Математика 3 В кл. Варнакова Н.Г.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»

Рабочая программа учебного предмета (курса)
по математике
3 «В» класс

Составитель программы: Варнакова Н.Г.,
учитель начальных классов

г. Улан-Удэ - 2022

2. Пояснительная записка
Основная задача обучения математике в начальной школе – обеспечение высокого развивающего эффекта учебной деятельности младших школьников.
Основными целями начального обучения математики являются:
 Математическое развитие младших школьников.
 Формирование системы начальных математических знаний.
 Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение
основных целей начального математического образования:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на
основе овладения несложными математическими методами познания окружающего
мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и
пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного мышления;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
- формирование критичности мышления;
- развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждение других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение математических знаний,
связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Общая характеристика курса
Начальный курс математики – курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального
курса составляют представления о натуральном числе и нуле, а также основанное на
этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в программе занимает ознакомление с величинами и
их измерением.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников
умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приемов
умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логическое цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические
способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать
модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования

универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению информации, новых знаний и способов действий, что составляют основу умению учиться.
Усвоенные в начальном курсе математике знания и способы действия необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных
дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Во время изучения курса математика применяются различные формы и методы
организации учебного процесса: игровая деятельность, урок-игра, урок-путешествие,
урок-экскурсия, решение практических задач, самостоятельная работа по усвоению
тем, работа малыми группами, творческие импровизации, проектная деятельность.
Программа включает изучение теоретического и практического материала, а также самостоятельную работу учащихся.
Актуальность. Изучение начального курса математики должно создать прочную
основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружить учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и
обеспечить необходимый уровень их общего и математического развития. Этому способствует данная программа.
Программа предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить
уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления
учащихся. В рабочей программе формирование понятий о натуральном числе и арифметических действиях начинается с первых уроков, и проводятся на основе практических действий с различными группами предметов. Такой подход дает возможность использовать ранее накопленный детьми опыт, их первоначальные знания о числе и счете.
Принципы: системность, научность, доступность, вариативность, минимакс,
возможность практического применения полученных знаний.
Рабочая программа предмета «Математика» для 3 класса разработана на основе
нормативно-правовых документов:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования 2009 г. с изменениями.
5. Примерная программа по предмету «Математика». Просвещение, 2020 г.
6. Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011 № 03-296
«Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»
7. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», (Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№28)
8. Локальные акты МАОУ « СОШ №18»
9.Образовательная программа НОО МАОУ СОШ18

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане: На изучение
математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 540 ч: в 1 классе — 132 ч (33 учебные недели), во 2-4 классах – по 136 ч (34
учебные недели).
4. Указание количества учебных часов, на реализацию в объеме которых
рассчитана рабочая программа на изучение курса «Математика» в 3 классе отводится
4 часа. Программа рассчитана на 136 часов.
5. Характеристика младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст – это возраст, когда ребенок проходит первый этап
школьного образования. Его границы исторически подвижны. В настоящее время в нашей стране он охватывает период с 6,5 до 11 лет. Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному учению.
Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста игровая деятельность во всех ее разновидностях продолжает оставаться
важной для психического развития. Тем более, что в современных условиях многие
дошкольники к моменту начала школьного обучения не овладевают высшими уровнями игры (игра-драматизация, режиссерская игра, игра по правилам).
На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В
процессе их реализации ребенок учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат.
Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к концу дошкольного детства возрастные предпосылки, от наличия которых зависит готовность ребенка к школьному обучению. В отличие от дошкольника, младший школьник
обладает достаточной физической выносливостью, позволяющей осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения, длительной
сосредоточенности.
Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более уравновешен, чем дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять проявлениями
своих чувств, различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать.
В этом возрасте ребенок приобретает опыт коллективной жизни, для него существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С подобным опытом во многом связана самооценка младшего школьника – он оценивает себя так, как
оценивают его «значимые другие». Для младшего школьника, как и для дошкольника,
такими значимыми людьми являются, прежде всего, взрослые.
Особое место в жизни ученика начальной школы занимает учитель. В этом возрасте он для ребенка – образец действий, суждений и оценок. От него решающим образом зависит и принятие позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и самооценка ребенка.
Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста
являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации
собственной деятельности. Полноценным итогом начального обучения являются основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и
умением понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти новообразования к концу начальной школы должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной общности, но не в индивидуальных действиях каждого ученика.
Виды деятельности младшего школьника:
 Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия,
групповая работа)

Игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская
игра, игра с правилами)
 Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и др.)
 Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном
труде, в социально значимых трудовых акциях )
 Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с
различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).
7. Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной программе. Программа конкретизирована для 3 класса, так как примерная программа рассчитана на 1-4 классы.
8. Ценностные ориентиры предмета
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности предмета
математики:
- понимание математических отношений является средством познания закономерностей окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе
и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из
частей, изменение формы, размера и т. д.);
- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах
являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники
архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической
логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения);
- овладение эвристическими приёмами мыслительной деятельности (сравнение,
обобщение, конкретизация, перебор, рассмотрение частных случаев, метод проб и
ошибок, рассуждение по аналогии и др.) необходимо ученику для самостоятельного
управления процессом решения творческих задач, применения знаний в новых, необычных ситуациях, в том числе и при решении задач межпредметного и практического характера.
8. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета, курса.
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» в 3-м классе является формирование следующих умений:
 Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех
людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
 В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь
на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой
поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 3-м классе
являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
 Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
 Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
 Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. Работая
по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие
приборы и инструменты).
 Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:


 Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
 Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
 Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике,
так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
 Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных
формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
 Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
 Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
 Слушать и понимать речь других.
 Вступать в беседу на уроке и в жизни.
 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 3-м классе являются формирование следующих умений.
К концу 3 класса обучающиеся будут знать:
 названия и последовательность чисел до 1000;
 названия компонентов и результатов умножения и деления;
 таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие им случаи деления;
 правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них);
К концу 3 класса обучающиеся будут уметь:
 читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000;
 выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 1000;
 выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в
пределах 1000;
 выполнять проверку вычислений;
 вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них);
 решать задачи в 1-3 действия;
 находить периметр многоугольника и в том числе прямоугольника (квадрата)
9.Содержание учебного курса
Часть I. Числа от 1 до 100.
1) Сложение и вычитание (10ч.) продолжение. Устные приемы сложения и вычитания. Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел
при сложении. Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании. Обозначение геометрических фигур буквами.
2) Табличное умножение и деление (51 ч.)
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.
Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления.
Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.)
Решение подбором уравнений.

Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношение между ними.
Площадь прямоугольника (квадрата).
Обозначение геометрических фигур буквами.
Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.
Круг, Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Нахождение доли числа и числа по его доле.
Решение задач, составленных на культурно-краеведческом материале Республики Бурятии
3) Внетабличное умножение и деление. (27 ч.)
Умножение суммы на число. Деление суммы на число.
Устные приемы внетабличного умножения и деления.
Деление с остатком.
Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком.
Выражения с двумя переменными; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв.
Уравнения и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий. Решение задач, составленных на культурно-краеведческом материале Республики Бурятии
Часть II. Числа от 1 до 1000.
1) Нумерация (13 ч.)
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете.
Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде
суммы разрядных слагаемых.
Сравнение чисел.
Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.
2) Арифметические действия: сложение и вычитание; умножение и деление
(25 ч.)
Устные приемы сложения и вычитания, умножения и деления чисел в случаях,
сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приемы сложения и вычитания. Письменные приемы умножения и
деления на однозначное число.
Единица массы: грамм. Соотношение грамма и килограмма.
Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние).
Решение задач в 1-3 действия на сложение, вычитание, умножение и деление в течение
года. Решение задач, составленных на культурно-краеведческом материале Республики Бурятии
3) Итоговое повторение (10 ч.) Решение задач, составленных на культурнокраеведческом материале Республики Бурятии
Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей
программы воспитания: участие в школьной НПК «Шаг в будущее» (январь), подготовка к предметным олимпиадам, в конкурсах проектов, в рамках краеведческой работы проект, рисунков.
В случае перевода учащихся на дистанционное обучение будут использоваться следующие образовательные платформы:


Российская электронная школа - интерактивные уроки по всему школьному
курсу (с 1-го по 11 класс от лучших учителей страны)








Учи.ру – уроки по школьным предметам доступны теперь неограниченно в бесплатном режиме. Качественная работа с такими предметами как математика, русский и английский языки, окружающий мир и т.п.
ЯКласс - цифровой образовательный ресурс для школ, учеников и родителей
Яндекс.Учебник - портал для учителей по математике и русскому языку для
учеников 1-5 классов
Мои достижения - онлайн сервис самопроверки полученных знаний для учеников с 1 по 11 класс по школьным предметам
ZOOM (облачной платформы для проведения онлайн уроков).

10.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Тематическое планирование по математике для 3-го класса составлено с учетом
рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО:
быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных
занятиях, так и в домашних делах;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

Тематическое планирование
Наименование
граммы

разделов

про- Количество

Арифметические действия:
сложение и вычитание; умножение и деление
Итоговое повторение
итого

Виды контроля

Совместно-распределенная учебная деятельность Групповой, фронтальный
(коллективная дискуссия, групповая работа)

Часть I. Числа от 1 до 100.
Сложение и вычитание
Табличное умножение и деление
Внетабличное умножение и
деление
Часть II. Числа от 1 до 1000.
Нумерация

Виды учебной деятельности

часов
на
раздел, тему

10ч
51ч
27ч

13ч
25ч

10ч
136ч.

Совместно-распределенная учебная деятельность
(коллективная дискуссия, групповая работа)
Совместно-распределенная учебная деятельность
(коллективная дискуссия, групповая работа)
Совместно-распределенная учебная деятельность
(коллективная дискуссия, групповая работа)

Групповой, фронтальный, индивидуальный
Групповой, фронтальный, индивидуальный
Групповой, фронтальный, индивидуальный

Совместно-распределенная учебная деятельность Групповой, фронтальный, инди(коллективная дискуссия, групповая работа)
видуальный
Совместно-распределенная учебная деятельность Групповой, фронтальный, инди(коллективная дискуссия, групповая работа)
видуальный

11. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу
3 класса
Числа и величины
Учащийся научится:
 образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;
 сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения упорядочивать
заданные числа заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
 устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
 группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному
или нескольким признакам;
 читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2;
переводить одни единицы площади в другие;
 читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и
упорядочивать объекты по массе.
Учащийся получит возможность научиться:
 классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и
объяснять свои действия;
 самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь,
масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия
Учащийся научится:
 выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и
на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
 выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком;
выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
 выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на
однозначное число в пределах 1 000;
 вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со
скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
 использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
 вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в
него букв;
 решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
 анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в
таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
 составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему
при записи решения задачи;
 преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
 составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;

 решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость;
расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все
указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Учащийся получит возможность научиться:
 сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
 дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
 находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
 решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
 решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Учащийся научится:
 обозначать геометрические фигуры буквами;
 различать круг и окружность;
 чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля.
Учащийся получит возможность научиться:
 различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
 изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном
масштабе;
 читать план участка (комнаты, сада и др.).
Геометрические величины
Учащийся научится:
 измерять длину отрезка;
 вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
 выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними.
Учащийся получит возможность научиться:
 выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
 вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
Работа с информацией
Учащийся научится:
 анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных
действий, для построения вывода;
 устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по
установленному правилу недостающими элементами;
 самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными
величинами;
 выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
 читать несложные готовые таблицы;
 понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то
…», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действий, геометрических фигурах.

12. Учебно–методическое обеспечение
Методические пособия для учителя:
1. Бантова М.А. Математика. 3 класс: метод. пособие / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. – М.: Просвещение, 2020.
2. Волкова С.И. Математика. Контрольные работы. 1 – 4 классы: пособие для
учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Волкова. – М.: Просвещение, 2020.

3. Волкова С.И. Математика. 3 класс: проверочные работы / С.И.Волкова. – М.:
Просвещение, 2020.
4. Волкова С.И. Математика и конструирование: 1 – 4 классы: метод. пособие /
С.И.Волкова.- М.: Просвещение, 2017.
13. Материально - техническое обеспечение
1. Печатные пособия.
Комплект демонстрационных таблиц к учебнику «Математика 3 класс» Моро
М.И., Волковой С.И., Степановой С.В.
2. Учебно-практическое оборудование
- Линейка демонстрационная, циркуль, модели геометрических фигур (треугольники, многоугольники).
- Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для
крепления таблиц.
- Штатив для таблиц.
3. ТСО: мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска
14. Контрольно-измерительные материалы
Волкова С.И.Математика. 3 класс: проверочные работы/ С.И. Волкова.- М.: Просвещение, 2021.
Канчурина Р.Г. Математика. 1-4 классы: диагностический контроль/ Р.Г. Канчурина – Волгоград: Учитель, 2019.
Рудницкая В.Н. Тесты по математике: 3 класс: к учебнику М.И. Моро (и др.) «Математика. 1 класс»: в 2 ч./ В.Н. Рудницкая.- М.: Экзамен, 2018.
Узорова О.В. Четвертные контрольные работы по математике. 1-4 классы./ О.В.
Узорова. М.: АСТ: Астрель, 2018.
15. Список литературы
А) Литература, использованная при разработке программы:
1. Анащенкова С.В. (и др.) Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4
классы. М.: Просвещение, 2019.
2. Математика. 3 класс: рабочая программа по учебнику М.И. Моро (и др.) / авт.сост С.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2019.
3. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учебник для студ. пед. училищ
и колледжей / И.П. Подласый. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2018.
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов). – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2018-09-04
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011
№ 2357)
Б) Литература, рекомендованная для учащихся
1.Волкова С.И.Математика. 3 класс: устные упражнения / С.И Волкова. – М.: Просвещение, 2019.
2.Волкова С.И. Математика и конструирование. 3 класс: пособие для учащихся
общеобразоват. учреждений / С.И. Волкова, О.И. Пчёлкина. – М. : Просвещение, 2020.
3.Моро М.И. Математика. Рабочая тетрадь. 3 класс.: пособия для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 частях: - М.: Просвещение 2021.
4.Моро М.И., Волкова С.И.Тетради с заданиями высокого уровня сложности
Для тех, кто любит математику: 1-4 класс. - М.: Просвещение 2021
16. Приложение к программе
Календарно-тематический план
№

Темы, разделы

Кол-во

Дата по

Дата по

уроков

1.
2.
3.
4.
5-6.
7.
8
9.
10.
11
12.
13.
14.
15.

16.
17-19.
20.
21.
22.
23-24.
25-26.
27.
28-29.
30.
31.
32.
33.
34
35
36
37
38

часов
Числа от 1 до 100
Сложение и вычитание (10ч)
Повторение знаний о сложении и вычитании.
1
Сложение и вычитание двузначных чисел с пере1
ходом через десяток
Выражение с переменной.
1
Решение уравнений вида: х + 20 = 36, 50 + х =72
1
Решение уравнений вида: х – 20 = 31, 74 – х = 8
2
Самостоятельная работа
Обозначение геометрических фигур буквами
1
Решение задач
1
Закрепление вычислительных навыков
1
Входная контрольная работа №1
1
Табличное умножение и деление (продолжение) (51ч)
Работа над ошибками. Умножение. Задачи на ум1
ножение
Связь между компонентами и результатом умно1
жения
Четные и нечетные числа
1
Таблица умножения и деления на 3
1
Связь между величинами: цена, количество,
стоимость. Закрепление решения задач на умно1
жение
Контрольная работа №2 по теме: «Умножение.
1
Задачи на умножение»
Работа над ошибками. Порядок выполнения дей3
ствий в выражениях без скобок и со скобками
Решение задач
1
Таблица умножения и деления на 4
1
Закрепление таблицы умножения на 4
1
Арифметический диктант
Задачи на увеличение числа в несколько раз
2
Задачи на уменьшение числа в несколько раз
2
Таблицы умножения и деления с числом 5. Про1
верочная работа «Решение задач»
Задачи на сравнение чисел с помощью деления
2
(кратное сравнение)
Задачи на кратное сравнение
1
Закрепление вычислительных навыков
1
Контрольная работа №3 по теме «Порядок дей1
ствий»
Работа над ошибками. Таблицы умножения и де1
ления с числом 6.
Решение составных задач.
1
Таблицы умножения и деления с числом 7
1
Проект «Математические сказки»
Закрепление изученного материала.
1
Площадь. Единицы площади
Квадратный сантиметр
1
Площадь прямоугольника
1

плану

факту

39
40
41
42
43
44
45
46
47-48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65-66
67
68
69-70
71
72
73
74
75
76-77
78
79
80-82
83
84

Тест «Единицы площади»
1
Таблицы умножения и деления с числом 8
Решение задач. Самостоятельная работа
1
Таблицы умножения и деления с числом 9
1
Единица площади – квадратный дециметр
1
Закрепление. Сводная таблица умножения
1
Контрольная работа №4 по теме:»Табличное
1
умножение»
Работа над ошибками. Решение задач
1
Единица площади – квадратный метр. Тест
1
Решение задач
2
Работа над ошибками. Умножение на 1
1
Умножение на 0. Арифметический диктант
1
Случаи деления вида 6:6, 6:1
1
Деление нуля на число
1
Решение задач.
1
Контрольная работа №5 по теме: «Площадь.
1
Единицы площади»
Работа над ошибками. Доли. Проект «Задачи 1
расчёты»
Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр)
1
Задачи на нахождение доли числа и числа по его
1
доле
Работа над ошибками.
1
Единицы времени – год, месяц, сутки
Решение задач.
1
Итоговая контрольная работа №6
1
(за I полугодие)
Работа над ошибками. Закрепление.
1
Внетабличное умножение и деление (27ч)
Приемы умножения и деления для случаев вида
1
20 х3, 3х20, 60:3
Приемы деления для случаев вида 80:20
1
Умножение суммы на число
1
Арифметический диктант
Приемы умножения для случаев вида 23х4, 4х23
2
Решение задач на нахождение четвертого про1
порционального
Решение задач.
1
Деление суммы на число.
2
Приемы деления для случаев вида 78 : 2, 69 : 3
1
Связь между числами при делении
1
Проверка деления. Проверочная работа
1
Приемы деления для случаев вида 87 : 29, 66 :22
1
Проверка умножения
1
Решение уравнений . Тест
2
Решение задач
1
Контрольная работа №7 по теме: «Внетаблич1
ное умножение и деление»
Работа над ошибками. Деление с остатком
3
Приемы нахождения частного и остатка
1
Задачи на деление с остатком.
1

85
86
87
88

89-91
92
93
94-96
97
98
99
100
101

102-103
104-105
106
107
108
109
110
111

112-113
114-115
116-118
119-120
121
122
123
124
125
126

127-128
129-130
131
132

Арифметический диктант
Случаи деления, когда делитель больше делимого

1

Проверка деления с остатком. Самостоятельная
1
работа
Решение задач
1
Контрольная работа №8 по теме: «Деление с
1
остатком»
Числа от 1 до 1000.Нумерация (13ч.)
Устная нумерация в пределах 1000
3
Письменная нумерация в пределах 1000
1
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100 раз
1
Письменная нумерация в пределах 1000
3
Обозначение чисел римскими цифрами
1
Единицы массы. Грамм
1
Закрепление умений решать задачи
1
Контрольная работа №9 по теме: «Решение за1
дач»
Работа над ошибками. Устная и письменная ну1
мерация в пределах 1000.
Сложение и вычитание (10ч.)
Приемы устных вычислений
2
Приемы устного сложения и вычитания в преде2
лах 1000. Арифметический диктант
Приемы письменных вычислений
1
Письменное сложение трехзначных чисел
1
Приемы письменного вычитания в пределах 1000
1
Виды треугольников (по сторонам)
1
Решение задач
1
Контрольная работа №10 по теме: «Приемы
1
письменных вычислений»
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (15ч)
Работа над ошибками. Приемы устного умноже2
ния в пределах 1000
Приемы устного умножения в пределах 1000
2
Приемы письменного умножения в пределах 1000
3
Приемы письменного деления в пределах 1000
2
Повторение приемов письменного деления в пре1
делах 1000.
Закрепление вычислительных навыков.
1
Проверочная работа
Работа над ошибками. Проверка деления
1
Решение задач.
1
Решение уравнений
1
Контрольная работа №11 по теме: «Вычисления
1
в пределах 1000»
Повторение (10ч.)
Нумерация чисел в пределах 1000
2
Сложение и вычитание в пределах 1000
2
Самостоятельная работа
Умножение и деление в пределах 1000
1
Повторение. Решение уравнений.
1

133
134

Итоговая контрольная работа №12
Работа над ошибками. Повторение.
Геометрические фигуры и величины
135
Повторение. Решение задач
136
Повторение. Задания на смекалку.
Список тем творческих, проектных работ:
 Проект «Математические сказки»
 Проект «Задачи - расчёты»

1
1
1
1

Задачи, составленные на культурно-краеведческом материале
Республики Бурятии
1.Трижды девять девушек и столько же парней плясали вместе с шаманом, когда совершали с шаманом коллективный обряд. Сколько всего человек участвовало в обряде?
2.В одной кедровой шишке 100 семян. Вес 1000 семян составляет 250 г. Сколько шишек дадут килограмм орехов? Кедровке в сутки требуется 15 г ядрышек орехов. Сколько орехов съедает кедровка за месяц?
3.Размах крыльев белого журавля-стерха – 228 см, а беркута – 2 м. на сколько больше
размах крыльев у стерха, чем у беркута?
4.Взрослый лось съедает за сутки 8000 г веточного корма. Выразите это число в кг.
Сколько корма съест лось за месяц?
5.Белка за день опустошает 380 сосновых шишек. Сколько шишек потребуется белке на
неделю? на месяц?
6.Кедровке в сутки требуется 15 г ядрышек орехов. Сколько орехов съедает кедровка за
месяц?
7.Масса бурого медведя 150 кг, а масса белого медведя в 3 раза больше. Сколько весит
белый медведь?
8.Взрослый заяц съедает в сутки 800 г веточных кормов. В них он нуждается 250 дней в
году. Сколько веточных кормов съест заяц за это время?
9. Царь зверей ледникового периода мамонт весил до 6000 кг. Общий вес его костей
и бивней доходил до 2000 кг. Выразите это число в центнерах, тоннах.
10. Кобыла дает 18 литров молока в сутки. 1/3 молока расходуют на приготовление
кумыса, а остальное оставляют жеребенку. Сколько литров молока достается жеребенку
11.4 охотника разделили добычу поровну. Каждый получил по 5 уток. Сколько уток
добыли охотники?
12.Автобус маршрута 129 отъехал от автовокзала в 17 ч 30 мин и через 35 минут прибыл в Иволгу. В котором часу автобус прибыл в Иволгу? В котором часу он вернётся в
Улан-Удэ, если его стоянка в Иволге длится 30 минут?
13. Площадь самого большого острова на Байкале (Ольхон) 729 квадратных километров, а площадь острова Ярки на 725 километров меньше. Какую площадь имеет остров
Ярки?
14.Длина береговой линии Байкала составляет 2000 метров. Выразите эту величину в
километрах.
15.Протяжённость реки Селенга 1024 км., при этом 409 км. на территории Бурятии. Какую
протяжённость имеет Селенга в Монголии?
16. Город Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) был основан в 1666 году. Сколько лет нашему городу?

Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету
Учитель: Варнакова Н.Г.
Предмет: Математика
Класс: 3в

№
уроков

Тема по КТП

План,
ч.

Факт,
ч.

Причина
корректировки

Способ
корректировки

Согласованно


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».