Алгебра 7 кл Симухина К.И., Банзарова Д.Д.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18 им. М.А. Концова» г. Улан-Удэ

Рабочая программа учебного предмета
Алгебра
7 класс

Составитель программы:
Банзарова Дынсема Дугаровна, учитель математики
Симухина Ксения Игоревна, учитель математики

г. Улан-Удэ - 2022

1.Пояснительная записка
Алгебра как содержательный компонент математического образования в основной школе
нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики,
смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение
математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений
реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие
алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для усвоения курса
информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование
символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения,
способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры
является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей
математической модели для описания и исследования разнообразных процессов
(равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для
формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и
культуры.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся
обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и
практическое значение. Этот материал необходим прежде всего, для формирования
функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию,
представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных
зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ
комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и
подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о
современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли
статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы
вероятностного мышления.
Математика важна для повседневной практической деятельности человека. С ее помощью
моделируются, изучаются и прогнозируются многие явления и процессы, происходящие в
природе и обществе. В случае работы в дистанционном режиме работа будет
осуществляться на платформах Учи-ру, Я- класс, РЭШ, Смарт-тетрадь и Вайбер.

Цели изучения курса:
 овладение системой математических знаний и умений, необходимых в
повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения
образования в старших классах;
 интеллектуальное развитие, формирование качеств: точность мысли, логическое
мышление, способность к преодолению трудностей,
 воспитание культуры личности;
 формирование математического аппарата для решения задач;
 формирование опыта решения разнообразных классов задач из различных разделов
математики, требующих поиска путей решения.
Задачи курса:
-систематизировать и расширить сведения об уравнениях, продолжить работу по
формированию умений решать уравнения, системы уравнений с двумя переменными,
использовать их для решения текстовых задач;
-расширить понятие степени, введя свойства степеней;
-ввести понятие функции, ознакомить с линейной функцией и ее графиком;
-научить выполнять сложение и умножение многочленов;

-научить выполнять тождественные преобразования одночленов с применением формул
сокращенного умножения.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе алгебры можно выделить следующие основные содержательные линии:
арифметика; алгебра; функции; вероятность и статистика. Наряду с этим в содержание
включены два дополнительных методологических раздела: логика и множества;
математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей
общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждого из
этих разделов разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую
все основные содержательные линии. При этом первая линия — «Логика и множества» —
служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального
математического языка, вторая — «Математика в историческом развитии» —
способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.
Содержание линии «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения
учащимися математики, способствует развитию их логического мышления,
формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических
навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе в основной
школе связано с рациональными и иррациональными числами, формированием
первичных представлений о действительном числе.
Содержание линии «Алгебра» способствует формированию у учащихся
математического аппарата для решения задач из разделов математики, смежных
предметов и окружающей реальности. Язык алгебры подчёркивает значение математики
как языка для построения математических моделей процессов и явлений реального мира.
Развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения
курса информатики, и овладение навыками дедуктивных рассуждений также являются
задачами изучения алгебры. Преобразование символьных форм вносит специфический
вклад в развитие воображения учащихся, их способностей к математическому творчеству.
В основной школе материал группируется вокруг рациональных выражений.
Содержание раздела «Функции» нацелено на получение школьниками конкретных
знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования
разнообразных процессов. Изучение этого материала способствует развитию у учащихся
умения использовать различные языки математики (словесный, символический,
графический), вносит вклад в формирование представлений о роли математики в
развитии цивилизации и культуры.
Раздел «Вероятность и статистика» — обязательный компонент школьного
образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал
необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности —
умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в
различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей,
производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики
позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа
вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной
картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как
источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного
мышления.

Актуальность изучения курса определяется необходимостью осознания учащимися связи
математики с практикой жизни и другими областями знаний.

Математика существенно расширяет кругозор учеников, знакомя их с индукцией и
дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и
систематизацией, абстрагированием и аналогией. Активное использование задач на всех
этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из
математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает
значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и
явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие
алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса
информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование
символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения,
способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры
является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей
математической модели для описания и исследования разнообразных процессов, для
формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и
культуры.
Принципами отбора содержания материала программы являются:
-системность;
-научность;
-доступность;
-возможность практического применения полученных знаний.
- реалистичность, с точки зрения возможности усвоения основного содержания
программы за 102 ч.
Нормативные документы
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации".
3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике
Бурятия».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №
1897) с изменениями
5. Примерная программа. Математика 5-9 классы. М., Просвещение, 2020;
6. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, и
оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28)
7. Устав МАОУ « СОШ №18»
8. Образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №18»
9.Локальные акты
3. Место курса «Математика» в учебном плане.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений
Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего
образования отводится не менее 875 часов из расчета 5 часов в неделю с 5 по 9 класс.
Рабочая программа для 7класса рассчитана на 3 часа в неделю, всего 102 урока. При
изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие
содержательные линии: «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства»,
«Геометрия», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики».

4. Указание количества учебных часов, на реализацию в объеме которых рассчитана
рабочая программа
Содержание курса, представленное в настоящей Программе, рассчитано на 102
аудиторных учебных часов (3 часа в неделю) по учебному плану школы.
5. Характеристика подросткового возраста и виды деятельности подростка.
При обучении детей учитываются психологические особенности этой возрастной группы
школьников. Для подростков характерны как негативные, так и положительные факторы:
возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными
становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера их
деятельности. Данный период отмечается выходом ребенка на качественно новую
социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как
члену общества. Подростки ждут новых форм обучения, в которых были бы реализованы
их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Чем старше
подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, и их
планированию и к управлению ими.
Виды
деятельности
подростка,
связанные
с
образовательными
учреждениями:
 Совместно-распределенная
учебная
деятельность
в
личностноориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и
целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые»
функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.).
 Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на
получение социально-значимого продукта.
 Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе,
осмысленное
экспериментирование
с
природными
объектами,
социальное
экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими
людьми, тактики собственного поведения.
 Деятельность управления системными объектами (техническими объектами,
группами людей).
 Творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество),
направленная на самореализацию и самоосознание.
 Спортивная деятельность, направленная на построение образа себя,
самоизменение.
Конкретные виды
деятельности подростков, которые реализуются в
образовательном учреждении, определяются самим образовательным учреждением
совместно с заинтересованными другими участниками образовательного процесса.
Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности.
 Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в
разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в
знакомых видах деятельности.
 Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного
участия в разных видах деятельности.
 Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.
 Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с
самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.
 Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать
собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить
собственную картину мира и свою позицию.

Научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения,
переживания, чувства.
 Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и
младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.


6. Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной
программе.
Программа конкретизирована для 7 класса, так как программа рассчитана на 5-9 классы.
7.Ценностные ориентиры учебного предмета
Математическое образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной
жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная — с интеллектуальным развитием человека,
формированием характера и общей культуры.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются
фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные
отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно
сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных
математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования
современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной,
экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая
деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть
практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию,
представленную в виду таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер
случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.
Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным
современным человеком. В школе математика служит опорным предметом для изучения
смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни
является
непрерывное
образование,
что
требует
полноценной
базовой
общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше
специальностей, где необходим высокий уровень образования, связано с
непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика,
химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется
круг школьников, для которых математика становится значимым предметом.
Для жизни в современном обществе важным является формирование
математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных
навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов
человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция,
обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация,
абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их
конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения
формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое
мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического
мышления и воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать
новые. В ходе решения задач — основной учебной деятельности на уроках математики —
развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Обучение математике дает возможность развивать у учащихся точную, экономную
и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности,
символические, графические) средства.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры
человека. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании
является общее знакомство с методами познания действительности, представление о

предмете и методе математики, его отличия от методов естественных и гуманитарных
наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач.
Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека,
пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию
геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как
части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами
возникновения и развития математической науки, с историей великих открытий, именами
людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного
человека.
8. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета, курса.
личностные:
 сформированность ответственного отношения к учению, готовность и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с
учётом устойчивых познавательных интересов;
 сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики;
 сформированность коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах
деятельности;
 умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить
примеры и контрпримеры;
 представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об
этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
 критичность мышления, умение распознавать логически некорректные
высказывания, отличать гипотезу от факта;
 креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении
алгебраических задач;
 умение контролировать процесс и результат учебной математической
деятельности;
 способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач,
решений, рассуждений.
метапредметные:
 первоначальные представления об идеях и о методах математики как об
универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и
процессов;
 умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в
других дисциплинах, в окружающей жизни;
 умение находить в различных источниках информацию, необходимую для
решения математических проблем, и представлять её в понятной форме;
принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

 умение понимать и использовать математические средства наглядности
(рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации,
аргументации;
 умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать
необходимость их проверки;
 умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть
различные стратегии решения задач;
 понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в
соответствии с предложенным алгоритмом;
 умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для
решения учебных математических проблем;
 умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение
задач исследовательского характера.
предметные:
 умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение
необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и
письменной речи, применяя математическую терминологию и символику,
использовать различные языки математики (словесный, символический,
графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать
математические утверждения;
 владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе,
владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных
зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях
в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов
и прогнозов, носящих вероятностный характер;
 умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений,
применять их для решения учебных математических задач и задач,
возникающих в смежных учебных предметах;
 умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять
формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных
случаев и эксперимента;
 умение решать линейные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним
уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для
решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные
умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
 овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и
символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства,
использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
 овладение основными способами представления и анализа статистических
данных;
 умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач
из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к
непосредственному применению известных алгоритмов.

9.Содержание курса алгебры 7 класса (учебник Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.
Нешков, С.Б.Суворова под редакцией С.А. Теляковского)
1. Повторение (3ч)Действия с обыкновенными дробями. Решение уравнений.
Пропорции. Координатная плоскость. входная проверочная работа.
2. Выражения и их преобразования. Уравнения.(18ч)
Числовые выражения и выражения с переменными. Простейшие преобразования
выражений. Уравнение с одним неизвестным и его корень, линейное уравнение. Решение
задач методом уравнений.
Цель - систематизировать и обобщить сведения о преобразовании выражений и решении
уравнений с одним неизвестным, полученные учащимися в курсе математики 5,6 классов.
3. Функции (10ч)
Функция, область определения функции, Способы задания функции. График
функции. Функция у=кх+Ьи её график. Функция у=кхи её график.Цель- познакомить
учащихся с основными функциональными понятиями и с графиками функций у=кх+Ь,
у=кх
4. Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлен. Функции у=х2,
у=х3, и их графики. (12ч)
Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлен. Функции у=х2, у=х3, и их
графики.Цель - выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными
показателями.
5. Многочлены (19ч)Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов.
Разложение многочлена на множители.
Цель - выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и
разложение многочленов на множители.
6. Формулы сокращённого умножения (19 ч)
Формулы(a±b) = a2 ±2ab+b2, (a-b)(a + b) = а2–b2 ,[{a±b)(a2+ab+b 2 ) ] . Применение
формул сокращённого умножения к разложению на множители.
Цель- выработать умение применять в несложных случаях формулы сокращённого
умножения для преобразования целых выражений в многочлены и для разложения
многочленов на множители.
7. Системы линейных уравнений (13ч)
Система уравнений с двумя переменными. Решение систем двух линейных
уравнений с двумя переменными. Решение задач методом составления систем уравнений.
Цель- познакомить учащихся со способами решения систем линейных уравнений с двумя
переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при
решении текстовых задач.
8. Повторение. Решение задач(8ч)
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс
алгебры 7 класса.

Внеурочная деятельность (согласно календарному плану рабочей программы воспитания):
участие в НПК, конкурсах, олимпиадах различных уровней.
Обучение может вестись дистанционно с использованием образовательных
платформ РЭШ, ЯКласс, УЧИ.РУ, Смарт-тетрадь, платформ для проведения онлайн
уроков – ZOOM, Discord.
10. Тематическое планирование по алгебре для 7 класса с определением основных
видов учебной деятельности
Тематическое планирование по алгебре для 7-го класса составлено с учетом рабочей
программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета
обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся
ООО:
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека,
залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения
уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек
вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и
которую нужно оберегать;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека,
как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка,
искусство, театр, творческое самовыражение;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и
позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

№
п/п

Тема

Кол
-во
час.

1-3

Повторение курса
6 класса

3

421

1.Выражения и их
преобразования.
Уравнения.

18

Основные виды учебной
деятельности

.Выполнять вычисления с дробями, с
положительными и отрицательными
числами, применять при решении
задач основное свойство пропорции.

Вид контроля

Фронтальный
опрос, работа у
доски,
индивидуальная
работа по
карточкам, входная
диагностика
Осуществлять в буквенных
Устный опрос,
выражениях числовые подстановки и
работа у доски,
выполнять соответствующие
индивидуальная
вычисления; сравнивать значения
работа (карточкибуквенных выражений при заданных
задания),
значениях входящих в них переменных; самостоятельная
применять свойства действий над
работа,
числами при нахождении значений
контрольная работа

числовых выражений

2231

Функции

10

Правильно употреблять
функциональную терминологию
(значение функции, аргумент, график
функции, область определение,
область значений), понимать ее в
тексте, в речи учителя, в
формулировке задач; находить
значения функций, заданных
формулой, таблицей, графиком;
решать обратную задачу; строить
графики линейной функции, прямой
и обратной пропорциональности;
интерпретировать в несложных
случаях графики реальных
зависимостей между величинами,
отвечая на поставленные вопросы

Фронтальный
опрос, работа у
доски,
индивидуальная
работа по
карточкам,
контрольная работа

Степень с
натуральным
показателем

12

Находить
значения
функций,
заданных
формулой,
таблицей,
графиком; решать обратную задачу;
строить графики функций у=х2, у=х3;
выполнять действия со степенями с
натуральным
показателем;
преобразовывать
выражения,
содержащие степени с натуральным
показателем; приводить одночлен к
стандартному виду.

Устный
опрос,
работа у доски,
самостоятельная
работа,
контрольная работа

4462

Многочлены

19

Устный опрос,
работа у доски,
математический
диктант,
индивидуальная
работа по
карточкам,
контрольная работа

63 81

Формулы
сокращенного
умножения

19

приводить многочлен к стандартному
виду, выполнять действия с
одночленом и многочленом;
выполнять разложение многочлена
вынесением общего множителя за
скобки; умножать многочлен на
многочлен, раскладывать многочлен
на множители способом
группировки, доказывать тождества.
Читать формулы сокращенного
умножения, выполнять
преобразование выражений
применением формул сокращенного
умножения: квадрата суммы и
разности двух выражение,
умножения разности двух выражений
на их сумму; выполнять разложение
разности квадратов двух выражений

3243

Фронтальный
опрос, работа у
доски,
индивидуальная
работа по
карточкам,
самостоятельная
работа,
контрольная работа

на множители; применять различные
способы разложения многочленов на
множители; преобразовывать целые
выражения; применять
преобразование целых выражений
при решении задач.
82–
94

Системы
линейных
уравнений

13

95102

Повторение

8

Правильно употреблять термины:
«уравнение с двумя переменными»,
«система»; понимать их в тексте, в
речи учителя, понимать формулировку
задачи «решить систему уравнений с
двумя
переменными»;
строить
некоторые графики уравнения с двумя
переменными;
решать
системы
уравнений с двумя переменными
различными способами.

Устный опрос,
работа у доски,
математический
диктант,
индивидуальная
работа по
карточкам,
самостоятельная
работа,
контрольная работа

11. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
В результате изучения алгебры ученик научится
•
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
•
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
•
как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для
решения математических и практических задач;
•
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости;
приводить примеры такого описания;
•
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности
математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
•
формулы сокращенного умножения;
уметь
•
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в
выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие
вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул
одну переменную через остальные;
•
выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с
одночленами и многочленами; выполнять разложение многочленов на множители;
сокращать алгебраические дроби;
•
решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных
уравнений с двумя переменными;
•
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный
результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
•
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами,
строить графики линейных функций и функции у=х2;
•
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее
аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или
таблицей;
•
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления
при решении уравнений и систем;
•
описывать свойства изученных функций, строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
•
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости
между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
•
моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с
использованием аппарата алгебры;
•
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими
формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
•
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
В результате изучения элементов логики, комбинаторики, статистики и теории
вероятностей ученик должен:
уметь
· проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или
ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений,
использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
· извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках;
составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
· решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов,
а также с использованием правила умножения;
· вычислять средние значения результатов измерений;
· находить частоту события,
статистические данные;

используя

собственные

наблюдения

и

готовые

· находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
· выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
· распознавания логически некорректных рассуждений;
· записи математических утверждений, доказательств;
· анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков,
таблиц;
· решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с
использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени,
скорости;
· решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора
вариантов;
· сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного
события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;

· понимания статистических утверждений.

12. Учебно-методическое обеспечение:
Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова под редакцией С.а.
Теляковского. «Алгебра » 7 класс, М., «Просвещение», 2019
Л.И.Звавич,Л.В.Кузнецова, С.Б.Суворова Дидактические материалы по алгебре 7 класс
М.,«Просвещение», 2019
В.И.Жохов Преподавание математики в 7-9 классах: методические рекомендации для
учителя, М, «Русское слово», 2019
Е.Б. Арутюнян и др. Математические диктанты для 5 – 9 классов: книга для учителя – М.:
Просвещение, 2019.
Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике
для 7 класса. – М.: Илекса, 2019.
13. Материально- техническое обеспечение:
‒ печатное пособие: Ю.Н.Макарычев Преподавание математики в 5- 6 классах:
методические рекомендации для учителя, М, «Просвещение», 2019
‒ технические средства обучения:
‒
‒
‒
‒

классная доска с набором магнитов для крепления таблиц;
персональный компьютер;
мультимедийный проектор;
демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и
неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки);
-демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели
геометрических фигур и тел, развертки геометрических тел;
‒ демонстрационные таблицы.
- учебно- практическое оборудование:
Настенные таблицы:
14.Контрольно- измерительные материалы:
Л.И.Звавич,Л.В.Кузнецова, С.Б.Суворова Дидактические материалы по алгебре 7 класс
М.,«Просвещение», 2019
Е.Б. Арутюнян и др. Математические диктанты для 5 – 9 классов: книга для учителя – М.:
Просвещение, 2019
Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике
для 7 класса. – М.: Илекса, 2019.
15. Список литературы:
‒ литература, использованная при составлении программы:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г № 1897)
2.Примерная программа, созданная на основе федерального государственного
образовательного стандарта по предмету. М., Просвещение, 2010;
3.Учебник «Алгебра» 7 класс Ю.Н.Макарычева под ред С.А. Теляковского, М.,
Просвещение, 2019.

4. Программа. Планирование учебного материала. Математика. 7-9 классы/ [авторсоставитель Ю.Н.Макарычев]. – 2-е изд., стер. – М.: Просвещение, 2019. – стр. 3 – 11,
25 – 32.
- литература, рекомендованная для учащихся:
• Фарков А.В. Математические олимпиады для 5- 7классов. - Экзамен,2018
• Шарыгнн И.Ф. Подумай и реши. Задачи на смекалку (задания для учащихся 5 -7классов).
ГАЛС, 2018
• Энциклопедия. Я познаю мир. Математика. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2018
• Энциклопедия для детей. Математика. Т.11. - М., 2018

16. Приложение к программе:
Календарно-тематический план.
№
урока
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Содержание учебного материала

Пункты

Повторение изученного в 6 классе (3 часа)
Действия
с
обыкновенными
дробями.
Решение уравнений
Пропорции. Координатная плоскость
Входная проверочная работа
Выражения, тождества, уравнения(18 часов)
Числовые выражения
П.1
Числовые выражения
П.1
Выражения с переменными
П.2
Выражения с переменными
П.2
Сравнения значений выражений
П.3
Сравнения значений выражений
П.3
Свойства действий над числами
П.4
Тождества. Тождественные преобразования
П.5
выражений
Тождества. Тождественные преобразования
П.5
выражений
Контрольная работа № 1 «Преобразование
П.1-5
выражений»
Уравнения и его корни
П.6
Линейное уравнение с одной переменной
П.7
Линейное уравнение с одной переменной
П.7
Решение задач с помощью уравнений
П.8
П.8
Решение задач с помощью уравнений
Среднее арифметическое, размах и мода
П.9
Медиана как статистическая характеристика.
П.10
Формулы

Дата

Примечание

21.

Контрольная
уравнение»

работа

№

2

«Линейное

П.6-10

Функции(10 часов)
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.

44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.

Что такое функция
П.12
Вычисление значений функции по формуле
П.13
График функции
П.14
Прямая пропорциональность и ее график
П.15
Прямая пропорциональность и ее график
П.15
Линейная функция и ее график
П.16
П.16
Линейная функция и ее график
Взаимное расположение графиков линейных
П.16
функций
Задание функции несколькими формулами
П.17
Контрольная работа № 3 «Линейная П.12-17
функция»
Степень с натуральным показателем (12 часов)
Определение
степени
с
натуральным
П.18
показателем
Определение
степени
с
натуральным
П.18
показателем
Умножение и деление степеней
П.19
Умножение и деление степеней
П.19
Возведение в степень произведения и степени
П.20
Одночлен и его стандартный вид
П.21
Умножение одночленов
П.22
П.22
Возведение одночлена в степень
2
Функция у=х и ее график
П.23
3
Функция у=х и ее график
П.23
О простых и составных числах
П.24
Контрольная работа № 4 «Степень с П.18-24
натуральным показателем»
Многочлены (19 часов)
Многочлен и его стандартный вид
П.25
Сложение и вычитание многочленов
П.26
Сложение и вычитание многочленов
П.26
Умножение одночлена на многочлен
П.27
Умножение одночлена на многочлен
П.27
Умножение одночлена на многочлен
П.27
Вынесение общего множителя за скобки
П.28
Вынесение общего множителя за скобки
П.28
Вынесение общего множителя за скобки
П.28
Контрольная работа № 5 «Действия с П.25-28
одночленами и многочленами»
Умножение многочлена на многочлен
П.29

55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.

63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.

Умножение многочлена на многочлен
П.29
Умножение многочлена на многочлен
П.29
Разложение многочлена на множители
П.30
способом группировки
Разложение многочлена на множители
П.30
способом группировки
Разложение многочлена на множители
П.30
способом группировки
Доказательство тождеств
П.30
Деление с остатком
П.31
Контрольная работа № 6 «Действия с
П.29-31
многочленами»
Формулы сокращенного умножения (19 часов)
Возведение в квадрат суммы и разности двух
П.32
выражений
Возведение в квадрат суммы и разности двух
П.32
выражений
Возведение в куб суммы и разности двух
П. 32
выражений
Разложение на множители с помощью формул
П.33
квадрата суммы и квадрата разности
Разложение на множители с помощью формул
П.33
квадрата суммы и квадрата разности
Умножение разности двух выражений на их
П.34
сумму
Умножение разности двух выражений на их
П.34
сумму
Разложение разности квадратов на множители
П.35
Разложение разности квадратов на множители
П.35
Контрольная работа № 7 «Квадрат суммы и П.32-35
разности двух выражений»
Разложение на множители суммы и разности
П.36
кубов
Разложение на множители суммы и разности
П.36
кубов
Преобразование
целого
выражения
в
П.37
многочлен
Преобразование
целого
выражения
в
П.37
многочлен
Применение
различных
способов
для
П.38
разложения на множители
Применение
различных
способов
для
П.38
разложения на множители
Применение
преобразований
целых
П.38
выражений

80.
81.

82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.

95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.

Возведение двучлена в степень
П.39
Контрольная работа № 8 «Преобразование П.36-39
выражений»
Системы линейных уравнений (13 часов)
Линейное уравнение с двумя переменными
П.40
Линейное уравнение с двумя переменными
П.40
График линейного уравнения с двумя
П.41
переменными
Системы линейных уравнений с двумя
П.42
переменными
Системы линейных уравнений с двумя
П.42
переменными
Способ подстановки
П.43
Способ подстановки
П.43
П.44
Способ сложения
Способ сложения
П.44
Решение задач с помощью систем уравнений
П.45
Решение задач с помощью систем уравнений
П.45
Линейные неравенства с двумя переменными
П.46
и их системы
Контрольная работа № 9 «Системы П.40-46
линейных уравнений»
Итоговое повторение курса алгебры 7 класса (8 часов)
Итоговое повторение. Выражения, тождества,
П.1-8
уравнения
Итоговое повторение. Функции
П.12-17
Итоговое повторение. Степень с натуральным П.18-24
показателем
Итоговое повторение. Многочлены
П.25-31
Итоговое повторение. Формулы сокращенного П. 32-39
умножения
Итоговое повторение. Системы линейных П. 40-46
уравнений
Итоговая контрольная работа № 10
Анализ итоговой контрольной работы

Список тем рефератов, творческих работ, проектов.
1. Арифметика Магницкого.
2. Числа.
3. Математика на клетчатой бумаге.
4. Решето Эратосфена.
5. Масштаб. Работа с компасом, GPS-навигация.
6. Математика в жизни человека.
7. Леонтий Филиппович Магницкий и его «Арифметика».
8. Задачи на переливание жидкости.

9. Координатная плоскость и знаки зодиака.
10. Проценты и их роль в нашей жизни.
11. Арифметика фигур.
12. Геометрия вокруг нас.

№
урока

Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету
Учитель: ___________________________________________________________________
Предмет: ___________________________________________________________________
Класс: ______________________________________________________________________
Тема по КТП
План. Факт
Причина
Способ
Согласовано
, ч.
., ч.
корректировки
корректировки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».