История 9 кл

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Улан-Удэ

Рабочая программа учебного предмета
История
9 класс

Составитель программы: Макарова М.А, учитель истории

г. Улан-Удэ - 2022

1

2. Пояснительная записка
Школьный курс «История» должен ввести учащихся основной школы в науку, познакомить с
общими понятиями (историческими и социологическими), объяснить им элементы
исторической жизни. Это сложная и ответственная задача, которую должен решить учитель в
процессе учебного сотрудничества с учащимися. В соответствии с базисным учебным
планом «Всеобщая история» и «история Отечества» относятся к учебным предметам,
обязательным для изучения на ступени среднего (полного) общего образования.
Предполагается, что усвоение учащимися курсов всеобщей истории в 5–9 классов.
Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают
исторические знания, приведены в простейшую пространственно хронологическую систему,
учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой
определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор
учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и
значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур,
исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории должно быть
ориентировано, прежде всего, на личностное развитие.
Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма,
гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека,
освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в
современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися
универсальными учебными действиями по истории.
Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание
личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных
приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в
целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной
деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой
исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в 9 классе:
 формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной,
социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
 овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с
древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и
нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирноисторическом процессе;
 воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству —
многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания,
толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей
современного общества;
 развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках
информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом
историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
 формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления
сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в
современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе
Общая характеристика учебного предмета «История»
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач
изучения истории в основной школе, её места в системе школьного образования, возрастных
потребностей и познавательных возможностей учащихся 9 класса, особенностей их
социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического
2

комплекса по отечественной истории, а также принципов и содержания Историкокультурного стандарта и рассчитана на средний уровень учащихся. В современном
плюралистическом российском обществе единая концепция исторического образования
выступает в качестве общественного договора, призванного обеспечить согласованную и
поддержанную обществом версию отечественной и всеобщей истории. Подобный подход не
исключает сохранения плюрализма оценок и суждений в рамках исторических исследований,
а также методических подходов к преподаванию отечественной истории на различных
этапах обучения и воспитания учащихся. Центральной идеей концепции является
рассмотрение истории формирования государственной территории и единого
многонационального российского народа. Судьба России созидалась единением разных
народов, традиций и культур. Это обусловило ключевую роль этнокультурных компонентов,
обеспечивающих достижение единства, гармонии и согласия в российском
многонациональном обществе. Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым
школьного предмета «История».
Основные содержательные линии программы профильного уровня исторического
образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух
курсов - «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхроннопараллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов.
Изучение истории на профильном уровне основывается на проблемно-хронологическом
подходе и принципах системного исторического анализа. Основным объектом изучения
является специфика развития исторически возникших сообществ (цивилизационных,
культурных, конфессиональных, национальных), их ментальные и институциональные
(политико-правовых, экономических, социокультурных) особенности.
Изучение курса истории в 5-9 классах основывается на проблемно- хронологическом
подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе
реализации воспитательных и развивающих задач. Посредством программы реализуются три
основные функции истории:
 познавательно, развивающая функция, обеспечивающая изучение исторического пути
разных стран и народов, отражение всех явлений и процессов истории человечества;
 практическо- политическая функция, состоящая в том , что история как наука, выявляя
закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию
политического курса, предостерегает от субъективизма;
 мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе,
общей картины мира на основе знаний исторических фактов, процессов и явлений.
Актуальность изучения курса.
Историческое образование на ступени основного общего образования способствует
формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению
социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм
человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к
пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и
развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем.
Принципы отбора содержания материала программы являются:
– системность;
– научность;
– доступность;
– возможность практического применения полученных знаний;
–реалистичность, с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы за
68 ч.
Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа.
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
3

3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике
Бурятия».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 с
изменениями)
5. Примерная программа. Обществознание 5-9 классы. М., Просвещение, 2019;
6. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 08.09.2020 г. N 28 )
7. Устав МАОУ « СОШ №18»
8. Образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №18»
9.Локальные акты МАОУ «СОШ №18»
3. Место курса «Истории» в учебном плане.
История в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет
обучения составляет 340 часов. Всего на изучение предмета «История» в 9 классе
выделяется 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебных недели)
4. Общая характеристика учебного предмета «Обществознание» в учебном плане
Содержание курса истории в 9 классе, представленное в настоящей Программе, рассчитано
на 68 аудиторных учебных часов (2 часа в неделю) по Учебному плану школы.
5. Характеристика подросткового возраста и виды деятельности подростка.
Подростковый возраст в человеческой культуре не является еще окончательно
оформившимся. Имеет место очевидный «зазор» между младшими школьниками, усердно
постигающими основы знаний, и юношами, входящими в избранную профессию, однако
особая культурная форма проживания отрочества пока что отсутствует, и школьная жизнь
современных подростков продолжается в большинстве случаев не только в стенах тех же
образовательных учреждений, где обучаются младшие школьники, но и в сходных формах.
Однако отношения подростка к миру принципиально иные. Подросток начинает проявлять
взрослость, то есть готовность к взрослой жизни, выражающуюся в возросшей
самостоятельности и ответственности. Этому возрасту свойственно субъективное
переживание, чувство взрослости: потребность равноправия, уважения и самостоятельности,
требование серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение
этими требованиями, неудовлетворение этой потребности обостряет негативные черты
кризисного периода. Очень важно, что в круг значимых людей для подростка входят
преимущественно его сверстники, самоопределяющиеся и рискующие вместе с ним.
Уже в начале подросткового возраста общение со сверстниками определяется как
самостоятельная сфера жизни, критически осмысляются нормы этого общения. Подросток
выделяет эталон взрослости (взрослых отношений) и смотрит на себя через этот эталон.
Появляется интерес к собственной личности; установка на обширные пространственные и
временные масштабы, которые становятся важнее текущих, сегодняшних; появляется
стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя;
появляется сопротивление, стремление к волевым усилиям, перерастающее иногда в свои
негативные варианты. Все эти особенности характеризуют активность подростка,
направленную на построение образа себя в мире. Подросток пробует активно
взаимодействовать, экспериментировать с миром социальных отношений (социальное
экспериментирование). Потребность определиться в мире отношений влечет подростка к
участию в новых видах деятельности.
Возникает новое отношение к учению – стремление к самообразованию, тенденция к
самостоятельности в учении: стремление ставить цели и планировать ход учебной работы,
потребность в оценке своих достижений. Строя учебную деятельность подростков, она не
адресуется к деятельности, ведущей за собой развитие. Подростковая школа – это
деятельностный ансамбль, в котором у учебной деятельности есть своя сольная партия:
4

развитие комплекса способностей и компетентностей, по-житейски называемых «умение и
желание учиться».
Овладев формами учебной деятельности в младшем школьном возрасте, подросток
стремится получить признание других людей, внутреннюю уверенность в своих умениях,
жаждет личностного проявления и признания этого проявления сверстниками и взрослыми.
К учебной деятельности подросток предъявляет новые требования: она должна обеспечить
условия для его самооценки и самораскрытия, должна быть значимой для уважаемых
подростком людей, для общества. В отличие от младшего школьника для подростков
становится принципиальной их личная склонность к изучению того или иного предмета,
знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в решении
практических задач. Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей, им
неинтересно записывать готовые решения. Они ждут новых форм обучения, в которых были
бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности.
Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, к их
планированию и, в конечном счете, к управлению ими.
Этому способствует становящееся понятийное мышление, основы которого закладываются в
младшем школьном возрасте. В подростковом возрасте, благодаря освоению культурных
форм общественного сознания (естественные и общественные науки, духовные практики
самовыражения) мышление в понятиях коренным образом преобразует структуру сознания
ребенка, оно начинает определять работу памяти, восприятия, воображения, внимания.
Продуктивное завершение подросткового возраста происходит с появлением способности
осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире, основываясь не
только на видении собственного действия безотносительно к возможности его реализации,
но с учетом «отношения мира» к своему действию. Поведение человека становится
поведением для себя, человек осознает себя как некое единство.
6. Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной программе.
Программа конкретизирована для 9 класса, так как программа рассчитана на 5-9 классы.
7.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Изучение истории должно быть направлено на более глубокое ознакомление учащихся с
социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими
системами, формирование у учащихся способности понимать историческую
обусловленность явлений и процессов современного мира, определять на этой основе
собственную позицию по отношению к окружающей реальности.
Ценностно-целевые приоритеты тематических блоков (глав) представлены в виде ключевых
вопросов. Они определяют угол зрения в изучении новой информации и источников,
помогают учителю расставить акценты, выделить главное в тексте учебника. В
формулировках предметных единиц содержания использованы развернутые тезисы, которые
в соответствии с ключевыми вопросами обозначают направления ученических исследований
и обобщающих выводов. Основные понятия выделены жирным шрифтом и указаны в том
учебном содержании, на основе которого они формируются.
Сквозная содержательная линия, пронизывающая и связывающая все вышеназванные линии,
— человек в истории. В содержании курса по истории она акцентирует вопросы историкокультурного становления человека, его отношений с природой, с другими людьми,
социальными и политическими институтами общества, борьбы за личную свободу,
гражданские права и достойную жизнь, способов самореализации.
Школьный курс по всеобщей истории предоставляет подростку возможность узнать и понять
условия зарождения современной цивилизации, особенности её поступательного развития и
ценности и выработать:
• уважение к истории, культурным и историческим памятникам народов мира;
• эмоционально положительное принятие культуры народов мира;
• уважение к другим народам мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность
к равноправному сотрудничеству;
5

• формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других,
выражающейся в поступках и взаимопомощи.
В программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой
формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании, дано
представление об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации.
В процессе познания всеобщей истории школьники знакомятся с универсальными
ценностями современного мира — гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая
сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в
разных странах, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль
социально активной личности в истории; познакомиться и осмыслить примеры героизма и
самоотверженности во имя общества. В этом заключается воспитывающая функция
прошлого, всеобщей истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия
людей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и обсуждают исторические
формы общественных отношений и сотрудничества — всё это ускоряет их социализацию. По
мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на
основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания
приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности. В
программе акцентируется внимание на то, что личность проявляется только в
сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему.
Содержание программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у
школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и
общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается
логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную
характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений,
установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в
процессе работы с текстами будут способствовать формированию и развитию исторического
мышления у учащихся.
Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по всеобщей истории в
соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и
качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новому,
дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.
Сегодня востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек,
нацеленный на раскрытие индивидуальности.
Для этого учителю необходимо помочь учащимся:
— научиться пользоваться информацией;
— научиться общаться;
— научиться создавать завершённый продукт деятельности.
Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное
значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков
основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные
сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества,
обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.
8. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета, курса.
Результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого
круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной
(познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся
следующие убеждения и качества:
 осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и
религиозной группы, локальной и региональной общности;
6

 освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав
и свобод человека;
 осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к
определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
 понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других
народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в
следующих качествах:
 способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность учебную,
общественную и др.;
 владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и
обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать
и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том
числе материалы на электронных носителях;
 способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в
различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
 готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 9 классов включают:
 овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и
человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного
общества;
 способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности, значения событий, явлений прошлого и
современности;
 умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и
современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную
ценность;
 расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний
личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
 готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и
культурных памятников своей страны и мира.
9.Содержание курса Истории (68 часов)
Введение. Становление индустриального общества (1ч)
Начало индустриальной эпохи (6ч). От традиционного общества к обществу
индустриальному. Становление индустриального общества. Индустриальная революция:
достижения и проблемы, новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире:
материальная культура и повседневность. Наука: создание научной картины мира. XIX век в
зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира.
Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство.
Краеведение. Процесс индустриализации в Бурятии.
Страны Европы и США в первой половине XIX в. (6ч) Консульство и образование
наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Великобритания:
сложный путь к величию и процветанию. Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830
г. к политическому кризису. Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. Германия: на
пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Война, изменившая карту
Европы. Парижская коммуна.
Азия, Африка и Латинская Америка в ХIX- начале XX в.(2ч) Индия к началу XIX в.
Британское владычество в Индии. Восстание сипаев. Начало борьбы за независимость.
Афганистан в XIX в. Китай в первой половине XIX в. Восстание тайпинов. Раздел Китая.
Реставрация Мэйдзи. Африка к началу XIX в. «Открытие» Африки. Покорение северной
7

Африки. Эфиопия – страна, оставшаяся самостоятельной. Колониальное господство в
Африке. Колониальное соперничество. Латинская Америка в начале XIX в. Латинская
Америка после борьбы за независимость и после освобождения.
Страны Европы и США во второй половине XIX- начале XX в. (6) Успехи и проблемы
индустриального общества. Германская империя: борьба за «место под солнцем».
Великобритания: конец Викторианской эпохи. Франция: Третья республика. Италия: время
реформ и колониальных захватов. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски
выхода из кризиса. Две Америки. США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение
республики. США: империализм и вступление в мировую политику. Латинская Америка в
XIX – начале XX в.: время перемен. Традиционные общества в XIX в.: новый этап
колониализма. Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника».
Китай: сопротивление реформам. Индия: насильственное разрушение традиционного
общества. Африка: континент в эпоху перемен. Международные отношения: обострение
противоречий. Международные отношения на рубеже XIX–XX вв. Обострение
колониальных противоречий. Новейшая история: понятие и периодизация. Индустриальное
общество в начале XX в. «Новый империализм». Предпосылки Первой мировой войны.
Политическое развитие в начале XX в.
Россия в первой половине XIX в. (12ч) Александровская эпоха: государственный
либерализм. Европа на рубеже XVIII—XIX вв. Россия на рубеже XVIII—XIX вв.:
территория, население, сословия, политический и экономический строй. Император
Александр I. Конституционные проекты и планы политических реформ. Реформы М. М.
Сперанского и их значение. Реформа народного просвещения и её роль в программе
преобразований. Экономические преобразования начала XIX в. и их значение. 38
Международное положение России. Основные цели и направления внешней политики.
Георгиевский трактат и расширение российского присутствия на Кавказе. Вхождение
Абхазии в состав России. Война со Швецией и включение Финляндии в состав Российской
империи. Эволюция российско-французских отношений. Тильзитский мир. Отечественная
война 1812 г.: причины, основное содержание, герои. Сущность и историческое значение
войны. Подъём патриотизма и гражданского самосознания в российском обществе. Вклад
народов России в победу. Становление индустриального общества в Западной Европе.
Развитие промышленности и торговли в России. Проекты аграрных реформ. Социальный
строй и общественные движения. Дворянская корпорация и дворянская этика. Идея
служения как основа дворянской идентичности. Первые тайные общества, их программы.
Власть и общественные движения. Восстание декабристов и его значение. Национальный
вопрос в Европе и России. Политика российского правительства в Финляндии, Польше, на
Украине, Кавказе. Конституция Финляндии 1809 г. и Польская конституция 1815 г. —
первые конституции на территории Российской империи. Еврейское население России.
Начало Кавказской войны. Венская система международных отношений и усиление роли
России в международных делах.
Краеведение. Декабристы в Бурятии
Россия во второй четверти XIX в. (9ч). Николаевская эпоха: государственный
консерватизм Император Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных начал во
внутренней политике Николая I и их проявления. Формирование индустриального общества,
динамика промышленной революции, индустриализация в странах Западной Европы. Начало
и особенности промышленного переворота в России. Противоречия хозяйственного
развития. Изменения в социальной структуре российского общества. Особенности
общественного движения 30—50-х гг. XIX в. 39 Национальный вопрос в Европе, его
особенности в России. Национальная политика Николая I. Польское восстание 1830—1831
гг. Положение евреев в Российской империи. Религиозная политика Николая I. Восточный
вопрос. Крымская война и её итоги. Парижский мир и конец венской системы
международных отношений. Культурное пространство империи в первой половине XIX в.
Развитие образования. Научные открытия и развитие национальных научных школ. Русские
8

первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции. Культура народов
Российской империи. Взаимное обогащение культур.
Россия в эпоху Великих реформ (8ч) Преобразования Александра II: социальная и правовая
модернизация Европейская индустриализация во второй половине XIX в. Технический
прогресс в промышленности и сельском хозяйстве ведущих стран. Император Александр II и
основные направления его внутренней политики. Отмена крепостного права, историческое
значение реформы. Социально-экономические последствия Крестьянской реформы 1861 г.
Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация
финансово-кредитной
системы.
Железнодорожное
строительство.
Завершение
промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации и урбанизации.
Формирование буржуазии. Рост пролетариата. Нарастание социальных противоречий.
Политические реформы 1860—1870-х гг. Начало социальной и правовой модернизации.
Становление общественного 40 самоуправления. Судебная реформа и развитие правового
сознания. Движение к правовому государству. Особенности развития общественной мысли и
общественных движений в 1860—1890-е гг. Первые рабочие организации. Нарастание
революционных настроений. Зарождение народничества. Рабочее, студенческое, женское
движение. Либеральное и консервативное движения. Национальный вопрос, национальные
войны в Европе и колониальная экспансия европейских держав в 1850— 1860-е гг. Рост
национальных движений в Европе и мире. Нарастание антиколониальной борьбы. Народы
Российской империи во второй половине XIX в. Завершение территориального роста
Российской империи. Национальная политика самодержавия. Польское восстание 1863—
1864 гг. Окончание Кавказской войны. Народы Поволжья. Особенности конфессиональной
политики. Основные направления и задачи внешней политики в период правления
Александра II.
Россия в 1880-1890-е гг. (7ч) «Народное самодержавие» Александра III Император
Александр III и основные направления его внутренней политики. Попытки решения
крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление борьбы с
политическим радикализмом. Политика в области просвещения и печати. Укрепление
позиций дворянства. Ограничение местного самоуправления. Особенности экономического
развития страны в 1880— 1890-е гг. Общественное движение в 1880—1890-е гг.
Народничество и его эволюция. Национальная и религиозная политика Александра III.
Идеология консервативного национализма. Новое соотношение политических сил в Европе.
Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление
российского влияния на Балканах. Сближение России и Франции. Азиатская политика
России. Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Подъём российской
демократической культуры. Развитие системы образования и просвещения во второй
половине XIX в. Школьная реформа. Естественные и общественные науки. Успехи
фундаментальных естественных и прикладных наук. Географы и путешественники.
Историческая наука. Критический реализм в литературе. Развитие российской
журналистики.
Революционно-демократическая
литература.
Русское
искусство.
Передвижники. Общественно-политическое значение деятельности передвижников.
Россия в начале ХХ в.: (10ч) Кризис империи. Мир на рубеже XIX—XX вв. Начало второй
промышленной
революции.
Неравномерность
экономического
развития.
Монополистический капитализм. Идеология и политика империализма. Завершение
территориального раздела мира. Начало борьбы за передел мира. Нарастание противоречий
между ведущими странами. Социальный реформизм начала ХХ в. Место и роль России в
мире. Территория и население Российской империи. Особенности процесса модернизации в
России начала XX в. Урбанизация. Политическая система Российской империи начала XX в.
и необходимость её реформирования. Император Николай II. Борьба в высших эшелонах
власти по вопросу политических преобразований. Национальная и конфессиональная
политика. Экономическое развитие России в начале XX в. и его особенности. Роль
государства в экономике. Специфика российского монополистического капитализма.
9

Государственно-монополистический
капитализм.
Сельская
община.
Аграрное
перенаселение. Особенности социальной структуры российского общества начала XX в.
Аграрный и рабочий вопросы, попытки их решения. Общественно-политические движения в
начале XX в. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в
России. Международное положение и внешнеполитические приоритеты России на рубеже
XIX—XX вв. Внешняя политика России после Русско-японской войны. Нарастание
российско-германских противоречий. Серебряный век русской культуры Духовное
состояние российского общества в начале XX в.
Краеведение. Культура Серебряного века в Бурятии
Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей программы
воспитания: участие в школьном этапе ВОШ (сентябрь-октябрь), подготовка ребят к
муниципальному этапу ВОШ (ноябрь), НПК «Шаг в будущее» (январь), участие в
олимпиаде КЛИО (февраль), подготовка и участие в интеллектуальных играх по ВОВ,
участие в конкурсах проектов и он-лайн олимпиадах (в течение года).
Изучение материала может осуществляться дистанционно на таких образовательных
платформах, как: ЯКласс, РЭШ, ZOOM. Образовательные ролики с Ютуб так же могут быть
использованы в качестве обучающих ресурсов. Связь с учениками осуществляется через
Вайбер, Вконтакте, электронный журнал, электронная почта
10.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Тематическое планирование по истории для 9-го класса составлено с учетом рабочей
программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета
обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и
познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно
оберегать;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его
успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем
дне;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в
защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,
налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного
микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком
полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр,
творческое самовыражение;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие
избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся
личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Виды учебной деятельности
Количество
часов

Наименование
разделов
программмы,
тем
уроков.

Вид(ы), метод(ы)
контроля

10

Глава
1.
Начало
индустриаль
ной эпохи

Глава
II.
Страны
Европы
и
США
в
первой
половине
XIX в.

Глава
III.
Азия,
Африка,
Латинская
Америка в
XIX – начале
XX в.

6

6

2

Дают
определение терминам:
новая
история, индустриализация, мануфактура,
фабрика, традиционное общество, Новый
Свет.
Работают
с
учебником,
самостоятельно выделяют и формулируют
познавательную
цель,
формулируют
собственное мнение и позицию, задают
вопросы, строят понятные для партнера
высказывания, ставят учебные задачи на
основе соотнесения того, что уже известно
и усвоено, и того, что ещё не известно,
учатся выделять главную мысль.
выявляют разные точки зрения и сравнивать
их, прежде чем принимать решения и делать
выбор;
Объясняют, какие ценности стали
преобладать в индустриальном обществе.
Доказывать, что индустриальное общество –
городское общество
Выполнение логических заданий на рабочих
листах
Самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель, используют общие
приемы решения задач. Высказывать
различные точки зрения, в том числе не
совпадающие с их собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии. Ставить
учебную
задачу,
определяют
последовательность промежуточных целей
с учётом конечного результата, составляют
план и алгоритм действий. Проявлять
устойчивый
учебно-познавательный
интерес к новым общим способам решения
задач. Аргументируют свою позицию и
координируют ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности.
Определяют последовательность
промежуточных целей с учетом конечного
результата, составляют план и алгоритм
действий. Планируют свои действия в
соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане. Участвуют в
коллективном обсуждении проблем,
проявлять активность во взаимодействии
для решения коммуникативных и
познавательных задач. Проявляют
доброжелательность и эмоционально-

Работа с отрывком
из
фильма:
«Технические
изобретения
Нового времени» и
историческими
источниками
Фронтальный
опрос
Работа в
группах

парах,

Тестирование
Подбор
дополнительного
материала по
заданной теме

Работа
политической
картой

с

Работа с текстом
по заданиям
Выполнение
проектной работы
Понимание
Работа
раздаточным
материалом

с

Тестирование

Работа с таблицам
и
Фронтальная
беседа
Работа
с
физической картой
Работа
с
наглядным
пособием (схемой
11

нравственную отзывчивость, эмпатию, как
понимание чувств других людей и
сопереживание им. С достаточной полнотой
и точностью выражает свои мысли в
соответствии с задачами и условиями
коммуникации.

Глава
IV.
Страны
Европы
и
США
во
второй
половине
XIX – начале
XX в.

Глава I.
Россия в
первой
половине
XIX в.

6

12

Ставить учебную задачу, определяют
последовательность промежуточных целей
с учетом конечного результата, составляют
план и алгоритм действий. Ориентируются
в
разнообразии
способов
решения
познавательных задач, выбирают наиболее
эффективные
способы
их
решения.
Используют
знаково-символические
средства, в том числе модели и схемы для
решения
познавательных
задач.
Аргументируют
свою
позицию
и
координируют её с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности
Анализируют фрагмент исторического
источника и выявляют характерные черты
образа
жизни.
Сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и
явления.
Выделять
необходимую
информацию
для
достижения
поставленных целей.
История России
Формулировать познавательную проблему и
планировать
способы
её
решения. Излагать результаты
познавательной деятельности по теме урока
при выполнении творческого задания.
Использовать карту
как
источник
информации.
Самостоятельно
контролировать своё время и управлять им.
Получить представление о социальнополитическом
устройстве
Российской
империи в XIX в.;
устанавливать
причинно-следственные
связи, объяснять исторические явления
Выполнять логические задания в тетради.
владеть устной и письменной речью,
строить
монологические
контекстные
высказывания;
установление
взаимосвязи
между
общественным движением и политическими
событиями

и таблицей)
Контрольная
работа
Решение
ОГЭ

заданий

Работа в парах с
дополнительными
источниками
Фронтальная
беседа
Практическая
работа в группах
Выполнение
заданий
на
сообразительность

Составление
таблицы
Работа
с
физической картой
Фронтальный
опрос
Решение заданий
ОГЭ

12

Глава II.
9
Россия во
второй
четверти XIX
в

Глава III.
Россия в
эпоху
Великих
реформ

Глава IV.
Россия в
1880-1890-е
гг.

8

7

Организовывать и планировать учебное
сотрудничество с учителем и сверстниками,
определять цели и функции участников,
способы
взаимодействия,
планировать
общие
способы
работы.
Выдвигать
гипотезы о связях и закономерностях
событий, процессов, объектов, проводить
исследование её объективности , делать
умозаключения. адекватно самостоятельно
оценивать
правильность
выполнения
действий
и
вносить
необходимые
коррективы в исполнение как в конце
действия, так и по ходу его реализации.
Называть события XIX в., употреблять
исторические термины согласно контексту.
формулировать собственное мнение и
позицию, аргументировать свою позицию и
координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности
Самостоятельно определять тему, цель и
задачи
урока.
Формулировать познавательную проблему и
планировать
способы
её
решения. Излагать результаты
познавательной деятельности по теме урока
при выполнении творческого задания.
Использовать карту
как
источник
информации.
Называть
реформы
и
аргументировать их значение для страны.
Самостоятельно контролировать своё время
и управлять им. Устанавливать причинноследственные
связи,
объяснять
исторические
явления.
Овладение
осмысленным
чтением.
Добывать
информацию из наглядных пособий.
Устанавливать
взаимосвязи
между
общественным движением и политическими
событиями
Организовывать и планировать учебное
сотрудничество с учителем и сверстниками,
определять цели и функции участников,
способы взаимодействия, планировать
общие способы работы. Выдвигать
гипотезы о связях и закономерностях
событий, процессов, объектов, проводить

Работа с текстом
по заданиям
Выполнение
проектной работы
Работа
с
политической
картой
Исторический
диктант
Работа
раздаточным
материалам

с

Тестирование

Фронтальная
беседа
Практическая
работа в группах
Контрольная
работа
Решение
ОГЭ

заданий

Выполнение
заданий
на
сообразительность
Работа в парах с
дополнительными
источниками
Составление
таблицы
Самостоятельная
работа
Работа

с
13

Глава V.
Россия в
начале XX в.

10

исследование её объективности , делать
умозаключения. адекватно самостоятельно
оценивать правильность выполнения
действий и вносить необходимые
коррективы в исполнение как в конце
действия, так и по ходу его реализации.
Называть отличия событий в первой и
второй половинах XIX в.
Аргументировать свою позицию и
координировать её с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности
Анализировать фрагмент исторического
источника и выявлять характерные черты
образа жизни XIX в. Сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и
явления. Выделять необходимую
информацию для достижения поставленных
целей.
Самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель, используют общие
приемы решения задач. Высказывать
различные точки зрения, в том числе не
совпадающие с их собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии. Ставить
учебную
задачу,
определяют
последовательность промежуточных целей
с учётом конечного результата, составляют
план и алгоритм действий. Проявлять
устойчивый
учебно-познавательный
интерес к новым общим способам решения
задач. Аргументируют свою позицию и
координируют ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности.

физической картой
Фронтальный
опрос
Решение заданий
ОГЭ

Фронтальная
беседа
Практическая
работа в группах
Выполнение
заданий
на
сообразительность
Работа в парах с
дополнительными
источниками

11. Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения предмета история ученик научится:
- регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владеть умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и
обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать
и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том
числе материалы на электронных носителях;
-решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных
формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- владеть целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и
человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного
общества;
- уметь применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического
анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
14

- уметь изучать и систематизировать информацию из различных исторических и
современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную
ценность;
- оценивать деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в
истории своей страны и человечества в целом; - готовность применять исторические знания
для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты
важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических
событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических
событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках
(материальных, текстовых, изобразительных и др.);
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция): · рассказывать (устно или письменно) об исторических
событиях, их участниках; · характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в
различные исторические эпохи; · на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной
литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение: · различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт
историка); · соотносить единичные исторические факты и общие явления; · называть
характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; · раскрывать смысл,
значение важнейших исторических понятий; · сравнивать исторические события и явления,
определять в них общее и различия; · излагать суждения о причинах и следствиях
исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным
событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных
событий;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в
школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании
школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников
истории и культуры).
Ученик получит возможность научиться:
1. Умение объяснять разнообразие современного мира.
• Добывать, сопоставлять, и критически проверять историческую информацию, полученную
из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и т.д.).
• Разделять российскую и всеобщую историю Новейшего времени на этапы и объяснять
выбранное деление.
• В ходе решения учебных задач классифицировать и обобщать понятия (явления),
развившиеся в эпоху Новейшего времени: социализм и коммунизм, информационное
общество, тоталитаризм, авторитаризм, демократия и т.д.
2. Умение рассматривать общественные процессы в развитии.
15

• Определять основные причины и следствия кризиса капиталистического индустриального
общества, социалистических преобразований в нашей стране и их последствия, развитие
системы международных отношений в Новейшее время.
• Предлагать варианты мотивов поступков исторических личностей Новейшего времени.
3. Нравственное самоопределение.
• Давать нравственную оценку (и объяснять ее с позиции гуманистических духовных
ценностей) использованию власти, поступкам различных общественных деятелей во
времена реформ, революций, мировых войн Новейшего времени.
4. Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.
• Давать и подтверждать аргументами и фактами собственные оценки действиям деятелей
всеобщей и российской истории (в том числе безымянным) по защите своей Родины,
изменению общественных порядков.
• Вступать в дискуссию с теми, кто придерживается иных взглядов и оценок прошлого.
Различать в исторических текстах (речи): мнения, доказательства (аргументы), факты,
гипотезы (предположения). Отстаивая свою позицию, выдвигать контраргументы и
перефразировать мысль. Уметь взглянуть на ситуацию с другой позиции, договариваться с
людьми.
• Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах
Новейшего времени. Находить или предлагать варианты терпимого, уважительного
отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.
12. Учебно-методическое обеспечение:
1. История России. 9 класс. Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И.В.Курукин, А.Я.Токарева под
редакцией А. В. Торкунова; М. «Просвещение», 2020 г.
2. Всеобщая история. История Нового времени. 9 класс. под ред. А.А.Искендерова ; М.
«Просвещение», 2018 г.
3. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6–9
классы. Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е.
4. Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А.
Вигасина, Наталья Шевченко, Г. Годер- М.: Просвещение, 2018.
5. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Программы общеобразовательных учреждений. История. 611 классы. М., Просвещение, 2020.
6. Арасланова Ольга. Поурочные разработки по Истории России. XIX - начало XX века. 9
класс. М., ВАКО, 2019.
7. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Поурочные разработки. История России. XIX-начало XX
века (9кл.) М.: Просвещение, 2020
13. Материально-техническое обеспечение:
Всеобщая история. История Нового времени. 9 класс. под ред. А.А.Искендерова ; М.
«Просвещение», 2018 г.
Учебник по истории России. 9 класс. В 2-х частях / Под. ред. А. В. Торкунова. – М.:
Просвещение, 2018.
Ноутбук
Видеофильмы и презентации по истории Новейшего времени
Телевизор
Политическая карта мира
Цифровые образовательные ресурсы:
1. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
2. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
3. http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей
4. http://www.fipi.ru - ФИПИ
5. http://rosolymp.ru/ - Всероссийская Олимпиада школьников
6. http://www.km-school.ru/r1/media/a1.asp - Энциклопедия Кирилла и Мефодия
16

7. http://www.hrono.info/biograf/index.php - Хронос. Коллекция ресурсов по истории.
Подробные биографии, документы, статьи, карты
8. http://www.russianculture.ru/ - портал «Культура России»;
9. http://www.historia.ru/ - «Мир истории». Электронный журнал
10. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
11. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
12. http://museum.ru/ Портал «Музеи России».
13. http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
14. http://www.shm.ru – официальный сайт Государственного исторического музея.
15. http://www.rsl.ru – официальный сайт Российской государственной библиотеки.
16. http://www.shpl.ru/ – официальный сайт Российской государственной исторической
библиотеки.
17. http://www.hist.msu.ru/ER/index.html – сайт электронной библиотеки исторического
факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
18. http://historic.ru/ – сайт электронной библиотеки по всеобщей истории.
19. http://artchive.ru/ – сайт-хранилище живописи художников разных эпох.
14. Контрольно-измерительные материалы
1. Баранов П.А. История России и Мира, 1800–1900. 8 класс. Проверочные и контрольные
работы. - Москва: Просвещение, 2020.
2. Волкова К.В.. Контрольно-измерительные материалы. История Нового времени, 1800–
1900 гг. 9 класс. - Москва: ВАКО, 2020.
3.Смирнов Ю. А. Контрольно-измерительные материалы. История России. 9 класс. – Москва:
ВАКО, 2021
15. Список литературы
- литература, использованная при составлении программы:
-Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
основного
общего
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.
-История. Новейшее время. XX – начало XXI века. 9 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. Авторы Л.С. Белоусов, В. П. Смирнов.
-История России. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./Н.М. Арсентьев,
А.А. Данилов, А.А. Левандовский, А.Я. Токарева. – М.: Просвещение, 2019
-История России. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./Н.М. Арсентьев,
А.А. Данилов, А.А. Левандовский, А.Я. Токарева. – М.: Просвещение, 2018 Электронное
приложение к учебнику.
-История России. XIX- начало XX века. Атлас. Контурные карты. 9 класс.
-История России 9 класс. Рабочая тетрадь /под редакцией А.А. Данилова, А.В. Лукутина,
Н.А. Артасова. О.Н. Журавлева. Поурочные рекомендации. История России 9 класс.
-И.А. Артасов. История России 9 класс. Контрольные работы.
- литература, рекомендованная для учащихся:
1. История России. 9 класс. Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А.Я.Токарева
под редакцией А. В. Торкунова; М. «Просвещение», 2019 г.
2. Всеобщая история. История Нового времени. 9 класс. под ред. А А. Искендерова ; М.
«Просвещение», 2019 г.
3. Хрестоматия по Новейшей истории. В 2-х т./ Под ред. А.А. Губера. – Москва:
Издательство социально-экономической литературы.
4. Новейшая история: кн. для чтения по истории / Под ред. В. П. Будановой. – Москва, 2017.
6. Энциклопедический словарь юного историка. – Москва, 2018.
7. Энциклопедия для детей «Аванта +» (тома «Всемирная история»; «История Нового
времени. XVIII – XXI века»; «Искусство», ч. 2-3; «Всемирная литература» ч. 1-2; «Религия
мира», ч. 1-2; «Великие люди мира»; «История войн»).
16. Приложение к программе:
Календарно - тематический план
17

№

Темы разделов (уроков)

1

Введение.
общества

Становление

К-во Дата по плану Дата по факту
часов
индустриального

1

Глава 1. Начало индустриальной эпохи

6

2

Экономическое развитие в XIX-XX в.

1

3

Меняющееся общество

1

4

Век демократизации

1

5

Великие идеологии

1

6

Образование и наука

1

7

Художественная культура XIX в.

1

Глава 2. Страны Европы и США в первой
половине XIX в.

6

8

Консульство и Империя

1

9

Франция в первой половине XIX в

1

10

Великобритания: экономическое лидерство и
реформы

1

11

Объединение Италии

1

12

Германия в первой половине XIX в

1

13

США до середины XIX в.

1

Глава 3. Азия, Африка, Латинская Америка
в XIX- начале XX в.

2

14

Страны Азии в конце XIX- начале XX в.

1

15

Африка и Латинская Америка в конце XIXначале XX в.

1

Глава 4. Страны Европы и США во второй
половине XIX - начале XX

6

16

Великобритания до Первой мировой войны

1

17

Франция: Вторая империя и Третья республика

1

18

Германия на пути к европейскому лидерству

1

19

Италия: время
захватов

1

реформ

и

колониальных

18

20

США в эпоху «прогрессивной эры»

1

21

Международные отношения в XIX – начале
XX в.

1

22

Обобщающий урок по курсу Всеобщая история
История России
Глава 1. Россия в первой половине XIX в.

12

23

Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.

1

24

Александр I: начало правления. Реформы М.
М. Сперанского

25

Внешняя политика Александра I в 1801 —1812
гг

1

26

Отечественная война 1812 г.

1

27

Заграничные походы русской армии.

1

28

Внешняя политика Александра I в 1813—1825
гг.

1

29

Либеральные и охранительные тенденции во
внутренней политике Александра I в 1815—
1825 гг

1

30

Национальная политика Александра I.

1

31

Социально-экономическое развитие страны в
первой четверти XIX в.

1

32

Общественное движение при Александре I.

1

33

Выступление декабристов

1

34

Обобщающий урок.
половине XIX в.

Россия

в

первой

1

1

Глава 2. Россия во второй четверти XIX в.

9

35

Начало правления Николая I

1

36

Реформаторские
и
консервативные
тенденции во внутренней политике Николая
I

1

37

Социально-экономическое развитие страны во
второй четверти XIX в.

1

38

Общественное движение при Николае 1

1
19

39

Национальная
Николая I.

и

религиозная

политика

1

40

Внешняя политика Николая I.

1

41

Культура России в первой половине XIX в

1

42

Культура России в первой половине XIX в.:

1

43

Повторение. Россия во второй четверти XIX в.

1

Глава 3. Россия в эпоху Великих реформ

8

44

Европейская
индустриализация
предпосылки реформ в России

и

1

45

Александр II: начало правления. Крестьянская
реформа 1861 г

1

46

Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и
правовая модернизация

1

47

Социально-экономическое развитие страны в
пореформенный период

1

48

Общественное движение при Александре II и
политика правительства

1

49

Национальная и религиозная политика
Александра II. Национальный вопрос в
Европе и в России.

1

50

Внешняя политика Александра II. Русскотурецкая война 1877—1878 гг.

1

51

Повторение. Россия в эпоху Великих реформ

1

Глава 4. Россия в 1880—1890-е гг.

7

52

Александр III: особенности внутренней
политики

1

53

Перемены в экономике и социальном строе

1

54

Общественное движение в 1880-х — первой
половине 1890-х гг.

1

55

Национальная и
Александра III.

1

56

Внешняя политика Александра III

1

57

Культурное пространство империи во второй
половине XIX в.:

1

религиозная

политика

20

58

Культурное пространство империи во второй
половине XIX в.:

1

Глава 5. Россия в начале XX в.

10

59

Россия и мир на рубеже XIX-XX вв.

1

60

Социально-экономическое развитие России
на рубеже XIX-XX вв.

1

61

Николай II: начало правления

1

62

Внешняя политика Николая
японская война 1904-1905

63

Первая
российская
революция
политические реформы 1905-1907

и

1

64

Социально - экономические реформы А. П.
Столыпина

1

65

Политическое развитие страны 1907-1914

1

66

Серебряный век русской культуры

67

Серебряный век русской культуры

11

68

Итоговое повторение

1

II.

Русско-

1

Списки тем творческих работ, проектов:
1. Индустриальное общество: новые ценности
2. Научная картина XIX в.
3. Колониальные захваты XIX в.
4. Модернизация в восточных странах
5. Международные отношения: дипломатия или война?
6. Россия в первой половине XIX века.
7. Реформаторская деятельность М.М.Сперанского.
8. Отечественная война 1812 года.
9. Социально-экономическое развитие России после Отечественной войны 1812года.
10. Крымская война 1853-1856гг. Оборона Севостополя.
11. Русские первооткрыватели и путешественники.
12. Быт и обычаи в первой половине XIX века.
13. Крестьянская реформа 1861 года.
14. Революционное народничество второй половины 60-х- начала 80-х гг. XIX века.
15. Общественное движение в 80-90-х гг. XIX века.
16. Просвещение и наука.
17. Литература и изобразительное искусство.
18. Архитектура, музыка, театр, народное творчество.
19. Быт: новые черты в жизни города и деревни во второй половине 19 века.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».