Окружающий мир 2 Б кл. Даржаева Д.Э

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»

Рабочая программа учебного предмета (курса)
по окружающему миру
2 «Б» класс

Составитель программы: Даржаева Д.Э.,
учитель начальных классов

г. Улан-Удэ - 2022

2. Пояснительная записка
Программа
разработана
на
основе
Федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых
результатов начального общего образования.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение
следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на
основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного
осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в
условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону,
в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной
жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира,
своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и
в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика учебного предмета.
Учебный курс «Окружающий мир» преподаётся в 1-4 классах четырёхлетней
начальной школы. Курс носит личностно-развивающий характер. Его цель-воспитание
гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно
относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию
человечества.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко
выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие,
обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и
социально - гуманистических наук, необходимый для целостного и системного видения
мира в его важнейших взаимосвязях. Знакомство с началами естественных и социально гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к
осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными,
знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении,
прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и
общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное
благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму
природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе
этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных
областей. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно - научных и
социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с
возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического
образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей,
идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное
многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее
национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для
изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития
личности.
Актуальность: курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность,
которая определена особой актуальностью экологического образования в современных

условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не
только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХІ веке их решение приобретает
характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы
будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического
и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в
обществе.
Принципы: принцип интеграции, экологизации, краеведческий принцип,
доступность,
научность,
наглядность,
вариативность,
минимакс,
принцип
поступательности, культурологический принцип
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 2 класса разработана на
основе нормативно-правовых документов:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации".
3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике
Бурятия».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования 2009 г. с изменениями.
5. Примерная программа по предмету «Литературное чтение». Просвещение, 2020 г.
6. Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта»
7. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», (Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28)
8. Локальные акты МАОУ « СОШ №18»
3. Место курса в учебном плане
На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в
неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс — 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4
классы — по 68 ч (по 34 учебные недели).
Содержание курса, представленное в настоящей Программе, рассчитано на 68
аудиторных учебных часов (2 часа в неделю) по Учебному плану школы.
4. Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс «Окружающий мир» преподаётся в 1-4 классах четырёхлетней
начальной школы. Курс носит личностно-развивающий характер. Его цель-воспитание
гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно
относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию
человечества.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко
выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие,
обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и
социально - гуманистических наук, необходимый для целостного и системного видения
мира в его важнейших взаимосвязях. Знакомство с началами естественных и социально гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к
осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными,
знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении,
прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и
общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное
благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму
природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе

этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных
областей. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно - научных и
социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с
возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического
образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей,
идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное
многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее
национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для
изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития
личности.
5. Характеристика младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст – это возраст, когда ребёнок проходит первый этап
школьного образования. Его границы исторически подвижны. В настоящее время в нашей
стране он охватывает период с 6,5 до 11лет.
Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности,
переход от игры к систематическому, социально организованному учению.
Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс,
занимающий у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего
школьного возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает
оставаться важной для психического развития. Тем более, что в современных условиях
многие дошкольники к моменту начала школьного обучения не овладевают высшими
уровнями игры (игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам).
На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и
познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В
процессе их реализации ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать
собственные учебные действия и их результат.
Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к концу
дошкольного детства возрастные предпосылки, от наличия которых зависит готовность
ребёнка к школьному обучению. В отличие от дошкольника, младший школьник обладает
достаточной физической выносливостью, позволяющей осуществлять учебную
деятельность, требующую значительного умственного напряжения, длительной
сосредоточенности.
Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более
уравновешен, чем дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять
проявлениями своих чувств, различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать.
В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него
существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С подобным
опытом во многом связана самооценка младшего школьника – он оценивает себя так, как
оценивают его «значимые другие». Для младшего школьника, как и для дошкольника,
такими значимыми людьми являются прежде всего взрослые.
Особое место в жизни ученика начальной школы занимает учитель. В этом
возрасте он для ребёнка - образец действий, суждений и оценок. От него решающим
образом зависит и принятие позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и
самооценка ребёнка.
Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста
являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации
собственной деятельности. Полноценным итогом начального обучения являются основы
понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением
понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти новообразования к
концу начальной школы должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной
общности, но не в индивидуальных действиях каждого ученика.

Виды деятельности младшего школьника:

Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия,
групповая работа)

Игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская
игра, игра с правилами)

Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование,
социально значимое проектирование и др.)

Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном
труде, в социально значимых трудовых акциях )

Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с
различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).
Конкретные виды деятельности младших школьников, которые реализуются в
образовательном учреждении, определяются самим образовательным учреждением
совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.
Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности

сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления (в
освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);

научиться самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и
искать средства их решения;

научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в
разных видах деятельности;

овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими
социальными навыками;

полностью овладеть высшими видами игры (игра-драматизация, режиссёрская
игр, игра по правилам.) Научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с
партнёрами по игре, воплощать в игровом действии. Научиться удерживать правило и
следовать ему;

научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до
воплощения в творческом продукте. Овладевать средствами и способами воплощения
собственных замыслов;

приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми
действиями и операциями на уроках труда и в социальных практиках;

приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные
этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства;
6. Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной
программе.
Программа конкретизирована для 2-го класса, так как программа рассчитана на 1 –
4 классы.
7. Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и
общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём
многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к
познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное
сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся
в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог
преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к
поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой
личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое,
психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе,
историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
8. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета, курса.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:

Первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания
себя как юного гражданина России и свою принадлежность к определённому этносу;

Умение использовать позитивную лексику, передающую положительные
чувства в отношении своей Родины;

Ценностные представления о своей семье и своей малой Родине; общее и
первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ
Родины – России как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности,
важной для разных народов);

Эмоционально-положительное отношение к внутреннему смыслу
государственной символики России;

Целостное видение окружающего мира через постепенное практическое
знакомство с формулой» окружающий мир – это природа, культура и человек», раскрытой
в последовательно расширяющихся сферах (школа, дом, город, страна);

Представление о необходимости бережного отношения к культуре других
народов России;

Представление о навыках адаптации в мире через осознание взаимной связи
людей в разных социальных сферах жизни (в школе, дома, в городе, стране);

Положительное отношение к школе, учебной деятельности;

Представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной
жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира – ежедневно быть готовым к
уроку), готовность бережно относиться к школьным принадлежностям – учебнику,
рабочей тетради и пр.;

первичное представление о личной ответственности за свои поступки через
бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;

эстетические чувства, впечатления через восприятие природы, культуры,
произведений устного народного творчества, традиционного костюма и пр.;

этические
нормы
(сотрудничество,
взаимопомощь)
на
основе
взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;

этические чувства на основе знакомства с культурой народов России;

потребность сотрудничества во взрослым и сверстниками через знакомство
с правилами поведения на уроке для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей,
правилами работы в паре, группе, со взрослыми;

освоение правил работы в группе, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
одноклассников;


установка на безопасный, здоровый образ жизни через осознанное
соблюдение правил безопасности при работе с электроприборами в домашнем быту и на
школьных занятиях, соблюдение распорядка дня.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебнопознавательных мотивов;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения
учебной задачи;
- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- реализации основ гражданской идентичности в поступках;
- следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни;
- ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:

Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по
просьбе учителя);

Выделять из темы урока известные знания и умения;

Планировать своё небольшое по объёму высказывание (продумывать, что
сказать вначале, а что сказать потом);

Планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание,
проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);

Фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей
работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к
своим успехам/неуспехам;

Оценивать свою деятельность, используя «Странички для самопроверки»;

Сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или
записанному учителем на доске.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи,
представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом
уровнях;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным,
словесно-образным и словесно-логическим материалом;
- на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах
изучаемых природных объектов.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:

Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике
для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в
рамки и др.);

Находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию
из текстов, иллюстраций, учебных пособий и пр.;

Понимать схемы учебника, передавая их содержание в словесной форме;

Понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать

прочитанную информацию в виде элементарных таблиц или простых схем;

Анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных
признаков;

Проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

Устанавливать элементарные причинно-следственные связи;

Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме
урока в соответствии с возрастными нормами;

Проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении
рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;

Располагать культурные события и явления на шкале относительного
времени «раньше – теперь».
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями
учителя с использованием ресурсов библиотек, медиа-ресурсов;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- находить разнообразные способы решения учебной задачи;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по
самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое рассуждение как связь простых суждении об объекте
(явлении).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:

Включаться в диалог с учителем и сверстниками;

Формулировать ответы на вопросы;

Слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать
на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

Договариваться и приходить к общему решению;

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

Интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с
собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

Признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки
указывают другие;

Употреблять в случае неправоты вежливые слова «Извини, пожалуйста»,
«Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и пр.

Понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы
(работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;

Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

Готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей,
воспитателя ГПД и др.) по теме проекта.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его
аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя
в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и
видит, а что нет;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач;
- понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
- оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- использовать речь для планирования своей деятельности.
Предметные результаты.
1.
Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства
гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2.
Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории,
культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3.
Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей,
норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4.
Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение,
запись измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из
семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5.
Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей
в окружающем мире.
9. Содержание учебного предмета
Вселенная, время, календарь (13 ч)
Программа включает разделы «Вселенная, время и календарь», «Осень», «Зима»,
«Весна и лето». В каждом разделе вначале рассматриваются сезонные изменения в
неживой природе, затем — жизнь растений, животных различных групп (деревья и
кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.). Наряду с этим дети
знакомятся с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с
соответствующими изменениями в природе. В процессе изучения проводятся экскурсии в
природу, практические работы в классе, различного рода наблюдения, осуществляемые
детьми под руководством учителя или самостоятельно.
Наша планета во Вселенной. Солнце — источник тепла и света на Земле. Луна — спутник
Земли. Смена дня и ночи.
Смена времен года. Наблюдение за небесными телами — основа измерения
времени и создания календаря.
Способы измерения времени; старинные и современные часы.
Календарь. Названия месяцев и дней недели. Народный календарь. Наши праздники.
Экологический календарь.
Осень (19 ч)
Народные названия осенних месяцев. «Осенний» Новый год — проводы лета. Три
встречи осени по народному календарю. Вспомним о лете: труд людей и народные
праздники конца лета.
Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура,
дожди, грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе.
Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние дни-погодоуказатели. Особая пора
осеннего равноденствия в природе и культуре.
26 сентября — «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе». Части растения —
корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодов
растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях.
Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в
жизни травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья.

Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях и кустарниках. Осенняя
окраска листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и
кустарников с животными. Приспособленность плодов и семян растений к
распространению с помощью животных и с помощью ветра.
«Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов,
роль в лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные
грибы. Правила сбора грибов. Загадки о грибах.
Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие
между насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление
о развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережного
отношения к паукам. Наблюдение за поведением пауков в осенних народных прогнозах
погоды.
Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы. Уменьшение
продолжительности дня осенью — сигнал к началу перелета. 1 октября — деньпогодоуказатель: «Арина — журавлиный лёт». Запасание корма зимующими птицами —
одна из черт их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка птиц
зимой; различные виды кормушек. День птиц-зимников по народному календарю.
Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях.
Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц.
Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых,
птиц, зверей, грибов.
Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры.
Труд людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя
вспашка и озимый сев, домашние осенние заготовки и т. д.). Народные праздники осенью.
Проводы осени.
Блок внеклассной, внешкольной работы: осенние экскурсии для наблюдения за
изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по
традициям народов своего края.
Зима (16 ч)
Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья.
Зимние дни-погодоуказатели. «Анна Зимняя» — самый короткий день в году.
Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима — время сказок.
Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде.
Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная
роль чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными.
Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни.
Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут
зимовать на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных).
Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к суровым
условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла). Зимнее
гнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи,
синицы, вороны, галки и др.). Подкормка птиц зимой.
Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. (по
выбору учителя). Следы зверей на снегу.
Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных.
Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса).
Культура поведения в природе зимой.
Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры.
Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы; труд в зернохранилищах и
овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.). Главные народные
зимние праздники. Проводы зимы.

Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за жизнью
природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов
своего края.
Весна и лето (18 ч)
Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны.
Весенние приметы и присловья. Весенние дни-погодоуказатели. 1 (14) марта—«Авдотья
Весновка»: весеннее новолетие.
Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега,
ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода.
Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и
распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе.
Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения,
эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к раннецветущим
растениям. Загадки о раннецветущих растениях.
Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых; их
роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним.
Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная
традиция закликания птиц.
Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей.
Представление о развитии лягушек и жаб, о ядовитых и неядовитых змеях.
Необходимость бережного отношения к животным, которых люди не любят. Образ
лягушки и ужа в народном искусстве.
Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц,
зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей.
Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в саду
и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.).
Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры.
Народные весенние праздники. Проводы весны.
Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Летние днипогодоуказатели. Особая пора летнего солнцеворота: самые длинные дни в году. Летнее
новолетие в календаре северных народов России.
Труд людей летом. Народные летние праздники.
Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека».
Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии для наблюдения над
изменениями в природе своей местности и развития навыков экологически грамотного
поведения в природной среде; подготовка и проведение весенних
праздников по традициям народов своего края.
Экскурсии в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и
календарных праздников, характерных для народов своего края.
Встречи с народными мастерами и исполнителями произведений народного музыкальнопоэтического творчества.
Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей
программы воспитания: проведение тематических классных часов, участие в школьном
этапе ВОШ (сентябрь-октябрь), в научно-практической конференции «Первые шаги»
(ноябрь). Участие в конкурсах проектов, рисунков, плакатов по различным тематикам,
викторинах, интеллектуальных играх, конкурсных программах, посвящённых
празднованию Дню матери, Сагаалган, Дню защитника Отечества, Международному
женскому дню и т.д. (в течение года), экскурсии в туристические центры культуры
(«Семейские», «Степной кочевник») (апрель, май). Участие в экологических акциях
«Бумажный бум», «Сбор пластика», «Сбор батареек». Участие в мероприятиях по
популяризации ЗОЖ «Здоровоепоколение»,
Спартакиаде учеников начальной школы.
Весенний День здоровья. Туристические походы. Внеурочная деятельность по предмету

осуществляется в течение учебного года. Подразумевает подготовку к конкурсам разного
уровня, к олимпиадам, КВН и проектам.
Обучение может вестись дистанционно с использованием образовательных
платформ Учи.ру и ZOOM (облачные платформы для проведения онлайн уроков).
10.Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности.
Тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса составлено с
учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного
предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания
обучающихся НОО:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),
внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять
посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в
учебных занятиях, так и в домашних делах;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою
страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе
или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных
животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять
бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать
обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям;
уважительно относиться к людям
иной
национальной
или
религиозной
принадлежности,
иного
имущественного положения, людям с ограниченными
возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в
чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Тематическое планирование
№

Наименование
разделов
программы

1.

Вселенная, время,
календарь

2.

Осень

Количес Виды учебной
тво
деятельности
часов
на
раздел,
тему
13
Практическая работа (3)

Виды контроля.

19

Фронтальный опрос,
тест

Экскурсии (2)

Фронтальный опрос
Беседа,
индивидуальная
проверка работ

индивидуальная
проверка работ
3.

Зима

16

Экскурсии

4.

Весна и лето

18

Экскурсии (2)

Фронтальный опрос,
тест
Итоговая работа

11. Планируемые результаты изучения учебного курса
В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся
формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности,
предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- наблюдать объекты окружающего мира;
- работать с учебником, энциклопедиями;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;
- уметь работать в паре, группе, индивидуально;
- уметь оценить себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической
жизни.
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
•
неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья,
кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери;
основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей
местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе);
домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
•
строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного
поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
•
имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы,
благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
•
правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и
пассажиров транспортных средств);
•
основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные
формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов;
части реки;
•
названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России;
названия нескольких стран мира; государственные символы России.
Учащиеся должны уметь:
•
различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты
неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных;
распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой
группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы
продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
•
различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города
(села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
•
соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся
пешеходов и пассажиров транспортных средств);
•
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в
быту;
•
использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с
другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;

•
определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
приводить примеры достопримечательностей родного края
Раздел «Человек и природа».
Второклассник научится:
• различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;
дикорастущие и культурные растения; деревья, кустарники, травы; диких и
домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен
года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и
неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
• сравнивать объекты живой и неживой природы, объекты природы и предметы,
созданные человеком, на основе внешних признаков или известных характерных
свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
• проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее
лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и
правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
• использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения
познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания
собственных устных или письменных высказываний;
• использовать различные справочные издания (атлас-определитель «От земли до
неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической
этики», атлас карт) для поиска необходимой информации;
• использовать готовые модели (глобус, карта, план, муляжи) для объяснения
явлений или выявления свойств объектов, изучения основных форм земной
поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоёмов; части реки;
• использовать приборы (компас) для определения основных сторон горизонта;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,
взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости
бережного отношения к природе;
• определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры
влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность
человека;
• понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного
поведения; использовать знания о строении и функционировании организма
человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Второклассник получит возможность научиться:
• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее
сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный
сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего
самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила
рационального питания и личной гигиены;
• выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь
при несложных несчастных случаях.
Раздел «Человек и общество».
Второклассник научится:
• различать государственную символику Российской Федерации; описывать
достопримечательности столицы, Санкт-Петербурга, родного края и некоторых
других городов России; находить на карте Российскую Федерацию, Москву –
столицу России, Санкт-Петербург, свой регион и его главный город, некоторые
другие города России, страны мира;

•

используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся
к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах
(семья, общество сверстников и т. д.);
• использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую
литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной
информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных
или письменных высказываний;
• соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать
необходимость здорового образа жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные
договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и
сверстниками в официальной обстановке школы.
12. Учебно-методическое обеспечение
1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений: в 2 ч./ А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая; Рос. Акад. Наук; Рос.Акад.
образования; Изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2021.
2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь: пособие для
учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч./ А.А.Плешаков,М.Ю. Новицкая. – М.:
Просвещение, 2021.- 80 с
3. Анастасова Л.П. Окружающий мир. ОБЖ. Рабочая тетрадь. 2 класс / Л.П.
Анастасова, П.В. Ижевский. – М.: Просвещение, 2021. - 64 с.
13. Материально-техническое обеспечение:
Ноутбук, интерактивная доска, электронное интерактивное приложение (СD-диск)
14. Контрольно – измерительные материалы
1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Тесты./ А.А.Плешаков,М.Ю.
Новицкая. – М.: Просвещение, 2020.- 80 с
2. Узорова О.В., Нефедова Е,А.. Тесты по курсу «Окружающий мир».
М.Астрель,2017
3. Бобкова Н.И.. Тематический тестовый контроль. М. Просвещение, 2017
15. Список литературы, использованный при разработке программы
1. Баркалова Н.М., Рабочие программы. Начальная школа. 4 класс. УМК
«Перспектива». Методическое пособие с электронным приложением. М.: Планета, 2017. –
248 с. – (Образовательный стандарт)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 №
2357)
3.
Окружающий мир. Методическое пособие
с
по-О-51
урочными
разработками. 2 класс :
учеб.
пособие.
для
общеобразоват.
организаций
/
[М. Ю. Новицкая, Н. М. Белянкова, Ю. В. Саркисян и др.]. — 3-е изд., доп. — М. :
Просвещение, 2018. — 224 с.
4. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия
учебников системы «Перспектива». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват.
организаций / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. — М. : Просвещение, 2018. — 192 с.
Литература, рекомендованная для учащихся:

1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений: в 2 ч./ А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая; Рос. Акад. Наук; Рос.Акад.
образования; Изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2021.
2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь: пособие для
учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч./ А.А. Плешаков,М.Ю. Новицкая. – М.:
Просвещение, 2021.- 80 с
3. Анастасова Л.П. Окружающий мир. ОБЖ. Рабочая тетрадь. 2 класс / Л.П.
Анастасова, П.В. Ижевский. – М.: Просвещение, 2021. - 64 с.
4. Плешаков А.А. Зеленый дом. Атлас – определитель. От Земли до неба: Пособие
для уч-ся.- М.: Просвещение , 2021. – 224 с.
5. Плешаков А.А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов.- М.:
Просвещение , 2021. – 224 с.
6. Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики:
пособие для уч-ся. / А.А. Плешаков., А.А.Румянцев– М., Просвещение, 2021. – 160 с.
7. Плешаков А.А. Энциклопедия путешествий. Страны мира. Книга для учащихся
начальных классов. ФГОС. / А.А. Плешаков, С.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2021. –
160 с.
16. Приложения к программе:
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Тема

Колич.
часов

Раздел «Вселенная, время, календарь»
Мы — союз народов России.
Мы — жители Вселенной.
Наш «космический корабль» — Земля.
Практическая работа с компасом.(стороны горизонта,
компас, глобус – модель Земли
Время.
Экскурсия в музей природы города Улан-Удэ.
Сутки и неделя.
Месяц и год
Времена года
Погода (практическая работа с термометром).
Погода (практическая работа с термометром).
Календарь — хранитель времени, страж памяти.
Праздники для всех
Народный календарь
Экологический календарь
Осень
Осенние месяцы.
Осень в неживой природе.
Народные праздники в пору осеннего Равноденствия
Звёздное небо осенью
Экскурсия на луг
Трава у нашего дома
Старинная женская работа.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата
План. Фактич.

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66

Деревья и кустарники осенью.
Чудесные цветники осенью.
Осенняя прогулка (экскурсия в лес «Верхняя
Березовка»)
Грибы.
Шестиногие и восьминогие.
Птичьи секреты.
Как разные животные готовятся к зиме.
Невидимые нити в осеннем лесу.
Осенний труд
Будь здоров. (Игры на свежем воздухе)
Будь здоров.(Игры на свежем воздухе)
Охрана природы осенью.
Зима
Зимние месяцы.
Зима – время науки и сказок.
Зима в неживой природе.
Звёздное небо зимой.
Зимняя прогулка (экскурсия в парк «Юбилейный»)
Зима в мире растений.
Зимние праздники.
Зимние праздники в Бурятии.
Растения в домашней аптечке.
Зимняя жизнь птиц и зверей.
Невидимые нити в зимнем лесу.
В феврале зима с весной встречается впервой.
Зимний труд.
Будь здоров!
Будь здоров!
Охрана природы зимой.
Весна и лето
Весенние месяцы
Весна в неживой природе.
Весна — утро года
Звёздное небо весной
Весенняя прогулка (Страусиная ферма,
Тарбагатайский район)
Весеннее пробуждение растений.
Чудесные цветники весной
Весна в мире насекомых
Весна в мире птиц и зверей.
Невидимые нити в весеннем лесу.
Весенний труд.
Старинные весенние праздники.
Будь здоров!
Будь здоров!
Охрана природы весной.
Лето красное

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

67

Летние праздники и труд
Проект «Времена года моего края» (осень, зима,
весна)

1

68

Экскурсия в парк (экскурсия в парк им.
Орешкова).

1

Список тем творческих, проектных работ
1.Проект «Времена года моего края» (осень, зима, весна)
2. Музеи города Улан-Удэ
3. Зимние праздники в Бурятии

Приложение 2
Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету
Учитель: Даржаева Д.Э.
Предмет: Окружающий мир
Класс: 2Б
№
урока

Тема по КТП

Способ
Согласовано
План, ч Факт, ч Причина
корректировки корректировки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».