Информатика 9 кл._БурлаковаС.И.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18
им.М.А. Концова» г. Улан-Удэ

Рабочая программа учебного предмета (курса)
«Информатика и ИКТ»
__9__ класс(ы)

Составитель программы:
учитель информатики Бурлакова С.И.

г. Улан-Удэ
2022-2023 уч.г.

Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах
различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных
процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию
интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся
на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом
образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Приоритетными объектами
изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и
информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания
информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как:
информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств
информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной
грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для
повышения эффективности освоения других учебных предметов.
При переходе на дистанционное обучение планируется работа в электронном журнале, на
платформах Учи.ру, РЭШ, Якласс, социальную сеть Вконтакте, гугл-формы. Обратная связь с
обучающимися через элетронный журнал, Вайбер, социальные сети.
Цели:
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на
достижение следующих целей:
 освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
 овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и
других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать
собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
средствами ИКТ;
 воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических
аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
 выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении
индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении
профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи:
 систематизировать подходы к изучению предмета;
 сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением,
обработкой, интерпретацией и хранением информации;
 научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
 показать
основные
приемы
эффективного использования информационных
технологий:
 сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего
образования.

Актуальность программы
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире;
искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию;
передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать,
реализовывать и корректировать планы.
2

Принципами отбора содержания материала программы являются:
 систематичности;
 научности;
 доступности;
 возможность практического применения полученных знаний;
 реалистичности, с точки зрения возможности усвоения основного содержания;
 целостности;
 вариативности;
 интеграции.
Данная программа составлена на основании нормативно-правовых документов:
В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования
//Сборник нормативных документов Информатика и ИКТ /сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.:Дрофа, 2007 и Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ/. В
основе планирования
 Конституция РФ
 Федеральный закон от29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
 Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия»
 ФГОС Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897
 Программы базового курса информатики (Авторы: И.Г. Семакин и др.)
 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, и оздоровления
детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28)
 Устав МАОУ «СОШ №18»
 Образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ№18»
 Локальные акты МАОУ «СОШ№18»

Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения информатики и информационных
технологий на ступени основного общего образования. В том числе в 8 классе 34 учебных часов из
расчета 1 учебный час в неделю и в 9 классе 34 учебных часов из расчета 1 учебного часа в неделю.
Данная рабочая программа составлена по курсу «Информатика и ИКТ» 9 класс.
Программа рассчитана на 34 часов. 1 часа в неделю.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического
комплекса, в который входят:
 учебник И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова «Информатика и ИКТ
9 кл» - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019»;
 комплект цифровых образовательных ресурсов.
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут. Текущий контроль
осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических
заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме
контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме,
определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.

3

Краткая характеристика возраста детей и ведущих видов их деятельности
Курс предназначен для изучения в девятом классе общеобразовательной школы (возраст
учащихся 14-15 лет). Особенности возрастного периода ребенка 14-15 лет характеризуются
необходимостью изменить привычные методы обучения и воспитания, изменить удачные в прошлом
формы влияния и воздействия на школьников, в частности формы контроля обучения и учебной
деятельности.
Виды деятельности подростка, связанные с образовательными учреждениями:
 Совместно-распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных формах
(включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность
проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки,
дидактической организации материала и пр.).
 Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение социальнозначимого продукта.
 Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, осмысленное
экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование,
направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного
поведения.
 Деятельность управления системными объектами (техническими объектами, группами людей).
 Творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на
самореализацию и самоосознание.
Конкретные виды деятельности подростков, которые реализуются в образовательном
учреждении,
определяются
самим
образовательным
учреждением
совместно
с
заинтересованными другими участниками образовательного процесса.
Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности.
Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах
совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности.
 Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных
видах деятельности.
 Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.
 Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно
поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.
 Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные
предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира
и свою позицию.
 Научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания,
чувства.
 Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми,
осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.
Ценностные ориентиры учебного предмета «Информатика и ИКТ» связаны:
 с нравственно-этическим поведением и оцениванием, предполагающем, что обучающийся
знает и применяет правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с
информацией коллективного пользования и личной информацией; выделяет нравственный
аспект поведения при работе с информацией;

4

 с возможностью понимания ценности, значимости информации в современном мире и ее
целесообразного использования, роли информационно-коммуникативных технологий в
развитии личности и общества;
 с развитием логического, алгоритмического и системного мышления, созданием предпосылок
формирования компетентности в областях, связанных с информатикой, ориентацией
обучающихся на формирование самоуважения и эмоционально- положительного отношения к
окружающим.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются
следующие личностные результаты.
 Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики,


Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности.



Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни

При изучении предмета «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются
следующие метапредметные результаты.
 Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач


Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения



Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы



Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, мо дели и схемы для
решения учебных и познавательных задач



Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции)

Предметными результатами являются:


Сформированность информационной и алгоритмической культуры



Сформированность представления о компьютере как универсальном устройстве обработки
информации



Владение основными навыками и умениями использования компьютерных устройств



Сформированность представления о понятии алгоритма и его свойствах



Умение составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя



Сформированность знаний об алгоритмических конструкциях; знакомство с основными
алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической.
5



Сформированность знаний о логических значениях и операциях



Сформированность базовых навыков и умений по работе с одним из языков
программирования



Сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники
безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы
в Интернете.



Сформированность навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной
этики и права.

Содержание курса информатики и ИКТ для IX класса (34 ч.)
1. Управление и алгоритмы 13 ч.
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя
система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные,
ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные
алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных,
ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со
сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
2. Программное управление работой компьютера 15 ч.
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и
вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы
на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов:
присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы
описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация,
алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод,
трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и
циклических программ; программирование обработки массивов.
3. Информационные технологии в обществе 4 ч.
Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных
ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном
обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной
сфере.
4. Итоговое повторение 2 ч.
Повторение темы «Язык Паскаль. Основные операторы.». Решение задач по теме
«Алгоритмизация и прораммирование.»
Внеурочная деятельность. Участие в олимпиадах по информатике (школьный этап ВОШ),
конкурсах (КИТ, фотокросс и др) разного уровня, участие в проведении Недели Информатики, в
конкурсах проектов, рисунков, плакатов, посещение онлайн-музеев вычислительной техники.
Обучение может вестись дистанционно с использованием образовательных платформ РЭШ,
ЯКласс, платформ для проведения онлайн уроков – ZOOM, Discord.
6

Учебно-тематический план
Тематическое планирование по информатике для 9-го класса составлено с учетом рабочей
программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает
реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его
успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и
познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком
полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое
самовыражение;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие
избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся
личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

№ Наименование
разделов и тем

Всего
часов

Виды учебной Формы контроля
деятельности

1

Управление и
алгоритмы

13

Аналитическая,
практическая
деятельность

Самостоятельная работа, индивидуальная
работа, тест,

2

Программное
управление
работой
компьютера
Информационные
технологии в
обществе

15

Аналитическая,
практическая
деятельность

Самостоятельная работа, индивидуальная
работа, тест,

4

Аналитическая,
практическая
деятельность

Самостоятельная работа, индивидуальная
работа, тест,

Итоговое
повторение

2

Аналитическая,
практическая
деятельность

Самостоятельная работа, индивидуальная
работа, тест,

3

4

34
Планируемые результаты изучения учебного предмета:
Выпускник научится:


составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;



выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том

числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);

7



определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных

задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);


определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;



использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу

между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;


выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления

исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык
программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного
программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);


составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и

текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного
программирования и записывать их в виде

программ на выбранном языке программирования;

выполнять эти программы на компьютере;


использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а

также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;


анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны

при заданном множестве исходных значений;


использовать логические значения, операции и выражения с ними;



записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические

выражения и вычислять их значения.
Выпускник получит возможность:


познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со

строковыми величинами;


создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;



познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;



познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет

различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные
системы, движущиеся модели и др.);


познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами

и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде.
Учебно-методический комплект:
http://www.openclass.ru/
http://school-collection.edu.ru/
Контрольно-измерительные материалы:
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/semakin_did.pdf
8

Материально-техническое обеспечение:
Аппаратные средства:
 Компьютер
 Проектор
 Принтер
 Модем
 Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со
звуковой информацией
 Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными
объектами — клавиатура и мышь.
 Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат;
видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
 Операционная система – Windows 10
 Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
 Антивирусная программа.
 Программа-архиватор.
 Клавиатурный тренажер.
 Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и
векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные
таблицы.
 Система оптического распознавания текста.
 Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Литература
Для учителя:
1. Учебно-методического комплект “Информатика и ИКТ” для 9 класса под редакцией И. Г.
Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. ЦОР к практическим работам.
2. http://www.klyaksa.net
3. http://www.uroki.net
4. http://www.edu.rin.ru
5. http://www.scholl-collection.ru

Для учащихся:
1. «Информатика и ИКТ» для 9 класса под редакцией И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В.
Русаков, Л. В. Шестакова.
2. http://www.klyaksa.net
3. http://www.scholl-collection.ru

9

Приложение
Календарно-тематический план преподавания курса Информатика и ИКТ 9 кл

№

Кол-во

Дата

Тема
часов

По плану

фактическая

1. Управление и алгоритмы (13 ч).
1.1

Вводное занятие. Правила техники безопасности.

1

1.2

Алгоритм и его свойства. Исполнитель алгоритмов.

1

1.3

Языки для записи алгоритмов.

1

1.4

Практическая работа «Построение линейных
алгоритмов».

1

1.5

Управление с обратной связью. Использование
циклов.

1

1.6

Практическая работа «Работа с циклами».

1

1.7

Ветвления.

1

1.8

Практическая работа «Использование ветвлений».

1

1.9

1.10

1.11
1.12

1.13

Практическая работа «Построение алгоритмов с
предусловием».
Практическая работа «Построение алгоритмов с
постусловием».
Вспомогательные алгоритмы.
Практическая работа «использование
вспомогательных алгоритмов».
Контрольная работа «Алгоритмизация»

1

1

1
1

1

2. Программное управление работой компьютера (15 ч).
2.1

Алгоритмы работы с величинами.

1

2.2

Язык Паскаль. Основные операторы.

1

2.3

Практическая работа «Разработка линейных
программ».

1

2.4
2.5

Оператор ветвления.
Практическая работа «Разработка программ с
ветвлением».

1
1

10

2.6

Практическая работа «Разработка программ с
предусловием».

1

2.7

Практическая работа «Разработка программ с
постусловием».

1

2.8

Логические операции. Циклы на языке Паскаль.

1

2.9

Практическая работа «Программирование циклов».

1

2.10 Практическая работа «Циклы в Паскале».

1

2.11 Одномерные массивы в Паскале.

1

2.12 Практическая работа «Обработка одномерных
массивов».

1

2.13 Практическая работа «Построение программ».

1

2.14 Практическая работа «Произвольная программа».

1

2.15 Контрольная работа «Программное управление
работой компьютера»

1

3. Информационные технологии в обществе (4 ч).
3.1

Предыстория информационных технологий.

1

3.2

История ЭВМ и ИКТ.

1

3.3

Основы социальной информатики.

1

3.4

Контрольная работа «Информационные технологии
в обществе».

1

4. Итоговое повторение (2 ч).
4.1

Повторение темы «Язык Паскаль. Основные
операторы».

1

4.2

Решение задач по теме «Алгоритмизация и
программирование».

1

Списки тем творческих работ, проектов:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Интернет-зависимость – проблема современного общества.
Искусственный интеллект и ЭВМ.
Киберпреступность.
Обучающие системы. Средства создания электронных учебников.
О программах-браузерах в Интернете.
О программах-поисковиках в Интернете.
Обучающие системы.
Средства создания систем диагностики и контроля знаний.

11

Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету
Учитель: ___________________________________________________________________
Предмет: ___________________________________________________________________
Класс: ______________________________________________________________________
№
урока

Тема по КТП

План.
, ч.

Факт
., ч.

Причина
корректировки

Способ
корректировки

Согласовано

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».