Литературное чтение на родном русском языке 3 А Гунзынова О.Д.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18 им. М.А. Концова»

Рабочая программа учебного предмета
по литературному чтению на родном русском языке
3 а класс

Составитель программы: Гунзынова О.Д.,
учитель начальных классов

г.Улан-Удэ -2022

Пояснительная записка

Курс родной (русской) литературы призван продолжить обучение детей чтению, ввести
в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства,
посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и
многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству
и к чтению художественных произведений.
Цели изучения курса:
- формирование первоначальных представлений о единстве языкового и культурного
пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
- воспитание гражданина и патриота своей страны России, ответственного отношения к
сохранению и развитию родного языка
Задачи:
- формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому
языку, а через него – к родной культуре;
- формирование языковой эрудиции школьника, его интереса к родному (русскому) языку
и речевому творчеству;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи на родном языке, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты языка;
- пробуждение познавательного интереса к родному языку, стремления совершенствовать
свою речь
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по
содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Общая характеристика курса
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской
идентичности в поликультурном обществе. Русский язык является родным языком русского
народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры.
Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и
передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нѐм. Будучи

формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми
школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и
средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в
дальнейшем способствует овладению будущей профессией.
Литературное чтение является одним из базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение, которого выходит за рамки предметной области.
Во-первых, эта предметная область, как никакая другая, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность в целом.
Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности – вот круг тех метапредметных задач, которые
целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, начиная с ее поиска в рамках одного
текста или в разных источниках, и заканчивая ее интерпретацией и преобразованием.
Рабочая программа «Родная (русская) литература» разработана на основе учебнометодического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение». Рабочая программа с в
включением регионального компонента.
Художественное литературное произведение своим духовным, нравственноэстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства,
сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на
школьника, формирует его личность.
Курс «Родной (русской) литературы» для 1—4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.
Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с
позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы — одного из сложнейших видов искусства. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются
люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему
краски, как у художника, и звуки, как у композитора-музыканта; как, почему, за казалось бы
обычными словами, возникает целый мир (реальный или фантастический, волшебный), который начинает волновать читателя, будить воображение, заставляет его размышлять.
Учебный предмет «Родная (русская) литература» является органической частью
предмета «Литературное чтение». В содержании курса «Литературное чтение на родном
(русском) языке» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚
внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской
языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия
языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует
воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и
уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Актуальность программы.

Родная (русская) литература» - один из основных предметов в системе подготовки
младшего школьника Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса
литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших задач
современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных
классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - чтению и
письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
Принципы: системность, научность, доступность, наглядность, вариативность, реалистичность, художественно-эстетический, литературоведческий, коммуникативно-речевой. А
также возможность практического применения полученных знаний.
Рабочая программа по предмету «Родная (русская) литература» для 4 класса разработана на основе нормативно-правовых документов:
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, рабочей программы Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной «Литературное чтение» М.,
Просвещение 2015 год, учебниками по чтению «Литературное чтение» в двух частях, Л Ф.
Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, М.: Просвещение, 2015 г. а также использованы следующие документы: Федеральный Закон №273 "Об образовании в Российской Федерации" (Федеральный Закон принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен
Советом Федерации 26 декабря 2012 года и подписан Президентом РФ 29 декабря 2012 года).
Рабочая программа по предмету «Родная(русская)литература» для 3 класса разработана
на основе нормативно-правовых документов:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 г. с изменениями.
5. Примерная программа по предмету «Литературное чтение». Просвещение, 2020 г.
6. Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»
7. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28)
8. ООП НОО МАОУ «СОШ№18»
9. Локальные акты МАОУ « СОШ №18»

Место предмета в базисном учебном плане.
Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений
РФ всего на изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе выделяется в 3
классе 34 ч ( 1ч в неделю, 34 учебных недели)

Характеристика младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст – это возраст, когда ребёнок проходит первый этап
школьного образования. Его границы исторически подвижны. В настоящее время в нашей
стране
он
охватывает
период
с
6,5
до
11
лет.
Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход от
игры к систематическому, социально организованному учению.
Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий у
разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста
игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития. Тем более, что в современных условиях многие дошкольники к моменту
начала школьного обучения не овладевают высшими уровнями игры (игра-драматизация,
режиссёрская игра, игра по правилам).
На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В процессе их
реализации ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные
действия и их результат.
Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к концу
дошкольного детства возрастные предпосылки, от наличия которых зависит готовность ребёнка к школьному обучению. В отличие от дошкольника, младший школьник обладает достаточной физической выносливостью, позволяющей осуществлять учебную деятельность,
требующую значительного умственного напряжения, длительной сосредоточенности.
Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более уравновешен,
чем дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять проявлениями своих
чувств, различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать.
В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него существенно
возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С подобным опытом во многом связана самооценка младшего школьника – он оценивает себя так, как оценивают его
«значимые другие». Для младшего школьника, как и для дошкольника, такими значимыми
людьми являются прежде всего взрослые.
Особое место в жизни ученика начальной школы занимает учитель. В этом возрасте
он для ребёнка - образец действий, суждений и оценок. От него решающим образом зависит и принятие позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и самооценка ребёнка.
Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации собственной деятельности. Полноценным итогом начального обучения являются основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти новообразования к концу начальной школы должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной общности, но не в
индивидуальных действиях каждого ученика.
Ценностные ориентиры учебного предмета
Родная (русская) литература как учебный предмет в начальной школе имеет большое
значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся
знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень
высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения
формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов
Родная (русская) литература как вид искусства знакомит учащихся с нравственноэстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию
личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребе-

нок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формируют личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения
учебного предмета «Родная (русская) литература»
Личностными результатами изучения литературного чтения на родном языке в начальной школе являются:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России,

восприятие русского языка как явление национальной культуры;

осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

осознание языка как основного средства человеческого общения;

понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;

овладение словами речевого этикета;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе
в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметными результатами изучения предмета «Литературное чтение на родном
языке» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:

уметь принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее
осуществления;

формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

учиться определять наиболее эффективные способы достижения результата;

формировать умение самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника,
осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
Познавательные УУД:

использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в овладении логическими действиями срав-

нения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами и составлять
тексты в устной и письменной формах;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

выделять существенную информацию из текстов разных видов;

сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным
критериям;

устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
находить аналогии в повседневной жизни;

уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные УУД:

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

определение общей цели и путей ее достижения;

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон
и сотрудничества;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Предметными результатами изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном
языке» в 4 классе являются формирование следующих умений:
Обучающийся научится:

отличать подготовленную и неподготовленную речь;

осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

знать и реализовывать жанры комплимента, поздравления с учѐтом коммуникативной
ситуации;

знать особенности диалога и монолога;

знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений;
исключение ненужного, вставка и т.д.);

создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;

составлять устный рассказ по репродукциям картин художников или на основе личного опыта;

составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Обучающийся получит возможность научиться:

называть свои речевые роли в разных ситуациях общения;

приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях;

устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко;

оценивать похвалу с точки зрения еѐ правдивости и отобранных средств выражения;

определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;

вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного
предмета;

создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного
(прослушанного) произведения; работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в
том числе и в виде мультимедийного продукта
В результате изучения курса « Литературное чтение на родном языке» в 4 классе
Обучающийся научится:
овладению учебными действиями с языковыми единицами и умению использовать знания
для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

овладению первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах
и условиях общения, формирования базовых навыков выбора адекватных языковых
средств для успешного решения коммуникативных задач;

обогащению активного и потенциального словарного запаса, культуре владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого
этикета;
Обучающийся получит возможность научиться:

обогащать активный и потенциальный словарный запаса, развивать культуру владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

ценностному отношению к родному языку как хранителю культуры, включится в
культурно-языковое поле своего народа,

умениям ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формированию базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения
коммуникативных задач;

позитивному отношению правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

формированию первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового
и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.


Содержание учебного курса литературное чтение на родном (русском) языке
В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:
1. Круг чтения.
2. Работа с детской книгой.
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключе-

ниях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями
литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребёнка, умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный
характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для
самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи,
рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и
волшебстве, книги писателей родного края.
Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение
темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной
выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам
учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить
фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр
из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.
Основные виды деятельности и предполагаемые формы.
Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога:
- занятие-диспут,
- занятие-спектакль,
- занятие-праздник,
- занятие-интервью,
- интегрированное занятие,
- конференция,
- устный журнал,
- конкурсы,
- литературные встречи,
- литературная гостиная,
- литературный ринг и т. д.
Формы и средства контроля результатов по программе.
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты,
творческие работы, самоанализ и самооценка наблюдений). В качестве форм подведения
итогов применяются:
- диагностика (проверка читательского кругозора);
- проверка техники чтения;
- беседа, которая проводится в конце каждого занятия;
Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей
программы воспитания: Внеурочная деятельность по предмету осуществляется в течение
учебного года. Проводятся во время каникул интеллектуальные игры: «Хочу все знать!»,

«Счастливый случай». Для учащихся 3-х классов во внеурочное время проводятся занятия по
учебно-исследовательской деятельности, что дает им возможность участвовать в НПК «Шаг
в будущее» (школьный уровень), международной игре «Кенгуру».
Тематическое планирование по родной(русской)литературе для 3 класса составлено с
учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся
НОО:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),
внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома,
заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в
своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором
улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды,
защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно
относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного
имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в
чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

№

Наименование разделов программы

1.

Мир детства

Тематическое планирование
Количе- Виды учебной деятельноство ча- сти
сов на
раздел,
тему
17

Виды контроля.

Практическая работа (15)

Фронтальный опрос

Беседа, индивидуальная,
коллективная, групповая
работа

Беседа,
индивидуальная
проверка работ

2.

Россия – родина моя

17

Практическая работа (15)
Беседа, индивидуальная,
коллективная, групповая
работа

Фронтальный опрос,
тест
индивидуальная
проверка работ
Итоговая работа

34ч.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная русская литература»
Личностные результаты изучения предмета родная (русская) литература являются:
 основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания
«Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и
гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее
благополучие;
 ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
 развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
 чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства c произведениями русской литературы;

 развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской
речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
 устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
 потребность в самовыражении через слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.
Регулятивные УУД.: Ученик научится:
 принимать и сохранять учебную задачу
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,
 работать по плану,
 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Ученик получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и
технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
Ученик научится:
 строить сообщение в устной форме;

 находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
 основам смыслового восприятия художественных текстов,
 выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
 осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
 осуществлять синтез как составление целого из частей.
Ученик получит возможность научиться:
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
Коммуникативные УУД:
Ученик научится:
 адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач,
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной
поддержкой),
 владеть диалогической формой коммуникации,
 формулировать собственное мнение и позицию
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а
что нет;
 задавать вопросы.
Личностные результаты и и метапредметные УУД формируются поэтапно на всех
предметах без исключения в том числе и на учебном предмете «Родная литература» к 3-4
классу уровень самостоятельности и осознанности применения УУД для решения учебнопознавательных и учебно- практических задач становится выше.
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является
сформированность следующих умений:
Ученик научится:
 осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать
чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель
чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов
и суждений, аргументации, иной информации;
 – прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору,
жанру и осознавать цель чтения формирование потребности в систематическом чтении как
средстве познания мира и самого себя, способность воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта.
 читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения
и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
 использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов
текстов);
 для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные
автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям
произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую
информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из

текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой
справочной литературы.
 распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на
примерах художественных образов и средств художественной выразительности;
 составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений
Учебно-методический комплекс.
Литературное чтение
1) Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразов. Учреждений. В 2 ч.Л.Ф.
Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская.– М.: Просвещение, 2018
2) Климанова Л.Ф. Волшебная ила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 3 класс /
Л.Ф. Климанова.– М.: Просвещение, 2019. – 64 с.
Техническое оснащение программы.
Средства обучения:
1) Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение» Л. Ф. Климановой,
В.Г. Горецкого. 3 класс (1CD).
2) Интерактивная доска.
3) Презентации, созданные учителем самостоятельно.
4) Цифровые и электронные образовательные ресурсы.
5) Азбука подвижная демонстрационная.
6) Касса букв классная.
7) Модель - аппликация «Звукобуквенная лента» демонстрационная.
КИМы:
1. Бойкина М.В. Литературное чтение. 3 класс. Тетрадь учебных достижений / М.С.
Бойкина. М.: Просвещение, 2020. – 96 с.
2. Панкова О.Б. Литературное чтение. Диагностика читательской грамотности 3 класс.
Ко все действующим учебникам ФГОС / МО.Б. Панкова. - М.: Просвещение, 2020. – 48 с.
3. Чекина Е.Ю. Литературное чтение. 3 класс. Экспресс-контроль. ФГОС/ Е.Ю. Чекина. М.: Просвещение, 2018. – 80 с.
Список литературы использованной при составлении программы.
1..Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357)
3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Учебник. 3
класс. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2018
4. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 1-4 классы. Примерные рабочие программы.
Предметная линия учебников системы «Перспектива» / Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина. –
М.: Просвещение, 2019. – 103.
5. Никифорова В.В Методические рекомендации к УМК Л.Ф Климановой и др. «Поурочные разработки по литературному чтению».– М.: Вако, 2018.
6. Федусь М.И. Русский язык. Литературное чтение. 3 класс. Рабочие программы по
учебникам Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной, Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, Л.А. Виноградской. УМК «Перспектива» / М.И. Федусь– М.: Просвещение, 2020. – 117 с.

Литература для учителя:
1. Никифорова В.В. Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Л.Ф. Климановой и др. («Перспектива»), 3 класс, М.: Вако, 2017
2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс (Перспектива)/ С.В. Кутявина. – М.: Просвещение, 2020. – 400 с.
Литература для учащихся:
1. Коти Т.Ю. Литературное чтение. 3 класс. Творческая тетрадь / Т.Ю. Коти. – М.: Просвещение, 2020. – 64 с.
2. Фомин О.В. Литературное чтение. 3 класс. Читаем летом. УК «Школа России», «Перспектива» / О.В. Коти – М.: Просвещение, 2020. – 128 с.
3. Власов М.Ю. Все домашние работы за 3 класс по русскому языку, литературному чтению, математике, информатике, окружающему миру, английскому языку. УМК «Перспектива» ФГОС./ М.Ю, Власов, С.СМ. Зак. - – М.: Просвещение, 2017. – 864 с.
Календарно-тематическое планирование
№
урока
в году

1-4
5-7
8-10
11-13
14-17
17-22
23-26
27-29
30-32
33
34

Тема урока

Колво
часов

Мир детства
Я и книги. Пишут не пером, а умом

17
4

Я взрослею. Жизнь дана на добрые дела
Живи по совести
В дружной семье и в холод тепло
Я фантазирую и мечтаю
Россия – родина моя
Люди земли русской
От праздника к празднику.
О родной природе Неразгаданная тайна – в чащах
леса
Течет, течет – не вытечет
Шел седой старик туман
Обобщающее занятие. Итоговое диагностирование.
Итого

3
3
3
4
17
6
4
2

Дата по
плану

Дата
по
факту

3
1
1
34

Список проектов:
1. «Мое стихотворение»
2. «Праздник начинается, конкурс предлагается»

Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету

Учитель: Гунзынова О.Д.
Предмет: Литературное чтение на родном русском языке
Класс: 3 а
№ урока

Тема по КТП

План, ч Факт, ч Причина корректировки

Способ корректировки

Согласовано


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».