Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Улан-Удэ Рабочая программа учебного предмета по русскому языку 3 «в» класс Составитель программы: Варнакова Н.Г., учитель начальных классов г. Улан-Удэ – 2022 1 2.Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Цель: развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык». Задачи: 1. развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»; 2. освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка; 3. овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; 4. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь. Общая характеристика учебного предмета. Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль: он является основным средством общения между людьми; с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в различных областях науки и культуры; язык является основным средством познания окружающего мира; владение родным и государственным языком — это один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности, народности, государства; использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, как умеет им пользоваться, в какой степени проявляет интерес к истории и развитию русского языка, его функционированию в современном мире — во многом определяет его интеллектуальный уровень и социальный статус как члена общества. Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка. Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка —социокультурной и научноисследовательской. Актуальность. Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Принципы: системность, научность, доступность, наглядность, вариативность, реалистичность, минимакс. А также возможность практического применения полученных знаний. Рабочая программа предмета «Русский язык» для 3 класса разработана на основе нормативно-правовых документов: 2 Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4 класса разработана на основе нормативно-правовых документов: 1. Конституция РФ. 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия». 4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 г. с изменениями. 5. Примерная программа по предмету Просвещение, 2020 г. 6. Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта» 7. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28) 8. Локальные акты МАОУ « СОШ №18» 9.Образовательная программа НОО МАОУ СОШ18 3. Место курса в учебном плане: предмет «Русский язык» относится к образовательной области «Филология». На изучение русского языка в начальной школе выделяется 544 или 573часа. В 1 классе — 165 часов (5 часов в неделю, 33 учебные недели): из них 115 часов (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 часов (10 учебных недель) — урокам русского языка. Во 2-4 классах на уроки русского языка отводится по136 часов (4 часа в неделю, 34 учебных недели в каждом классе). 4. Указание количества учебных часов, на реализацию в объеме которых рассчитана рабочая программа На изучение курса «Русский язык» в 3 классе отводится 4 часа в неделю, всего 34 недели. Программа рассчитана на 136 часов за учебный год. 5. Характеристика младшего школьного возраста. Младший школьный возраст – это возраст, когда ребёнок проходит первый этап школьного образования. Его границы исторически подвижны. В настоящее время в нашей стране он охватывает период с 6,5 до 11лет. Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному учению. Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития. Тем более, что в современных условиях многие дошкольники к моменту начала школьного обучения не овладевают высшими уровнями игры (иградраматизация, режиссёрская игра, игра по правилам). На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В процессе их реализации ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат. Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к концу дошкольного детства возрастные предпосылки, от наличия которых зависит готовность ребёнка к школьному обучению. В отличие от дошкольника, младший школьник обладает достаточной физической выносливостью, позволяющей 3 осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения, длительной сосредоточенности. Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более уравновешен, чем дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять проявлениями своих чувств, различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать. В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С подобным опытом во многом связана самооценка младшего школьника – он оценивает себя так, как оценивают его «значимые другие». Для младшего школьника, как и для дошкольника, такими значимыми людьми являются, прежде всего, взрослые. Особое место в жизни ученика начальной школы занимает учитель. В этом возрасте он для ребёнка - образец действий, суждений и оценок. От него решающим образом зависит и принятие позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и самооценка ребёнка. Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации собственной деятельности. Полноценным итогом начального обучения являются основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти новообразования к концу начальной школы должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной общности, но не в индивидуальных действиях каждого ученика. Виды деятельности младшего школьника: Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа) Игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра с правилами) Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и др.) Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях) Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях) 6.Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной программе. Программа конкретизирована для 3 класса, так как примерная программа рассчитана на 1-4 классы. 7. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык» Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем,что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения.Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения,явлении национальной культуры и основе национального самосознания.В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоциональноценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих 4 способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам. 8. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса. Личностные универсальные учебные действия У учащегося будут формироваться: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; - основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; - ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; - установка на здоровый образ жизни; - основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Ученик получит возможность для формирования: - внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; - устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; - адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; - положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; - компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; - морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их 5 мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; - осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; - эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Регулятивные универсальные учебные действия Ученик будет учится: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - различать способ и результат действия; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения иоценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. Ученик получит возможность научиться: - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Ученик научится: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач; - строить сообщения в устной и письменной форме; 6 - ориентироваться на разнообразие способов решения задач; - основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; - устанавливать аналогии; - владеть рядом общих приёмов решения задач. Ученик получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; - записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; - произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач. Коммуникативные универсальные учебные действия Ученик научится: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; - задавать вопросы; 7 - контролировать действия партнёра; - использовать речь для регуляции своего действия; -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Ученик получит возможность научиться: - учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; - с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; -адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. 9. Содержание учебного курса Тема 1. Язык и речь (2 часа) Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.Формирование представлений о языке как основе национального самосознания. Тема 2.Текст, предложение, словосочетание (11 часов) Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение.Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные). Знаки препинания в конце предложений. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании. Тема №3.Слово в языке и речи (18 часов) Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника. Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление). Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. 8 Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов. Тема №4. Состав слова (14 часов). Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Разделительный Ъ. Тема №5 Правописание частей слова. (23 часов) Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых слова. Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости- звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). Тема №5. Части речи (61 часов). Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении. Тема №6. Повторение изученного за год – 7 часов. 9 Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Краеведческий материал в рамках изучения тем: Использование бурятского фольклора при письме по памяти, орфографических пятиминутках; - использование стихотворений бурятских поэтов; - комментированное письмо, зрительно-слуховой диктант, творческий диктант; - составление предложений о природе Бурятии, о Байкале, о животных Баргузинского заповедника; - использование текстов из стихов Намжила Нимбуева для контрольного списывания; Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей программы воспитания: участие в школьной НПК «Шаг в будущее» (январь), подготовка к предметным олимпиадам, в конкурсах проектов, в рамках краеведческой работы проект, рисунков, акция по поздравлению пап и дедушек, мама, бабушек. В случае перевода учащихся на дистанционное обучение будут использоваться следующие образовательные платформы: Российская электронная школа - интерактивные уроки по всему школьному курсу (с 1-го по 11 класс от лучших учителей страны) Учи.ру – уроки по школьным предметам доступны теперь неограниченно в бесплатном режиме. Качественная работа с такими предметами как математика, русский и английский языки, окружающий мир и т.п. ЯКласс - цифровой образовательный ресурс для школ, учеников и родителей Яндекс.Учебник - портал для учителей по математике и русскому языку для учеников 1-5 классов Мои достижения - онлайн сервис самопроверки полученных знаний для учеников с 1 по 11 класс по школьным предметам ZOOM (облачной платформы для проведения онлайн уроков). 10.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. Тематическое планирование по математике для 3-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО: - быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим; - знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; - беречь и охранять природу -быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах; - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; - быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах; - быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чёмто непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. 10 Наименование разделов программы Количество Виды учебной деятельности часов на раздел, тему Язык и речь 2ч Текст, предложение, словосочетан ие Слово в языке и речи 11ч Состав слова 14ч Правописани е частей слова 23ч Части речи 61ч Повторение изученного за год 7ч итого 18ч Виды контроля. Совместно-распределенная учебная Групповой, деятельность (коллективная дискуссия, фронтальный, групповая работа) индивидуальный, диктант Совместно-распределенная учебная Групповой, деятельность (коллективная дискуссия, фронтальный, групповая работа) индивидуальный,дикт ант Совместно-распределенная учебная Групповой, деятельность (коллективная дискуссия, фронтальный, групповая работа) индивидуальный,дикт ант Совместно-распределенная учебная Групповой, деятельность (коллективная дискуссия, фронтальный, групповая работа) индивидуальный,дикт ант Совместно-распределенная учебная Групповой, деятельность (коллективная дискуссия, фронтальный, групповая работа) индивидуальный, диктант Совместно-распределенная учебная Групповой, деятельность (коллективная дискуссия, фронтальный, групповая работа) индивидуальный диктант Совместно-распределенная учебная Групповой, деятельность (коллективная дискуссия, фронтальный, групповая работа) индивидуальный, диктант 136ч. 11 11.Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 3 классе Ученик научится: - различать, сравнивать, кратко характеризовать: имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение; - виды предложений по цели высказывания и интонации; - главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; - выделять, находить: собственные имена существительные; - личные местоимения 1, 2, 3-го лица; - грамматическую основу простого двусоставного предложения; - в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные); - решать учебные и практические задачи: определять род изменяемых имён существительных; - устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени существительного; - задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного; - определять принадлежность имён существительных к 1, 2 3-му склонению; - устанавливать с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении; - находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но; - использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; - подбирать примеры слов с определённойорфограммой; - определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; - безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объёмом 65-80 слов; - проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; - составлять план собственного и предложенного текстов; - определять тип текста: повествование, описание, рассуждение; - корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев; - составлять собственные тексты в жанре письма; -применять правила правописания: приставки, оканчивающиеся на з, с; - непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определённые программой); - буквы о, ё после шипящих в корнях слов; - буквы и, ы после ц в различных частях слов; - мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; - безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных; - буквы о, е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц; - безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных; раздельное написание предлогов с личными местоимениями; - знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов. Ученик получит возможность научиться: - проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова и разбор слова по составу (в словах с однозначно выделяемымиморфемами); - устанавливать род неизменяемых имён существительных (наиболее употребительные слова); - склонять личные местоимения; - различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы; 12 - находить второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение; - самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но; - разбирать по членам простое двусоставное предложение; - применять правило правописания соединительных гласных о, е в сложных словах; - применять правило правописания суффиксов имён существительных -ок-, -ец-, -ицсочетаний ичк, ечк, инк, енк; - применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных на -ий, -ия, -ие; - при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах; - писать подробные изложения; - создавать собственные тексты (писать сочинения) с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи; - соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала). 12. Учебно – методическое обеспечение 1.В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык. Учебник. М.: Просвещение 2018г. 2.В.П.Канакина Русский язык. Рабочая тетрадь М.: Просвещение 2021г. 3.В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. Методическое пособие М.: Просвещение 2019г. 4.В.П.Канакина Работа с трудными словами. М.: Просвещение 2019 5.Т.Н.Ситникова, И.Ф. Яценко. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс Москва «Вако» 2019г. 6.Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого 13. Материально - техническое обеспечение: Ноутбук, интерактивная доска 14. Контрольно-измерительные материалы: 1. В.П.Канакина Русский язык. Тестовые задания. 3класс 2.В.П.Канакина, Г.С.Щёголева Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ.1-4 классы. М.: Просвещение 2018г 3.Г.Т. Дьячкова Диктанты 1-4 кл. Волгоград: «Учитель» 2018г. 4.Е.А.Нефедова, О.В. Узорова Контрольные и проверочные работы по русскому языку. М.:Аквариум,2018г. 5.О.Н.Крылова Контрольные работы по русскому языку. Издательство «Экзамен», М.:2018 6. 1.Е.М.Тихомирова. Тесты по русскому языку 3 класс в двух частях, часть 1. М., «Экзамен», 2018 год. 7. Е.М.Тихомирова. Тесты по русскому языку 3 класс в двух частях, часть 2. М., «Экзамен», 2018год. 15. Список литературы, использованный при разработке программы 1. С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, А.А.Плешаков и др. Сборник рабочих программ. М.: Просвещение 2017г. 2. В.П.Канакина,В.Г.Горецкий. Русский язык. Методическое пособие М.: Просвещение 2018г. 3. Электронное сопровождение к учебнику «Русский язык» 3 класс Литература, рекомендованная для учащихся 13 1. Русский язык. Курс начальной школы в таблицах Минск «Современная школа» 2012г. 2. Словари по русскому языку: толковый, фразеологизмов, морфемный и словообразовательный. 3. В.В.Волина Веселая грамматика. М.: Знание,2018г. 16. Приложение к программе: Календарно - тематический план № уроков Темы и разделы Кол-во часов Язык и речь – 2 ч. 1 2 3 4 5 6 7-8 9-10 11-12 16 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Наша речь. Виды речи. 1 Наш язык. 1 Текст. Предложение. Словосочетание. – 11 ч. Текст. Типы текстов. 1 Предложение. Виды предложений по цели 1 высказывания. Виды предложений по интонации 1 Предложения с обращением 1 Главные и второстепенные члены предложения 2 Простое и сложное предложения. 2 Словосочетание. 2 Контрольный диктант по теме «Предложение» 1 Слово в языке и в речи 18ч. Лексическое значение слова. Однозначные и 1 многозначные слова. Синонимы и антонимы. 1 Омонимы. 1 Слово и словосочетание. 1 Фразеологизмы 1 Обучающее изложение 1 Части речи. 1 Имя существительное 1 Имя прилагательное. 1 Глагол. 1 Что такое имя числительное? 1 Однокоренные слова. 1 Звуки и буквы. Гласные звуки. 1 Звуки и буквы. Согласные звуки. 1 Звонкие и глухие согласные звуки. 1 Разделительный мягкий знак. Обучающее изложение. 1 Обобщение изученного. Проект «Рассказ о 1 слове» Контрольный диктант по теме «Слово в языке 1 и речи» Состав слова 14 ч. Что такое корень слова. Как найти корень в 1 слове? Сложные слова. 1 Что такое окончание? Как найти в слове 1 14 Дата по Дата по плану факту 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47-48 49-50 51 52-53 54-55 56 57 58-60 61-62 63 64 65-66 67 68 69 70-71 72 73 74 75 76,77 окончание? Окончание слова. Что такое приставка? Как найти в слове приставку? Значения приставок. Что такое суффикс. Как найти в слове суффикс. Значения суффиксов. Сочинение по картине А.А.Рылова. Что такое основа слова? Обобщение изученного Контрольный диктант по теме «Состав слова» Обучающее изложение. Проект «Семья слов» Правописание частей слов 23 ч. Правописание слов с безударными гласными в корне Правописание слов с безударными гласными в корне Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне Обучающее изложение. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с удвоенными согласными Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка» Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов» Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Словарный диктант. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. Контрольный диктант по теме «правописание частей слов» Разделительные твёрдые и мягкие знаки. Обучающее изложение. Проект «Составляем орфографический словарь» Части речи 61 ч. Части речи. Имя существительное Значение и употребление имен существительных в речи Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Обучающее изложение. Собственные и нарицательные имена существительные. Проект «Тайна имени» Число имён существительных. 15 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 2 2 1 1 3 2 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 1 2 78,79 80,81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97,98 99 100 101 102,103 104 105,106 107,108 109 110 111 112 113 114 115 116,117 118,119 120 121 122 Род имён существительных. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. Обучающее изложение. Контрольный диктант по теме «Имя существительное» Работа над ошибками. Склонение имен существительных. Падеж имен существительных. Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иванцаревич и лягушка-квакушка» Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж. Словарный диктант. Обучающее изложение. Обобщение изученного. Проект «Зимняя страничка» Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень» Контрольный диктант «Правописание падежных окончаний имен существительных» Имя прилагательное Значение и употребление имён прилагательных в речи. Роль прилагательных в тексте. Текст-описание. Род имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам. Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» Число имен прилагательных Изменение имен прилагательных по падежам Обобщение изученного Отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками» Проект «Имена прилагательные в загадках» Местоимение Личные местоимения. Изменение личных местоимений по родам. Местоимение. Словарный диктант. Обучающее изложение. Глагол Значение и употребление глаголов в речи. Неопределённая форма глаголов. Число глаголов. Времена глаголов. Времена глаголов. Второе лицо глаголов 16 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 123,124 Изменение глаголов по временам. Обучающее изложение 2 125 126 127,128 129 1 1 2 1 130 131 132 133 134 135 136 Род глаголов в прошедшем времени Правописание частицы не с глаголами. Обобщение знаний. Тест. Контрольный диктант по теме «Глагол» Повторение 7 ч. Части речи Обучающее изложение. Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание предлогов и приставок. Правописание безударных гласных. Итоговый контрольный диктант. Текст. Обобщение 1 1 1 1 1 1 1 Список тем творческих, проектных работ: Проект «Рассказ о слове» Проект «Семья слов» Проект «Составляем орфографический словарь» Проект «Тайна имени» Проект «Зимняя страничка» Проект «Имена прилагательные в загадках» Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету Учитель: Варнакова Н.Г. Предмет: русский язык Класс: 3в № Тема по КТП План Факт ч. Причина Способ уроков ч. корректиров корректиров ки ки 17 Согласован но 18