Русский язык (родной) 2 В кл. Молчанова Е.И.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»

Рабочая программа учебного предмета (курса)
по русскому (родному) языку
2 «В» класс

Составитель программы: Молчанова Е.И.,
учитель начальных классов

г. Улан-Удэ – 2022

2.Пояснительная записка
Цели изучения учебного предмета «Русский родной язык»
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для
функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в которых федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования наряду с
изучением обязательного курса русского языка предусмотрено изучение русского языка как
родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение
основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской
Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим
федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса
русского родного языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное
чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным
характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных
регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение
следующих целей:
 расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной
ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование
познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него –
к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов
России; овладение культурой межнационального общения;
 формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых
единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национальнокультурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском
речевом этикете;
 совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц,
анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины
мира, отражённой в языке;
 совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
 совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение
русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому
самосовершенствованию;
 приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку,
воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Принципы: системность, научность, доступность, наглядность, вариативность,
реалистичность, художественно-эстетический, литературоведческий, коммуникативноречевой. А также возможность практического применения полученных знаний.
Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по учебному
предмету «Русский родной язык» составляют следующие документы:
Рабочая программа по предмету «Русский (родной) язык» для 2 класса разработана на
основе нормативно-правовых документов:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации".
3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике
Бурятия».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования 2009 г. с изменениями.
5. Примерная программа по предмету «русский (родной) язык». Просвещение, 2020 г.

6. Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта»
7. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», (Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28)
8. Локальные акты МАОУ « СОШ №18»
3. Описание места учебного предмета в учебном плане. « Родной русский язык»
входит в предметную область «Филология». Федеральный базисный учебный план отводит
136 часов; в 1 классе- 33 недели по 0,5 часов (17ч), во 2-3 классах по 1 часов в неделю (34) и
4класс по 0, 5часов (17ч).
4. Общая характеристика учебного предмета:
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством
межнационального общения и объединения народов России. Изучение русского языка и
владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и
литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества.
Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой его
духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и
постоянное обновление национальной культуры.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли,
обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и
передачи информации, культурных традиций и истории. Высокий уровень владения родным
языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами
интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно
понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных
текстов. Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление,
память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности,
самообразования и самореализации личности. Обучение русскому родному языку
совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика.
Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности
обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и
самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех
обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время,
отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для
углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений,
имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам
реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к
многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и
обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст
существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают
прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской
языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных
представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в
контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России

и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке
как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих
стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства,
гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других
народов нашей страны и мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом,
развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как
одной из основных характеристик литературного языка.
Программой предусматривается расширение межпредметного взаимодействия в обучении
русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём
комплексе изучаемых дисциплин естественно-научного и гуманитарного циклов.
Принципы:
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и
здоровья человека, свободного развития личности;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви
к окружающей природе, Родине, семье;
- единство федерального образовательного пространства и развитие системы образования
национальных культур, региональных культурных традиций;
- общедоступность в образовании;
- свобода и плюрализм в образовании;
- принцип минимакса.
5. Характеристика младшего школьного возраста. Младший школьный возраст – это
возраст, когда ребёнок проходит первый этап школьного образования. Его границы
исторически подвижны. В настоящее время в нашей стране он охватывает период с 6,5 до 11
лет.
Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход от
игры к систематическому, социально организованному учению.
Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий у
разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста
игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для
психического развития. Тем более, что в современных условиях многие дошкольники к
моменту начала школьного обучения не овладевают высшими уровнями игры (иградраматизация, режиссёрская игра, игра по правилам).
На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и
познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В
процессе их реализации ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать
собственные учебные действия и их результат.
Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к концу
дошкольного детства возрастные предпосылки, от наличия которых зависит готовность
ребёнка к школьному обучению. В отличие от дошкольника, младший школьник обладает
достаточной физической выносливостью, позволяющей осуществлять учебную деятельность,
требующую значительного умственного напряжения, длительной сосредоточенности.
Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более уравновешен,
чем дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять проявлениями своих чувств,
различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать.
В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него
существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С подобным
опытом во многом связана самооценка младшего школьника – он оценивает себя так, как
оценивают его «значимые другие». Для младшего школьника, как и для дошкольника, такими
значимыми людьми являются прежде всего взрослые.

Особое место в жизни ученика начальной школы занимает учитель. В этом
возрасте он для ребёнка - образец действий, суждений и оценок. От него решающим
образом зависит и принятие позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и
самооценка ребёнка.
Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста
являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации
собственной деятельности. Полноценным итогом начального обучения являются основы
понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением
понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти новообразования к
концу начальной школы должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной
общности, но не в индивидуальных действиях каждого ученика.
Виды деятельности младшего школьника:
 Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия,
групповая работа)
 Игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра,
игра с правилами)
 Творческая
деятельность (художественное творчество, конструирование,
социально значимое проектирование и др.)
 Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном
труде, в социально значимых трудовых акциях )
 Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с
различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).
Конкретные виды деятельности младших школьников, которые реализуются в
образовательном учреждении, определяются самим образовательным учреждением совместно
с заинтересованными участниками образовательного процесса.
Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности
 сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления (в освоении
содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);
 научиться самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и искать
средства их решения;
 научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в
разных видах деятельности;
 овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими
социальными навыками;
 полностью овладеть высшими видами игры (игра-драматизация, режиссёрская игр,
игра по правилам.) Научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с партнёрами по
игре, воплощать в игровом действии. Научиться удерживать правило и следовать ему;
 научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до
воплощения в творческом продукте. Овладевать средствами и способами воплощения
собственных замыслов;
 приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями
и операциями на уроках труда и в социальных практиках;
 приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные
этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства.
6.Обоснование целесообразности изменений в программе: программа конкретизирована
для 2 -го класса, так как программа рассчитана на 1 – 4 классы.
7. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ведущая идея курса русского языка – изучение русского языка с позиций духовной и
культурно-исторической ценности. Данная программа направлена:

На личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие
младшего школьника, формирование его индивидуальности; на становление всех форм
общения – говорения, письма, слушания, чтения; на познание окружающего мира и самого
себя.
Ценность общения – признание возможности общения, как величайшей ценности.
Ценность языка – признание литературного русского языка, как эталона общения,
направленное на расширение активного словаря учащихся, неприятие ненормативной
лексики.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через
сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры
человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и
образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов
России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни,
состояния нормального человеческого существования.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,
обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе
и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества,
народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающееся в любви к России, народу, языку, малой родине, в осознанном желании
служить Отечеству.
8. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе:
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических
ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к
творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и
познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов
сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов
и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский
язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Русский язык».
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового
и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной
культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка
как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи
как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка
(орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и
правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных
задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня
культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при
записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения
использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского
языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и
синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка,
грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации
речевого общения.
9. Содержание программы
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (13 ч)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки,
салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта:
18
1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например,
ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса,
плуг);
2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба,
каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка, калач, коврижка): какие из них
сохранились до нашего времени;
3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например,
шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых
связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры,
утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие
коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и
поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных
языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в
Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.)).
Проектное задание. Словарь «Почему это так называется?».
Раздел 2. Язык в действии (7ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением
места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений.
Практическая работа. Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и
сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением.
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за
сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста (13ч)
Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др.,
сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
(например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами
связи: лексический повтор, местоименный повтор.

Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев;
повествование об участии в народных праздниках.
Резервный час -1 ч
Программа может быть реализована с использованием ЭО и дистанционных технологий.
Использую учебную платформу ZOOM.
Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей
программы воспитания: проведение тематических классных часов, в научно-практической
конференции «Первые шаги» (ноябрь),
международном конкурс «Русский медвежонок»
(весна).
Внеурочная деятельность по предмету осуществляется в течение учебного года.
Проводятся во время каникул интеллектуальные игры «Хочу всё знать!» (I полугодие), «Поле
чудес» (II полугодие). Для учащихся 2-х классов во внеурочное время проводятся занятия по
учебно-исследовательской деятельности, что дает им возможность участвовать в НПК «Шаг в
будущее» ( школьный уровень), игра «Русский медвежонок» (региональное значение).
Тематические планирование для 2 класса (34 часов)
Тематическое планирование по русскому (родному) языку для 2 класса составлено с
учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного
предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания
обучающихся НОО:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),
внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять
посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в
учебных занятиях, так и в домашних делах;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома,
заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в
своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором
улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать
обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям;
уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной
принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными
возможностями здоровья.

№

Наименование
разделов, тем уроков

Количество
часов

Деятельность
учащихся

Виды контроля

Русский язык: прошлое и настоящее – 13 часов
1-2

Вводный урок.По одёжке
встречают…

3-4

Ржаной хлебушко калачу 2
дедушка
Если хороши щи, так
2
другой пищи не ищи

5-6

2

Принимать и
фронтальный
сохранять в памяти
фронтальный
учебную задачу
урока.
фронтальный
Осуществлять
решение учебной
задачи под
руководством
учителя.
Рассуждать о
значении языка и
речи в жизни
людей, о роли
русского языка в
жизни и общении.
Анализировать
речь людей (при
анализе текстов).
Наблюдать за
особенностями
собственной речи и
оценивать её.
Различать устную,
письменную речь и
речь про себя,
осознавать
значимость
каждого вида речи
в жизни людей, в
учебной
деятельности.
Отличать
диалогическую
речь от
монологической,
использовать их в
речи. Составлять
по рисункам диалог
и монолог.
Оценивать

7-8
9
10
11
12
13

Каша- кормилица наша
Любишь кататься, люби
и саночки возить
Делу время, потехе час
В решете воду не
удержишь
Самовар кипит, уходить
не велит
Проект: «Секреты
семейной кухни»

Язык в действии – 7 часов

2
1
1
1
1
1

результаты своей
деятельности.
фронтальный
Принимать и
сохранять в памяти индивидуальный
учебную задачу
урока.
групповой
Осуществлять
решение учебной
задачи под
руководством
учителя.
Отличать текст от
других записей по
его признакам.
Осмысленно читать
текст. Определять
тему и главную
мысль текста.
Соотносить текст и
заголовок.
Подбирать
заголовок к
заданному тексту.
Составлять текст
по заданной теме.
Выделять части
текста и
обосновывать
правильность их
выделения.
Выбирать ту часть
текста, которая
соответствует
заданной
коммуникативной
задаче. Передавать
устно содержание
прочитанного
текста-образца или
составленного
текста. Создавать
устный и
письменный текст в
соответствии с
поставленной
коммуникативной
задачей.
Оценивать
результаты своей
деятельности.

14
15
16
17

18

19-20

Помогает ли ударение
различать слова
Для чего нужны синонимы и
антонимы
Как появились пословицы и
фразеологизмы
Как можно объяснить
значение слова

Встречаются ли в сказках и
стихах необычное ударение?
Практическая работа
«Учимся читать фрагменты
стихов и сказок, в которых
есть слова с необычным
произношением и ударением
Связь слов в предложении.

1

1
1
1

1

2

Принимать и
сохранять в памяти
учебную задачу
урока.
Осуществлять
решение учебной
задачи под
руководством
учителя.
Отличать
предложение от
группы слов, не
составляющих
предложение.
Определять
границы
предложения в
деформированном
тексте, выбирать
знак для
обозначения конца
предложения.
Обосновывать
выбор знака
препинания в конце
предложения.
Соблюдать в
устной речи
логическое
(смысловое)
ударение и интонацию конца
предложения.
Составлять
предложения из
слов. Составлять
(устно и
письменно) ответы
на вопросы.
Употреблять
заглавную букву в
начале
предложения и
необходимый знак
препинания в конце
предложения.
Писать слова в
предложении
раздельно.
Находить главные
члены (основу)
предложения.

фронтальный
фронтальный
фронтальный
индивидуальный

индивидуальный
фронтальный

индивидуальный

Обозначать
графически
грамматическую
основу.
Секреты речи и текста – 13 часа
21-23
24-27
28-31
32-34

Учимся вести диалогСоставляем развернутое
толкование значения слова
Устанавливаем связь
предложений в тексте
Создаем тексты-инструкции
и тексты повествования.

3

4
4
3

Принимать и сохранять
в
памяти
учебную
задачу
урока.
Осуществлять решение
учебной задачи под
руководством учителя.
Распознавать
многозначные
слова,
слова в прямом и
переносном значениях.
Работать со страничкой
для любознательных.
Распознавать среди
данных пар слов
синонимы, антонимы.
Подбирать к слову
синонимы, антонимы.
Знакомиться с
этимологией слов
синоним и антоним.
Работать со словарями
синонимов и антонимов
учебника. Определять
смысловое значение
пословиц и соотносить
их с определёнными
жизненными
ситуациями.
Находить однокоренные
слова в тексте и среди
других слов. Выделять
корень в однокоренных
словах, различать
однокоренные слова и
синонимы,
однокоренные слова и
слова с омонимичными
корнями. Группировать
однокоренные слова с
разными корнями.
Работать с памяткой
«Как найти корень
слова».
Подбирать
однокоренные слова к

индивидуальный
групповая
групповая
групповая

данному слову и
выделять в них корень.
Работать со словарём
однокоренных слов
учебника. Производить
анализ, сравнение,
обобщение при
выделении в словах
корня.
Делить слова на слоги.
Определять количество
в слове слогов.
Классифицировать
слова по количеству в
них слогов
Определять ударение в
слове. Наблюдать за
ролью словесного
ударения. Различать
ударные и безударные
слоги.
Составлять рассказ по
серии сюжетных
рисунков, вопросам и
опорным словам.
Оценивать результаты
диктанта и
грамматического
задания и адекватно
воспринимать оценку
работы. Осознавать
причины успешности
или не успешности
результатов
выполненной
контрольной работы.
11.Планируемые результаты изучения учебного предмета:

В результате изучения русского языка обучающийся должен знать/понимать:
- названия и порядок букв русского алфавита, признаки гласных и согласных звуков,
ударные и безударные гласные, согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, способы
обозначения мягкости согласных на письме гласными буквами (и, е, ё, ю, я) и (ь) мягким
знаком, правила переноса слов.
Уметь:
- писать текст объёмом 35 – 45 слов;
- делить слова на слоги, выделять ударный слог;
писать заглавную букву в именах, фамилиях, отчествах людей, названиях городов,
деревень, улиц, кличках животных;
- писать слова с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн, щн;
- находить способ проверки написания двухсложных слов (в том числе по словарю); - писать
слова с двойными согласными, с разделительным мягким знаком;
- писать раздельно предлоги со словами;
- анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова;

- распознавать изученные части речи;
- различать слово и предложение, устанавливать связь слов в предложении, выделять
главные члены предложения;
- составлять предложение по вопросу, по опорным словам, по сюжетному рисунку, на
определённую тему;
- употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить знаки препинания в конце
предложения;
- писать изложение объёмом 35 – 45 слов по вопросам под руководством учителя;
- составлять текст по опорным словам, по сюжетному рисунку и записывать 3 – 4
предложения из составленного текста.
Использовать приобретённые знания и умения в практической повседневной жизни
для:
• адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников,
детских
радиопередач, аудиозаписей и др.);
• работы со словарем (алфавит);
• соблюдения орфоэпических норм;
• создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего
школьника тематике;
• овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения
(приветствие, прощание, благодарность).
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения русского языка во втором классе учащиеся научатся:

понимать, что предложение - это основная единица речи;

понимать
термины
«повествовательные
предложения»,
«вопросительные
предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений,
различных по цели высказывания;

различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные,
вопросительные);

оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки
препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);

различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);

различать главные члены предложения;

понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;

различать словосочетание и предложение;

понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного,
имени прилагательного, глагола;

понимать особенности употребления в предложении имени существительного,
прилагательного, глагола, предлога;

понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;

различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без
терминологии);

использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в
слабой позиции в корне слова;

давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;

различать деление слов на слоги и для переноса;

понимать влияние ударения на смысл слова;

различать звуки [и] и [й] и буквы, их обозначающие;

различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и
мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

понимать роль разделительного мягкого знака в слове;

правильно употреблять прописную букву.

Учащиеся получит возможность научиться:
- анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на
поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения
правильности, точности, ясности содержания;
- составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями
языка; на определённую тему;
- составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);
- письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной
подготовки) по вопросам;
- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические
ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.
- осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в
учебнике алгоритма;
- различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и
синонимы;
- подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в
корне слова.
- опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие
предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными
членами;
- находить предложения с обращениями.

12. Учебно-методическое обеспечение:
1. Канакина В.П. Русский язык: Учебник: 2 класс: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2020.
2. Александрова О.М. –« Родной русский язык»-М. «Просвещение, 2020
13. Материально-техническое обеспечение:
1. Канакина В.П. Русский язык: Учебник: 2 класс: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2020.
2. Александрова О.М. –« Родной русский язык»-М. «Просвещение, 2020
Методические пособия
1. Канакина В. П., Щёголева Г. С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ.
1-4 классы.
2.Канакина В. П. Работа с трудными словами. 1-4 классы
Печатные пособия:
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв).
Касса букв и сочетаний (по возможности).
Игнатьева Т. В., Тарасова Л. Е. Обучение грамоте. 1 класс. Комплект демонстрационных
таблиц с методическими рекомендациями.
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе
по русскому языку. Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с
тематикой, определённой в программе по русскому языку (в том числе и в цифровой форме).
Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный
и словообразовательный словари. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами
работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку (в том числа, и
в цифровой форме).
Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. 2 класс. Канакина В. П. Русский язык.
Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Видеомагнитофон/видеоплеер.Аудиоцентр/магнитофон. Диапроектор. Мультимедийный
проектор.Экспозиционный экран.Компьютер.Сканер, принтер.Фотокамера цифровая.
Видеокамера цифровая со штативом.
Экранно-звуковые пособия: Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное
приложение. Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. Видеофильмы,
соответствующие тематике программы по русскому языку. Слайды (диапозитивы),
соответствующие тематике программы по русскому языку. Мультимедийные (цифровые)
образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: Ученические одно- и двухместные столы
с комплектом стульев.Стол учительский с тумбой.Шкафы для хранения учебников,
дидактических материалов, пособий и пр.Настенные доски для вывешивания
иллюстративного материала.Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.

14. Контрольно-измерительные материалы:
1.Канакина В. П., Щёголева Г. С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ.
1-4 классы.
2.Голубь В.Т. Зачетная тетрадь. Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык. 2
класс. Практическое пособие для начальной школы. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2019.
3.
Голубь В.Т. Итоговое тестирование. Математика. Русский язык. 2 класс. Контрольноизмерительные материалы. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2019.
4.
Крылова О.Н. Русский язык: итоговая аттестация: 2 класс: типовые текстовые задания.
– М.: Экзамен, 2019.
5.
Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2
класс. – М.: Просвещение, 2020.
15. список литературы:
литература, использованная при составлении программы:
1.Канакина В. П., Горецкий В. Г. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1—4 классы
литература, рекомендованная для учащихся:
1.Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник 2 класс. В 2ч. Ч. 1.
2.Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник 2 класс. В 2 ч. Ч. 2.
3. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч.1.
4. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2.
Приложение к программе

Приложение 1

16. Календарно-тематический план:
№

Наименование разделов, тем
уроков

Количест Дата по плану
во
часов

Русский язык: прошлое и настоящее
1-2
3-4
5-6
7-8
9
10
11

По одёжке встречают…

2

Ржаной хлебушко калачу дедушка
Если хороши щи, так другой пищи
не ищи
Каша- кормилица наша
.Любишь кататься, люби и
саночки возить
Делу время, потехе час
В решете воду не удержишь

2
2

12
13

Самовар кипит, уходить не велит
Проект: «Секреты семейной
кухни»
Язык в действии

14

Помогает ли ударение различать
слова
Для чего нужны синонимы и
антонимы
Как появились пословицы и
фразеологизмы
Как можно объяснить значение
слова

15
16
17

18

Практическая работа «Учимся
читать фрагменты стихов и сказок,
в которых есть слова с необычным
произношением и ударением
19-20 Связь слов в предложении.
Секреты речи и текста
21-23
24-27
28-31

Учимся вести диалог
Составляем развернутое толкование
значения слова
Устанавливаем связь предложений
в тексте

2
1
1
1
1
1

1

1
1
1

1

2
3
4

4

Дата по факту

32-34

Создаем тексты-инструкции и
тексты повествования.

3

Списки тем рефератов, творческих работ, проектов:
1.Проект – «Сказочная страничка»
2. Проект – «В словари за частями речи»
3 Проект Поговорки и пословицы народов Бурятии

Приложение 2
Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету
Учитель: Молчанова Е.И.
Предмет: Родной (русский) язык
Класс: 2В
№
урока

Тема по КТП

Способ
План, ч Факт, ч Причина
корректировки корректировки

Согласовано


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».