Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Улан-Удэ Рабочая программа учебного предмета По литературному чтению на родном русском языке 3в класс Составитель программы: Варнакова Н.Г., учитель начальных классов г. Улан-Удэ – 2022 1 2.Пояснительная записка Основная цель курса родного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Задачи курса: обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы; научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя); систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым); включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах; формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова; расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство в нашей программе формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов). Общая характеристика учебного предмета. Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе. Курс литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно – нравственному и эстетическому воспитанию. Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению 2 предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности. Актуальность. Литературное чтение – это один из важных и ответственных этапов большого пути ребёнка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит приобщение ребёнка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственным дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы. Принципы: системность, научность, доступность, наглядность, вариативность, реалистичность, художественно-эстетический, литературоведческий, коммуникативноречевой. А также возможность практического применения полученных знаний. Рабочая программа по предмету «Родная литература» для 3 класса разработана на основе нормативно-правовых документов: 1. Конституция РФ. 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия». 4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 г. с изменениями. 5. Примерная программа по предмету «Родная литература». Просвещение, 2020 г. 6. Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта» 7. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28) 8. Локальные акты МАОУ « СОШ №18» 9.Образовательная программа НОО МАОУ СОШ18 3. Описание места учебного предмета в учебном плане. В соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МАОУ «СОШ № 18» и примерными программами начального общего образования предмет «Родная литература» изучается со 1 по 4 класс. Общий объем учебного времени составляет 67 ч., из них в 1 классе – 16 ч (0,5 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2 классе17 ч (0,5 часа в неделю,34 учебные недели), в 3 классе- 17 ч (0,5 часа в неделю,34 учебные недели), в 4 классе – 17 часов (0,5 час в неделю,34 учебные недели). 4.Указание количества учебных часов, на реализацию в объеме которых рассчитана рабочая программа на изучение курса в 3 классах на изучение предмета «Родная литература» отводится в неделю ‒ 0,5 час, за год ‒ 17 часов. 5. Характеристика младшего школьного возраста. Младший школьный возраст – это возраст, когда ребёнок проходит первый этап школьного образования. Его границы исторически подвижны. В настоящее время в нашей стране он охватывает период с 6,5 до 11 лет. Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному учению. Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития. Тем более, что в современных условиях многие дошкольники 3 к моменту начала школьного обучения не овладевают высшими уровнями игры (иградраматизация, режиссёрская игра, игра по правилам). На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В процессе их реализации ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат. Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к концу дошкольного детства возрастные предпосылки, от наличия которых зависит готовность ребёнка к школьному обучению. В отличие от дошкольника, младший школьник обладает достаточной физической выносливостью, позволяющей осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения, длительной сосредоточенности. Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более уравновешен, чем дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять проявлениями своих чувств, различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать. В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С подобным опытом во многом связана самооценка младшего школьника – он оценивает себя так, как оценивают его «значимые другие». Для младшего школьника, как и для дошкольника, такими значимыми людьми являются, прежде всего, взрослые. Особое место в жизни ученика начальной школы занимает учитель. В этом возрасте он для ребёнка - образец действий, суждений и оценок. От него решающим образом зависит и принятие позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и самооценка ребёнка. Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации собственной деятельности. Полноценным итогом начального обучения являются основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти новообразования к концу начальной школы должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной общности, но не в индивидуальных действиях каждого ученика. Виды деятельности младшего школьника: Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа) Игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра с правилами) Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и др.) Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях ) Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях) 6.Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной программе. Программа конкретизирована для 3 класса, так как примерная программа рассчитана на 1-4 классы. 7.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Родная литература» 4 Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями: добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине. 8. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса. Личностными результатами изучения предмета «Родная литература» являются следующие умения и качества: – эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; – эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; –сочувствовать другим людям, сопереживать; – чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; –чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; – любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; – понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; – интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; – наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; – ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; – этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения. Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: – самостоятельно формулировать тему и цели урока; – составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; – в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Средством 5 формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: – вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; – извлекать информацию, представленную в разных формах(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); – пользоваться словарями, справочниками; – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи; – строить рассуждения; Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения. Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - владеть монологической и диалогической формами речи. – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; – задавать вопросы. Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений: – воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; – осознанно, правильно, выразительно читать вслух; – самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; – самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; – делить текст на части, составлять простой план; – самостоятельно формулировать главную мысль текста; – находить в тексте материал для характеристики героя; – подробно и выборочно пересказывать текст; – составлять рассказ характеристику героя; – составлять устные и письменные описания; – по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; – высказывать и аргументировать своѐ отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); – относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определѐнным признакам; – различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора; – видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; – соотносить автора, название и героев прочитанных произведений. 6 9. Содержание учебного курса Речь. Слово (15ч.) Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки. Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации. Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля. Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования. Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов. Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана. Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания. Культура общения (2ч) Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации Краеведение: Конкурс стихов о родном крае, Устное народное творчество родного края (сказки, загадки, пословицы) Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей программы воспитания: участие в школьной НПК «Шаг в будущее» (январь), подготовка к предметным олимпиадам, в конкурсах проектов, в рамках краеведческой работы проект, рисунков, конкурсные программы, посвящённые празднованию Сагаалган. Российская электронная школа - интерактивные уроки по всему школьному курсу (с 1-го по 11 класс от лучших учителей страны) Учи.ру – уроки по школьным предметам доступны теперь неограниченно в бесплатном режиме. Качественная работа с такими предметами как математика, русский и английский языки, окружающий мир и т.п. ЯКласс - цифровой образовательный ресурс для школ, учеников и родителей Яндекс.Учебник - портал для учителей по математике и русскому языку для учеников 1-5 классов Мои достижения - онлайн сервис самопроверки полученных знаний для учеников с 1 по 11 класс по школьным предметам ZOOM (облачной платформы для проведения онлайн уроков). 7 10.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. Тематическое планирование по родной литературе для 3-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО: - быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим; - знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; -быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах; - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; - уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; Наименование разделов программы Речь. Слово Культура общения Количество Виды учебной деятельности часов на раздел, тему Совместно-распределенная 15ч учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа) 2ч Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа) Виды контроля Групповой, фронтальный, самоконтроль, контрольная работа Групповой, тальный, самоконтроль 11. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса К концу изучения в третьем классе курса «Родная литература» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития. Третьеклассники научатся: - осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни; - бегло, выразительно читать текст; - - улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте; - описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами; 8 фрон- - самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделять в них главное, определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом; - составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания; -устно рисовать картины к прочитанным произведениям; - ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике; - научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку; - овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 – 75 слов в минуту; - оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания. Третьеклассники получат возможность научиться: - осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества; - воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии; - применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия; - испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю; - уважать культуру народов многонациональной России и других стран; - бережно и ответственно относиться к окружающей природе; развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям); определять сходство и различие произведений разных жанров; использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности; высказывать и пояснять свою точку зрения; применять правила сотрудничества; выделять в тексте опорные (ключевые) слова; делать устную презентацию книги (произведения); пользоваться тематическим (систематическим) каталогом; работать с детской периодикой; расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности. 9 12. Учебно – методическое обеспечение Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия: 1. Родничок: Книга для внеклассного чтения в 3 классе. - Тула: Арктоус, 2020 2. Новейшая хрестоматия по литературе. 3 класс. Москва: Эксмо, 2017 3.Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей. Интернет ресурсы: Российский общеобразовательный портал для детей и взрослых. http://www.viki.rdf.ru Детские электронные книги и презентации http://www.vidahl.agava.ru/ Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. http://potomy.ru Фотогалерея сайта Началка. com http://www.lukoshko.net Детское аудио (сказки, песни, стихи, рассказы спектакли и т.д.) http://www.danilova.ru/storage/present.htm Педагогическая библиотека http://mirdetok.tomsk.ru 13. Материально - техническое обеспечение Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. Интерактивная доска, ноутбук, принтер 14. Контрольно-измерительные материалы 1.Н.И.Бобкова, Тематический тестовый контроль. М.Просвещение,2018 2. Н.В Лободина. Чтение 1-4 классы: тексты для проверки техники и выразительности чтения. Волгоград: Учитель, 2018 3.Кутявина С. В. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 3 класс. М.: ВАКО, 2017 15.Список литературы, использованной при разработке программы 1. С.В.Анащенкова, М.А. Бантова, А.А.Плешаков и др. Сборник рабочих программ. М.: Просвещение, 2018 2.Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. Климанова Л.Ф.– М.: Кутявина С.В..– М.: ВАКО, 2018. 3. Родничок: Книга для внеклассного чтения в 3 классе. - Тула: Арктоус, 2020 Литература, рекомендованная для учащихся 1.Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2018 2.Хрестоматия по литературе для 1-4 классов. М., Просвещение. 2018 3.Внеклассное чтение. Полная библиотека. Рассказы и стихи о природе.1-4 классы. Дмитриева О.Р. «Омега» 2018 1. 2. 3. 4. 5. 6. Сайт детям начальной школы http://www.nachalka.com/photo Сайт "Лукошко сказок" http://audioskazki.detsky-mir.com Сиди и слушай аудиосказки http://pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=0&page=1 http://www.koob.ru/ 14 № 16. Приложение к программе: Календарно – тематический план Темы разделов (уроков) Кол- Дата во по часов плану Дата по факту Речь. Слово – 15 ч 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Устное народное творчество родного края (сказки, загадки, пословицы) Рассказы писателей о природе . В.Осеева «Плохо». Заголовок текста. Л.Толстой «Два товарища». С.Михалков «Аисты и лягушки». Весёлые стихи Б.Заходера. Сказки Г.Х Андерсена. Рассказы Н.Н.Носова. Стихи В.В.Маяковского для детей. Рассказы о дрессированных животных и о людях, которые их дрессируют В.Л.Дуров. Стихи о родном крае. Стихи русских поэтов – классиков о природе. Сказки-несказки В. Бианки и Э. Шима. Рассказы Н. Сладкова «Лес не школа, а всему учит» Проверочная работа. Работа с текстом Мама и мы. (Стихи, рассказы, сказки). Культура общения – 2 ч Поэзия С. Маршака Что говорят стихи. Мимика и жесты в устной речи. Ролевая игра «Угадай по мимике моё настроение». Список тем творческих, проектных работ 1.Конкурс стихов о родном крае 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету Учитель: Варнакова Н.Г. Предмет: Родная литература Класс: 3в № уроков Тема по КТП План, ч. Факт, ч. 15 Причина корректиров ки Способ корректиров ки Согласован но 16