Географии 8 кл.,Малофеева М.Г.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18 им М.А.Концова»

Рабочая программа учебного предмета (курса)
География России
8 класс

Составитель программы: учитель географии Малофеева Маргарита Геннадьевна

г. Улан-Удэ – 2022г

Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета.
Курс
«Физическая
география
России»
завершает
базовое
географическоеобразование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии
и целостности.Его содержание связано с ключевыми экологическими, социальными
проблемами, решаемыми Россией на данном этапе ее развития, возрождением как
великойевроазиатской державы. Курс «Физическая география России» служит одной
из основ формирования духовности, воспитания патриотизма будущих граждан
России, ихуважения к природе, культуре и истории своей Родины, населяющих ее
народов,эстетического воспитания школьников.
В структуре курса «География России. Природа. 8 класс» заложена
преемственностьмежду курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и
углублении знанийи умений учащихся, в развитии их географического мышления,
самостоятельности в приобретении новых знаний.
Актуальность.
Актуальность программы определяет содержание предмета основной школы и
отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной
географическойподготовке школьников; познавательные интересы учащихся. Курс
«География России.Природа» - это третий по счету школьный курс географии. В
содержании курса данобщий обзор природы России. Содержание программы
сконструировано таким образом,что в курсе географии 8 класса формируются
представления о характере природно-территориальных комплексов России. География
России
формирует
в
основномпредставления
учащихся
с
целостности
дифференцированности региона и связях между ее отдельными компонентами.
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо
обратитьособое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение
географииформирует не только определенную систему предметных знаний и целый
рядспециальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений,
необходимых для:
 познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных
связей;
 сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
 ориентирования B ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
 соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей
деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических
ценностей.
Цели и задачи курса
Цель:
освоение
знаний
об
основных
географических
понятиях,
географическихособенностях природы России во всем ее разнообразии и целостности;
об окружающейсреде, путях ее сохранения и рационального использования.
Задачи:
- овладение умениями ориентироваться по карте; использовать один из
«языков» международного общения - географическую карту, статистические
материалы,современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и
демонстрацииразличных географических данных; применять географические знания
для объяснения иоценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностейв процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения
географическихзадач, самостоятельного приобретения новых знаний;

- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране,
взаимопониманиядругими народами; экологической культуры, позитивного отношения
к окружающей среде;
- формирование способности и готовности к использованию географических
знанийи умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социальноответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной
территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды
каксферы жизнедеятельности.
Организуя учебный процесс по физической географии России‚ применяется
комплексный подход к изучению территории - от идеальных компонентов природы
иприродных комплексов к проблемам взаимодействия «природа - общество», Такой
подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных
направлений:
- тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая
рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику
всехкомпонентов природы страны, се крупных регионов до локального (местного
уровня);
- ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических,
экономических, социальных задач;
- показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие
природы иобщества».
3. Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный
базисный
учебный
план
для
образовательных
учрежденийРоссийской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения
учебного предмета«География» на этапе основного общего образования. B 8 классе 68 часов, то есть двачаса в неделю.
Принципами отбора содержания материала программы являются:
- систематичности;
- научности;
- доступности;
- возможность практического применения полученных знаний;
-реалистичности, с точки зрения возможности усвоения основного содержания
программы за 68 ч. Два раза в неделю. - целостности;
Данная программа составлена на основании нормативно-правовых
документов:
1. Конституция РФ.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации".
2. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в
Республике Бурятия».
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17
декабря 2010 г. № 1897)
4. Примерная программа по географии. Просвещение, 2020
5. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N
28)

6. Устав МАОУ « СОШ №18»
7. Образовательная программа основного общего образования МАОУ
«СОШ №18»
8. Локальные акты МАОУ « СОШ №18»
4. Указание количества учебных часов, на реализацию в объеме которых
рассчитана рабочая программа
Ученый план школы предусматривает обязательное изучение географии 8
классе в объеме 68 часов. 2 часа в неделю.
5. Характеристика подросткового возраста и виды деятельности подростка
В соответствии с требования ФГОС предметные результаты –
конкретныеэлементы социального опыта, изучаемого B рамках учебного предмета
«география».Личностные - система ценностных отношений к себе, другим, процессу
обучения и егорезультатам. А метапредметные результаты включают освоенные
обучающимисяуниверсальные учебные действия, составляющие основу умения
учиться.
Организуя учебный процесс по географии B основной школе, необходимо
обратитьособое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение
географииформирует не только определенную систему предметных знаний и целый
рядспециальных географических умений, но также комплекс обшеучебных
умений,необходимых для:
- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных
связей;
- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования H проектирования;
ориентирования
на
местности,
плане,
карте;
в
ресурсах
ИНТЕРНЕТ,статистических материалах;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей
деятельностис точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Виды деятельности подростка, связанные с образовательными
учреждениями
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
словесных(рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных H
демонстрационных),практических,
проблемно-поисковых
под
руководством
преподавателя исамостоятельной работой учащихся.
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных
игр,деловых игр.
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной
деятельности:индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля,
письменныхработ.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия
(таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты,
раздаточный материал).
В 8 классе целесообразно проводить урок-конференцию или урок-презентацию.
Для детей данного возраста это приемлемые формы проведения урока, особенно при
общении материала.
Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности
С целью активизировать познавательную
деятельность учащихся»
сформировать интерес к учению, усилить творческое начало. Примерами таких форм
организацииучебной деятельности является: проведении урока-конференции или
урока-презентации имногие другие.

С помощью таких уроков можно активизировать познавательную И
мыслительнуюдеятельность учащихся, развивать их творческие способности,
использоватьдифференцированный подход к изучению предмета, различные методы и
приемы,повысить интерес к изучаемому материалу, а следовательно, и обеспечить
образование нанадлежащем уровне.
К творческим принципам нетрадиционного обучения относится и
поддержкамножественности мнений, развитие общения, навыков познавательной
совместнойдеятельности. Каждый ученик имеет возможность на таком уроке показать
все, что онумеет, и почувствовать от этого удовлетворение, желание
усовершенствоваться впознании и умении.
Кроме того, дифференциация учащихся при нетрадиционном обучении не
афишируется. Особенное отношение на нестандартном уроке наблюдается к оценке
результатовдеятельности ученика. Учащийся имеет возможность взять участие в
оценки своихуспехов, работы своих товарищей, поэтому ясно понимает, чего достиг и
что надо сделатьдля улучшения результатов.
Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная
умственнаязадача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.
6. Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной
программе.
Программа конкретизирована для 8 класса, так как программа рассчитана на 5-9
классы.
7. Ценностные ориентиры учебного предмета
Содержание программы по географии ориентировано на формирование у
учащихсясовременного понимания географии в контексте гуманитарного знания и
общественнойжизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается
логическивыстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную
характеристики природы Земли. Соотнесение фактов и явлений, установление
причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в
процессе работы стекстами способствуют формированию и развитию географического
мышления уучащихся. Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по
географии всоответствии с программой обеспечит формирование таких нравственных
свойств и качеств у учащихся, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к
новым
видамдеятельности,
дисциплинированность‚
ответственность‚
коммуникативность, социальнаяактивность. Сегодня востребован активный,
деятельный, творческий, коммуникативныйчеловек, нацеленный на раскрытие
индивидуальности.
Данная
программа
имеетценностно-ориентированное
и
общекультурное значение, играет существенную роль впроцессе самоидентификации
младших школьников основной школы.
8. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета, курса
Личностные результаты
Личностными результатами обучения географии является формирование
всестороннее образованной, инициативной и успешной личности, обладающей
системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейнонравственных, культурных, гуманистических, этических принципов и норм.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих
результатов личностного развития:
 воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,

знание языка культуры своего народа, своего края, общемирового культурного
наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному,
языковому и духовному многообразию;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
выбору профессионального образования на основе информации о существующих
профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению
траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
 формирование познавательной и информационной культуры, в том числе
развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами,
доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
 формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям
народов России и мира;
 освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах,
заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу
обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социальнокритического мышления; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни
в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской творческой и других видах
деятельности;
 формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
 формирование основ экологического сознания на основе признания ценности
жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения
к окружающей среде;
 осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Формируемые УУД:
 овладение на уровне общего образования законченной системой
географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных
ситуациях;
 осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента
научной картины мира;
 сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения
в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
 воспитание уважения к Отечеству, к своему краю;

 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;
 формирование целостного мировоззрения;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
 формирование основ экологической культуры.
Метапредметные результаты
Метапредметными результатами освоения основной образовательной
программы основного общего образования являются:
 овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,
организации учебной деятельности и поиска средств ее осуществления;
 умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного
анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы
достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять
познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и
познавательных задач;
 формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее,
давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить
логическое
рассуждение,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
аргументировать
собственную
позицию,
формулировать
выводы,
делать
умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе и
проектные;
 формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной
деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия
одноклассников, аргументировано обосновывать правильность и ошибочность
результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели
определенной сложности;
 умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы
взаимодействия, планировать общие способы работы;
 формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в
области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы
развития коммуникативных и познавательных УУД; формирование умений
рационально использовать широко распространенные инструменты и технические
средства информационных технологий;
 умение извлекать информацию из различных источников; умение свободно
пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях,
соблюдать нормы информационной изобретательности, этики;
 умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами
наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;
 умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на
основе координации различных позиций при выработки общего решения в совместной
деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение,
корректно отстаивать свое мнение и координировать ее с позиции партнеров, в том

числе в ситуации столкновения интересов и позиций всех их участников, поиска и
оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
 умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о ЗОЖ,
правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального
взаимодействия.
Формируемые УУД:
1. Личностные:
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном
уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её
сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности под руководством учителя; развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
умение определять понятия, классифицировать выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, делать выводы;
владение устной и письменной речью;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
2. Регулятивные:
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических
умений;
умения управлять своей познавательной деятельностью;
умение организовывать свою деятельность;
определять её цели и задачи;
умение планировать пути достижения целей под руководством учителя;
умение создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
смысловое чтение;
выбирать средства и применять их на практике;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки;
оценивать достигнутые результаты.
3. Познавательные:
формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
формирование и развитие экологического мышления;
умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
4. Коммуникативные:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Предметные результаты

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по
географии являются:
 формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении
планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картинны
мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и
своей страны, в том числе задачи сохранения окружающей среды и рационального
природопользования;
 формирование первичных навыков использования территориального подхода
как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, много
образном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
 формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о
целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени,
об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни,
культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных
материках и в отдельных странах;
 овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик
географической среды, в том числе ее экологических параметров;
 овладение основами
картографической грамотности и использования
географической карты как одного из языков международного общения;
 овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;
 формирование умений и навыков использования разнообразных географических
знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разных явлений и процессов,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к
условиям территории проживания;
 создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и
углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на
ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей
профессиональной деятельности.
Формируемые УУД:
 формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты
человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их
необходимости для решения современных практических задач человечества и своей
страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального
природопользования;
 формирование первичных компетенций использования территориального
подхода как основы географического мышления для осознания своего места в
целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в
нём;
 формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о
целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени,
основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни,
культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных
материках и в отдельных странах;
 овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик
компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
 овладение основами картографической грамотности и использования
географической карты как одного из языков международного общения;

 овладение основными навыками нахождения, использования географической
информации;
 формирование умений и навыков использования разнообразных географических
знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к
условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных
стихийных бедствий и техногенных катастроф;
 формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к
возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных
территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически
целесообразного поведения в окружающей среде.
9. Содержание курса.
Тема 1. Россия в мире (8 ч).
Россия на карте мира. Особенности географического положения России, его
сравнение с географическим положением других государств. Территория и акватория.
Площадь России. Крайние точки. Место России среди других государств мира. Место
России в Европе и в Азии. Государственные границы России. Морские и сухопутные
границы.Обсуждение проблемного вопроса: есть ли страны холоднее, чем
Россия?Часовые пояса. Местное, поясное, декретное время: роль в хозяйстве и жизни
людей. Линия перемены дат.Практическая работа № 1. Определение поясного времени
для разных городов России(итоговая).Основные природные ориентиры на физической
карте России. Районирование. Принципы и виды районирования России. Анализ
разных видов районирования. Географические, природные и экономические районы.
Административно-территориальное деление России. Федеративное устройство страны.
Субъекты Российской Федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные
округа.Практическая работа № 2. Анализ административно-территориального деления
России(обучающая).Формирование и освоение территории России. Заселение
территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории
России. Русские землепроходцы и исследователи — Ермак, И. Москвитин, В. Поярков,
С. Дежнёв, Е. Хабаров, В. Беринг, А. Чириков, С. Крашенинников. Выявление
изменений границ страны на разных исторических этапах.Особенности природных
ресурсов России, их основные виды. Окружающая среда. Всемирное природное и
культурное наследие России.
Тема 2. Россияне (10 ч).
Численность населения России. Естественный прирост. Отрицательный
естественный прирост — проблема для России. Темпы роста численности населения
России в разные исторические периоды.Демографический кризис. Демографические
кризисы в России в XX в. Демографические потери России в XX в.Воспроизводство
населения России, его особенности. Воспроизводство населения в различные
исторические периоды. Типы воспроизводства: архетип, традиционный и
современный. Особенности воспроизводства населения в различных районах
России.Своеобразие половозрастной структуры населения России и факторы, её
определяющие. Демографическая ситуация. Демографическая ситуация в регионах
России. Средняя прогнозируемая продолжительность жизни.Практическая работа № 3.
Составление сравнительной характеристики половозрастного состава населения
различных регионов России (обучающая).Анализ половозрастных пирамид регионов

России.Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия
— многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор
формирования и развития России. Определение по статистическим материалам
крупнейших по численности народов, сопоставление карты народов с картой
политико-административного деления России. Национальный состав. Языковая семья.
Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Использование
географических знаний для анализа межнациональных отношений. Особенности
географии религий в России.Географические особенности размещения населения
России. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения, или главная полоса
расселения. Плотность населения России.Роль крупных городов в размещении
населения. Типы поселений. Города и сельские поселения. Городской и сельский образ
жизни. Урбанизация. Влияние урбанизации на окружающую среду. Городские
агломерации. Типы городов России. Сельская местность. Функции сельской местности.
Сельская местность как зона рекреации.Миграции: причины, направления и их типы.
Мигранты. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития
страны. Миграции – один из факторов этнических процессов. Определение по
статистическим материалам показателей миграционного прироста для отдельных
территорий России.Практическая работа 4. Определение на основе различных
источников информации основных направлений миграционных потоков в России
(тренировочная).Трудовые ресурсы. Трудоспособный возраст. Экономически активное
население. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории
страны. Безработица. География и причины безработицы. Рынок труда. Требования к
соискателю на рынке труда. Рынок труда и трудовые ресурсы родного края.
Человеческий капитал — главное богатство страны.
Тема 3. Природа России (18 ч).
История
развития
земной
коры.
Геологическое
летосчисление.
Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта.Рельеф:
тектоническая основа. Влияние внутренних сил на формирование рельефа. Области
современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Платформы и
геосинклинали. Щиты и плиты. Основные формы рельефа и особенности их
распространения на территории России. Тектонические структуры. Связь рельефа с
тектоническим строением территории. Описание рельефа по карте.Скульптура
поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия. Древнее
и современное оледенения. Многолетняя мерзлота. Влияние человеческой
деятельности на рельеф и её последствия. Изучение закономерностей формирования
рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей
местности.Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные полезные ископаемые.
Основные месторождения полезных ископаемых и проблемы их рационального
использования. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и
размещением основных групп полезных ископаемых. Стихийные природные явления
на территории России, связанные с земной корой: землетрясения, извержения
вулканов, снежные лавины, оползни, просадки грунта.Практическая работа № 5.
Выявление взаимосвязи между строением земной коры, рельефом и полезными
ископаемыми России (итоговая).Систематизация информации о полезных ископаемых
России.Солнечная радиация. Суммарная солнечная радиация. Радиационный баланс.

Зависимость поступления солнечной радиации от широты местности. Изменения
солнечной радиации по сезонам года. Определение по картам закономерностей
распределения солнечной радиации по территории страны.Атмосферная циркуляция.
Воздушные массы над территорией России. Западный перенос воздушных масс.
Влияние соседних территорий на климат России. Атмосферный фронт. Теплый и
холодный атмосферные фронты. Циклон и антициклон.
Влияние на климат России ее географического положения. Климатические
особенностизимнего и летнего сезонов года. Определение по картам закономерностей
распределения средних температур января и июля, среднегодового количества осадков.
Синоптическая карта.Оценка климатических условий России на основе анализа
различных источников информации.Комфортность климата. Влияние климатических
условий на жизнь и здоровье человека. Способы адаптации человека к различным
климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность
людей. Влияние климата на сельское хозяйство. Коэффициент увлажнения.
Агроклиматические ресурсы. Учёт климатических условий в жилищном строительстве.
Неблагоприятные
климатические
явления.
Прогнозирование
и
изучение
климатических явлений.Практическая работа 6. Оценка климата одного из регионов
России как фактора развития хозяйства и условий жизни населения (обучающая).
Россия — морская держава. Отличие моря от океана. Принадлежность
российских морей к бассейнам трёх океанов — Атлантического, Тихого и Северного
Ледовитого и области внутреннего стока. Особенности российских морей. Ресурсы
морей и их использование человеком. Рекреационное значение морей. Экологические
проблемы морей. Северный морской путь.
Россия — морская держава. Особенности российских морей. Принадлежность
морей к бассейнам океанов — Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого.
Ресурсы морей и их использование человеком. Рекреационное значение морей.
Экологические проблемы морей.
Виды вод суши на территории страны. Водоносность реки. Важнейшие
характеристики реки: расход воды, годовой сток, падение и уклон. Зависимость
падения и уклона реки от рельефа. Реки России и их особенности. Типы питания рек.
Режим реки. Выявление зависимости питания и режима рек от климата.
Принадлежность рек к бассейнам океанов и области внутреннего стока.
Характеристика крупнейших рек России. Опасные явления, связанные с водами (сели,
наводнения, паводки), и их предупреждение. Определение падения и уклона
реки.Практическая работа № 7. Составление сравнительной характеристики рек
европейской и азиатской частей России (итоговая).Озёра России и закономерности их
размещения. Крупнейшие озёра России, их происхождение. Болота. Распространение
болот. Верховые и низинные болота. Значение болот. Подземные воды. Артезианские
бассейны. Ледники. Значение ледников. Внутренние воды и водные ресурсы своего
региона.Значение рек в жизни общества. Использование рек человеком. Охрана речныx
вод. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и
загрязнения. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов страны.
Единая глубоководная система европейской части России. Морские пути и их значение
для развития страны. Крупнейшие морские и речные порты России.Преобразование
рек человеком. Водохранилища. Строительство ГЭС. Экологические проблемы.Почва

— особое природное тело. Строение почвы. Механический состав и структура почвы.
Факторы почвообразования. Основные типы почв, их свойства, различия в
плодородии. Зональность почв. Размещение основных типов почв на территории
России. Почвы своего края, вы явление их свойств и особенностей хозяйственного
использования.Практическая работа №8. Составление характеристики почвенных
ресурсов своей местности (тренировочная).
Тема 4. Природно-хозяйственные зоны (7 ч).
Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры. Особенности
географического положения. Климат. Растительный и животный мир. Занятия
населения. Экологические проблемы.Лесные зоны: тайги, смешанных и
широколиственных лесов. Россия — лесная держава. Значение леса для человека и
хозяйства страны. Особенности таёжной зоны и зоны смешанных и широколиственных
лесов. Географическое положение. Климат. Растительный и животный мир. Занятия
населения. Особенности. Охрана лесных ресурсов России.Степи и лесостепи.
Особенности лесостепной и степной зон. Географическое положение. Климат.
Растительный и животный мир. Почвы. Степи и лесостепи — главные сельскохозяйственные районы страны. Значение АПК степной зоны для страны.
Экологические проблемыЗоны полупустынь и пустынь. Географическое положение.
Особенности полупустынной и пустынной зон. Климат. Растительный и животный
мир. Занятия жителей полупустынь. Волго-Ахтубинская пойма — оазис
полупустынной и пустынной зон. Озеро Баскунчак — уникальное творение
природыЗона субтропиков. Географическое положение. Особенности климата.
Растительный и животный мир. Степень освоенности зоны. Высотная поясность.
Особенности жизни и хозяйства в горах. Анализ физической карты и карт компонентов
природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных
зонах.Сравниваем, моделируем и выбираем: природные зоны для жизни и
деятельности человека. Понятие «природно-хозяйственная зона». Сравнение
природных зон по картам и графику. Зональная специализация сельского хозяйства.
Особенности хозяйственной деятельности населения в сельской местности разных
природных зон.Практическая работа № 9. Составление сравнительной характеристики
природно - хозяйственных зон России (обучающая).
Тема 5. Хозяйство России (23 ч).
Понятия «экономика» и «хозяйство». Экономические ресурсы. Природноресурсный, человеческий и производственный капиталы — основа успешного развития
экономики. Понятие «отрасль экономики». Отраслевая, функциональная и
территориальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития.
Секторы экономики. Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратьева».
Практическая работа 10. Сравнение природно-ресурсного капитала различных
регионов России (обучающая). Национальная экономика России, её особенности.
Отраслевая структура хозяйства и качество населения страны — важнейшие
показатели уровня её экономического развития. Исторические этапы развития
хозяйства России. Проблемы и перспективы развития экономики страны. Реализация
проекта: подготовка к конференции «Что мы оставим потомкам». Топливноэнергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве страны.
Особенности топливной промышленности. Изменение роли отдельных видов топлива.

Топливно-энергетический баланс. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана
окружающей среды. Угольная промышленность. Главные угольные бассейны страны,
их география. Перспективные районы добычи. Значение угольной промышленности в
хозяйстве России. Технико-экономические показатели добычи угля, его стоимость.
Практическая работа № 11. Составление характеристики угольного бассейна
России (по выбору) (итоговая). Нефтяная промышленность. Значение нефти в
современном мире. Роль нефти во внешней торговле. Россия — один из крупнейших
производителей нефти. Особенности размещения нефтяной промышленности России.
Крупнейшие районы нефтедобычи. Основные месторождения. Перспективные районы
нефтедобычи. Система трубопроводов. Экологические проблемы отрасли.
Газовая промышленность. Преимущества и особенности природного газа в сравнении с
другими видами топливных ресурсов. Россия — одна из крупнейших газодобывающих
стран. Роль газа во внешней торговле. Особенности размещения газовой
промышленности. Крупнейшие разрабатываемые месторождения газа. Основные
газопроводы. Перспективы развития газовой промышленности. Экологические
проблемы отраслиЭлектроэнергетика. Роль электроэнергетики в хозяйстве страны.
Типы электростанций, их особенности, доля в производстве электроэнергии,
воздействие на окружающую среду. Энергосистемы. Размещение электростанций по
территории страны. Крупнейшие электростанции. Проблемы и перспективы
электроэнергетики.Особенности металлургического комплекса. Состав, место и его
значение в хозяйстве страны. Типы предприятий. Особенности размещения
предприятий чёрной металлургии. Основные центры чёрной металлургии. Влияние
металлургического производства на состояние окружающей среды и здоровье
человека.Особенности цветной металлургии. Руды цветных металлов. Особенности
размещения предприятий цветной металлургии. Алюминиевая промышленность.
Крупнейшие центры производства алюминия. Машиностроение – ключевая отрасль
экономики. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения
машиностроительных предприятий. Специализация. Кооперирование. Связи
машиностроительных заводов с другими предприятиями. География важнейших
отраслей машиностроения: основные районы и центры. Определение по картам
главных
районов
размещения
отраслей
трудоёмкого
и
металлоёмкого
машиностроения. Проблемы и перспективы развития машиностроения. Повышение
качества продукции машиностроения. Машиностроение и охрана окружающей среды.
Практическая работа № 12. Определение главных районов размещения трудоёмкого и
металлоёмкого машиностроения (тренировочная). Химическая промышленность.
Состав, место и значение в хозяйстве страны. Факторы размещения предприятий
химической промышленности. Связь химической промышленности с другими
отраслями. География важнейших отраслей: основные районы и химические
комплексы. Основные центры производства минеральных удобрений. Воздействие
химической промышленности на окружающую среду. Пути решения экологических
проблем. Лесопромышленный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве страны.
Главные районы лесозаготовок. География важнейших отраслей: основные районы и
лесоперерабатывающие комплексы. Механическая обработка древесины, целлюлознобумажная промышленность, факторы их размещения. Крупнейшие центры
целлюлозно-бумажной промышленности. Проблемы лесопромышленного комплекса.

Воздействие комплекса на окружающую среду. Охрана лесов. Сельское хозяйство —
важнейшая отрасль экономики. Состав, место и значение в хозяйстве, отличие от
других отраслей. Земельные ресурсы. Сельскохозяйственные угодья: состав и
назначение. Главные сельскохозяйственные районы России. Растениеводство.
Особенности зернового хозяйства. Главные районы возделывания зерновых культур.
Технические культуры. Районы возделывания технических культур. Характеристика
отрасли растениеводства. Сельское хозяйство и охрана окружающей среды.
Практическая работа 13. Определение по картам основных районов выращивания
зерновых и технических культур в России (обучающая).Животноводство. Отраслевой
состав животноводства. Особенности животноводства в России. Отрасли
специализации
скотоводства.
Свиноводство.
Овцеводство.
Сравнение
сельскохозяйственного
производства
России
и
некоторых
стран
мира.
Агропромышленный комплекс: состав, место и значение в хозяйстве страны АПК
своего района. Пищевая промышленностъ. Состав, место и значение в хозяйстве
страны. Связь пищевой промышленности с другими отраслями. Факторы размещения
предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Пищевая
промышленность и охрана окружающей среды. Лёгкая промышленность. Состав,
место и значение в хозяйстве страны. История развития лёгкой промышленности.
Факторы размещения предприятий лёгкой промышленности. География важнейших
отраслей: основные районы и центры. Лёгкая промышленность и охрана окружающей
среды, Проблемы лёгкой промышленности. Состав, место и значение транспорта в
хозяйстве страны. Специфика транспорта как отрасли хозяйства. Транспорт —
«кровеносная» система страны. Виды транспорта, их особенности и взаимосвязь.
Уровень развития транспорта. Грузооборот и пассажирооборот. Основные виды
сухопутного транспорта. Железнодорожный, автомобильный, трубопроводный
транспорт: его особенности и основные транспортные магистрали. Водный транспорт,
его виды. Речной и морской транспорт: место и значение в хозяйстве, недостатки и
преимущества. Главные морские порты объём и характер перевозимых грузов.
Особенности авиационного транспорта. Основные узлы авиасообщений. Основные
проблемы развития авиационного транспорта. Воздействие на окружающую среду.
Транспортные узлы и магистрали. Транспорт и экологические проблемы. Особенности
транспорта своего региона. Практическая работа № 14. Составление характеристики
одного из видов транспорта (по выбору) (тренировочная). Социальная инфраструктура
как части инфраструктурного комплекса. Состав, место и значение сферы услуг в
хозяйстве страны. Виды услуг. Территориальная организация сферы услуг.
Особенности организации обслуживания в городах и сельской местности. Наука —
новый вид ресурса. Сфера услуг своего района, её особенности. Отрасли, образующие
сферу услуг своего района. Особенности размещения предприятий сферы услуг.
Информация и связь, их роль и значение в современной экономике. Виды связи.
Формирование информационного пространства. Информационная инфраструктура, её
состав. Достоверность информации. Информационная безопасность. Качество и
структура информационных продуктов и услуг. Территориальная организация
общества. Влияние системы связи на территориальную организацию общества.
Повторение (2 ч.). Природа России. Хозяйство России.

Краеведение
Данная программа включает в себя краеведение, целью которого является:
Посредством краеведческого материала знакомство с экономикой Республики Бурятия.
Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей
программы воспитания: участие в школьном этапе ВОШ (сентябрь-октябрь), НПК
«Шаг в будущее» (январь), в конкурсах проектов, рисунков, плакатов на
географическую тематику (февраль, апрель-май), экскурсия в этнографический музей
народов Забайкалья (апрель).
Обучение может вестись дистанционно с использованием образовательной платформы
РЭШ, ZOOM (облачной платформы для проведения онлайн уроков).

10.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности.
Тематическое планирование по географии для 8-го класса составлено с учетом рабочей
программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета
обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся
ООО:
•- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
•- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему
предками и которую нужно оберегать;
•- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
•- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка,
искусство, театр, творческое самовыражение;
•- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
•- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Количес
тво

Наименование разделов
программы,
тем уроков.
Россия в
8
мире.

Виды учебной деятельности

Вид(ы), метод(ы)
контроля.

Выявлять особенности ГП РФ; наносить на к/к
объекты, характеризующие ГП РФ; сравнивать
ГП, размеры государственной границы РФ и
других стран; выявлять зависимость между ГП и
размерами государственной территории страны и
особенностями заселения и хозяйственного
освоения её территории; определять границы РФ
и приграничных государств по физической и

Работа с текстом по
заданиям,
создавать на основе
текста
таблицу;
определять
понятия;
подготавливать
и
обсуждать

Природа
России

18

политической картам и наносить их на к/к;
сравнивать морские и сухопутные границы РФ по
протяжённости и значению для развития
внешнеторговых связей РФ с другими странами.
Выявлять влияние ГП РФ на климат и жизнь
россиян; оценивать выгоды ГП РФ с учётом её
северного положения; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение.
Ориентироваться по карте относительно крупных
природных объектов и объектов, созданных
человеком; выявлять специфику разных видов
районирования: географического, природного,
экономического и административнотерриториального деления РФ; определять
субъекты РФ и их столицы по политикоадминистративной карте РФ; определять по карте
состав и границы федеральных округов; наносить
на к/к субъекты РФ, их столицы и
административные центры; обозначить на к/к
границы федеральных округов, подписывать их
названия и центры; сопоставлять информацию из
разных источников Выявлять особенности
формирования государственной территории РФ,
её заселения и хозяйственного освоения на
разных исторических этапах. Выявлять
зависимость между ГП и размерами
государственной территории страны и
особенностями её заселения и хозяйственного
освоения. Систематизировать знания об освоении
территории РФ с древнейших времён до наших
дней в таблице. Подготавливать и обсуждать
презентации о географических открытиях
отечественных путешественников и
исследователей.
Определять основные этапы формирования
земной коры на территории РФ по
геохронологической карте и геохронологической
таблице. Определять по карте возраст наиболее
древних участков на территории РФ. Определять
по карте, в какие эпохи складчатости возникли
горы РФ. Выявлять внешние и внутренние
процессы , оказывающие влияние на
формирование рельефа страны. Определять
взаимосвязь внешних и внутренних процессов ,
формирующих рельеф. Определять по карте
основные центры оледенений, районы
распространения многолетней мерзлоты.
Объяснять влияние человеческой деятельности на

презентации
о
факторах; работать
в группе; тест

работать с текстом
и картами;
создавать таблицы
и
схемы.
подготавливать
и
обсуждать
презентацииработат
ь
индивидуально
или
в
группе;
дискуссия;
анализировать
рисунки;
тест.

Россияне
(Население
России)

10

рельеф. Выявлять зависимость между
тектоническим строением, рельефом и
размещением минеральных ресурсов на основе
сопоставления физической карты и карты
строения земной коры. Наносить на к/к
месторождения полезных ископаемых. В паре
формулировать экологические проблемы,
связанные с добычей полезных ископаемых.
Определять территории распространения
стихийных природных явлений по физической и
тематической картам. Анализировать и
систематизировать информацию о полезных
ископаемых РФ. Подготавливать материалы о
полезных ископаемых и проблемах их
рационального использования.
Принимать участие в обсуждении результатов.
Выявлять факторы, определяющие климат РФ.
Выявлять закономерности распределения
солнечной радиации по территории РФ.
Определять по карте количество суммарной
солнечной радиации и радиационного баланса для
разных районов и городов РФ. Анализировать
карту «Высота солнца над горизонтом на разных
широтах». Объяснять изменения количества
солнечной радиации в зависимости от
географической широты и сезонов года.Выявлять
особенности морей РФ. Наносить на к/к моря,
омывающие берега РФ, Северный морской путь,
крупные порты. Составлять описание моря по
плану. Сравнивать моря на основе физической
карты.
Определять место РФ в мире по численности
населения на основе анализа статистических
данных. Определять и сравнивать показатели ЕП
населения РФ в разных частях страны. Наблюдать
динамику численности населения на основе
анализа графика «Темпы роста населения РФ и
демографические кризисы в разные периоды.
Анализировать график рождаемости и смертности
населения РФ в 20 веке. Прогнозировать темпы
роста населения РФ и её отдельных
территорий.Сравнивать особенности различных
типов воспроизводства населения. Сравнивать
показатели воспроизводства в разных регионах
РФ. Сравнивать показатели воспроизводства
населения РФ с показателями воспроизводства
населения других стран мира. Определять типы
поселений РФ. Характеризовать различия

работать с текстом
и картами;
создавать таблицы
и
схемы.
подготавливать
и
обсуждать
презентацииработат
ь
индивидуально
или
в
группе;
дискуссия;
анализировать
рисунки;
тест.

Природнохозяйственн
ые зоны
России.

7

Хозяйство
России

23

Резерв

2

городского и сельского образа жизни. Определять
и сравнивать показатели соотношения городского
и сельского населения в разных частях страны.
Выявлять особенности урбанизации в РФ.
Определять территории РФ с самым высоким и
самыми низкими показа-телями урбанизации по
тематической карте. Подготавливать и проводить
презентации о влиянии урбанизации на
окружающую среду. Определять типы городов
РФ по численности населения, функциям, роли в
жизни страны. Нано-сить на к/к крупнейшие
города и город-ские агломерации РФ. Обсуждать
социально-экономические и экологи-ческие
проблемы крупных городов. Определять типы
сельских населённых пунктов по числу жителей,
по внешнему облику, роли в хозяйстве страны.
Сопоставлять карту природно-хозяйственных зон
и график «Смена природных зон с севера на юг».
Сравнивать зоны РФ. Составлять характеристику
зоны по плану. Сопоставлять карты зон и
плотности населения, делать выводы.
Анализировать карту «Зональная специализация
сельского хозяйства». Составлять описания
особенностей жизни и хозяйственной
деятельности людей в сельской местности разных
природных зон. Систематизировать знания о
природных зонах.
Ориентироваться по карте относительно крупных
природных объектов и объектов, созданных
человеком; выявлять специфику разных видов
районирования: географического, природного,
экономического и административнотерриториального деления . Систематизировать
знания об освоении территории России с
древнейших времён до наших дней в таблице.
Развитие хозяйства, особенности экономики
России, нефтяная промышленность, газовая
промышленность, электроэнергетика, социальная
инфраструктура, транспортная инфраструктура,
информационная инфраструктура.

Опрос, работать с
текстом и картами;
создавать таблицы
и
схемы.
анализировать
рисунки;
тест.

Опрос, работать с
текстом и картами;
создавать таблицы
и
схемы.подготавлива
ть и обсуждать
презентацииработат
ь
индивидуально
или
в
группе;
анализировать
рисунки;
тест.

11. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Результаты обучения и освоения содержания курса по географии в 8 классе:
Ученик получит возможность научиться:
 выбирать источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных),
адекватные решаемым задачам;

 ориентироваться в источниках географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных):
находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать
качественные и количественные показатели, характеризующие географические
объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам
разного
содержания
и
другим
источникам;
выявлять
недостающую,
взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию,
представленную в одном или нескольких источниках;
 представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика,
географического описания) географическую информацию, необходимую для решения
учебных и практико-ориентированных задач;
 оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов
природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого
развития;
 различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические
процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и
отдельных регионов и стран;
 использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными
демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и
практико-ориентированных задач;
 описывать по карте положение и взаиморасположение географических
объектов;
 объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
 приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий;
 оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных
частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
 использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для
решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном
времени территорий в контексте реальной жизни;
 различать географические процессы и явления, определяющие особенности
природы России и ее отдельных регионов;
 оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах
отдельных территорий России;
 объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
 оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами
отдельных территорий России;
 использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее
отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в
пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач
в контексте реальной жизни;
 различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и
явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных
регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную
структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические
различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
 сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности
жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других
стран;
 давать характеристику рельефа своей местности;

 уметь выделять в записках путешественников географические особенности
территории
 приводить примеры современных видов связи, применять современные виды
связи для решения учебных и практических задач по географии.
Ученик получит возможность научиться:
 работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как
источниками географической информации;
 подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о
современных исследованиях России;
 использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и
окружающей среде;
 приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении
социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры
практического использования географических знаний в различных областях
деятельности;
 воспринимать и критически оценивать информацию географического
содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
 составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и
закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической
оболочке;
 объяснять закономерности размещения населения отдельных территорий
России в связи с природными и социально-экономическими факторами;
 давать характеристику климата своей области (края, республики);
 показывать на карте артезианские бассейны и области распространения
многолетней мерзлоты на территории России;
 выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об
изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии
человеческого капитала;
 оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
 объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных
регионов России.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
 называть различные источники географической информации и методы
получения географической информации;
 определять географическое положение России;
 показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;
 определять поясное время.
 называть и показывать крупные равнины и горы; выяснять с помощью карт
соответствие их платформенным и складчатым областям;
 показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных
ископаемых;
 определять характерные особенности климата России; иметь представление об
изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов;
 приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека
и условия жизни;
 называть и показывать крупнейшие реки, озера; используя карту, давать
характеристику отдельных водных объектов;
 оценивать водные ресурсы; называть факторы почвообразования;

 объяснять видовое разнообразие животного мира; называть меры по охране
растений и животных.
Учащийся должен уметь:
 объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную
деятельность людей;
 объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;
 объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании
природы,
 приводить соответствующие примеры.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
 ставить учебные задачи;
 вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
 выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной
задачи;
 планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями,
задачами и условиями;
 оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
 классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками;
 сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
 систематизировать информацию; структурировать информацию;
 формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной
ситуации;
 работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план,
выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в
другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);
 использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
 создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с
учебными задачами;
 составлять рецензии, аннотации; выступать перед аудиторией, придерживаясь
определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог;
 находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
 российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к
Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанием
своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной;
 ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к
саморазвитию и
 пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
 основами экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления.

12. Учебно-методическое обеспечение:
Алексеев А. И., Николина В. В., Липкина Е. К. и др. География. 8 классы:
учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Алексеева. – М.:
Просвещение, 2020.
Географический атлас. 8 класс. – М.: Дрофа, изд-во «ДИК», 2017.
Контурные карты, 8 класс. – М.: Дрофа, изд-во «ДИК», 2017.
Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/
Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru
Учебно-методические пособия для учителя:
1) Беловолова Е.А. География. Формирование универсальных учебных
действий.Методическое пособие 5-9 класс. - М.: Вентана-Граф
2) Таможняя Е.А., Пятунин В.Б. География. Методическое пособие. 8 класс. М.: Вентана— Граф
3) Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. География. Примерное поурочное
планирование. Методическое пособие. 8 класс. -М.: Вентана — Граф.
13. Материально-техническое обеспечение:
Учебник Алексеев А. И., Николина В. В., Липкина Е. К. и др. География. 8 классы:
учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Алексеева. – М.:
Просвещение, 2020.
Ноутбук
Мультимедиа проектор
Презентации, видеоуроки
Атласы, карты «Физическая карта России», «Политическая карта России»,
«Тектоническая карта России», « Климатическая карта России».
14. Контрольно-измерительные материалы.
1. Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля. 8 – 9 классы. – М.: Дрофа 2019.
2. Хабибуллин Р.Х.Дидактические карточки-задания по географии: 8 класс. К
учебнику Э.М.Раковской «География: природа России: 8 класс» - М: Издательство
«Экзамен», 2015.
3. Баранчиков, Е.В,Тесты по географии: 9 класс: В 2 частях. Часть 1/Е.В.Баранчиков.М.: Издательство «Экзамен», 2019.
15. Список литературы:
- литература, использованная при составлении программы:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №
1897)
2.Примерная программа, созданная на основе федерального государственного
образовательного стандарта по предмету. М., Просвещение, 2013;
3. Алексеев А. И., Николина В. В., Липкина Е. К. и др. География. 8 классы: учебник
для общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Алексеева. – М.: Просвещение,
2017.
- литература, рекомендованная для учащихся:
Учебник Алексеев А. И., Николина В. В., Липкина Е. К. и др. География. 8 классы:
учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Алексеева. – М.:
Просвещение, 2017.
Географический атлас. 8 класс. – М.: Дрофа, изд-во «ДИК», 2017.
Контурные карты, 8 класс. – М.: Дрофа, изд-во «ДИК», 2017.

Календарно-тематический план

№
урока

Темы, разделы

1

2

3

4
5
6
7
8

9
10
11

12
13
14
15
16

17
18
19
20
21

Количе
ство
часов

Тема 1. Россия в мире – 8 часов.

7

Мы и наша страна на карте мира.
Практикум 1. Обозначение на к/к государственной
границы России
Учимся с «Полярной звездой».
Практикум 2. «Есть ли страна севернее и холоднее, чем
Россия.»
Наша страна на карте часовых поясов.
Практикум 3 Определение разницы во времени на карте
часовых поясов.
Как ориентироваться по карте России
Формирование территории России.
Наше национальное богатство и наследие.
Обобщение и контроль знаний по теме: «Россия в мире».
Тема 2. Россияне – 10 часов.
Численность населения.
Практикум. 4. Построение графика численности
населения своего района (области).
Воспроизводство населения
Наш «демографический портрет»
Учимся с «Полярной звездой».
Практикум 5. Анализ половозрастных пирамид России
и отдельных ее регионов.
Мозаика народов.
Размещение населения.

1

Города и сельские поселения. Урбанизация
Миграции населения.
Россияне на рынке труда.
Практикум 6. Выявление на основе опроса рейтинга
профессий и их соотношения на рынке тру да в своем
регионе.
Обобщение по теме: «Россияне».
Контроль знаний по теме: «Россияне».
Тема 3. Природа России. – 18 (ч).
История развития земной коры
Рельеф: тектоническая основа.
Практикум 7. Описание рельефа России по плану
Рельеф: скульптура поверхности.

1

1

1
1
1
1
11
1

1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
18
1
1
1

Дата по Дата
по
плану
факту

22
23

24
25
26
27

28

29
30

31

32
33

34

35
36

37

38
39

Ресурсы земной коры.
Учимся с «Полярной звездой».
Практикум 8. Определение по картам закономерностей
размещения основных месторождений полезных
ископаемых.
Солнечная радиация.
Атмосферная циркуляция.
Зима и лето в нашей северной стране.
Учимся с «Полярной звездой.
Практикум. 9. Определение по картам
закономерностей распределения солнечной радиации,
средних температур января и июля, годового
количества осадков по территории России.
Как мы живём и работаем в нашем климате.
Практикум 10.Оценка климатических условий
отдельных регионов страны с точки зрения их
комфортности для жизни и хозяйственной
деятельности населения.
Обобщение и коррекция знаний по теме: «Рельеф и
климат России».
Наши моря.
Практикум №11 Описание одного из российских морей
по типовому плану
Наши реки.
Практикум 12. Описание одной из российских рек с
использованием тематических карт; выявление
возможностей ее хозяйственного использования.
Где спрятана вода.
Водные дороги и перекрёстки.
Практикум 13. Разработка маршрута речной
«кругосветки» по водным путям России.
Учимся с «Полярной звездой». Географическая
исследовательская практика: «Решаем проблему:
преобразование рек»
Почва – особое тело.
Обобщение и коррекция знаний по теме «Природа
России»
Тема 4. Природно-хозяйственные зоны (7 ч)
Северные безлесные зоны.
Практикум 14. Составление характеристики природнохозяйственной зоны по плану
Лесные зоны.
Степи и лесостепи.
Практикум 15. Описание природно-хозяйственной зоны
своей местности.

1
1

1
1
1
1

1

1
1

1

1
1

1

1
1
7
1

1
1

40
41
42

43

44
45
46
47
48
49
50
51
52

53

54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67

Южные безлесные зоны.
Субтропики Высотная поясность в горах.
Учимся с «Полярной звездой».
Практикум 16.Описание зависимости жизни и быта
населения от природных условий зоны
Обобщение контроль и знаний по теме «Природнохозяйственные зоны России»
Тема 5. Хозяйство России – 23 (ч)
Развитие хозяйства
Особенности экономики России
Учимся с «Полярной звездой». Проект: «Что мы оставим
потомкам».
Топливно-энергетический комплекс. Угольная
промышленность
Нефтяная промышленность.
Газовая промышленность
Электроэнергетика
Чёрная металлургия.
Цветная металлургия.
Практикум 17. Установление основных факторов
размещения предприятий черной и цветной
металлургии
Машиностроение.
Практикум 18. Составление характеристики
машиностроительного предприятия своей местности.
Химическая промышленность.
Лесопромышленный комплекс.
Обобщение и контроль знаний по теме:
«Промышленность России».
Сельское хозяйство. Растениеводство
Сельское хозяйство. Животноводство
Учимся с «Полярной звездой». Проект «АПК моего
района. Решение проблем АПК»
Транспортная инфраструктура (1).
Транспортная инфраструктура (2).
Обобщение и контроль знаний по теме: «Сельское
хозяйство и транспорт России».
Социальная инфраструктура.
Учимся с «Полярной звездой».
Практикум 19. Изучаем сферу услуг своего района.
Информационная структура
Повторение и обобщение материала по теме: «Хозяйство
России».
Обобщение и контроль знаний по теме: «Хозяйство
России».

1
1
1

1
24
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

68

Обобщение и контроль знаний за курс 8 класса.

1

Примерные темы рефератов, проектов, творческих работ
1. Сообщение: Путешественники и географические открытия России.
2. Презентация: Моря как крупные природные комплексы.
3. Реферат: Традиции, культура, промыслы многочисленных народов России под
влиянием природных условий.
4. Сообщение: Урал- Каменный пояс Русской земли.
5. Рекламный буклет: Природные районы Восточной Сибири
6. Презентация: Особенности климата РБ

Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету
Учитель: _________________________________________________________________
Предмет: __________________________________________________________________
Класс: ____________________________________________________________________

№
урока

Тема по
КТП

План,
ч.

Факт,
ч.

Причина
Способ
Согласовано
корректировки корректировки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».