Информатика 9 кл._БурлаковаС.И.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18
им.М.А. Концова» г. Улан-Удэ

Рабочая программа учебного предмета (курса)
«Информатика и ИКТ»
__9__ класс(ы)

Составитель программы:
учитель информатики Бурлакова С.И.

г. Улан-Удэ
2022-2023 уч.г.

Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах
различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных
процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию
интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся
на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом
образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Приоритетными объектами
изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и
информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания
информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как:
информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств
информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной
грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для
повышения эффективности освоения других учебных предметов.
При переходе на дистанционное обучение планируется работа в электронном журнале, на
платформах Учи.ру, РЭШ, Якласс, социальную сеть Вконтакте, гугл-формы. Обратная связь с
обучающимися через элетронный журнал, Вайбер, социальные сети.
Цели:
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на
достижение следующих целей:
 освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
 овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и
других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать
собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
средствами ИКТ;
 воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических
аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
 выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении
индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении
профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи:
 систематизировать подходы к изучению предмета;
 сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением,
обработкой, интерпретацией и хранением информации;
 научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
 показать
основные
приемы
эффективного использования информационных
технологий:
 сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего
образования.

Актуальность программы
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире;
искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию;
передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать,
реализовывать и корректировать планы.
2

Принципами отбора содержания материала программы являются:
 систематичности;
 научности;
 доступности;
 возможность практического применения полученных знаний;
 реалистичности, с точки зрения возможности усвоения основного содержания;
 целостности;
 вариативности;
 интеграции.
Данная программа составлена на основании нормативно-правовых документов:
В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования
//Сборник нормативных документов Информатика и ИКТ /сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.:Дрофа, 2007 и Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ/. В
основе планирования
 Конституция РФ
 Федеральный закон от29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
 Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия»
 ФГОС Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897
 Программы базового курса информатики (Авторы: И.Г. Семакин и др.)
 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, и оздоровления
детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28)
 Устав МАОУ «СОШ №18»
 Образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ№18»
 Локальные акты МАОУ «СОШ№18»

Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения информатики и информационных
технологий на ступени основного общего образования. В том числе в 8 классе 34 учебных часов из
расчета 1 учебный час в неделю и в 9 классе 34 учебных часов из расчета 1 учебного часа в неделю.
Данная рабочая программа составлена по курсу «Информатика и ИКТ» 9 класс.
Программа рассчитана на 34 часов. 1 часа в неделю.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического
комплекса, в который входят:
 учебник И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова «Информатика и ИКТ
9 кл» - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019»;
 комплект цифровых образовательных ресурсов.
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут. Текущий контроль
осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических
заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме
контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме,
определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.

3

Краткая характеристика возраста детей и ведущих видов их деятельности
Курс предназначен для изучения в девятом классе общеобразовательной школы (возраст
учащихся 14-15 лет). Особенности возрастного периода ребенка 14-15 лет характеризуются
необходимостью изменить привычные методы обучения и воспитания, изменить удачные в прошлом
формы влияния и воздействия на школьников, в частности формы контроля обучения и учебной
деятельности.
Виды деятельности подростка, связанные с образовательными учреждениями:
 Совместно-распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных формах
(включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность
проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки,
дидактической организации материала и пр.).
 Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение социальнозначимого продукта.
 Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, осмысленное
экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование,
направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного
поведения.
 Деятельность управления системными объектами (техническими объектами, группами людей).
 Творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на
самореализацию и самоосознание.
Конкретные виды деятельности подростков, которые реализуются в образовательном
учреждении,
определяются
самим
образовательным
учреждением
совместно
с
заинтересованными другими участниками образовательного процесса.
Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности.
Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах
совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности.
 Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных
видах деятельности.
 Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.
 Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно
поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.
 Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные
предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира
и свою позицию.
 Научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания,
чувства.
 Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми,
осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.
Ценностные ориентиры учебного предмета «Информатика и ИКТ» связаны:
 с нравственно-этическим поведением и оцениванием, предполагающем, что обучающийся
знает и применяет правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с
информацией коллективного пользования и личной информацией; выделяет нравственный
аспект поведения при работе с информацией;

4

 с возможностью понимания ценности, значимости информации в современном мире и ее
целесообразного использования, роли информационно-коммуникативных технологий в
развитии личности и общества;
 с развитием логического, алгоритмического и системного мышления, созданием предпосылок
формирования компетентности в областях, связанных с информатикой, ориентацией
обучающихся на формирование самоуважения и эмоционально- положительного отношения к
окружающим.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются
следующие личностные результаты.
 Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики,


Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности.



Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни

При изучении предмета «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются
следующие метапредметные результаты.
 Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач


Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения



Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы



Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, мо дели и схемы для
решения учебных и познавательных задач



Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции)

Предметными результатами являются:


Сформированность информационной и алгоритмической культуры



Сформированность представления о компьютере как универсальном устройстве обработки
информации



Владение основными навыками и умениями использования компьютерных устройств



Сформированность представления о понятии алгоритма и его свойствах



Умение составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя



Сформированность знаний об алгоритмических конструкциях; знакомство с основными
алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической.
5



Сформированность знаний о логических значениях и операциях



Сформированность базовых навыков и умений по работе с одним из языков
программирования



Сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники
безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы
в Интернете.



Сформированность навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной
этики и права.

Содержание курса информатики и ИКТ для IX класса (34 ч.)
1. Управление и алгоритмы 13 ч.
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя
система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные,
ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные
алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных,
ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со
сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
2. Программное управление работой компьютера 15 ч.
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и
вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы
на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов:
присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы
описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация,
алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод,
трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и
циклических программ; программирование обработки массивов.
3. Информационные технологии в обществе 4 ч.
Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных
ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном
обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной
сфере.
4. Итоговое повторение 2 ч.
Повторение темы «Язык Паскаль. Основные операторы.». Решение задач по теме
«Алгоритмизация и прораммирование.»
Внеурочная деятельность. Участие в олимпиадах по информатике (школьный этап ВОШ),
конкурсах (КИТ, фотокросс и др) разного уровня, участие в проведении Недели Информатики, в
конкурсах проектов, рисунков, плакатов, посещение онлайн-музеев вычислительной техники.
Обучение может вестись дистанционно с использованием образовательных платформ РЭШ,
ЯКласс, платформ для проведения онлайн уроков – ZOOM, Discord.
6

Учебно-тематический план
Тематическое планирование по информатике для 9-го класса составлено с учетом рабочей
программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает
реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его
успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и
познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком
полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое
самовыражение;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие
избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся
личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

№ Наименование
разделов и тем

Всего
часов

Виды учебной Формы контроля
деятельности

1

Управление и
алгоритмы

13

Аналитическая,
практическая
деятельность

Самостоятельная работа, индивидуальная
работа, тест,

2

Программное
управление
работой
компьютера
Информационные
технологии в
обществе

15

Аналитическая,
практическая
деятельность

Самостоятельная работа, индивидуальная
работа, тест,

4

Аналитическая,
практическая
деятельность

Самостоятельная работа, индивидуальная
работа, тест,

Итоговое
повторение

2

Аналитическая,
практическая
деятельность

Самостоятельная работа, индивидуальная
работа, тест,

3

4

34
Планируемые результаты изучения учебного предмета:
Выпускник научится:


составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;



выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том

числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);

7



определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных

задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);


определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;



использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу

между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;


выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления

исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык
программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного
программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);


составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и

текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного
программирования и записывать их в виде

программ на выбранном языке программирования;

выполнять эти программы на компьютере;


использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а

также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;


анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны

при заданном множестве исходных значений;


использовать логические значения, операции и выражения с ними;



записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические

выражения и вычислять их значения.
Выпускник получит возможность:


познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со

строковыми величинами;


создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;



познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;



познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет

различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные
системы, движущиеся модели и др.);


познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами

и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде.
Учебно-методический комплект:
http://www.openclass.ru/
http://school-collection.edu.ru/
Контрольно-измерительные материалы:
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/semakin_did.pdf
8

Материально-техническое обеспечение:
Аппаратные средства:
 Компьютер
 Проектор
 Принтер
 Модем
 Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со
звуковой информацией
 Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными
объектами — клавиатура и мышь.
 Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат;
видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
 Операционная система – Windows 10
 Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
 Антивирусная программа.
 Программа-архиватор.
 Клавиатурный тренажер.
 Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и
векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные
таблицы.
 Система оптического распознавания текста.
 Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Литература
Для учителя:
1. Учебно-методического комплект “Информатика и ИКТ” для 9 класса под редакцией И. Г.
Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. ЦОР к практическим работам.
2. http://www.klyaksa.net
3. http://www.uroki.net
4. http://www.edu.rin.ru
5. http://www.scholl-collection.ru

Для учащихся:
1. «Информатика и ИКТ» для 9 класса под редакцией И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В.
Русаков, Л. В. Шестакова.
2. http://www.klyaksa.net
3. http://www.scholl-collection.ru

9

Приложение
Календарно-тематический план преподавания курса Информатика и ИКТ 9 кл

№

Кол-во

Дата

Тема
часов

По плану

фактическая

1. Управление и алгоритмы (13 ч).
1.1

Вводное занятие. Правила техники безопасности.

1

1.2

Алгоритм и его свойства. Исполнитель алгоритмов.

1

1.3

Языки для записи алгоритмов.

1

1.4

Практическая работа «Построение линейных
алгоритмов».

1

1.5

Управление с обратной связью. Использование
циклов.

1

1.6

Практическая работа «Работа с циклами».

1

1.7

Ветвления.

1

1.8

Практическая работа «Использование ветвлений».

1

1.9

1.10

1.11
1.12

1.13

Практическая работа «Построение алгоритмов с
предусловием».
Практическая работа «Построение алгоритмов с
постусловием».
Вспомогательные алгоритмы.
Практическая работа «использование
вспомогательных алгоритмов».
Контрольная работа «Алгоритмизация»

1

1

1
1

1

2. Программное управление работой компьютера (15 ч).
2.1

Алгоритмы работы с величинами.

1

2.2

Язык Паскаль. Основные операторы.

1

2.3

Практическая работа «Разработка линейных
программ».

1

2.4
2.5

Оператор ветвления.
Практическая работа «Разработка программ с
ветвлением».

1
1

10

2.6

Практическая работа «Разработка программ с
предусловием».

1

2.7

Практическая работа «Разработка программ с
постусловием».

1

2.8

Логические операции. Циклы на языке Паскаль.

1

2.9

Практическая работа «Программирование циклов».

1

2.10 Практическая работа «Циклы в Паскале».

1

2.11 Одномерные массивы в Паскале.

1

2.12 Практическая работа «Обработка одномерных
массивов».

1

2.13 Практическая работа «Построение программ».

1

2.14 Практическая работа «Произвольная программа».

1

2.15 Контрольная работа «Программное управление
работой компьютера»

1

3. Информационные технологии в обществе (4 ч).
3.1

Предыстория информационных технологий.

1

3.2

История ЭВМ и ИКТ.

1

3.3

Основы социальной информатики.

1

3.4

Контрольная работа «Информационные технологии
в обществе».

1

4. Итоговое повторение (2 ч).
4.1

Повторение темы «Язык Паскаль. Основные
операторы».

1

4.2

Решение задач по теме «Алгоритмизация и
программирование».

1

Списки тем творческих работ, проектов:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Интернет-зависимость – проблема современного общества.
Искусственный интеллект и ЭВМ.
Киберпреступность.
Обучающие системы. Средства создания электронных учебников.
О программах-браузерах в Интернете.
О программах-поисковиках в Интернете.
Обучающие системы.
Средства создания систем диагностики и контроля знаний.

11

Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету
Учитель: ___________________________________________________________________
Предмет: ___________________________________________________________________
Класс: ______________________________________________________________________
№
урока

Тема по КТП

План.
, ч.

Факт
., ч.

Причина
корректировки

Способ
корректировки

Согласовано

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».