Окружающий мир 2 Г кл. Даржаева Д.Э — копия

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»

Рабочая программа учебного предмета (курса)
по окружающему миру
2 «Г» класс

Составитель программы: Даржаева Д.Э.,
учитель начальных классов.

г. Улан-Удэ - 2022

Пояснительная записка
Курс «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.Это
осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижения и понимания
окружающего мира. Готовит их к освоению знаний в основной школе.
Цели обучения
Изучение окружающего мира во 2 классе направлено на достижение следующих целей:
• развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты
окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
• освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и
социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему
миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и
обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Целевое назначение курса «Окружающий мир» - формирование у обучающихся широкой
целостной картины мира.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать следующие задачи:
• на основе предметных знаний и умений подвести обучающихся к осознанию
объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и
человеком;
• в ходе решения первой задачи развивать экологическое мышление, формировать
экологическую грамотность;
• обучать безопасному поведению в природе и обществе;
• воздействовать на развитие эмоционально-волевых, морально-нравственных
качеств личности.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Окружающий мир» разработан в соответствии с психолого-педагогическими
основами системы обучения, нацеленной на достижение оптимального общего развития
школьников. Рабочая программа построена по принципу «дифференциации, то есть
расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в
процессе движения содержания». В соответствии с этим принципом отбор содержания
предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения.
В рабочей программе выделены виды связей между различными компонентами
окружающего мира, а также общеучебные умения, которые предполагают возможность
активно и творчески оперировать имеющимися знаниями.
Актуальность. Специфика курса окружающего мира состоит в формировании целостной
картины мира. В курс интегрированы такие предметы, как ознакомление с окружающим
миром, природоведение, обществознание, основы безопасности жизнедеятельности.
Знания детей систематизируются. Данная программа позволяет объяснять окружающий
мир, в котором живет ребенок и частью которого является, используя рациональные
научные подходы. Учит систематизировать опыт, полученный как из непосредственного
общения с окружающим миром, так и опосредованно с помощью книг, телевидения,
компьютера, Интернета. В данной программе сохранена межпредметная связь.
Принципы:
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни
и здоровья человека, свободного развития личности;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека,
любви к окружающей природе, Родине, семье;
- единство федерального образовательного пространства и развитие системы образования
национальных культур, региональных культурных традиций;
- общедоступность в образовании;

- свобода и плюрализм в образовании;
- принцип минимакса.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе
нормативно-правовых документов:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике
Бурятия».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования 2009 г. с изменениями.
5. Примерная программа по предмету «Литературное чтение». Просвещение, 2020 г.
6. Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта»
7. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», (Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28)
8. Локальные акты МАОУ « СОШ №18»
9.Образовательная программа НОО МАОУ СОШ18
Место учебного предмета в учебном плане: Учебный предмет «Окружающий мир»
входит в предметную область Обществознание и естествознание. Федеральный учебный
базисный план отводит 270 часов для изучения учебного предмета «Окружающий мир». В
соответствии с федеральным базисным учебным планом курс изучается с 1 по 4 класс по
два часа в неделю.
Количество часов, отведенных на реализацию программы.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), в том числе на практическую работу
- 2 часа, контрольные уроки – 6 часов.
Характеристика младшего школьного возраста. Младший школьный возраст – это
возраст, когда ребёнок проходит первый этап школьного образования. Его границы
исторически подвижны. В настоящее время в нашей стране он охватывает период с 6,5 до
11лет.
Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход
от игры к систематическому, социально организованному учению.
Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий у
разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного
возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной
для психического развития. Тем более, что в современных условиях многие дошкольники
к моменту начала школьного обучения не овладевают высшими уровнями игры (иградраматизация, режиссёрская игра, игра по правилам).
На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и
познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В
процессе их реализации ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать
собственные учебные действия и их результат.
Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к концу
дошкольного детства возрастные предпосылки, от наличия которых зависит готовность
ребёнка к школьному обучению. В отличие от дошкольника, младший школьник обладает
достаточной физической выносливостью, позволяющей осуществлять учебную
деятельность, требующую значительного умственного напряжения, длительной
сосредоточенности.
Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более уравновешен, чем
дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять проявлениями своих чувств,
различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать.

В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него существенно
возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С подобным опытом во
многом связана самооценка младшего школьника – он оценивает себя так, как оценивают
его «значимые другие». Для младшего школьника, как и для дошкольника,
такими значимыми людьми являются, прежде всего взрослые.
Особое место в жизни ученика начальной школы занимает учитель. В этом возрасте он
для ребёнка - образец действий, суждений и оценок. От него решающим образом
зависит и принятие позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и самооценка
ребёнка.
Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста
являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации
собственной деятельности. Полноценным итогом начального обучения являются основы
понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением
понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти новообразования к
концу начальной школы должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной
общности, но не в индивидуальных действиях каждого ученика.
Виды деятельности младшего школьника:
• Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия,
групповая работа)
• Игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация,
режиссёрская игра, игра с правилами)
• Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование,
социально значимое проектирование и др.)
• Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественнополезном труде, в социально значимых трудовых акциях )
• Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство
с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).
Конкретные виды деятельности младших школьников, которые реализуются в
образовательном учреждении, определяются самим образовательным учреждением
совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.
Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых
в примерной программе.
Программа конкретизирована для 2 класса, так как программа рассчитана на 1-4 классы.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в
целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании
себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе
означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания
человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и
приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и
самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни
в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном
здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через
сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества,
разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи какпервой и самой значимой для развития ребёнка социальной и
образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов
России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния
нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но
свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом
которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание
чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к
другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа,
представителя страны и государства.
Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся
в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества осознание человеком себя как части мирового сообщества, для
существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и
уважение к многообразию их культур.
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение
личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении
метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных
задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации,
передачи
и
интерпретации
информации
в соответствии
с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета
«Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные
результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости
за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей
семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей,
норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных
архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире.
Содержание учебного предмета
2 класс (68 ч, 2 ч резерв)
Где мы живем (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название
нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб,
гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая
нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено
руками людей. Наше отношение к окружающему.
Экскурсия: Что нас окружает?
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для
всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о
зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства
земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха
и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки.
Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные
признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки
различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между
растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные –
распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов,
обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и
рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и
животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и
мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение
температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и
минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с
представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными
растениями.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из
истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной
площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство,
транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги.
Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от
глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и
т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя).
Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный;
пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по
выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста,
учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем
лесу.
Экскурсии:Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями
родного города.
Здоровье и безопасность (9ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня.
Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и
лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности
врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность
дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных
средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой,
острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не
купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в
опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним
покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами
семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения
мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора.
Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в
общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по
компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие
водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к
природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России.
Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного
края. Водоемы родного края.
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные
приемы чтения карты.
2 ч резерв
Краеведческий материал включён в изучение флоры и фауны озера Байкал.
Мой город (село). Понятие малой родины. Первоначальные исторические сведения о
названии города (села), застройках, занятиях людей.
Практическая работа. Подготовка выставки «Улан- Удэ сегодня».
Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей

программы воспитания: проведение тематических классных часов, участие в школьном
этапе ВОШ (сентябрь-октябрь), в научно-практической конференции «Первые шаги»
(ноябрь). Участие в конкурсах проектов, рисунков, плакатов по различным тематикам,
викторинах, интеллектуальных играх, конкурсных программах, посвящённых
празднованию Дню матери, Дню защитника Отечества, экскурсии в туристические центры
культуры («Семейские», «Степной кочевник») (апрель, май). Участие в экологических
акциях «Бумажный бум», «Сбор пластика», «Сбор батареек». Участие в мероприятиях по
популяризации ЗОЖ «Здоровое поколение»,
Спартакиаде учеников начальной школы.
Весенний День здоровья. Туристические походы.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности.
Тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса составлено с
учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного
предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания
обучающихся НОО:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),
внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять
посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в
учебных занятиях, так и в домашних делах;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою
страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе
или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных
животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять
бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать
обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям;
уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной
принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными
возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в
чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
В случае перевода учащихся на дистанционное обучение будут использоваться
следующие образовательные платформы:
•

Российская электронная школа - интерактивные уроки по всему школьному курсу
(с 1-го по 11 класс от лучших учителей страны)

•

Учи.ру – уроки по школьным предметам доступны теперь неограниченно в
бесплатном режиме. Качественная работа с такими предметами как математика,
русский и английский языки, окружающий мир и т.п.

•

ЯКласс - цифровой образовательный ресурс для школ, учеников и родителей

•

Яндекс.Учебник - портал для учителей по математике и русскому языку для
учеников 1-5 классов

•

Мои достижения - онлайн сервис самопроверки полученных знаний для учеников с
1 по 11 класс по школьным предметам
Тематическое планирование
Наименование разделов
программы, тем уроков

Кол-во
Виды учебной
часов
деятельности
на
раздел,
на тему
Раздел "Где мы живём?"
1. Родная страна. Город и село.
4
Работа в тетрадях с
Природа и рукотворный мир.
печатной основой;
Наш адрес в мире.
Работа в парах.
Проверим себя и оценим
Экскурсия
свои достижения по разделу
«Где мы живём?»
Раздел «Природа»
2 Заглянем в кладовые земли.
20
Работа со справочной
Про воздух и про воду..
литературой;
Про воздух и про воду.
Моделирование
Какие бывают растения.
Работа в тетради на
Какие бывают животные.
печатной основе.
Невидимые нити.
Дикорастущие и культурные
растения.
Дикие и домашние
животные. Комнатные
растения. Про кошек и собак.
Красная книга. Будь природе
другом . Проект "Красная
книга"
Раздел "Жизнь города и села"
3 Что такое экономика. Из чего
10
Работа со справочной
что сделано. Как построить
литературой .Работав
дом. Какой бывает
парах. Упражнения из
транспорт. Культура и
тетради с печатной
образование. Все профессии
основой
важны. "Профессии". В гости
к зиме. (экскурсия).
Проверим себя и оценим
свои достижения.
Презентация проектов.
Раздел "Здоровье и безопасность"
4 Строение тела человека.
Работа со справочной
9
Знакомство с целями и
литературой;
задачами раздела. Внешнее и
Работа в тетради на
внутреннее строение тела
печатной основе.
человека. Местоположение
Практическая
важнейших органов и их
работа
работа. Если хочешь быть
Работа в парах
здоров. Берегись автомобиля.

Виды контроля

Фронтальный,
индивидуальный
Проверочная
работа

беседа по
вопросам,
индивидуальный
тест

Беседа по
вопросам
индивидуальная
работа

текущий, устный
опрос,
индивидуальный,
тест 7 мин.

Школа пешехода. Домашние
опасности. Пожар. На воде и
в лесу.
Опасные незнакомцы.
Проверим себя и оценим
свои достижения.
5

6

Раздел "Общение"
Наща дружная семья. Проект
Групповая
работа,
7
"Родословная". В школе.
работа в паре. Работа
Правила вежливости. Ты и
в тетради на печатной
твои друзья. Мы - зрители и
основе.
пассажиры. Проверим себя и
Работа со справочной
оценим свои достижения.
литературой
Раздел "Путешествия"
Посмотри вокруг. Формы
Работа со справочной
18
земной поверхности. Водные
литературой;
богатства. В гости к весне.
Работа в тетради на
(экскурсия- урок). Россия на
печатной основе.
карте. Проект "Города
Создание
России". Путешествие по
проекта
Москве. Московский
в группах;
Кремль. Город на Неве.
Путешествие по планете.
Путешествие по материкам.
Проект "Страны мира".
Впереди лето. Проверим себя
и оценим свои достижения.
Презентация проектов.
Итого
68 ч.

Фронтальный,
проверочная
работа

Беседа,
взаимопроверка;
проверочная
работа

11. Планируемые результаты изучения учебного курса
В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся
формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности,
предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- наблюдать объекты окружающего мира;
- работать с учебником, энциклопедиями;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;
- уметь работать в паре, группе, индивидуально;
- уметь оценить себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической
жизни.
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
•
неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья,
кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери;
основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей
местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе);
домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
•
строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного
поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;

•
имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы,
благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
•
правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и
пассажиров транспортных средств);
•
основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные
формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов;
части реки;
•
названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России;
названия нескольких стран мира; государственные символы России.
Учащиеся должны уметь:
•
различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты
неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных;
распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой
группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы
продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
•
различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города
(села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
•
соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся
пешеходов и пассажиров транспортных средств);
•
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в
быту;
•
использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с
другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
•
определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
приводить примеры достопримечательностей родного края
Раздел «Человек и природа».
Второклассник научится:
• различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;
дикорастущие и культурные растения; деревья, кустарники, травы; диких и
домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен
года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и
неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
• сравнивать объекты живой и неживой природы, объекты природы и предметы,
созданные человеком, на основе внешних признаков или известных характерных
свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
• проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее
лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и
правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
• использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения
познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания
собственных устных или письменных высказываний;
• использовать различные справочные издания (атлас-определитель «От земли до
неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической
этики», атлас карт) для поиска необходимой информации;
• использовать готовые модели (глобус, карта, план, муляжи) для объяснения
явлений или выявления свойств объектов, изучения основных форм земной
поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоёмов; части реки;
• использовать приборы (компас) для определения основных сторон горизонта;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,
взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости
бережного отношения к природе;

•

определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры
влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность
человека;
• понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного
поведения; использовать знания о строении и функционировании организма
человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Второклассник получит возможность научиться:
• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее
сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный
сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего
самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила
рационального питания и личной гигиены;
• выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь
при несложных несчастных случаях.
Раздел «Человек и общество».
Второклассник научится:
• различать государственную символику Российской Федерации; описывать
достопримечательности столицы, Санкт-Петербурга, родного края и некоторых
других городов России; находить на карте Российскую Федерацию, Москву –
столицу России, Санкт-Петербург, свой регион и его главный город, некоторые
другие города России, страны мира;
• используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся
к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах
(семья, общество сверстников и т. д.);
• использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую
литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной
информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных
или письменных высказываний;
• соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать
необходимость здорового образа жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные
договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и
сверстниками в официальной обстановке школы.
Учебно-методическое обеспечение
1.
Окружающий мир: учебник для 2 класса нач. школы: в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.:
Просвещение, 2019.
2. Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 2 класса «Окружающий мир» / А. А.
Плешаков. – М.: Просвещение, 2019.
3.
Плешаков, А. А. Тетрадь для проверочных работ «Проверим себя» / А. А
Плешаков. – М.: Просвещение, 2019.
4.
Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас.- М.: Просвещение 2017.
5.
Методическое пособие к учебнику «Мир вокруг нас. 2
О.В.Казакова, Н.А. Сбоева. – М.: Вако, 2017.
6. Поурочные разработки по курсу окружающий мир. Т.Н.Максимова.
2018. 2 класс
Материально-техническое обеспечение
Главной задачей курса «Окружающий мир» в начальной школе
формирование целостной картины природного и социального мира

класс» /
М.: Вако,

является
со всем

многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека,
развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности
является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно
наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и
культуры человеческого общества.
Средства обучения:
•
наглядные пособия:
• натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в
аквариуме или уголке живой природы;
• гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты
представителей различных систематических групп; микропрепараты;
• коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
• изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и
отдельных органов и др.;
• географические и исторические карты;
• предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства,
повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
•
мультимедийное оборудование
•
компьютер
•
медиапроектор
•
фото- и видеокамера
•
Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
(например, http://school-collection.edu.ru/)
•
набор энциклопедий для младших школьников
•
измерительные приборы
•
весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурки, посуда
•
раздаточный материал
•
экскурсионное снаряжение
•
складные лупы, компасы, бинокль ,рулетки
Контрольно-измерительные материалы
Окружающий мир. Тесты. Пособие для учащихся / А. А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д.
Назарова. – М.: Просвещение, 2018.
Список литературы:
1.Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования
2.Примерные программы по учебным предметам. «Школа России:»
3.Концепция и программы для начальных классов. В 2 ч. Часть 1. – М.: Просвещение,
2020.

Приложение к программе:
Календарно-тематический план
№

1
2
3
4

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Темы и разделы

Кол-во
часов
1 четверть 9 недель (18 час)
Где мы живём (4ч)
Родная страна
1
Город и село. Проект «Родной город»
1
Природа и рукотворный мир
1
Наш адрес в мире. Проверим себя и оценим 1
свои достижения по разделу «Где мы
живём»
Природа (20ч)
Живая и неживая природа
1
Явления природы
1
Что такое погода
1
В гости к осени (экскурсия)
1
В гости к осени (урок)
1
Звёздное небо
1
Заглянем в кладовые земли
1
Про воздух…
1
…И про воду
1
Какие бывают растения
1
Какие бывают животные
1
Невидимые нити
1
Дикорастущие и культурные растения
1
Дикие и домашние животные
1
2 четверть. 7 недель (14 часов)
Комнатные растения
1
Животные живого уголка
1
Про кошек и собак
1
Красная книга
1
Будь природе другом! Проект «Красная
1
книга. Или Возьмем под защиту»
Проверим себя и оценим свои достижения
1
по разделу «Природа»
Жизнь города и села (10 часов)
Что такое экономика
1
Из чего что сделано
1
Как построить дом
1
Какой бывает транспорт
1
Культура о образование
1
Все профессии важны. Проект
1
«Профессии»
В гости к зиме (экскурсия)
1
В гости к зиме (урок)
1
3 четверть .10 недель (20 час)
Проверим себя и оценим свои достижения
1
по разделу «Жизнь города и села»
Презентация проектов «родной город»,
1

Дата по
плану

Дата по
факту

«Красная книга»
35
36
37
38
39
40
41
42
43

44
45
46
47
48
49
50

51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Здоровье и безопасность (9ч)
Строение тела человека
1
Если хочешь быть здоров!
1
Берегись автомобиля!
1
Школа пешехода
1
Домашние опасности
1
Пожар!
1
На воде и в лесу
1
Опасные незнакомцы
1
Проверим себя и оценим свои достижения
1
по разделу «Здоровье и безопасность»
Общение (7 час)
Наша дружная семья
1
Проект «родословная»
1
В школе
1
Правила вежливости
1
Ты и твои друзья
1
Мы- зрители и пассажиры
1
Проверим себя и оценим свои достижения
1
по разделу «Общение»
Путешествие (18ч)
Посмотри вокруг
1
Ориентирование на местности
1
Ориентирование на местности
1
4 четверть. 8 недель (16ч)
Формы земной поверхности
1
Водные богатства
1
В гости к осени (экскурсия)
1
В гости к весне (урок)
1
Россия на карте
1
Проект «Города России»
1
Путешествие по Москве
1
Московский Кремль
1
Город на Неве
1
Путешествие по планете
1
Путешествие по материкам
1
Страны мира. Проект «Страны мира»
1
Впереди лето
1
Проверим себя и оценим свои достижения
1
по разделу «Путешествия»
Презентация проектов «Моя родословная», 1
«Города России», «Страны мира»

Список тем творческих, проектных работ:
- проекты: «Родной город Улан-Удэ»
«Красная книга или возьмём под защиту. Красная книга Бурятии»
«Моя родословная»
«Города России»
«Страны мира»

Приложение 2
Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету
Учитель: Даржаева Д.Э.
Предмет: Окружающий мир
Класс: 2В
№
урока

Тема по КТП

План, ч Факт, ч Причина
Способ
Согласовано
корректировки корректировки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».