Биология 6 кл, Матафонова А.С

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18 им. М.А.Концова» г. Улан-Удэ

Рабочая программа учебного предмета (курса)
Биология
6 класс

Составитель программы: Матафонова А.С., учитель биологии

г. Улан-Удэ – 2022 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего
образования по биологии, базисного учебного плана, на основе программы авторского
коллектива под руководством В. В. Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы 5—9
классы.» - М.: Дрофа, 2019.), рассчитанной на 34 часа (1 урок в неделю) в соответствии с
учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В.
Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2019 г.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию
современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение
биологических знаний.
Рабочая программа соответствует требованиям к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования и реализует программу
формирования универсальных учебных действий.
Специфика учебного предмета «биология».
Биология, как и другие естественно – научные предметы, должна обеспечить формирование
системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для создания естественнонаучной картины мира; формирование убежденности в познаваемости мира и достоверности
научных методов; систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о
закономерностях процессов и о законах природы для понимания возможности использования
достижения естественных наук в развитии цивилизации; формирование экологического
мышления, ценностного отношения к природе жизни; развитие познавательных интересов и
интеллектуальных способностей.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации
учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования
УУД.
Биология помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционально
положительного отношения к миру природы, воспитывает духовность, активность,
компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной
страны и планеты Земля. Знакомство с началами естественных наук в их единстве и
взаимосвязях даёт пятикласснику ключ к осмыслению личного опыта, позволяет найти свое
место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов.
Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;
- овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими
приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими
объектами, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью,
культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.
Задачи:
Обучение:
-привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему
разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии,
уроки контроля знаний, уроков - конференций, уроков обобщения;
-создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской
компетентностей;
-способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать
с гербарием, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, ставить

несложные биологические опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать объекты
живой неживой природы через систему лабораторных работ практических экскурсий.
Особое внимание уделить развитию учения пересказывать текст, аккуратно делать записи в
тетради и делать рисунки, а также проведению агротехнических мероприятий на пришкольном
участке: подготовка почвы, выращивание рассады, посадка, прополка, уборка урожая.
Развитие: создать условия для развития у школьников положительного отношения к учебе,
труду и творчеству.
Воспитание: способствовать воспитанию социально-успешных личностей.
Формированию у учащихся коммуникативной компетентности. Особое внимание обратить на
воспитание ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному
оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать).
Общая характеристика учебного курса:
Сегодня биология — наиболее бурно развивающаяся область естествознания. Революционные
изменения в миропонимании ученых - естественников, произошедшие в середине XX в.. были
обусловлены открытиями в молекулярной и клеточной биологии, генетике, экологии. За
полвека биология превратилась из описательной науки в аналитическую, имеющую
многочисленные прикладные отрасли.
Биологические знания лежат в основе развития медицины, фармакологической и
микробиологической промышленности, сельского и лесного хозяйства, пищевой и
перерабатывающей промышленности, системы охраны окружающей среды.
Биология как учебный предмет - неотъемлемая составная часть естественнонаучного
образования на всех ступенях обучения Как один из важных компонентов образовательной
области «Естествознание», биология вносит значительный вклад в достижение целей общего
образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие
интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и
ценностных ориентации.
Курс обшей биологии направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о
живой природе, ее организации от молекулярного до биосферного уровня, ее эволюции. У
школьника должно быть сформировано биоцентрическое мировоззрение, основанное на
глубоком понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека
как части природы, продукта эволюции живой материи.
Изменение структуры школьного образования, выделение базовой девятилетней обязательной
обшей ступени, повлекло за собой перестройку школьной биологии. Базовое биологическое
образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, прежде всего
экологическую природоохранительную грамотность.
Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов
теорий идей обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся
формирования их научного мировоззрения. В 6-7 классах получают общие представления о
структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и
принципах отношения к природе.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения
биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и
историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем,
их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически
правильные решения в области природопользования.
Учащиеся получают представление о многообразии животных организмов и принципах их
классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной
основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства,
медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на
использовании биологических систем.
Актуальность курса биологии 6 класса:

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического,
патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания
школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает
чувство любви к ней и ответственности за ей сохранность. Учащиеся должны хорошо
понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны
знать, что человек- часть природы, его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить
природу для себя и последующих поколений людей.
Принципами отбора содержания материала программы являются:
- систематичность;
-научность;
-доступность;
-возможность практического применения полученных знаний;
-реалистичность, с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы за 34
часа;
-целостность;
-вариативность;
-интеграция;
- гуманитаризация.
Данная
программа
составлена
на
основании
нормативно-правовых
документов:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации".
3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике
Бурятия».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №
1897 с изменениями)
5.Примерная программа для основного общего образования по биологии (базовый
уровень);
6. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, и
оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28)
7.Устав МАОУ «СОШ №18»
8. Образовательная программа среднего общего образования МАОУ «СОШ №18»
9.Локальные акты МАОУ «СОШ №18»
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Биология» в средней школе изучается с 5 по 11 класс. Общее количество времени на
семь лет обучения составляет 306 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения
составляет 5-7 кл.- по 1 ч., 8-9 кл.- по 2 ч., 10-11 кл.- по 1 часу.
Указание количества учебных часов, на реализацию в объеме которых рассчитана рабочая
программа
Содержание курса «Биология», представленное в настоящей Программе, рассчитано на 34
учебных часа (1 час в неделю) по Учебному плану школы.
Краткая характеристика возраста детей и ведущих видов их деятельности
Курс биологии предназначен для изучения в шестом классе общеобразовательной школы
(возраст учащихся 11-12 лет). Подростковый возраст в человеческой культуре не является еще
окончательно оформившимся. Имеет место очевидный «зазор» между младшими
школьниками, усердно постигающими основы знаний, и юношами, входящими в избранную
профессию, однако особая культурная форма проживания отрочества пока что отсутствует, и

школьная жизнь современных подростков продолжается в большинстве случаев не только в
стенах тех же образовательных учреждений, где обучаются младшие школьники, но и в
сходных формах.
Однако отношения подростка к миру принципиально иные. Подросток начинает проявлять
взрослость, то есть готовность к взрослой жизни, выражающуюся в возросшей
самостоятельности и ответственности. Этому возрасту свойственно субъективное переживание,
чувство взрослости: потребность равноправия, уважения и самостоятельности, требование
серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими
требованиями, неудовлетворение этой потребности обостряет негативные черты кризисного
периода. Очень важно, что в круг значимых людей для полростка входят преимущественно его
сверстники, самоопределяющиеся и рискующие вместе с ним.
Уже в начале подросткового возраста общение со сверстниками определяется как
самостоятельная сфера жизни, критически осмысляются нормы этого общения. Подросток
выделяет эталон взрослости (взрослых отношений) и смотрит на себя через этот эталон.
Появляется интерес к собственной личности: установка на обширные пространственные и
временные масштабы, которые становятся важнее текущих, сегодняшних: появляется
стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя:
появляется сопротивление, стремление к волевым усилиям, перерастающее иногда в свои
негативные варианты. Вес эти особенности характеризуют активность подростка,
направленную на построение обрата себя в мире.
Подросток пробует активно взаимодействовать, экспериментировать с миром социальных
отношений (социальное экспериментирование). Определиться в мире отношений влечет
подростка к участию в новых видах деятельности.
Замыслы младшего подростка первоначально нечетки, расплывчаты, масштабны и некритичны.
Пробуя осуществить их, он сталкивается с несоответствием своих представлений о себе и мире
реальному положению дел. В этом конфликте подросток постепенно начинает осознавать
границы собственной взрослости, которые задаются степенью самостоятельности и
ответственности.
Возникает новое отношение к учению - стремление к самообразованию, тенденция к
самостоятельности в учении: стремление ставить цели и планировать ход учебной работы,
потребность в оценке своих достижений. Строя учебную деятельность подростков, она не
адресуется к деятельности, ведущей за собой развитие.
Подростковая школа - это деятельностный ансамбль, в котором у учебной деятельности есть
своя сольная партия: развитие комплекса способностей и компетентностей, по-житейски
называемых «умение и желание учиться». Овладев формами учебной деятельности в младшем
школьном возрасте, подросток стремится получить признание других людей, внутреннюю
уверенность в своих умениях, жаждет личностного проявления и признания этого проявления
сверстниками и взрослыми. К учебной деятельности подросток предъявляет новые требования:
она должна обеспечить условия для его самооценки и самораскрытия, должна быть значимой
для уважаемых подростком людей, для общества. В отличие от младшего школьника для
подростков становится принципиальной их личная склонность к изучению того или иного
предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в
решении практических задач.
Подростков не удовлетворяет рать пассивных слушателей, им неинтересно записывать готовые
решения. Они ждут новых форм обучения, в которых были бы реализованы их активность,
деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Чем старше подросток, тем больше
он тяготеет к осознанию своих учебных действий, к их планированию и, в конечном счете, к
управлению ими. Этому способствует становящееся понятийное мышление, основы которого
закладываются в младшем школьном возрасте. В подростковом возрасте, благодаря освоению
культурных форм общественного сознания (естественные и общественные науки, духовные
практики самовыражения) мышление в понятиях коренным образом преобразует структуру

сознания ребенка, оно начинает о предел ять работу памяти, восприятия, воображения,
внимания.
Продуктивное завершение подросткового возраста происходит с появлением способности
осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире, основываясь не только
на видении собственно! о действия безотносительно к возможности его реализации, но с
учетом «отношения мира» к своему действию. Поведение человека становится поведением для
себя, человек осознает себя как некое единство.
Виды деятельности подростка:
• Совместно-распределенная учебная деятельность ориентированных формах (включающих
возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою
индивидуальность, выполнять «взрослые» функции - контроля, опенки, дидактической
организации материала и пр.).
• Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение
социально-значимого продукта.
• Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, осмысленное
экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование,
направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного
поведения.
• Творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная
на самореализацию и самоосознание.
• Спортивная деятельность, направленная на построение образа себя, самоизменение.
Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности.
- Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах
совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности.
• Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных
видах деятельности.
• Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.
• Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно
поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.
• Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные
предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину
мира и свою позицию.
• Научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания,
чувства.
• Научиться эффективно, взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми,
осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.
Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной программе.
Программа конкретизирована для 6 класса, так как программа рассчитана на 5-11 классы.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Биология как учебный предмет имеет большое значение в решении задач не только обучения,
но и воспитания.
Оно предполагает последовательное формирование и развитие
основополагающих биологических понятий с 5 по 9 класс.
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты,
изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При
этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит
в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении
природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания.
Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии,
проявляются в признании:
• ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

• ценности биологических методов исследования живой и неживой природы:
• понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.
Развитие познавательных ценностных ориентации содержания курса биологии позволяет
сформировать:
• уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности:
• понимание необходимости здорового образа жизни:
• осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы:
• сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей,
основу которых составляют процесс общения и грамотная речь.
Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
• правильному использованию биологической терминологии и символики;
•развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в
дискуссии;
• развитию способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на
формирование нравственных ценностей — ценности жизни во всех ее проявлениях, включая
понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и
человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей,
предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой
природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу
для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте
общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета, курса
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и
качеств:
 Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и
объяснения на основе достижений науки;
 Постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
 формирование ответственного отношения к обучению;
 формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ;
 развитие навыков обучения;
 формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;
 формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой
деятельности;
 осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
 осознание значения семьи в жизни человека;
 уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
 Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
 Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае
необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а
также искать их самостоятельно;
 Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

 Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно (в том числе и корректировать план);
 В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
 Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
 Выявлять причины и следствия простых явлений;
 Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных
логических операций;
 Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных
связей;
 Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
 Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
 Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
 Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
 Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
договариваться друг с другом);
 В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
 Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения и корректировать его;
 Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
 Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
 Объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;
 Понимать смысл биологических терминов;
 Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться
увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения
препаратов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- Соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными,
бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек
(курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и
простудных заболеваний;
- Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах
животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, при спасении
утопающего;
- Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей
среде;
- Выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Содержание курса «Биология»
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем.
Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и
расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды
соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая
корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек
на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень,
луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;
— видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.
Учащиеся должны уметь:
— различать и описывать органы цветковых растений;
— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
— изучать органы растений в ходе лабораторных работ.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
— осуществлять описание изучаемого объекта;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта;
— классифицировать объекты;
— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.
Раздел 2. Жизнь растений (10 часов)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие,
размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений.
Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении.
Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений.
Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение
покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание
проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение
растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание
растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение
комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.
Экскурсии
Зимние явления в жизни растений.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные процессы жизнедеятельности растений;
— особенности минерального и воздушного питания растений;
— виды размножения растений и их значение.
Учащиеся должны уметь:
— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
— объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;

— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
— показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
— объяснять роль различных видов размножения у растений;
— определять всхожесть семян растений.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его
результатов, выводов.
Раздел 3. Классификация растений (6 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с
классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом
местных условий).
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и
народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в
каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных
растений.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Экскурсии
Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;
— характерные признаки однодольных и двудольных растений;
— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и
народнохозяйственное значение.
Учащиеся должны уметь:
— делать морфологическую характеристику растений;
— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
— работать с определительными карточками.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— различать объем и содержание понятий;
— различать родовое и видовое понятия;
— определять аспект классификации;
— осуществлять классификацию.
Раздел 4. Природные сообщества (3 часа)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные
сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные
сообщества и влияние природной среды на человека.
Экскурсии
Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в
природных сообществах.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:

— взаимосвязь растений с другими организмами;
— растительные сообщества и их типы;
— закономерности развития и смены растительных сообществ;
— о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния
природной среды на человека.
Учащиеся должны уметь:
— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
— определять растительные сообщества и их типы;
— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной
среды на человека;
— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений,
их результаты, выводы;
— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с
другом и т. д.).
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— соблюдать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир,
и эстетические чувства от общения с растениями;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
— понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— уметь слушать и слышать другое мнение;
— уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего
мнения.
Краеведение: Природные сообщества (на примере природных сообществ Бурятии). ООПТ
Бурятии.
Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей программы
воспитания: участие в школьном этапе ВОШ (сентябрь-октябрь), НПК «Шаг в будущее»
(январь), в конкурсах проектов.
Обучение может вестись дистанционно с использованием образовательной платформы РЭШ,
ZOOM (облачной платформы для проведения онлайн уроков), Якласс.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Тематическое планирование по биологии для 5-го класса составлено с учетом рабочей
программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает
реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:

Наименование
разделов
программы,
тем уроков.

Количество
часов

•- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу
его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в
завтрашнем дне;
•- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос
и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно
оберегать;
•- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
•- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство,
театр, творческое самовыражение;
•- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и
позволяющие избегать чувства одиночества;
•- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся
личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Раздел
1.
Строение
и
многообразие 15
покрытосемен
ных растений

Раздел 2.
Жизнь
растений

10

Виды учебной деятельности

иметь представление: о многообразии
живой природы;
знать: внешнее и внутреннее строение
органов цветковых
растений; видоизменения органов
цветковых растений и их роль в жизни
растений.
уметь: различать и описывать органы
цветковых растений; объяснять связь
особенностей строения органов растений
со средой обитания; изучать органы
растений в ходе лабораторных работ,
структурировать учебный материал,
выделять в нем главное, соблюдать
дисциплину на уроке, уважительно
относиться к учителю и одноклассникам;
планировать учебное сотрудничество и
согласовывать свои действия с
партнерами; строить речевые
высказывания и ставить вопросы;
добывать, перерабатывать и представлять
информацию;
иметь представление: о строении и
функциях различных клеток и процессах,
происходящих в них
знать: особенности минерального и
воздушного питания растений; основные
процессы жизнедеятельности растений;

Вид(ы), метод(ы)
контроля.

Работа
с
текстом
учебника
по заданиям
Фронтальная беседа
Лабораторная работа
Контрольная работа

Работа
с
текстом
учебника
по заданиям
Фронтальный опрос
Устный опрос
Самостоятельная работа

виды размножения растений и их
значение.
уметь: характеризовать основные
процессы жизнедеятельности
растений; объяснять значение основных
процессов жизнедеятельности
растений; устанавливать взаимосвязь
между процессами дыхания и
фотосинтеза; показывать значение
процессов фотосинтеза в жизни растений
и в природе; объяснять роль различных
видов размножения у растений;
определять всхожесть семян растений;
выделять главное в тексте, грамотно
формулировать вопросы, работать с
различными источниками информации,
готовить сообщения и презентации и
представлять результаты
работы, организовать выполнение заданий
учителя, сделать выводы по результатам
работы.

Раздел 3.
Классификац
ия растений

Раздел 4.
Природные
сообщества

6

2

иметь представление: о разнообразии и
распространении растений;
знать: основные систематические
категории: вид, род, семейство, класс,
отдел, царство; характерные признаки
однодольных и двудольных растений;
признаки основных семейств
однодольных и двудольных
растений; важнейшие
сельскохозяйственные растения,
биологические основы их выращивания и
народнохозяйственное значение.
уметь: делать морфологическую
характеристику растений; выявлять
признаки семейства по внешнему
строению растений; работать с
определительными карточками, проводить
элементарные исследования, работать с
различными источниками информации
иметь представление: о разнообразии
природных сообществ;
знать: взаимосвязь растений с другими
организмами; растительные сообщества и
их типы; закономерности развития и
смены растительных сообществ; о
результатах влияния деятельности
человека на растительные сообщества и
влияния природной среды на человека.
уметь: устанавливать взаимосвязь
растений с другими

Тест

Работа
с
учебника
по заданиям
Устный опрос
Тест

текстом

Работа
с
текстом
учебника
по заданиям
Творческая работа
Устный опрос
Сообщения

организмами; определять растительные
сообщества и их типы; объяснять влияние
деятельности человека на растительные
сообщества и влияние природной среды
на человека; проводить фенологические
наблюдения за весенними явлениями в
природных сообществах, организовать
выполнение заданий учителя согласно
установленным правилам работы в
кабинете, воспринимать информацию на
слух, соблюдать дисциплину на уроке,
уважительно относиться к учителю и
одноклассникам, рассматривать и
обсуждать рисунки учебника,
иллюстрирующие методы исследования
природы, различать и описывать методы
изучения живой природы, обсуждать
способы оформления результатов
исследования.
Итоговое
повторение

1

Итого

34

Проектная деятельность

Защита проектов

Планируемые результаты изучения учебного предмета
Ученик научится:
 характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических
объектов – бактерий, грибов, растений, их практическую значимость;
 применять методы биологической науки для изучения бактерий, грибов, растений:
проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические
эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и
процессы;
 использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению
бактерий, грибов, растений (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать,
выявлять взаимосвязи);
 ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых
организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в
природе.
Ученик получит возможность научиться:
 соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и
инструментами;
 использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями и
грибами;
 работать с определителями растений; выращивания и размножения культурных
растений;
 выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
 осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;







ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам
живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях,
экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой
природы);
находить информацию о растениях, бактериях и грибах в научно-популярной
литературе, справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в
другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению
к живой природе.

Учебно- методическое обеспечение:
Биология: Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл: учебник/В.В.Пасечник.-7-е изд.,
стереотип.-М.: Дрофа, 2019, ил.
Уроки биологии. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/под ред. В.В.
Пасечника. – М.: Просвещение, 2017 г.
Биология: 6 кл.: рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/
под ред. В.В.Пасечника. – М.: Просвещение, 2018 г.
Электронное приложение к учебнику.
Материально-техническое обеспечение:
Программа разработана на основе авторской программы В.В. Пасечника и коллектива
авторов. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5-9
классы. М.: Просвещение, 2018. – 80 с. (Соответствует требованиям ФГОС) и ориентирована на
работу по учебно-методическому комплекту:
- Биология: Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл: учебник/В.В.Пасечник.
- Поурочные разработки «Биология 5-6 класс», В.В. Пасечник и др.
- Рабочие программы «Биология. 5-9 классы», В.В. Пасечник и др
- Ноутбук 1 шт
- Микроскопы - 5 шт.
- Набор микропрепаратов по ботанике - I шт.
Контрольно-измерительные материалы:
1. Биология. Живой организм. 6 кд.: Тестовые задания С.В.Баготский, Л.И.Рубачева,
Л.И.Шурхал. - М.: Дрофа, 2017 - 192 с.
2. Сборник «Уроки биологии по курсу Биология. 6 класс.Живой организм»-Дрофа.: 2016.-218 с;
3. Биология. Живой организм. 6 класс: Поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина / Авт.-сост.
М.В.Высоцкая. - Волгоград: Учитель. 2016 - 256 с.
Литература, использованная при подготовке программы:
1. Биология: Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл: учебник/В.В.Пасечник, 2019.
2. Программы для общеобразовательных учреждений: Биология. 5-11 кл./ сост. Мягкова Т.Г.М.: Дрофа 2005
3. Сонин Н.И.. Бровкина E.T. Биология. Живой органнзм.6 класс: Методическое пособие к
учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм»/ 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2000
4. Биология. Живой организм.6 класс: рабочая тетрадь. -М.: Дрофа 2005
5. Акперова А.И. Уроки биологии в 6 классе по учебно-методическому комплекту Н.И.Сонина
«Биология. 6 класс. Живой организм»/ А.И.Акперова - М.: Дрофа, 2005 - 288 с: ил. - (Macтеpкласс).
6. Семенцова В.Н. Биология. 6 класс. Технологические карты уроков: Метод. Пособие.- СПб.:
«Паритет». 2001
Литература, рекомендованная для учащихся
1. Биология: Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл: учебник/В.В.Пасечник, 2019.
2. Биология. Живой организм.6 класс: рабочая тетрадь. -М.: Дрофа 2005

3. Никимов А.И. Биология. Справочник школьника
4. Детская энциклопедия «Я познаю мир».
5.Трайтак Д.И. Растения. Грибы Бактерии

Приложение
Календарно - тематический план

№

Темы разделов (уроков)

К-во
часов

Раздел 1. Строение и многообразие
покрытосеменных растений.

15

1

Входная контрольная работа

1

2

Строение семян однодольных и двудольных
растений

1

3

Виды корней. Типы корневых систем

1

4

Строение корней

1

5

Условия произрастания и видоизменения корней 1

6

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие 1
побега

7

Внешнее строение листа

1

8

Клеточное строение листа. Видоизменение
листьев

1

9

Строение стебля. Многообразие стеблей

1

10

Видоизменение побегов

1

11

Цветок и его строение

1

12

Соцветия

1

13

Плоды и их классификация

1

14

Распространение плодов и семян

1

15

Контрольная работа

1

Раздел 2. Жизнь растений

1
0

1

Минеральное питание растений

1

2

Фотосинтез

1

3

Дыхание растений

1

4

Испарение воды растениями. Листопад
Экскурсия «Зимние явления в жизни растений»

1

Дата по
плану

Дата по
факту

5

Передвижение воды и питательных веществ в
растении

1

6

Прорастание семян

1

7

Способы размножения растений

1

8

Размножение споровых растений

1

9

Размножение семенных растений

1

10

Вегетативное размножение покрытосеменных
растений

1

Раздел 3. Классификация
растений

6

1

Систематика растений

1

2

Класс Двудольные растения. Семейства
Крестоцветные и Розоцветные

1

3

Семейства Пасленовые и Бобовые Семейство
Сложноцветные

1

4

Класс Однодольные. Семейства Злаковые и
Лилейные

1

5

Важнейшие сельскохозяйственные растения

1

6

Повторение и обобщение изученного
материала по теме «Классификация
растений»

1

Раздел 4. Природные сообщества

2

1

Природные
сообщества.
растительном сообществе

2

Развитие и смена растительных сообществ.
Влияние хозяйственной деятельности человека
на растительный мир

Итоговое повторение

Взаимосвязи

в 1
1

1

Списки тем творческих работ, проектов:
1.Азбука растений моего края.
2.Видовой состав растительности района.
3. Изучение и морфологическое описание сорной растительности моего района.

Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету
Учитель: ___________________________________________________________________
Предмет: ___________________________________________________________________
Класс: ______________________________________________________________________

№
урока

Тема по КТП

План,
ч.

Факт,
ч.

Причина
Способ
Согласовано
корректировки корректировки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».