Рабочая программа Музыка 7 кл

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Улан-Удэ

Рабочая программа учебного предмета
«Музыка»
7 класс

Составитель программы - Орлова Ольга Сергеевна, учитель музыки.

г. Улан-Удэ - 2022

2.Пояснительная записка.
Главной темой программы 7 класса является тема «Классика и современность».
Предметом рассмотрения в 7 классе являются вечные темы классической музыки и их
претворение в произведениях различных жанров; художественные направления, стили
и жанры классической и современной музыки; особенности музыкальной драматургии
и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров – опере, балете,
мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др.
В сферу изучения входят также жанровые и стилистические особенности музыкального
языка, единство содержания и формы музыкальных произведений. Особое внимание
уделяется изучению стиля, который рассматривается как отражение мироощущения
композитора, как отражение музыкального творчества и исполнения, присущего
разным эпохам.
Цель: освоение умения ориентироваться в разных музыкальных явлениях, событиях и
жанрах, давать оценку звучащей музыки.
Задачи:
Образовательные - применять термин «драматургия» не только произведениям
музыкально-сценических, театральных жанров, но и к
произведениям, связанным с многогранным раскрытием
музыкальных образов, для характеристики
инструментально-симфонической музыки;
- приобщать к музыке как эмоциональному, нравственноэстетическому феномену, осознание через музыку
жизненных явлений, овладение культурой отношений,
запечатленной в произведениях искусства.
Развивающие - проявить закономерности музыкальной драматургии в построении
целого произведения и составляющих его частей, в логике их
развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их
сопоставлении по принципу сходства или различия — в
повторении, варьировании, контрастном взаимодействии
музыкальных интонаций, тем, эпизодов;
- развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления,
воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;
- проявить и использовать умения наблюдать за жизнью одного
или нескольких образов, существующих в рамках одного
произведения;
- выявлять связи между музыкальными образами, определять
характер их взаимодействия и развития в произведениях
крупной формы различных жанров (опера, балет, симфония и др.);
- выявлять идейно-эстетическое содержание с опорой на знания
об общности законов развития музыки и жизни.
Воспитательные - эмоционально-ценностного отношения к музыке;
- устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего
народа и других народов мира;
-музыкального вкуса к самостоятельному общению с
высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию;
- слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Общая характеристика предмета.
Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия: тема первого
полугодия - «Особенности драматургии сценической музыки». Стиль как отражение
эпохи, национального характера. Индивидуальности композитора: Россия – Запад.
Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов. Взаимосвязь музыки с литературой и
изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения
музыкально – драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль,
хор, сцена и др. Приемы симфонического развития образов.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство
исполнителя. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на
телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении
учащимися содержания музыкальных образов.
Тема второго полугодия - «Особенности драматургии камерной и симфонической
музыки».
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме,
симфонической сюите, сонатно – симфоническом цикле. Сопоставление драматургии
крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и
инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла:
поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического
колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.
Переинтонирование классической музыки в современных обработках.
Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и
исполнительские коллективы.
Актуальность – одной из актуальных задач современного образования и воспитания
является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного
края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.
Реализация данной программы опирается на следующие принципы музыкального
образования:
• увлеченность,
• триединство деятельности композитора – исполнителя - слушателя;
• опора на отечественную музыкальную культуру.
• принцип системности;
• принцип научности.
Данная программа составлена на основании нормативно – правовых документов:
1.Конституция РФ.
2.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации".
3.Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике
Бурятия».
4.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования,
утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г № 1897
с изменениями .
5. Примерная программа Музыка 5-9 классы М., 2018

6.Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20
7.Устав МАОУ « СОШ №18»
8.Образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №18»
9.Локальные акты МАОУ « СОШ №18»
4.Место предмета в базисном учебном плане.
Рабочая программа по музыке в 7-х классах составлена на основе государственного
образовательного стандарта общего образования по искусству, примерной программы
общего образования по музыке и содержания программы «Музыка. 5-7 классы».
Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. М.: «Просвещение», 2011 в соответствии с ФГОС 2
поколения.
1. Указание количества учебных часов, на реализацию в объеме которых
рассчитана рабочая программа.
Содержание курса, представленное в настоящей Программе, рассчитано на 35
аудиторных учебных часов (1 час в неделю) по Учебному плану школы.
2. Характеристика возрастных особенностей школьников.
В этом возрасте у ребят проявляется личностное новообразование — это чувство
одиночества, первое глубокое чувство, открытие своего внутреннего мира.
Происходит существенное изменение самосознания — повышается значимость
собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности
перерастают в целостное отношение к себе.
Отношения в классах становятся достаточно ровными и стабильными. Доверительность
становится качеством общения со взрослыми, чувство дружбы - более избирательным.
В классах можно наблюдать примеры длительной дружбы ребят друг с другом, которая
переходит в доверительность и исповедальность, в отношениях преобладает принцип
сходства и равенства.
У ребят этого возраста обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным
предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях — одна из самых
характерных черт нынешнего подростка.
Появляется интерес к собственной личности; установка на обширные
пространственные и временные масштабы, которые становятся важнее текущих,
сегодняшних; появляется стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям,
героизму, испытанию себя;
Появляется сопротивление, стремление к волевым усилиям, перерастающее иногда в
свои негативные варианты.
Все эти особенности характеризуют активность подростка, направленную на
построение образа себя в мире. Подросток пробует активно взаимодействовать,
экспериментировать с миром социальных отношений.
6. Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной
программе.
Программа конкретизирована для 7 класса, так как программа рассчитана на возраст
данного класса.
7. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды
искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений,
нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют
духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы
раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном
материале, а также введении параллельного и методически целесообразного
литературного и изобразительного рядов. В программе 6 класса рассматривается
многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной,
инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ
рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности,
выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа
музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в
музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и
современной музыки. Музыка в семье искусств.
Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается
русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной
традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют
у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в
художественной картине мира.
Контроль осуществляется в следующих видах: входной, текущий, тематический,
итоговый.
Формы контроля. При организации учебно-воспитательного процесса для реализации
программы «Музыка» 6 класс предпочтительными формами организации учебного
предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные,
наблюдение, самостоятельная работа, тест.
Виды организации учебной деятельности:конкурс, викторина, самостоятельная работа,
творческая работа
драматургического развития.
8.Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает определенные результаты.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей степени
общего образования и отражают:
• устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально- творческой
деятельности;
• общее понятие о значении музыки в жизни человека, значение основных
закономерностей музыкального искусства на примере пройденных музыкальных
произведений, общее представление о музыкальной картине мира;
• элементарные умения и навыки в различных видах учебно – творческой
деятельности.
Метапредметные результаты освоения учащимися
подразумевают:

программы по музыке

•
•

•
•

•
•

•

проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения
учебными действиями;
оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение
своего предназначения в ней; размышление о воздействии музыки на человека,
ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
использование разных источников информации; стремление к самостоятельному
общению с искусством и художественному самообразованию;
определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор
средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных
ситуациях;
применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения
разнообразных художественно-творческих задач;
наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных
произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной
культуры;
участие в жизни класса, школы, города и др., общение, взаимодействие со
сверстниками в совместной творческой деятельности.

Личностными результатами освоения учащимися программы по музыке являются:
• развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоциональноценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее
стилей, форм и жанров;
• совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в
области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
• овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной
музыкально-творческой деятельности;
• приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и
содержательной музыкально-учебной деятельности;
• сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения
различных музыкально-творческих задач.

9.Содержание программы.
I полугодия «Особенности драматургии сценической музыки»
Урок 1 Классика и современность (1ч)
Понятия «классика», «классика жанра», «стиль». Вечные темы классической музыки.
Современность классической музыки. Понятия «стиль эпохи», «национальный стиль»,
«индивидуальный стиль автора».
Урок 2-5 В музыкальном театре. Опера. (4ч)
Сюжет и программа балета «Чудесный клад»
Опера «Иван Сусанин». Но эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба
народная вая. Родина моя! Русская земля. Определения оперы, драматургии, конфликта
как основы драматургического развития. Этапы сценического действия: экспозиция,
завязка, развитие, кульминация, развязка. Строение оперы.

Жанры оперы: эпический, лирический, драматический, комический. Опера «Иван
Сусанин» - отечественная героико-трагическая опера.
Конфликтное противостояние двух сил как основа драматургического развития оперы.
Глинка М.И. – основоположник русской классической оперы. Этапы сценического
действия в опере «Иван Сусанин».
Составные номера оперы: каватина и рондо, дуэт, романс, ария, речитатив и др
Урок 6-7 Опера «Князь Игорь». Портрет половчан. Плач Ярославны.(2ч)
Жанр эпической оперы. Героические образы русской истории. Народ – основное
действующее лицо оперы. Этапы сценического действия в опере «Князь Игорь».
Музыкальная характеристика князя Игоря. Сопоставление двух противоборствующих
сил как основа драматургического развития оперы. Музыкальная характеристика
половцев. Женские образы оперы.
Урок 8-9 В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна» (2ч).
Определение балета. Составные номера балета: дивертисмент, па-де-де, па-де-труа,
гран-па, адажио, хореографические ансамбли и другие. Основные типы танца в балете:
классический и характерный. Характерные особенности современного балетного
спектакля. Необычный жанр балета – «хореографические размышления в трех
действиях по мотивам «Слова о полку Игореве». Сопоставление двух
противоборствующих сил как основа драматургического развития балета. Женские
образы балета. Жанр молитвы в балете. Сравнение образных сфер балета с образами
оперы «Князь Игорь» Бородина А.П.
Урок 10 В музыкальном театре. Мой народ – американцы. «Порги и Бесс». Первая
американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля.(1ч)
Д. Гершвин – создатель национальной классики XX века. Жанры джазовой музыки –
блюз, спиричуэл. Симфоджаз – стиль, соединивший классические традиции
симфонической музыки и характерные приемы джазовой музыки.
Понятие легкой и серьезной музыки.
«Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Исполнительская
трактовка. Конфликт как основа драматургического развития оперы. Музыкальные
характеристики главных героев: Порги и Спортинга Лайфа. Сравнение музыкальных
характеристик Порги и Ивана Сусанина. Развитие традиций оперного спектакля.
Урок 11 Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе
и Эскамильо.(1 ч)
«Кармен» на сцене бурятского театра.
Оперный жанр драмы. Непрерывное симфоническое развитие в опере. Раскрытие
музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки.
Раскрытие музыкального образа Хозе через интонации французских народных песен,
военного марша и лирического романса.
Музыкальная характеристика Эскамильо.
Урок 12. Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире.

Новое прочтение оперы Ж.Бизе в балете Р.Щедрина. Музыкальная драматургия балета
Р.Щедрина. Современная трактовка темы любви и свободы. Понятие легкой и
серьезной музыки. Музыкальные характеристики Кармен, Хозе и Тореро.
Урок 13-14 Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к
радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и
Утрени.(2ч)
Характерные особенности музыкального языка И.С. Баха. Современные интерпретации
музыкальных произведений Баха И.С.
Вокально-драматический жанр мессы. Сопоставление двух образных сфер.
Музыкальные образы всенощной.
Урок 15 Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы. Главные связи. (1ч)
Жанр рок-оперы. Контраст главных образов рок-оперы как основа драматургического
развития. Лирические и драматические образы оперы. Музыкальные образы Христа,
Марии Магдалины, Пилата, Иуды.
Урок 16-17 Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гогольсюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты».
«Музыканты – извечные маги».(2ч)
Роль музыки в сценическом действии. Контрастность образных сфер театральной
музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах.
Выразительность и контрастность музыкальных характеристик главных героев
спектакля и его сюжетных линий. Понятие полистилистики.
II полугодия «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»
Урок 18 -19 Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления
музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.
Закономерности музыкальной драматургии. Приемы развития музыки: повтор,
варьирование, разработка, секвенция, имитация. Особенности драматургии светской и
духовной музыки.
Урок 20 Камерная инструментальная музыка. Этюд.
Особенности развития музыки в камерных жанрах. Мастерство знаменитых пианистов
Европы Листа Ф. и Бузони Ф. Понятия «транскрипция», «интерпретация».
Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Жанр этюда в творчестве
Шопена Ф. и Листа Ф.
Урок 21 Транскрипция.
Транскрипция как жанр классической музыки. Фортепианные транскрипции
музыкальных произведений. Сравнительные интерпретации.
Урок 22 Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо.
Особенности формы инструментального концерта. Характерные черты музыкального
стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия концерта. Понятие полистилистики.

Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация
искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита.
Урок 23 Сюита в старинном духе А. Шнитке.
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в симфонической сюите.
Особенности формы сюиты. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А.
Музыкальная драматургия сюиты. Переинтонирование классической музыки в
современных обработках.
Урок 24 Соната. Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена.
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Особенности
драматургии в циклических формах сюиты и сонаты. Форма сонатного allegro.
Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты
музыкального стиля Бетховена Л. И Шопена Ф. Выдающиеся исполнители: Рихтер С.,
Спиваков В., Башмет Ю., Плетнев М.
Урок 25 Соната № 2 С.С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта.
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме.
Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты
музыкального стиля композиторов: Прокофьева C.C. или Моцарта В.А.Моцарта.
Урок 26 -27 Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна.
Симфония №40 В.-А. Моцарта. Симфония №1 («Классическая») С.С. Прокофьева.
Особенности драматургического развития в жанре симфонии. Симфония – «роман в
звуках». Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле.
Лирико-драматические образы симфонии В.-А. Моцарта. Характерные черты
музыкального стиля композиторов: Й. Гайдна и В.-А. Моцарта. Претворение традиций
и новаторства в музыке Прокофьева С.С.
Урок 28 Симфония №5 Л. Бетховена.Симфония№8 («Неоконченная») Ф. Шуберта.
Автобиографичный подтекст симфонии Л. Бетховена. Драматические образы
симфонии Л. Бетховена. Тождество и контраст – основные формы развития музыки в
симфонии. Характерные черты музыкального стиля Л. Бетховена.
Романтические, лирико-драматические образы симфонии Шуберта Ф. Характерные
черты музыкального стиля Шуберта Ф.
Урок 29 Симфония №1 В. Калиникова. Картинная галерея.
Автобиографичный подтекст симфонии Чайковского П.И Столкновение двух сил в
симфонии: созидающей и разрушающей.
Урок 30 Симфония №5 П.И. Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская»)
Д.Д. Шостаковича.
Автобиографичный подтекст симфонии Чайковского П.И Столкновение двух сил в
симфонии: созидающей и разрушающей.

Характерные черты музыкального стиля Чайковского П.И. Воплощение исторических
событий в симфонии. Контрастное сопоставление симфонических образов
Шостаковича Д.Д. Характерные черты музыкального стиля Шостаковича Д.Д.
Урок 31 Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.
Жанр инструментального концерта. История создания жанра концерта. Особенности
драматургического развития в концерте Хачатуряна А. Характерные черты стиля
композитора Хачатуряна А.
Урок 32 «Рапсодия в стиле блюз» Д. Гершвина.
Представление о жанре рапсодии, симфоджазе, приемах драматургического развития в
музыке Гершвина Д.
Урок 33 Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси.
Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Приемы драматургического
развития в симфонической картине «Празднества». Характерные черты музыкального
стиля Дебюсси К.
Урок 34 Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть
музыка звучит.
Современные певцы Бурятии.
Обработки мелодий разных народов мира. Выразительные возможности фольклора в
современной музыкальной культуре. Известные исполнители музыки народной
традиции. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.
Урок 35 Пусть музыка звучит! Исследовательский проект.
Защита исследовательских проектов.
Практические работы - исследовательская работа – проекты, выступления с
сообщениями по темам уроков, дифференцированные задания.
Самостоятельные работы – защита кроссвордов, презентаций, составление и
оформление афиш концертов и спектаклей.
Внеурочная работа заключается в изучении музыки своего народа .
Краеведческий материал:
I полугодия «Особенности драматургии сценической музыки».
Урок 2-5 В музыкальном театре. Опера. Сюжет и программа балета «Чудесный клад»
Урок 11 Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе
и Эскамильо. «Кармен» на сцене бурятского театра.
II полугодия «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»
Урок 34 Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть
музыка звучит.
Современные певцы Бурятии.
10. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности.

Изучение музыки дает возможность реальной интеграции со смежными
предметными областями (историей и обществознанием, русским языком и
литературой, ИЗО и мировой художественной культурой).
Формирует коммуникативную, информационную и социально – эстетическую
компетентности, используя методы эстетической коммуникации, раскрывает
диалоговые формы общения с произведенями искусства.
Уроки музыки развивают в себе индивидуальный художественный вкус,
эмоциональную сферу. Воспитывают эстетические ценности, учат высказывать
мнения о достоинствах произведений высокого и массового искусства.
Проявляют устойчивый интерес к искусству, художественным музыкальным
традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
№
п/п
1
2

3

4-5

6

7-8

9

Наименования разделов
программы

Количе
Виды учебной
Виды контроля
ство
деятельности
часов
Особенности музыкальной драматургии сценической музыки
1
Вводный
Классика и соБеседа. Устный
временность
контроль. Слушание
музыки. Хоровое пение
1
В музыкальном театре.
Расширение и
Хоровое пение. Устный
Опера
углубление знаний
контроль.
Интонационнообразный анализ
прослушанной музыки
Опера
1
Расширение и
Устный контроль.
М. И. Глинки «Иван
углубление знаний Слушание музыки.
Сусанин»
Интонационнообразный анализ
Опера А. П. Бородина
Устный контроль.
2
Сообщение и
«Князь Игорь»
Слушание музыки.
усвоение новых
Интонационно- образный
знаний
анализ. Вокальнохоровое интонирование
Устный контроль.
В музыкальном театре.
1
Расширение и
Балет
углубление знаний Слушание музыки.
Хоровое пение.
Пластическое интонирование
2
Устный контроль.
Балет Б. И. Тищенко
Сообщение и
Слушание музыки.
«Ярославна»
усвоение новых
Интонационно- образный
знаний
и сравнительный анализ.
Вокально-хоровое
интонирование.
Определение тембров
музыкальных
инструментов. Хоровое
пение
1
Беседа.
Устный,
Повторение и
Героическая тема в
письменный контроль.
обобщение
русской
Слушание музыки.
полученных
музыке

знаний

10
11

В музыкальном театре.
«Мой народ - американцы». Опера Дж.
Гершвина «Порги и
Бесс»

2

Сообщение и
усвоение новых
знаний

1213

Опера Ж. Бизе
«Кармен»

2

Сообщение и
усвоение новых
знаний

14

Балет Р. К. Щедрина
«Кармен- сюита»

1

Сообщение и
усвоение новых
знаний

15

Сюжеты и образы
духовной музыки

1

Расширение и
углубление знаний

16

Рок-опера Э. Л.
Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда»

1

Расширение и
углубление знаний

17

Музыка к драматическому
спектаклю Д. Б.
Кабалевского «Ромео и
Джульетта»

1

Расширение и
углубление знаний

18

«Гоголь-сюита» из
музыки А. Г. Шнитке к

1

Сообщение и
усвоение новых

Хоровое пение.
Сравнение музыкальных
и художественных произведений
Устный контроль.
Слушание музыки.
Интонационно- образный
и сравнительный анализ.
Хоровое пение. Определение средств
музыкальной выразительности
Устный контроль.
Слушание музыки.
Интонационно- образный
и сравнительный анализ.
Вокально-хоровое
интонирование.
Исполнение ритмического аккомпанемента под фонограмму. Хоровое пение
Устный контроль.
Слушание музыки.
Интонационно- образный
и сравнительный анализ.
Определение средств
музыкальной выразительности. Вокально- хоровое
интонирование
Беседа. Устный контроль.
Слушание музыки. Интонационно-образный и
сравнительный
Устный контроль.
Слушание музыки.
Интонационно- образный
анализ. Определение тембров музыкальных
инструментов.
Выявление средств
музыкальной выразительности. Хоровое
пение
Устный контроль.
Слушание музыки.
Интонационнообразный и
сравнительный анализ.
Хоровое пение
Устный контроль.
Рассуждение. Слушание

спектаклю «Ревизская
сказка»

19

20

21

22

23

24
25

26
30

знаний

музыки. Интонационнообразный и сравнительный анализ
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки
1
Музыкальная
Расширение и
Беседа. Устный
драматургия - развитие
углубление знаний. контроль. Слушание
музыки
Сообщение новых
музыки. Хоровое пение
знаний
1
Два направления
Расширение и
Беседа. Устный опрос.
музыкальной культуры:
углубление знаний Слушание музыки.
светская и духовная
Хоровое пение
музыка
1
Камерная инстРасширение и
Устный контроль.
рументальная, музыка:
углубление знаний
Слушание музыки.
этюд
Интонационнообразный и сравнительный анализ.
Хоровое пение
Транскрипция
1
Расширение и
Устный и письменный
углубление знаний контроль. Слушание
музыки. Выявление
средств музыкальной выразительности.
Определение формы
музыкального
произведения. Рассуждение. Хоровое пение
1
Циклические формы
Расширение и
Устный и письменный
инструментальной мууглубление знаний контроль. Слушание
зыки
музыки. Интонационнообразный анализ.
Определение тембров
музыкальных
инструментов. Хоровое
пение
Соната
2
Расширение и
Устный и письменный
углубление знаний
контроль. Беседа.
Слушание музыки.
Интонационно-образный
и сравнительный анализ.
Определение приемов
музыкального развития.
Хоровое пение
Симфоническая музыка
5
Расширение и
Устный и письменный
углубление знаний контроль. Беседа по теме
занятий. Слушание музыки. Интонационнообразный и
сравнительный анализ.
Определение тембров
музыкальных инструментов, приемов

Симфоническая
картина «Празднества»
К. Дебюсси

1

Сообщение и
усвоение новых
знаний

32

Инструментальный
концерт

1

Расширение и
углубление знаний

33

Дж. Гершвин.
«Рапсодия в стиле
блюз»

1

Расширение и
углубление знаний

I

Расширение и
углубление знаний.
По- вторительнообобщающий урок

31

3435

Пусть музыка звучит!

развития музыки,
жанровой принадлежности. Вокальнохоровое интонирование и
хоровое пение
Устный контроль.
Слушание музыки.
Определение формы,
средств музыкальной
выразительности. Выявление связей между
музыкой и живописью.
Хоровое пение
Устный и письменный
контроль. Слушание
музыки. Интонационнообразный анализ.
Определение принципов
развития музыки. Хоровое пение
Беседа. Устный
контроль.
Интонационно-образный
анализ.
Устный и письменный
контроль. Беседа.
Хоровое пение.
Определение тембров
музыкальных инструментов

11. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Выпускник научится:
-понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
-знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их
произведений;
-развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности
(выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
-совершенствовать умения и навыки самообразования.
Выпускник получит возможность научиться:
- различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
- уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных
произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная,
религиозная, современная;
- анализировать различные трактовки одного и то же произведения, аргументируя
исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
- уметь раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе
взаимодействия различных видов искусства;
- владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического

репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых
музыкальных сочинений;
-иметь представление о приёмах взаимодействия и развития образов музыкальных
сочинений.
12.Учебно-методический комплект:
Учебные пособия:
• «Рабочая тетрадь «Музыка. 7 класс» М., Просвещение, 2020 г.
• Сергеева Г.П. «Музыка. 7 класс» фонохрестоматия. 1 СD, mp 3, М,
Просвещение, 2020 г.
• Учебник «Музыка. 7 класс», М., Просвещение, 2020г.
• Фонохрестоматия для 6класса (6 аудио кассет)
• Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 7 класс», М.,
Просвещение, 2020г
Методические пособия:
• Программа общеобразовательных учреждений «Музыка 1- 7классы. Искусство
8-9 классы», М., Просвещение, 2011г.
• Методическое пособие для учителя «Музыка 5-7 классы», М., Просвещение,
2012
• «DVD «Комплекс Уроков по Музыке по ФГОС»
• Диски, кассеты.
• Новинки музыкальной литературы.
13. Материально - техническое обеспечение образовательного процесса:
Печатное пособие:
 Г.П. Сергеева.Программа общеобразовательных учреждений «Музыка 5-7
классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2011г.
 Методическое пособие для учителя «Музыка 7 классы», М., Просвещение, 2012
 Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 7 класс», М.,
Просвещение, 2009 г
 Журнал «Музыка в школе»
Технические средства обучения: ноутбук, фортепиано, музыкальный центр,
музыкальные инструменты.
Цифровые средства обучения:
 «DVD «Комплекс Уроков по Музыке по ФГОС»
 Г.П.Сергеева «Музыка. 6 класс» фонохрестоматия. 1 СD, mp 3, М,
Просвещение, 2009 г.
 Фонохрестоматия для 7 класса (6 аудио кассет)
 Диски, кассеты.
 Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и
Мефодий»
 Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
 Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
 Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
Учебно – практическое оборудование:
 Справочные пособия
 Дидактический раздаточный материал
 Альбомы с демонстрационным материалом
 Портреты композиторов



Театральный реквизит

14. Контрольно – измерительные материалы:
1.Задания в рабочей тетради для 7 класса.
2.Ребусы, шарады, сканворды о музыкантах. Я.Экерт. «500 музыкальных загадок».
Москва. «Советский композитор №, 1972 г.
3. Е.Е.Ткачева. « Музыкальный вернисаж». Методическое пособие.
Санкт - Петербург. «Книжный мир». 2004 г.
4. Л.В.Золина. «Уроки музыки» с применением инфомационных технологий.
1-8 классы.
Москва. Глобус. 2008 г.
5. Е.А.Смолина. «Современный урок музыки». Творческие приемы и задания.
Ярославль. Академия развития. 2007 г.
6. Е.Н.Арсенина. «Музыка». Тематические беседы, театрализованные концерты,
музыкальная игротека Волгоград. «Учитель». 2008 г.
7. И.Д. Агеев. «Занимательные материалы по музыке, театру, кино».
Методическое пособие. М. «Творческий центр» 2006 г.
9.Список литературы для учителя.
1.Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
2.Безбородова Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных
учреждениях. Л.А. Безбородова , Ю.Б. Алиев. – М.: Академия: 2002.
3.Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе»,
М., Академия, 2000г.
4.Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе» М. Астрель-Аст, 2003 г.
5.«Комплекс Уроков по Музыке по ФГОС»
6.«Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых
документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.
7.«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
8.Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»
9. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
10.Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
11.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
12. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
13.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
14.«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
15.Смолина Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания/Е.А.
Смолина. – Ярославль: Академия развития, 2007.
16. Узорова О.В., Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М. Астрель-Аст, 2005 г.
17.Федеральный компонент государственного стандарта основного общего
образования.
Список литературы для учащихся.
1. Агапова И.А. Лучшие музыкальные игры для детей/
И.А. Агапова. М.А. Давыдова- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА»,
2006.
2.Булучевский Ю.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся.
Ю.С. Булучевский. В.С. Фомин. – Л, Музыка, 1988.
3.Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке/
Д.Б. Кабалевский. – м.: Просвещение. 1989.
4.Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца./
Д.Б. Кабалевский. – М.: Просвещение, 1989

10. Календарно – тематический план.
№
урока

Кол –
Название темы
Дата по плану
Дата по
во
факту
часов
1 раздел Особенности музыкальной драматургии сценической музыки(17ч)
1
1
Классика и современность
1 неделя
сентября
2-3
2
В музыкальном театре. Опера
2 и 3 неделя
сентября
4-5
2
Опера М.И. Глинки «Иван
4 неделя
Сусанин»
сентября,
1 неделя октября
6-7
2
Опера А.П. Бородина «Князь
2 и 3 неделя
Игорь»
октября
8
1
В музыкальном театре. Балет
4 неделя октября
9
1
Балет Б.И. Тищенко «Ярославна» 1 неделя ноября
10
1
В музыкальном театре. Опера Дж. 2 неделя ноября
Гершвина «Порги и Бесс»
11
1
Опера Ж. Бизе «Кармен»
3 неделя ноября
12
1
Балет Р.К. Щедрина «Кармен4 неделя ноября
сюита»
13-14
2
Сюжеты и образы духовной
1 и 2 неделя
музыки
декабря
15
1
Рок-опера Э.Л. Уэббера «Иисус
3 неделя декабря
Христос – супер звезда»
16-17
2
Музыка к драматическому
4 неделя декабря
спектаклю. «Ромео и Джульетта»
и 1 неделя
«Гоголь – сюита» «музыканты –
января
извечные маги»
2 раздел Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (18 ч)
18
1
Музыкальная драматургия –
2 неделя января
развитие музыки
19
1
Два направления в музыкальной
3 неделя января
культуре: светская и духовная
музыка
20
1
Камерная инструментальная
4 неделя января
музыка: этюд
21
1
Транскрипция
1 неделя февраля
22
1
Циклические формы
2 неделя февраля
инструментальной музыки
23
1
Сюита в старинном духе.
3 неделя февраля
А.Шнитке.
24
1
4 неделя февраля
Соната №8 (Патетическая)
Бетховена.
25
1
1 неделя марта
Соната № 2 Прокофьева. Соната
26-27

2

28

1

№11 Моцарта.
Симфоническая музыка № 103
Гайдна.
Симфония №5 Л.Бетховена.

2 и 3 неделя
марта
4 неделя марта

29

1

30

1

31

1

32

1

33

1

34

1

35

1

Симфония № 8 Шуберта.
Симфония№1 Калинникова.
Картинная галерея.
Симфония №5 Чайковского.
Симфония № 7 «Ленинградская»
Шостаковича
Инструментальный концерт.
Концерт для скрипки с оркестром
Хачатуряна.
Дж.Гершвин «Рапсодия в стиле
блюз»
Заключительный урок
Симфоническая картина
«Празднества» Дебюсси.
Музыка народов мира.
Популярные хиты из мьюзиклов и
рок – опер.
Пусть музыка звучит!

Исследовательские проекты:
• «Жизнь дает для песни образы и звуки»;
2 «Музыкальная культура родного края
3.«Классика на мобильных телефонах»;
4.«Есть ли у симфонии будущее?»;
5.«Музыкальный театр: прошлое и настоящее»;
6.«Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»;
7.«Музыка народов мира: красота и гармония».

1 неделя апреля
2 неделя апреля

3 неделя апреля
4 неделя апреля
1 неделя мая
2 неделя мая
3 и 4 неделя мая


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».