Химия 8 кл, Куриганова И.А.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18 им. М.А.Концова» г. Улан-Удэ

Рабочая программа учебного предмета
химия
8 класс

Составитель программы: Куриганова И.А

г. Улан-Удэ-2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика предмета. Химия - неотъемлемая часть культуры. Предмет
химии специфичен. Успешность его изучения связана с овладением химическим языком,
соблюдением техники безопасности при выполнении химического эксперимента,
осознанием многочисленных связей химии с другими науками. Знание законов химии
даёт возможность управлять химическими превращениями веществ. Основными
проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их
свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование
закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения
веществ, материалов, энергии. Вещество — знания о составе и строении веществ, их
важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;· химическая
реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ,
способах управления химическими процессами; применение веществ — знания и опыт
практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в
повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на
транспорте;· язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, в которых
они описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том числе и
тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с
естественного языка на язык химии и обратно, содержание представлено по разделам:
«Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)»,
«Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Строение вещества»,
Цель данного курса: Формирование естественнонаучной ( химической)картины мира и
развитие ключевых компетентностей учащихся.
Задачи:
1)формирование у учащихся знания основ химической науки: важнейших факторов,
понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений
мировоззренческого характера. Умения описывать свойства различных веществ,
сгруппированных по классам, а так же показывать связь между их строением и
свойствами
2) Развитие личности обучающихся: их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически
целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности. Развитие умений
наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, в
повседневной жизни
3)Воспитывать у учащихся ценностного отношения к природе .здоровью человека
4) способствовать развитию ключевой компетенции личности в сфере интеллектуальной,
коммуникативной.
Актуальность естественнонаучного образования трудно оспорить. Естественнонаучное
образование - один из компонентов подготовки подрастающего поколения к
самостоятельной жизни. Наряду с гуманитарным, социально-экономическим и
технологическим компонентами образования оно обеспечивает всестороннее развитие
личности ребенка за время его обучения и воспитания в школе.
В течение первого года обучения химии (8 класс) направлено на: 1 формирование у
обучащихся фундаментальных химических знаний, химического мышления.
2) овладение химического языка
3)формирование умений обращения с химическими веществами, простейшими
приборами, соблюдение правил ТБ.
4) развитие у учащихся коммуникативной компетенции.
В содержании данного курса представлены основополагающие теоретические
сведения по химии, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их

свойств от строения, исследование закономерностей химических превращений и путей
управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
В качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты,
изучаемые в курсе химии. Основу познавательных ценностей составляют научные
знания и научные методы познания. Развитие познавательных ценностных ориентаций
содержания курса химии позволяет сформировать:
 уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
 понимание необходимости ЗОЖ;
 потребность в выполнении правил безопасного использования веществ в
повседневной жизни.
Курс химии позволяет формировать коммуникативные ценности, основу которых
составляет процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации
курса способствуют:
 правильному использованию химической символики и терминологии;
развитию потребности вести диалог, участвовать в дискуссии, выслушивать мнение
оппонента, открыто и аргументировано отстаивать свою точку зрения
Место предмета в базисном учебном плане.
Для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе основного общего
образования для общеобразовательных учреждений РФ отводится 68 часов (2ч в неделю).
Принципами отбора содержания материала программы являются:
системность;
научность;
доступность;
возможность практического применения полученных знаний; -реалистичность, с точки
зрения возможности усвоения основного содержания программы за 68часов
Настоящая рабочая программа разработана на основе:
Конституция РФ
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273 "Об образовании в Российской
Федерации»
 Закон Республики Бурятия от 13.12.2013г. №240-V "Об образовании в Республике
Бурятия»
 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010
№1897
«Об
утверждении
Федерального
государственного
образовательного стандарта основного общего образования»).
 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28)
 Конвенция о правах ребенка
 Примерных программ основного (общего) образования по химии (базовый
уровень), соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта
общего образования (базовый уровень).
 Устав МАОУ СОШ №18
 Образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №18.
 Локальные акты.
Место предмета в базисном учебном плане.
Для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе основного общего
образования для общеобразовательных учреждений РФ отводится 68 часов (2ч в
неделю).



Материал комплекта полностью соответствует Примерной программе по химии
основного общего образования, обязательному минимуму содержания, рекомендован
Министерством образования РФ.
Данная рабочая программа составлена по курсу «Химия» 8 класс.
Программа рассчитана на 68 часов. 2 часа в неделю составлена на основе рабочей
программы предметной линии учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. ФГОС.
Химия. 8-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений, сост. Гара
Н. Н., М. «Просвещение», 2011 г.; Учебника: Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. 8
класс. ФГОС.: учебник для общеобразовательных учреждений / Рудзитис Г. Е. - М.:
Просвещение, 2022.
Краткая характеристика возраста детей и ведущих видов их деятельности.

Курс предназначен для изучения в 8 классе общеобразовательной школы (возраст
учащихся 14-15 лет). Особенности возрастного периода ребенка 14-15 лет характеризуются необходимостью изменить привычные методы обучения и воспитания, изменить
удачные в прошлом формы влияния и воздействия на школьников, в частности формы
контроля за их обучением и учебной деятельностью. Приходится отказаться от многих из
этих форм и найти какие-то новые методы, приемы и средства учебного и
воспитательного воздействия. Все эти особенности характеризуют активность подростка,
направленную на построение образа себя в мире. Подросток пробует активно
взаимодействовать, экспериментировать с миром социальных отношений (социальное
экспериментирование). Потребность определиться в мире отношений влечет подростка к
участию в новых видах деятельности. Возникает новое отношение к учению – стремление
к самообразованию, тенденция к самостоятельности в учении: стремление ставить цели и
планировать ход учебной работы, потребность в оценке своих достижений. Строя
учебную деятельность подростков, она не адресуется к деятельности, ведущей за собой
развитие. Подростковая школа – это деятельностный ансамбль, в котором у учебной
деятельности есть своя сольная партия: развитие комплекса способностей и
компетентностей, по-житейски называемых «умение и желание учиться».
Познавательная деятельность:
1) Использование методов научного познания, таких как наблюдение, измерение,
эксперимент, моделирование;
2) Формирование умения различать факты, гипотезы, причины, следствия, законы, теории;
3) Овладение алгоритмическими способами решения задач.
Информационно- коммуникативная деятельность:
1) способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
2) использовать для решения учебных задач различные источники информации
Рефлексивная деятельность:
1) владение навыками самоконтроля;
2) умение предвидеть результаты своей деятельности.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания курса химии в школе определяются спецификой
химии как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного (вещество ) и
субъективного (отношение субъекта к веществу ), поэтому в качестве ценностных ориентиров химического образования выступают превращения, изучаемые в курсе химии, к
которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль
играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу
предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении
природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения химии,

проявляются:
• в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
• в ценности химических методов исследования живой и неживой природы;
• в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к Истине.
Ценностные ориентации содержания курса химии
могут рассматриваться как
формирование:
• уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
• понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных
технических устройств;
• потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ
в повседневной жизни;
• сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей,
основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации
направлены на воспитание у учащихся:
• правильного использования химической терминологии и символики;
потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии.
Результаты изучения предмета
Деятельность в обучении химии должна быть направлена на достижение
обучающимися следующих личностных результатов:
- в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую химическую
науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремлённость, самоконтроль и самооценка;
- в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей
образовательной траектории;
- в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере
- мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по химии являются:
-владение универсальными естественно-научными способами деятельности:
наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование; применение основных
методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения
различных сторон окружающей действительности;
- использование универсальных способов деятельности по решению проблем и
основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез,
сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск
аналогов;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации
цели и применять их на практике;
- использование различных источников для получения химической информации.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
химии являются:
1. В познавательной сфере:
- давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион,
молекула, кристаллическая решётка, вещество, простые и сложные вещества, химическая
формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность,
оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор, периодическая система,
изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит);
химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление,
восстановление, электролитическая диссоциация, скорость химической реакции);

- формулировать периодический закон Д.И. Менделеева и раскрывать его смысл; описывать демонстрационные и самостоятельно проведённые эксперименты, используя
для этого естественный (русский) язык и язык химии;
-описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и
сложные вещества, хим. реакции;
- классифицировать изученные объекты и явления;
-наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, хим. реакции,
протекающие в природе и в быту;
-делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных хим. закономерностей,
прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
-структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из
других источников;
-моделировать строение атомов элементов первого-третьего периодов, строение
простейших молекул.
2. В ценностно – ориентационной сфере:
-анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и
производственной деятельности человека, связанной с переработкой и использованием
веществ;
- разъяснять на примерах идею материального единства и взаимосвязи компонентов
живой и неживой природы ;
-строить своё поведение в соответствии с принципами бережного отношения к
природе.
3. В трудовой сфере:
-планировать и проводить химический эксперимент;
-использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами,
описанными в инструкциях по применению.
4. В сфере безопасности жизнедеятельности:
-знать правила безопасного обращения с веществами и уметь действовать в
соответствии с этими знаниями;
-оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с
веществами и лабораторным оборудованием.
Содержание курса
ХИМИЯ 8 класс базовый уровень (68часов)
Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных
представлений)(53ч)
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые
вещества и смеси. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Приемы
безопасно работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.
Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование,
выпаривание, кристаллизация, дистилляция. Физические и химические явления.
Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения
химических реакций.
Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решетки: ионная, атомная и
молекулярная. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и
неметаллы. Атомная единица массы. Относительная атомная масса. Язык химии. Знаки
химических элементов. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы.
Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества.
Вычисления по химическим формулам. Массовая доля химического элемента в сложном
веществе.
Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам

бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединений по
валентности.
Атомно – молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Жизнь и деятельность
М.В. Ломоносова. Химические уравнения. Типы химических реакций.
Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и
промышленности. Физические и химические свойства кислорода. Горение. Оксиды.
Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода.
Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности.
Физические и химические свойства водорода. Водород – восстановитель. Меры
безопасности при работе с водородом. Применение водорода.
Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Физические свойства воды.
Вода в природе и способы ее очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды.
Применение воды. Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля
растворенного вещества.
Количественные отношения в химии. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон
Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения
газов при химических реакциях.
Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды: состав, классификация.
Основные и кислотные оксиды. Номенклатура оксидов. Физические и химические
свойства, получение и применение оксидов.
Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щелочи и нерастворимые
основания. Номенклатура. Физические и химические свойства оснований. Реакция
нейтрализации. Получение и применение оснований. Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства
кислот. Вытеснительный ряд металлов.
Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость
солей в воде. Химические свойства солей. Способы получения солей. Применение солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы
очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты,
подтверждающие закон сохранения массы веществ.
Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Определение
состава воздуха. Коллекция нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Получение водорода в аппарате Кипа, проверка водорода на чистоту, горение водорода,
собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды. Анализ воды. Синтез воды.
Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щёлочи
кислотой в присутствии индикатора.
Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами.
Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений.
Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакции. Разложение
основного карбоната меди (II). Реакция замещения меди железом.
Ознакомление с образцами оксидов.
Взаимодействие водорода с оксидом меди (II).
Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.
Практические работы

Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с
лабораторным оборудованием.

Очистка загрязнённой поваренной соли.

Получение и свойства кислорода

Получение водорода и изучение его свойств.

Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого
вещества.

Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических
соединений».
Расчетные задачи:
Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление
массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы
вещества по массовым долям элементов.
Нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисление массы
растворённого вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации.
Объёмные отношения газов при химических реакциях.
Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма и количества вещества одного из
продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества,
содержащего определённую долю примесей.
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов
Д.И. Менделеева. Строение атома.(7ч)
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных
элементов. Естественные семейства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы.
Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система как естественно – научное
классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации
химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических
элементов Д.И. Менделеева» (короткая форма): А- и Б- группы, периоды. Физический
смысл порядкового элемента, номера периода, номера группы (для элементов А-групп).
Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и
нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса.
Современная формулировка понятия «химический элемент».
Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его
ёмкости. Заполнение электронных слоев у атомов элементов первого – третьего периодов.
Современная формулировка периодического закона.
Значение периодического закона. Научные достижения Д.И. Менделеева: исправление
относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов,
перестановки химических элементов в периодической системе. Жизнь и деятельность
Д.И. Менделеева.
Демонстрации:
Физические свойства щелочных металлов. Взаимодействие оксидов натрия, магния,
фосфора, серы с водой, исследование свойств полученных продуктов. Взаимодействие
натрия и калия с водой. Физические свойства галогенов. Взаимодействие алюминия с
хлором, бромом и йодом.
Раздел 3. Строение вещества.(7ч)
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи:
ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете
электронной теории. Степень окисления. Правила определения степеней окисления
элементов.
Демонстрации:
Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными
связями.
Краеведческий материал в содержании образования
К краеведческому материалу содержания химии относится учебный материал,
раскрывающий особенности природы, хозяйства, культуры, социальной среды с учетом
специфики региона.
Цель введения краеведческого материала : повышение результативности обучения и
химической компетентности учащихся через овладение объемом знаний и умений как


базового, так и регионального уровней химического образования.
Задача введения краеведческого материала: отражение специфики и особенностей
Республики Бурятия и Сибирского региона. Химическое производство, ресурсы, охрана
атмосферного воздуха от загрязнения. Влияние на окружающую среду и здоровье
человека.
Топливо. Способы его сжигания.
1. Твердое топливо (торф,каменный уголь,древесина).
В Республике Бурятия леса занимают около 83 % от всей ее территории, общая
площадь земель лесного фонда - 25,8 млн.га. Общий запас древесины составляет 2243,8
млн. м³. теплоемкость древесины уступает каменному углю.
В республике Бурятия выявлено 84 торфяных месторождения с площадью 31542 г?,
и общими запасами 112665 тыс. т (табл. 1). Из них балансовые запасы разведанных и
предварительно оцененных ресурсов торфа составляют 57 %. теплотворная способность
торфа в 1,5 раза превышает способность сухих березовых дров.
Разведенные запасы угля на Тугнуйском разрезе сегодня составляют 230 млн. тонн,
по данным геологоразведки, запасы Никольского месторождения — 250 млн. тонн. На
сегодня на Тугнуйском разрезе добывается 6,7 млн. тонн в год, в 2009 году разрез выйдет
на расчетную мощность — 8,5 млн. тонн. Никольский разрез при выходе на проектную
мощность также будет выдавать около 8 млн. тонн. На ближайшие 35 лет республика
обеспечена углем.
Котельные города и республики отапливается углем, мазутом.
Национально-региональный компанент. Галогены. Хлор и его соединения.
Хлор жидкий, соляная кислота, Воздействие этих веществ на окружающую среду и
человека. Понятие о ПДК
Национально-региональный компонент. Вода.Проблема водоснабжения в г УланУдэ; Очистка воды на водоочистительных станциях. Откуда берут воду для питья?
Очистные сооружения в г.Улан0Удэ; Анализ воды санитарно эпидемиологическими станциями;Состояние малых рек, Селенги;источники,
загрязняющие водоемы;
Минеральная вода Аршана Тункинского района
Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей
программы воспитания: участие в школьном этапе ВОШ (сентябрь-октябрь), декада по
предмету. НПК «Шаг в будущее» (январь), в конкурсах проектов, рисунков, плакатов на
экологической защиты (февраль, апрель-май).
Возможно использование дистанционного обучения с использованием платформы
https://resh.edu/ru/office/user/link_teacher/?code=929ac3e192e06a36974 , ZOOM (облачной
платформы для проведения онлайн уроков).
10.Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности.
Тематическое планирование по химии для 8-го класса составлено с учетом рабочей
программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета
обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся
ООО:
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу
его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в
завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и
познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно
оберегать;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком
полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр,
творческое самовыражение;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие
избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся
личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Тематическое

планирование

с

определением

основных

видов

учебной

Наименование
разделов
программы
Основные
понятия химии
(уровень атомно –
молекулярных
представлений)

Периодичес
кий закон и
периодическая
система
химических
элементов Д.И.
Менделеева.
Строение атома

Количеств
о часов

деятельности представляется в виде таблицы.

53

7

Виды учебной деятельности

Виды
контроля.

-называть: химические элементы, соединения
изученных классов;
-определять: состав веществ по их формулам,
принадлежность веществ к определенному классу
соединений, типы химических реакций, валентность;
-составлять:
формулы
неорганических
соединений изученных классов; -обращаться с
химической посудой и лабораторным оборудованием;
-распознавать опытным путем: растворы
кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
-вычислять: массовую долю химического
элемента по формуле соединения; массовую долю
вещества в растворе; количество вещества, объем или
массу по количеству вещества, объему или массе
реагентов или продуктов реакции

тестирование;
письменная
работа ,контр.
работа,
практические
работы.

объяснять: физический смысл атомного
(порядкового) номера химического элемента, номеров
группы и периода, к которым элемент принадлежит в
периодической
системе
Д.И.
Менделеева;
закономерности изменения свойств элементов в
пределах малых периодов и главных подгрупп;
сущность реакций ионного обмена; -характеризовать: химические элементы (от
водорода до кальция) на основе их положения в
периодической системе Д.И. Менделеева и
особенностей строения их атомов; связь между
составом, строением и свойствами веществ;
химические
свойства
основных
классов
неорганических веществ
составлять: схемы строения атомов первых
20 элементов периодической системы Д.И.
Менделеева; уравнения химических реакций;

тестирование;
письменная
работа, контр.
работа

Строение
вещества.
Химическая связь.

7

Приводить примеры веществ с химической
связью: ковалентной
неполярной, ковалентной
полярной, ионной. Определять степень окисления.
определять: состав веществ по их формулам,
принадлежность веществ к определенному классу
соединений, типы химических реакций, валентность и
степень окисления элемента в соединениях, тип
химической связи в соединениях, возможность
протекания реакций ионного обмена; степень
окисления элемента в соединениях, тип химической
связи в соединениях.

тестирование;
письменная
работа, контр.
работа

Резервное
время

1

Планируемые результаты изучения учебного предмета
Учащийся 8 класса научится:
 описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их
существенные признаки;
 характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать
причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
 раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический
элемент, простое вещество, сложное вещество, валентность, используя знаковую
систему химии;
 изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и
сущность химических реакций с помощью химических уравнений;
 вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также
массовую долю химического элемента в соединениях;
 сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
 классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли – по
составу;
 описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности
человека) простых веществ – кислорода и водорода;
 давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших
соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов;
 пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
 проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменением свойств
веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности
при проведении наблюдений и опытов;
 различать экспериментально кислоты и щелочи, пользуясь индикаторами;
осознать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с
кислотами и щелочами.
Учащийся 8 класса получит возможность научиться:
 грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
 осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения
в окружающей природной среде;
 понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в
инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

использовать приобретенные ключевые компетентности при выполнении
исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и
распознавания веществ;
 развивать коммуникативную компетентность, используя средства устного и
письменного общения, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при
обсуждении результатов выполненной работы;
 объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах,
критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе,
касающейся использования различных веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.
Менделеева. Строение вещества.
Учащийся 8 класса научится:
 классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы,
оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для
осознания важности упорядоченности научных знаний;
 раскрывать смысл периодического закона Д.И. Менделеева;
 описывать и характеризовать табличную форму периодической системы
химических элементов;
 характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по
электронным слоям атомов химических элементов малых периодов
периодической системы, а также калия и кальция;
 различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную
неполярную и металлическую;
 изображать электронные формулы веществ, образованных химическими связями
разного вида;
 выявлять зависимость свойств вещества от строения его кристаллической
решетки (ионной, атомной, молекулярной, металлической);
 характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения
элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;
 описывать основные предпосылки открытия Д.И. Менделеевым периодического
закона и периодической системы химических элементов и многообразную
научную деятельность ученого;
 характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и
периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева;
 осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов,
научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.
Учащийся 8 класса получит возможность научиться:
 осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности
человека;
 описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного
анализа;
 применять знания о закономерностях периодической системы химических
элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
 развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об
истории становления химической науки, ее основных понятий, периодического
закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных
достижениях науки и техники.


Учебно-методический комплекс

1. Рудзитис Г. Е. : учебник 8 класса общеобразовательных учреждений /
Г.Е.Рудзитис ,Ф.Г.Фельдман- М: Просвещение,2022.

2. Радецкий А.М. дидактичекие материалы по химии /А.М. Радезкий В.П.
Горшкова –М.: Просвещение ,2015
3. Гаврксейко Н.П.дидактический материал для 8 класса. Проверочные работы по
неорганической химии ./ Н.П. Гаврусейко- М.ж: Просвещение 2018.
4. Попова О.А. Тестовые задания для проверки знаний по химии 8 класс. М,:Творцеский центр ,2017.
Материально-техническая база
- проектор
-экран
-ноутбук
-таблицы
-химическая посуда и реактивы

Печатные пособия:
Серия таблиц по химии («Периодическая система химических элементов
Д.И.Менделеева», «Растворимость кислот, оснований и солей в воде»,
«Электрохимический ряд напряжений металлов»).
Учебно-лабораторное оборудование:
Набор моделей кристаллических решеток алмаза, графита, кварца. Набор для
составления моделей молекул (неорганическая химия).
Коллекции для демонстрации «Металлы», «Металлы и сплавы», «Минералы и
горные породы», «Минеральные удобрения».
Учебно-практическое оборудование:
Наборы «Кислоты», «Гидроксиды», «Оксиды металлов», «Металлы», «Щелочные и
щелочно-земельные металлы», «Сульфаты. Сульфиты. Сульфиды», «Карбонаты»,
«Фосфаты. Силикаты», «Нитраты», «Индикаторы».
Набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента
Контрольно измерительные материалы
1.Рябов М.А. Сборник задач и упражнений по химии.( К учебнику Г.Е.Рудзитис
,Ф.Г.Фельдмана «Химия: неорганическая химия 8 класс»- М: Просвещение,2017.). М,:
экзамен,2017
2. Рябов М.А. тесты по химии.( К учебнику Г.Е.Рудзитис ,Ф.Г.Фельдмана «Химия:
неорганическая химия 8 класс»- М: Просвещение,2018.). М,: экзамен,2010

3.Радецкий А.М. дидактичекие материалы по химии /А.М. Радезкий В.П.
Горшкова –М.: Просвещение ,2015
4. Гаврксейко Н.П.дидактический материал для 8 класса. Проверочные работы по
неорганической химии ./ Н.П. Гаврусейко- М.ж: Просвещение 1990.
5. Попова О.А. Тестовые задания для проверки знаний по химии 8 класс. М,:Творцеский центр ,2001
Литература для учителя:
1. Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. М.: Просвещение,
2018. -56с.
2. Гара Н.Н. Химия. Уроки в 8 классе: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2018.
3. Гара Н.Н. Химия. Контрольные и проверочные работы. 8-9 классы / Н.Н.Гара. Дрофа,
2014.
4. Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии. 8 класс.- М.: Вако, 2010. 2.
Неорганическая химия: 8-11 классы: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое
сентября», 2003.
5. Химия. 8 класс: поурочные планы по учебнику Г.Е.Рудзитиса и др. / авт.-сост.
М.В.Князева.- Волгоград: Учитель, 2011.

6. Радецкий А.М. Дидактические материалы по химии. 8-9 класс. - М., 2010.
7. Примерные программы по учебным предметам. Химия.8-9 классы: проект. – М.:
Просвещение,2010.
8. Химия. 8-11 классы: рабочие программы к учебникам Г.Е.Рудзитиса,
Ф.Г.Фельдмана. Базовый уровень. – Волгоград: Учитель, 2010
Для учащихся:
1.Рудзитис Г.Е Химия: неорганическая химия: учебник для 8 класса
общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., исправл. - М.:
Просвещение, 2008.-176 с.
2. Боровских Т.А. Рабочая тетрадь по химии. 8 класс. К учебнику Рудзитиса Г.Е. и
др.- М., 2013.
3. Боровских Т.А. Тесты к учебнику Г.Е.Рудзитиса.- М., 2010.
4. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Химия.- 8-9
класс.- М., Интеллект-Центр, 2006.
Аудио- и видеоматериалы:
1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 8-9 классы. М.: ООО
Кирилл и Мефодий, 2004
2.Демонстрационное поурочное планирование. Общая химия. Волгоград: издательство
Учитель, 2007
3. Типовые задачи по химии для 8-9 классов. – В 2 ч. – М.: Sovafilm, 2009.
4. Ахлебинин А.К.и др. Химия. 8 класс.- М.: «1С», 2004.
5. Мастер-класс учителя химии. М.: Глобус, 2010.
6. Химия. Цифровая база видео. 2006.
7.Ахлебинин А.К. и др. Химия для всех XXI. Химические опыты со взрывами и без.
Калуга, 2006.
8. Школьный химический эксперимент. Металлы побочных подгрупп. 2005.
9. Школьный химический эксперимент. Галогены. Сера. 2005.
10. Школьный химический эксперимент. Химия и электрический ток. 2005.

№
урок
а

Календарно - тематический план.
Разделы, темы
К-во
часов

дата

Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений) (53 ч).
1.

2.
3-4.

I. Первоначальные химические понятия (22 ч.)
Предмет химии. Вещества и их свойства.
Л/О №1: Рассмотрение веществ с различными физическими
свойствами.
Методы познания в химии.

8.

Практическая работа №1. Приёмы безопасной работы с
оборудованием и веществами. Строение пламени.
Чистые вещества и смеси.
Л/О №2: Разделение смеси с помощью магнита.
Практическая работа № 2.
Очистка загрязненной
поваренной соли.
Физические и химические явления. Химические реакции.
Л/О №3: Примеры физ. явлений (растирание сахара в ступке,
нагревание стеклянной трубки).
Л/О №4:Примеры хим. явлений (горение свечи,
прокаливание медной проволоки, взаимодействие щёлочи с
ф/ф, серной кислоты с хлоридом бария и т.д.).
Атомы, молекулы и ионы.

9.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

5.
6.
7.

1
1
2
1
1

1

1
1

примечани
е

10.

11
12.

Простые и сложные вещества. Химические элементы.
Л/О №5. Ознакомление с образцами простых и сложных
веществ.
Знаки химических элементов. Относительная атомная масса.
Закон постоянства состава веществ
Химические формулы. Относительная молекулярная масса.

13.

Массовая доля химического элемента в соединении.

14.

Валентность
химических
элементов.
Определение
валентности элементов по формулам бинарных соединений.
Составление химических формул бинарных соединений по
валентности.
Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы
веществ.
Химические уравнения.

15.
16.
17.
18.

1
1

1
1
1
1
1

23.
24.

Типы химических реакций.
Л/О №6:Разложение основного карбоната меди (II))
(малахита).
Л/О №7: Реакция замещения меди железом
Повторение и обобщение по теме «Первоначальные
химические понятия»
Контрольная работа №1 по теме: «Первоначальные
химические понятия».
II. Кислород (5ч.).
Кислород, его общая характеристика, нахождение в природе
и получение.
Свойства кислорода. Оксиды. Применение. Круговорот
кислорода в природе.Л/О №8: Ознакомление с образцами
оксидов.
Практическая работа №3. Получение и свойства
кислорода.
Озон. Аллотропия кислорода

25.

Воздух и его состав.

26.

30.

III. Водород (3ч.).
Водород, его общая характеристика, нахождение в природе,
получение
Свойства и применение водорода.
Л/О №9: Взаимодействие водорода с оксидом меди (II)
Практическая работа №4.
«Получение водорода и
исследование его свойств»
IV. Вода. Растворы. (8ч.)
Вода.
Химические свойства и применение воды.

31.

Вода — растворитель. Растворы.

1

32.

Массовая доля растворенного вещества.

1

33.

Решение расчетных задач «Нахождение массовой доли
растворенного вещества в растворе. Вычисление массы
растворенного вещества и воды для приготовления раствора
определенной концентрации»
Практическая работа №5. Приготовление растворов
солей с определенной массовой долей растворенного
вещества
Повторение и обобщение по темам «Кислород»,
«Водород», «Вода. Растворы».
Контрольная работа № 2 по темам «Кислород»,
«Водород», «Вода. Растворы».
V.Количественные отношения в химии (5ч.)
Моль — единица количества вещества. Молярная масса.

19.
20.
21.

22.

27.

28.
29.

34.

35.
36.
37.

1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1

38.

Вычисления по химическим уравнениям.

1

39.

Закон Авогадро. Молярный объем газов.

1

40.

Относительная плотность газов

1

41.

Объемные отношения газов при химических реакциях

1

42.

48.

VI. Важнейшие классы неорганических соединений (12ч.).
Оксиды: классификация, номенклатура, свойства, получение,
применение.Л/О № 10:Взаимодействие основных оксидов с
кислотами.
Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура,
получение.
Химические свойства оснований.
Л/О №11: Свойства растворимых и нерастворимых
оснований.
Л/О №12: Взаимодействие щелочей с кислотами.
Л/О №13: Взаимодействие нерастворимых оснований с
кислотами.
Л/О №14: Разложение гидроксида меди (II) при нагревании
Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Л/О №15: Взаимодействие гидроксида цинка с растворами
кислот и щелочей.
Кислоты: состав, классификация, номенклатура, получение
кислот.
Химические свойства кислот.
Л/О №16: Действие кислот на индикаторы.
Л/О №17: Отношение кислот к металлам.
Соли: классификация, номенклатура, способы получения

1

49.

Свойства солей

1

43.
44.

45.

46.
47.

1

1

1

1
1
1

50.

Генетическая связь между основными классами
1
неорганических соединений
51.
Практическая работа №6.Решение экспериментальных
1
задач по теме «Основные классы неорганических
соединений»
52.
Повторение и обобщение по теме «Важнейшие классы
1
неорганических соединений»
53.
Контрольная работа №3 по теме: «Основные классы
1
неорганических соединений».
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение
атома. (7 часов)
54.
VII. Периодический закон и строение атома (7ч.).
1
Классификация химических элементов.
55.
Периодический закон Д. И. Менделеева.
1
56

Периодическая таблица химических элементов

57

Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы.

58

Распределение электронов по энергетическим уровням.

59

Значение периодического закона. Научные достижения Д. И.
Менделеева
60
Повторение и обобщение по теме: Периодический закон и
периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева. Строение атома.
Раздел 3. Строение вещества. Химическая связь. (7 часов
61
62

VIII. Строение вещества. Химическая связь (7ч.)
Электроотрицательность химических элементов
Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентные связи

63

Ионная связь

1
1
1

64
65

Валентность истепень окисления. Правила определения
степеней окисления элементов
Окислительно-восстановительные реакции

66

Повторение и обобщение по теме: «Строение веществ.
Химическая связь»
67 Контрольная работа №4 по темам: «ПЗ и ПСХЭ Д. И.
Менделеева. Строение атома» «Строение веществ. Хим.
связь»
Резервное время
Обобщение, систематизация и коррекция знаний учащихся за
курс химии 8 класса

1
1
1
1

1

Интернет-ресурсы

Учи ру
РЭШ
http://www.ed.gov.ru
http://www.rnmc.ru/
http://eor-np.ru
www.fcior.edu.ru
http://school-collection.edu.ru
http://standart.edu.ru
http://kpfu.ru Единые требования к ЭОР
www.openklass.ru
http://festival.1september.ru
ttp://experiment.edu.ru

Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету
Учитель: ___________________________________________________________________
Предмет: ___________________________________________________________________
Класс: ______________________________________________________________________

№
урока

Тема по КТП

План,
ч.

Факт,
ч.

Причина
Способ
Согласовано
корректировки корректировки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».