Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18 им.М.А.Концова» г. Улан-Удэ Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» 8 класс Составители программы: Заяханова Александра.Ринчиновна, учитель математики; Ключерева Светлана Игоревна, учитель математики; Банзарова Дынсема Дугаровна, учитель математики. г. Улан-Удэ - 2022 Пояснительная записка. Математика важна для повседневной практической деятельности человека. С ее помощью моделируются, изучаются и прогнозируются многие явления и процессы, происходящие в природе и обществе. Курс геометрии несет основную нагрузку в развитии логического мышления учащихся средней школы. Формируемые в нем логические умения, в частности умение обосновывать и доказывать, находят широкое применение как в естественнонаучных, так и в гуманитарных дисциплинах. Изучение вопросов аксиоматического построения курса геометрии служит базой для понимания логики построения любой научной теории, в частности классической механики в курсе физики. Изучаемые в курсе геометрические фигуры являются основой для современной конструкторской и технической деятельности. Знание их свойств находит широкое применение как в смежных учебных предметах, прежде всего в курсе черчения, так и в будущей практической деятельности выпускников. Например, понятие окружности и центрального угла, формула длины окружности используется при изучении основ кинематики; свойства фигур и геометрические построения на плоскости применяются при изучении черчения; сведения о телах вращения используются в трудовом обучении и при проведении токарных работ, при изучении курса астрономии. В случае работы в дистанционном режиме работа будет осуществляться на платформах Учи-ру, Я- класс, РЭШ, Смарт-тетрадь и Вайбер. Программа адресована учителям общеобразовательной школы, ведущим преподавание в 8 классе по учебнику «Геометрия» Л.С.Атанасян и др. Цели изучения курса: --развивать пространственное мышление и математическую культуру; -учить ясно и точно излагать свои мысли; -формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца; -помочь приобрести опыт исследовательской работы. Задачи курса: -научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов; -начать изучение многоугольников и их свойств, научить находить их площади; -ввести теорему Пифагора и научить применять её при решении прямоугольных треугольников; -ввести тригонометрические понятия синус, косинус и тангенс угла в прямоугольном треугольнике научить применять эти понятия при решении прямоугольных треугольников; -ввести понятие подобия и признаки подобия треугольников, научить решать задачи на применение признаков подобия; -ввести понятие вектора, суммы векторов, разности и произведения вектора на число; -ознакомить с понятием касательной к окружности. Общая характеристика учебного предмета Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. В курсе геометрии 8 класса изучаются наиболее важные виды четырехугольников параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция; даётся представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией; расширяются и углубляются полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; выводятся формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказывается одна из главных теорем геометрии — теорему Пифагора; вводится понятие подобных треугольников; рассматриваются признаки подобия треугольников и их применения; делается первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии; расширяются сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучаются новые факты, связанные с окружностью; знакомятся обучающиеся с четырьмя замечательными точками треугольника; знакомятся обучающиеся с выполнением действий над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике. Актуальность. Большое значение для изучения ряда естественнонаучных предметов имеет аппарат исследования теоретических вопросов и решения задач, формируемый при изучении геометрии. Так, для изучения курса механики необходимо владение векторным и координатным методами, методом решения прямоугольных треугольников; при изучении оптики используются свойства симметрий в пространстве, а в трудовом обучении – измерения и построения. При изучении признаков равенства треугольников, решении треугольников можно привлекать сведения о съемках местности, а при изучении их подобия – сведения о масштабе (география, 7 класс). При введении координат и векторов целесообразно использовать сведения о графическом изображении сил (физика, 8 класс); о географических координатах (география, 7 класс). При изучении окружности, круга, сферы и шара можно использовать сведения о Земле и других небесных телах (естествознание, 6 класс), глобусе и карте, параллелях и меридианах (география, 7 класс), о делении окружности на равные части и сопряжениях (черчение). Знание способов построения изображений и умение выполнять их графический анализ, приобретенные на уроках черчения, используются в стереометрии. Знакомство с различными формами реальных предметов на уроках черчения, физики, химии, трудового обучения поможет формированию пространственных представлений учащихся. При изучении движений можно использовать знания учащихся о механическом движении (физика, 8 класс). При изучении геометрии существенно используются навыки работы с измерительными, разметочными и чертежными инструментами, сформированные в курсе трудового обучения и черчения. Принципами отбора содержания материала программы являются: - системность; - научность; - доступность; - возможность практического применения полученных знаний; - реалистичность, с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы за 68 ч. Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа. Конституция РФ. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия». Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями) Примерная программа. Математика 5-9 классы. М., 2021; Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20 Устав МАОУ « СОШ №18» Образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №18» Локальные акты. 3.Место курса «Геометрия» в учебном плане. При изучении курса математики на базовом уровне продолжает и получает развитие содержательная линия: «Геометрия». Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 часов из расчета 5 часов в неделю с 5 по 9 класс. 4.Указание количества учебных часов, на реализацию в объеме которых рассчитана рабочая программа. Содержание курса, представленное в настоящей Программа, рассчитано на 68 аудиторных учебных часов ( 2ч в неделю) по учебному плану школы. 5. Характеристика подросткового возраста и виды деятельности подростка. При обучении детей учитываются психологические особенности этой возрастной группы школьников. Для подростков характерны как негативные, так и положительные факторы: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера их деятельности. Данный период отмечается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества. Подростки ждут новых форм обучения, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, и их планированию и к управлению ими. Виды деятельности подростка, связанные с образовательными учреждениями: Совместно-распределенная учебная деятельность в личностноориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.). Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта. Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения. Деятельность управления системными объектами (техническими объектами, группами людей). Творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самоосознание. Спортивная деятельность, направленная на построение образа себя, самоизменение. Конкретные виды деятельности подростков, которые реализуются в образовательном учреждении, определяются самим образовательным учреждением совместно с заинтересованными другими участниками образовательного процесса. Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности. Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности. Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности. Освоить разные способы представления результатов своей деятельности. Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла. Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию. Научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства. Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними. 6.Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной программе. Программа конкретизирована для 8 класса, так как программа рассчитана на 5-9 классы. 7. Ценностные ориентиры учебного предмета Математическое образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная — с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры. Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виду таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В после школьной жизни реальной необходимостью в наши дни является непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше специальностей, где необходим высокий уровень образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится значимым предметом. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления и воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач — основной учебной деятельности на уроках математики — развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Обучение математике дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства. Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, его отличия от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, с историей великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека. 8. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования: личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; метапредметные: регулятивные универсальные учебные действия: умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы; умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения; понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; познавательные универсальные учебные действия: осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТкомпетентности); формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов; умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; коммуникативные универсальные учебные действия: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; Предметные универсальные учебные действия: учащиеся научатся: пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения; - распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации; - находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, симметрии); - решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств; - решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки - использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла; - вычислять длины линейных элементов фигур и их углы; использовать формулы площадей фигур; - вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций; - решать задачи на доказательство с использованием формул площадей фигур; - находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии). учащиеся получат возможность научиться: - распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их; - выполнять дополнительные построения; - решать простейшие планиметрические задачи в пространстве; - исследовать свойства планиметрических фигур с помощью компьютерных программ; - выполнять проекты по темам (по выбору). - применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов; - самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений; - основным способам представления и анализа статистических данных; решать задачи с помощью перебора возможных вариантов; 9. Содержание курса геометрии 8 класса (учебник Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина) Повторение(2ч) Признаки равенства треугольников. Признаки параллельности прямых. Четырехугольники(14ч) Многоугольник. Выпуклый многоугольник. Четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Задачи на построение. Прямоугольник. Ромб и квадрат. Осевая и центральная симметрия. Площадь(14ч)Понятие площади многоугольника. Площадь квадрата. Площадь прямоугольника. Площади параллелограмма, треугольника и трапеции. Теорема Пифагора. Подобные треугольники(19ч) Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных треугольников. Признаки подобия треугольников. Средняя линия треугольника. Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. Практические приложения подобия треугольников. О подобии произвольных фигур. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Значения синуса, косинуса и тангенса углов 30º ,45º и 60º . Окружность(17ч) Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности. Градусная мера окружности. Теорема о вписанном угле. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности. Повторение(2ч) Площади плоских фигур. Теорема Пифагора. Краеведение в условиях задач при изучении тем «Центральная и осевая симметрия», «Длина окружности. Площадь круга. Площадь кругового сектора». Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей программы воспитания: участие в школьном этапе ВОШ (сентябрь-октябрь), НПК «Шаг в будущее» (январь), в конкурсах проектов (февраль, апрель-май). Обучение может вестись дистанционно с использованием образовательных платформ Учи.ру, Якласс, РЭШ, ZOOM (облачной платформы для проведения онлайн- уроков). 10.Тематическое планирование по геометрии для 8 класса с определением основных видов учебной деятельности. Тематическое планирование по алгебре для 8-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО: - к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; - к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; - к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; - к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; - к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; - к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. 10.Тематическое планирование по геометрии для 8 класса с определением основных видов учебной деятельности № Наименование разделов и тем 1 Повторение Кол-во часов 2 Основные виды учебной Вид контроля деятельности Повторить признаки равенства Устный и комб. опрос, треугольников, соотношения между сторонами и углами треугольника, свойства 2 Четырехугольники 14 3 Площадь 14 4 Подобные треугольники 19 параллельных прямых при решении задач. Объяснить, какая фигура называется многоугольником, четырёхугольником, что такое выпуклый и невыпуклый многоугольник. Находить углы многоугольников. Применять свойства и признаки параллелограмма, трапеции, ромба, прямоугольник и квадрата при решении задач и доказательстве утверждений. Делить отрезок на равные части с помощью циркуля и линейки, уметь выполнять построение четырёхугольников. Строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией. Выводить формулу для вычисления площади прямоугольника и применять её при решении задач. Уметь доказывать формулы для вычисления площадей параллелограмма, треугольника и трапеции а также теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу и применять их к решению задач. Формулировать и доказывать теорему Пифагора и применять её при решении задач. Определять подобные треугольники, находить неизвестные величины из пропорциональных отношений, применять теорию при решении задач. Формулировать и доказывать признаки подобия треугольников и применять их при решении задач. Применять теоремы о средней линии треугольника и точке пересечения медиан Устный и комб. опрос, сам. и контр работы, матем.диктант, тесты Устный и комб. опрос, тесты, контр. и сам. работы Устный и комб. опрос, тесты, контр. и сам. работы треугольника, о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике, среднее геометрическое при решении задач. Доказывать основное тригонометрическое тождество. Применять все изученные формулы, значения синуса, косинуса и тангенса, метрические соотношения при решении задач. 5 Окружность 17 Показать все возможные Устный и комб. опрос, случаи взаимного тесты, контр. и расположения прямой и сам.работы окружности. Доказывать свойство и признак касательной, выполнять задачи на построение окружностей. Формулировать и доказывать теорему о биссектрисе угла, теорему о серединном перпендикуляре к отрезку и теорему о пересечении высот треугольника, выполнять построение замечательных точек треугольника. Формулировать и доказывать теорему об окружности, вписанной в многоугольник, и теорему об окружности, описанной около многоугольника, применять их к решению задач. 6 Повторение Итого 2 68 Разбор задач ОГЭ 11.Планируемые результаты изучения учебного предмета. В результате изучения геометрии ученик научится: пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения; распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации; находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос); оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов; решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств; решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки; решать простейшие планиметрические задачи в пространстве. использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла; вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур; вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов; вычислять длину окружности, длину дуги окружности; решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур; решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства). Ученик получит возможность научиться: пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира; распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение; изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач, осуществлять преобразования фигур; решать задачи на вычисление геометрических величин, применяя изученные свойства фигур и формулы; решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат и соображения симметрии; проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы и обнаруживая возможности для их использования; решать простейшие планиметрические задачи в пространстве; исследовать свойства планиметрических фигур с помощью компьютерных программ; выполнять проекты по темам (по выбору). 12.Учебно – методический комплект: 1. Атанасян Л.С. и др. Геометрия 7-9. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2020, М.Просвещение 2. Атанасян Л.С. и др. Изучение геометрии в 7-9 классах. Метод. рекомендации к учебнику. Книга для учителя. 2019 М., «Просвещение» 3. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии.8 класс. 2018 М. «ВАКО» 4. Зив Б.Г., Мейлер В.М., Баханкский А.Г. Задачи по геометрии для 7-9 классов. Книга для учителя. 2019 М., Дрофа 5. Т.М. Мищенко Геометрия. Тематические тесты 2019 М.,Просвещение 6. Государственные образовательные стандарты. 2020 «Вестник образования». Материально – техническое обеспечение учебного процесса Специфическое сопровождение (оборудование) классная доска с набором магнитов для крепления таблиц; персональный ноутбук; мультимедийный проектор; демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки); демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических фигур и тел, развертки геометрических тел; демонстрационные таблицы. 14. Контрольно- измерительные материалы: 1. Б.Г.Зив, В.М.Мейлер. Дидактические материалы по геометрии для 8 кл.-М.; Просвещение,2019 2. А.В.Фарков. Контрольные работы, тесты, диктанты по геометрии. – М.:Экзамен, 2018 3. П.И.Алтынов .Геометрия. Тесты. 7-9 кл. – М.: Дрофа, 2018. 4. А.П.Ершова, В.В. Голобородько. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии . М.; Илекса, 2019 15.Список литературы: Литература, использованная при подготовке программы: 1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010г № 1897) 2. Примерная программа, созданная на основе федерального государственного образовательного стандарта по предмету. М., Просвещение, 2010; 3. Программы по геометрии для 7 – 9 класса. Автор Л.С. Атанасян, Просвещение, 2018; 4.Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И. Геометрия 7-9. – М.: Просвещение, 2018; 5.Л.С.Атанасян Геометрия: учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений М., «Просвещение», 2019; 6.С.М.Саакян, В.Ф.Бутузов Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации для учителя М., «Просвещение», 2019; Литература, рекомендованная для учащихся: - В.Н.Литвиненко Сборник задач по геометрии 8 класс. - М.; Экзамен, 2019; - Тесты ОГЭ 2019-2020 - Я.И.Перельман. Занимательная геометрия. – М.; Издательство «Наука», 2015 Приложение к программе. Календарно – тематический план № Тема урока урока Повторение. Признаки равенства треугольников. 1 Повторение.Признаки параллельности прямых. 2 ГЛАВА VЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ §1. МНОГОУГОЛЬНИКИ. Многоугольник. Выпуклый многоугольник, п.39, 40. 3 Четырехугольник, п.41. 4 §2. ПАРАЛЛЕЛОГРАММ И ТРАПЕЦИЯ. Параллелограмм, п.42. 5 Свойства и признаки параллелограмма, п.43. 6 Решение задач на свойства и признаки параллелограмма. 7 Трапеция, п.44. 8 Трапеция, п.44. 9 Задачи на построение циркулем и линейкой. 10 §3. ПРЯМОУГОЛЬНИК. РОМБ. КВАДРАТ. Прямоугольник, п.45. 11 Ромб и квадрат, п.46. 12 Решение задач. 13 Осевая и центральная симметрии, 47. 14 Решение задач. 15 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 «Четырехугольники», 16 п.39-46. ГЛАВА VI ПЛОЩАДЬ. §1. ПЛОЩАДЬ МНОГОУГОЛЬНИКА. Понятие площади многоугольника. Площадь квадрата, 17 п.48, 49. Площадь прямоугольника, п.50. 18 §2. ПЛОЩАДИ ПАРАЛЛЕЛОГ РАММА, ТРЕУГОЛЬНИКА И ТРАПЕЦИИ. Площадь параллелограмма, п.51. 19 Площадь треугольника, п.52. 20 Площадь треугольника, п.52. 21 Площадь трапеции, п.53. 22 23 Решение задач. 24 25 26 27 28 29 30 Решение задач. §3. ТЕОРЕМА ПИФАГОРА. Теорема Пифагора, п.54. Теорема, обратная теореме Пифагора, п.55. Решение задач на применение теоремы Пифагора и обратной ей теоремы. Решение задач. Решение задач. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2 «Площадь», п.47-55. ГЛАВА VII ПОДОБНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ. §1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДОБНЫХ Кол час 1 1 14 2 1 1 6 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 1 1 14 2 1 1 6 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 1 19 2 Дата план Дата факт 31 32 33 34 35 36-37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 ТРЕУГОЛЬНИКОВ. Пропорциональные отрезки. п.56 Определение подобных треугольников, п.57. §2. ПРИЗНАКИ ПОДОБИЯ ТРЕУГОЛЬНИКОВ. Первый признак подобия треугольников, п.59. Второй и третий признаки подобия треугольников, п.60, 61. Решение задач на 2 и 3 признаки подобия треугольников КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №3 «Признаки подобия треугольников», п. 56-61. §3. ПРИМЕНЕНИЕ ПОДОБИЯ К ДОКАЗАТЕЛЬСТВУ ТЕОРЕМ И РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ. Средняя линия треугольника, п.62. Решение задач. 1 1 6 1 2 2 1 7 3 Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике, п.63. Решение задач. Практические приложения подобия треугольников. О подобии произвольных фигур, п.64, 65. §4. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ТРЕУГОЛЬНИКА. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника, п.66. Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30, 45 и 60, п.67. Решение задач. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №4 «Применение подобия к решению задач», п.62-67. ГЛАВА VIII ОКРУЖНОСТЬ . §1. КАСАТЕЛЬНАЯ К ОКРУЖНОСТИ. Взаимное расположение прямой и окружности, п.68. 17 3 1 Касательная к окружности, п.69. 2 §2. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ И ВПИСАННЫЕ УГЛЫ. 4 Градусная мера дуги окружности, п.70. 2 Теорема о вписанном угле, п.71. 2 §3. ЧЕТЫРЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ТОЧКИ ТРЕУГОЛЬНИКА. Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку, п.72. Теорема о пересечении высот треугольника, п.73. §4. ВПИСАННАЯ И ОПИСАННАЯ ОКРУЖНОСТИ. 2 2 3 1 1 1 1 3 2 1 6 Вписанная окружность, п.74. 2 Описанная окружность, п.75. 2 Решение задач. 2 65 66 67 68 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №5 «Окружность», п.68-75. Повторение Повторение Темы рефератов: 1.Золотое сечение. 2. Виды симметрии. 3.Доказательства теоремы Пифагора 4.Практические приложения подобия треугольников. 5. Замечательные точки треугольника. 1 2 Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету Учитель: ___________________________________________________________________ Предмет: ___________________________________________________________________ Класс: ______________________________________________________________________ № урока Тема по КТП План. , ч. Факт ., ч. Причина корректировки Способ корректировки Согласовано