Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18 им.М.А. Концова» г. Улан-Удэ Рабочая программа учебного предмета (курса) «Информатика и ИКТ» __9__ класс(ы) Составитель программы: учитель информатики Бурлакова С.И. г. Улан-Удэ 2022-2023 уч.г. Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления. Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. При переходе на дистанционное обучение планируется работа в электронном журнале, на платформах Учи.ру, РЭШ, Якласс, социальную сеть Вконтакте, гугл-формы. Обратная связь с обучающимися через элетронный журнал, Вайбер, социальные сети. Цели: Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей: освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях; овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации; выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. Задачи: систематизировать подходы к изучению предмета; сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации; научить пользоваться распространенными прикладными пакетами; показать основные приемы эффективного использования информационных технологий: сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования. Актуальность программы Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы. 2 Принципами отбора содержания материала программы являются: систематичности; научности; доступности; возможность практического применения полученных знаний; реалистичности, с точки зрения возможности усвоения основного содержания; целостности; вариативности; интеграции. Данная программа составлена на основании нормативно-правовых документов: В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования //Сборник нормативных документов Информатика и ИКТ /сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.:Дрофа, 2007 и Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ/. В основе планирования Конституция РФ Федеральный закон от29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия» ФГОС Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 Программы базового курса информатики (Авторы: И.Г. Семакин и др.) Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28) Устав МАОУ «СОШ №18» Образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ№18» Локальные акты МАОУ «СОШ№18» Место предмета в базисном учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. В том числе в 8 классе 34 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю и в 9 классе 34 учебных часов из расчета 1 учебного часа в неделю. Данная рабочая программа составлена по курсу «Информатика и ИКТ» 9 класс. Программа рассчитана на 34 часов. 1 часа в неделю. Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят: учебник И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова «Информатика и ИКТ 9 кл» - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019»; комплект цифровых образовательных ресурсов. Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут. Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий. Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы. 3 Краткая характеристика возраста детей и ведущих видов их деятельности Курс предназначен для изучения в девятом классе общеобразовательной школы (возраст учащихся 14-15 лет). Особенности возрастного периода ребенка 14-15 лет характеризуются необходимостью изменить привычные методы обучения и воспитания, изменить удачные в прошлом формы влияния и воздействия на школьников, в частности формы контроля обучения и учебной деятельности. Виды деятельности подростка, связанные с образовательными учреждениями: Совместно-распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.). Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение социальнозначимого продукта. Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения. Деятельность управления системными объектами (техническими объектами, группами людей). Творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самоосознание. Конкретные виды деятельности подростков, которые реализуются в образовательном учреждении, определяются самим образовательным учреждением совместно с заинтересованными другими участниками образовательного процесса. Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности. Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности. Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности. Освоить разные способы представления результатов своей деятельности. Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла. Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию. Научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства. Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними. Ценностные ориентиры учебного предмета «Информатика и ИКТ» связаны: с нравственно-этическим поведением и оцениванием, предполагающем, что обучающийся знает и применяет правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией; выделяет нравственный аспект поведения при работе с информацией; 4 с возможностью понимания ценности, значимости информации в современном мире и ее целесообразного использования, роли информационно-коммуникативных технологий в развитии личности и общества; с развитием логического, алгоритмического и системного мышления, созданием предпосылок формирования компетентности в областях, связанных с информатикой, ориентацией обучающихся на формирование самоуважения и эмоционально- положительного отношения к окружающим. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса. При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни При изучении предмета «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, мо дели и схемы для решения учебных и познавательных задач Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции) Предметными результатами являются: Сформированность информационной и алгоритмической культуры Сформированность представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации Владение основными навыками и умениями использования компьютерных устройств Сформированность представления о понятии алгоритма и его свойствах Умение составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя Сформированность знаний об алгоритмических конструкциях; знакомство с основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической. 5 Сформированность знаний о логических значениях и операциях Сформированность базовых навыков и умений по работе с одним из языков программирования Сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете. Сформированность навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Содержание курса информатики и ИКТ для IX класса (34 ч.) 1. Управление и алгоритмы 13 ч. Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд исполнителя, режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации. Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм). 2. Программное управление работой компьютера 15 ч. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование. Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов. 3. Информационные технологии в обществе 4 ч. Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере. 4. Итоговое повторение 2 ч. Повторение темы «Язык Паскаль. Основные операторы.». Решение задач по теме «Алгоритмизация и прораммирование.» Внеурочная деятельность. Участие в олимпиадах по информатике (школьный этап ВОШ), конкурсах (КИТ, фотокросс и др) разного уровня, участие в проведении Недели Информатики, в конкурсах проектов, рисунков, плакатов, посещение онлайн-музеев вычислительной техники. Обучение может вестись дистанционно с использованием образовательных платформ РЭШ, ЯКласс, платформ для проведения онлайн уроков – ZOOM, Discord. 6 Учебно-тематический план Тематическое планирование по информатике для 9-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО: - к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; - к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; - к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; - к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; - к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; - к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. № Наименование разделов и тем Всего часов Виды учебной Формы контроля деятельности 1 Управление и алгоритмы 13 Аналитическая, практическая деятельность Самостоятельная работа, индивидуальная работа, тест, 2 Программное управление работой компьютера Информационные технологии в обществе 15 Аналитическая, практическая деятельность Самостоятельная работа, индивидуальная работа, тест, 4 Аналитическая, практическая деятельность Самостоятельная работа, индивидуальная работа, тест, Итоговое повторение 2 Аналитическая, практическая деятельность Самостоятельная работа, индивидуальная работа, тест, 3 4 34 Планируемые результаты изучения учебного предмета: Выпускник научится: составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов; выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.); 7 определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков); определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента; использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике; выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы); составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере; использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания; анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений; использовать логические значения, операции и выражения с ними; записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения. Выпускник получит возможность: познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами; создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее; познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения; познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.); познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде. Учебно-методический комплект: http://www.openclass.ru/ http://school-collection.edu.ru/ Контрольно-измерительные материалы: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/semakin_did.pdf 8 Материально-техническое обеспечение: Аппаратные средства: Компьютер Проектор Принтер Модем Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон. Программные средства Операционная система – Windows 10 Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.). Антивирусная программа. Программа-архиватор. Клавиатурный тренажер. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы. Система оптического распознавания текста. Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.). Литература Для учителя: 1. Учебно-методического комплект “Информатика и ИКТ” для 9 класса под редакцией И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. ЦОР к практическим работам. 2. http://www.klyaksa.net 3. http://www.uroki.net 4. http://www.edu.rin.ru 5. http://www.scholl-collection.ru Для учащихся: 1. «Информатика и ИКТ» для 9 класса под редакцией И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. 2. http://www.klyaksa.net 3. http://www.scholl-collection.ru 9 Приложение Календарно-тематический план преподавания курса Информатика и ИКТ 9 кл № Кол-во Дата Тема часов По плану фактическая 1. Управление и алгоритмы (13 ч). 1.1 Вводное занятие. Правила техники безопасности. 1 1.2 Алгоритм и его свойства. Исполнитель алгоритмов. 1 1.3 Языки для записи алгоритмов. 1 1.4 Практическая работа «Построение линейных алгоритмов». 1 1.5 Управление с обратной связью. Использование циклов. 1 1.6 Практическая работа «Работа с циклами». 1 1.7 Ветвления. 1 1.8 Практическая работа «Использование ветвлений». 1 1.9 1.10 1.11 1.12 1.13 Практическая работа «Построение алгоритмов с предусловием». Практическая работа «Построение алгоритмов с постусловием». Вспомогательные алгоритмы. Практическая работа «использование вспомогательных алгоритмов». Контрольная работа «Алгоритмизация» 1 1 1 1 1 2. Программное управление работой компьютера (15 ч). 2.1 Алгоритмы работы с величинами. 1 2.2 Язык Паскаль. Основные операторы. 1 2.3 Практическая работа «Разработка линейных программ». 1 2.4 2.5 Оператор ветвления. Практическая работа «Разработка программ с ветвлением». 1 1 10 2.6 Практическая работа «Разработка программ с предусловием». 1 2.7 Практическая работа «Разработка программ с постусловием». 1 2.8 Логические операции. Циклы на языке Паскаль. 1 2.9 Практическая работа «Программирование циклов». 1 2.10 Практическая работа «Циклы в Паскале». 1 2.11 Одномерные массивы в Паскале. 1 2.12 Практическая работа «Обработка одномерных массивов». 1 2.13 Практическая работа «Построение программ». 1 2.14 Практическая работа «Произвольная программа». 1 2.15 Контрольная работа «Программное управление работой компьютера» 1 3. Информационные технологии в обществе (4 ч). 3.1 Предыстория информационных технологий. 1 3.2 История ЭВМ и ИКТ. 1 3.3 Основы социальной информатики. 1 3.4 Контрольная работа «Информационные технологии в обществе». 1 4. Итоговое повторение (2 ч). 4.1 Повторение темы «Язык Паскаль. Основные операторы». 1 4.2 Решение задач по теме «Алгоритмизация и программирование». 1 Списки тем творческих работ, проектов: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Интернет-зависимость – проблема современного общества. Искусственный интеллект и ЭВМ. Киберпреступность. Обучающие системы. Средства создания электронных учебников. О программах-браузерах в Интернете. О программах-поисковиках в Интернете. Обучающие системы. Средства создания систем диагностики и контроля знаний. 11 Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету Учитель: ___________________________________________________________________ Предмет: ___________________________________________________________________ Класс: ______________________________________________________________________ № урока Тема по КТП План. , ч. Факт ., ч. Причина корректировки Способ корректировки Согласовано 12