Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» Рабочая программа учебного предмета (курса) по русскому языку 2 «Б» класс Составитель программы: Дашинимаева РБ, учитель начальных классов г. Улан-Удэ - 2022 2. Пояснительная записка. Познавательная направленность курса обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания и развития речевого мышления. Мы познаем мир через родной язык, его знаковую систему, т. е. через языковой знак, который является символическим «заместителем» реальности (языковой знак имеет план содержания — семантическая сторона и план выражения — фонетическая и формальнограмматическая сторона). Цель: курс русского языка направлен на развитие коммуникативно-речевых и интеллектуальных способностей учащихся, умения свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения; воспитание любви к родному языку и формирование интереса к его изучению; духовно-нравственное развитие учащихся. Таким образом, коммуникативно-познавательная направленность курса позволяет эффективно решать задачи обучения русскому языку на начальном этапе: — развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся; — обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков; — пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения; — формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира; — обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся; — развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа; — развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов. Принципы обучения: принцип научности обучения, связи теории с практикой, системности, принцип сознательности и активности в обучении, индивидуальный подход в условиях коллективной работы, принцип наглядности, доступность обучения, принцип прочности усвоения знаний. Актуальность: Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса разработана на основе нормативно-правовых документов: Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4 класса разработана на основе нормативно-правовых документов: 1. Конституция РФ. 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия». 4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 г. с изменениями. 5. Примерная программа по предмету «Литературное чтение». Просвещение, 2020 г. 6. Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта» 7. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28) 8. Локальные акты МАОУ « СОШ №18» 3. Место курса «Русский язык» в учебном плане. В соответствии с базисным учебным планом рабочая программа составлена по программе авторов Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной из расчета 4 часа в неделю, 136 часов в год. Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету. 4. Общая характеристика учебного предмета. Система, базирующаяся на системно-функциональном подходе, обеспечивает интеграцию языка и речи в обучении. В различных коммуникативно-речевых ситуациях, в процессе чтения художественных, познавательных и деловых текстов ученики наблюдают, как основные единицы языка функционируют в речи. Школьники начинают осознавать русский язык, «добывая его из речи», учатся применять полученные знания о языке в своей речевой практике. Коммуникативная направленность обучения позволяет детям постепенно (от класса к классу) накапливать необходимые представления о языке как средстве общения, помогает ориентироваться в ситуации общения (обращать внимание на ролевые отношения, обстановку, цель, тему и результат общения), обдумывать свой ответ, корректировать его в зависимости от цели общения и т. д. Новые принципы открывают возможности обучать детей письму не только как речевому навыку, но и как письменной речи и как письменной форме общения (написать записку, объявление и т. д.), стимулируют развитие творческих способностей детей, их стремление к созданию собственных текстов, которые практически являются своеобразной интеграцией всех речевых умений и навыков (умения писать, читать, говорить и слушать). Познавательная направленность обучения создает предпосылки того, что ребенок начинает накапливать представления о языке как средстве познания, как своеобразной знаковой системе, в которой знаком считаются только двусторонние единицы языка, такие, как слово и морфема (а не буквы, как часто полагают). Слово (а не отдельная буква) может помочь человеку передать свои знания другому, понять, осознать окружающий мир, потому что слово имеет не только звукобуквенную форму, но и определенное содержание, сосредоточенное в лексическом значении слова. Форма слова (фонетико-графическая) только представляет, замещает содержание словесного знака. Взаимосвязь формы и содержания словесного знака показана на простейших структурносемантических моделях слова, с которыми дети познакомились на уроках обучения грамоте и продолжают работать с ними на уроках русского язык. Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического мышления, но и образного мышления и воображения учащихся, без которых невозможна их творческая деятельность. С этой целью в учебнике используются художественные тексты. В новой системе большое внимание уделяется развитию речевого мышления. Поскольку человеческое мышление «значечное», то для развития интеллектуальных способностей недостаточно активизировать внимание детей на форме слова, а необходимо учить их гармонически сочетать форму и содержание речи, воспроизводить смысл и значение в различных формах, уметь видеть общий смысл в различных формах его выражения (на уровне слова, словосочетания, предложения и речи). Поэтому в учебнике много заданий на сравнение слов (его формы и значения), на классификацию слов по разным основаниям (тематическая классификация, связанная с лексическим значением слова, классификация слов по грамматическим признакам, выделение группы слов с общим значением предметности, признака, действия) и др. Новые направления в обучении, закрепленные в учебнике, методическом пособии и программе, должны найти отражение и в организационных формах обучения, и в системе отношений учащихся между собой и учителем. Урок должен включать элементы обучения детей общению, различные формы сотрудничества, отражающие демократический стиль общения (проявление к ученику максимум внимания, уважения), воспитание у детей ответственного отношения к учебе и др. На уроках чтения, математики и других предметов учителю следует активно использовать знания детей о языке и речи, навыки речевой культуры учащихся: а) обращать внимание на звучание речи в повседневном общении, развивать интерес к орфоэпии (в учебник включены упражнения, игры со звуками речи, скороговорки, задания на наблюдения за звукоподражательными словами и звукописью в стихотворной речи), что позволяет детям овладевать интонационно-выразительными средствами речи (громкость, темп, мелодичность и т. п.); б) необходимо совершенствовать речь учащихся посредством расширения их лексического запаса при изучении текстового материала учебников по другим школьным предметам, активизировать использование в речи синонимов и антонимов; в) совершенствовать грамматический строй речи школьников, учить находить слова и выражения для точного выражения мысли, правильно формулировать вопросы и ответы и т.д.; г) развивать умение общаться при работе в паре (слушать собеседника, задавать вопросы, использовать формулы речевого этикета в общении); поощрять умение детей самостоятельно составлять описание предмета или рассказ по наблюдениям и т. д. 5. Характеристика младшего школьного возраста. Младший школьный возраст – это возраст, когда ребёнок проходит первый этап школьного образования. Его границы исторически подвижны. В настоящее время в нашей стране он охватывает период с 6,5 до 11 лет. Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному учению. Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития. Тем более, что в современных условиях многие дошкольники к моменту начала школьного обучения не овладевают высшими уровнями игры (игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам). На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В процессе их реализации ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат. Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к концу дошкольного детства возрастные предпосылки, от наличия которых зависит готовность ребёнка к школьному обучению. В отличие от дошкольника, младший школьник обладает достаточной физической выносливостью, позволяющей осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения, длительной сосредоточенности. Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более уравновешен, чем дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять проявлениями своих чувств, различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать. В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С подобным опытом во многом связана самооценка младшего школьника – он оценивает себя так, как оценивают его «значимые другие». Для младшего школьника, как и для дошкольника, такими значимыми людьми являются прежде всего взрослые. Особое место в жизни ученика начальной школы занимает учитель. В этом возрасте он для ребёнка - образец действий, суждений и оценок. От него решающим образом зависит и принятие позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и самооценка ребёнка. Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации собственной деятельности. Полноценным итогом начального обучения являются основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти новообразования к концу начальной школы должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной общности, но не в индивидуальных действиях каждого ученика. Виды деятельности младшего школьника: Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа) Игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра с правилами) Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и др.) Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях ) Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях). Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии); научиться самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и искать средства их решения; научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности; овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками; полностью овладеть высшими видами игры (игра-драматизация, режиссёрская игр, игра по правилам.) Научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с партнёрами по игре, воплощать в игровом действии. Научиться удерживать правило и следовать ему; научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Овладевать средствами и способами воплощения собственных замыслов; приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках труда и в социальных практиках; приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства. Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу начального общего образования. • Реализовать основную образовательную программу начальной школы в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, проекты, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.) • Обеспечить комфортные условия смены ведущей деятельности - игровой на учебную. Создать условия для овладения высшими формами игровой деятельности. • Обеспечить условия формирования учебной деятельности. Для этого: • организовать постановку учебных целей, создавать условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками; • побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей; • организовать усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы; • осуществлять функции контроля и оценки, организовать их постепенный переход к ученикам. • Создать условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка. Для этого • Ставить творческие задачи, способствовать возникновению собственных замыслов. • Поддерживать детские инициативы, помогать в осуществлении проектов. • Обеспечить презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества (организация выставок, детской периодической печати, конкурсов, фестивалей) • Создать пространство для социальных практик младших школьников и приобщения их к общественно значимым делам. 6. Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной программе. Программа конкретизирована для 2-го класса, так как программа рассчитана на 1 – 4 классы. 7. Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета «Русский язык». Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоциональноценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам. 8. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса. Личностные результаты: Обучающийся научится: понимать значимость речи для процесса общения; испытывать чувство гордости за родной язык; осознавать потребность в освоении лексического богатства родного языка; уважительно относиться к языку и его традициям; осознавать необходимость свободного владения языком для успешного общения; применять навыки культурного поведения при общении. Обучающийся получит возможность: развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование «вежливых» слов и т. п.); испытывать потребность в общении; осмыслить значение общения; понимать культурную значимость орфографически верной письменной речи; осознавать необходимость писать грамотно; сформировать интерес к изучению истории русского языка; понимать значение орфоэпически правильно звучащей речи для успешного общения людей, для определения культурного уровня человека; стремиться к совершенствованию своей произносительной культуры; развивать потребность к постоянному обогащению своего словаря; проявлять интерес к топонимике родного края (к истории географических названий), к истории слов (в том числе и личных имён); научиться уважительному отношению к художественным произведениям, испытывать интерес к ним, воспитывать в себе внимательное отношение к использованию слова в художественной речи; создавать собственные словесные произведения по образцу; понимать изобразительные возможности гласных и согласных звуков в речи, использовать эти возможности при создании собственных речевых произведений; осознать потребность обращения к справочной лингвистической литературе (орфографическому и орфоэпическому словарям) как непременное условие общей культуры; добросовестно относиться к труду и его результатам (на примере знакомства с деятельностью В. И. Даля) и негативное отношение к лени; усвоить уважительное отношение семейным ценностям; осмыслить необходимость в чувстве сопереживания близким, попавшим в трудные ситуации; сформировать навыки поведения в экстремальных ситуациях; научиться проявлять интерес и уважение к различным профессиям и их представителям; научиться относиться с уважением к обычаям других народов и стран; расширять свой кругозор путём знакомства с новыми географическими объектами, старинными городами, выдающимися людьми; сформировать интерес и любовь к живой природе; сформировать гуманное отношение к домашним животным; соблюдать правила поведения при проведении дидактических игр в классе; оценивать степень своего продвижения в освоении учебного материала; понимать необходимость постепенности в усвоении знаний (на примере повторного обращения к употреблению разделительного твёрдого знака). Метапредметные результаты: Обучающийся научится: использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; работать с моделями слова, звуковыми схемами; пользоваться наглядно-образными схемами для классификации языковых единиц; контролировать свою речь в процессе общения. Обучающийся получит возможность научиться: находить сходство и различие языковых единиц (звук и буква, гласные и согласные звуки, слово и предложение, корень и приставка, суффикс; тексты разных типов и т. д.); сравнивать языковые единицы по разным критериям; развивать логическое мышление (при восстановлении последовательности предложений в тексте, при делении текста на предложения, при прогнозировании возможного содержания и типа текста по его заглавию, по изображённой на рисунке жизненной ситуации, при распределении слов на группы); развивать абстрактное мышление при классификации слов по частям речи; классифицировать языковые единицы по различным критериям; работать с предложенными алгоритмами и самостоятельно или с помощью учителя составлять алгоритмы (например, алгоритмы проверки орфограмм); понимать значение алгоритма для осуществления своей деятельности; сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы; работать с различными словарями и справочниками, составленными по алфавитному принципу; развивать речь (при составлении словосочетаний и предложений из заданных слов и по рисунку, при изменении слов—названий предметов по числам, при работе с прозаическими текстами и составлении собственных текстов, при изложении текста, при доказательстве верности своего решения, при объяснении выбора проверочных слов, при подборе обобщающих слов, при составлении собственных речевых произведений по заданной теме, по жизненным впечатлениям, при подборе пословиц с заданным словом, при составлении загадок, составлении диалогов, характерных для различных коммуникативных ситуаций, и т. п.); развивать внимание (например: нахождение «третьего лишнего», работа с картинками, нахождение ещё не изученных орфограмм и т.п.); понимать значение орфоэпически грамотного произношения слов при общении; понимать важность орфографически правильного написания слов для общения, понимания письменной речи; понимать обучающую задачу дидактических игр; принимать участите в составлении учебных лингвистических словарей; применять полученные знания для решения практических задач. Предметные результаты: Развитие речи. Речевое общение Обучающийся научится: ориентироваться в ситуации общения, использовать правила речевого этикета (в групповых формах работы и других видах сотрудничества); различать устные и письменные формы общения; составлять рассказ о себе и своей семье по заданному алгоритму; составлять предложение на заданную тему, правильно оформлять его на письме и в устной речи; понимать важность слова для точного называния предметов и явлений, формировать представление о неисчерпаемости лексического богатства русского языка; понимать необходимость осознания значения слова и его написания; называть основные языковые единицы (звуки, буквы, слова, предложения, текст); писать изложение текста из 40—55 слов по составленному плану. Обучающийся получит возможность научиться: поддерживать диалог с собеседником при помощи репликам и вопросамов, проявлять к собеседнику внимание, терпение, уважение к чужому мнению; понимать и уметь объяснить значение жестов, мимики и рисунка для передачи информации; составлять и расшифровывать «рисуночное письмо»; составлять тексты разных типов и стилей, в том числе деловой текст (записка, письмо, объявление, поздравление); иметь наглядно-образное представление о структуре языка (единицах, из которых он состоит). Главный помощник в общении — родной язык. Фонетика, графика, орфография Обучающийся научится: понимать преимущества звукобуквенного письма; осознавать необходимость знания букв для передачи устной речи на письме; использовать знание алфавита; понимать, какова роль гласных и согласных звуков в различении слов; систематизировать знания о звуках и буквах русского языка, понимать различие между звуками и буквами; находить и объяснять расхождения в количестве звуков и букв в слове; передавать на письме мягкость и твердость согласных звуков (обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, ю, я, и; твёрдость — с помощью букв а, о, э, у, ы); разграничить две функции букв е, ё, ю, я, и: а) обозначение мягкости согласных звуков; б) обозначение двух звуков; правилам деления слов на слоги, определять количество слогов в слове; находить ударный слог в слове, понимать смыслоразличительную функцию ударения (на примере омографов); понимать различия между звонкими и глухими согласными звуками; понимать, почему парные звонкие и глухие согласные в конце слова являются орфограммой; понимать отличие алгоритма объяснения проверяемого написания букв безударных гласных звуков и парных по звонкости-глухости согласных, проверяемых и непроверяемых ударением; верно писать буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн, понимать, почему они носят традиционный характер и являются орфограммами; переносить слова по слогам в соответствии с правилами; правилам употребления прописной буквы; правильно писать слова с удвоенными согласными; правильно писать слова с непроизносимыми согласными; уметь использовать мягкий знак в качестве разделительного и как показатель мягкости согласных звуков; употреблять при написании слов разделительные твёрдый и мягкий знаки, объяснять разницу в употреблении разделительных твёрдого и мягкого знаков. Обучающийся получит возможность научиться: различать произношение некоторых слов, характерное для литературной речи, и варианты произношения, которые встречаются в просторечии; понимать неоднозначность соотношения «звук-буква», объяснять случаи расхождения в написании и произношении при передаче звуков в слабых позициях (безударные гласные, парные звонкие-глухие согласные в конце слова); особенностям орфографического и орфоэпического словарей, понимать их назначение; иметь представление о единообразном написании слова. Лексика Обучающийся научится: формировать ценностное отношение к слову; расширять свой лексический запас словами разных тематических групп; иметь представление о слове как двусторонней языковой единице, имеющей материальную форму (звучание или написание) и значение; составлять двусторонние модели слов; формировать представление о понятийном (обобщающем) значении слова; понимать различие в функциях имён собственных и нарицательных. Обучающийся получит возможность: научиться понимать назначение толкового словаря, уметь с ним работать; научиться понимать принцип возникновения нескольких значений у одного слова, объяснять значение многозначного слова в конкретном случае; углубить знания об омонимах, различать омонимы и многозначные слова; углубить знания о синонимах, понимать возможные различия слов-синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности); научиться выбирать синонимы в зависимости от ситуации общения; расширить знания об антонимах, подбирать антонимы к словам разных частей речи; понимать выразительные возможности фразеологических оборотов, объяснять значение устойчивых оборотов. Состав слова (морфемика) Обучающийся научится: называть части слова; выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и на общность написания корней; разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями; выделять приставку в слове, определять значение, которое приставки привносят в слово; различать предлоги и приставки; находить суффикс в слове, определять значение, которое придает слову суффикс, и его роль в образовании новых слов; правильно употреблять окончание в устной и письменной речи (простейшие случаи ударного окончания); объяснять роль окончания для связи слов в предложении и в словосочетании. Обучающийся получит возможность научиться: формировать представление о слове как объединении морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих определённое значение; понимать принцип единообразного написания морфем; составлять слова с предложенными морфемами. Морфология Обучающийся научится: определять части речи по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам; понимать роль использования слов каждой части речи в произведениях словесного творчества. Обучающийся получит возможность: научиться понимать грамматическую общность слов, относящихся к определённым частям речи; получить образное представление о языке как о чётко организованной структуре. Имя существительное Обучающийся научится: находить имена существительные в предложении по вопросу и общему значению предметности; определять различия между одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными существительными; осознанно употреблять заглавную букву при написании имён собственных, обобщать все известные способы употребления заглавной буквы; определять число имён существительных. Обучающийся получит возможность научиться: верно употреблять существительные, имеющие вариативные формы окончаний (в родительном падеже множественного числа). Глагол Обучающийся научится: находить глаголы в предложении по вопросу и общему значению действия; определять число глаголов. Обучающийся получит возможность научиться: ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего времени; на практическом уровне изменять глаголы по временам. Имя прилагательное Обучающийся научится: находить в предложении имена прилагательные по их основному грамматическому значению и по вопросу; определять связь имени прилагательного с именем существительным в числе; классифицировать имена прилагательные на основе различия в их значении. Обучающийся получит возможность научиться: редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными; образовывать имена прилагательные от других частей речи. Синтаксис Предложение Обучающийся научится: выделять предложение из связного текста, правильно оформлять его на письме; определять тип предложения по цели высказывания и по интонации. Обучающийся получит возможность научиться: определять отношения между словами в предложении на основе вопроса от слова к слову; составлять предложения разных типов. Текст Обучающийся научится: озаглавливать текст; определять тему и главную мысль текста; Обучающийся получит возможность научиться: практически различать текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение; составлять план текста на основе памяток, образцов; составлять текст заданного типа, в том числе деловые тексты (записка, объявление, поздравительное письмо). 9. Содержание учебного курса (136 часов). «Мир общения». Повторение. (14 ч). Даёт целостное представление о языке, о таких его единицах, как звук, буква, слово, предложение, текст. Буква ь для обозначения мягкости согласных в середине слова (перед твердым и мягким согласным); случаи, когда ь не пишется (чк, чн и др. сочетания). Использование букв ь и ъ как разделительных (предупредительных) при обозначении звука [и']. «Звуки и буквы. Слог. Ударение». (50 ч). Основная цель данного раздела связана с освоением орфографических правил и формированием грамотного письма. Понятие орфограмма, необходимость выбора буквы как ее признак. Наиболее частотные орфограммы как «главные опасности письма»: орфограммы безударных гласных и парных по глухостизвонкости согласных. Запись с пропуском орфограмм («с окошками») как способ письма без ошибок. Орфографический словарь, его назначение и порядок поиска слов. Понятие орфографическое правило, применение правил как способ решения орфографических задач. Выбор буквы на конце слов, называющих предметы (сливА, яблонЯ, деревО, морЕ, сливЫ, яблокИ), действия (игралА, игралО, игралИ; играТЬ, играеТ), на месте звука [y] (клУбника, тЮльпан, на сливУ, на яблонЮ). Наличие двух орфограмм в безударных слогах жи-ши (жИвут). Решение орфографических задач в корнях слов: проверочные слова как помощники при выборе правильной буквы. Общее правило и способы подбора проверочных слов для корневых орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова и перед другими согласными) в названиях предметов, действий, признаков. Пользование орфографическим словарем как способ выяснения непроверяемых написаний. Возможность непроизносимых согласных звуков в корнях слов и способы решения орфографической задачи. Удвоенные согласные в корне слова и на границе частей слов. Правило выбора разделительного (предупредительного) знака: ь или ъ. Написание наиболее распространенных приставок и суффиксов. Буквы в окончаниях слов при их изменении как еще не решаемые орфографические задачи. «Слово и его значение» (16 ч). Данный раздел посвящен формированию элементарных представлений о лексическом значении слова, его многозначности, синонимах и антонимах. Предмет как общее название слов, отвечающих на вопросы кто? что? Слова и их значения; семьи слова, родственные слова, корень слова, понятие однокоренные слова, слова близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы); отличие однокоренных слов от синонимов и слов с омонимичными («похожими») корнями. Способ нахождения корня в словах. Изменение слов по числам и «по команде вопросов», понятие об окончании, в том числе нулевом (об «окончании-невидимке»). Приставки и суффиксы: их назначение, место в словах. Анализ состава слова, основные действия при его проведении. Разграничение приставок и предлогов. Наиболее распространенные значения приставок и суффиксов, использование их в речи и написание. «Состав слова» (14 ч). Первые наблюдения за строением слова на наглядно-образных моделях. Первоначальное знакомство с составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание; выделение корня слова на основе подбора однокоренных слов (с помощью учителя). Сопоставление значения и написания однокоренных слов. Наблюдение за единообразным написанием корней в родственных словах. Образование новых слов с помощью приставок; правописание приставок. Обозначение на письме безударных гласных звуков в корне слова. Обозначение на письме парных звонких и глухих согласных звуков в корне слова. Корень — смысловой центр слова. «Части речи» (26 ч). Внимание учеников переключается с конкретного лексического значения слова на его грамматическое значение. Знакомство с такими грамматическими категориями, как имя существительное, имя прилагательное, глагол. «Предложение. Текст» (9 ч). Назначение предложения, признаки (наличие выраженной мысли и в устной речи интонации ее конца, связь слов); оформление границ предложений в устной и письменной речи. Возможность запятых и других знаков внутри предложений; запятые при перечислении, перед словами-помощниками а, но. Виды предложений по цели: повествовательные, вопросительные, побудительные. Разговор двух людей (диалог), обращение (на уровне общего представления), их оформление в письменной речи (выделение реплик диалога «черточками», восклицательный знак при обращении). Правила вежливости при разговоре по телефону. Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные; их оформление при письме. Способы построения предложений при ответе на вопрос «Почему?»; грамотная их запись (общее знакомство). Побудительные предложения с выражением совета, просьбы, пожелания, требования; особенности их произнесения; оформление предложений со словом пожалуйста в письменной речи. Отличие текста от предложения: развитие мысли и потому наличие нескольких предложений. Тема и основная мысль как стержень текста. Требования к хорошему тексту, правила его обдумывания и улучшения после записи. Пересказ как способ передачи мыслей автора, изложение как письменный пересказ. В учебник включены небольшие словари различного типа, что позволяет активизировать самостоятельную поисковую деятельность учащихся. Краеведение: Составление предложений на тему «Моя Родина», «Прогулка по улицам города», «Герои моей Родины», «Моя любимая школа», творческий проект "Бурятия республика моя" (сочинения, стихи, синквейны). На уроках контроля для диктантов, проверочного списывания используются тексты краеведческой направленности Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей программы воспитания: проведение тематических классных часов, участие в школьном этапе ВОШ (сентябрь-октябрь), в научно-практической конференции «Первые шаги» (ноябрь), международном конкурс «Русский медвежонок» (весна). Участие в конкурсах проектов, рисунков, плакатов по различным тематикам, викторинах, интеллектуальных играх, конкурсных программах, посвящённых празднованию Дню матери, Сагаалган, Дню защитника Отечества, Международному женскому дню и т.д. (в течение года), экскурсии в туристические центры культуры («Семейские», «Степной кочевник») (апрель, май). Внеурочная деятельность по предмету осуществляется в течение учебного года. Проводятся во время каникул интеллектуальные игры «Хочу всё знать!» (I полугодие), «Поле чудес» (II полугодие). Для учащихся 2-х классов во внеурочное время проводятся занятия по учебноисследовательской деятельности, что дает им возможность участвовать в НПК «Шаг в будущее» (школьный уровень), игра «Русский медвежонок» (региональное значение). Обучение может вестись дистанционно с использованием образовательной платформ Учи.ру и ZOOM (облачные платформы для проведения онлайн уроков). 10.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. Тематическое планирование по русскому языку для 2 класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО: - быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим; - быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах; - знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); - проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; - соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; - уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; - быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чёмто непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. № Наименование разделов программы Количес Виды учебной тво деятельности часов на раздел, тему 14 ч - работа с информационными источниками (учебник); - коллективная работа. 1. «Мир общения». Повторение. 2. «Звуки и буквы. Слог. Ударение». 50 ч. 3. «Слово и его значение» 16 ч. 4. «Состав слова» 14 ч. 5. «Части речи» 26 ч. Практикум, задачи с противоречивым условием; организация совместной учебной деятельности беседа; исследование; проблемно-поисковые задания Формулируют вывод Моделировать алгоритмы применения орфографических правил, следовать составленным алгоритмам. - работа с информационными источниками (учебник); - коллективная работа. Практикум, задачи с противоречивым условием; Виды контроля. Словарный диктант. Стартовое тестирование. Проверочная работа по разделу «Мир общения». Текущий. Изложение по сказке. Разноуровневые задания. Практическая работа Коллективная работа Словарный диктант Проверочная работа Диктант Практическая работа Словарный диктант Итоговый контроль: контрольный тест Коллективная работа Словарный диктант Проверочная работа Диктант Тематический, текущий контроль, самооценка, 6. «Предложение. Текст» 9 ч. 7. «Повторение изученного за год» 7 ч. организация совместной учебной деятельности беседа; исследование; проблемно-поисковые задания Списывают текст (вписывают пропущенные орфограммы) Анализируют работу, исправляют ошибки, закрепляют пройденный материал самоконтроль. Словарный диктант Проверочная работа Диктант Словарный диктант Диктант Промежуточная аттестация Текущий контроль Коллективная работа 11. Планируемые результаты изучения учебного предмета. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. В процессе освоения предметного содержания русского языка, выпускники должны научиться: наблюдать над словом, предложением, текстом как единицами речи и языка, их функциями в общении; развивать внимание к устной и письменной речи; формировать умения организовывать свое познавательную деятельность по учебнику: искать пути решения учебной задачи, точно выполнять задания; составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки правильно списывать буквы и слова с рукописного и печатного текста писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и короткие предложения из подобных слов, писать большую букву в начале предложения, в именах людей и кличках животных. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся. Учащиеся должны знать: — названия и порядок букв русского алфавита; — признаки гласных и согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки; пары согласных звуков по звонкости-глухости; — правила переноса слов; — признаки предложения и текста; — правила речевого этикета. Учащиеся должны уметь: — использовать правила речевого этикета в соответствии с ситуацией и целью общения; — вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение; — различать устные и письменные формы общения; — каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты в 40—50 слов без пропусков и искажений; — проверять написанное, сравнивая с образцом; — проводить звуко-буквенный анализ слов, делить слова на слоги, ставить ударение, находить ударный и безударные слоги, переносить слова по слогам; — обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; — писать заглавную букву в именах собственных; — писать под диктовку без ошибок предложения и небольшие тексты (в 30—40 слов), включающие слова, произношение которых совпадает с их написанием; — правильно писать слова с сочетаниями жи — ши, ча—ща, чу — щу, чк, чн, щн; слова с непроверяемыми буквами, слова с удвоенными согласными, слова с разделительным мягким знаком (ь); — различать предлоги и приставки; писать предлоги раздельно с другими словами; — находить корень в группе родственных слов; самостоятельно подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (простейшие случаи); — проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова путем изменения его формы или подбора однокоренных слов; — выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему; — находить в предложении главные члены; — определять части речи (имя существительное, глагол, прилагательное) по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам; — определять число имен существительных, прилагательных, глаголов; — письменно отвечать на вопросы, самостоятельно составлять и записывать 2—3 предложения на заданную тему; — писать изложение текста в 40—55 слов с использованием вопросов. 12. Учебно-методическое обеспечение. Климанова Л.Ф.Русский язык. Учебник.2 класс. / Т.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. - М. Просвещение, 2021 – в 2-х частях. Климанова Л.Ф. Русский язык. Рабочая тетрадь.2 класс. / Т.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. - М. Просвещение, 2020 – в 2-х частях. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Методическое пособие к учебнику Русский язык 2 класс. М.: Просвещение 13. Материально-техническое обеспечение. Технологические карты Русский язык. (с сайта: www.prosv.ru/umk/perspektiva) ноутбук, проектор 14. Контрольно-измерительные материалы: 1. Михайлова С.Ю. Русский язык. Проверочные работы. 2 класс. - М.: Просвещение, 2021. – 96 с. 2. Михайлова С.Ю. Русский язык. Тесты. 2 класс. - М.: Просвещение, 2020. – 64с. 3.Ракитина М.Г. Тесты. М., «Айрис-Пресс», 2017 год. 4. Бондаренко А.А. Русский язык. 2 класс. Проверочные работы / А.А. Бондарекно. М.: Просвещение, 2020. – 96 с. 5. Бондаренко А.А. Русский язык. 2 класс. Тесты / А.А. Бондарекно. - М.: Просвещение, 2020. – 80 с. 15. Список литературы: - литература, использованная при составлении программы: 1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс. - М.: Просвещение, 2017. – 254 с. 2. Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. — М., 2008. 3. Климанова Л.Ф. Русский язык. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы. / Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. — М.: Просвещение, 2018 4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 с изменениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012. - литература, рекомендованная для учащихся: 1. Климанова Л.Ф.Русский язык. Учебник.4 класс. / Т.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. М. Просвещение, 2021 – в 2-х частях. 2. Климанова Л.Ф. Русский язык. Рабочая тетрадь.4 класс. / Т.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. - М. Просвещение, 2020 – в 2-х частях. 3. Михайлова С.Ю. Русский язык. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. ФГОС. - М.: Просвещение, 2019. – 112с. 4. Бондаренко А.А. Пишу правильно. Орфографический словарь для начальной школы / А.А. Бондарекно, И.В. Гуркова. - М.: Просвещение, 2021. – 112с. 5. Бондаренко А.А. Рабочий словарик. 2 класс / А.А. Бондарекно. - М.: Просвещение, 2020. – 80 с. 6. Михайлова С.Ю. Русский язык. 2 класс. Тетрадь летних заданий - М.: Просвещение, 2019. – 80 с. 16. Приложения к программе: Приложение 1 Календарно-тематический план: № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Тема Количество часов Мир общения (14ч) Знакомство с учебником. Мир общения. Собеседники. 3 Слово, предложение и текст в речевом общении 8 Входящая контрольная работа 1 Анализ контрольной работы. Слово, 1 предложение и текст в речевом общении Обобщение знаний по разделу «Мир общения». Проект «Природа родного 1 края». Работа с текстом Звуки и буквы. Слог. Ударение (50ч) Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами 5 Звук[й] и буква й. 1 Дата по плану Дата по факту 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. Обучающее изложение по сказке К. Ушинского «Утренние лучи». Звук[э] и буква э Твердые и мягкие согласные звуки. Их обозначение на письме. Твердые и мягкие согласные звуки. Словарный диктант. Твердые и мягкие согласные звуки. Изложение текста Шипящие согласные звуки. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН. ЩН Обучающее изложение Диктант по теме «Шипящие согласные звуки. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН. ЩН» Работа над ошибками. Слог. Слог. Перенос слов Ударение. Ударный слог 1 1 3 1 1 3 1 1 1 1 2 Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. 6 Обучающее изложение (упр.160). Диктант по теме «Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме». Работа над ошибками. Звонкие и глухие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме 1 1 1 5 Диктант по теме «Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме» Работа над ошибками. Слова с удвоенными согласными. Слова с удвоенными согласными Непроизносимые согласные Разделительный мягкий знак. Разделительный твердый и мягкий знак (Ь, Ъ) 1 1 1 2 1 4 Обобщение по теме «Звуки и буквы. Слог. 1 62. 63. 64. Ударение» Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы. Слог. Ударение» Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Написание поздравительного письма. Проект «Поздравляем с Сагаллганом» 1 1 1 II полугодие Слово и его значение (16ч) 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. Что рассказало слово 3 Имена собственные и нарицательные Слова с несколькими значениями Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы) Слова, близкие по значению (синонимы) Слова, противоположные по значению (антонимы) Антонимы. Устойчивые сочетания слов Тематические группы слов Обобщение знаний по теме «Слово и его значение». Проект «Слова родного края» Контрольный диктант по теме «Слово и его значение» Состав слова (14ч) Как собрать и разобрать слова Корень – главная часть слова. Однокоренные слова. 2 2 1 2 1 2 1 1 1 1 5 Проверочная работа по теме «Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные)» Приставка Суффикс Окончание Обобщение знаний по теме «Состав слова» Контрольный диктант по теме «Состав слова» Части речи (26ч) Что такое части речи 1 2 2 1 1 1 2 97. 98. 99. 100. 101. 102. 103. 104. 105. 106. 107. 108. 109. 110. 111. 112. 113. 114. 115. 116. 117. 118. 119. 120. 121. 122. 123. 124. 125. 126. 127. 128. 129. 130. 131. Имя существительное 5 Подробное изложение повествовательного текста. Контрольный диктант по теме «Имя существительное». Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Глагол. 1 1 1 5 Обобщение знаний о глаголе. Проверочная работа. Имя прилагательное 1 4 Сочинение по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Предлог 1 3 Контрольный диктант по теме «Части речи» 1 Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. 1 Проект «Части речи в тексте «Озеро Байкал» Предложение. Текст (9ч) Предложение. Главные члены предложения. 3 Текст. Словарный диктант. 1 Типы текстов. Распознавание типов текстов. 1 Обобщение знаний по теме «Предложение. 1 Текст». Обучающее изложение по вопросам «Такса» 1 (упр. 183). Записка. Письмо. Приглашение. Словесное 1 творчество: общение человека с природой. Проверочная работа по разделу «Предложение. Текст» (Контрольное 1 списывание.) Повторение изученного за год (7ч) Повторение. Звуки и буквы. 1 Повторение. Слово и его значение. 1 Словарный диктант. 132. 133. 134. 135. 136. Повторение. Состав слов. Повторение. Части речи. Повторение. Предложение и текст. Итоговый диктант за год Урок – путешествие «По океану речи» 1 1 1 1 1 Списки тем рефератов, творческих работ, проектов: - Природа родного края - Поздравляем с Сагаллганом - Слова родного края - Части речи в тексте «Озеро Байкал» Приложение 2 КОНТРОЛЬНО ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ Русский язык Контрольная работа по 1 разделу «Мир общения» 1 уровень Вариант 1 Вчера дядя Артем поймал щуку и леща тетя Люба сварила уху она угостила гостей супом и пирогом дочка Наташа наливала чай в чашки. (23 слова) Порядок работы. Текст без знаков препинания записывается на доске. Учитель читает текст, делая паузы между предложениями. Инструкция предъявляется по этапам выполнения: 1. Прочитай текст ещё раз. Определи начало и конец каждого предложения. 2. Напиши цифрой, сколько предложений в тексте. 3. Запиши имена собственные. Подчеркни в них буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. 4. Напиши цифрой, сколько слогов в слове дочка. 2 уровень Вариант 2 Пришла зима река скована льдом поля и луга покрыты белым ковром в лесу тишина стучит только дятел по стволу он ищет корм под корой вот белка она несет из своей кладовой сухие грибы. (33 слова) Порядок работы. Текст без знаков препинания записывается на доске. Учитель читает текст, делая паузы между предложениями. Инструкция предъявляется по этапам выполнения: 1. Прочитай текст ещё раз. Определи начало и конец каждого предложения. 2. Напиши цифрой, сколько предложений в тексте. 3. Запиши третье предложение. Подчеркни слово, употребленное в переносном значении. 4. В этом же предложении поставь над словами знак ударения. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Правописание буквосочетаний ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН» Основные задачи: 1) проверить степень усвоения учащимися орфограмм с шипящими согласными; 2) провести работу над ошибками, допущенными в диктанте. Текст диктанта. Щука. Щука живет в пресных реках. Это хищная рыба. Длина обычной щуки около двух метров. Ее вес может быть больше десяти кг. Щука пятнистая с темными полосками. Щуки живут в глубоких местах. В начале лета они могут выходить на мелководье. (40 слов) Задание: Подчеркнуть слова с буквосочетаниями ЖИ, ЧА, ЩУ, ЧН, ЩН. Проверочная работа по теме «Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме». Диктант Ленивый кот У Миши жил кот Пушок. У него был пушистый хвост. Кота кормили молоком и кашей. Но Пушок кашу не любил. Он просил мяса. Мышей он не ловил. Часто мыши пробегали у самого кончика хвоста Пушка. Хорошо жилось мышам с ленивым котом! (43 слова) Задание: выписать пять слов с проверяемыми безударными гласными; подобрать и записать проверочные слова к выписанным словам. Проверочная работа по теме «Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме» Основные задачи: 1) проверить уровень усвоения темы «Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме»; 2) развивать мышление детей при отгадывании загадок; 3) развивать внимание учащихся при записи слов по рисункам; 4) провести работу над ошибками. Проверочная работа может состоять из двух частей. 1) Словарный диктант. Слова для диктанта по рисункам: трактор, трамвай, овес, пшеница, морковь, помидор, топор, земляника. Материал для игры «Угадай-ка»: 1. Стоят Ермачки, красные кол_ пачки. Кто ни пройдет, всяк поклон им отдает. (Земляника.) 2. Кланяется, кланяется, придет домой — растянется. (Топор.) 3. Землю пашет и рычит, очень мощный он на вид. (Трактор.) 4. Второй месяц года. (Февраль.) 5. Он по городу идет, много он людей везет. (Трамвай.) 6. В камзоле алом тот синьор, он зовется... (помидор) 7. Брось в грязь — будет князь. (Овес.) 8. Стоят столбы точеные, головки золоченые. (Пшеница.) Проверочная работа по теме «Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме» Основные задачи: 1) определить уровень знаний учащихся по двум последним изученным темам; 2) активизировать словарный запас учащихся при подборе проверочных слов. Все задания заранее записаны на доске с пропуском орфограмм (они подчеркнуты). а) Вставить пропущенные буквы согласных звуков, подобрать и записать проверочные слова. Тетрадка, шубка, березка, крик, мороз, сноп, грядка, головка, арбуз, час. б) Записать предложение, вставить пропущенные буквы гласных звуков, подобрать и записать проверочные слова. Козел за водой ходил, сам и кашу он варил, деда с бабушкой кормил. в) Записать предложения, вставляя пропущенные буквы. Дружно по дорожке топают две ножки. Уходи с дороги, кот! Маленький сынок идет! Контрольный диктант по разделу «Звуки и буквы. Слог. Ударение» Основная задача: проверить и систематизировать основные знания учащихся по изученному разделу. Диктант. Ветер. Ветер играет большую роль в жизни животных и растений. Он может переносить плоды и семена березы, клена, одуванчика. Ветер может далеко занести мелких насекомых. Осенью летят по ветру маленькие комарики и паучки. (33 слова) На доске выписать слово: комарик. Контрольный тест по разделу «Слово и его значение». Основные задачи: 1) систематизировать полученные детьми знания по лексике; 2) проверить степень усвоения школьниками материала по разделу «Слово и его значение». Контрольное тестирование проводится по вариантам. Задания должны быть розданы каждому учащемуся на карточке. Вариант 1 1. Как устроено слово? Выбери верный ответ на вопрос. А) Слово имеет значение, звуковую и буквенную оболочку. Б) Слово — это несколько букв. 2. Исправь ошибки, запиши предложения без ошибок. В москве много улиц. Мой друг Саша иванов живет около Реки яуза. 3. Напиши, к какой группе относится каждая пара слов. А) Хороший, замечательный — это . Б) Ключ (от двери) — ключ (источник) — это . В) Горячий — холодный — это . 4. Соедини фразеологические обороты и их значения. нога за ногу (идти) далеко спустя рукава (работать) медленно за тридевять земель плохо Вариант 2 1. Как устроено слово? Выбери верный ответ на вопрос. А) Слово имеет значение, звуковую и буквенную оболочку. Б) Слово — это несколько звуков. 2. Исправь ошибки, запиши предложение без ошибок. Моя Собака жучка живет у Ирины васильевны в деревне Сосновка. 3. Напиши, к какой группе относится каждая пара слов. А) Грустный — веселый — это . Б) Морозный, студеный — это . В) Зайчик (зверек) — зайчик (солнечный) — это . 4. Соедини фразеологические обороты и их значения. сломя голову (бежать) много засучив рукава (работать) быстро куры не клюют хорошо Способы выполнения теста. Задания выполняются непосредственно на карточке. Контрольный диктант по разделу «Состав слова» Основная задача: определить уровень усвоения детьми темы, уровень сформированности умения выделять морфемы в слове, понимания роли каждой части слова в выражении его значения. Диктант с грамматическим заданием. Весна. Весной на деревьях появились зеленые листики. Среди травы стали видны первые цветочки. Птички уже прилетели. Они весело поют свои весенние песни. (22 слова) Задание: а) разобрать по составу слова листики, цветочки, птички; б) найти два слова с приставками; в) подобрать однокоренные слова к слову зеленые. Имя существительное. Диктант Основные задачи: 1) систематизировать знания учащихся об имени существительном; 2) определить уровень усвоения детьми темы «Имя существительное». Диктант с грамматическим заданием. Люди могут собирать марки, книги, жуков и бабочек. А Владимир Иванович Даль всю свою жизнь собирал слова. Он объездил всю Россию и создал словарь русского языка. (26 слов) На доске выписать до начала диктанта слова собирать, бабочек, объездил. Задание: выписать из текста по одному имени существительному: 1) одушевленное имя существительное; 2) неодушевленное имя существительное; 3) собственное имя существительное; 4) нарицательное имя существительное; 5) имя существительное в форме единственного числа; 6) имя существительное в форме множественного числа. Разряды с цифрами написаны на доске, ученики в тетрадях ставят номер разряда и выписывают нужное слово из текста диктанта. Работа с содержанием текста диктанта. Надо обратить внимание на подвиг В. Даля, который посвятил созданию «Словаря живого великорусского языка» 53 года своей жизни. Глагол. Проверочная работа. Основная задача: систематизировать знания детей о глаголе. Диктант. Аисты. Аисты прилетали каждую весну. Они строили большое гнездо на крыше дома. Аисты дружили с людьми. Осенью птицы улетали на юг. А люди каждую весну ждали своих верных друзей обратно. (30 слов). Задания: а) найдите в тексте глаголы и выделите их; б) измените глаголы так, чтобы они называли действия не нескольких предметов, а одного; прочитайте, что получится; в) измените глаголы так, чтобы они называли действие, которое сейчас происходит, и прочитайте полученный вариант. Задание а выполняется письменно, б и в — устно. Проводится работа в паре по содержанию текста: Составьте вопросы к тексту. Перескажите текст по вопросам. Контрольная работа по разделу «Части речи» Основные задачи: 1) проверить уровень сформированности практического умения определять частеречную принадлежность слова, уровень усвоения соответствующей терминологии, знание основных особенностей каждой части речи; Письменная контрольная работа. 1. Записать слова белый, белизна, белеть, игра, красивый, еж, ворона, бежать, трамвай, морской, смотреть в три столбика: имена существительные, имена прилагательные, глаголы. (Слова записаны на доске заранее ) 2. Составить словосочетания из пар прочитанных учителем слов, добавив предлог: сидеть, дерево, писать, тетрадь, смотреть, окно, учиться, школа. 3. С одним из словосочетаний составить предложение. Записать текст под диктовку. Мой младший брат Саша хочет поехать в деревню к коту Матроскину. Саша любит этого кота. Он любит собаку Шарика и почтальона Печкина. Брат думает, что они существуют на самом деле. (30 слов) Подчеркнуть буквы проверяемых ударением безударных гласных звуков в корне слова, буквы парных по звонкости-глухости согласных звуков в конце и в середине слова. Устно ответить на вопрос по содержанию текста диктанта: А вы думаете так же, как Саша? Проверочная работа по разделу «Предложение. Текст» ( Контрольное списывание.) Основные задачи: 1) проверить уровень усвоения детьми знаний по изученным в разделе темам; 2) определить уровень сформированности умения второклассников составлять предложения и тексты; 3) способствовать развитию речи и мышления детей при озаглавливании текста, определении типа текста. Списать с доски текст, озаглавить его; подчеркнуть подлежащее и сказуемое в каждом предложении; указать тип текста. При списывании текста с доски вставить, где это необходимо, пропущенные буквы, раскрыть скобки. Наступает лето. Занятия в школе к_н_чаются. М_и друз_я едут (во)время к_никул или на море, или в д_ревню, или в новые б_льшие и кр_сивые г_рода. Много интересного мы увидим летом! (30 слов) Надо указать знаки препинания (запятые) в третьем предложении. Домашнее задание на лето. Попробовать свои силы в составлении рассказов, сказок или стихотворений, в которых разные предметы (деревья, цветы, животные, вещи и т. п.) общаются друг с другом. Сочинения дети могут записать на отдельных листах, красиво их оформив и дополнив рисунками. В начале 3 класса из сочинений учеников можно будет составить презентацию книгу-сборник класса. Приложение 3 Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету Учитель: Дашинимаева Р.Б. Предмет: русский язык Класс: 2Б № урока Тема по КТП План, ч Факт, ч Причина Способ Согласовано корректировки корректировки