Окружающий мир 3 В кл. Варнакова Н.Г.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»

Рабочая программа учебного предмета
по окружающему миру
3 «В» класс

Составитель программы: Варнакова Н.Г.,
учитель начальных классов

г. Улан-Удэ - 2022

2. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» составлена на
основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, примерной программы по предмету «Окружающий мир», авторской программы «Окружающий мир» А.А. Плешаков (образовательная программа «Школа России»).
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на
основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в
условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни
и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс «Окружающий мир» преподаётся в 1-4 классах четырехлётней начальной школы. Курс носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание
гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к
осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными,
знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и
общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей. В
рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно – научных и социально
– гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными
особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и
воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов
взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и
общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Актуальность. Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность,
которая определена особой актуальностью экологического образования в современных
условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее,
не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает

характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы
будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры
в обществе.
Принципы: принцип интеграции, экологизации, краеведческий принцип,
доступность, научность, наглядность, вариативность, минимакс, принцип поступательности, культурологический принцип.
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 3 класса разработана на
основе нормативно-правовых документов:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования 2009 г. с изменениями.
5. Примерная программа по предмету «Окружающий мир». Просвещение, 2020 г.
6. Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011 № 03-296
«Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»
7. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», (Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№28)
8. Локальные акты МАОУ « СОШ №18»
9.Образовательная программа НОО МАОУ СОШ18
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане: На изучение курса

«Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч:1 класс — 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по
68 ч (34 учебные недели).
4. Указание количества учебных часов, на реализацию в объеме которых рассчитана рабочая программа на изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе отводится 2 часа.
Программа рассчитана на 68 часов.

5. Характеристика младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст – это возраст, когда ребёнок проходит первый этап
школьного образования. Его границы исторически подвижны. В настоящее время в нашей
стране
он
охватывает
период
с
6,5
до
11лет.
Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному учению.
Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего
школьного возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития. Тем более, что в современных условиях
многие дошкольники к моменту начала школьного обучения не овладевают высшими
уровнями игры (игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам).
На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и
познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В
процессе их реализации ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать
собственные учебные действия и их результат.
Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к
концу дошкольного детства возрастные предпосылки, от наличия которых зависит готовность ребёнка к школьному обучению. В отличие от дошкольника, младший школь-

ник обладает достаточной физической выносливостью, позволяющей осуществлять
учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения, длительной сосредоточенности.
Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более уравновешен, чем дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять проявлениями своих чувств, различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать.
В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С подобным
опытом во многом связана самооценка младшего школьника – он оценивает себя так,
как оценивают его «значимые другие». Для младшего школьника, как и для дошкольника, такими значимыми людьми являются, прежде всего, взрослые.
Особое место в жизни ученика начальной школы занимает учитель. В этом
возрасте он для ребёнка - образец действий, суждений и оценок. От него решающим
образом зависит и принятие позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и
самооценка ребёнка.
Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации
собственной деятельности. Полноценным итогом начального обучения являются основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и
умением понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти новообразования к концу начальной школы должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной общности, но не в индивидуальных действиях каждого ученика.
Виды деятельности младшего школьника:






Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая
работа)
Игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра с правилами)
Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально
значимое проектирование и др.)
Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в
социально значимых трудовых акциях )
Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях)
6.Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной

программе. Программа конкретизирована для 3 класса, так как примерная программа рассчитана на 1-4 классы.
7. Ценностные ориентиры учебного предмета
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека
и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём
многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное
сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог
преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой
личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим.
8. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета, курса.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:

овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания
«Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;

проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с
историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;

формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на
основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных
стран, в том числе стран зарубежной Европы;

целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе,
между природой и человеком, между разными странами и народами;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов
на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и
различного в политическом устройстве государств;

формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;

внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в
природной среде и социуме;

осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;

эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры
городов России и разных стан мира;

этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;

способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами,
соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому
мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;

установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах
органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в
квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической
безопасности в повседневной жизни;
Предметные результаты
Обучающийся научится:

находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;

осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;

находить на карте страны — соседи России и их столицы;

определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;

различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать
проявления внутреннего мира человека;

различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;

проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;

исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;

классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам
и другим изученным группам; особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;

соблюдать правила безопасного поведения в природе;

понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;

находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;

осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;

находить на карте страны — соседи России и их столицы;

осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;

различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать
проявления внутреннего мира человека;

различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;

проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;

исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;

классифицировать объекты живой природы

пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;

обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать
их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного
отношения к природе;

приводить примеры растений и животных из Красной книги России;

использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации
для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о
природе;

устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем
органов человека;

использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для
сохранения и укрепления своего здоровья;

оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

вырабатывать правильную осанку;

выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;

понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие
правила;

правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;

соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;

понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть
скрытую опасность и избегать её;



соблюдать правила безопасного поведения в природе;
понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;

раскрывать роль экономики в нашей жизни;

осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;

различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;

понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых
стран;

обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;

рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);

приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;

использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска
информации о человеке и обществе.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:

понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую
учителем;

сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений
для раскрытия темы, приводить примеры);

планировать свои действия в течение урока;

фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно
относиться к своим успехам/неуспехам;

оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:

понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной
и научно-познавательной);

использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;

классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

сравнивать объекты по различным признакам;



осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в
соответствии с возрастными нормами;

проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков,
условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;

моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот
воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные
Обучающийся научится:

включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками,
проблем и вопросов;

формулировать ответы на вопросы;

слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на
полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию
партнёра в общении;

признавать свои ошибки, озвучивать их;

употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с
учётом возрастных особенностей, норм);

готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;

составлять рассказ на заданную тему;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
9.Содержание учебного курса
Как устроен мир (8 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях
между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении
природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы. Меры по охране озера Байкал.
Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных
объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.
Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек
для птиц.
Эта удивительная природа (19 ч)


Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и
газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений.
Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы.
Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение
почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники,
хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России, Бурятии. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания.
Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из
Красной книги России, Бурятии. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов
в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на
мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение
свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов
и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению
ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласаопределителя.
Мы и наше здоровье (9ч)
Организм человека. Органы и системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух,
обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах,
ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их
предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в
оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания
питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет
ударов пульса.
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие,
запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт,
стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед
на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза
— опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами.
Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.
Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра
для воды.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое
товары и услуги. Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость
успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Полезные ископаемые родного края. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая
промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро).
Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.
Путешествие по городам и странам (13 ч)
Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и
настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Краеведческий материал включён в изучение флоры и фауны озера Байкал.
Мой город (село). Понятие малой родины. Первоначальные исторические сведения о
названии города (села), застройках, занятиях людей.
Практическая работа. Подготовка выставки «Улан- Удэ сегодня».
История и достопримечательности г.Улан-Удэ.
Страны, граничащие с Россией,— наши ближайшие соседи. Страны зарубежной
Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы,
культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных
стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и
культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.
Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей программы воспитания: участие в школьной НПК «Шаг в будущее» (январь), подготовка к предметным олимпиадам, в конкурсах проектов, в рамках краеведческой работы проект, рисунков.

инструктажи по профилактике ДТП, пожарной безопасности, экстремизма, терроризма,
разработка Паспорта безопасности, схемы-маршрута «Дом-школа-дом»,
В случае перевода учащихся на дистанционное обучение будут использоваться следующие образовательные платформы:







Российская электронная школа - интерактивные уроки по всему школьному
курсу (с 1-го по 11 класс от лучших учителей страны)
Учи.ру – уроки по школьным предметам доступны теперь неограниченно в бесплатном режиме. Качественная работа с такими предметами как математика, русский и английский языки, окружающий мир и т.п.
ЯКласс - цифровой образовательный ресурс для школ, учеников и родителей
Яндекс.Учебник - портал для учителей по математике и русскому языку для
учеников 1-5 классов
Мои достижения - онлайн сервис самопроверки полученных знаний для учеников с 1 по 11 класс по школьным предметам

10.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Тематическое планирование по математике для 3-го класса составлено с учетом рабочей
программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает
реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО:

- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять
посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома,
заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных
в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
-быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

Тематическое планирование
Виды учебной деятельности

Наименование
программы

разделов Количество
часов
на
раздел, тему
Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дисКак устроен мир
8ч
куссия, групповая работа) посещение краеведческого музея, работа со
справочной литературой, упражнения в тетради на печатной основе.
Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дисЭта удивительная природа
19ч
куссия, групповая работа) Работа со справочной литературой
Мы и наше здоровье

9ч

Наша безопасность

7ч

Виды контроля

Групповой,
фронтальный
Тест, проект
Групповой,
фронтальный
Тест, проект
Работа в парах, посещение читального зала; работа со справочной лите- фронтальный,
ратурой; разноуровневые задания; моделирование,упражнения в тетради групповой,
на печатной основе.
индивидуальный,
комбинированный,
самоконтроль,
взаимоконтроль
текущий, устный опРабота со справочной литературой , работав парах, упражнения в тетрос, индивидуальради на печатной основе, моделирование
ный, тест 7 мин., проект

Чему учит экономика

12ч

Работа со справочной литературой; работа в тетради на печатной основе, создание проекта в группах,
моделирование

Путешествие по городам и
странам

13ч

Работа с контурной картой;
Работа в тетрадях с печатной основой; моделирование
Учебная виртуальная экскурсия

фронтальный,
групповой,
индивидуальный,
комбинированный,
самоконтроль,
взаимоконтроль
тест, проект
фронтальный,
групповой,
индивидуальный,
самоконтроль,
взаимоконтроль

11. Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся 3класса получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления
о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе.
Они приобретут опыт эмоционально окрашенного. Личностного отношения к
миру природы и культуры. Знакомство с началами естественных и социальногуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать явления окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении.
Обучающиеся получат возможность осознать целостность научной картины мира, своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Обучающиеся познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
В результате изучения курса они заложат фундамент своей экологической и
культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила
поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей
природной и социальной среде.
Раздел «Человек и природа»
Обучающиеся 3 класса научатся:
- различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков
или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания (определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска новой информации;
- использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений
или выявления свойств объектов;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,
взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма
человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Обучающийся получит возможность научиться:

- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её
сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор
мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены.
- выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
Раздел «Человек и общество»
Обучающийся научится:
- различать государственную символику Российской Федерации; описывать
достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных
событий на «ленте времени»;
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся
знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах
(семья, общество сверстников и т.д.);
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и
детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных
или письменных высказываний;
- соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем
самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его
созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального
сообщества, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в
официальной обстановке школы.
12.Учебно-методическое обеспечение
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
1. Плешаков А.А. Окружающий мир учебник. для 3 кл. нач. шк. : в 2ч. / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2019.
2. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику Окружающий мир для 3 класса / А.А.
Плешаков. – М.: Просвещение, 2021.
3. Плешаков А.А. Методические рекомендации к учебнику Окружающий мир 3
класс».– М.: Просвещение, 2018.
4. Н.Ю. Васильева Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир"- Москва
"ВАКО" 2019
5. Плешаков А.А. От неба до земли: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение,2019
6. Плешаков А.А. Таблицы по окружающему миру.3 класс
18

13.Материально-техническое обеспечение:
Ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска , цифровой фотоаппарат, карты мира, России., Бурятии.
14.Контрольно – измерительные материалы
1. О.В.Узорова, Е,А.Нефедова. Тесты по курсу «Окружающий мир». М.Астрель,2019
2. Н.И.Бобкова. Тематический тестовый контроль. М. Просвещение, 2019
3. А.А.Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова «Окружающий мир»: Тесты 3 класс. – М.:
Просвещение,2019
Список литературы, использованной при разработке программы
1. С.В.Анащенкова, М.А.Бантова, А.А.Плешаков и др. Сборник рабочих программ.
М.: Просвещение, 2012-08-22
2. А.А.Плешаков. Окружающий мир учебник для 3 кл. нач. шк. : в 2ч./ А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2019.
3. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику Окружающий мир / А.А. Плешаков. –
М.: Просвещение, 2021.
4. Плешаков А.А. Методические рекомендации к учебнику Окружающий мир 3
класс».– М.: Просвещение, 2018.
5. Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от
22.09.2011 № 2357)
Литература, рекомендованная для учащихся:
1. Плешаков А.А. «Зелёные страницы». М.: Просвещение, 2018.
2. Плешаков А.А. От неба до земли: Атлас – определитель: Пособие для уч-ся.- М.:
Просвещение , 2018.
3. Плешаков А.А.,Румянцев Великан на поляне, или Первые уроки экологической
этики: пособие для уч-ся. – М., Просвещение, 2018
16. Приложения к программе:
Приложение 1

№
уроков

Календарно – тематический план
Темы и разделы
Кол-во
часов
Как устроен мир (8ч.)

1
2
3
4
5
6
7
8

9
10
11
12
13
14
15
16

Природа
1
Человек
1
1
Проект «Богатства, отданные людям»
Общество
1
Что такое экология
1
Природа в опасности!
1
Природа вокруг нас ( экскурсия)
1
Природе нужна твоя помощь (практиче1
ское занятие)
Эта удивительная природа (19ч.)
Тела, вещества, частицы
1
Разнообразие веществ
1
Воздух и его охрана
1
Вода
1
Превращение и круговорот воды
1
Берегите воду!
1
Как разрушаются камни
1
Что такое почва
1
19

Дата по Дата
по
плану
факту

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54-55
56-58
59
60

Разнообразие растений
Солнце, растение и мы с вами
Размножение и развитие растений
Охрана растений
Разнообразие животных
Кто что ест? Проект «Разнолобразие
природы родного края»
Размножение и развитие животных
Охрана животных
В царстве грибов

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Великий круговорот жизни
1
Проверочная работа
1
Мы и наше здоровье (9ч.)
Организм человека
1
Органы чувств
1
Надежная защита организма
1
Опора тела и движение
1
Наше питание. Проект «Школа кули1
наров»
Дыхание и кровообращение
1
Умей предупредить болезни
1
Здоровый образ жизни
1
Проверим себя и оценим свои достиже1
ния.
Наша безопасность (7ч.)
Огонь, вода и газ
1
Чтобы путь был счастливым
1
Дорожные знаки
1
1
Проект «Кто нас защищает»
Опасные места
1
Природа и наша безопасность
1
Экологическая безопасность
1
Чему учит экономика (12ч.)
Для чего нужна экономика.
1
Природные богатства и труд людей –
1
основа экономики
Полезные ископаемые
1
Растениеводство
1
Животноводство
1
Какая бывает промышленность
1
Проект «Экономика родного края»
1
Что такое деньги
1
Государственный бюджет
1
Семейный бюджет
1
Экономика и экология
2
Путешествие по городам и странам (13ч.)
Золотое кольцо России
3
1
Проект «Музей путешествий»
Наши ближайшие соседи. Проект «Раз1
нообразие природы родного края»
20

61

На севере Европы

62
63
64

Что такое Бенилюкс?
1
В центре Европы
1
Путешествие по Франции и Великобри1
тании
На юге Европы
1
По знаменитым местам мира
1
Проверим себя и оценим свои достиже1
ния
Что мы узнали и чему научились за год
1
Список тем творческих, проектных работ
Проект «Богатства, отданные людям»;
Проект «Разнообразие природы родного края (Республики Бурятия)»,
Проект «Школа кулинаров»»;
Проект «Кто нас защищает»;
Проект «Экономика родного края»;
Проект «Музей путешествий».

65
66
67
68






1

21

Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету
Учитель: Варнакова Н.Г.
Предмет: Окружающий мир
Класс: 3в

№
уроков

Тема по КТП

План,
ч.

Факт,
ч.

22

Причина
корректировки

Способ
корректировки

Согласованно

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».