть элементарными средствами
выражения чувств и эмоций на иностранном
языке;
- соблюдать при общении с носителями
английского языка нормы речевого этикета
и правила устного общения (умения
слушать, точно реагировать на реплики) при
диалоговой форме общения;
- адекватно использовать языковые средства
для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.

Предметные результаты
Основными предметными результатами освоения предлагаемой рабочей программы
являются формирование иноязычных коммуникативных умений в говорении, чтении,
письме и письменной речи и аудировании; приобретение учащимися знаний о
фонетической, лексической, грамматической и орфографической сторонах речи и навыков
оперирования данными знаниями; знакомство с общими сведениями о странах изучаемого
языка.
Ожидается, что выпускники смогут демонстрировать следующие результаты в освоении
иностранного языка.
Речевая компетенция
Говорение
Выпускник научится:
• участвовать в элементарных диалогах (этикетном, диалоге-расспросе, диалогепобуждении), соблюдая нормы речевого этикета, принятые в англоязычных странах;
• составлять небольшое описание предмета, картинки, персонажа;
• рассказывать о себе, своей семье, друге;
• кратко излагать содержание прочитанного текста.
Аудирование
Выпускник научится:
• понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и
вербально /
невербально реагировать на услышанное;
• понимать основное содержание небольших сообщений, рассказов, сказок в аудиозаписи,

построенных в основном на знакомом языковом материале;
• использовать зрительные опоры при восприятии на слух текстов, содержащих
незнакомые слова.
Чтение
Выпускник научится:
• соотносить графический образ английского слова с его звуковым образом;
• читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале,
соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
• читать про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного в основном на
изученном языковом материале;
• находить в тексте необходимую информацию в процессе чтения.
Письмо и письменная речь
Выпускник научится:
• выписывать из теста слова, словосочетания и предложения;
• в письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту;
• писать поздравления с опорой на образец;
• писать по образцу краткое письмо зарубежному другу (с опорой на образец).
Языковая компетенция
Графика, каллиграфия, орфография
Выпускник начальной школы научится:
• воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы английского
алфавита (полупечатное написание букв, буквосочетаний, слов); устанавливать
звукобуквенные соответствия;
• пользоваться английским алфавитом, знать последовательность букв в нём;
• списывать текст;
• отличать буквы от знаков транскрипции; вычленять значок апострофа;
• сравнивать и анализировать буквосочетания английского языка;
• группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения;
• оформлять орфографически наиболее употребительные слова (активный словарь).
Фонетическая сторона речи
• различать на слух и адекватно произносить все звуки английского языка, соблюдая
нормы произношения звуков (долгота и краткость гласных, отсутствие оглушения
звонких согласных в конце слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными);
находить в тексте слова с заданным звуком; вычленять дифтонги;
• соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе, не ставить ударение на
служебных словах (артиклях, предлогах, союзах);
•
соблюдать
основные
ритмико-интонационные
особенности
предложений
(повествовательное, побудительное, общий и специальные вопросы);
• членить предложения на смысловые группы и интонационно оформлять их;
• различать коммуникативные типы предложений по интонации;
• соотносить изучаемые слова с их транскрипционным изображением.
Лексическая сторона речи
Выпускник научится:
• узнавать в письменном и устном тексте, воспроизводить и употреблять в речи
лексические единицы (приблизительно в объеме 500 единиц), обслуживающие ситуации
общения в пределах тематики начальной школы, в соответствии с коммуникативной
задачей;
• использовать в речи простейшие устойчивые словосочетания, речевые клише,
оценочную лексику в соответствии с коммуникативной задачей;
• использовать в речи элементы речевого этикета, отражающие культуру страны
изучаемого языка;
• узнавать сложные слова, определять значение незнакомых сложных слов по значению

составляющих их основ (bedroom, appletreeetc.);
• узнавать конверсивы, выводить их значение (chocolate — chocolatecake, water — towater);
• опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования;
• узнавать простые словообразовательные элементы (суффиксы: -y, - er, -teen, -ty).
Грамматическая сторона речи:
Выпускник научится:
• использовать в речи основные коммуникативные типы предложений (повествовательное,
побудительное, вопросительное), соблюдая правильный порядок слов;
• оперировать в речи отрицательными предложениями;
• формулировать простые (нераспространенные и распространенные) предложения,
предложения с однородными членами, сложноподчиненные предложения;
• оперировать в речи сказуемыми разного типа — а) простым глагольным (He reads); б)
составным именным (He is a pupil. He is ten.); составнымглагольным (I can swim. I like to
swim.);
• оперировать в речи безличными предложениями (Itisspring);
• образовывать формы единственного и множественного числа существительных;
• использовать предлоги для обозначения пространственных соответствий (on, in, under,
by);
• оперировать вопросительными конструкциями: What is it…?,Is it…?, Who is it?, Where
are you from?, How old are you?, What’s the time?, What’s your name? и отвечать на них.
• использовать в речи личные местоимения;
• оперировать в речи формами неопределённого артикля;
• использовать в речи союз or;
• использовать прилагательные в сравнительной и превосходной степени
• оперировать наречиями времени и образа действия
•образовывать формы единственного и множественного числя существительных с
исключениями
• использовать в речи притяжательный падеж имен существительных
Литература для учителя:
1.. Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева, С. В.
Анащенкова, М. З. Биболетова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М.:
Просвещение, 2009. — (Стандарты второго поколения).
2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Часть 2.
Иностранные языки» (серия «Стандарты второго поколения»). – Москва: «Просвещение»,
2010
3. Рабочие программы. Английский язык. 2-9 классы: учебно-методическое пособие / сост.
Е. Ю. Шмакова. – М.: Дрофа, 2013.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования: назначение, структура, требования //Иностранные языки в школе. 2010. -№5.
– С.2-6., Копылова В.В.
5. Афанасьева О. В., Михеева И. В. Английский язык. 4 кл. В 2 ч. Ч.1: учебник. – М.:
Дрофа, 2018.
6. Афанасьева О. В., Михеева И. В. Английский язык. 4 кл. В 2 ч. Ч.2: учебник. – М.:
Дрофа, 2018.
7. Афанасьева О. В., Михеева И. В. Английский язык. 4 кл. рабочая тетрадь. – М.: Дрофа,
2018.
4. Афанасьева О. В., Михеева И. В. Английский язык. 4 кл.: аудиоприложение MP3 к
учебнику и рабочей тетради. – М.: Дрофа, 2018.
Литература для учащихся:

1. Афанасьева О. В., Михеева И. В. Английский язык. 4 кл. В 2 ч. Ч.1: учебник. – М.:
Дрофа, 2018.
2. Афанасьева О. В., Михеева И. В. Английский язык. 4 кл. В 2 ч. Ч.2: учебник. – М.:
Дрофа, 2018.
3. Афанасьева О. В., Михеева И. В. Английский язык. 4 кл. рабочая тетрадь. – М.: Дрофа,
2018.
4. Афанасьева О. В., Михеева И. В. Английский язык. 4 кл.: аудиоприложение MP3 к
учебнику и рабочей тетради. – М.: Дрофа, 2018
.
Календарно-тематическое планирование планирование
О.В.Афанасьевой, И.В. Михеевой “RainbowEnglish”
№
Тема
урока
Знакомство с семьей Баркеров

Количество
часов
8

1
2

Джон Баркер и его семья
Специальные вопросы

1
1

3

Вопросительные слова
1

4
5

Притяжательный
существительных
Семейное дерево

падеж
1
1

6

Моя семья
1

7

Контрольная работа №1
1

8

Проект: Моё семейное древо
1
Мой день

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

8
1
1
1
в 1

Повседневные занятия членов семьи
Настоящее продолженное время
Обычный день Джона
Отрицательные
предложения
настоящем продолженном времени
Вопросительные структуры в настоящем
продолженном времени
Мой день
Контрольная работа №2
Проект: Мой день
Дома

1
1
1
8

Личные местоимения
Дом Джона. Предлоги места
Личные и притяжательные местоимения
Типичное жилище англичанина
Описание комнаты

1
1
1
1
1

1

в

4

классе

Дата
плану

к

УМК

по Дата по
факту

22
23
24

Мой дом
Контрольная работа №3
Проект: В доме
В школе

1
1
1
8

25
26
27
28
29
30
31
32

Описание классной комнаты
Оборот There is/are
В школьной столовой
Вопрос с оборотом there is/are
Школьный день
Моя школа
Контрольная работа №4
Проект: Классная комната моей мечты
Что мы едим
Выражение просьбы в английском языке
Напитки и еда
Безличные предложения
Степени сравнения прилагательных
Традиции питания в Англии
В кафе
Моя любимая еда
Контрольная работа №5
Проект: Наши любимые блюда. Меню
Погода

1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9

42
43
44
45
46
47
48
49
50

Степени сравнения прилагательных
Занятия людей и погода
Погода в разное время года
Погода в разных городах
Погода на сегодня
Погода вчера
Занятия людей в разную погоду
Контрольная работа №6
Проект: Моё любимое время года
Выходные

1
1
1
1
1
1
1
1
1
12

51
52
53

Глаголы в прошедшем времени
На пикнике
Вопросительные
структуры
в
прошедшем простом времени
Отрицательные структуры в прошедшем
простом времени
Будущее простое время
Мой будущий день рождения
Структура ‘’to be going to’’
Мои планы на воскресенье
Прошлые выходные
Выходные в семье Баркеров.
Контрольная работа №6
Проект: Мои планы на каникулы
Повторение

1
1
1

33
34
35
36
37
38
39
40
41

54
55
56
57
58
59
60
61
62
63-68

1
1
1
1
1
1
1
1
1
6

Краеведение:
№ урока
Тема
6

Моя родословная

Количество
уроков
1

37

Традиционные блюда в Бурятии

1

45

Погода нашего края

1

58

Как провести выходные в Улан-Удэ

1

Контрольные работы:
№
контрольной Материал для контрольной работы в учебнике
работы
1
Упражнения 1-5 стр.26-29 ( 1 часть)
2

Упражнения 1-4 стр.55-58

3

Упражнения 1-4 стр.90-92

4

Упражнения 1-4 стр.122-124

5

Упражнения 1-4 стр.33-35 (2 часть)

6

Упражнения1-4 стр.64-66

7

Упражнения1-4 стр.100-102

Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету
Учитель: ___________________________________________________________________
Предмет: ___________________________________________________________________
Класс: ______________________________________________________________________

№
урока

Тема по КТП

План., Факт.,
ч.
ч.

Причина
корректировки

Способ
корректировки

Согласовано


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».