Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» Рабочая программа учебного предмета Русский язык. Теория и практика сочинения 11 класс Составитель программы: Цыбикова Е.К., учитель русского языка и литературы г. Улан-Удэ 2022 г. Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета. Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской эдентичности и толерантности в поликультурном обществе. Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм. Филологическое образование по-прежнему играет ведущую роль в формировании и воспитании личности, в приобщении ее к отечественной и мировой духовной культуре, способствует успешной деятельности человека в любой профессиональной области, т. к. формирует коммуникативные умения и навыки. Целостность образовательной области «Языки и литература» обеспечивает общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи в его функционировании в разных сферах, в том числе и эстетической. Актуальность Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного р а з в и т и я школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется, прежде всего, тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать мысли и создавать собственные высказывания На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование общеучебных знаний, умений и навыков, коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.. Особое внимание в программе уделяется написанию сочинений по исходному тексту, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями; это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь. В качестве контрольных работ учащимся предлагаются, проверочные тестовые работы, комплексный анализ текста, сочинения по исходному тексту. Цели и задачи: Курс «Теория и практика сочинения » в XI классе направлен на достижение следующих целей: Научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности. Подготовить учащихся к сдаче экзаменов по русскому языку и литературе формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета . Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам Место предмета в учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе: в X и XI классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. Курс «Теория и практика сочинения» - дополнительный час. Принципами отбора содержания материала программы являются: – системность; – научность; – доступность; – возможность практического применения полученных знаний; -целостности; -вариативности; -интеграции; - гуманитаризации –реалистичность, с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы за 34 ч. Данная программа составлена на основании нормативно-правовых документов: 1. Конституция РФ. 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия». 4. ФГОС СОО 5.Примерная программа. Русский язык 10-11 кл. Просвещение , 2018 г. 6. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.09.2020 г. N 28 ) 7.Устав МАОУ « СОШ №18» 8. Образовательная программа среднего общего образования МАОУ « СОШ №18» 9.Локальные акты МАОУ «СОШ №18» Учебных 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю. Учет возрастных и психологических особенностей детей. Особенности возрастного периода молодого человека 15-17 лет характеризуется кризисом подросткового периода. У подростка происходит самоидентификация, развивается чувство самоуважения и самопринятия. Определение места своего «Я» в системе социальных отношений. Возникает потребность достижения успеха, уверенности, профессионального самоопределения. На передний план работы с ребенком перед педагогом встают следующие цели: обучение подростка самостоятельно искать и находить знания, которые выступают уже как средство и материал работы по развитию обучающегося. Построение учебного процесса должно способствовать развитию интереса к исследовательской деятельности. В связи с этим основной задачей развития на данном этапе является создание условий для развития творческого потенциала и начало профориентационной работы. Образовательный процесс идет на креативном уровне. На данном этапе важна компетентность достижения педагога в различных видах деятельности. В этом возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека: заканчивается рост и окостенение скелета, увеличивается мышечная сила, ребята выдерживают большие двигательные нагрузки. В старшем школьном возрасте заканчивается первый период полового созревания. Идет общее созревание организма. Юность - это период расцвета всей умственной деятельности. Старшеклассники стремятся проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязи и взаимозависимости. Юношеский возраст -это период выработки мировоззрений, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Юность - это время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд, мечтаний. Жизненные планы, ценностные ориентации старших школьников, стоящих на пороге выбора профессии отличаются резкой дифференциацией и намерением, но совпадают в главном - каждый хочет занять достойное место в жизни. В связи с этим при построении учебного процесса рекомендуется учитывать индивидуальные особенности познавательной деятельности обучающихся .и применять педтехнологии и методики, основанные на большом объеме самостоятельной в т.ч. исследовательской работе. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются: - определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям; - объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах; - решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; - применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; - умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); - поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); - выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); - работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации; - самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера; - участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»); - формулирование полученных результатов; - создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий; - пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; - владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности СОДЕРЖАНИЕ Теория сочинения 10 ч. Итоговое сочинение 2022. Требования к ИС. Изменения. Направления ИС, анализ направлений, знакомство с методическими рекомендациями Кому на Руси жить хорошо? Сочинение Направление ИС Формулирование тем, подбор литературы, цитат Работа над композицией сочинения. Как писать вступление. Виды вступлений Основная часть. Аргументы. Направление ИС Анализ художественного произведения.25 ч. Приемы привлечения текста литературного источника в работе над сочинением Как анализировать художественное произведение Требования к итоговому сочинению. Направления итогового сочинения Формулирование проблемы текста и комментарий проблемы. Виды комментариев Практикум. Анализ текста. Комментирование проблемы. Авторская позиция К/р Сочинение Анализ сочинений Как работать над речевым оформлением сочинения. Типы ошибок Анализ текстов Краеведение включено дополнительным материалом для комплексного анализа текста. Внеурочная деятельность по предмету согласно календарному плану рабочей программы воспитания: участие в школьном этапе ВОШ (сентябрь-октябрь), НПК «Шаг в будущее» (январь), в конкурсах проектов, рисунков, плакатов на историческую тематику (февраль, апрель-май), экскурсия в музей истории города (апрель). Обучение может вестись дистанционно с использованием образовательной платформы РЭШ, ZOOM (облачной платформы для проведения онлайн уроков). Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. Тематическое планирование по истории для 11-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО: - к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; - к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; - к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; - к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; - к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; - к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; - к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; - к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Учебно-тематический план № Наименование п/п разделов и тем 1 Теория сочинения Всего часов 10 2 Анализ 24 художественных произведений. Написание сочинения 34 Виды учебной деятельности Выразительное чтение текста вступительной статьи. Конспект лекций, составление опорных схем. Составление сложного плана. Работа с текстами разных жанров. Работа с ресурсами интернета Формы контроля Комплексный анализ, сочинение сочинение ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ Предметные результаты В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования: Обучающийся на базовом уровне научится: – использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации; – создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения); – правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста; – создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста; – анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль; – извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат; – преобразовывать текст в другие виды передачи информации; – соблюдать культуру публичной речи; – соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; – оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам; – использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; – анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; – комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка); – использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; – иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания; – выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; – владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов – соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения; – совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; – использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств; – оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы) Учебно-методический комплект: Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина Примерная программа. Русский язык.11 класс. Просвещение.2018 Контрольно-измерительные материалы: Кабинет русского языка и литературы, компьютер, проектор, МФУ. : http://fcior.edu.ru/ , http://school-collektion.edu.ru/ и др. Перечень дидактических материалов по ИКТ Электронные учебные издания СD Уроки Кирилла и Мефодия по русскому языку и литературе 5-11 класс СD Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта. – М, 2010. к учебнику русского языка 8 класс СD Репетитор ЕГЭ по русскому языку CD Репетитор ЕГЭ по литературе CD Генератор заданий по русскому языку «Антирешебник» СD Дидактический и раздаточный материал 5-7 класс (база дифференцированных заданий) СD Интерактивные проверочные работы СD Демонстрационные таблицы СD Аудиокурсы Культура речи 1С: Репетитор. Русский язык. (Фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация) . 1С: Репетитор. Тесты по пунктуации. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме Фраза. Лингвистический тренажёр. 2. CD-ROM . «Орфографический практикум» 3. CD-ROM . «Тесты по русскому языку» Список литературы: Литература, использованная при подготовке программы: Примерная программа.русский язык.11 класс. Просвещение.2018 Е.А.Владовская Русский язык ЕГЭ.Поурочное планирование, М.Экзамен 2010 Г.В. Цветкова. Русский язык Поурочные планы 11 класс,Волгоград, Учитель 2011 Русский язык. Сочинение по прочитанному тексту. И.П. Васильева, Ю.Н. Гостева Литература, рекомендованная для учащихся: Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005. М.Н.Черкасова, Л.Н.Черкасова. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку. Теория. Практикум. Тесты. Ростов-на Дону, «Феникс», 2008г. Л.И.Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2006г. И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2009г. Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2010. Ростов-на Дону: «Легион», 2009г. Л.И.Пучкова. Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2010. М.: «Экзамен», 2010г. Ю.С.Миронова. ЕГЭ. Раздаточный материал тренировочных тестов. Готовимся к практическому экзамену. С.-П.: «Тригон», 2009г. С.В.Антонова. Русский язык. Практикум по подготовке к ЕГЭ. №1,2,3. М.: «Вентана Граф,2007г. Н.В.Егорова. ЕГЭ 2010. Подготовка к части С. М., 2010 Перечень учебно-методического обеспечения Приложение. Календарно-тематический план. № разделы, темы, уроки К-во часов Дата по плану Теория сочинения 1 Итоговое сочинение 2021. Требования к ИС 1 1 нед 2 Направления ИС, анализ направлений, знакомство 1 с методическими рекомендациями 2 нед. 3 Кому на Руси жить хорошо? 1 3 нед 4 Сочинение. Что значит, жить хрошо? 1 4 нед 5 Сочинение 1 1 нед 6 Направление ИС 1 2 нед 7 Работа над композицией сочинения. Как писать 1 вступление. Виды вступлений 3 нед 8 Основная часть. Аргументы. 1 4 нед Направление ИС 2 Формулирование тем, подбор литературы, цитат 9-10 Анализ художественных произведений. Написание сочинения 11-12 Приемы привлечения текста литературного источника в работе над сочинением 13-14 Как анализировать художественное произведение 2 15 2 Сочинение 1 Требования к итоговому сочинению. Направления итогового сочинения 2 18 Формулирование проблемы текста и комментарий проблемы. Виды комментариев 1 19-20 Практикум. Анализ текста. Комментирование 2 16-17 Дата по факту проблемы. Авторская позиция 21-22 23 К/р Сочинение 2 Анализ сочинений 1 24-25 Как работать над речевым сочинения. Типы ошибок оформлением 2 26-27 Анализ текстов 2 28-29 Сочинение 2 Анализ работ 1 31-32 Сочинение 2 33-34 Сочинение. Анализ. 2 30