Литературное чтение на родном русском языке 2 Г кл.Молчанова Е.И. — копия

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»

Рабочая программа учебного предмета (курса)
по литературному чтению на родном русском языке
2 «Г» класс

Составитель программы: Молчанова Е.И.
учитель начальных классов

г. Улан-Удэ – 2022

2. Пояснительная записка
Рабочая программа по Родному литературному чтению разработана на основе
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
Примерной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального
общего образования, gпримерной программы по литературному чтению и авторской
программы Климанова Л. Ф., Бойкина М.В. «Литературное чтение».
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он
формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к
чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовнонравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по
другим предметам начальной школы.
Курс Родного литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
 овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов
речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;
развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и
приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
 развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического
отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
 обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной
литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и
ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре
народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в
решении задач не только обучения, но и воспитания:
1.Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями,
духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства,
сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих
национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы
развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения
культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
2. Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и
других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным
чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для
расширения своих знаний об окружающем мире.
3. В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень
коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать
собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника,
находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая
младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию
читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает
потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с
текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением
их самостоятельно выбрать и оценить.
4.Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных
произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу
художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на
нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать
красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального
обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Рабочая программа по предмету «Родная (русская) литература» для 2 класса разработана
на основе нормативно-правовых документов:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации".
3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике
Бурятия».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования 2009 г. с изменениями.
5. Примерная программа по предмету «Литературное чтение». Просвещение, 2020 г.
6. Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта»
7. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», (Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28)
8. Локальные акты МАОУ « СОШ №18»
3. Место предмета в базисном учебном плане:
Учебный предмет Родное Литературное чтение» входит в предметную область Филология.
Федеральный базисный учебный план отводит 136 часов для изучения учебного предмета
Литературное чтение на родном языке.
Количество учебных часов, отводимых на реализацию программы:
На изучение литературного чтения на родном языке отводится 136 ч, из них в 1 классе
– 17 часов в год по 0,5 в неделю , ,во 2 – 3 классах по 34 учебных часа в год (1час в неделю,
в 4 классе 17 часов в год по 0, 5 в неделю.
4.Общая характеристика курса
«Литературное чтение на родном языке» как систематический курс начинается с
1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов
России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы
и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные).
Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни,
драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги
пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу,
труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический
опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида
информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и
читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными
видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на
совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения
навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в
пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы
интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое
чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного.
Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания
прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений,
осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и
используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся
целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и
выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится
параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух
высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать
вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения.
Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и
внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей
проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений.
Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на
предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный
словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного
или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного
произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах
(описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые
(учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста
(его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на
части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации
текста.
Актуальность программы:
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают
первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого
литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ,
стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица,
считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства
словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора,
ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный
образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся
осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно
произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и
осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор
выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который
позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять
героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с
использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных
мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки,
характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя,
соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного
произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы
деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное
произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка
и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой
подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование
нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения
(отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации,
выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения,
сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей,
создателей произведений словесного искусства.

Принципы:
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и
здоровья человека, свободного развития личности;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви
к окружающей природе, Родине, семье;
- единство федерального образовательного пространства и развитие системы образования
национальных культур, региональных культурных традиций;
- общедоступность в образовании;
- свобода и плюрализм в образовании;
- принцип минимакса.
5. Характеристика младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст – это возраст, когда ребёнок проходит первый этап
школьного образования. Его границы исторически подвижны. В настоящее время в нашей
стране
он
охватывает
период
с
6,5
до
11
лет.
Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход от
игры к систематическому, социально организованному учению.
Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий у
разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста
игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для
психического развития. Тем более, что в современных условиях многие дошкольники к
моменту начала школьного обучения не овладевают высшими уровнями игры (иградраматизация, режиссёрская игра, игра по правилам).
На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и
познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В
процессе их реализации ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать
собственные учебные действия и их результат.
Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к концу
дошкольного детства возрастные предпосылки, от наличия которых зависит готовность
ребёнка к школьному обучению. В отличие от дошкольника, младший школьник обладает
достаточной физической выносливостью, позволяющей осуществлять учебную деятельность,
требующую значительного умственного напряжения, длительной сосредоточенности.
Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более уравновешен,
чем дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять проявлениями своих чувств,
различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать.
В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него существенно
возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С подобным опытом во многом
связана самооценка младшего школьника – он оценивает себя так, как оценивают его
«значимые другие». Для младшего школьника, как и для дошкольника, такими значимыми
людьми являются прежде всего взрослые.
Особое место в жизни ученика начальной школы занимает учитель. В этом возрасте
он для ребёнка - образец действий, суждений и оценок. От него решающим образом зависит
и принятие позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и самооценка ребёнка.
Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста
являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации
собственной деятельности. Полноценным итогом начального обучения являются основы
понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением
понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти новообразования к
концу начальной школы должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной
общности, но не в индивидуальных действиях каждого ученика.
Виды деятельности младшего школьника:
 Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая
работа)
 Игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра,
игра с правилами)
 Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально
значимое проектирование и др.)















Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в
социально значимых трудовых акциях )
Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с
различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).
Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности
сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления (в освоении
содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);
научиться самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и искать
средства их решения;
научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных
видах деятельности;
овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными
навыками;
полностью овладеть высшими видами игры (игра-драматизация, режиссёрская игр, игра
по правилам.) Научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с партнёрами по
игре, воплощать в игровом действии. Научиться удерживать правило и следовать ему;
научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в
творческом продукте. Овладевать средствами и способами воплощения собственных
замыслов;
приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и
операциями на уроках труда и в социальных практиках;
приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные
нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства.

Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную
программу начального общего образования.
• Реализовать основную образовательную программу начальной школы в разнообразных
организационно-учебных формах (уроки, занятия, проекты, практики, конкурсы, выставки,
соревнования, презентации и пр.)
• Обеспечить комфортные условия смены ведущей деятельности - игровой на учебную.
Создать условия для овладения высшими формами игровой деятельности.
• Обеспечить условия формирования учебной деятельности. Для этого:
• организовать постановку учебных целей, создавать условия для их «присвоения» и
самостоятельной конкретизации учениками;
• побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и
способов достижения учебных целей;
• организовать усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы;
• осуществлять функции контроля и оценки, организовать их постепенный переход к
ученикам.
• Создать условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка. Для этого • Ставить творческие задачи, способствовать возникновению собственных замыслов.
• Поддерживать детские инициативы, помогать в осуществлении проектов.
• Обеспечить презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества
(организация выставок, детской периодической печати, конкурсов, фестивалей)
• Создать пространство для социальных практик младших школьников и приобщения их к
общественно значимым делам.
6. Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной
программе.
Программа конкретизирована для 2 класса, так как программа рассчитана на 1-4 классы
7.Ценностные ориентиры учебного предмета: Ведущее место предмета
«Литературное чтение» в системе общего образования обусловлено тем, что обеспечивает
достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
— расширяет кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по
содержанию и тематике, обогащает нравственно-эстетический и познавательный опыт
ребенка;

— обеспечивает развитие речи школьников и активно формирует навык чтения и речевые
умения;
—учит работать с различными типами текстов и создает условия для формирования
потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формирует
«читательскую
самостоятельность».
Для углубления читательского опыта детей в программу введены некоторые произведения,
повторяющиеся затем в программе средней школы. Приоритетная цель художественного
образования в школе – духовно-нравственное развитие ребёнка.
Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и
патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством
других народов.
8. Требования к знаниям, умениям, компетенциям; личностные, метапредметные и
предметные регуляторы освоения содержания курса:
Программы отдельных учебных предметов и курсов являются важным компонентом ООП
ООО, в том числе и литературное чтение. Достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения программы обучающимися происходит в процессе изучения
курса.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ,
становление
гуманистических
и
демократических
ценностных
ориентации
многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и
чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной
литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения
сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными
поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и
духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных
задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях,
энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами,
осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и
составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей,
построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и
право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку
событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения,
осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине
и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий
о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя,
элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных
текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое);
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов,
участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными
источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя
самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать
причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на
части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности,
пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научнопознавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть
некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии,
рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение
написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на
основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям,
на основе личного опыта.
9. Содержание курса :
1 раздел «Мир детства» – 15 часов
1. Я и книга - 4часа
2.-Я взрослею- 5 часа
3. Семья крепка ладом – 4 час
4.Я фантазирую и мечтаю -2 часа
2. раздел «Россия –Родина моя» -19 часа
1.Люди земли русской -6 часов
2. Народные праздники, связанные с временами года. -7 часов
3.–О родной природе- 6 часов
Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей
программы воспитания: проведение тематических классных часов, участие в школьном

этапе ВОШ (сентябрь-октябрь), в научно-практической конференции «Первые шаги» (ноябрь),
международном конкурс «Русский медвежонок» (весна). Участие в конкурсах проектов,
рисунков, плакатов по различным тематикам, викторинах, интеллектуальных играх,
конкурсных программах, посвящённых празднованию Дню матери, Сагаалган, Дню защитника
Отечества, Международному женскому дню и т.д. (в течение года).
Внеурочная деятельность по предмету осуществляется в течение учебного года. Проводятся во
время каникул интеллектуальные игры «Хочу всё знать!» (I полугодие), «Счастливый случай»
(II полугодие). Для учащихся 2-х классов во внеурочное время проводятся занятия по учебноисследовательской деятельности, что дает им возможность участвовать в НПК «Шаг в
будущее» ( школьный уровень).
Краеведение: традиции бурятского народа. Поговорки и пословицы народов
Бурятии.
Обучение может вестись дистанционно с использованием образовательной платформ
Учи.ру и ZOOM (облачные платформы для проведения онлайн уроков).
10.Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности.
Тематическое планирование по литературному чтению на родном языке для 2 класса
составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного
учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания
обучающихся НОО:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),
внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять
посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в
учебных занятиях, так и в домашних делах;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома,
заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в
своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором
улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать
обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям;
уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной
принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными
возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чёмто непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

Учебно-тематический план
№

Темы и разделы
Я и книга- 4 часа

Кол-во часов

Виды учебной
деятельности

Виды контроля

1.
2.
3.
4.

5

6.
7.

8.
9.

10
11.
12.
13

14.
15.

16.
1718
1920
21

Не торопись отвечать,
торопись слушать.
Е.Н. Егорова Нянины сказки
Л.А.Луговская Как знаю,
как помню, как умею
Л.К. Чуковская Памяти
детства.
Л.К. Чуковская Мой отец
Корней Чуковский
Я взрослею-5 часов
Как аукнется, так и
откликнется. Пословицы.
Л.И. Кузьмин Дом с
колокольчиком. В. В. Бианки
Сова.
Воля и труд дивные всходы
дают – 2 часа
Б.В. Шергин Плотник
думает топором.
Е.А. Пермяк МаркелСамодел и его дети.
Кто идет вперед, того и
страх не берет.-2 часа
В.В.Голявкин Этот мальчик.
С.П. Алексеев Медаль.
Пословицы.
Семья крепка ладом.- 4
часа
Л. Н.Толстой Отец и
сыновья
М.В. Дружинина «Очень
полезный подарок»
С.Г. Георгиев Стрекот
кузнечика
В.В.Голявкин Мой добрый
папа.
Я фантазирую и мечтаю- 2
часа
И.К. Абрамцева Заветное
желание.
Е.В. Григорьева Мечта, Л.Н.
Толстой Воспоминания.
Люди земли русской.- 6
часов
В.А.Бахревский Рябово
М.А.Булатов, В.И
Порудоминский Собирал
человек слова
М. Л. Яковлев Сергий
Радонежский приходит на
помощь.
И. К. Языкова Преподобный
Сергий Радонежский.

4
1
1
1
1

1

Воспринимают на
фронтальный
слух тексты в
исполнении
учителя и
учащихся.
Характеризуют
особенности
произведения.
Выбирают
последовательность
действий.
Читают целыми
фронтальный
словами осознанно,
правильно,
выразитель.
но.
фронтальный

1
1
групповой
1
1

групповой
1
1

фронтальный

1

фронтальный

1

фронтальный

1

фронтальный

1
1

фронтальный
фронтальный

1
2

фронтальный
фронтальный

2

фронтальный

1

фронтальный

22
23
24
25.
26
27
28

2930

31
32

33
34

Хорош праздник после
трудов праведных. – 7 часов
И.С.Шмелев Масленица.
Песни-веснянки
Л.Ф.Воронкова Праздник
Весны.
В. А. Жуковский Жаворонок
А.С.Пушкин Птичка
А.А. Коринфский Августсобериха.
А.А. Коринфский
Спожинки.
Ух ты нива, моя нивушка. -1
час
Загадка. И.С. Никитин
Вчистом поле тень шагает.
Минутная краса полей-2
часа
Л.Ф. Воронкова
Подснежники.
Ю.И. Коваль Фарфоровые
колокольчики. М.С.
Пляцковский Колокольчик.
Поляны муравы одели.-2
часа
В.А. Солоухин Трава.
В.А. Благинина Журавушка

1
1
1
1
1
1
1

2

1
1

1
1

11.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА :
К концу изучения во втором классе курса «Литературное чтение на родном языке»
будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут
необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.
Второклассники научатся:
- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим
предметам и в дальнейшей жизни;
- бегло, выразительно читать текст;
- выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и
точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 8090 слов в минуту);
- улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте;
- описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их
с прочитанными художественными текстами;
- самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделять в них главное,
определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом;
- составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания;
- устно рисовать картины к прочитанным произведениям;
- ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его
названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике;
- научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;
- оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Второклассники получат возможность научиться:
- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
- воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
- применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте
личностные и регулятивные универсальные учебные действия;

- испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
- бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
- развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе
сопереживания литературным героям);
- определять сходство и различие произведений разных жанров;
- использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в
практической деятельности;
- высказывать и пояснять свою точку зрения;
- применять правила сотрудничества;
- выделять в тексте опорные (ключевые) слова; -делать устную презентацию книги
(произведения);
- пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
- расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной
читательской деятельности.
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных предметных
результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
У второклассника продолжится формирование личностных результатов обучения:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлому и настоящему многонационального народа России;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и
чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной
литературы;
развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственное
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
У второклассника продолжится формирование метапредметных результатов обучения:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
- овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами,
осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и
составления текстов в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право
каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий.
У второклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного
произведения;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений э Родине
и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий
о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской ком-

петентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с
использованием элементарных литературоведческих понятий;
- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое);
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов,
участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными
источниками;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научнопознавательных, учебных и художественных произведений;
умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;
- умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать
перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное
чтение» направлены на достижение личностных результатов освоения программы.
Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается
посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать
смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения
планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы,
алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или
фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно,
кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале
изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные
работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также
самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого
использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ»,
«найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить
как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в
виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки
подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста
осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно шести знакам, к
знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста
учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится
фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки,
которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть
дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуете?
соответствующей схемой.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв слогов,
слов);
- неправильная постановка ударений (более 2);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов
при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и

выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении
вслух;
осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
неточности при формулировке основной мысли произведения; нецелесообразность
использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче
характера персонажа.
Критерии сформированности навыка чтения второклассников:
- умение читать текст бегло, выразительно;
- осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не
менее 40-60 слов в минуту (на конец года);
- умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие
характерные особенности героев;
- безошибочность чтения.
К итоговому контролю относятся и комплексные работы. Структура контрольноизмерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ. Данные работы позволяют быстро
проверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания
учащихся. На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса).
При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:
«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;
«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;
«5» - если работа не содержит ошибок.
К концу второго полугодия во втором классе задания по работе с детской книгой входят в
текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.
Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:
- индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения
(слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);
- индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;
индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания,
интонационная передача эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа
и громкости - в соответствии с характером текста);
индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом
12. Учебно-методическое обеспечение:
2. Бойкина, М.В. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс: пособие для
учащихся общеобразовательных организаций/ М. В. Бойкина, Л.А. Виноградская.
– М. : Просвещение, 2022.
3. О.М. Александров. Литературное чтение на родном языке. Поурочные разработки.
2 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л.Ф.
Климанова. – М.: Просвещение, 2022.
4. Крылова, О.Н. Чтение. Работа с текстом: 2 класс/ О.Н. Крылова. – М. : Экзамен,
2022.
5. Литературное чтение на родном языке. 2 класс : учебник для
общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе: в 2
ч./ Александров О.М.– М. : Просвещение, 2022.
13. Материально-технические средства:
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором для крепления
таблиц.
2. Портреты детских писателей: комплект наглядных пособий
3. Компьютер
4. Телевизор

5. Магнитофон
14. Контрольно-измерительные материалы:
1. Бойкина, М.В. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс: пособие для
учащихся общеобразовательных организаций/ М. В. Бойкина, Л.А.
Виноградская. – М. : Просвещение, 2019.
15. Список литературы, используемой при составлении программы:
1. Обязательная литература по предмету:
а) УМК «Школа России»
2. Дополнительная литература по предмету:
а)Нефедова Е.А., Узорова О.В. Справочное пособие по чтению для начальной школы.- М.,
ЗАО «Премьера»,2019.
б) .Литература по реализации компетентностного подхода к образованию:
а)Сергеев А. С, Блинов В.И. Как реализовать компетентностый подход на уроке и во
внеурочной деятельности. - М., Аркти, 2017
б)Перелыгина Е.А., Фишман И.С. Методические рекомендации по формирование ключевых
компетентностей учащихся начальной школы. - Самара, Учебная литература.
Литература, рекомендованная для учащихся:
1.
Бойкина, М.В. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс: пособие для учащихся
общеобразовательных организаций/ М. В. Бойкина, Л.А. Виноградская. – М. : Просвещение,
2020.
2.
Литературное чтение на родном языке. 2 класс : учебник для общеобразовательных
организаций с приложением на электронном носителе: в 2 ч./ О.М. Александров – М. :
Просвящение2022г.

16.Календарное тематическое планирование.

Приложение 1

№
1
2
3
4
5

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

16
17-18

19-20

21

22
23
24
25
26
27

Темы и разделы
Е.Н. Егорова Нянины
сказки
Л.А.Луговская Как знаю,
как помню, как умею

Кол-во часов
1
1

Л.К. Чуковская Памяти
детства.
Л.К. Чуковская Мой отец
Корней Чуковский
Как аукнется, так и
откликнется. Пословицы.
Л.И. Кузьмин Дом с
колокольчиком. В. В.
Бианки Сова.
Б.В. Шергин Плотник
думает топором.
Е.А. Пермяк МаркелСамодел и его дети.

1

В.В.Голявкин Этот
мальчик.
С.П. Алексеев Медаль.
Пословицы.
Л. Н.Толстой Отец и
сыновья
М.В. Дружинина «Очень
полезный подарок»
С.Г. Георгиев Стрекот
кузнечика
В.В.Голявкин Мой
добрый папа.
И.К. Абрамцева Заветное
желание.
Е.В. Григорьева Мечта,
Л.Н. Толстой
Воспоминания.
В.А.Бахревский Рябово
М.А.Булатов, В.И
Порудоминский Собирал
человек слова
М. Л. Яковлев Сергий
Радонежский приходит на
помощь.
И. К. Языкова
Преподобный Сергий
Радонежский.
И.С.Шмелев Масленица.
Песни-веснянки
Л.Ф.Воронкова Праздник
Весны.
В. А. Жуковский
Жаворонок

1

А.С.Пушкин Птичка
А.А. Коринфский Август-

1

1

1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
2

2

1

1
1
1
1
1
1

Дата по плану

Дата по факту

28
29-30

31
32

33
34

собериха.
А.А. Коринфский
Спожинки.
Загадка. И.С. Никитин
Вчистом поле тень
шагает.
Л.Ф. Воронкова
Подснежники.
Ю.И. Коваль Фарфоровые
колокольчики. М.С.
Пляцковский
Колокольчик.
В.А. Солоухин Трава.
В.А. Благинина
Журавушка

1
2

1
1

1
1

Списки тем рефератов, творческих работ, проектов:
1.Проект: Загадки бурятского народа
2.Викторина: «Наши любимые сказки»
3. Творческая работа «Сочини сказку».

Приложение 2
Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету

Учитель: Молчанова Е.И.
Предмет: Литературное чтение на родном русском языке
Класс: 2 Г класс
№
урока

Тема по КТП

План, ч Факт, ч Причина
Способ
Согласовано
корректировки корректировки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».