Литературное чтение 3 А кл. Гунзынова О.Д.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18 им. М.А. Концова»

Рабочая программа учебного предмета
по «Литературному чтению»
3а класс

Составитель программы: Гунзынова О.Д.
учитель начальных классов

г. Улан-Удэ -2022

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего
школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Литературное чтение – это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества изучения в этот период во многом зависит
полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственного дошкольникам, формирование в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.
Художественное литературное произведение своим духовным, нравственноэстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой,
принадлежит изучению родного языка. Программа по изучению русского языка в
младших классах школы предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью учебных курса:
1. Обучение грамоте, развитие речи и внеклассное чтение.
2. Литературное чтение (классное и внеклассное) и развитие речи.
3. Фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи.
Рабочая программа по обучению грамоте придает всему процессу изучения курса
«Русский язык» четкую практическую направленность и реализует следующие цели:
– формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;
– социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи,
первоначальные навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова;
овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными
текстами;
– воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших
школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств,
уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Для достижения поставленных целей на уроках обучения грамоте необходимо решать
следующие задачи:
– освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к
чтению и книге;
– развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка
в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
– освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

– овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты – описания и повествования небольшого объема;
– воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку,
чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову;
Общая характеристика учебного предмета.
Начальным этапом изучения русского языка и литературного чтения является обучение грамоте. Основное внимание в этот период отводится изучению письменной речи
и развитию фонематического слуха детей. Параллельно с освоением письменных форм
речевого общения (умениями читать и писать) идёт совершенствование устных форм
общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является «общение», которое не рассматривается статично, а разворачивается в форме деятельности, протекающей в культурно-историческом плане — от истоков
возникновения процесса общения у людей (в письменной его форме) до развития письма
на современном уровне.
Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса сразу после
обучения грамоте и идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями.
Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение
происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения
слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного
произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли,
чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом.
Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы
осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более
глубокого понимания словесного искусства.
Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в
тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги
как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.
Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:
Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.
Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.
Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная

деятельность.
Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.
Первый раздел программы — «Виды речевой деятельности. Культура речевого
общения»—ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой
деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.
Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громкоречевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое как умственное действие
протекает во внутреннем плане. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приёмов целостного (синтетического) чтения в
пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно
объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении,
которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение,
наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя. В программе указаны ориентировочные нормы скорости чтения, от которой зависит понимание
прочитанного текста и, как следствие, успеваемость ребёнка по всем другим предметам в
начальной и средней школе. Учащиеся, окончившие начальную школу, должны читать
не менее 70—80 слов в минуту. Такая скорость позволит им чувствовать себя уверенно и
комфортно, поможет извлекать смысловую информацию при самостоятельном чтении и
работе с учебными текстами.
Содержание курса включает формирование умения слушать речь (высказывание),
основой которого являются внимание к речи собеседника, способность её анализировать,
выделять главное, задавать уточняющие вопросы.
Развитие умения говорить (высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать
на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения
(кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что
я хочу сказать?), корректировать и контролировать своё высказывание, оценивать его,
терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.
Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование) на основе
прочитанных текстов.
Программа обеспечивает развитие выразительности устной и письменной речи, совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать на протяжении всех лет
обучения в начальной школе.
Следующий раздел — «Виды работы с текстом. Коммуникативнопознавательная деятельность».
Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений
при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий,
составление плана, умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение
главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно-речевых задач. Содержание данного раздела направлено на освоение различных
видов текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование), формирование
умения соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научнопознавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе общения.
Учащиеся будут наблюдать, как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текстов (с помощью учителя).
Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовнонравственная деятельность» нацелен на развитие художественно-эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети будут учить-

ся различать способы изображения мира в художественных и познавательных тестах (с
помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного
и художественно-образного мышления, осмысливать особенности художественного и
научно-познавательного произведения, создавать собственные тексты.
Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства.
Учащиеся научатся понимать и ценить художественное произведение, отличать его
от произведений научно-познавательного содержания. Они узнают, что художественное
произведение — произведение словесного искусства и что его автор, раскрывая через
художественно-образную форму всё богатство окружающего мира и человеческих отношений, стремится приобщить читателя к своим духовно-нравственным и эстетическим
ценностям, пробудить в человеке чувство прекрасного, красоты и гармонии.
В содержание литературного чтения включён элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез—анализ—синтез»: учащиеся
сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь
обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, главную мысль с заглавием
и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую оценку.
При анализе литературного произведения на первый план выдвигается художественный образ, воплощённый в слове (без термина). Слово в художественном тексте становится объектом внимания юного читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово как средство художественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не само по себе, не изолированно, а в образной системе всего
произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не
только образные, но даже и нейтральные слова и выражения.
Программа определяет для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его.
В содержание литературного чтения включены доступные детям элементарные
представления о теме и проблематике художественного произведения, его нравственноэстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции)
произведения.
Программой предусмотрено анализ произведения на разных уровнях: уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровень автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного). Это помогает сохранять целостный взгляд на произведение и не терять его основную линию. Многоступенчатый путь анализа произведения, своеобразное восхождение читателя на вершину так называемой смысловой пирамиды, открывает новые горизонты понимания словесного искусства, обогащает учащихся интеллектуально, нравственно и эстетически. В процессе такого анализа, который связан с многократным обращением к тексту, дети, проникая в тайны художественного
творчества, осмысливают морально-нравственные ценности (дружба, уважение, забота о
других, доброжелательность), получают радость и удовольствие от чтения, учатся выражать своё отношение к героям через выразительное чтение.
В содержание программы включено развитие умений, связанных с наблюдением за
миром природы и поведением животных. Введение в содержание литературного чтения
такого материала определяется тем, что характер и полнота восприятия младшим
школьником литературного произведения зависят не только от его умения воссоздавать
словесные образы в соответствии соавторским замыслом, но и от накопленного им опыта восприятия окружающего мира. Такой опыт помогает ребёнку полнее и ярче воссоздавать содержание художественных текстов при чтении.
В содержание курса с целью развития и стимулирования творческой активности
учащихся вводятся приёмы театральной драматизации произведений. Они обеспечивают

более глубокое понимание сюжетных линий произведения, поступков героев (их мотивы), смысла прочитанного, развивают чувства сопереживания и отзывчивости.
Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения
отечественных и зарубежных классиков (художественные и научно-познавательные),
произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы
(сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.). Художественно-эстетическая направленность содержания литературного чтения позволяет учащимся накопить опыт художественно-эстетического восприятия и понимания художественных произведений.
Тематические разделы программы отражают разнообразие интересов детей младшего школьного возраста. Их содержание не только стимулирует развитие познавательных
интересов, но и привлекает внимание учащихся к различным сторонам жизни: взаимоотношениям детей со сверстниками и взрослыми, приключениям, природе, истории и
культуре разных национальностей нашей Родины, а также даёт возможность сравнивать
произведения на одну и ту же тему разных авторов. Разнообразие тематики обогащает
социально-нравственный опыт, расширяет познавательные интересы ребёнка, развивает
читательскую самостоятельность, формирует культуру чтения.
Произведения, включённые в круг детского чтения, имеют большое значение для
нравственно-эстетического воспитания и духовно-нравственного развития младших
школьников.
Круг детского чтения от класса к классу расширяется и углубляется по мере развития читательских способностей детей, их знаний об окружающем мире. Постепенно
формируется библиографическая культура учащихся.
Курс литературного чтения благодаря художественно-эстетической и нравственномировоззренческой направленности значительно расширяет границы читательской компетентности. У учащихся формируется готовность эффективно использовать знания, читательские умения и навыки для реализации учебных целей и решения конкретных жизненных ситуаций, расширяются границы коммуникативно-речевого общения, совершенствуется читательская культура (умение глубоко проникать в смысл читаемого, выбирать книгу для чтения, постоянная потребность в чтении художественной литературы).
Культура чтения сказывается на нравственно-духовном и эстетическом развитии личности младшего школьника.
Таким образом, реализация содержания курса «Литературное чтение» обеспечит
развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, введение детей в мир художественной литературы, воспитание читательской компетентности и культуры чтения.
Актуальность
Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной.
Обучение грамоте и развитие речи является составной частью курса русского языка
в начальных классах общеобразовательной школы и подготовительным этапом дальнейшего языкового и литературного образования.
Знакомство с «элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования
художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных
литературоведческих
понятий» способствует
формированию познавательных универсальных учебных действий.
Принципы: системность, научность, доступность, наглядность, вариативность,
реалистичность, художественно-эстетический, литературоведческий, коммуникативноречевой. А также возможность практического применения полученных знаний.

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса разработана
на основе нормативно-правовых документов:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике
Бурятия».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования 2009 г. с изменениями.
5. Примерная программа по предмету «Литературное чтение». Просвещение, 2020
г.
6. Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011 № 03-296
«Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»
7. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», (Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№28)
8. ООП НОО МАОУ «СОШ№18»
9. Локальные акты МАОУ « СОШ №18»

Место предмета в базисном учебном плане.
Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений
РФ всего на изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе выделяется в
3 классе 102 ч (3 ч в неделю, 34 учебных недели)
Указание количества учебных часов, на реализацию в объеме которых рассчитана рабочая программа.
Содержание курса, представленное в настоящей Программе, рассчитано на 136 аудиторных учебных часов (4 часа в неделю) по Учебному плану школы.
Характеристика младшего школьного возраста. Младший школьный возраст –
это возраст, когда ребёнок проходит первый этап школьного образования. Его границы
исторически подвижны. В настоящее время в нашей стране он охватывает период с 6,5
до 11 лет.
Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности,
переход от игры к систематическому, социально организованному учению.
Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться
важной для психического развития. Тем более, что в современных условиях многие дошкольники к моменту начала школьного обучения не овладевают высшими уровнями
игры (игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам).
На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В
процессе их реализации ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат.
Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к концу
дошкольного детства возрастные предпосылки, от наличия которых зависит готовность
ребёнка к школьному обучению. В отличие от дошкольника, младший школьник обладает достаточной физической выносливостью, позволяющей осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения, длительной сосредоточенности.

Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более уравновешен, чем дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять проявлениями
своих чувств, различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать.
В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С подобным опытом во многом связана самооценка младшего школьника – он оценивает себя так, как
оценивают его «значимые другие». Для младшего школьника, как и для дошкольника,
такими значимыми людьми являются прежде всего взрослые.
Особое место в жизни ученика начальной школы занимает учитель. В этом возрасте он для ребёнка - образец действий, суждений и оценок. От него решающим образом зависит и принятие позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и самооценка ребёнка.
Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста
являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации собственной деятельности. Полноценным итогом начального обучения являются основы
понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением
понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти новообразования
к концу начальной школы должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной
общности, но не в индивидуальных действиях каждого ученика.
Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной программе. Программа конкретизирована для 3 класса, так как примерная программа рассчитана на 1-4 классы.
Ценностные ориентиры учебного предмета
Основным ценностным ориентиром при построении курса обучения грамоте является
его направленность на формирование у первоклассников умения учиться.
Обучение грамоте как учебный предмет имеет большое значение в решении задач
не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
Чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств,
соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
Важнейшим аспектом предмета является формирование навыка чтения и других
видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным
чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для
расширения своих знаний об окружающем мире.
Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет
техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения конкретного учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и
ценностей;
- оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного
чтения.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является
сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении
учителя, учащихся;
- осмысленно, правильно читать целыми словами;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- подробно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ по картинке;
- заучивать наизусть небольшие стихотворения;
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
- различать рассказ и стихотворение.
Содержание программы курса «Литературное чтение»
Учебник «Литературное чтение» для третьего класса включает восемь разделов:
1.Книги—мои друзья
Знакомство с новой учебной книгой; книги, прочитанные летом; рукописные книги
Древней Руси; Поучения Владимира Мономаха; первопечатник (друкарь) Иван Фёдоров;
«Азбука»—главная книга первопечатника Ивана Фёдорова; поучительные наставления
из Библии в «Азбуке»; музей книги.

2. Жизнь дана на добрые дела
Система нравственных ценностей: благородный поступок, честность, верность слову.
Владимир Даль— собиратель мудрости народной («Пословицы и поговорки русского
народа»). Работа с текстом повествовательного характера: определение главной мысли,
деление текста на части, составление плана, подготовка выборочного пересказа,
составление текста-отзыва.
3. Волшебные сказки
Народные сказки: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки. Особенности
построения волшебной сказки. Язык волшебной сказки. Сказочные предметы.
Сказочные превращения. Герои волшебной сказки. Библиотека: тематический каталог,
алфавитный каталог, библиографическая карточка, каталожная карточка.
Краеведение: Бурятские сказки
4.Люби всё живое
Художественный рассказ. Автор — рассказчик. Характеристика героя произведения.
Научно познавательный рассказ. Энциклопедия. Периодическая литература. Журнал.
5. Картины русской природы
Лирическое стихотворение. Наблюдение. Пейзаж. Средства художественной
выразительности: сравнения, олицетворения, эпитеты. Выразительное чтение
лирического стихотворения.
6. Великие русские писатели
Литературная сказка; сказка в стихах; мотивы народной сказки; особенности построения
сказки. Басня; особенности построения басни; характеристика героев. Иллюстрация;
иллюстратор.
7. Литературная сказка
Сказки народные; сказители; собиратели сказок; обработка сказок. Литературные сказки;
авторские сказки; особенности литературных сказок (развитие действия, характеристика
героя); предисловие. Полный и краткий пересказ. Составление плана.
Краеведение: Бурятские писатели
8. Картины родной природы
Творчество. Стихотворение; лирическое стихотворение; настроение; картины природы.
Рассказ; лирический рассказ; настроение; картины природы.
Краеведение:
Сочинение «Моя малая родина»
Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана
рабочей программы воспитания: Внеурочная деятельность по предмету осуществляется в течение учебного года. Проводятся во время каникул интеллектуальные игры: «Хочу все знать!», «Счастливый случай». Для учащихся 3-х классов во
внеурочное время проводятся занятия по учебно-исследовательской деятельности,
что дает им возможность участвовать в НПК «Шаг в будущее» (школьный уровень).
10. Тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса
составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал
данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час»
как в учебных занятиях, так и в домашних делах;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село,

свою страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные
зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться
решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность,
ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми;
уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной
или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться
быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Тематическое планирование
№

1.

Наименование разделов программы

Количество часов на
раздел,
тему

Виды учебной деятельности

Виды контроля.

Книги - мои друзья

4

Практическая работа (3)

Фронтальный опрос
Беседа,
индивидуальная
проверка работ

2.

Жизнь дана на добрые дела

16

Практическая работа (12)

Фронтальный опрос,
тест
индивидуальная
проверка работ

3.

Волшебная сказка

12

Практическая работа (10)

Фронтальный опрос,
тест

4.

Люби всё живое

14

Практическая работа (10)

Итоговая работа

5.

Картины русской
природы

8

Практическая работа (10)

Самостоятельная работа, контрольная
работа, урок- игра

6.

Великие русские писатели

16

Практическая работа (10)

Фронтальный опрос,
беседа
индивидуальная
проверка работ

7.

Литературная сказка

12

Практическая работа (10)

Фронтальный опрос,
беседа
индивидуальная
проверка работ

8.

Картины родной
природы

20

Практическая работа (10)

Фронтальный опрос,
беседа
Итоговая работа

9.

Итого

102

Планируемые результаты освоения программы.
Учащиеся должны знать:
- имена и фамилии 3—4 авторов и классиков русской литературы;
- 2—4 книги каждого писателя из рекомендованного списка для самостоятельного чтения;
- наизусть 7—8 стихотворений современных авторов и классиков русской и зарубежной литературы;
- имена и фамилии 7—8 писателей—авторов прочитанных произведений.
Учащиеся должны уметь:
- читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 70 слов в минуту;
- читать про себя небольшой текст с последующим пересказом его содержания;
- читать текст выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении
важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- пересказывать содержание произведения подробно и выборочно;
- делить несложный текст на части;
- соотносить пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль;
- самостоятельно выбирать эпизоды, ситуации из произведения для ответа на вопросы и задания учебника;
- рисовать словесные картины к художественным произведениям;
- находить в художественном тексте слова и выражения, с помощью которых изображены
герои, события, природа;
- различать басню, рассказ, волшебную сказку, бытовую сказку и сказку о животных;
- выделять особенности стихотворных произведений — рифму, ритм;
- басня: герой басни, подразумеваемый смысл, нравоучение — мораль;
- ориентироваться в учебной книге, находить в ней произведение по его названию и фамилии
автора, объединять произведения на определенную тему;
- различать художественные и научно-познавательные произведения;
- находить в произведении средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты);
- найти книгу из рекомендованного списка литературы.
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
1.
Самостоятельно выбирать и читать книги;
2.
Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
3.
Определять содержание книги по заглавию, аннотации;
4.
Находить в словаре значение неизвестного слова.
Учебно-методический комплекс.
Литературное чтение
1) Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразов. Учреждений. В 2 ч.Л.Ф.
Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская.– М.: Просвещение, 2018
2) Климанова Л.Ф. Волшебная ила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 3 класс /
Л.Ф. Климанова.– М.: Просвещение, 2019. – 64 с.
Техническое оснащение программы.
Средства обучения:
1) Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение» Л. Ф. Климановой,
В.Г. Горецкого. 3 класс (1CD).
2) Интерактивная доска.
3) Презентации, созданные учителем самостоятельно.
4) Цифровые и электронные образовательные ресурсы.
5) Азбука подвижная демонстрационная.

6) Касса букв классная.
7) Модель - аппликация «Звукобуквенная лента» демонстрационная.
КИМы:
1. Бойкина М.В. Литературное чтение. 3 класс. Тетрадь учебных достижений / М.С.
Бойкина. М.: Просвещение, 2020. – 96 с.
2. Панкова О.Б. Литературное чтение. Диагностика читательской грамотности 3 класс.
Ко все действующим учебникам ФГОС / МО.Б. Панкова. - М.: Просвещение, 2020. – 48 с.
3. Чекина Е.Ю. Литературное чтение. 3 класс. Экспресс-контроль. ФГОС/ Е.Ю. Чекина. М.: Просвещение, 2018. – 80 с.

Список литературы использованной при составлении программы.
1..Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357)
3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Учебник. 3
класс. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2018
4. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 1-4 классы. Примерные рабочие программы.
Предметная линия учебников системы «Перспектива» / Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина. –
М.: Просвещение, 2019. – 103.
5. Никифорова В.В Методические рекомендации к УМК Л.Ф Климановой и др. «Поурочные разработки по литературному чтению».– М.: Вако, 2018.
6. Федусь М.И. Русский язык. Литературное чтение. 3 класс. Рабочие программы по
учебникам Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной, Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, Л.А. Виноградской. УМК «Перспектива» / М.И. Федусь– М.: Просвещение, 2020. – 117 с.

Литература для учителя:
1. Никифорова В.В. Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Л.Ф. Климановой и др. («Перспектива»), 3 класс, М.: Вако, 2017
2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс (Перспектива)/ С.В. Кутявина. – М.: Просвещение, 2020. – 400 с.
Литература для учащихся:
1. Коти Т.Ю. Литературное чтение. 3 класс. Творческая тетрадь / Т.Ю. Коти. – М.: Просвещение, 2020. – 64 с.
2. Фомин О.В. Литературное чтение. 3 класс. Читаем летом. УК «Школа России», «Перспектива» / О.В. Коти – М.: Просвещение, 2020. – 128 с.

№
урока
1
2
3
4

Календарно-тематическое планирование
Темы, разделы
Количест- Дата по Дата по
во часов
плану
факту
Вводный. Знакомство с учебником
1
Введение в содержание раздела. наставле1
ния детям В.Мономаха
Б.Горбачевский. Первопечатник И.Фёдоров 1
Первая «Азбука» И. Фёдорова. Наставления 1
Библии
Проект «Мы идём в музей книги»

5
6

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

24
25

26
27
28
29

Введение в содержание раздела. Работа с
1
выставкой книг
Пословицы разных народов о человеке и его 1
делах
В.И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа
Н. Носов «Огурцы». Смысл поступка
Н. Носов «Огурцы». Характеристика героев
Создание рассказа по аналогии на тему
«Что такое добро»
М. Зощенко «Не надо врать». Смысл поступка
М. Зощенко «Не надо врать». Пересказ
М. Каминский «Сочинение». Анализ рассказа
Составление отзыва о прочитанном произведении. Обсуждение отзыва в группе
М. Зощенко «Через 30 лет». Поступок героя
Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях.
Самостоятельное чтение. Н. Носов «Трудная задача»
Семейное чтение. Притчи
Наш театр. В.Драгунский «Где это видано,
где это слыхано…». Инсценирование
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу
Проверочная работа
Введение в содержание раздела
Русская сказка «Иван-царевич и Серый
Волк». Особенности волшебной сказки
Русская сказка «Иван-царевич и Серый
Волк». Характеристика героя сказки
В.Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке». Рассказ по картине
Русская сказка «Летучий корабль». Особенности волшебной сказки
Русская сказка «Летучий корабль». Характеристика героев сказки
Мы идём в библиотеку. Сборники сказок.
Тематический каталог
Самостоятельное чтение. Русская сказка
«Морозко». Характеристика героев сказки
Русская сказка «Морозко». Пересказ
Семейное чтение. Русская сказка «Белая
уточка». Смысл сказки
Семейное чтение. Русская сказка «Белая
уточка». Пересказ

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1

30
31
32

33

34
35
36
37
38

39
40
41

42
43
44
45

46
47

48

49

Русская сказка «По щучьему велению».
Наш театр. Инсценирование
Русская сказка «По щучьему велению».
Наш театр. Инсценирование
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Проверочная работа
Введение в содержание раздела
Сравнение художественной и научнопознавательной литературы
К. Паустовский «Барсучий нос». особеннности худ. текста
К. Паустовский «Барсучий нос». Пересказ.
Текст из энциклопедии «Барсук»
В. Берестов «Кошкин щенок». Особенности
юмористического текста
Б. Заходер «Вредный кот». Смысл названия
стихотворения
В. Бианки «Приключения Муравьишки».
Правда и вымысел в сказке. Создание текста по аналогии
О. Полонский «Муравьиное царство». особенности научно-популярного текста
Тим Собакин «Песни бегемотов». постановка вопросов к тексту стихотворения
Мы идем в библиотеку. Сборники произведений о природе.Периодическая печать.
Журналы для детей. Выставка детских журналов
Д.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». Герой
худ.текста . Пересказ
Семейное чтение. Н. Носов «Карасик»
Смысл поступка
Наш театр. М. Горький «Воробьишко».
Инсценирование
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Отзыв о
книге о природе
Проверочная работа
Введение в содержание раздела
И. Шишкин «Зимой в лесу». Устное сочинение по картине
Н. Некрасов «Славная осень!..». Средства
художественной выразительности: сравнение
М. Пришвин «Осинкам холодно». Приём
олицетворения как средство создания об-

1
1
1

1

1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1

1
1

1

1

50

51

52

53
54

55

раза
Ф. Тютчев «Листья». Контраст как средство
создания образа А. Фет «Осень». Настроение стихотворения
И. Бунин «Первый снег», В.Поленов «Ранний снег». Сравнение произведений литературы и живописи
Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе
Самостоятельное чтение. К. Бальмонт
«Снежинка». Средства художественной выразительности для создания образа снежинки
К. Паустовский «В саду уже поселилась
осень…» краски осени
Картины природы в произведениях живописи. И. Остроухов «Парк». А. Саврасов
«Зима» Маленькие и большие секреты
страны Литературии. Обобщение по разделу.
Введение в содержание раздела

1

1

1

1
1

1

Великие русские писатели. В. Берестов об
А.С. Пушкине. Краткий пересказ

56
57

58
59
60
61
62
63

64
65

А.С. Пушкин «Зимнее утро». Картины зимней природы. Настроение стихотворения
И. Грабарь «Зимнее утро». Сравнение про- 1
изведений литературы и живописи
Ю. Клевер «Закат солнца зимой», «Зимний 1
пейзаж с избушкой»
А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета….», П. Брейгель «Зимний пейзаж»
В. Суриков «Взятие снежного городка».
Устное сочинение по картине
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
Сравнение с народной сказкой
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
И.Я Билибин – иллюстратор сказок А.С.
Пушкина
И.А. Крылов. Басни. Викторина по басням
И.А. Крылова «Слон и Моська». Особенности структуры басни
И.А. Крылов «чиж и голубь»
Великие русские писатели. Л.Н. Толстой.
Краткий пересказ статьи. Лев и собачка».

1
1
1
1
1
1

1
1

66

67
68
69
70

71

72
73

74

75
76
77

78
79
80
81
82

83

Быль. Особенности сюжета
Л.Н. Толстой «Лебеди». Составление плана
Л.Н. Толстой «Акула». Смысл названия.
Составление плана
Мастерская писателя. Редактируем и корректируем текст
Самостоятельное чтение. Л.Н. Толстой
«Волга и Вазуза». Особенности жанра
Л. Н. Толстой «Как гуси Рим спасли». Особенности жанра
Наш театр. И.Крылов «Квартет». Инсценирование
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Что такое согласие? Литературный праздник Контрольная работа
Введение в содержание раздела

1

1
1
1
1

1

В. Даль «Девочка Снегурочка». Сравнение с
народной сказкой
В.Одоевский «Мороз Иванович» Сравнение 1
с народной сказкой. Сравнение героев
Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про ВоробьяВо- 1
робьеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» Герои произведения
Переводная литература для детей. Выставка 1
книг«Винни - Пух» (предисловие)

Р.Киплинг «Братья Маугли»
Р.Киплинг «Братья Маугли». Особенности
переводной литературы
Дж.Родари «Волшебный барабан». Особенности переводной литературы Сочинение
возможного конца сказки
Мы идём в библиотеку. Литературные сказки
Самостоятельное чтение. Тим Собакин
«Лунная сказка»
Семейное чтение. Ю.Коваль «Сказка о серебреном соколе»
Наш театр. С.Михалков «Упрямый козлёнок». Инсценирование
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу Проверочная работа
Введение в содержание раздела

1
1
1

1
1
1
1
1

1

84

Б.Заходер «Что такое стихи?». Особенности
поэтического жанра

1

85

И.Соколов-Микитов «Март в лесу». Лирическая зарисовка
Устное сочинение на тему «Мелодия весеннего леса»
А. Майков «Весна». Е.Волков «В конце зимы». В. Пурвит «Последний снег»
С. Есенин «Сыплет черёмуха снегом…», В.
Борисов-Мусатов «Весна».
Сравнение произведений живописи и литературы. С. Есенин «С добрым утром!»
Ф. Тютчев «Весенняя гроза». Приём звукописи как средство создания образа
А. Васнецов «После дождя». И.Шишкин
«Дождь в дубовом лесу». Сравнение произведений искусства
О.Высоцкая «Одуванчик». З. Александрова
«Одуванчик». Сравнение образов
М. Пришвин «Золотой луг». Сравнение поэтического и прозаического текстов
А. Толстой «Колокольчики мои…» Авторское отношение к изображаемому
Саша Чёрный «Летом». А. Рылов «Зелёный
шум». Сравнение произведений литературы
и живописи
Ф. Тютчев «В небе тают облака…». А. саврасов «Сосновый бор на берегу реки»
Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.
Самостоятельное чтение. Г. Юдин «Поэты»
Я. Аким «Как я написал первое стих-е».
Очерковая литература
Оценка достижений.

1

86
87
88
89
90
91

92
93
94
95

96
97
98
99
100101
102

Итоговая контрольная работа
Брейн-ринг. Урок -праздник

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
2

1

Список проектов:
1. «Мое стихотворение»
2. «Праздник начинается, конкурс предлагается»

Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету
Учитель: Гунзынова О.Д.
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3 а
№ урока

Тема по КТП

План, ч Факт, ч Причина корректировки

Способ корректировки

Согласовано


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».