Администрация г. Улан-Удэ Комитет по образованию Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18 им. М.А. Концова» г. Улан-Удэ Рабочая программа учебного предмета (курса) по русскому языку (родному) 3а класс Разработчик программы: Гунзынова О.Д., учитель начальных классов г. Улан-Удэ -2022 2. Пояснительная записка. Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО; примерной программы по русскому родному языку; авторской программы «Русский родной язык» О.М. Александровой, М.И. Кузнецовой, Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой. Изучение родного языка направлено на развитие языковой компетентности, коммуникативных умений, диалогической и монологической речи. В ходе изучения родного языка формируются речевые способности обучающегося, культура речи, интерес к родному языку. Специфика предмета «Русский родной язык» заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением. Успехи в изучении данного предмета во многом определяют результаты освоения других школьных дисциплин. Предмет является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский родной язык» реализует основные цели: воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения; совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете; совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний. Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические задачи: - развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; - обеспечивать освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; - обеспечивать овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания (в том числе рассуждения) и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема; - воспитывать у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь. Общая характеристика учебного предмета. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения и объединения народов России. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества. Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, 8 культурных традиций и истории. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов. Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык». В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность. Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных представлений младших школьников о 9 сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира. Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка. Программой предусматривается расширение межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественно-научного и гуманитарного циклов. Актуальность: Язык по своей специфике и социальной значимости явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов. Курс «Русский родной язык» в начальной школе - часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому родному языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Исходя из этого, назначение предмета «Русский родной язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка. Принципы: принцип интеграции, краеведческий принцип, доступность, научность, наглядность, вариативность, минимакс, принцип поступательности, сознательности. принцип дифференцированного подхода. Рабочая программа предмета «Русский(родной) язык» для 3 класса разработана на основе нормативно-правовых документов 1. Конституция РФ. 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия». 4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 г. с изменениями. 5. Примерная программа по предмету «Литературное чтение». Просвещение, 2020 г. 6. Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта» 7. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28) 8. Локальные акты МАОУ « СОШ №18» 9. ООП НОО МАОУ «СОШ№18» 3. Место курса «Русский родной язык» в учебном плане. Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объёме 203 часа (16 часов в 1-м классе, по 17 часов в 2,3, 4-м классе). 4. Характеристика младшего школьного возраста. Младший школьный возраст – это возраст, когда ребёнок проходит первый этап школьного образования. Его границы исторически подвижны. В настоящее время в нашей стране он охватывает период с 6,5 до 11 лет. Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному учению. Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития. Тем более, что в современных условиях многие дошкольники к моменту начала школьного обучения не овладевают высшими уровнями игры (иградраматизация, режиссёрская игра, игра по правилам). На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В процессе их реализации ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат. Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к концу дошкольного детства возрастные предпосылки, от наличия которых зависит готовность ребёнка к школьному обучению. В отличие от дошкольника, младший школьник обладает достаточной физической выносливостью, позволяющей осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения, длительной сосредоточенности. Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более уравновешен, чем дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять проявлениями своих чувств, различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать. В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С подобным опытом во многом связана самооценка младшего школьника – он оценивает себя так, как оценивают его «значимые другие». Для младшего школьника, как и для дошкольника, такими значимыми людьми являются прежде всего взрослые. Особое место в жизни ученика начальной школы занимает учитель. В этом возрасте он для ребёнка - образец действий, суждений и оценок. От него решающим образом зависит и принятие позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и самооценка ребёнка. Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации собственной деятельности. Полноценным итогом начального обучения являются основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти новообразования к концу начальной школы должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной общности, но не в индивидуальных действиях каждого ученика. Виды деятельности младшего школьника: Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа) Игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра с правилами) Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и др.) Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях ) Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях). Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии); научиться самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и искать средства их решения; научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности; овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками; полностью овладеть высшими видами игры (игра-драматизация, режиссёрская игр, игра по правилам.) Научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с партнёрами по игре, воплощать в игровом действии. Научиться удерживать правило и следовать ему; научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Овладевать средствами и способами воплощения собственных замыслов; приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках труда и в социальных практиках; приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства. Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу начального общего образования. • Реализовать основную образовательную программу начальной школы в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, проекты, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.) • Обеспечить комфортные условия смены ведущей деятельности - игровой на учебную. Создать условия для овладения высшими формами игровой деятельности. • Обеспечить условия формирования учебной деятельности. Для этого: • организовать постановку учебных целей, создавать условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками; • побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей; • организовать усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы; • осуществлять функции контроля и оценки, организовать их постепенный переход к ученикам. • Создать условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка. Для этого • Ставить творческие задачи, способствовать возникновению собственных замыслов. • Поддерживать детские инициативы, помогать в осуществлении проектов. • Обеспечить презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества (организация выставок, детской периодической печати, конкурсов, фестивалей) • Создать пространство для социальных практик младших школьников и приобщения их к общественно значимым делам. 5. Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной программе. Программа конкретизирована для 3-го класса, так как программа рассчитана на 1 – 4 классы. Описание ценностных ориентиров учебного предмета. Программа обеспечивает достижение обучающимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов. Изучение русского родного языка способствует формированию представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения у обучающихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому родному языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи. Личностные универсальные учебные действия Личностные результаты Будут сформированы: - оценка своей вежливости; - степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо); - осознание важности соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, -установления добрых, уважительных взаимоотношений; - осознание своей ответственности за произнесѐнное или написанное слово; - понимание необходимости добрых дел, подтверждающих добрые слова. Регулятивные универсальные учебные действия: - формулировать тему урока после предварительного обсуждения; - определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; - критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии; - осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач; - учиться подчинять своѐ высказывание задаче взаимодействия. Познавательные универсальные учебные действия - находить нужную информацию, используя словари, помещѐнные в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический); - выделять существенную информацию из текстов разных видов; - сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений; - устанавливать аналогии. - осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет; - сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений. Коммуникативные универсальные учебные действия - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; - задавать вопросы; - контролировать действия партнера; - использовать речь для регуляции своего действия; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Предметные результаты - приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов; - отличать подготовленную и неподготовленную речь; - знать особенности неподготовленной речи; - осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения; - знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления; - реализовывать жанры комплимента, поздравления с учѐтом коммуникативной ситуации; - знать особенности диалога и монолога; - анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах; - использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах; - знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.); - пользоваться основными способами правки текста; - создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки; - восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями; - составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта; - составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов). Обучающийся получит возможность научиться: - называть свои речевые роли в разных ситуациях общения; - приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства; - составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание). - различать подготовленную и неподготовленную речь; -называть приѐмы подготовки устного высказывания; - приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко; оценивать похвалу с точки зрения еѐ правдивости и отобранных средств выражения определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.; выразить похвалу и ответить нанеѐ в соответствии с коммуникативной ситуацией; - называть задачи слушания; - формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации; - демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя; - анализировать роль различных выделений в учебных текстах вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета; - писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва; - создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения; - создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями; - работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма). Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому родному языку Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» должно обеспечивать: воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка; приобщение к литературному наследию русского народа; обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров. Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать: 1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа: осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа; осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа; осознание национального своеобразия, богатства, выразительности 12 русского языка; распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика); понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи; понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного); понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного); понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного). 2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике: осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека; соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного); соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение 13 объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка: произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов); 9 осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов; соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка: выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; проведение синонимических замен с учётом особенностей текста; выявление и исправление речевых ошибок в устной речи; редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла; соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка: употребление отдельных грамматических форм имён существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имён существительных; употребление отдельных глаголов в форме 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени; выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени 14 существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени); редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок; соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе): соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста; соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста; совершенствование умений пользоваться словарями: использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования; использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста; использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения; использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова; использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов. 3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета: владение различными приёмами слушания научно-познавательных и 15 художественных текстов об истории языка и культуре русского народа; владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научнопознавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа; чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов; умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текстов: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; 10 составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту; умение осуществлять информационную переработку прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица; уместное использование коммуникативных приёмов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; уместное использование коммуникативных приёмов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; умение строить устные сообщения различных видов: развёрнутый ответ, ответдобавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад; создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации; создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами); создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме; оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов; соблюдение основных норм русского речевого этикета: соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета; различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Содержание учебного курса (17 часов) Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (7 ч) Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька). Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка, калач, коврижка): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти). Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.)). Проектное задание. Словарь «Почему это так называется?». Раздел 2. Язык в действии (5ч) Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений. Практическая работа. Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением. Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов. Совершенствование орфографических навыков. Раздел 3. Секреты речи и текста (5ч) Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как 11 правильно выразить несогласие; как убедить товарища). Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы. Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развёрнутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне). Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках. Создание текста: развёрнутое толкование значения слова. Планируемые результаты освоения программы 3-го класса Изучение предмета «Русский родной язык» В 3-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в 38 соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 3-м классе. Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях. В конце третьего года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится: ● при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»: распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, называющие природные явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова, называющие музыкальные инструменты); распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения; наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова; понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения; использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; ● при реализации содержательной линии «Язык в действии»: произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; правильно употреблять отдельные формы множественного числа имен существительных; пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов; ● при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»: различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа; анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять 12 главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; создавать тексты-повествования об участии в мастерклассах, связанных 40 с народными промыслами; оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинноследственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста; редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла. Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей программы воспитания: Внеурочная деятельность по предмету осуществляется в течение учебного года. Проводятся во время каникул интеллектуальные игры: «Хочу все знать!», «Счастливый случай». Для учащихся 3-х классов во внеурочное время проводятся занятия по учебно-исследовательской деятельности, что дает им возможность участвовать в НПК «Шаг в будущее» (школьный уровень). Тематическое планирование по русскому(родному) языку для 3 класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО: - быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим; - быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах; - знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); - проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; - соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; - уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; - быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чёмто непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. 13 № Наименование разделов программы Тематическое планирование Количес Виды учебной деятельности тво часов на раздел, тему 14 Практическая работа (3) индивидуальная коллективная работа, беседа Виды контроля. 1. Русский язык: прошлое и настоящее 2. Язык в действии 10 Практическая работа (8) индивидуальная коллективная работа, беседа Фронтальный опрос, тест индивидуальная проверка работ 3. Секреты речи и текста 10 Практическая работа (8) индивидуальная коллективная работа, беседа Фронтальный опрос, тест Итоговая работа Фронтальный опрос Беседа, индивидуальная проверка работ Учебно-методическое обеспечение. 1. Русский родной язык. 3 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2019. 2. Русский родной язык. 1–4 классы. Рабочие программы / О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др. М.: Просвещение, 2019. Материально-техническое обеспечение. Технологические карты Русский язык. (с сайта: www.prosv.ru/umk/perspektiva) ноутбук, проектор интерактивная доска Контрольно-измерительные материалы: 1. Канакина В. П., Щёголева Г. С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы. 2. Голубь В.Т. Зачетная тетрадь. Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык. 4 класс. Практическое пособие для начальной школы. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2017. 3. Крылова О.Н. Русский язык: итоговая аттестация: 3 класс: типовые текстовые задания. – М.: Экзамен, 2018. 4. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 3 класс. – М.: Просвещение, 2017. Список литературы: 1.Канакина В. П., Горецкий В. Г. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1—4 классы 14 2.. Канакина В.П,.Горецкий Русский язык. Учебник . М.: Просвещение 2019 г. 3. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь М.: Просвещение 2019 г. 4..Электронное сопровождение к учебнику «Русский язык» 4 класс 6. Канакина В.П., Щёголева Г.С.Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ.1-4 классы. М.: Просвещение 2018г. 7. Панов Г.А. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: просвещение, 2017. 8.Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение,2017. - литература, рекомендованная для учащихся: 1. Русский родной язык. 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ [О.М.Александрова и др.]. – М.:Просвещение, 2020.. 2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. М.: Просвещение 2020г 3. Словари по русскому языку: толковый, орфографический, фразеологизмов, морфемный и словообразовательный 4. Михайлова С.Ю. Русский язык. 4 класс. Тетрадь учебных достижений - М.: Просвещение, 2020. – 112с. 5. Бондаренко А.А. Пишу правильно. Орфографический словарь для начальной школы / А.А. Бондарекно, И.В. Гуркова. - М.: Просвещение, 2021. – 112с. 6. Бондаренко А.А. Рабочий словарик / А.А. Бондарекно. - М.: Просвещение, 2020. – 80 с. 7. Михайлова С.Ю. Русский язык. 4 класс. Тетрадь летних заданий - М.: Просвещение, 2019. – 80 с. 8. Климанова Г.Ф., Бабушкина Т.В. Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 1. М., «Просвещение», 2018 год. 8. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 2. М., «Просвещение», 2018 год. 10. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. « Рабочая тетрадь №1» по русскому языку. М., «Просвещение», 2018 год. 11. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. «Рабочая тетрадь №2» по русскому языку. М., «Просвещение», 2018 год. Интернет-ресурсы Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs Обучающий корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/searchschool.html Издательский дом «Первое сентября». Журнал «Русский язык». URL: http://rus.1september.ru Портал «Словари.ру». URL: http://slovari.ru Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/ Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me 15 Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru Стихия: классическая русская/советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya Учительская газета. URL: http://www.ug.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm Календарно-тематическое планирование № урока Тема урока 3 Русский язык: прошлое и настоящее Где путь прямой, там не езди по кривой Кто друг прямой, тот брат родной Дождик вымочит, а красно солнышко высушит Сошлись два друга – мороз да вьюга. Сошлись два друга – мороз да вьюга. Дело мастера боится 4 Заиграйте, мои гусли 1 2 Колво часов 14 2 2 2 5 Что ни город, то норов 2 2 6-7 У земли ясно солнце, у человека-слово 4 Язык в действии 10 8 Для чего нужны суффиксы? 2 9 Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке? Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам? Как изменяются существительные во множественном числе? 2 Зачем в русском языке такие разные предлоги? Контрольный тест по теме «Язык в действии» Секреты речи и текста Создаём тексты-рассуждения Учимся редактировать тексты 2 Создаём тексты - повествования Представление проектных заданий, выполненных при изучении раздела «Секреты речи и текста» 2 2 10 11 12 13 14-15 16 17 2 2 10 2 4 16 Дата План. Факт. Итого 34 Список тем: «Озеро Байкал в именах прилагательных» «Мой цветок» Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету Учитель: Гунзынова О.Д. Предмет: Родной язык (русский) Класс: 3 а № урока Тема по КТП План, ч Факт, ч Причина Способ Согласовано корректировки корректировки 17 18