ФГОС-2021_Рабочая программа Музыка 1 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МАОУ "СОШ № 18" г. Улан-Удэ

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
____________ Орлова О.С.
Протокол № 7
от 07.06.2021

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________ Макарова М.А.
Протокол № 5
От 7.06.2021

УТВЕРЖДЕНО
Директор
____________ Макарова Е.А.
Приказ №109-д
От 07.06.2021

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Музыка»

для 1 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Тарасёнкова Анастасия Алексеевна
учитель музыки

г. Улан-Удэ 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке на уровне 1 класса начального общего образования составлена на
основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных
в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с
учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики
планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в Примерной про-грамме воспитания (одобрено решением ФУМО от
02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания,
развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и
предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом
коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как
способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы
будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений
музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании
образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор,
классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной
культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения
музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных
музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной
музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка,
понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов
музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей,
специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным.
Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и
осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям,
которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В.
В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования
мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при
составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества,
как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных
ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие
эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного
исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в
целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым
формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов,
внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных
представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей,

элементов музыкального языка, композиционных принципов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание
самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и
воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей
духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания
является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций,
чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через
переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание
чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной
сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального
искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни; 3)
формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
музицированию.
Важнейшими
задачами
в
начальной
школе
являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с
природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к
общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального
переживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными
универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного
воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического
музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в
том
числе:
а)
Слушание
(воспитание
грамотного
слушателя);
б)
Исполнение
(пение,
игра
на
доступных
музыкальных
инструментах);
в)
Сочинение
(элементы
импровизации,
композиции,
аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.);
д) Исследовательские и творческие проекты.
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки,
основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационнообразного строя отечественной музыкальной культуры.
8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других
стран, культур, времён и народов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего

образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является
обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и
основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной
области«Искусство»
на
протяжении
всего
курса
школьного
обучения:
модуль
№
1
«Музыкальная
грамота»;
модуль
№
2
«Народная
музыка
России»;
модуль
№
3
«Музыка
народов
мира»;
модуль
№
4
«Духовная
музыка»;
модуль
№
5
«Классическая
музыка»;
модуль
№
6
«Современная
музыкальная
культура»;
модуль
№
7
«Музыка
театра
и
кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность
обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных
действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами
образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 1 классе составляет 33 часов (не
менее 1 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Красота и вдохновение.
Стремление человека к красоте Особое состояние — вдохновение. Музыка — возможность вместе
переживать вдохновение, наслаждаться красотой. Музыкальное единство людей — хор, хоровод.
Музыкальные пейзажи.
Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося
природой. Музыка — выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно
передать словами.
Музыкальные портреты.
Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты»,
выраженные в музыкальных интонациях.
Какой же праздник без музыки?
Музыка, создающая настроение праздника. Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивном
празднике.
Музыка на войне, музыка о войне.
Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры
(призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы и т. д.)
Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ»
Край, в котором ты живёшь.
Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты
Русский фольклор.
Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.). Детский фольклор (игровые,
заклички,
потешки,
считалки,
прибаутки)
Русские народные музыкальные инструменты.
Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки).
Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии.
Сказки,
мифы
и
легенды
Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России2. Сказки и легенды
о музыке и музыкантах
Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»
Весь мир звучит.
Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота, громкость, длительность, тембр.
Звукоряд.
Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы
Ритм.
Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая черта
Ритмический рисунок.
Длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая
партитура.
Высота звуков.
Регистры. Ноты певческого диапазона. Расположение нот на клавиатуре. Знаки альтерации.(диезы,
бемоли, бекары).
Модуль "КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА"

Композиторы — детям.
Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие
жанра.Песня,
танец,
марш
Оркестр.
Оркестр — большой коллектив музыкантов. Дирижёр, партитура, репетиция. Жанр концерта —
музыкальное соревнование солиста с оркестром.
Музыкальные инструменты. Фортепиано.
Рояль и пианино. История изобретения фортепиано, «секрет» названия инструмента (форте +
пиано). «Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин, синтезатор).
Музыкальные инструменты. Флейта.
Предки современной флейты. Легенда о нимфе Сиринкс. Музыка для флейты соло, флейты
в сопровождении фортепиано, оркестра.
Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель.
Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную
музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты.
Модуль "ДУХОВНАЯ МУЗЫКА"
Песни верующих.
Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторовклассиков.
Модуль "МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА"
Музыка наших соседей.
Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины, Прибалтики (песни, танцы, обычаи,
музыкальные инструменты).
Модуль "МУЗЫКА ТЕАТРА И КИНО"
Музыкальная сказка на сцене, на экране.
Характеры персонажей, отражённые в музыке. Тембр голоса. Соло. Хор, ансамбль.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие,
смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего
образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и
внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой
позитивных
ценностных
ориентаций,
в
том
числе
в
части:
Гражданско-патриотического
воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его
исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации;
проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов
России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в
творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного
воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и
доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического
воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и
других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к
самовыражению в разных видах искусства.
Ценности
научного
познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины
мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность
в познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей
среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкальноисполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика
умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового
воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе,
настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в
сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического
воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при
изучении
предмета
«Музыка»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые
логические
действия:
- сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать
основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;

- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты
(музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы
и
др.);
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства,
сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем
алгоритма;
- выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной
(практической)
задачи
на
основе
предложенного
алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения,
делать выводы.
Базовые
исследовательские
действия:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным
состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкальноисполнительских
навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений,
планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного
музицирования;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее
подходящий
(на
основе
предложенных
критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей
предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое,
причина
—
следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента,
классификации,
сравнения,
исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в
различных условиях.
Работа
с
информацией:
выбирать
источник
получения
информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную
в
явном
виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного
учителем
способа
её
проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся)
правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной
задачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем
алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2.
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями
Невербальная
коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять
эмоционально-образное
содержание
музыкального
высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение,

чувства,
личное
отношение
к
исполняемому
произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные
нормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальная
коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения
в
знакомой
среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
признавать
возможность
существования
разных
точек
зрения;
корректно
и
аргументированно
высказывать
своё
мнение;
строить
речевое
высказывание
в
соответствии
с
поставленной
задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить
небольшие
публичные
выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная
деятельность
(сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия,
исполнения
музыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при
решении
поставленной
задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования,
распределения
промежуточных
шагов
и
сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.
3.
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование
смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности
(управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия
и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ
музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в
регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как
важному элементу своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:

с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах,
умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале;
сознательно
стремятся
к
развитию
своих
музыкальных
способностей;
осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные
произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор;
имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных
смежных
видах
искусства;
с
уважением
относятся
к
достижениям
отечественной
музыкальной
культуры;
стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по
учебным модулям и должны отражать сформированность умений:
Модуль
«Музыка
в
жизни
человека»:
исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни,
посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы,
выражающие
разнообразные
эмоции,
чувства
и
настроения;
воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые
жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением),
декламационность,
эпос
(связь
со
словом);
осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в
окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических
потребностей.
Модуль
«Народная
музыка
России»:
определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному
фольклору,
русской
музыке,
народной
музыке
различных
регионов
России;
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые,
ударные,
струнные;
определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или
народному
творчеству;
различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных
и
академических;
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни;
исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения;
участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на
основе освоенных фольклорных жанров.
Модуль
«Музыкальная
грамота»:
классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие,
высокие;
различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия,
аккомпанемент
и
др.),
уметь
объяснить
значение
соответствующих
терминов;
различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия
музыкальных
и
речевых
интонаций;
различать
на
слух
принципы
развития:
повтор,
контраст,
варьирование;
понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные
формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации;

ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;
исполнять и создавать различные ритмические рисунки;
исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
Модуль
«Классическая
музыка»:
различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение,
исполнительский
состав;
различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть
типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;
различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные
и
инструментальные),
знать
их
разновидности,
приводить
примеры;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков;
воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства,
вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального
восприятия;
характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания
музыкального
образа;
соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства
настроения, характера, комплекса выразительных средств.
Модуль
«Музыка
народов
мира»:
различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых,
струнных,
ударно-шумовых
инструментов;
различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях
профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров);
различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и
называть типичные жанровые признаки.
Модуль
«Музыка
театра
и
кино»:
определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта,
мюзикл);
различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух
и
называть
освоенные
музыкальные
произведения
(фрагменты)
и
их
авторов;
различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих
голосов
и
музыкальных
инструментов,
уметь
определять
их
на
слух;
отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом
процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
Репертуар
Наименова
ние
всего контрольн практическ для слушания для пения
разделов и
ые работы ие работы
тем
Модуль
1. Музыка в жизни человека
программы

№
п/п

1.1. Красота
и
вдохновение

1

0

0

Д.Б.Кабалевск
ий "Наш край"
Г.Струве "Моя
Россия"

В. Шаинский
"Первоклашка
первоклассни
к"

для
музицирован
ия

Виды
Дата
изучения деятельности

Д.Б.Кабалевск 02.09.2022
ий "Наш край"
Г.Струве "Моя
Россия"

Виды,
формы
контроля

Диалог с учителем Устный
о значении красоты опрос;
и вдохновения в
жизни человека.;
Слушание музыки,
концентрация на её
восприятии, своём
внутреннем
состоянии.;
Выстраивание
хорового унисона
—вокального и
психологического.
Одновременное
взятие и снятие
звука, навыки
певческого
дыхания по руке
дирижёра.;

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

https://resh.edu.ru/ https://ped-kopilka.ru/
http://bi2o2t.ru/training/sub
https://www.soloveycenter.pro/
https://onlyege.ru/ege/vpr- 4/vpr-matematika-4/
https://onlinetestpad.com/ru/tests
https://www.klass39.ru/klassnye-resursy/
https://www.uchportal.ru/load/47-2-2 http://schoolcollection.edu.ru/
http://umrazum.ru/load/uchebnye_prezentacii/nachalnaja_shkol
a/18
http://internet.chgk.info/
http://www.vbg.ru/~kvint/im.htm
http://www.creatingmusic.com/ http://music.edu.ru/

1.2. Музыкальны
е пейзажи

1

Итого по модулю

2

0

Модуль 2. Народная музыка России

0

песня "Широка
страна моя
родная"
И.Дунаевский
"Песня о
Родине"
А.Александров
"Гимн России"
М.И.Глинка
"Патриотическ
ая песня"

В. Шаинский
"Первоклашка
первоклассни
к"
А.Александро
в "Гимн
России"

"Ой, при
лужку, при
лужке"
русская
народная
песня

10.09.2022 Слушание
произведений
программной
музыки,
посвящённой
образам природы.
Подбор
эпитетов для
описания
настроения,
характера музыки.
Сопоставление
музыки
с произведениями
изобразительного
искусства.;
Двигательная
импровизация,
пластическое
интонирование.;
Разучивание,
одухотворенное
исполнение песен о
природе, её
красоте.;
Рисование
«услышанных»
пейзажей и/или
абстрактная
живопись —
передача
настроения цветом,
точками, линиями.;
Игра-импровизация
«Угадай моё
настроение»;

Устный
опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использовани
ем«Оценочно
го
листа»;

https://resh.edu.ru/ https://ped-kopilka.ru/
http://bi2o2t.ru/training/sub
https://www.soloveycenter.pro/
https://onlyege.ru/ege/vpr- 4/vpr-matematika-4/
https://onlinetestpad.com/ru/tests
https://www.klass39.ru/klassnye-resursy/
https://www.uchportal.ru/load/47-2-2 http://schoolcollection.edu.ru/
http://umrazum.ru/load/uchebnye_prezentacii/nachalnaja_shkol
a/18
http://internet.chgk.info/
http://www.vbg.ru/~kvint/im.htm
http://www.creatingmusic.com/ http://music.edu.ru/

2.1. Русский
фолькло
р

1

0

0

"Приходите
в гости к
нам" -песня
из к/ф
"Там, на
неведомых
дорожках"
В.Дашкевич
"Кикимора.
Народны
е
сказания
"
А.К.Лядо
в "Песня
кикимор
ы" Ольга
Ш.
"Песенка про
Лешего"
Н.Масленнико
ва "Песня
Водяного" из
м/ф "Летучий
корабль"
М.Дунаевский
"Баба-Яга"
группа
"Ариэль"
"Баба-Яга"
П.И.Чайковски
й

И.Крутой
"Первоклассник
и" "Во поле
берёза
стояла" русская
народная песня

17.09.2022
"Во поле
берёза стояла"
русская
народная
песня "Ой, при
лужку, при
лужке"
русская
народная
песня

Разучивание,
исполнение
русских народных
песен
разных жанров.;
Участие в
коллективной
традиционной
музыкальной игре.;
Сочинение
мелодий, вокальная
импровизация на
основе текстов
игрового детского
фольклора.;
Ритмическая
импровизация,
сочинение
аккомпанемента на
ударных
инструментах к
изученным
народным песням.;

Устный
опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использовани
ем«Оценочно
го
листа»;

https://resh.edu.ru/ https://pedkopilka.ru/
http://bi2o2t.ru/training/sub
https://www.soloveycenter.pro/
https://onlyege.ru/ege/vpr- 4/vpr-matematika-4/
https://onlinetestpad.com/ru/tests
https://www.klass39.ru/klassnye-resursy/
https://www.uchportal.ru/load/47-2-2 http://schoolcollection.edu.ru/
http://umrazum.ru/load/uchebnye_prezentacii/nachalnaja_s
hkola/18 http://internet.chgk.info/
http://www.vbg.ru/~kvint/im.htm
http://www.creatingmusic.com/
http://music.edu.ru/

2.2. Русские
народные
музыкальны
е
инструмент
ы

1

0

0

"На горе-то
калина"
русская
народная
песня "Ах, вы
сени"
русская
народная
мелодия
"Во саду ли, в
огороде"
русская
народная
песня "Светит
месяц"
русская
народная
песня

"Во поле берёза
стояла" русская
народная песня
песня "Моя
Россия"
Г.Струве

"Ой, при
лужку, при
лужке"
русская
народная
песня

24.09.2022 Знакомство с
внешним видом,
особенностями
исполнения и
звучания русских
народных
инструментов.;
Определение на
слух тембров
инструментов.
Классификация
на группы
духовых,
ударных,
струнных.
Музыкальная
викторина на
знание тембров
народных
инструментов.;
Двигательная игра
—импровизацияподражание игре
на
музыкальных
инструментах.;
Слушание
фортепианных пьес
композиторов,
исполнение песен,
в
которых
присутствуют
звукоизобразитель
ные элементы,
подражание
голосам народных
инструментов.;
Просмотр
видеофильма о
русских
музыкальных
инструментах.;

Устный
опрос;
Самооценка с
использовани
ем«Оценочно
го
листа»;

https://resh.edu.ru/ https://ped-kopilka.ru/
http://bi2o2t.ru/training/sub
https://www.soloveycenter.pro/
https://onlyege.ru/ege/vpr- 4/vpr-matematika-4/
https://onlinetestpad.com/ru/tests
https://www.klass39.ru/klassnye-resursy/
https://www.uchportal.ru/load/47-2-2 http://schoolcollection.edu.ru/
http://umrazum.ru/load/uchebnye_prezentacii/nachalnaja_shkol
a/18
http://internet.chgk.info/
http://www.vbg.ru/~kvint/im.htm
http://www.creatingmusic.com/ http://music.edu.ru/

2.3. Сказки, мифы 1
и легенды

Итого по модулю

0

0

"Ой, сад во
дворе"
русская
народная
песня
Н.А.Римский
-Корсаков
"Снегурочка
"
(просмотр
фрагмента
мультфильм
а, снятого по
данной
опере)

"Во поле берёза
стояла" русская
народная песня
песня "Моя
Россия"
Г.Струве

"Адажио"
Д.Штейбельт
"Первая
утрата"

Г.Струве
"Песенка
о гамме" ,
"33
родных
сестрицы"

3

Модуль 3. Музыкальная грамота
3.1.

Весь мир
звучит

1

0

0

Р.Шуман
"33 родных
сестрицы"

30.09.2022
"Ой, сад во
Знакомство с
манерой сказывания
дворе" русская
нараспев.
народная
песня "Ой, при
Слушание сказок,
лужку, при
былин, эпических
лужке"
сказаний,
русская
рассказываемых
народная
нараспев.;
песня
В
инструментальной
музыке
определение на
слух музыкальных
интонаций
речитативного
характера.;
Создание
иллюстраций к
прослушанным
музыкальным
и литературным
произведениям.;
Просмотр фильмов,
со
"Ой, блины, 07.10.2022 Знакомство
мультфильмов,
звуками
блины, блины"
созданных на
музыкальными
русская
основе былин,
и
шумовыми.
народная
сказаний.;
песня "Во поле
Различение,
берёза стояла"
определение на
русская
слух звуков
народная
различного
песня
качества.;
Игра —
подражание звукам
и голосам
природы с
использованием
шумовых
музыкальных
инструментов,
вокальной
импровизации.;
Артикуляционные
упражнения,
разучивание и
исполнение
попевок и песен с
использованием
звукоподражательн
ых элементов,
шумовых звуков;

Устный
опрос;
Самооценка с
использовани
ем«Оценочно
го
листа»;

Урок «Из русского былинного сказа. «Садко» Н.А.
Римского-Корсакова» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/
2450672?
menuReferrer=catalogue
Урок «Музыкальные инструменты. Садко. Из
русского
былинного сказа» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templat
es/622615?
menuReferrer=catalogue

Устный
опрос;
Самооценка с
использовани
ем«Оценочно
го
листа»;

Урок «Музыкальные и шумовые звуки» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templat
es/474064?
menuReferrer=catalogue
Урок «Повсюду музыка слышна»
(Инфоурок) https://iu.ru/videolessons/39f82f5b-7c72-4b8f-91a874669db96259

3.2. Звукоряд

1

0

1

М.С.Толмачё
ва "Песенка
про
звукоряд"
В.Герчик
"Нотный
хоровод"

Г.Струве
"Песенка
о гамме"
"33
родных
сестрицы"

14.10.2022
"Во поле
берёза стояла"
русская
народная
песня "Ой, при
лужку, при
лужке"
"Во поле берёза русская
стояла" русская народная
народная песня песня
песня "Моя
Россия"
Г.Струве

Знакомство с
элементами нотной
записи. Различение
по нотной записи,
определение на
слух звукоряда в
отличие от других
последовательност
ей звуков.;
Пение с названием
нот, игра на
металлофоне
звукоряда от ноты
«до».;
Разучивание и
исполнение
вокальных
упражнений, песен,
построенных на
элементах
звукоряда;

Устный
опрос;
Самооценка с
использовани
ем«Оценочно
го
листа»;

Урок «Музыкальная азбука. Звукоряд»
(Инфоурок) https://iu.ru/videolessons/a3b80567-1e01-4de0-afc3ed960139abb9
Видео «Зукоряд…» https://www.youtube.com/watch?
v=bqEQwGaz6Dg
Урок «Душа музыки – мелодия»
(Инфоурок)
https://iu.ru/video-lessons/0cc0e473-f9ed4f38-972b-1812f96e3269
Урок «Азбука, азбука каждому нужна»
(Инфоурок) https://iu.ru/videolessons/fb2f5799-c55d-49bb-8e5abdcbeaf1ec3d

3.3. Ритм

1

0

1

Г.Свиридов
"Время,
вперёд!"
П.И.Чайковски
й "Марш
деревянных
солдатиков"
С.С.Прокофье
в "Полночь" из
балета
"Золушка"
Т.Левина
"Тик-так"

Г.Струве
"Песенка
о гамме"
"33
родных
сестрицы"
песня "Моя
Россия"
Г.Струве

21.10.2022
"Ой, сад во
дворе" русская
народная
песня "Во поле
берёза стояла"
русская
народная
песня "Ой,
блины,
блины, блины"
русская
народная
песня

Определение на
слух,
прослеживание по
нотной записи
ритмических
рисунков,
состоящих из
различных
длительностей и
пауз.;
Исполнение,
импровизация с
помощью
звучащих жестов
(хлопки,
шлепки, притопы)
и/или ударных
инструментов
простых ритмов.;
Игра «Ритмическое
эхо»,
прохлопывание
ритма по
ритмическим
карточкам,
проговаривание
с использованием
ритмослогов.
Разучивание,
исполнение на
ударных
инструментах
ритмической
партитуры.;
Слушание
музыкальных
произведений с
ярко
выраженным
ритмическим
рисунком,
воспроизведение
данного ритма по
памяти
(хлопками).;

Устный
опрос;
Самооценка с
использовани
ем«Оценочно
го
листа»;

Урок «Музыкальный ритм» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/
8421890?
menuReferrer=catalogue
Урок «Сочини мелодию» (Инфоурок)
https://iu.ru/videolessons/30599ffb-2ad9-4f60-9a62-ce42e77beddb
Урок «Сочини мелодию» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/
1940423?
menuReferrer=catalogue

3.4. Ритмическ
ий
рисунок

Итого по модулю

1

0

4

Модуль 4. Классическая музыка

1

А. Петров
"Веселый
марш" из к/ф
"Старая
сказка"
Г.Свиридов
"Время,
вперёд!"
П.И.Чайковски
й "Марш
деревянных
солдатиков"
С.С.Прокофье
в "Полночь" из
балета
"Золушка"
Т.Левина
"Тик-так"

И.Крутой
"Первоклассник
и" "Во поле
берёза
стояла" русская
народная песня
А.Александров
"Гимн России"

28.10.2022
"Ой, сад во
дворе" русская
народная
песня "Во поле
берёза стояла"
русская
народная
песня "Ой,
блины,
блины, блины"
русская
народная
песня

Определение на
слух,
прослеживание по
нотной записи
ритмических
рисунков,
состоящих из
различных
длительностей и
пауз.;
Исполнение,
импровизация с
помощью
звучащих жестов
(хлопки,
шлепки, притопы)
и/или ударных
инструментов
простых ритмов.;
Игра «Ритмическое
эхо»,
прохлопывание
ритма по
ритмическим
карточкам,
проговаривание
с использованием
ритмослогов.
Разучивание,
исполнение на
ударных
инструментах
ритмической
партитуры.;
Слушание
музыкальных
произведений с
ярко
выраженным
ритмическим
рисунком,
воспроизведение
данного ритма по
памяти
(хлопками).;

Устный
опрос;
Самооценка с
использовани
ем«Оценочно
го
листа»;

Урок «Музыкальный ритм» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/
8421890?
menuReferrer=catalogue
Урок «Сочини мелодию» (Инфоурок)
https://iu.ru/videolessons/30599ffb-2ad9-4f60-9a62-ce42e77beddb
Урок «Сочини мелодию» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/
1940423?
menuReferrer=catalogue

4.1. Композиторы 2
—детям

4.2. Оркестр

2

0

0

0

0

П.И.
Чайковский«К
онцерт №1»,
произведения
из«Детского
альбома»
«Мазурка»,
Марш
деревянных
солдатиков»,
«Шарманщик
поёт», М.И.
Глинка
«Камаринска
я»

Симфоническа
я сказка «Петя
и волк» С.
Прокофьев,
П.И.
Чайковсий
Концерт для
фортепиано
с оркестром
№1
В. Моцарт
«Маленькая
ночная
серенада» (1
ч.), Л. Ван
Бетховен«Сим
фония №
6«Посторальна
я»

Сл. З.
Р.н.п. «А я
Петрова, муз.
по лугу»
А.
Островского
«Азбука, азбука
каждому
нужна», Сл. Я.
Харечко,
муз. В.
Шаинский«Дед
Мороз
борода
сосулькой…»

Сл. З.
Р.н.п. «А я
Петрова, муз.
по лугу»
А.
Островского
«Азбука, азбука
каждому
нужна», Сл. Я.
Харечко,
муз. В.
Шаинский«Дед
Мороз
борода
сосулькой…»

04.11.2022 Слушание
11.11.2022 музыки,
определение
основного
характера,
музыкальновыразительных
средств,
использованных
композитором.
Подбор эпитетов,
иллюстраций к
музыке.
Определение
жанра.;
Музыкальная
викторина.;
Вокализация,
18.11.2022 Слушание
музыки
25.11.2022 висполнение
исполнении
мелодий
оркестра.
инструментальных
Просмотр
пьес
со словами.
видеозаписи.
Разучивание,
Диалог
с учителем
оисполнение
роли
песен.;
дирижёра.;
«Я — дирижёр» —
игра — имитация
дирижёрских
жестов во время
звучания
музыки.;
Разучивание и
исполнение песен
соответствующей
тематики.;
Знакомство с
принципом
расположения
партий в
партитуре.
Разучивание,
исполнение (с
ориентацией на
нотную запись)
ритмической
партитуры для 2—
3
ударных
инструментов.;
Работа по группам
—сочинение

Устный
опрос;
Самооценка с
использовани
ем«Оценочно
го
листа»;

Урок «И музыка живёт! Слушаем, исполняем,
записываем»(РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5092/start/270655/
Урок «В гостях у композиторов и исполнителей»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5957/start/225872/
Урок «Куда ведёт нас марш?» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templat
es/91946?
menuReferrer=catalogue
Урок «Образ танца» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/
1702779?
menuReferrer=catalogue

Устный
опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использовани
ем«Оценочно
го
листа»;

Урок «Идём на концерт. Играем в
оркестре» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3928/start/22
6003/

4.3. Музыкальн
ые
инструмент
ы.
Фортепиан
о.

1

Итого по модулю

5

0

Модуль 5. Духовная музыка

0

П.И.
Чайковский«Д
етский
альбом» пьеса
«Сладкая
грёза», И.С.
Бах
«Нотная
тетрадь Анны
Магдалены
Бах»пьеса
«Волынка»

Сл. И муз. Ю.
Вирижников
«Что такое
зима?»

Л. В.
Бетховен
"Сурок"

02.12.2022 Знакомство с
многообразием
красок фортепиано.
Слушание
фортепианных пьес
в исполнении
известных
пианистов.;
«Я — пианист» —
игра — имитация
исполнительских
движений во время
звучания музыки.;
Слушание детских
пьес на фортепиано
в исполнении
учителя.
Демонстрация
возможностей
инструмента
(исполнение
одной и той же
пьесы тихо и
громко, в разных
регистрах,
разными
штрихами). Игра
на фортепиано в
ансамбле с
учителем2.;
Разбираем
инструмент —
наглядная
демонстрация
внутреннего
устройства
акустического
пианино.;
«Паспорт
инструмента» —
исследовательска
я
работа,
предполагающая
подсчёт
параметров
(высота, ширина,
количество
клавиш, педалей
и т. д.);

Устный
опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использовани
ем«Оценочно
го
листа»;

Урок «Музыкальные инструменты. Фортепиано,
волынка»(МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/2528449/view
Видеоурок «Музыкальные инструменты
(фортепиано)»https://www.youtube.com/watch?v
=pkwSJBItZ8Y

5.1. Песни
верующ
их

1

Итого по модулю

1

1

0

П.И.
Чайковский«У
тренняя
молитва»,
«Пришла
коляда
накануне
Рождества»

Автор Ж.
Броновицка
я«Рождеств
о пришло»

Р.н.п. «С
горки
быстро я
качусь»

0

«Музыка
Байкала»,
эскимосская
песня
«Журавли»,
карачаевская
песня
«Карачай мой
горный
край»,
Д.Б.Кабалевск
ий«Наш край»
Г.Струве «Моя
Россия»

Автор Ж.
Броновицкая
«Рождество
пришло»,
р.н.п.«Солдат
ушки, бравы
ребятушки»

Р.н.п. «С
горки
быстро я
качусь»

Модуль 6. Народная музыка России
6.1. Край, в
котором ты
живёшь

2

0

09.12.2022 Слушание,
разучивание,
исполнение
вокальных
произведений
религиозного
содержания.
Диалог с учителем
о характере
музыки, манере
исполнения,
выразительных
средствах.;
Знакомство с
произведениями
светской музыки, в
которых
воплощены
молитвенные
интонации,
используется
хоральный склад
звучания.;
Просмотр
документального
фильма о значении
молитвы.;
Рисование по
16.12.2022 мотивам
Разучивание,
прослушанных
23.12.2022 исполнение
музыкальных
образцов
произведений;
традиционного
фольклора своей
местности, песен,
посвящённых
своей малой
родине, песен
композиторовземляков.;
Диалог с
учителем о
музыкальных
традициях своего
родного края.;
Просмотр
видеофильма о
культуре родного
края.;

Устный
опрос;
Самооценка с
использовани
ем«Оценочно
го
листа»;

Урок «Пришло Рождество – начинается
торжество»
(Инфоурок) https://iu.ru/video-lessons/3a88f0a995ae-4ed0-8b56-5a43cd341509
Урок «Утренняя молитва. С Рождеством
Христовым»(Инфоурок) https://iu.ru/videolessons/c9ba3886-7499-4624-975a-76bac5707e43

Устный
опрос;
Самооценка с
использовани
ем«Оценочно
го
листа»;

Урок «Народы России воспевают родной край»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5956/start/303112/
Урок «До чего же он хорош, край, в котором ты
живешь»(Инфоурок) https://iu.ru/videolessons/1385cd48-275c-499c-8869-03ee0650a03b

6.2. Русский
фолькло
р

Итого по модулю

1

0

0

Гимн России,
р.н.п. «Бай,
бай, бай, моё
дитятко», р.н.п
«Эх,
дубинушка,
ухнем!», р.н.п.
«Солдатушк
и, бравы
ребятушки»,
потешки,
заклички

Р.н.п.
«Солдатушки,
бравы
ребятушки»,
сл.
Л.
Мочалова«Б
уду маме
помогать».

Р.н.п. «С
горки
быстро я
качусь»

3

Модуль 7. Музыка в жизни человека
7.1. Музыкальны
е пейзажи

2

0

0

Гаврилин
"Вечерняя
музыка", сл.
Ю. Яковлев,
муз. Е.
Крылатов
«Колыбельная
медведицы»П.
И.
Чайковский
«Зимнее
утро»

Сл. Л.
Мочалова«Бу
ду маме
помогать».

Р.н.п. «С
горки
быстро я
качусь»

30.12.2022 Разучивание,
исполнение
русских народных
песен
разных жанров.;
Участие в
коллективной
традиционной
музыкальной игре.;
Сочинение
мелодий, вокальная
импровизация на
основе текстов
игрового детского
фольклора.;
Ритмическая
импровизация,
сочинение
аккомпанемента на
ударных
инструментах к
изученным
13.01.2023 Слушание
народным песням.;
произведений
программной
музыки,
посвящённой
образам природы.
Подбор
эпитетов для
описания
настроения,
характера музыки.
Сопоставление
музыки
с произведениями
изобразительного
искусства.;
Двигательная
импровизация,
пластическое
интонирование.;
Разучивание,
одухотворенное
исполнение песен о
природе, её
красоте.;
Рисование
«услышанных»
пейзажей и/или
абстрактная

Устный
опрос;
Самооценка с
использовани
ем«Оценочно
го
листа»;

Урок «О чем могут рассказать русские
народные песни»(РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5953/main/226611/
Урок «Народы России прославляют труд» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5226/start/226691/
Урок «Народы России воспевают подвиги своих
героев»(РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4150/start/226712/
Урок
«Мелодии колыбельных песен народов России»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4167/start/303572/
Урок «"Своя игра" (урок обобщения знаний по
народной музыке в форме игры)» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/
1779093?
menuReferrer=catalogue

Устный
опрос;

Урок «Музыка утра» (Инфоурок) https://iu.ru/videolessons/554f1af7-dd54-4384-91e4-a7a083eec671
Урок «Музыка вечера» (Инфоурок) https://iu.ru/videolessons/f4581c0d-f21c-4f9e-8027-c2c33c7b93cf
Видео «П. И. Чайковский "Зимнее утро"» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/1
0528011?
menuReferrer=catalogue
Видео «В. А. Гаврилин "Вечерняя музыка"» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/1
0544266?
menuReferrer=catalogue

7.2. Музыкальны
е портреты

1

0

1

Сл. А.
Барто, муз.
С.
Прокофьева
«Болтунья»,
сл. А. Кушнер,
муз.
Г. Гладков
«Песня о
картинах», П.
И.
Чайковски
й пьеса
«Баба-Яга»

Сл. Е.
Щепотьева,
муз. Ю.
Кудинов"Весно
ю " (Снова
весною
повеяло)

"Ой, блины, 20.01.2023
блины, блины"
русская
народная
песня "Во поле
берёза стояла"
русская
народная песн

Устный
Слушание
опрос;
произведений
вокальной,
программной
инструментальной
музыки,
посвящённой
образам людей,
сказочных
персонажей.
Подбор эпитетов
для
описания
настроения,
характера музыки.
Сопоставление
музыки с
произведениями
изобразительного
искусства;
Двигательная
импровизация в
образе героя
музыкального
произведения;
Разучивание,
харáктерное
исполнение песни
—портретной
зарисовки;
Рисование, лепка
героя
музыкального
произведения;
Игра-импровизация
«Угадай мой
характер»;
Инсценировка —
импровизация в
жанре
кукольного/теневог
о театра с
помощью
кукол, силуэтов и
др.;

Урок «Музыкальные портреты» (Инфоурок)
https://iu.ru/video-lessons/d0babefd-6ad1-4c31-b9ae955d866d4471
Урок «Музыкальные портреты» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/
885450?
menuReferrer=catalogue

7.3. Какой же
праздник
без
музыки?

3

0

1

7.4. Музыка на
войне,
музыка о
войне

2

0

0

Итого по модулю

8

Р.н.п.
«Полянка», сл.
Ю. Энтин
«Мамапервое
слово».

А.П.
Бородин
Симфония
«Богатырска
я»

Сл. Е.
Щепотьева,
муз. Ю.
Кудинов"Весно
ю " (Снова
весною
повеяло)

Р.н.п. «Ой,
при лужку,
при
лужке

Сл. М.
Исаковский, муз.
М
Блантер«
Катюша»

Р.н.п. «Ой,
при лужку,
при
лужке

27.01.2023 Диалог с
учителем о
значении музыки
на празднике;
Слушание
произведений
торжественного,
праздничного
характера.
«Дирижирован
ие»фрагментам
и
произведений.
Конкурс на
лучшего«дирижёра
»;
Разучивание и
исполнение
тематических
песен к
ближайшему
празднику;
Проблемная
ситуация: почему
на праздниках
обязательно звучит
03.02.2023 музыка?;
Чтение учебных и
Запись
художественных
видеооткрытки с
текстов,
музыкальным
посвящённых
поздравлением;
военной
музыке.
Групповые
Слушание,
творческие
исполнение
шутливые
музыкальных
двигательные
произведений
импровизации
военной
«Цирковая
тематики.
труппа»;
Знакомство с
историей их
сочинения и
исполнения;
Дискуссия в
классе.
Ответы на
вопросы: какие
чувства
вызывает эта
музыка, почему?
Как влияет на наше
восприятие
информация о том,

Устный
опрос;

Урок «Музыкальная картина народного
праздника» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3994/start/226649/
Урок «Музыка в цирке» (Инфоурок)
https://iu.ru/video-lessons/39dbb09c-f251-4b5c-bd20791fc35672ee
Урок «Мамин праздник» (Инфоурок)
https://iu.ru/video-lessons/58b8942c-3813-416e-bf93fc35258de913

Устный
опрос;
Практическ
ая работа;

Урок «Музы не молчали» (Инфоурок)
https://iu.ru/video-lessons/136df579-3fbe-4df29e9d-71ec34f261a4

Модуль 8. Музыкальная грамота
8.1. Высота звуков 2

Итого по модулю

1

2

Модуль 9. Музыка народов мира

0

П.И.
Чайковский«Д
етский
альбом» пьеса
«Сладкая
грёза», И.С.
Бах
«Нотная
тетрадь Анны
Магдалены
Бах»пьеса
«Волынка»

Сл. И муз. Ю.
Вирижников
«Что такое
зима?»

Р.н.п. «А я
по лугу»

Устный
10.02.2023 Освоение
опрос;
17.02.2023 понятий«вышениже».
Определение на
слух
принадлежности
звуков к одному
из регистров.
Прослеживание по
нотной записи
отдельных
мотивов,
фрагментов
знакомых песен,
вычленение
знакомых нот,
знаков альтерации.;
Наблюдение за
изменением
музыкального
образа при
изменении
регистра.;
Исполнение на
клавишных или
духовых
инструментах
попевок, кратких
мелодий по нотам.;
Выполнение
упражнений на
виртуальной
клавиатуре;

Урок «Музыкальная страна» (Инфоурок)
https://iu.ru/video-lessons/4cc43a35-1eb4-4995-82c2ae456d7579bb
Урок «Образ музыки» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/
1107320?
menuReferrer=catalogue

9.1. Музыка
наших
соседей

1

0

0

Белорусская н.
п.«Сел
комарик на
дубочек»,
«Лявониха»,
украинский
Гопак,
латышская н.
п.
«Лиго»,
«Вей,
ветерок».

Сл. М.
Латышская н. 24.02.2023 Знакомство с
Исаковский, муз. п.«Петушок" 03.03.2023 особенностями
М
музыкального
Блантер«К
фольклора
атюша».
народов других
стран.
Определение
характерных
черт,
типичных
элементов
музыкального
языка (ритм, лад,
интонации).;
Знакомство с
внешним видом,
особенностями
исполнения и
звучания
народных
инструментов.;
Определение на
слух тембров
инструментов.;
Классификация
на
группы духовых,
ударных,
струнных.;
Музыкальная

Устный
опрос;

Урок «Музыкальное путешествие к нашим
соседям: Украина и Белоруссия. Музыкальный
язык понятен без
перевода»(РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5227/start/226793/
Урок
«Музыкальное путешествие к нашим соседям:
Латвия и Эстония» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5254/start/226815/
Урок «Музыкальное путешествие к нашим
соседям:
Литва»(РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5256/start/303627/
Урок
«Итоговый урок «Музыкальное путешествие. От
родного порога» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6406/start/226859/

викторина на
знание тембров
народных
инструментов.;
Двигательная игра
—импровизация‐
подражание игре
на
музыкальных
инструментах.;
Сравнение
интонаций, жанров,
ладов,
инструментов
других народов с
фольклорными
элементами
народов России.;
Разучивание и
исполнение песен,
танцев, сочинение,
импровизация
ритмических
аккомпанементов
к ним (с помощью
звучащих жестов
или на ударных
инструментах).;
Исполнение на
клавишных или
духовых
инструментах
народных мелодий,

Итого по модулю

1

Модуль 10. Классическая музыка

10.1. Композитор
ы -детям

1

0

0

П.И.
Чайковский«
Щелкунчик»,
М.И .Глинка
«Жаворонок»
«Кошка
беспородная,
А.Вивальди
«Зима», Ф.
Мельденс
он«Сваде
бный
марш», И.
Штраус «
Марш
Радецкого», С.
Прокофьев
«Шествие
кузнечиков
».

Сл. Т.
Волгиной,
муз. А.
Филиппенко
«Бравые
солдаты»

Устный
Латышская н. 10.03.2023 Слушание
опрос;
п.«Петушок»
музыки,
определение
основного
характера,
музыкальновыразительных
средств,
использованных
композитором.
Подбор эпитетов,
иллюстраций к
музыке.
Определение
жанра.;
Музыкальная
викторина.;
Вокализация,
исполнение
мелодий
инструментальных
пьес со словами.
Разучивание,
исполнение
песен.;

Урок «Художник, поэт, композитор» (Инфоурок)
https://iu.ru/video-lessons/9fbbf80e-5fa8-4010-b0ceef1940ba0671
Урок «Марши» (Инфоурок) https://iu.ru/videolessons/d1f882f6-0fa7-4d15-83f3-0a9c0c197aa9
Урок «Музыкальные инструменты. У каждого свой
музыкальный инструмент. Фортепиано» (Инфоурок)
https://iu.ru/video-lessons/e3319bfb-3f33-442c-94877ce5e0cc62d1
Урок «Музыкальные инструменты (фортепиано)»
(Инфоурок) https://iu.ru/video-lessons/cdf46199-0f6142d2-b3028624e1d5bcf5

10.2. Музыкальн
ые
инструмент
ы.
Фортепиан
о.

1

0

0

Звуки
«Струнные и
смычковые
инструменты»,
И.С. Бах
«Сюита для
виолончели
соло №1 соль
мажор»

Э.н.п. «У
каждого свой
музыкальный
инструмент»

Р.н.п.
«Калинка,
малинка»

Устный
17.03.2023 Знакомство с
опрос;
24.03.2023 многообразием
красок фортепиано.
Слушание
фортепианных пьес
в исполнении
известных
пианистов.;
«Я — пианист» —
игра — имитация
исполнительских
движений во время
звучания музыки.;
Слушание детских
пьес на фортепиано
в исполнении
учителя.
Демонстрация
возможностей
инструмента
(исполнение
одной и той же
пьесы тихо и
громко, в разных
регистрах,
разными
штрихами). Игра
на фортепиано в
ансамбле с
учителем2.;
Посещение
концерта
фортепианной
музыки.;
Разбираем
инструмент —
наглядная
демонстрация
внутреннего
устройства
акустического
пианино.;
«Паспорт
инструмента» —
исследовательска
я
работа,
предполагающая
подсчёт
параметров
(высота, ширина,

Видео «Строение скрипки» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/
9208626?
menuReferrer=catalogue
Видео «Струнные смычковые инструменты»
(МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/
7362859?
menuReferrer=catalogue
Аудио «И.С. Бах. "Сюита для виолончели соло № 1
соль мажор" (фрагмент № 2)» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/
6691142?
menuReferrer=catalogue

10.3. Музыкальны
е
инструмент
ы.
Скрипка,
виолончел
ь

Итого по модулю

1

0

0

3

Модуль 11. Музыка театра и кино
11.1. Музыкальная
сказка на
сцене, на
экране

1

Итого по модулю

1

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВ
О ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

33

0

2

0

5

К. СенСанс
"Лебедь"

В. Шаинский
"Пропала
собака"
Д.Б.Кабалевски
й "Наш край"
Г.Струве "Моя
Россия"песня

Л. В.
Бетховен
"Сурок"
Польская
народная
песня
"Висла"

21.04.2023 Игра-имитация
исполнительских
движений во время
звучания музыки.;
Ф. Шуберт
Музыкальная
"Аве Мария"
викторина на
(для
знание конкретных
виолончели)
произведений и их
М. Блантер
авторов,
Н. Римский"Катюша"
определения
Корсаков
тембров звучащих
симфоническа В. Шаинский
инструментов.;
я поэма
"Первоклашка
Разучивание,
"Шахеразада" исполнение песен,
(1 часть, соло первоклассни
посвящённых
для
к"
музыкальным
инструментам.;
Посещение
концерта
инструментальной
18.05.2023 Видеопросмотр
Е. Крылатов
А. Александров Л. В.
музыки.;
"Гимн России" Бетховен
музыкальной
песни из к/ф
сказки.
"Сурок"
"Приключения Г.
Польская
Обсуждение
Электроника" Гладков
народная
музыкально"Походная
("Крылатые
выразительных
качели", "Мы песня Маши и песня
"Висла"
средств,
Вити" из к/ф
маленькие
передающих
"Новогодние
дети, нам
Е. Крылатов
повороты сюжета,
приключения
хочется
характеры героев.
Маши и Вити" песни из к/ф
гулять"
"Приключения
("Белоснежку
Игра-викторина
мы найдём...") Электроника"
«Угадай по
("Крылатые
голосу».;
качели", "Мы
М. Блантер
Разучивание,
"Катюша"
маленькие
исполнение
дети, нам
отдельных номеров
В. Шаинский
хочется
из детской оперы,
"Первоклашка гулять"
музыкальной
сказки.;
первоклассни
Постановка
к"
детской
музыкальной
сказки, спектакль
для
родителей.;
Творческий проект
«Озвучиваем
мультфильм»;

Устный
опрос;

Видео «Строение скрипки» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/
9208626?
menuReferrer=catalogue
Видео «Струнные смычковые инструменты»
(МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/
7362859?
menuReferrer=catalogue
Аудио «И.С. Бах. "Сюита для виолончели соло № 1
соль мажор" (фрагмент № 2)» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/
6691142?
menuReferrer=catalogue

Устный
опрос;

Урок «Опера-сказка "Муха-Цокотуха"» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/
2111972?
menuReferrer=catalogue
Урок «Опера – сказка» (Инфоурок) https://iu.ru/videolessons/3458b0cf-8fee-4fcc-b24a-bc6a81c27bb9
Урок «Дом, который звучит» (Инфоурок)
https://iu.ru/video-lessons/ee9d56bc-ff75-47f4-922c02b1c0dc5dac
Урок «Что мы знаем о музыкальной стране»
(Инфоурок) https://iu.ru/video-lessons/be2385af-60df4e8d-8762893aab7d5c6f
Итоговый урок «В мире звуков» (Инфоурок)
https://iu.ru/video-lessons/2bc43494-60a3-4b6d-99058fda61ac1d93

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы

Дата
Виды, формы
изучения контроля

1.

И муза вечная со мной!

1

0

0

Устный опрос;

2.

Хоровод муз

1

0

0

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

3.

Повсюду музыка слышна

1

0

0

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

4.

Душа музыки - мелодия

1

0

0

Устный опрос;

5.

Музыка осени

1

0

0

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

6.

Сочини мелодию

1

0

1

Устный опрос;

7.

Азбука, азбука каждому
нужна

1

0

0

Устный опрос;

8.

Музыкальная азбука

1

0

1

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

9.

Музыкальные инструменты 1

0

0

Устный опрос;

1

0

0

Устный опрос;

11. Музыкальные инструменты 1

0

0

Устный опрос;

12. Звучащие картины

0

0

Устный опрос;

10. "Садко". Из русского
былинного сказа

1

13. Разыграй песню

1

0

1

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

14. Пришло Рождество,
начинается торжество

1

0

0

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

15. Родной обычай старины.
Добрый праздник среди
зимы

1

0

0

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

16. Край, в котором ты живёшь 1

0

0

Устный опрос;

17. Поэт, художник,
композитор

1

0

0

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

18. Музыка утра

1

0

0

Устный опрос;

19. Музыка вечера

1

0

0

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

20. Музыкальные портреты

1

0

0

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

21. Разыграй сказку

1

0

1

Устный опрос;

22. У каждого свой
музыкальный инструмент

1

0

0

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

23. Музы не молчали

1

0

0

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

24. Музыкальные инструменты 1

0

0

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

25. Мамин праздник

1

0

0

Устный опрос;

26. Какой же праздник без
музыки?

1

0

0

Устный опрос;
Практическая
работа;

27. Музыкальные инструменты 1

0

0

Устный опрос;

28. "Чудесная лютня". По
алжирской сказке

1

0

0

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

29. Звучащие картины

1

0

0

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

30. Музыка в цирке

1

0

0

Устный опрос;

31. Дом, который звучит

1

0

0

Устный опрос;

32. Опера-сказка

1

0

1

Устный опрос;

33. "Ничего на лучше нету..."

1

1

0

Письменный
контроль;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

1

5

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка. 1 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество
«Издательство«Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 1 класс [Ноты] : пособие для учителя / сост. Е. Д.
Критская. – М. : Просвещение, 2011.
2. Музыка. Фонохрестоматия. 1 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.
С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

3. Сергеева, Г. П. Музыка. Рабочие программы. 1–4 классы [Текст] / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т.
С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2011.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа:
http://schoolcollection.edu.ru
2. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193 3. Я
иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.
4. Российская Электронная Школа
5. Московская электронная школа
6. Инфоурок


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».