Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» Рабочая программа учебного предмета (курса) по математике 3 «В» класс Составитель программы: Варнакова Н.Г., учитель начальных классов г. Улан-Удэ - 2022 2. Пояснительная записка Основная задача обучения математике в начальной школе – обеспечение высокого развивающего эффекта учебной деятельности младших школьников. Основными целями начального обучения математики являются: Математическое развитие младших школьников. Формирование системы начальных математических знаний. Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности. Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования: - формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения); - развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; - развитие пространственного мышления; - развитие математической речи; - формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач; - формирование умения вести поиск информации и работать с ней; - формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности; - развитие познавательных способностей; - воспитание стремления к расширению математических знаний; - формирование критичности мышления; - развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждение других. Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний. Общая характеристика курса Начальный курс математики – курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Наряду с этим важное место в программе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться. Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логическое цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению информации, новых знаний и способов действий, что составляют основу умению учиться. Усвоенные в начальном курсе математике знания и способы действия необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни. Во время изучения курса математика применяются различные формы и методы организации учебного процесса: игровая деятельность, урок-игра, урок-путешествие, урок-экскурсия, решение практических задач, самостоятельная работа по усвоению тем, работа малыми группами, творческие импровизации, проектная деятельность. Программа включает изучение теоретического и практического материала, а также самостоятельную работу учащихся. Актуальность. Изучение начального курса математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружить учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечить необходимый уровень их общего и математического развития. Этому способствует данная программа. Программа предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами. Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся. В рабочей программе формирование понятий о натуральном числе и арифметических действиях начинается с первых уроков, и проводятся на основе практических действий с различными группами предметов. Такой подход дает возможность использовать ранее накопленный детьми опыт, их первоначальные знания о числе и счете. Принципы: системность, научность, доступность, вариативность, минимакс, возможность практического применения полученных знаний. Рабочая программа предмета «Математика» для 3 класса разработана на основе нормативно-правовых документов: 1. Конституция РФ. 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия». 4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 г. с изменениями. 5. Примерная программа по предмету «Математика». Просвещение, 2020 г. 6. Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта» 7. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28) 8. Локальные акты МАОУ « СОШ №18» 9.Образовательная программа НОО МАОУ СОШ18 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане: На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 540 ч: в 1 классе — 132 ч (33 учебные недели), во 2-4 классах – по 136 ч (34 учебные недели). 4. Указание количества учебных часов, на реализацию в объеме которых рассчитана рабочая программа на изучение курса «Математика» в 3 классе отводится 4 часа. Программа рассчитана на 136 часов. 5. Характеристика младшего школьного возраста. Младший школьный возраст – это возраст, когда ребенок проходит первый этап школьного образования. Его границы исторически подвижны. В настоящее время в нашей стране он охватывает период с 6,5 до 11 лет. Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному учению. Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста игровая деятельность во всех ее разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития. Тем более, что в современных условиях многие дошкольники к моменту начала школьного обучения не овладевают высшими уровнями игры (игра-драматизация, режиссерская игра, игра по правилам). На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В процессе их реализации ребенок учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат. Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к концу дошкольного детства возрастные предпосылки, от наличия которых зависит готовность ребенка к школьному обучению. В отличие от дошкольника, младший школьник обладает достаточной физической выносливостью, позволяющей осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения, длительной сосредоточенности. Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более уравновешен, чем дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять проявлениями своих чувств, различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать. В этом возрасте ребенок приобретает опыт коллективной жизни, для него существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С подобным опытом во многом связана самооценка младшего школьника – он оценивает себя так, как оценивают его «значимые другие». Для младшего школьника, как и для дошкольника, такими значимыми людьми являются, прежде всего, взрослые. Особое место в жизни ученика начальной школы занимает учитель. В этом возрасте он для ребенка – образец действий, суждений и оценок. От него решающим образом зависит и принятие позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и самооценка ребенка. Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации собственной деятельности. Полноценным итогом начального обучения являются основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти новообразования к концу начальной школы должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной общности, но не в индивидуальных действиях каждого ученика. Виды деятельности младшего школьника: Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа) Игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра с правилами) Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и др.) Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях ) Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях). 7. Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной программе. Программа конкретизирована для 3 класса, так как примерная программа рассчитана на 1-4 классы. 8. Ценностные ориентиры предмета В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности предмета математики: - понимание математических отношений является средством познания закономерностей окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.); - математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы); - владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения); - овладение эвристическими приёмами мыслительной деятельности (сравнение, обобщение, конкретизация, перебор, рассмотрение частных случаев, метод проб и ошибок, рассуждение по аналогии и др.) необходимо ученику для самостоятельного управления процессом решения творческих задач, применения знаний в новых, необычных ситуациях, в том числе и при решении задач межпредметного и практического характера. 8. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса. Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» в 3-м классе является формирование следующих умений: Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 3-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий. Регулятивные УУД: Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Вступать в беседу на уроке и в жизни. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Предметными результатами изучения курса «Математика» в 3-м классе являются формирование следующих умений. К концу 3 класса обучающиеся будут знать: названия и последовательность чисел до 1000; названия компонентов и результатов умножения и деления; таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие им случаи деления; правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них); К концу 3 класса обучающиеся будут уметь: читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000; выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 1000; выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000; выполнять проверку вычислений; вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них); решать задачи в 1-3 действия; находить периметр многоугольника и в том числе прямоугольника (квадрата) 9.Содержание учебного курса Часть I. Числа от 1 до 100. 1) Сложение и вычитание (10ч.) продолжение. Устные приемы сложения и вычитания. Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении. Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании. Обозначение геометрических фигур буквами. 2) Табличное умножение и деление (51 ч.) Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0. Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления. Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.) Решение подбором уравнений. Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношение между ними. Площадь прямоугольника (квадрата). Обозначение геометрических фигур буквами. Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними. Круг, Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Нахождение доли числа и числа по его доле. Решение задач, составленных на культурно-краеведческом материале Республики Бурятии 3) Внетабличное умножение и деление. (27 ч.) Умножение суммы на число. Деление суммы на число. Устные приемы внетабличного умножения и деления. Деление с остатком. Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком. Выражения с двумя переменными; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв. Уравнения и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий. Решение задач, составленных на культурно-краеведческом материале Республики Бурятии Часть II. Числа от 1 до 1000. 1) Нумерация (13 ч.) Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете. Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. 2) Арифметические действия: сложение и вычитание; умножение и деление (25 ч.) Устные приемы сложения и вычитания, умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы сложения и вычитания. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число. Единица массы: грамм. Соотношение грамма и килограмма. Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние). Решение задач в 1-3 действия на сложение, вычитание, умножение и деление в течение года. Решение задач, составленных на культурно-краеведческом материале Республики Бурятии 3) Итоговое повторение (10 ч.) Решение задач, составленных на культурнокраеведческом материале Республики Бурятии Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей программы воспитания: участие в школьной НПК «Шаг в будущее» (январь), подготовка к предметным олимпиадам, в конкурсах проектов, в рамках краеведческой работы проект, рисунков. В случае перевода учащихся на дистанционное обучение будут использоваться следующие образовательные платформы: Российская электронная школа - интерактивные уроки по всему школьному курсу (с 1-го по 11 класс от лучших учителей страны) Учи.ру – уроки по школьным предметам доступны теперь неограниченно в бесплатном режиме. Качественная работа с такими предметами как математика, русский и английский языки, окружающий мир и т.п. ЯКласс - цифровой образовательный ресурс для школ, учеников и родителей Яндекс.Учебник - портал для учителей по математике и русскому языку для учеников 1-5 классов Мои достижения - онлайн сервис самопроверки полученных знаний для учеников с 1 по 11 класс по школьным предметам ZOOM (облачной платформы для проведения онлайн уроков). 10.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. Тематическое планирование по математике для 3-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО: быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах; - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; - соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; Тематическое планирование Наименование граммы разделов про- Количество Арифметические действия: сложение и вычитание; умножение и деление Итоговое повторение итого Виды контроля Совместно-распределенная учебная деятельность Групповой, фронтальный (коллективная дискуссия, групповая работа) Часть I. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание Табличное умножение и деление Внетабличное умножение и деление Часть II. Числа от 1 до 1000. Нумерация Виды учебной деятельности часов на раздел, тему 10ч 51ч 27ч 13ч 25ч 10ч 136ч. Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа) Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа) Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа) Групповой, фронтальный, индивидуальный Групповой, фронтальный, индивидуальный Групповой, фронтальный, индивидуальный Совместно-распределенная учебная деятельность Групповой, фронтальный, инди(коллективная дискуссия, групповая работа) видуальный Совместно-распределенная учебная деятельность Групповой, фронтальный, инди(коллективная дискуссия, групповая работа) видуальный 11. Планируемые результаты изучения учебного предмета Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 3 класса Числа и величины Учащийся научится: образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000; сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения упорядочивать заданные числа заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот; устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа; группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам; читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие; читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе. Учащийся получит возможность научиться: классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия; самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор. Арифметические действия Учащийся научится: выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а; выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление; выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1 000; вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками и без скобок). Учащийся получит возможность научиться: использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв; решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления. Работа с текстовыми задачами Учащийся научится: анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже; составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи; преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос; составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению; решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз. Учащийся получит возможность научиться: сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах; дополнять задачу с недостающими данными возможными числами; находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный; решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле; решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты. Пространственные отношения. Геометрические фигуры Учащийся научится: обозначать геометрические фигуры буквами; различать круг и окружность; чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля. Учащийся получит возможность научиться: различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов; изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе; читать план участка (комнаты, сада и др.). Геометрические величины Учащийся научится: измерять длину отрезка; вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон; выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними. Учащийся получит возможность научиться: выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации; вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника. Работа с информацией Учащийся научится: анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода; устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами; самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами; выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы. Учащийся получит возможность научиться: читать несложные готовые таблицы; понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действий, геометрических фигурах. 12. Учебно–методическое обеспечение Методические пособия для учителя: 1. Бантова М.А. Математика. 3 класс: метод. пособие / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. – М.: Просвещение, 2020. 2. Волкова С.И. Математика. Контрольные работы. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Волкова. – М.: Просвещение, 2020. 3. Волкова С.И. Математика. 3 класс: проверочные работы / С.И.Волкова. – М.: Просвещение, 2020. 4. Волкова С.И. Математика и конструирование: 1 – 4 классы: метод. пособие / С.И.Волкова.- М.: Просвещение, 2017. 13. Материально - техническое обеспечение 1. Печатные пособия. Комплект демонстрационных таблиц к учебнику «Математика 3 класс» Моро М.И., Волковой С.И., Степановой С.В. 2. Учебно-практическое оборудование - Линейка демонстрационная, циркуль, модели геометрических фигур (треугольники, многоугольники). - Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц. - Штатив для таблиц. 3. ТСО: мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска 14. Контрольно-измерительные материалы Волкова С.И.Математика. 3 класс: проверочные работы/ С.И. Волкова.- М.: Просвещение, 2021. Канчурина Р.Г. Математика. 1-4 классы: диагностический контроль/ Р.Г. Канчурина – Волгоград: Учитель, 2019. Рудницкая В.Н. Тесты по математике: 3 класс: к учебнику М.И. Моро (и др.) «Математика. 1 класс»: в 2 ч./ В.Н. Рудницкая.- М.: Экзамен, 2018. Узорова О.В. Четвертные контрольные работы по математике. 1-4 классы./ О.В. Узорова. М.: АСТ: Астрель, 2018. 15. Список литературы А) Литература, использованная при разработке программы: 1. Анащенкова С.В. (и др.) Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. М.: Просвещение, 2019. 2. Математика. 3 класс: рабочая программа по учебнику М.И. Моро (и др.) / авт.сост С.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2019. 3. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учебник для студ. пед. училищ и колледжей / И.П. Подласый. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2018. 4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов). – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2018-09-04 5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357) Б) Литература, рекомендованная для учащихся 1.Волкова С.И.Математика. 3 класс: устные упражнения / С.И Волкова. – М.: Просвещение, 2019. 2.Волкова С.И. Математика и конструирование. 3 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / С.И. Волкова, О.И. Пчёлкина. – М. : Просвещение, 2020. 3.Моро М.И. Математика. Рабочая тетрадь. 3 класс.: пособия для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 частях: - М.: Просвещение 2021. 4.Моро М.И., Волкова С.И.Тетради с заданиями высокого уровня сложности Для тех, кто любит математику: 1-4 класс. - М.: Просвещение 2021 16. Приложение к программе Календарно-тематический план № Темы, разделы Кол-во Дата по Дата по уроков 1. 2. 3. 4. 5-6. 7. 8 9. 10. 11 12. 13. 14. 15. 16. 17-19. 20. 21. 22. 23-24. 25-26. 27. 28-29. 30. 31. 32. 33. 34 35 36 37 38 часов Числа от 1 до 100 Сложение и вычитание (10ч) Повторение знаний о сложении и вычитании. 1 Сложение и вычитание двузначных чисел с пере1 ходом через десяток Выражение с переменной. 1 Решение уравнений вида: х + 20 = 36, 50 + х =72 1 Решение уравнений вида: х – 20 = 31, 74 – х = 8 2 Самостоятельная работа Обозначение геометрических фигур буквами 1 Решение задач 1 Закрепление вычислительных навыков 1 Входная контрольная работа №1 1 Табличное умножение и деление (продолжение) (51ч) Работа над ошибками. Умножение. Задачи на ум1 ножение Связь между компонентами и результатом умно1 жения Четные и нечетные числа 1 Таблица умножения и деления на 3 1 Связь между величинами: цена, количество, стоимость. Закрепление решения задач на умно1 жение Контрольная работа №2 по теме: «Умножение. 1 Задачи на умножение» Работа над ошибками. Порядок выполнения дей3 ствий в выражениях без скобок и со скобками Решение задач 1 Таблица умножения и деления на 4 1 Закрепление таблицы умножения на 4 1 Арифметический диктант Задачи на увеличение числа в несколько раз 2 Задачи на уменьшение числа в несколько раз 2 Таблицы умножения и деления с числом 5. Про1 верочная работа «Решение задач» Задачи на сравнение чисел с помощью деления 2 (кратное сравнение) Задачи на кратное сравнение 1 Закрепление вычислительных навыков 1 Контрольная работа №3 по теме «Порядок дей1 ствий» Работа над ошибками. Таблицы умножения и де1 ления с числом 6. Решение составных задач. 1 Таблицы умножения и деления с числом 7 1 Проект «Математические сказки» Закрепление изученного материала. 1 Площадь. Единицы площади Квадратный сантиметр 1 Площадь прямоугольника 1 плану факту 39 40 41 42 43 44 45 46 47-48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65-66 67 68 69-70 71 72 73 74 75 76-77 78 79 80-82 83 84 Тест «Единицы площади» 1 Таблицы умножения и деления с числом 8 Решение задач. Самостоятельная работа 1 Таблицы умножения и деления с числом 9 1 Единица площади – квадратный дециметр 1 Закрепление. Сводная таблица умножения 1 Контрольная работа №4 по теме:»Табличное 1 умножение» Работа над ошибками. Решение задач 1 Единица площади – квадратный метр. Тест 1 Решение задач 2 Работа над ошибками. Умножение на 1 1 Умножение на 0. Арифметический диктант 1 Случаи деления вида 6:6, 6:1 1 Деление нуля на число 1 Решение задач. 1 Контрольная работа №5 по теме: «Площадь. 1 Единицы площади» Работа над ошибками. Доли. Проект «Задачи 1 расчёты» Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр) 1 Задачи на нахождение доли числа и числа по его 1 доле Работа над ошибками. 1 Единицы времени – год, месяц, сутки Решение задач. 1 Итоговая контрольная работа №6 1 (за I полугодие) Работа над ошибками. Закрепление. 1 Внетабличное умножение и деление (27ч) Приемы умножения и деления для случаев вида 1 20 х3, 3х20, 60:3 Приемы деления для случаев вида 80:20 1 Умножение суммы на число 1 Арифметический диктант Приемы умножения для случаев вида 23х4, 4х23 2 Решение задач на нахождение четвертого про1 порционального Решение задач. 1 Деление суммы на число. 2 Приемы деления для случаев вида 78 : 2, 69 : 3 1 Связь между числами при делении 1 Проверка деления. Проверочная работа 1 Приемы деления для случаев вида 87 : 29, 66 :22 1 Проверка умножения 1 Решение уравнений . Тест 2 Решение задач 1 Контрольная работа №7 по теме: «Внетаблич1 ное умножение и деление» Работа над ошибками. Деление с остатком 3 Приемы нахождения частного и остатка 1 Задачи на деление с остатком. 1 85 86 87 88 89-91 92 93 94-96 97 98 99 100 101 102-103 104-105 106 107 108 109 110 111 112-113 114-115 116-118 119-120 121 122 123 124 125 126 127-128 129-130 131 132 Арифметический диктант Случаи деления, когда делитель больше делимого 1 Проверка деления с остатком. Самостоятельная 1 работа Решение задач 1 Контрольная работа №8 по теме: «Деление с 1 остатком» Числа от 1 до 1000.Нумерация (13ч.) Устная нумерация в пределах 1000 3 Письменная нумерация в пределах 1000 1 Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100 раз 1 Письменная нумерация в пределах 1000 3 Обозначение чисел римскими цифрами 1 Единицы массы. Грамм 1 Закрепление умений решать задачи 1 Контрольная работа №9 по теме: «Решение за1 дач» Работа над ошибками. Устная и письменная ну1 мерация в пределах 1000. Сложение и вычитание (10ч.) Приемы устных вычислений 2 Приемы устного сложения и вычитания в преде2 лах 1000. Арифметический диктант Приемы письменных вычислений 1 Письменное сложение трехзначных чисел 1 Приемы письменного вычитания в пределах 1000 1 Виды треугольников (по сторонам) 1 Решение задач 1 Контрольная работа №10 по теме: «Приемы 1 письменных вычислений» Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (15ч) Работа над ошибками. Приемы устного умноже2 ния в пределах 1000 Приемы устного умножения в пределах 1000 2 Приемы письменного умножения в пределах 1000 3 Приемы письменного деления в пределах 1000 2 Повторение приемов письменного деления в пре1 делах 1000. Закрепление вычислительных навыков. 1 Проверочная работа Работа над ошибками. Проверка деления 1 Решение задач. 1 Решение уравнений 1 Контрольная работа №11 по теме: «Вычисления 1 в пределах 1000» Повторение (10ч.) Нумерация чисел в пределах 1000 2 Сложение и вычитание в пределах 1000 2 Самостоятельная работа Умножение и деление в пределах 1000 1 Повторение. Решение уравнений. 1 133 134 Итоговая контрольная работа №12 Работа над ошибками. Повторение. Геометрические фигуры и величины 135 Повторение. Решение задач 136 Повторение. Задания на смекалку. Список тем творческих, проектных работ: Проект «Математические сказки» Проект «Задачи - расчёты» 1 1 1 1 Задачи, составленные на культурно-краеведческом материале Республики Бурятии 1.Трижды девять девушек и столько же парней плясали вместе с шаманом, когда совершали с шаманом коллективный обряд. Сколько всего человек участвовало в обряде? 2.В одной кедровой шишке 100 семян. Вес 1000 семян составляет 250 г. Сколько шишек дадут килограмм орехов? Кедровке в сутки требуется 15 г ядрышек орехов. Сколько орехов съедает кедровка за месяц? 3.Размах крыльев белого журавля-стерха – 228 см, а беркута – 2 м. на сколько больше размах крыльев у стерха, чем у беркута? 4.Взрослый лось съедает за сутки 8000 г веточного корма. Выразите это число в кг. Сколько корма съест лось за месяц? 5.Белка за день опустошает 380 сосновых шишек. Сколько шишек потребуется белке на неделю? на месяц? 6.Кедровке в сутки требуется 15 г ядрышек орехов. Сколько орехов съедает кедровка за месяц? 7.Масса бурого медведя 150 кг, а масса белого медведя в 3 раза больше. Сколько весит белый медведь? 8.Взрослый заяц съедает в сутки 800 г веточных кормов. В них он нуждается 250 дней в году. Сколько веточных кормов съест заяц за это время? 9. Царь зверей ледникового периода мамонт весил до 6000 кг. Общий вес его костей и бивней доходил до 2000 кг. Выразите это число в центнерах, тоннах. 10. Кобыла дает 18 литров молока в сутки. 1/3 молока расходуют на приготовление кумыса, а остальное оставляют жеребенку. Сколько литров молока достается жеребенку 11.4 охотника разделили добычу поровну. Каждый получил по 5 уток. Сколько уток добыли охотники? 12.Автобус маршрута 129 отъехал от автовокзала в 17 ч 30 мин и через 35 минут прибыл в Иволгу. В котором часу автобус прибыл в Иволгу? В котором часу он вернётся в Улан-Удэ, если его стоянка в Иволге длится 30 минут? 13. Площадь самого большого острова на Байкале (Ольхон) 729 квадратных километров, а площадь острова Ярки на 725 километров меньше. Какую площадь имеет остров Ярки? 14.Длина береговой линии Байкала составляет 2000 метров. Выразите эту величину в километрах. 15.Протяжённость реки Селенга 1024 км., при этом 409 км. на территории Бурятии. Какую протяжённость имеет Селенга в Монголии? 16. Город Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) был основан в 1666 году. Сколько лет нашему городу? Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету Учитель: Варнакова Н.Г. Предмет: Математика Класс: 3в № уроков Тема по КТП План, ч. Факт, ч. Причина корректировки Способ корректировки Согласованно