Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» Рабочая программа учебного предмета (курса) По литературному чтению 2 «Б» класс Составитель программы: Дашинимаева Р.Б. учитель начальных классов г. Улан-Удэ - 2022 2. Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной. Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Литературное чтение – это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества изучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственного дошкольникам, формирование в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы. Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность. Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Программа по изучению русского языка в младших классах школы предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью учебных курса: 1. Обучение грамоте, развитие речи и внеклассное чтение. 2. Литературное чтение (классное и внеклассное) и развитие речи. 3. Фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи. Рабочая программа по обучению грамоте придает всему процессу изучения курса «Русский язык» четкую практическую направленность и реализует следующие цели: – формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира; – социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека; – развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами; – воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран. Для достижения поставленных целей на уроках обучения грамоте необходимо решать следующие задачи: – освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге; – развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; – освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; – овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты – описания и повествования небольшого объема; – воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. -воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову; Актуальность Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. Обучение грамоте и развитие речи является составной частью курса русского языка в начальных классах общеобразовательной школы и подготовительным этапом дальнейшего языкового и литературного образования. Знакомство с «элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий» способствует формированию познавательных универсальных учебных действий. Принципы: системность, научность, доступность, наглядность, вариативность, реалистичность, художественно-эстетический, литературоведческий, коммуникативно-речевой. А также возможность практического применения полученных знаний. Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 2 класса разработана на основе нормативно-правовых документов: 1. Конституция РФ. 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия». 4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 г. с изменениями. 5. Примерная программа по предмету «Литературное чтение». Просвещение, 2020 г. 6. Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта» 7. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28) 8. Локальные акты МАОУ « СОШ №18» 3. Место курса «Литературное чтение» в учебном плане Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе выделяется всего на изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе выделяется во 2 классе 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебных недели) 4. Общая характеристика учебного предмета. Начальным этапом изучения русского языка и литературного чтения является обучение грамоте. Основное внимание в этот период отводится изучению письменной речи и развитию фонематического слуха детей. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения (умениями читать и писать) идёт совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является «общение», которое не рассматривается статично, а разворачивается в форме деятельности, протекающей в культурно-историческом плане — от истоков возникновения процесса общения у людей (в письменной его форме) до развития письма на современном уровне. Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте и идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями. Через приобщение в процессе чтения к духовнонравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом. Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научнопопулярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства. Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурноисторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России. Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами: Виды речевой деятельности. Культура речевого общения. Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность. Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность. Круг детского чтения. Культура читательской деятельности. Первый раздел программы — «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения»—ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения. Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое как умственное действие протекает во внутреннем плане. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приёмов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя. В программе указаны ориентировочные нормы скорости чтения, от которой зависит понимание прочитанного текста и, как следствие, успеваемость ребёнка по всем другим предметам в начальной и средней школе. Учащиеся, окончившие начальную школу, должны читать не менее 70—80 слов в минуту. Такая скорость позволит им чувствовать себя уверенно и комфортно, поможет извлекать смысловую информацию при самостоятельном чтении и работе с учебными текстами. Содержание курса включает формирование умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность её анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы. Развитие умения говорить (высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника. Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование) на основе прочитанных текстов. Программа обеспечивает развитие выразительности устной и письменной речи, совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать на протяжении всех лет обучения в начальной школе. Следующий раздел — «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность». Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно-речевых задач. Содержание данного раздела направлено на освоение различных видов текстов (текст-описание, текстрассуждение, текст-повествование), формирование умения соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно-познавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе общения. Учащиеся будут наблюдать, как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текстов (с помощью учителя). Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовнонравственная деятельность» нацелен на развитие художественно-эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети будут учиться различать способы изображения мира в художественных и познавательных тестах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и художественно-образного мышления, осмысливать особенности художественного и научно-познавательного произведения, создавать собственные тексты. Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства. Учащиеся научатся понимать и ценить художественное произведение, отличать его от произведений научно-познавательного содержания. Они узнают, что художественное произведение — произведение словесного искусства и что его автор, раскрывая через художественнообразную форму всё богатство окружающего мира и человеческих отношений, стремится приобщить читателя к своим духовно-нравственным и эстетическим ценностям, пробудить в человеке чувство прекрасного, красоты и гармонии. В содержание литературного чтения включён элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез—анализ—синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую оценку. При анализе литературного произведения на первый план выдвигается художественный образ, воплощённый в слове (без термина). Слово в художественном тексте становится объектом внимания юного читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово как средство художественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не само по себе, не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но даже и нейтральные слова и выражения. Программа определяет для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его. В содержание литературного чтения включены доступные детям элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения, его нравственно-эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения. Программой предусмотрено анализ произведения на разных уровнях: уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровень автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного). Это помогает сохранять целостный взгляд на произведение и не терять его основную линию. Многоступенчатый путь анализа произведения, своеобразное восхождение читателя на вершину так называемой смысловой пирамиды, открывает новые горизонты понимания словесного искусства, обогащает учащихся интеллектуально, нравственно и эстетически. В процессе такого анализа, который связан с многократным обращением к тексту, дети, проникая в тайны художественного творчества, осмысливают морально-нравственные ценности (дружба, уважение, забота о других, доброжелательность), получают радость и удовольствие от чтения, учатся выражать своё отношение к героям через выразительное чтение. В содержание программы включено развитие умений, связанных с наблюдением за миром природы и поведением животных. Введение в содержание литературного чтения такого материала определяется тем, что характер и полнота восприятия младшим школьником литературного произведения зависят не только от его умения воссоздавать словесные образы в соответствии соавторским замыслом, но и от накопленного им опыта восприятия окружающего мира. Такой опыт помогает ребёнку полнее и ярче воссоздавать содержание художественных текстов при чтении. В содержание курса с целью развития и стимулирования творческой активности учащихся вводятся приёмы театральной драматизации произведений. Они обеспечивают более глубокое понимание сюжетных линий произведения, поступков героев (их мотивы), смысла прочитанного, развивают чувства сопереживания и отзывчивости. Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков (художественные и научно-познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.). Художественно-эстетическая направленность содержания литературного чтения позволяет учащимся накопить опыт художественно-эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Тематические разделы программы отражают разнообразие интересов детей младшего школьного возраста. Их содержание не только стимулирует развитие познавательных интересов, но и привлекает внимание учащихся к различным сторонам жизни: взаимоотношениям детей со сверстниками и взрослыми, приключениям, природе, истории и культуре разных национальностей нашей Родины, а также даёт возможность сравнивать произведения на одну и ту же тему разных авторов. Разнообразие тематики обогащает социально-нравственный опыт, расширяет познавательные интересы ребёнка, развивает читательскую самостоятельность, формирует культуру чтения. Произведения, включённые в круг детского чтения, имеют большое значение для нравственно-эстетического воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников. Круг детского чтения от класса к классу расширяется и углубляется по мере развития читательских способностей детей, их знаний об окружающем мире. Постепенно формируется библиографическая культура учащихся. Курс литературного чтения благодаря художественно-эстетической и нравственномировоззренческой направленности значительно расширяет границы читательской компетентности. У учащихся формируется готовность эффективно использовать знания, читательские умения и навыки для реализации учебных целей и решения конкретных жизненных ситуаций, расширяются границы коммуникативно-речевого общения, совершенствуется читательская культура (умение глубоко проникать в смысл читаемого, выбирать книгу для чтения, постоянная потребность в чтении художественной литературы). Культура чтения сказывается на нравственнодуховном и эстетическом развитии личности младшего школьника. Таким образом, реализация содержания курса «Литературное чтение» обеспечит развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, введение детей в мир художественной литературы, воспитание читательской компетентности и культуры чтения. 5. Характеристика младшего школьного возраста. Младший школьный возраст – это возраст, когда ребёнок проходит первый этап школьного образования. Его границы исторически подвижны. В настоящее время в нашей стране он охватывает период с 6,5 до 11 лет. Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному учению. Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития. Тем более, что в современных условиях многие дошкольники к моменту начала школьного обучения не овладевают высшими уровнями игры (игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам). На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В процессе их реализации ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат. Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к концу дошкольного детства возрастные предпосылки, от наличия которых зависит готовность ребёнка к школьному обучению. В отличие от дошкольника, младший школьник обладает достаточной физической выносливостью, позволяющей осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения, длительной сосредоточенности. Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более уравновешен, чем дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять проявлениями своих чувств, различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать. В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С подобным опытом во многом связана самооценка младшего школьника – он оценивает себя так, как оценивают его «значимые другие». Для младшего школьника, как и для дошкольника, такими значимыми людьми являются прежде всего взрослые. Особое место в жизни ученика начальной школы занимает учитель. В этом возрасте он для ребёнка - образец действий, суждений и оценок. От него решающим образом зависит и принятие позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и самооценка ребёнка. Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации собственной деятельности. Полноценным итогом начального обучения являются основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти новообразования к концу начальной школы должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной общности, но не в индивидуальных действиях каждого ученика. 6. Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной программе. Программа конкретизирована для 2 класса, так как примерная программа рассчитана на 1-4 классы. 7. Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета «Литературное чтение» Основным ценностным ориентиром при построении курса обучения грамоте является его направленность на формирование у первоклассников умения учиться. Обучение грамоте как учебный предмет имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Важнейшим аспектом предмета является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить. 8. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения: - оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; - оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: - определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; - учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других; - выразительно читать и пересказывать текст; - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах. Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений: - воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся; - осмысленно, правильно читать целыми словами; - отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; - подробно пересказывать текст; - составлять устный рассказ по картинке; - заучивать наизусть небольшие стихотворения; - соотносить автора, название и героев прочитанных произведений; - различать рассказ и стихотворение. 9. Содержание программы курса «Литературное чтение. Обучение чтению» Задачи курса «Литературное чтение» определили содержание учебников «Литературное чтение» 2 класса. Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами: Виды речевой деятельности. Культура речевого общения. Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность. Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность. Круг детского чтения. Культура читательской деятельности. Первый раздел программы — «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» — ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения. Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое как умственное действие протекает во внутреннем плане. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приёмов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя. В программе указаны ориентировочные нормы скорости чтения, от которой зависит понимание прочитанного текста и, как следствие, успеваемость ребёнка по всем другим предметам в начальной и средней школе. Учащиеся, окончившие начальную школу, должны читать не менее 70—80 слов в минуту. Такая скорость позволит им чувствовать себя уверенно и комфортно, поможет извлекать смысловую информацию при самостоятельном чтении и работе с учебными текстами. Содержание курса включает формирование умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность её анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы. Развитие умения говорить (высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника. Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование) на основе прочитанных текстов. Программа обеспечивает развитие выразительности устной и письменной речи, совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать на протяжении всех лет обучения в начальной школе. Следующий раздел — «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность». Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно-речевых задач. Содержание данного раздела направлено на освоение различных видов текстов (текст-описание, текстрассуждение, текст-повествование), формирование умения соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно-познавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе общения. Учащиеся будут наблюдать, как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текстов (с помощью учителя). Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовнонравственная деятельность» нацелен на развитие художественно-эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети будут учиться различать способы изображения мира в художественных и познавательных тестах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и художественно-образного мышления, осмысливать особенности художественного и научно-познавательного произведения, создавать собственные тексты. Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства. Учащиеся научатся понимать и ценить художественное произведение, отличать его от произведений научно-познавательного содержания. Они узнают, что художественное произведе- ние — произведение словесного искусства и что его автор, раскрывая через художественнообразную форму всё богатство окружающего мира и человеческих отношений, стремится приобщить читателя к своим духовно-нравственным и эстетическим ценностям, пробудить в человеке чувство прекрасного, красоты и гармонии. В содержание литературного чтения включён элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез—анализ—синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую оценку. При анализе литературного произведения на первый план выдвигается художественный образ, воплощённый в слове (без термина). Слово в художественном тексте становится объектом внимания юного читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово как средство художественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не само по себе, не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но даже и нейтральные слова и выражения. Программа определяет для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его. В содержание литературного чтения включены доступные детям элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения, его нравственно-эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения. Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных (с учётом многонационального характера России) и зарубежных классиков (художественные и научно-познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.). Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины). Художественноэстетическая направленность содержания литературного чтения позволяет учащимся накопить опыт художественно-эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения. Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка-обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где проводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения. 1. Вводный раздел. «Приглашение в страну Литературию»; «Книга — друг и советчик». 2. Жанровый блок. Устное народное творчество: загадки, пословицы, потешки, небылицы; сказки о животных; бытовые и волшебные сказки (сказки народов России и зарубежных стран). Литературные произведения: сказки русских писателей; басни и рассказы современных писателей и писателей-классиков; «Страницы поэзии» (стихи русских поэтов). Литература — искусство слова. Дальнейшее знакомство с произведениями детских писателей (К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, Н. Носов), небольшой справочный материал о жизни и творчестве писателей. 3. Тематический блок. Произведения современных писателей, писателей-классиков русской и зарубежной литературы, раскрывающие художественно-эстетические, моральноэтические и патриотические темы (о красоте родной природы, о детях и семье, о школе, родной стране и ее людях). Обобщение представлений детей по нравственно-этической тематике. Научно-познавательные тексты. Виды речевой и читательской деятельности на уроках Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению. Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов. Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы. Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др. Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинноследственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы. Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы). Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить чтото, объяснить читателю). Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение). Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем. Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов. Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения. Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ. Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов. Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок). Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России. Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру. Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека. Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана. Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений. Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений. Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания. Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста. Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя). Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя). Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев). Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение). Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. Творческая деятельность на уроках литературного чтения Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя). Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей программы воспитания: участие в школьном этапе ВОШ (сентябрь-октябрь), в научнопрактической конференции «Первые шаги» (ноябрь), международный конкурс «Русский медвежонок» (весна), в конкурсах проектов, рисунков, плакатов по различным тематикам (в течение года), экскурсия туристические центры культуры («Семейские», «Степной кочевник») (апрель, май). Обучение может вестись дистанционно с использованием образовательной платформ Учи.ру и ZOOM (облачные платформы для проведения онлайн уроков). 10.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. Тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО: - быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим; - быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах; - знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); - проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; - соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; - уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. Тематическое планирование Наименование разделов программы Любите книгу Краски осени Мир народной сказки Веселый хоровод Мы-друзья Здравствуй, матушка-зима! Чудеса случаются Весна, весна! И вес ей радо! Мои самые близкие и дорогие Люблю все живое Жизнь дана на добрые дела Количество Виды учебной деятельности часов на раздел, тему Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискус5 сия, групповая работа) Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискус12 сия, групповая работа) Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискус16 сия, групповая работа) Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискус8 сия, групповая работа) Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискус12 сия, групповая работа) Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискус12 сия, групповая работа) Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискус18 сия, групповая работа) Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискус11 сия, групповая работа) Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискус9 сия, групповая работа) Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискус15 сия, групповая работа) Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискус18 сия, групповая работа) Виды контроля. Групповой, фронтальный, индивидуальный Групповой, фронтальный, индивидуальный Групповой, фронтальный, индивидуальный Групповой, фронтальный, индивидуальный Групповой, фронтальный, индивидуальный Групповой, фронтальный, индивидуальный Групповой, фронтальный, индивидуальный Групповой, фронтальный, индивидуальный Групповой, фронтальный, индивидуальный Групповой, фронтальный, индивидуальный Групповой, фронтальный, индивидуальный Итого 136 11. Планируемые результаты освоения программы. Выпускник научится: Учащиеся должны знать: 1. Наизусть 5—6 стихотворений русских и зарубежных классиков; 2. 5—6 русских народных пословиц, считалок, загадок; 3. Имена и фамилии 5—6 отечественных писателей. Учащиеся должны уметь: 1. Читать текст вслух целыми словами в темпе не менее 50 слов в минуту без искажений слов; 2. Читать текст про себя с воспроизведением его содержания по вопросам; 3. Читать небольшой художественный текст выразительно, соблюдая интонацию предложений различного типа; 4. Практически различать сказку, рассказ и стихотворение; 5. Объяснять заглавие прочитанного произведения; 6. Высказывать свое отношение к содержанию прочитанного, к поступкам героев; 7. Устно рисовать словесную картину к отдельным эпизодам текста; 8. Пересказывать небольшое произведение с отчетливо выраженным сюжетом, сообщая последовательность изложения событий; 9. Делить текст на части в соответствии с предложенным планом; 10. Отгадывать загадки; 11. Находить в тексте слова, характеризующие поступки героя; 12. Различать слова автора и героев; 13. Определять тему произведения по заглавию; 14. Различать и называть сказки о животных и бытовые сказки; 15. Находить в тексте сравнения (простейшее средство художественной выразительности) с опорой на слова точно, как, словно; 16. Ориентироваться в учебной книге: уметь пользоваться оглавлением, методическим аппаратом учебника; 17. Составлять рассказ по предложенным опорным словам или картинному плану. Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: 1. Самостоятельно выбирать и читать книги; 2. Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии); 3. Определять содержание книги по заглавию, аннотации; 4. Находить в словаре значение неизвестного слова. Ученик получит возможность научиться устанавливать следующие связи: • между целью, адресатом, местом общения и формой общения; • между целью устной речи и речевыми средствами (несловесными и словесными); • соблюдать правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми; • адекватно реагировать на обращение учителей, одноклассников; • слушать и отвечать на заданный вопрос; • пользоваться учебными книгами; Ученик получит представление: • о многообразии малых жанров литературных произведений, о зависимости смысла предложения от интонации, порядка и форм слов; 12. Учебно-методический комплекс. Литературное чтение 1) Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразов. учреждений. В 2 ч./ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская.– М.: Просвещение, 2021. – 160 стр. 2. Техническое оснащение программы. Средства обучения: 1) Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение» Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого. 2 класс (1CD). 2) Интерактивная доска. 3) Презентации, созданные учителем самостоятельно. 4) Цифровые и электронные образовательные ресурсы. 5) Азбука подвижная демонстрационная. 6) Касса букв классная. 7) Модель - аппликация «Звукобуквенная лента» демонстрационная. 13. Материально-техническое обеспечение. Технологические карты Русский язык. (с сайта: www.prosv.ru/umk/perspektiva) ноутбук, проектор. 14. Контрольно-измерительные материалы: 1. Узорова О.В., Нефедова Е.А.. Тесты по курсу « Литературное чтение» М. Астрель, 2017 2. Бобкова Н.И., Тематический тестовый контроль. М.Просвещение,2017 3. Шубина Г.В. Литературное чтение. 2 класс. Тесты. Перспектива / Г.В. Шубина. – М.: Экзамен, 2020. – 64 с. Список литературы использованной при составлении программы. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357) 2. Климанова Л.Ф. Примерные рабочие программы. Литературное чтение 1-4 классы. . – М.: Просвещение, 2019. – 103 с. 3. Никифорова В.В Методические рекомендации к УМК Л.Ф Климановой и др. «Поурочные разработки по литературному чтению».– М.: Вако, 2018. 4. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразов. учреждений. В 2 ч./ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская.– М.: Просвещение, 2021. – 160 стр. 5. Бойкина М.В. Литературное чтение. Методические рекомендации. 2 класс. – М.: Просвещение, 2017. – 61 с. – (Перспектива) Литература для учителя: 1. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Л.Ф. Климановой и др. («Перспектива»), 2 класс, М.: Вако, 2019. 2. Бойкина М.В. Литературное чтение. Методические рекомендации. 4 класс. . – М.: Просвещение, 2017. – 57 с. 3. Журнал “Начальная школа» Литература для учащихся: 1. Климанова Л.Ф. Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 2 класс / Т.Ф. Климанова, Т.Ю. Коти. - М.: Просвещение, 2021 – 64 с.. 2. Коти Т.Ю. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 2 класс / Т.Ю. Коти. – М.: Просвещение, 2021. – 80 с. 3. Бойкина М.В. Литературное чтение. Тетрадь учебных достижений. 2 класс / М.В. Бойкина . – М.: Просвещение, 2020. – 96 с. 4. Антошин М.К. Литературное чтение. Читаем летом. 2 класс /М.К. Антошин. – М.: Просвещение, 2021. – 112 с. 5. Ульяхина Л.Г. Смысловое чтение. Читаю, понимаю, узнаю. 2 класс / Л..Г. Ульяхина. - – М.: Просвещение, 2021. – 94 с. 16. Приложения к программе: Приложение 1 Календарно-тематическое планирование по курсу № 14 Кол-во часов Любите книгу – 5 ч. Знакомство с учебником. 1 Ю. Энтин «Слово про слово». В. Боков «Книга – учитель…». Г. Ладонщиков «Лучший друг». Книги из далёкого прошлого. Рукопис1 ные книги Древней Руси. Н. Кончаловская «В монастырской ке1 лье узкой..». Мы идём в библиотеку. Художники-иллюстраторы. Ю. Мориц 1 «Трудолюбивая старушка» Сокровища духовной народной мудро1 сти. Краски осени – 12 ч. Осень в художественных произведениях 1 А. Пушкин. «Осень», С. Аксакова. А. Майков «Осень», С. Есенин «Закру1 жилась листва золотая…». И. Токмакова «Опустел скворечник…», 1 А. Плещеев «Осень наступила…». Произведения устного народного твор2 чества об осени. Пословицы, поговорки. Осенние загадки. Народные приметы. (на примере народов Республики Бурятия) Сборники стихотворений и рассказов о 1 природе. С. Маршак «Сентябрь», «Октябрь». Л. 2 Яхнин «Осень в лесу». Н. Сладков «Сентябрь». С. Образцов «Стеклянный пруд» 1 15 Н. Сладков «Осень». 1 2 3 4 5 6 7 8 9-10 11 12-13 Темы и разделы 1 Дата по плану Дата по факту 16 38 Обобщение по разделу «Краски осени» 1 Тестирование. Любимые стихотворения об осени. 1 Контрольная работа Мир народной сказки – 16 ч. Основные понятия: сказка, сказочный 1 персонаж, вымысел. Собиратели русских народных сказок. А.Н. Афанасьев, В.И. Даль. Русская народная сказка «Заячья избуш1 ка» Русская народная сказка. «Лисичка 1 сестричка и волк». Корякская сказка. «Хитрая лиса». 1 Русская народная сказка «Зимовье» 1 Русская народная сказка «У страха глаза 1 велики» Белорусская сказка «Пых». 1 Хантыйская сказка «Идэ» 1 Русская народная сказка «Сестрица 2 Аленушка и братец Иванушка». Нанайская сказка «Айога» 1 Ненецкая сказка «Кукушка» 1 Русская сказка 1 «Лиса и журавль». Обобщение по разделу «Мир народной 1 сказки» Проверочная работа по разделу «Мир 2 народной сказки». Проект «Мир Бурятской народной сказки» Весёлый хоровод – 8ч. Основные понятия: заклички, небыли1 ца, прикладное искусство, перевод. Б. Кустодиев. Масленица. Устное сочи1 нение по картине. 1 Проект. Мы идем в музей народного творчества (музеи Бурятии). Народные заклички, приговорки, по1 тешки, перевертыши. Стихи Д. Хармса. 1 39 К. Чуковский. «Путаница» Небылица. 40 Обобщение по разделу «Весёлый хоро1 вод». Тестирование. Проект. Подготовка и проведение 1 праздника «Веселый хоровод» Мы – друзья – 12 ч. 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32-33 34 35 36 37 41 1 42 1 43 Основные нравственные понятия: доброжелательность, терпение, уважение. Пословицы о дружбе. М. Пляцковский. «Настоящий друг». В. Орлов. «Я и мы» Сочинение на основе рисунков. 44-45 Н. Носов. «На горке». 2 46 1 49-50 Мы идем в библиотеку. Рассказы о детях. С. Михалков. «Как друзья познаются». Э. Успенский. Крокодил Гена и его друзья. А. Гайдар «Чук и Гек». 51-52 И. А. Крылов. «Стрекоза и Муравей». 2 53 Обобщение по разделу «Мы – друзья» 1 47-48 54-55 56-57 58-59 60-61 62-63 64 65 66 67 68 69-70 71 1 2 2 Здравствуй, матушка - зима! – 12 ч. Вводный урок. «Здравствуй, матушка 2 Зима!» Проект. Готовимся к новогоднему празднику. Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимой…», А. 2 Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя…», С. Есенин. «Береза». «Поет зима, аукает…» Праздник Рождества Христова. 2 Саша Черный «Рождественское» К. Фофанов «Еще те звезды не погасли… К. Бальмонт «К зиме». С. Маршак «Де2 кабрь». А. Барто «Дело было в январе…» С. 2 Дрожжин «Улицей гуляет…». Загадки зимы. Обобщение по разделу «Здравствуй, ма1 тушка - зима!» 1 «Праздник начинается, конкурс предлагается» (народные праздники в Бурятии) Чудеса случаются – 18 ч. Основные понятия: литературная сказка. 1 Мои любимые писатели. Сказки А. Пушкина. А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыб2 ке». Д. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказ2 ки». Д. Мамин –Сибиряк «Сказка про храб2 72 73-74 75 76-77 78 79-80 81-82 83 84 85-86 87 88-89 90-91 92-93 94 95-96 97-98 99 100101 102 рого зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кро2 лик». Д. Мамин-Сибиряк. 1 Дж. Харрис. Сравнение литературных сказок. Э. Распе. Из книги «Приключения баро2 на Мюнхаузена». Мы идем в библиотеку. Литературные 1 сказки. К. Чуковский. Из книги «Приключения Бибигона». Л. Толстой. «Два брата». 2 К. Чуковский. «Краденое солнце». 2 Обобщение по разделу «Чудеса случа1 ются». Весна, весна! И все ей рады! - 11 ч. Основные понятия: олицетворение, во1 ображение. Ф. Тютчев. «Зима недаром злится…» Весна в лирических стихотворениях И. 2 Никитина, А. Плещеева,И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи. Картины весны в произведениях А. Че1 хова, А. Фета, А. Барто. Мы идем в библиотеку. Стихи русских поэтов о весне. Стихи о весне. С. Маршак. И. Токмако2 ва. Саша Черный. А. Майков «Христос Воскрес!». 2 К. Крыжицкий. «Ранняя весна». С. Маршак. «Двенадцать месяцев». 2 Обобщение по разделу «Весна, весна! И 1 все ей радо!» Проверочная работа. Мои самые близкие и дорогие – 9 ч. Основные понятия: семья, согласие, от2 ветственность. Стихи о маме и о папе. Р.РождественскийЮ. Энтин, Б. Заходер. А. Барто «Перед сном». Р.Сеф «Если ты 2 ужасно гордый». Дж. Родари «Кто командует?» Мы идем в библиотеку. Книги о маме. 1 Э.Успенский «Если бы был бы я девчонкой», «Разгром». Б. Заходер «Никто». Л. Толстой «Отец и сыновья», «Старый 2 дед и внучек». Е. Пермяк «Как Миша хотел маму пе1 рехитрить». Комплексная работа. 103 104 105 106 107 108109 110 111 112 113114 115 116117 118 119120 121122 123124 125126 127128 129 130131 Обобщение по разделу «Мои самые 1 близкие и дорогие». Тестирование. Люблю всё живое – 15 ч. Основные понятия: сочувствие, сопере1 живание. Саша Черный. «Жеребенок». С. Михалков «Мой щенок». 1 Г. Снегирев «Отважный пингвинёнок». 1 М. Пришвин «Ребята и утята». 1 Е. Чарушин «Страшный рассказ». 2 Сравнение художественного и научно1 познавательного текста. Н. Рубцов «Про зайца». Текст из энциклопедии «Заяц». 1 Проект. Создание фотоальбома о природе. В. Берестов «С фотоаппаратом». Мы идем в библиотеку. Рассказы и 1 сказки о природе В. Бианки «Хитрый Лис и умная уточка». Маленькие рассказы Н. Сладкова. В. 2 Сухомлинский «Почему плачет синичка?» Г. Снегирев. «Куда улетают птицы на 1 зиму?» В. Бианки «Лесной колобок -колючий 2 бок». Шутки минутки. В. Берестов «Заяц- барабанщик». «Коза». Обобщение по разделу «Люблю всё 1 живое». Проверочная работа. Жизнь дана на добрые дела– 18 ч. Основные понятия: взаимопомощь, 2 трудолюбие, честность. С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах». Л. Яхнин «Пятое время года», «Силачи» В. Осеева «Просто старушка». 2 Э.Шим «Не смей!». А. Гайдар «Совесть». 2 Е. Григорьева «Во мне сидят два голоса…» Дискуссия на тему «Что значит посту2 пать по совести». В. Осеева «Три товарища». И. Пивоварова «Сочинение». 2 Мы идем в библиотеку. Н. Носов «Затейники». Н. Носов «Фантазеры». 1 2 132133 134 135 136 И. Крылов «Лебедь, рак и щука». С. 2 Михалков «Не стоит благодарности». Обобщение по разделу «Жизнь дана на 1 добрые дела» Проверочная работа. Повторение. 1 Проектная деятельность. 1 «Я люблю читать» Список проектов: 1. «Праздник начинается, конкурс предлагается» (народные праздники в Бурятии) 2. Подготовка и проведение праздника «Веселый хоровод» 3. «Мир Бурятской народной сказки» 4. «Мы идем в музей народного творчества (музеи Бурятии)». 5. «Готовимся к новогоднему празднику» (Новый год, Сагаалган). 6. Создание фотоальбома о природе. В. Берестов «С фотоаппаратом». Приложение 2 Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету Учитель: Дашинимаева Р Б. Предмет: Литературное чтение Класс: 2Б № урока Тема по КТП План, ч Факт, ч Причина корректировки Способ корректировки Согласовано