Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18 им.М.А. Концова» г. Улан-Удэ Рабочая программа учебного предмета (курса) «Информатика и ИКТ» 10 класс Базовый уровень Составитель программы: учитель информатики Бурлакова С.И. г. Улан-Удэ 2021-2023 уч.г. Пояснительная записка Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картины мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики. Как и всякий феномен реальности, информационный процесс в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого, во-первых, надо проанализировать информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонентов. Вовторых, надо каким-либо образом представить эти взаимосвязи, то есть отразить некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса, процедура создания информационной модели, то есть нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса, составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», то есть «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя. Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствии с классической методологией познания является моделью (соответственно информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны: тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы, - все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, то есть выбор языка, определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом. При дистанционном обучении планируется работа на платформах Якласс, РЭШ, в Гугл таблицах. Цели: освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах; овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов; воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности; приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности. Задачи: изучить общие закономерности функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов. Актуальность программы 2 Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода. Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы ориентирован, прежде всего, на учащихся-гуманитариев. При этом сам термин «гуманитарный» понимается как синоним широкой, «гуманитарной», культуры, а не простое противопоставление «естественнонаучному» образованию. При таком подходе важнейшая роль отводится методологии решения типовых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии являются представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств. Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе. Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картины мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики. Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе: - Линию информация и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработка информации в информационных системах; информационные основы процессов управления); - Линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания: информационное моделирование: основные типы информационных моделей; исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей). - Линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии). - Линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет). - Линию социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная культура, информационное право, информационная безопасность) Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса, являются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные модели», «информационные технологии». Принципами отбора содержания материала программы являются: систематичности; научности; доступности; возможность практического применения полученных знаний; реалистичности, с точки зрения возможности усвоения основного содержания; целостности; вариативности; интеграции. Данная программа составлена на основании нормативно-правовых документов: В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования //Сборник нормативных документов Информатика и ИКТ /сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - 3 М.:Дрофа, 2007 и Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ/. В основе планирования Конституция РФ Федеральный закон от29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия» ФГОС Приказ Минобрнауки России от 17.12.2012 № 413 Программы базового курса информатики (Авторы: И.Г. Семакин и др.) Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28) Устав МАОУ «СОШ №18» Образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ№18» Локальные акты МАОУ «СОШ№18» Место предмета в базисном учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на третьей ступени среднего общего образования. В том числе в 10 классе 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю и в 11 классе 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю. В авторском тематическом планировании отводится на изучение предмета в 10 и 11 классах по 35 часов, а в рабочей программе - по 34 часа, согласно продолжительности учебного времени в образовательных учреждениях Республики Бурятия. Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебнометодический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. Данная рабочая программа составлена по курсу «Информатика и ИКТ» 10 класс. программа рассчитана на 34 часа. 1 час в неделю. Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят: Учебник И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, Т. Ю. Шеин «Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10 класс» - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. Практикум. Информатика и ИКТ для 10-11 классов. И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, Т. Ю. Шеина комплект цифровых образовательных ресурсов методическое пособие для учителя 10-11 кл И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер Программой предусмотрено проведение: количество практических работ - 16, количество контрольных работ – 13 Краткая характеристика возраста детей и ведущих видов их деятельности Курс предназначен для изучения в десятом классе общеобразовательной школы (возраст учащихся 16-17 лет). Ведущей деятельностью данного периода жизни человека является самоопределение как практика становления, связанная с конструированием возможных образов будущего, проектированием и планированием в нем своей индивидуальной траектории (своего пути). Процессы самоопределения реализуются через осуществление набора проб и приобретение опыта подготовки к принятию решений о мере, содержании и способе своего участия в образовательных и социальных практиках, которые могут выражаться в разных формах. В качестве таких форм для юношества выступают: 4 1. внутренний мир и самопознание; 2. любовь и семья; 3. ценности и товарищество; 4. интересы и профессия; 5. мораль и общественная позиция. Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов. Виды деятельности подростка, связанные с образовательными учреждениями: Совместно-распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.). Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение социальнозначимого продукта. Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения. Деятельность управления системными объектами (техническими объектами, группами людей). Творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самоосознание. Конкретные виды деятельности подростков, которые реализуются в образовательном учреждении, определяются самим образовательным учреждением совместно с заинтересованными другими участниками образовательного процесса. Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности. Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности. Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности. Освоить разные способы представления результатов своей деятельности. Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла. Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию. Научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства. Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними. 5 Ценностные ориентиры учебного предмета «Информатика и ИКТ» связаны: с нравственно-этическим поведением и оцениванием, предполагающем, что обучающийся знает и применяет правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией; выделяет нравственный аспект поведения при работе с информацией; с возможностью понимания ценности, значимости информации в современном мире и ее целесообразного использования, роли информационно-коммуникативных технологий в развитии личности и общества; с развитием логического, алгоритмического и системного мышления, созданием предпосылок формирования компетентности в областях, связанных с информатикой, ориентацией обучающихся на формирование самоуважения и эмоционально- положительного отношения к окружающим. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета: Цели изучения общеобразовательного предмета «Информатика» направлены на достижение образовательных результатов, которые структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности. Результаты включают в себя личностные, метапредметные и предметные. Личностные и метапредметные результаты являются едиными для базового и профильного уровней. Личностные: сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных общественных, государственных, общенациональных проблем; сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 6 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности. владение навыками анализа и критичной оценки получаемой информации с позиций ее свойств, практической и личной значимости, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; оценка окружающей информационной среды и формулирование предложений по ее улучшению; организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств; использование обучающих, тестирующих программы и программы-тренажеры для повышения своего образовательного уровня и подготовке к продолжению обучения. Метапредметные: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректироватьдеятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции). владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.; 7 получение опыта использования методов и средств информатики: моделирования; формализации структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов; умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность; владение навыками работы с основными, широко распространенными средствами информационных и коммуникационных технологий; умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта. Предметные: В сфере познавательной деятельности: освоение основных понятий и методов информатики; умение интерпретировать сообщение с позиций их смысла, синтаксиса, ценности; умение выделять информационные системы и модели в естественнонаучной, социальной и технической областях; умение анализировать информационные модели с точки зрения их адекватности объекту и целям моделирования, исследовать модели с целью получения новой информации об объекте; владеть навыками качественной и количественной характеристики информационной модели; приобретения навыков оценки основных мировоззренческих моделей; умение проводить компьютерный эксперимент для изучения построенных моделей и интерпретировать их результаты; умение определять цели системного анализа; умение анализировать информационные системы разной природы, выделять в них системообразующие и системоразрушающие факторы; умение выделять воздействие внешней среды на систему и анализировать реакцию системы на воздействие извне; умение планировать действия, необходимые для достижения заданной цели; умение измерять количество информации разными методами; умение выбирать показатели и формировать критерии оценки, осуществлять оценку моделей; умение строить алгоритм решения поставленной задачи оценивать его сложность и эффективность; умение приводить примеры алгоритмически неразрешимых проблем; умение анализировать разные способы записи алгоритмов; умение реализовывать алгоритмы с помощью программ и программных средств; умение ставить вычислительные эксперименты при использовании информационных моделей в процессе решения задач; умение сопоставлять математические модели задачи и их компьютерные аналогии. В сфере ценностно-ориентационной деятельности: приобретение навыков информационной деятельности, осуществляемые в соответствии с правами и ответственностью гражданина; развитие уважения к правам других людей и умение отстаивать свои права в вопросах информационной безопасности личности; готовность к работе о сохранении и преумножении общественных информационных ресурсов; готовность и способность нести личную ответственность за достоверность распространяемой информации; умение оценивать информацию, умение отличать корректную аргументацию от некорректной; осознание проблем, возникающих при развитии информационной цивилизации, и возможных путей их разрешения; приобретение опыта выявления социальных информационных технологий со скрытыми целями.; осознание того, что информация есть стратегический ресурс государства; 8 умение применять информационный подход к оценке исторических событий; умение анализировать причины и последствия основных информационных революций; умение оценивать влияние уровня развития информационной культуры на социальноэкономическое развитие общества; осознание того, что право на информацию, есть необходимое условие информационной свободы личности; осознание глобальной опасности технократизма; приобретение опыта анализа правовых документов, посвящённых защите информационных интересов личности и общества; умение выявлять причины информационного неравенства и находить способы его преодоления; знакомство с методами ведения информационных войн. В сфере коммуникативной деятельности: осознание коммуникации как информационного процесса, роли языков, а том числе формальных, в организации коммуникативных процессов; приобретение опыта планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком; овладение навыками использования средств ИКТ при подготовке своих выступлений с учётом передаваемого содержания; умение контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра по коммуникативной деятельности; использование явления информационного резонанса в процессе организации коммуникативной деятельности; соблюдение норм этикета, российских и международных законов припередачи информации по телекоммуникационным каналам В сфере трудовой деятельности: умение выделять общее и особенное в материальных и информационных технологиях, выявлять основные этапы, операции и элементарные действия в изучаемых технологиях; умение оценивать класс задач, которые могут быть решены с использованием конкретного технического устройства в зависимости от его основных характеристик; умение использовать информационное воздействие как метод управления; умение выявлять каналы прямой и обратной связи; использование стереотипов при решении типовых задач; умение строить алгоритмы вычислительных и аналитических задачи реализовывать их с использованием ПК и прикладных программ; использование табличных процессоров для исследования моделей; получение опыта принятия управленческих решений на основе результатов компьютерных экспериментов. В сфере эстетической деятельности: знакомство с эстетически значимыми объектами, созданными с помощью ИКТ, и средствами их создания; приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью средств ИКТ; приобретение опыта в области компьютерного дизайна; получение опыта сравнения художественных произведений с помощью компьютера и традиционных средств. В сфере охраны здоровья: понимание особенности работы со средствами информатизации, их влияние на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами; соблюдении требований безопасности, гигиены и эргономики в работе с компьютером; умение преодолевать негативное воздействие средств информационных технологий на психику человека. 9 Содержание курса информатики и ИКТ для 10 класса. 34 часа. (учебник И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер, Т.Ю.Шеина) 1. Введение. Структура информатики (1ч). 2. Информация (11ч). Информация. Представление информации. Измерение информации. Представление чисел в компьютере. Представление текста, изображения и звука в компьютере. 3. Информационные процессы (5ч). Хранение и передача информации. Обработка информации и алгоритмы. Автоматическая обработка информации. Информационные процессы в компьютере. 4. Программирование (17ч). Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование. Программирование линейных алгоритмов. Логические величины и выражения, программирование ветвлений. Программирование циклов. Подпрограммы. Работа с массивами. Работа с символьной информацией. Внеурочная деятельность. Участие в олимпиадах по информатике (школьный этап ВОШ), конкурсах (КИТ, фотокросс и др) разного уровня, участие в проведении Недели Информатики, в конкурсах проектов, рисунков, плакатов, посещение онлайн-музеев вычислительной техники. Обучение может вестись дистанционно с использованием образовательных платформ РЭШ, ЯКласс, платформ для проведения онлайн уроков – ZOOM, Discord. Учебно-тематический план Тематическое планирование по информатике для 10-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО: - к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; - к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; - к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; - к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; - к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; - к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Учебно-тематический план: № Наименование разделов и тем Всег Виды учебной Формы контроля о деятельности часов 10 1 Введение. Структура информатики. 1 Аналитическая, Самостоятельная индивидуальная работа, тест, практическая деятельность работа, 2 Информация. 11 Самостоятельная индивидуальная работа, тест, работа, 3 Информационны 5 е процессы. Аналитическая, практическая деятельность Аналитическая, практическая деятельность Самостоятельная индивидуальная работа, тест, работа, 4 Программирован 17 ие. Аналитическая, Самостоятельная практическая индивидуальная работа, тест, деятельность работа, 34 Требования к уровню подготовки учащихся: Выпускник научится: описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных; кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице; оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи); определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов); определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице равномерного кода; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и из двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления; записывать логические выражения, составленные с помощью операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний; определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения; использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента); 11 описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» не обязательно); познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами; использовать основные способы графического представления числовой информации, (графики, диаграммы). составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов; выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.); определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков); определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента; использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике; выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы); составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере; использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания; анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений; использовать логические значения, операции и выражения с ними; записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения. составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов; выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.); определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков); 12 определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента; использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике; выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы); составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере; использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания; анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений; использовать логические значения, операции и выражения с ними; записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения. Выпускник получит возможность: узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1; познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах и робототехнических системах; ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления реальными объектами (на примере учебных автономных роботов); познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами; создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее; познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения; познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.); 13 познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде. Учебно-методический комплект: http://www.openclass.ru/ http://school-collection.edu.ru/ Контрольно-измерительные материалы: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/semakin_did.pdf Материально-техническое обеспечение: Аппаратные средства: Компьютер Проектор Принтер Модем Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон. Программные средства Операционная система - Windows 10 Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.). Антивирусная программа. Программа-архиватор. Клавиатурный тренажер. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы. Система оптического распознавания текста. Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.). Литература Для учителя: 1. Федеральный компонент государственный компонент государственного образовательного стандарта (2004г.) 2. Примерные программы по информатике (2018г.) 3. Учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 классов. И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер 4. Практикум. Информатика и ИКТ для 10-11 классов. И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, Т. Ю. Шеина 5. Учебно-методического комплект “Информатика и ИКТ” для 10-11 класса под редакцией И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. ЦОР к практическим работам. 6. http://www.klyaksa.net 7. http://www.uroki.net 8. http://www.edu.rin.ru 9. http://www.scholl-collection.ru 14 Для учащихся: 1. Учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 классов. И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер 2. Практикум. Информатика и ИКТ для 10-11 классов. И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, Т. Ю. Шеина 3. http://www.klyaksa.net 4. http://www.scholl-collection.ru Приложение Календарно-тематический план преподавания курса Информатика и ИКТ 10 кл № Кол-во Тема часов Дата По плану 1.1 1. Введение. Структура информатики (1ч). Введение. Структура информатики. Правила ТБ. 1 2. Информация ( 11 ч.) 2.1 Понятие информации. 1 2.2 Представление информации, языки, кодирование. 1 2.3 Практическая работа №1.1. Шифрование данных. Измерение информации. Алфавитный подход. Содержательный подход. Практическая работа №1.2. Измерение информации. Представление чисел в компьютере (§5) 1 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 Практическая работа №1.3. Представление чисел Представление текста, изображения и звука в компьютере (§6) Практическая работа №1.4. фактическая 1 1 1 1 1 1 Представление текстов. Сжатие текстов 2.10 Практическая работа №1.5. 1 Представление изображения и звука 2.11 3.1 3.2 3.3 3.4 1 Контрольная работа № 1 «Информация». 3. Информационные процессы (5 часов) Хранение и передача информации 1 Обработка информации и алгоритмы. 1 Практическая работа №2.1. Управление алгоритмическим исполнителем Автоматическая обработка информации. 1 1 Информационные процессы в компьютере. 15 Практическая работа №2.2. Автоматическая обработка данных 3.5 Контрольная работа № 2 «Хранение, передача и обработка информации». 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 4.9 4.10 4.11 4.12 4.13 4.14 4.15 4.16 4.17 1 4. Программирование (17 ч.) Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное 1 программирование Программирование линейных алгоритмов 1 Практическая работа №3.1. Программирование 1 линейных алгоритмов Логические величины и выражения, 1 программирование ветвлений Практическая работа №3.2. Программирование 1 логических выражений Практическая работа №3.3. Программирование 1 ветвящихся алгоритмов Программирование циклов. 1 Практическая работа №3.4. Программирование 1 циклических алгоритмов Подпрограммы 1 Практическая работа №3.5. Программирование с 1 использованием подпрограмм Работа с массивами 1 Практическая работа №3.6. Программирование 1 обработки одномерных массивов Практическая работа №3.7. Программирование 1 обработки двумерных массивов Работа с символьной информацией. 1 Практическая работа № 3.8. Программирование 1 обработки строк символов Повторение, решение задач 1 Итоговый урок 1 Список тем творческих работ, проектов: QR-коды. Их создание и применение. SEO-Специалист – профессия, которой не учат в университете. Виртуальные обучающие системы, тренажеры. Виртуальные предприятия. Организация управления виртуальным предприятием. Вычислительные комплексы специального назначения. Защита информации и администрирование в локальных сетях. Кодирование аналоговой (непрерывной) графической и звуковой информации методом дискретизации. 8. Мертвые языки программирования. 9. Метод (алгоритм) шинглов. 10. Нейрокомпьютеры и их применение. 11. Обработка информации с применением генетических алгоритмов, муравьиных алгоритмов, нейронных сетей, ориентированных и неориентированных графов. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 16 Определение числового кода символа и ввод символа по числовому коду в текстовых редакторах. 13. Применение информационных технологий в различных сферах деятельности (образовании, горной промышлености, нефтепереработке и пр.). 14. Применение современных моделей автоматизации (математическое моделирование, процессное моделирование, нейронные сети, метод графов и пр.). 15. Проектирование с применением диограмм процессов 16. Разработка и внедрение on-line игр в образовательный процесс. 17. Создание тематического Web-сайта. 18. Сортировка массивов. Разработка нового метода сортировки. 12. Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету Учитель: ___________________________________________________________________ Предмет: ___________________________________________________________________ Класс: ______________________________________________________________________ № урока Тема по КТП План. , ч. Факт ., ч. Причина корректировки Способ корректировки Согласовано 17