Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
Рабочая программа учебного предмета (курса)
по математике
3 «В» класс
Составитель программы: Варнакова Н.Г.,
учитель начальных классов
г. Улан-Удэ - 2022
2. Пояснительная записка
Основная задача обучения математике в начальной школе – обеспечение высокого развивающего эффекта учебной деятельности младших школьников.
Основными целями начального обучения математики являются:
Математическое развитие младших школьников.
Формирование системы начальных математических знаний.
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение
основных целей начального математического образования:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на
основе овладения несложными математическими методами познания окружающего
мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и
пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного мышления;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
- формирование критичности мышления;
- развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждение других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение математических знаний,
связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Общая характеристика курса
Начальный курс математики – курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального
курса составляют представления о натуральном числе и нуле, а также основанное на
этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в программе занимает ознакомление с величинами и
их измерением.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников
умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приемов
умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логическое цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические
способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать
модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования
универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению информации, новых знаний и способов действий, что составляют основу умению учиться.
Усвоенные в начальном курсе математике знания и способы действия необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных
дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Во время изучения курса математика применяются различные формы и методы
организации учебного процесса: игровая деятельность, урок-игра, урок-путешествие,
урок-экскурсия, решение практических задач, самостоятельная работа по усвоению
тем, работа малыми группами, творческие импровизации, проектная деятельность.
Программа включает изучение теоретического и практического материала, а также самостоятельную работу учащихся.
Актуальность. Изучение начального курса математики должно создать прочную
основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружить учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и
обеспечить необходимый уровень их общего и математического развития. Этому способствует данная программа.
Программа предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить
уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления
учащихся. В рабочей программе формирование понятий о натуральном числе и арифметических действиях начинается с первых уроков, и проводятся на основе практических действий с различными группами предметов. Такой подход дает возможность использовать ранее накопленный детьми опыт, их первоначальные знания о числе и счете.
Принципы: системность, научность, доступность, вариативность, минимакс,
возможность практического применения полученных знаний.
Рабочая программа предмета «Математика» для 3 класса разработана на основе
нормативно-правовых документов:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования 2009 г. с изменениями.
5. Примерная программа по предмету «Математика». Просвещение, 2020 г.
6. Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011 № 03-296
«Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»
7. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», (Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№28)
8. Локальные акты МАОУ « СОШ №18»
9.Образовательная программа НОО МАОУ СОШ18
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане: На изучение
математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 540 ч: в 1 классе — 132 ч (33 учебные недели), во 2-4 классах – по 136 ч (34
учебные недели).
4. Указание количества учебных часов, на реализацию в объеме которых
рассчитана рабочая программа на изучение курса «Математика» в 3 классе отводится
4 часа. Программа рассчитана на 136 часов.
5. Характеристика младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст – это возраст, когда ребенок проходит первый этап
школьного образования. Его границы исторически подвижны. В настоящее время в нашей стране он охватывает период с 6,5 до 11 лет. Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному учению.
Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста игровая деятельность во всех ее разновидностях продолжает оставаться
важной для психического развития. Тем более, что в современных условиях многие
дошкольники к моменту начала школьного обучения не овладевают высшими уровнями игры (игра-драматизация, режиссерская игра, игра по правилам).
На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В
процессе их реализации ребенок учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат.
Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к концу дошкольного детства возрастные предпосылки, от наличия которых зависит готовность ребенка к школьному обучению. В отличие от дошкольника, младший школьник
обладает достаточной физической выносливостью, позволяющей осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения, длительной
сосредоточенности.
Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более уравновешен, чем дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять проявлениями
своих чувств, различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать.
В этом возрасте ребенок приобретает опыт коллективной жизни, для него существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С подобным опытом во многом связана самооценка младшего школьника – он оценивает себя так, как
оценивают его «значимые другие». Для младшего школьника, как и для дошкольника,
такими значимыми людьми являются, прежде всего, взрослые.
Особое место в жизни ученика начальной школы занимает учитель. В этом возрасте он для ребенка – образец действий, суждений и оценок. От него решающим образом зависит и принятие позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и самооценка ребенка.
Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста
являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации
собственной деятельности. Полноценным итогом начального обучения являются основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и
умением понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти новообразования к концу начальной школы должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной общности, но не в индивидуальных действиях каждого ученика.
Виды деятельности младшего школьника:
Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия,
групповая работа)
Игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская
игра, игра с правилами)
Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и др.)
Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном
труде, в социально значимых трудовых акциях )
Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с
различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).
7. Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной программе. Программа конкретизирована для 3 класса, так как примерная программа рассчитана на 1-4 классы.
8. Ценностные ориентиры предмета
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности предмета
математики:
- понимание математических отношений является средством познания закономерностей окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе
и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из
частей, изменение формы, размера и т. д.);
- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах
являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники
архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической
логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения);
- овладение эвристическими приёмами мыслительной деятельности (сравнение,
обобщение, конкретизация, перебор, рассмотрение частных случаев, метод проб и
ошибок, рассуждение по аналогии и др.) необходимо ученику для самостоятельного
управления процессом решения творческих задач, применения знаний в новых, необычных ситуациях, в том числе и при решении задач межпредметного и практического характера.
8. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета, курса.
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» в 3-м классе является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех
людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь
на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой
поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 3-м классе
являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. Работая
по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие
приборы и инструменты).
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике,
так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных
формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 3-м классе являются формирование следующих умений.
К концу 3 класса обучающиеся будут знать:
названия и последовательность чисел до 1000;
названия компонентов и результатов умножения и деления;
таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие им случаи деления;
правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них);
К концу 3 класса обучающиеся будут уметь:
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000;
выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 1000;
выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в
пределах 1000;
выполнять проверку вычислений;
вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них);
решать задачи в 1-3 действия;
находить периметр многоугольника и в том числе прямоугольника (квадрата)
9.Содержание учебного курса
Часть I. Числа от 1 до 100.
1) Сложение и вычитание (10ч.) продолжение. Устные приемы сложения и вычитания. Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел
при сложении. Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании. Обозначение геометрических фигур буквами.
2) Табличное умножение и деление (51 ч.)
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.
Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления.
Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.)
Решение подбором уравнений.
Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношение между ними.
Площадь прямоугольника (квадрата).
Обозначение геометрических фигур буквами.
Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.
Круг, Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Нахождение доли числа и числа по его доле.
Решение задач, составленных на культурно-краеведческом материале Республики Бурятии
3) Внетабличное умножение и деление. (27 ч.)
Умножение суммы на число. Деление суммы на число.
Устные приемы внетабличного умножения и деления.
Деление с остатком.
Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком.
Выражения с двумя переменными; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв.
Уравнения и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий. Решение задач, составленных на культурно-краеведческом материале Республики Бурятии
Часть II. Числа от 1 до 1000.
1) Нумерация (13 ч.)
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете.
Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде
суммы разрядных слагаемых.
Сравнение чисел.
Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.
2) Арифметические действия: сложение и вычитание; умножение и деление
(25 ч.)
Устные приемы сложения и вычитания, умножения и деления чисел в случаях,
сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приемы сложения и вычитания. Письменные приемы умножения и
деления на однозначное число.
Единица массы: грамм. Соотношение грамма и килограмма.
Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние).
Решение задач в 1-3 действия на сложение, вычитание, умножение и деление в течение
года. Решение задач, составленных на культурно-краеведческом материале Республики Бурятии
3) Итоговое повторение (10 ч.) Решение задач, составленных на культурнокраеведческом материале Республики Бурятии
Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей
программы воспитания: участие в школьной НПК «Шаг в будущее» (январь), подготовка к предметным олимпиадам, в конкурсах проектов, в рамках краеведческой работы проект, рисунков.
В случае перевода учащихся на дистанционное обучение будут использоваться следующие образовательные платформы:
Российская электронная школа - интерактивные уроки по всему школьному
курсу (с 1-го по 11 класс от лучших учителей страны)
Учи.ру – уроки по школьным предметам доступны теперь неограниченно в бесплатном режиме. Качественная работа с такими предметами как математика, русский и английский языки, окружающий мир и т.п.
ЯКласс - цифровой образовательный ресурс для школ, учеников и родителей
Яндекс.Учебник - портал для учителей по математике и русскому языку для
учеников 1-5 классов
Мои достижения - онлайн сервис самопроверки полученных знаний для учеников с 1 по 11 класс по школьным предметам
ZOOM (облачной платформы для проведения онлайн уроков).
10.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Тематическое планирование по математике для 3-го класса составлено с учетом
рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО:
быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных
занятиях, так и в домашних делах;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
Тематическое планирование
Наименование
граммы
разделов
про- Количество
Арифметические действия:
сложение и вычитание; умножение и деление
Итоговое повторение
итого
Виды контроля
Совместно-распределенная учебная деятельность Групповой, фронтальный
(коллективная дискуссия, групповая работа)
Часть I. Числа от 1 до 100.
Сложение и вычитание
Табличное умножение и деление
Внетабличное умножение и
деление
Часть II. Числа от 1 до 1000.
Нумерация
Виды учебной деятельности
часов
на
раздел, тему
10ч
51ч
27ч
13ч
25ч
10ч
136ч.
Совместно-распределенная учебная деятельность
(коллективная дискуссия, групповая работа)
Совместно-распределенная учебная деятельность
(коллективная дискуссия, групповая работа)
Совместно-распределенная учебная деятельность
(коллективная дискуссия, групповая работа)
Групповой, фронтальный, индивидуальный
Групповой, фронтальный, индивидуальный
Групповой, фронтальный, индивидуальный
Совместно-распределенная учебная деятельность Групповой, фронтальный, инди(коллективная дискуссия, групповая работа)
видуальный
Совместно-распределенная учебная деятельность Групповой, фронтальный, инди(коллективная дискуссия, групповая работа)
видуальный
11. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу
3 класса
Числа и величины
Учащийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;
сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения упорядочивать
заданные числа заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному
или нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2;
переводить одни единицы площади в другие;
читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и
упорядочивать объекты по массе.
Учащийся получит возможность научиться:
классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и
объяснять свои действия;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь,
масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия
Учащийся научится:
выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и
на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком;
выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на
однозначное число в пределах 1 000;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со
скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в
него букв;
решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в
таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему
при записи решения задачи;
преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость;
расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все
указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Учащийся получит возможность научиться:
сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Учащийся научится:
обозначать геометрические фигуры буквами;
различать круг и окружность;
чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля.
Учащийся получит возможность научиться:
различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном
масштабе;
читать план участка (комнаты, сада и др.).
Геометрические величины
Учащийся научится:
измерять длину отрезка;
вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними.
Учащийся получит возможность научиться:
выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
Работа с информацией
Учащийся научится:
анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных
действий, для построения вывода;
устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по
установленному правилу недостающими элементами;
самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными
величинами;
выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
читать несложные готовые таблицы;
понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то
…», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действий, геометрических фигурах.
12. Учебно–методическое обеспечение
Методические пособия для учителя:
1. Бантова М.А. Математика. 3 класс: метод. пособие / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. – М.: Просвещение, 2020.
2. Волкова С.И. Математика. Контрольные работы. 1 – 4 классы: пособие для
учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Волкова. – М.: Просвещение, 2020.
3. Волкова С.И. Математика. 3 класс: проверочные работы / С.И.Волкова. – М.:
Просвещение, 2020.
4. Волкова С.И. Математика и конструирование: 1 – 4 классы: метод. пособие /
С.И.Волкова.- М.: Просвещение, 2017.
13. Материально - техническое обеспечение
1. Печатные пособия.
Комплект демонстрационных таблиц к учебнику «Математика 3 класс» Моро
М.И., Волковой С.И., Степановой С.В.
2. Учебно-практическое оборудование
- Линейка демонстрационная, циркуль, модели геометрических фигур (треугольники, многоугольники).
- Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для
крепления таблиц.
- Штатив для таблиц.
3. ТСО: мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска
14. Контрольно-измерительные материалы
Волкова С.И.Математика. 3 класс: проверочные работы/ С.И. Волкова.- М.: Просвещение, 2021.
Канчурина Р.Г. Математика. 1-4 классы: диагностический контроль/ Р.Г. Канчурина – Волгоград: Учитель, 2019.
Рудницкая В.Н. Тесты по математике: 3 класс: к учебнику М.И. Моро (и др.) «Математика. 1 класс»: в 2 ч./ В.Н. Рудницкая.- М.: Экзамен, 2018.
Узорова О.В. Четвертные контрольные работы по математике. 1-4 классы./ О.В.
Узорова. М.: АСТ: Астрель, 2018.
15. Список литературы
А) Литература, использованная при разработке программы:
1. Анащенкова С.В. (и др.) Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4
классы. М.: Просвещение, 2019.
2. Математика. 3 класс: рабочая программа по учебнику М.И. Моро (и др.) / авт.сост С.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2019.
3. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учебник для студ. пед. училищ
и колледжей / И.П. Подласый. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2018.
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов). – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2018-09-04
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011
№ 2357)
Б) Литература, рекомендованная для учащихся
1.Волкова С.И.Математика. 3 класс: устные упражнения / С.И Волкова. – М.: Просвещение, 2019.
2.Волкова С.И. Математика и конструирование. 3 класс: пособие для учащихся
общеобразоват. учреждений / С.И. Волкова, О.И. Пчёлкина. – М. : Просвещение, 2020.
3.Моро М.И. Математика. Рабочая тетрадь. 3 класс.: пособия для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 частях: - М.: Просвещение 2021.
4.Моро М.И., Волкова С.И.Тетради с заданиями высокого уровня сложности
Для тех, кто любит математику: 1-4 класс. - М.: Просвещение 2021
16. Приложение к программе
Календарно-тематический план
№
Темы, разделы
Кол-во
Дата по
Дата по
уроков
1.
2.
3.
4.
5-6.
7.
8
9.
10.
11
12.
13.
14.
15.
16.
17-19.
20.
21.
22.
23-24.
25-26.
27.
28-29.
30.
31.
32.
33.
34
35
36
37
38
часов
Числа от 1 до 100
Сложение и вычитание (10ч)
Повторение знаний о сложении и вычитании.
1
Сложение и вычитание двузначных чисел с пере1
ходом через десяток
Выражение с переменной.
1
Решение уравнений вида: х + 20 = 36, 50 + х =72
1
Решение уравнений вида: х – 20 = 31, 74 – х = 8
2
Самостоятельная работа
Обозначение геометрических фигур буквами
1
Решение задач
1
Закрепление вычислительных навыков
1
Входная контрольная работа №1
1
Табличное умножение и деление (продолжение) (51ч)
Работа над ошибками. Умножение. Задачи на ум1
ножение
Связь между компонентами и результатом умно1
жения
Четные и нечетные числа
1
Таблица умножения и деления на 3
1
Связь между величинами: цена, количество,
стоимость. Закрепление решения задач на умно1
жение
Контрольная работа №2 по теме: «Умножение.
1
Задачи на умножение»
Работа над ошибками. Порядок выполнения дей3
ствий в выражениях без скобок и со скобками
Решение задач
1
Таблица умножения и деления на 4
1
Закрепление таблицы умножения на 4
1
Арифметический диктант
Задачи на увеличение числа в несколько раз
2
Задачи на уменьшение числа в несколько раз
2
Таблицы умножения и деления с числом 5. Про1
верочная работа «Решение задач»
Задачи на сравнение чисел с помощью деления
2
(кратное сравнение)
Задачи на кратное сравнение
1
Закрепление вычислительных навыков
1
Контрольная работа №3 по теме «Порядок дей1
ствий»
Работа над ошибками. Таблицы умножения и де1
ления с числом 6.
Решение составных задач.
1
Таблицы умножения и деления с числом 7
1
Проект «Математические сказки»
Закрепление изученного материала.
1
Площадь. Единицы площади
Квадратный сантиметр
1
Площадь прямоугольника
1
плану
факту
39
40
41
42
43
44
45
46
47-48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65-66
67
68
69-70
71
72
73
74
75
76-77
78
79
80-82
83
84
Тест «Единицы площади»
1
Таблицы умножения и деления с числом 8
Решение задач. Самостоятельная работа
1
Таблицы умножения и деления с числом 9
1
Единица площади – квадратный дециметр
1
Закрепление. Сводная таблица умножения
1
Контрольная работа №4 по теме:»Табличное
1
умножение»
Работа над ошибками. Решение задач
1
Единица площади – квадратный метр. Тест
1
Решение задач
2
Работа над ошибками. Умножение на 1
1
Умножение на 0. Арифметический диктант
1
Случаи деления вида 6:6, 6:1
1
Деление нуля на число
1
Решение задач.
1
Контрольная работа №5 по теме: «Площадь.
1
Единицы площади»
Работа над ошибками. Доли. Проект «Задачи 1
расчёты»
Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр)
1
Задачи на нахождение доли числа и числа по его
1
доле
Работа над ошибками.
1
Единицы времени – год, месяц, сутки
Решение задач.
1
Итоговая контрольная работа №6
1
(за I полугодие)
Работа над ошибками. Закрепление.
1
Внетабличное умножение и деление (27ч)
Приемы умножения и деления для случаев вида
1
20 х3, 3х20, 60:3
Приемы деления для случаев вида 80:20
1
Умножение суммы на число
1
Арифметический диктант
Приемы умножения для случаев вида 23х4, 4х23
2
Решение задач на нахождение четвертого про1
порционального
Решение задач.
1
Деление суммы на число.
2
Приемы деления для случаев вида 78 : 2, 69 : 3
1
Связь между числами при делении
1
Проверка деления. Проверочная работа
1
Приемы деления для случаев вида 87 : 29, 66 :22
1
Проверка умножения
1
Решение уравнений . Тест
2
Решение задач
1
Контрольная работа №7 по теме: «Внетаблич1
ное умножение и деление»
Работа над ошибками. Деление с остатком
3
Приемы нахождения частного и остатка
1
Задачи на деление с остатком.
1
85
86
87
88
89-91
92
93
94-96
97
98
99
100
101
102-103
104-105
106
107
108
109
110
111
112-113
114-115
116-118
119-120
121
122
123
124
125
126
127-128
129-130
131
132
Арифметический диктант
Случаи деления, когда делитель больше делимого
1
Проверка деления с остатком. Самостоятельная
1
работа
Решение задач
1
Контрольная работа №8 по теме: «Деление с
1
остатком»
Числа от 1 до 1000.Нумерация (13ч.)
Устная нумерация в пределах 1000
3
Письменная нумерация в пределах 1000
1
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100 раз
1
Письменная нумерация в пределах 1000
3
Обозначение чисел римскими цифрами
1
Единицы массы. Грамм
1
Закрепление умений решать задачи
1
Контрольная работа №9 по теме: «Решение за1
дач»
Работа над ошибками. Устная и письменная ну1
мерация в пределах 1000.
Сложение и вычитание (10ч.)
Приемы устных вычислений
2
Приемы устного сложения и вычитания в преде2
лах 1000. Арифметический диктант
Приемы письменных вычислений
1
Письменное сложение трехзначных чисел
1
Приемы письменного вычитания в пределах 1000
1
Виды треугольников (по сторонам)
1
Решение задач
1
Контрольная работа №10 по теме: «Приемы
1
письменных вычислений»
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (15ч)
Работа над ошибками. Приемы устного умноже2
ния в пределах 1000
Приемы устного умножения в пределах 1000
2
Приемы письменного умножения в пределах 1000
3
Приемы письменного деления в пределах 1000
2
Повторение приемов письменного деления в пре1
делах 1000.
Закрепление вычислительных навыков.
1
Проверочная работа
Работа над ошибками. Проверка деления
1
Решение задач.
1
Решение уравнений
1
Контрольная работа №11 по теме: «Вычисления
1
в пределах 1000»
Повторение (10ч.)
Нумерация чисел в пределах 1000
2
Сложение и вычитание в пределах 1000
2
Самостоятельная работа
Умножение и деление в пределах 1000
1
Повторение. Решение уравнений.
1
133
134
Итоговая контрольная работа №12
Работа над ошибками. Повторение.
Геометрические фигуры и величины
135
Повторение. Решение задач
136
Повторение. Задания на смекалку.
Список тем творческих, проектных работ:
Проект «Математические сказки»
Проект «Задачи - расчёты»
1
1
1
1
Задачи, составленные на культурно-краеведческом материале
Республики Бурятии
1.Трижды девять девушек и столько же парней плясали вместе с шаманом, когда совершали с шаманом коллективный обряд. Сколько всего человек участвовало в обряде?
2.В одной кедровой шишке 100 семян. Вес 1000 семян составляет 250 г. Сколько шишек дадут килограмм орехов? Кедровке в сутки требуется 15 г ядрышек орехов. Сколько орехов съедает кедровка за месяц?
3.Размах крыльев белого журавля-стерха – 228 см, а беркута – 2 м. на сколько больше
размах крыльев у стерха, чем у беркута?
4.Взрослый лось съедает за сутки 8000 г веточного корма. Выразите это число в кг.
Сколько корма съест лось за месяц?
5.Белка за день опустошает 380 сосновых шишек. Сколько шишек потребуется белке на
неделю? на месяц?
6.Кедровке в сутки требуется 15 г ядрышек орехов. Сколько орехов съедает кедровка за
месяц?
7.Масса бурого медведя 150 кг, а масса белого медведя в 3 раза больше. Сколько весит
белый медведь?
8.Взрослый заяц съедает в сутки 800 г веточных кормов. В них он нуждается 250 дней в
году. Сколько веточных кормов съест заяц за это время?
9. Царь зверей ледникового периода мамонт весил до 6000 кг. Общий вес его костей
и бивней доходил до 2000 кг. Выразите это число в центнерах, тоннах.
10. Кобыла дает 18 литров молока в сутки. 1/3 молока расходуют на приготовление
кумыса, а остальное оставляют жеребенку. Сколько литров молока достается жеребенку
11.4 охотника разделили добычу поровну. Каждый получил по 5 уток. Сколько уток
добыли охотники?
12.Автобус маршрута 129 отъехал от автовокзала в 17 ч 30 мин и через 35 минут прибыл в Иволгу. В котором часу автобус прибыл в Иволгу? В котором часу он вернётся в
Улан-Удэ, если его стоянка в Иволге длится 30 минут?
13. Площадь самого большого острова на Байкале (Ольхон) 729 квадратных километров, а площадь острова Ярки на 725 километров меньше. Какую площадь имеет остров
Ярки?
14.Длина береговой линии Байкала составляет 2000 метров. Выразите эту величину в
километрах.
15.Протяжённость реки Селенга 1024 км., при этом 409 км. на территории Бурятии. Какую
протяжённость имеет Селенга в Монголии?
16. Город Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) был основан в 1666 году. Сколько лет нашему городу?
Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету
Учитель: Варнакова Н.Г.
Предмет: Математика
Класс: 3в
№
уроков
Тема по КТП
План,
ч.
Факт,
ч.
Причина
корректировки
Способ
корректировки
Согласованно