Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18
им.М.А. Концова» г. Улан-Удэ
Рабочая программа учебного предмета (курса)
«Информатика и ИКТ»
__9__ класс(ы)
Составитель программы:
учитель информатики Бурлакова С.И.
г. Улан-Удэ
2022-2023 уч.г.
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах
различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных
процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию
интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся
на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом
образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Приоритетными объектами
изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и
информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания
информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как:
информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств
информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной
грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для
повышения эффективности освоения других учебных предметов.
При переходе на дистанционное обучение планируется работа в электронном журнале, на
платформах Учи.ру, РЭШ, Якласс, социальную сеть Вконтакте, гугл-формы. Обратная связь с
обучающимися через элетронный журнал, Вайбер, социальные сети.
Цели:
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на
достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и
других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать
собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических
аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении
индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении
профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением,
обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать
основные
приемы
эффективного использования информационных
технологий:
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего
образования.
Актуальность программы
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире;
искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию;
передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать,
реализовывать и корректировать планы.
2
Принципами отбора содержания материала программы являются:
систематичности;
научности;
доступности;
возможность практического применения полученных знаний;
реалистичности, с точки зрения возможности усвоения основного содержания;
целостности;
вариативности;
интеграции.
Данная программа составлена на основании нормативно-правовых документов:
В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования
//Сборник нормативных документов Информатика и ИКТ /сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.:Дрофа, 2007 и Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ/. В
основе планирования
Конституция РФ
Федеральный закон от29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия»
ФГОС Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897
Программы базового курса информатики (Авторы: И.Г. Семакин и др.)
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, и оздоровления
детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28)
Устав МАОУ «СОШ №18»
Образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ№18»
Локальные акты МАОУ «СОШ№18»
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения информатики и информационных
технологий на ступени основного общего образования. В том числе в 8 классе 34 учебных часов из
расчета 1 учебный час в неделю и в 9 классе 34 учебных часов из расчета 1 учебного часа в неделю.
Данная рабочая программа составлена по курсу «Информатика и ИКТ» 9 класс.
Программа рассчитана на 34 часов. 1 часа в неделю.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического
комплекса, в который входят:
учебник И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова «Информатика и ИКТ
9 кл» - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019»;
комплект цифровых образовательных ресурсов.
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут. Текущий контроль
осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических
заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме
контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме,
определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.
3
Краткая характеристика возраста детей и ведущих видов их деятельности
Курс предназначен для изучения в девятом классе общеобразовательной школы (возраст
учащихся 14-15 лет). Особенности возрастного периода ребенка 14-15 лет характеризуются
необходимостью изменить привычные методы обучения и воспитания, изменить удачные в прошлом
формы влияния и воздействия на школьников, в частности формы контроля обучения и учебной
деятельности.
Виды деятельности подростка, связанные с образовательными учреждениями:
Совместно-распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных формах
(включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность
проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки,
дидактической организации материала и пр.).
Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение социальнозначимого продукта.
Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, осмысленное
экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование,
направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного
поведения.
Деятельность управления системными объектами (техническими объектами, группами людей).
Творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на
самореализацию и самоосознание.
Конкретные виды деятельности подростков, которые реализуются в образовательном
учреждении,
определяются
самим
образовательным
учреждением
совместно
с
заинтересованными другими участниками образовательного процесса.
Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности.
Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах
совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности.
Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных
видах деятельности.
Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.
Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно
поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.
Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные
предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира
и свою позицию.
Научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания,
чувства.
Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми,
осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.
Ценностные ориентиры учебного предмета «Информатика и ИКТ» связаны:
с нравственно-этическим поведением и оцениванием, предполагающем, что обучающийся
знает и применяет правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с
информацией коллективного пользования и личной информацией; выделяет нравственный
аспект поведения при работе с информацией;
4
с возможностью понимания ценности, значимости информации в современном мире и ее
целесообразного использования, роли информационно-коммуникативных технологий в
развитии личности и общества;
с развитием логического, алгоритмического и системного мышления, созданием предпосылок
формирования компетентности в областях, связанных с информатикой, ориентацией
обучающихся на формирование самоуважения и эмоционально- положительного отношения к
окружающим.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются
следующие личностные результаты.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики,
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности.
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни
При изучении предмета «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются
следующие метапредметные результаты.
Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, мо дели и схемы для
решения учебных и познавательных задач
Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции)
Предметными результатами являются:
Сформированность информационной и алгоритмической культуры
Сформированность представления о компьютере как универсальном устройстве обработки
информации
Владение основными навыками и умениями использования компьютерных устройств
Сформированность представления о понятии алгоритма и его свойствах
Умение составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя
Сформированность знаний об алгоритмических конструкциях; знакомство с основными
алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической.
5
Сформированность знаний о логических значениях и операциях
Сформированность базовых навыков и умений по работе с одним из языков
программирования
Сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники
безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы
в Интернете.
Сформированность навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной
этики и права.
Содержание курса информатики и ИКТ для IX класса (34 ч.)
1. Управление и алгоритмы 13 ч.
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя
система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные,
ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные
алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных,
ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со
сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
2. Программное управление работой компьютера 15 ч.
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и
вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы
на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов:
присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы
описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация,
алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод,
трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и
циклических программ; программирование обработки массивов.
3. Информационные технологии в обществе 4 ч.
Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных
ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном
обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной
сфере.
4. Итоговое повторение 2 ч.
Повторение темы «Язык Паскаль. Основные операторы.». Решение задач по теме
«Алгоритмизация и прораммирование.»
Внеурочная деятельность. Участие в олимпиадах по информатике (школьный этап ВОШ),
конкурсах (КИТ, фотокросс и др) разного уровня, участие в проведении Недели Информатики, в
конкурсах проектов, рисунков, плакатов, посещение онлайн-музеев вычислительной техники.
Обучение может вестись дистанционно с использованием образовательных платформ РЭШ,
ЯКласс, платформ для проведения онлайн уроков – ZOOM, Discord.
6
Учебно-тематический план
Тематическое планирование по информатике для 9-го класса составлено с учетом рабочей
программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает
реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его
успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и
познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком
полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое
самовыражение;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие
избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся
личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
№ Наименование
разделов и тем
Всего
часов
Виды учебной Формы контроля
деятельности
1
Управление и
алгоритмы
13
Аналитическая,
практическая
деятельность
Самостоятельная работа, индивидуальная
работа, тест,
2
Программное
управление
работой
компьютера
Информационные
технологии в
обществе
15
Аналитическая,
практическая
деятельность
Самостоятельная работа, индивидуальная
работа, тест,
4
Аналитическая,
практическая
деятельность
Самостоятельная работа, индивидуальная
работа, тест,
Итоговое
повторение
2
Аналитическая,
практическая
деятельность
Самостоятельная работа, индивидуальная
работа, тест,
3
4
34
Планируемые результаты изучения учебного предмета:
Выпускник научится:
составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;
выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том
числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);
7
определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных
задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);
определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;
использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу
между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления
исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык
программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного
программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и
текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного
программирования и записывать их в виде
программ на выбранном языке программирования;
выполнять эти программы на компьютере;
использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а
также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны
при заданном множестве исходных значений;
использовать логические значения, операции и выражения с ними;
записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические
выражения и вычислять их значения.
Выпускник получит возможность:
познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со
строковыми величинами;
создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;
познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет
различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные
системы, движущиеся модели и др.);
познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами
и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде.
Учебно-методический комплект:
http://www.openclass.ru/
http://school-collection.edu.ru/
Контрольно-измерительные материалы:
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/semakin_did.pdf
8
Материально-техническое обеспечение:
Аппаратные средства:
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со
звуковой информацией
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными
объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат;
видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
Операционная система – Windows 10
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и
векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные
таблицы.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Литература
Для учителя:
1. Учебно-методического комплект “Информатика и ИКТ” для 9 класса под редакцией И. Г.
Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. ЦОР к практическим работам.
2. http://www.klyaksa.net
3. http://www.uroki.net
4. http://www.edu.rin.ru
5. http://www.scholl-collection.ru
Для учащихся:
1. «Информатика и ИКТ» для 9 класса под редакцией И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В.
Русаков, Л. В. Шестакова.
2. http://www.klyaksa.net
3. http://www.scholl-collection.ru
9
Приложение
Календарно-тематический план преподавания курса Информатика и ИКТ 9 кл
№
Кол-во
Дата
Тема
часов
По плану
фактическая
1. Управление и алгоритмы (13 ч).
1.1
Вводное занятие. Правила техники безопасности.
1
1.2
Алгоритм и его свойства. Исполнитель алгоритмов.
1
1.3
Языки для записи алгоритмов.
1
1.4
Практическая работа «Построение линейных
алгоритмов».
1
1.5
Управление с обратной связью. Использование
циклов.
1
1.6
Практическая работа «Работа с циклами».
1
1.7
Ветвления.
1
1.8
Практическая работа «Использование ветвлений».
1
1.9
1.10
1.11
1.12
1.13
Практическая работа «Построение алгоритмов с
предусловием».
Практическая работа «Построение алгоритмов с
постусловием».
Вспомогательные алгоритмы.
Практическая работа «использование
вспомогательных алгоритмов».
Контрольная работа «Алгоритмизация»
1
1
1
1
1
2. Программное управление работой компьютера (15 ч).
2.1
Алгоритмы работы с величинами.
1
2.2
Язык Паскаль. Основные операторы.
1
2.3
Практическая работа «Разработка линейных
программ».
1
2.4
2.5
Оператор ветвления.
Практическая работа «Разработка программ с
ветвлением».
1
1
10
2.6
Практическая работа «Разработка программ с
предусловием».
1
2.7
Практическая работа «Разработка программ с
постусловием».
1
2.8
Логические операции. Циклы на языке Паскаль.
1
2.9
Практическая работа «Программирование циклов».
1
2.10 Практическая работа «Циклы в Паскале».
1
2.11 Одномерные массивы в Паскале.
1
2.12 Практическая работа «Обработка одномерных
массивов».
1
2.13 Практическая работа «Построение программ».
1
2.14 Практическая работа «Произвольная программа».
1
2.15 Контрольная работа «Программное управление
работой компьютера»
1
3. Информационные технологии в обществе (4 ч).
3.1
Предыстория информационных технологий.
1
3.2
История ЭВМ и ИКТ.
1
3.3
Основы социальной информатики.
1
3.4
Контрольная работа «Информационные технологии
в обществе».
1
4. Итоговое повторение (2 ч).
4.1
Повторение темы «Язык Паскаль. Основные
операторы».
1
4.2
Решение задач по теме «Алгоритмизация и
программирование».
1
Списки тем творческих работ, проектов:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Интернет-зависимость – проблема современного общества.
Искусственный интеллект и ЭВМ.
Киберпреступность.
Обучающие системы. Средства создания электронных учебников.
О программах-браузерах в Интернете.
О программах-поисковиках в Интернете.
Обучающие системы.
Средства создания систем диагностики и контроля знаний.
11
Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету
Учитель: ___________________________________________________________________
Предмет: ___________________________________________________________________
Класс: ______________________________________________________________________
№
урока
Тема по КТП
План.
, ч.
Факт
., ч.
Причина
корректировки
Способ
корректировки
Согласовано
12