Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18 им. М.А.Концова» г. Улан-Удэ Рабочая программа учебного предмета География 7 класс Составитель программы: учитель географии Малофеева Маргарита Геннадьевна г. Улан-Удэ - 2022г. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «География 7 класс»— это третий по счету школьный курс географии. Однако если школа работает по планам, где есть интегрированный курс «Естествознание», курс 7 класса открывает изучение географии. Именно с этим обстоятельством связана его структура и содержание. В содержании курса увеличен объем страноведческих знаний и несколько снижена роль общеземлеведческой составляющей, что должно обеспечить его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся. Актуальность изучения курса. При изучении курса географии обучающиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, обучающиеся приобретают картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе. Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем. Цели и задачи курса. Изучение географии в 7 классе на базовом уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей: – создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи; - раскрыть закономерности землеведческого характера; - воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека. Изучение географии в 7 классе на базовом уровне основного общего образования направлено на решение следующих задач: познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира; - понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания. - выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности; - формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. Общая характеристика учебного предмета География - единственный школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научного, так и естественно- научного знания. В ней реализуются такие сквозные направления современного образования, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация, которые должны способствовать формированию общей культуры молодого поколения. Вследствие этого содержание 2 разных разделов курса географии для основной школы, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется огромное образовательное, развивающее и воспитательное значение географии. Принципами отбора содержания материала программы являются: - систематичности; - научности; - доступности; - возможность практического применения полученных знаний; -реалистичности, с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы за 68 ч. - целостности; - вариативности: - интеграции: - гуманитаризации Данная программа составлена на основании нормативно-правовых документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный базисный учебный план, утверждённый приказом Минобразования России от 09.03.2004г. №1312. 3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2019/20 учебный год. 4. Примерная программ по географии. Просвещение, 2020 г.; 5. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28) 6. Устав МАОУ « СОШ №18» 8. Образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №18» 9. Локальные акты МАОУ « СОШ №18» 3. Место раздела география География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в 5 и 6 классах по 34 ч (1 ч в неделю), в 7, 8 и 9 классах по 68 ч (2 ч в неделю). В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курса географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим. В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. 5.Краткая характеристика возраста детей и ведущих видов их деятельности. В соответствии с требования ФГОС предметные результаты – конкретные элементы социального опыта, изучаемого в рамках учебного предмета «география». Личностные – система ценностных отношений к себе, другим, процессу обучения и его результатам. А метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. 3 Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для: познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей; сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования; ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах; соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Виды деятельности подростка, связанные с образовательными учреждениями Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ. Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал). В 67 классах целесообразно проводить урок-игру, или урок-викторину. Для детей данного возраста это приемлемые формы проведения урока, особенно при обобщении материала. Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности С целью активизировать познавательную деятельность учащихся, сформировать интерес к учению, усилить творческое начало. Примерами таких форм организации учебной деятельности является: проведении урока – игры, урок-викторина и многие другие. С помощью нестандартного урока можно активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся, развивать их творческие способности, использовать дифференцированный подход к изучению предмета, различные методы и приемы, повысить интерес к изучаемому материалу, а следовательно, и обеспечить образование на надлежащем уровне. К творческим принципам нетрадиционного обучения относится и поддержка множественности мнений, развитие общения, навыков познавательной совместной деятельности. Каждый ученик имеет возможность на таком уроке показать все, что он умеет, и почувствовать от этого удовлетворение, желание усовершенствоваться в познании и умении. Кроме того, дифференциация учащихся при нетрадиционном обучении не афишируется Особенное отношение на нестандартном уроке наблюдается к оценке результатов деятельности ученика. Учащийся имеет возможность взять участие в оценки своих успехов, работы своих товарищей, поэтому ясно понимает, чего достиг и что надо сделать для улучшения результатов. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. 7. Ценностные ориентиры учебного предмета 4 Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы: ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции: осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона); осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства; осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их. исторических судеб; осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности; гармонично развитые социальные чувства и качества: патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей; любовь к своему Отечеству, местности, своему региону; гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями; уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования. 8. Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 7 класса Личностные результаты изучения географии в основной школе обуславливает достижения следующих развитий: осознавать себя жителем планеты Земля и гражданином России; осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; осознавать значимость и общность глобальных проблем человечества; овладеть на уровне общего образования законченной системой географических знаний, умений и навыками их применения в различных жизненных ситуациях; проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, к необходимости ее сохранения и рационального использования; проявлять патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов; уметь с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог, дискуссию, вырабатывая общее решение; 5 уметь ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков, принимать решения. Метапредметным результатом освоения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД) Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель; определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов; выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки. Познавательные УУД: анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта; выявлять причинно-следственные связи; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.); определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.); выслушивать и объективно оценивать другого; в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы; учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории); уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения; сохранения окружающей среды и социальноответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; 6 самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности. Предметными результатами освоения географии является: называть и показывать материки и части света, острова и полуострова, крупные формы рельефа, океаны и моря, заливы, проливы, течения, реки, озера, наиболее крупные страны мира; объяснять зависимость размещения крупных форм рельефа от строения земной коры, зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков, природных зон, изменения свойств океанических вод, влияние природы на жизнь и деятельность человека; описывать климат отдельных климатических поясов и территорий, отдельные природные комплексы с использованием карт, особенности природы и основные занятия населения стран; определять географическое положение объектов их отличительные признаки; приводить примеры материковых, вулканических и коралловых островов, основных типов воздушных масс, природных зон, природных комплексов, изменения природы материков под влиянием хозяйственной деятельности человека, влияния природы на жизнь людей, примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки – целостность, ритмичность, зональность; читать и анализировать разные виды карт, давать характеристику карты; составлять простейшие схемы взаимодействия природных комплексов. рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях современного расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности человека. 7. Содержание учебного предмета. Введение (3 ч) Как мы будем изучать географию в 7 классе. Что необходимо помнить при изучении географии. Взаимодействие человека с окружающей средой. Природные ресурсы и их виды. Рациональное использование природных ресурсов. Охрана природы. Особо охраняемые территории. Новое в учебнике. Географические карты. Как Земля выглядит на картах разных проекций. Способы изображения явлений и процессов на картах. Общегеографические и тематические карты. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1). Анализ фотографий, рисунков, картин. Практикум. 1. Описание одного из видов особо охраняемых территорий (по выбору) по плану: а) название; б) географическое положение; в) год создания; г) объект охраны (кто или что находится под охраной); д) уникальность объекта или вида; д) меры, принимаемые заповедником (заказником) для сохранения объекта или вида. 2. Анализ карт географического атласа. Тема 1. Население Земли (5 ч) Народы, языки и религии. Народы и языки мира. Отличительные признаки народов мира. Языковые семьи. Международные языки. Основные религии мира. Города и сельские поселения. Различие городов и сельских поселений. Крупнейшие города мира и городские агломерации. Типы городов и сельских поселений. Страны мира. Многообразие стран мира. Республика. Монархия. Экономически развитые страны мира. Зависимость стран друг от друга. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 2). Изучение населения по картам и диаграммам: численность, размещение и средняя плотность. 7 Практикум. 1. Анализ карты «Народы и плотность населения мира». 2. Определение на карте крупнейших городов мира. 3. Составление таблицы «Самые многонаселенные страны мира». Тема 2. Природа Земли (14 ч) Развитие земной коры. Формирование облика Земли. Цикличность тектонических процессов в развитии земной коры. Геологические эры. Литосферные плиты. Суть гипотезы А. Вегенера. Земная кора на карте. Платформа и ее строение. Карта строения земной коры. Складчатые области. Складчато-глыбовые и возрожденные горы. Размещение на Земле гор и равнин. Природные ресурсы земной коры. Природные ресурсы и их использование человеком. Формирование магматических, метаморфических и осадочных горных пород. Размещение полезных ископаемых. Практикум. 1. Обозначение на контурной карте крупнейших платформ и горных систем. 2. Определение по карте строения земной коры закономерностей размещения топливных и рудных полезных ископаемых Температура воздуха на разных широтах. Распределение температур на Земле. Тепловые пояса. Изотермы. Давление воздуха и осадки на разных широтах. Распределение атмосферного давления и осадков на земном шаре. Общая циркуляция атмосферы. Типы воздушных масс и их свойства. Пассаты. Западные ветры умеренных широт. Восточные (стоковые) ветры полярных областей. Муссоны. Климатические пояса и области Земли. Роль климатических факторов в формировании климата. Зональность климата. Основные и переходные климатические пояса. Климат западных и восточных побережий материков. Практикум. 1. Анализ карты «Среднегодовое количество осадков». 2. Анализ карты «Климатические пояса и области Земли». 3. Описание одного из климатических поясов по плану: а) название; б) положение относительно экватора и полюсов; в) господствующие воздушные массы; г) средние температуры января и июля; д) годовое количество осадков; е) климатические различия и их причины; ж) приспособленность населения к климатическим условиям данного пояса. 4. Изучение климатической диаграммы. 5. Анализ погоды в различных частях земного шара на основе прогнозов Интернета, телевидения, газет. Океанические течения. Причины образования океанических течений. Виды океанических течений. Основные поверхностные течения Мирового океана. Океан и атмосфера. Реки и озера Земли. Зависимость рек от рельефа и климата. Крупнейшие реки Земли. Распространение озер на Земле. Крупнейшие озера мира. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 3). Поиск информации в Интернете. Практикум. 1. Характеристика течения Западных Ветров с использованием карты по плану: а) географическое положение; б) вид течения по физическим свойствам воды (холодное, теплое); в) вид течения по происхождению; г) вид течения по устойчивости (постоянное, сезонное); д) вид течения по расположению в толще вод (поверхностное, глубинное, придонное). 2. Нанесение на контурную карту крупнейших рек и озер Земли. Растительный и животный мир Земли. Биоразнообразие. Значение биоразнообразия. Биомасса. Закономерности распространения животных и растений. Приспособление растений и животных к природным условиям. Основные причины различий флоры и фауны материков. 8 Почвы. Почвенное разнообразие. Закономерности распространения почв на Земле. В. В. Докучаев и закон мировой почвенной зональности. Типы почв и их особенности. Охрана почв. Тема 3. Природные комплексы и регионы (5 ч) Природные зоны Земли. Понятие «природная зона». Причины смены природных зон. Изменение природных зон под воздействием человека. Практикум. 1. Установление закономерностей смены природных зон Земли при анализе карты «Природные зоны Земли». 2. Описание природных зон по плану. Океаны. Мировой океан как природный комплекс Земли. Океаны Земли — Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Особенности природы океанов. Освоение Океана человеком. Экологические проблемы Мирового океана. Использование и охрана Мирового океана. Практикум. 1. Описание океана по плану. 2. Сравнение океанов (по выбору). Материки. Материки как природные комплексы Земли. Материки — Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия. Последовательность изучения материков и стран. Описание материка. Описание страны. Практикум. Установление сходства и различия материков на основе карт и рисунков учебника. Как мир делится на части и как объединяется. Материки и части света. Географический регион. Понятие «граница». Естественные и условные границы. Объединение стран в организации и союзы. Организация Объединенных Наций (ООН). Сотрудничество стран. Диалог культур. Тема 4. Материки и страны (38 ч) Африка: образ материка. Географическое положение, размеры и очертания Африки. Крайние точки. Береговая линия. Особенности земной коры и рельефа материка. Полезные ископаемые. Особенности климата. Особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа и климата. Африка в мире. История освоения Африки. Население Африки и его численность. Расовый и этнический состав. Мозаика культур. Крупные города. Занятия африканцев. Африка — беднейший материк мира. Путешествие по Африке. Путешествие с учебником и картой — способ освоения географического пространства. Географические маршруты (траверзы) по Африке. Маршрут Касабланка — Триполи. Узкая полоса африканских субтропиков, страны Магриба, Атласские горы: особенности природы. Занятия населения. Культура. Карфаген — памятник Всемирного культурного наследия. Сахара — «желтое море» песка. Особенности природы Сахары. Занятия населения. Кочевое животноводство. Проблемы опустынивания, голода. Маршрут Томбукту — Лагос. Саванна: особенности природы. Маршрут Лагос — озеро Виктория. Лагос — крупнейший город Нигерии. Население. Нигер — одна из крупнейших рек континента. Особенности влажных экваториальных лесов. Река Конго. Пигмеи. Массив Рувензори. Маршрут озеро Виктория — Индийский океан. Как образовалось озеро Виктория. Исток Нила. Килиманджаро. Национальные парки Танзании. Занятия населения. Маршрут Дар-эсСалам — мыс Доброй Надежды. Особенности природных зон. Полезные ископаемые. ЮАР. Египет. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Древнейшая цивилизация. Население. Происхождение египтян, занятия, образ жизни. Река Нил. Египет — мировой туристический центр. Столица Каир. Памятники Всемирного культурного наследия. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 4). Разработка проекта «Создание национального парка в Танзании». Практикум. 1. Определение: а) географических координат крайних точек Африки; б) протяженности Африки в градусах и километрах (по градусной сетке) по 9 20° в. д. 2. Обозначение на контурной карте Африки изучаемых географических объектов. 3. Описание по климатической карте климата отдельных пунктов (температура января и июля, продолжительность зимы и лета, господствующие ветры, годовое количество осадков и распределение их по временам года). 4. Описание Египта по типовому плану. 5. Работа с картами путешествий. Австралия: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Крайние точки. Береговая линия. Остров Тасмания. Особенности рельефа Австралии. Большой Водораздельный хребет. Полезные ископаемые. Климат. Распределение температур и осадков. Воздействие пассатов на восточные районы Австралии. Речная сеть. Подземные воды. Природные зоны. Своеобразие органического мира Австралии и прилегающих островов. История освоения материка. Австралийский Союз. Столица Канберра. Население. Занятия населения. Путешествие по Австралии. Маршрут Перт — озеро Эйр-Норт. Особенности природы. Занятия населения. Маршрут озеро Эйр-Норт — Сидней. Особенности растительного и животного мира. Река Дарлинг. Сидней. Маршрут Сидней — Большой Водораздельный хребет. Большой Барьерный риф — памятник Всемирного природного наследия. Океания. Меланезия. Микронезия. Полинезия. Особенности природы островов Океании. Папуасы. Н. Н. Миклухо-Маклай. Практикум. 1. Определение по карте географического положения Австралии. 2. Обозначение на карте географических объектов маршрута путешествия. Антарктида: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Ледовый материк. Строение Антарктиды. Особенности климата. Открытие материка Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым. Растительный и животный мир. Условия жизни и работы на полярных станциях. Проблемы охраны природы Антарктиды. Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Как использовать человеку Антарктиду?». Практикум. Определение по карте крайних точек Антарктиды. Южная Америка: образ материка. Географическое положение Южной Америки в сравнении с географическим положением Африки. Крайние точки Южной Америки. Строение земной коры и рельеф Южной Америки в сравнении со строением земной коры и рельефом Африки. Высотная поясность Анд. Особенности климата Южной Америки. Внутренние воды. Амазонка — самая длинная река мира. Ориноко. Водопад Анхель. Растительный и животный мир. Южная Америка — родина многих культурных растений. Латинская Америка в мире. Влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения. Латиноамериканцы. Метисы. Мулаты. Самбо. Крупнейшие государства. Природные ресурсы и их использование. Хозяйственная деятельность. Путешествие по Южной Америке. Маршрут Огненная Земля — Буэнос-Айрес. Аргентина — второе по площади государство на материке. Особенности природы. Река Парана. Маршрут Буэнос-Айрес — Рио-де-Жанейро. Рельеф. Водопад Игуасу. Растительный и животный мир. Население и его занятия. Бразильское плоскогорье. Полезные ископаемые. Город Бразилиа. Амазония. Амазонская сельва. Особенности растительного и животного мира. Проблема сокращения площади влажных экваториальных лесов. Маршрут Манаус — Анды. Амазонка — самая длинная и самая полноводная река мира. Уникальность фауны Амазонки. Перу: особенности природы. Население и его хозяйственная деятельность. Памятники Всемирного культурного наследия. Маршрут Лима — Каракас. Особенности природы Эквадора, Колумбии, Венесуэлы. Бразилия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Бразильцы: происхождение, занятия, образ жизни. Особенности хозяйства. Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Хозяйственное освоение Амазонии с учетом сохранения ее животного и растительного мира». 10 Практикум. 1. Описание Амазонки по плану. 2. Описание страны (по выбору) по плану. Северная Америка: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и его влияние на рельеф. Климатические особенности Северной Америки. Внутренние воды. Крупнейшие реки. Великие озера. Водопады (Йосемит, Ниагарский). Природные зоны. Почвы. Растительный и животный мир. Памятники Всемирного природного наследия. Англо-Саксонская Америка. Освоение Северной Америки. США и Канада: сходство и различия. США и Канада — центры мировой экономики и культуры. Путешествие по Северной Америке. Вест-Индия. Природа островов Карибского моря. Маршрут Вест-Индия — Мехико. Полуостров Юкатан. Древние индейские цивилизации. Мексиканский залив. Мехико. Маршрут Мехико — Лос-Анджелес. Мексиканское нагорье. Река Рио-Гранде. Плато Колорадо. Большой каньон реки Колорадо. Маршрут Лос-Анджелес — Сан-Франциско. Особенности природы Южной Калифорнии. Большая Калифорнийская долина. Маршрут Сан-Франциско — Чикаго. Сьерра-Невада. Большое Соленое озеро. Великие равнины. Североамериканские степи. «Пшеничный» и «кукурузный» пояса. Маршрут Чикаго — Нью-Йорк. Аппалачи. Вашингтон — столица США. Нью-Йорк — финансовый и торговый центр. Маршрут Ниагарский водопад — река Св. Лаврентия. Соединенные Штаты Америки. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Американцы: происхождение, занятия, образ жизни. Практикум. Сравнительная характеристика природных богатств горного пояса и равнин Северной Америки (по выбору). Евразия: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и рельеф Евразии. Влияние древнего оледенения на рельеф Евразии. Стихийные природные явления на территории Евразии. Особенности климата. Влияние рельефа на климат материка. Различие климата западных и восточных побережий материка. Крупнейшие реки и озера материка. Природные зоны. Европа в мире. Географическое положение. Исторические особенности освоения и заселения. Европейцы. Городское и сельское население. Образ жизни европейцев. Северная, Западная, Восточная, Южная Европа. Особенности хозяйства стран Европы. Европейский союз (ЕС). Политическая карта Европы. Путешествие по Европе. Маршрут Исландия — Пиренейский полуостров. Остров Исландия: особенности природы, населения и хозяйства. Остров Великобритания. Маршрут Лиссабон — Мадрид. Природа. Население. Хозяйство. Португалия, Испания — средиземноморские страны. Атлантическое побережье Европы: особенности природы. Занятия населения. Культурные ценности. Города. Уникальные культурные ландшафты. Маршрут Амстердам — Стокгольм. Северное море. Живописная природа фьордов. Нидерланды, Норвегия. Швеция: особая культура. Маршрут Стокгольм — Севастополь. Польша, Белоруссия, Украина: особенности природы, население. Занятия жителей. Долина Дуная. Придунайские страны. Маршрут Шварцвальд — Сицилия. Альпы: особенности природы. Рим — мировая сокровищница. Маршрут Мессина — Стамбул. Полуостров Пелопоннес. Греция: особенности природы, истории, культуры. Германия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Германии: происхождение, занятия, образ жизни. Франция. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Франции: происхождение, занятия, образ жизни. Великобритания. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Великобритании: происхождение, занятия, образ жизни. 11 Азия в мире. Географическое положение и особенности природы региона. Население. Крупнейшие по численности населения государства Азии. Крупнейшие городские агломерации Азии. Культура, традиции и верования народов Азии. Многообразие природных ресурсов. Высокоразвитые страны Азии. Политическая карта Азии. Путешествие по Азии. Маршрут пролив Босфор — Мертвое море. Средиземноморье: особенности природы. Население и хозяйство. Турция. Иерусалим — центр трех религий. Маршрут Мертвое море — Персидский залив. Саудовская Аравия: природные ландшафты, жизнь населения. Крупнейшие нефтяные месторождения Персидского залива. Маршрут Персидский залив — Ташкент. Особенности природы Иранского нагорья. Полезные ископаемые. Туркмения, Узбекистан: особенности природы. Древнейшие города — Самарканд, Хива, Бухара. Маршрут Ташкент — Катманду. Тянь-Шань, Памир. Озеро Иссык-Куль. Пустыня Такла-Макан. Тибетское нагорье. Лхаса — религиозный центр ламаизма. Гималаи. Маршрут Катманду — Бангкок. Непал. Культура выращивания риса. Ганг и Брахмапутра. Бангкок — «Венеция Востока». Маршрут Бангкок — Шанхай. Сиамский залив. Шельф Южно-Китайского моря: месторождения нефти. Дельта Меконга: особенности природы. Занятия населения. Шанхай — многомиллионный город, торговый и финансовый центр. Маршрут Шанхай — Владивосток. Япония — крупнейшая промышленная держава мира. Природа и хозяйство Японских островов. Население, культура Японии. Китай. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Китайцы: происхождение, занятия, образ жизни. Рост численности населения Китая и меры по его ограничению. Индия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Индии: происхождение, занятия, образ жизни. Краеведение. Связи (торговые, культурные)Бурятии со странами данного региона Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 5). Участие в проекте «Традиции и обычаи народов мира». Практикум. 1. Составление по картам сравнительного географического описания стран (по выбору). 2. Знакомство с туристической схемой столицы одного из государств Евразии (по выбору). 3. Установление различий в численности и плотности населения различных регионов Азии. Краеведение реализуется в темах: природа Республики Бурятия, рельеф Республики Бурятия, литосфера (Восточный Саян, Хамар-Дабан), полезные ископаемые, гидросфера (Байкал, Селенга, Уда), Население Земли (монголоидная раса). Посредством краеведческого материала помочь осознать роль биологии в решении глобальных проблем современности, и формировать бережное отношение к природе родного края. Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей программы воспитания: участие в школьном этапе ВОШ (сентябрь-октябрь), НПК «Шаг в будущее» (январь), в конкурсах проектов, рисунков, плакатов на географическую тематику (февраль, апрель-май), экскурсия в музей природы (апрель). Обучение может вестись дистанционно с использованием образовательной платформы РЭШ, ZOOM (облачной платформы для проведения онлайн уроков). 10. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. Тематическое планирование по географии для 7-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета 12 обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО: •- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; •- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; •- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; •- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; •- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; •- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Наименование Количес Виды учебной деятельности разделов тво программы часов Раздел Введение I. 3 Раздел Население Земли II. 5 Работа с текстом учебника и атласом; Определить виды картографических проекций, в которых созданы карты учебника и атласа; определять способы изображения содержания карты; анализировать карты по плану. Анализировать: 1) схему «Происхождение ряда европейских языков»; 2) карту «Народы и плотность населения мира» с целью установления количества языковых семей и народов, входящих в эти семьи; 3) карту «Религии мира» с целью выявления географии основных религий мира. 4) карту «Средняя плотность населения мира» и диаграммы на рисунке «Изменение численности населения в регионах мира»; планировать последовательность и способ действий при анализе карты и диаграмм; устанавливать причинно-следственные связи и делать обобщения на основе анализа карты и диаграмм; составлять прогноз изменения численности населения Земли на 13 Виды контроля. фронтальный (устный) опрос; Работа с текстом по заданиям, Практическая работа Определение по карте крупнейших городов мира; тематические таблицы; составление схем; Тестовая проверка Раздел Природа Земли III. 14 несколько десятилетий. Сравнивать очертания древних и современных материков на картосхеме; анализировать схемы образования материковой и океанической земной коры; Работать с картографической и текстовой информацией; анализировать карту». Строение земной коры»; сопоставлять карту «Строение земной коры» и физическую карту мира с целью выявления законно-мерностей отражения в рельефе строения земной коры; выявлять по карте закономерности размещения гор и равнин. Анализировать схему «Образование горных пород» и объяснять последовательность процессов; составлять схему «Виды горных пород» на основе текста параграфа; выявлять по карте «Строение земной коры» закономерности размещения полезных ископаемых. Анализировать и сравнивать картосхемы «Пояса освещённости Земли» и «Тепловые пояса»; выявлять влияние географической широты, рельефа, подстилающей поверхности и морских течений на распределение температур воздуха; создавать схемы. Анализировать схему «Формирование поясов атмосферного давления» и карту «Среднегодовое количество осадков» ; сопоставлять физическую карту миру, карту «Среднегодовое количество осадков» и картосхему «Тепловые пояса» с целью выявления самых сухих и самых влажных районов Земли, а также соответствия распределения осадков на Земле тепловым поясам и поясам атмосферного давления. Анализировать схему «Общая циркуляция атмосферы»; выявлять влияние постоянных ветров на климат; систематизировать знания о господствующих ветрах в таблице. Выявлять основные причины 14 Работа с текстом по заданиям, Практические работы: 1)Обозначение на контурной карте крупнейших платформ и горных систем.; 2) Определение по карте закономерностей размещения топливных и рудных полезных ископаемых.; 3) Характеристика течения Западных Ветров по плану; 4) Нанесение на контурную карту крупнейших рек и озер Земли. создавать тематические таблицы; составление схем; Тестовая проверка Блиц-опрос Раздел IV. 5 Природные комплексы и регионы Раздел Материки V. 38 и образования океанических течений; анализировать схему основных поверхностных течений Мирового океана; наносить на к/к основные течения Мирового океана; составлять схему классификации течений на основе материала параграфа; находить и отбирать информацию об океанических течениях; устанавливать взаимосвязи Океана и атмосферы; оценивать влияние течений на климат отдельных территорий; давать характеристику одного из течений. Выявлять зависимость рек и озёр от рельефа и климата; сопоставлять физиическую и климатическую карты при характеристике рек и озёр; находить на карте и наносить на к/к крупнейшие реки и озёра мира; находить географическую информацию о реках и озёрах в дополнительной литературе и в Интернете; составлять описание рек и озёр по плану, карте, фото; осуществлять комментированное чтение; обмениваться информацией с одноклассниками; сравнивать реки на основе анализа разных источников информации(текста, карт, фото). Сравнивать приспособленность растений и животных разных природных зон к среде обитания; высказывать мнение о причинах различия флоры и фауны на разных материках; осуществлять планирование учебной деятельности и работу в группе. Объяснять причины смены природных зон; сопоставлять карты природных зон и физическую карту мира; составлять описание при-родных зон по плану и карте; сравнивать природные условия различных природных зон; приводить примеры изменения зон под воздействием хозяйственной деятельности человека. Определять ГП и координаты крайних точек материка; 15 Работа с текстом по заданиям; дискуссия; блиц-опрос; тестовая проверка Работа с текстом по заданиям, страны объяснять размещение крупных форм рельефа материка, давать их характеристику по плану; устанавливать взаимосвязи между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми материка на основе сопоставления карты строения земной коры и физической карты Материков; выявлять особенности климата, внутренних вод, растительного и животного мира; наносить на к/к географические объекты материка. Подготавливать и обсуждать презентации об истории освоения материка; объяснять особенности роста численности населения материка на основе статистических данных; объяснять зависимость занятий населения от природных условий и ресурсов; строить круговую диаграмму хозяйственной занятости населения материка; составлять описание населения материка по плану; определять территории с самой большой и самой маленькой плотностью населения по карте «Народы и плотность населения мира». Планировать последовательность и способ действий; наносить маршрут путешествия на к/к; находить на карте объекты , встречающиеся на маршруте, и определять их координаты; сопоставлять карты; характеризовать особенности рельефа, климата, растительного и животного мира; читать климатическую диаграмму; выявлять особенности природных зон на маршруте; характеризовать занятия населения, его проблемы; владеть устной речью, строить монологическое контекстное высказывание; обобщать информацию, участвовать в обсуждении. Выявлять черты страны, характерные для всего региона, и её специфические особенности; выявлять специфику этнического состава населения , особенности 16 Практические работы: 1) Определение географического положения всех материков. 2) Обозначение на к/к изучаемых географических объектов. 3) Описание по карте климата отдельных пунктов. 4) Работа с картами путешествий. 5) Описание страны по плану Составление тематических таблиц; составление схем; работа в группе; Тестовая проверка материальной и духовной культуры; выделять основную идею текста, делать самостоятельные выводы; подготавливать и обсуждать презентации о памятниках Всемирного культурного наследия; описывать страну по плану. 11. Планируемые результаты освоения материала Выпускник 7 класса научится: 1. использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практикоориентированных задач; 2. анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию; 3. находить и формулировать зависимости и закономерности; 4. определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания; 5. в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию; 6. составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации; 7. представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач. 8. овладеет основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; 9. использовать разнообразные географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды, адаптации к условиям проживания, соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф. Выпускник 7 класса получит возможность научиться: 1. объяснять зависимость размещения крупных географических объектов от особенностей строения Земли; 2. самостоятельно приобретать новые знания и умения; 3. моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ. 4. различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию; 5. использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий; 6. проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков; 7. оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития. 17 8. использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде; 9. приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; 10. воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации; 11. создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией. 12. Учебно- методическое обеспечение 1. География. 7 класс . Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др. с – М.: Просвещение, 2019.-256с.:ил., карт.- (Полярная звезда). 2. Рабочие программы. География. 5-9 классы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К. 3. Атлас. География материков и океанов. 7 класс. 4. Мультимедийнаяе обучающая программа (электронный учебник): География 7 класс. География материков и океанов. 5. Электронные образовательные ресурсы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 13. Материально- техническое обеспечение Географические карты Глобус Компьютер Компасы Мультимедийный проектор Транспортир Экран 14. Контрольно – измерительные материалы 1. И.В Душина Т.Л. Смоктунович; под ред. В.П.Дронова – М.: Вентана- Граф, 2017. 2. А. Коринская, И. В. Душина, География материков и океанов 7 класс: Задания и упражнения по географии /Е.В.Баранчиков. - М.:Просвещение, 2017. – 144 с. 3. Климанова О. А., Климанов В. В., Ким Э. В., Сиротин В. И. Дидактические карточки-задания по географии 7 класс /Л.Перлов.-М.:Экзамен,2017.–88 с. 4. Субботин Г.П. Задачник по географии. Приложение к учебнику /Г.Субботин.М.:Аквариум, 2007.-256 с. 5. Элькин Г.Н. География. Тесты. 6-7 классы /Г.Элькин. - С-П.: Паритет, 2015. – 174 с. 15. Литература, использованная при составлении программы 1. Рабочие программы. География. 5-9 классы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К. 2. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс.-М.: «ВАКО», 2015 3. Поурочные разработки. География. 7 класс. Николина В.В. 4. Болотникова Н.В. – Рабочие программы по географии. 6-9кл. – М.: Глобус, 2013 5. Зотова А.М. – Игры на уроках географии – 6-7 кл. – М.: Дрофа, 2004. 6. Перепечева Н.Н. – Нестандартные уроки: 6-7 кл. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2015. 7. Петрова Н.Н. – Настольная книга учителя географии.6-11 кл. – М.: Эксмо, 2015. 8. Электронное приложение к учебнику. География. 7 классы. 9. Набор географических настенных карт 10. Электронные образовательные ресурсы. 18 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 16. Литература, рекомендованная для учащихся География. 7 класс . Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др. с – М.: Просвещение, 2019.-256с. За страницами учебника географии. - М.: Дрофа, 2015. Крылова О.В. География: материки и океаны: 7 кл. - М.: Просвещение, 2016. Сиротин В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии: 7 кл. - М.: Дрофа, 2015. Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 классы. Методическое nocoбие с электронным приложением / И.А. Кугут, Л.И. Елисеева и др. - М.: Глобус, 2016 Циглер Корнелия. География. Все обо всем.// М., Астрель,2001. Щигель Д.С. Естествознание. Я познаю мир. Дет. энцикл.// М., Астрель, 2002. Календарно- тематический план № Наименование разделов и тем Всего п/п часов 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Тема1. Источники географической информации (3 ч) Как мы будем изучать географию в 7 классе. Пр. работа1 «Описание одного из видов ООТ по плану». Методы изучения окружающей среды. Учимся с «Полярной звездой» Географическая карта – особый источник информации Пр. работа 2 «Анализ карт географического атласа» Тема2. Население Земли. (5 ч) Народы и религии мира. Пр. работа3: Анализ карты «Народы и плотность населения мира». Городское и сельское население. Пр. работа 4 «Определение по карте крупнейших городов мира» Размещение людей на Земле. Численность населения Земли, ее изменения во времени Многообразие стран мира Пр. работа 5 Составление таблицы «Самые многонаселённые страны мира» Обобщение по теме: «Население Земли» Тема3. Природа Земли. (14 ч) Развитие земной коры. Земная кора на карте. Пр. работа6 «Обозначение на карте крупнейших платформ и горных систем». Природные ресурсы земной коры. Пр. работа 7 «Определение по карте строения земной коры закономерное размещение топливных и рудных п/и. Температура воздуха на разных широтах. 19 3 1 1 1 5 1 1 1 1 1 14 1 1 1 1 Дата проведе ния по плану Дата проведе ния фактиче ски Давление воздуха и осадки на разных широтах. Пр. работа 8 Анализ карты «Среднегодовое кол-во осадков». Общая циркуляция атмосферы. 1 1 19. Климатические пояса и области Земли. Пр. работа 9 Анализ карты «Климатические пояса» Пр. работа 10 «описание одного из климатических поясов по плану», 11 «Изучение климатической диаграммы» Океанические течения. Пр. работа 12 «Характеристика течения Западных ветров» Реки и озёра Земли Пр. работа13 «Нанесение на контурную карту крупнейших рек и озёр Земли. Учимся с « Полярной звездой» 20. Растительный и животный мир Земли. 1 21. Почвы. Почвенное разнообразие. 1 22. Обобщающее повторение по теме: «Природа Земли» 1 Тема4. Природные комплексы и регионы. (5 ч) 5 Природные зоны Земли. Пр. работа14 Анализ карты « природные зоны», 15 «описание природной зоны. Океаны Земли Тихий и Северный Ледовитый. Пр. работа 16 «Описание океана по плану» Океаны Земли Атлантический и Индийский. Пр. работа 17 Сравнение океанов» Материки. Пр. работа 18 «Установление сходства и различие материков на основе карт и рисунков учебника» Деление Земли и мира на части 1 13. 14. 15. 16. 17. 18. 23. 24. 25. 26. 27. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 38 1 30. Тема5. Материки и страны. 38 ч Африка: образ материка. Пр. работа19: «Определение географических координат и протяжённости» Пр. работа20: «Обозначение на контурных картах географического объекта» Пр. работа21: «Описание по климатической карте климата отдельных пунктов». Африка в мире. 31. Африка: путешествие Касабланка-Триполи 1 32. Маршрут Лагос-озеро Виктория. 1 33. Египет. Пр. работа22: « описание Египта по типовому плану». 1 28. 29. 20 1 1 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. Учимся с «Полярной звездой». Разработка проекта "Создание национального парка в Танзании" Австралия. Образ материка. Пр. работа23: «Определение по карте географического положения материка» Путешествие по Австралии. Пр. работа24: «Обозначение на карте географических объектов маршрута путешествия». Антарктида. Образ материка. Пр. работа25: «Определение по карте крайних точек». Учимся с «Полярной звездой». Проект "Как использовать человеку Антарктиду" Южная Америка. Географическое положение и рельеф. Климат и внутренние воды Южной Америки. Латинская Америка в мире. Путешествие по Южной Америке 1 1 1 1 1 1 1 1 1 46. Амазония. Пр. работа26: «Описание Амазонии по плану» Бразилия. Пр. работа27: «Описание страны по плану» Северная Америка. Географическое положение рельефа. Пр. работа28: «Сравнение гор и равнин» Климат и внутренние воды. 47. Англо-саксонская Америка 1 48. 49. 50. Путешествие по Северной Америке 1. Путешествие по Северной Америке 2. Соединённые штаты Северной Америки. 1 1 1 51. 1 52. Евразия. Географическое положение и рельеф материка. Климат и внутренние воды Евразии. 1 53. Европа в мире. 1 54. Путешествие по Европе 1. 1 55. 56. Путешествие по Европе 2. Германия. Франция. Пр.работа 29 «Составление по картам сравнительного географического описания стран» Великобритания. Пр.работа 30 «Знакомство с туристической схемой столицы одного из государств Евразии» Азия в мире. 1 1 Азия. Путешествие 1. Азия. Путешествие 2. 1 44. 45. 57. 58. 59. 60. 1 1 1 1 1 1 1 21 61. Китай 1 62. Индия 1 63. Учимся с «Полярной звездой». Проект "Традиции и обычаи народов мира" Глобальные проблемы чевечества Итоговый урок по теме « Материки и океаны» Промежуточная аттестация Защита проектов 1 64. 65. 66. 68. 22 1 1 1 1 Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету Учитель: ___________________________________________________________________ Предмет: ___________________________________________________________________ Класс: ______________________________________________________________________ № урока Тема по КТП План, ч. Факт, ч. Причина Способ Согласовано корректировки корректировки 23