Русский язык (родной) 3 В кл Варнакова Н.Г.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Улан-Удэ

Рабочая программа учебного предмета
По родному (русскому) языку
3 в класс

Составитель программы: Варнакова Н.Г.,
учитель начальных классов

г. Улан-Удэ-2022
1

2. Пояснительная записка
Программа
разработана
на
основе
Федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых
результатов начального общего образования. Программа разработана на основе:
примерной
программы
начального
общего
образования по учебнику
О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая, С.И.Богданов и др. «Русский родной язык».
Цель: расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и
культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому
языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к
культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального
общения;
Задачи:
1. развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать
средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства
языка»;
2. освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского
языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
3. овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге,
составлять несложные монологические высказывания;
4. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному
языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
пробуждение
познавательного
интереса
к
родному
слову,
стремления
совершенствовать свою речь.
Общая характеристика учебного предмета. Язык играет в жизни общества и
каждого человека уникальную роль:
 он является основным средством общения между людьми;
 с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в
различных областях науки и культуры;
 язык является основным средством познания окружающего мира;
 владение родным и государственным языком — это один из критериев
самоидентификации человека как представителя национальности, народности,
государства;
 использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о
культурном уровне человека.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным
языком русского народа, средством межнационального общения. То, что знает
гражданин Российской Федерации о русском языке, как умеет им пользоваться, в какой
степени проявляет интерес к истории и развитию русского языка, его
функционированию в современном мире — во многом определяет его
интеллектуальный уровень и социальный статус как члена общества.
Учебный предмет «Родной русский язык» реализует основную цель обучения:
сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению
русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать
языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с
основами научного описания родного языка.
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения
предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научноисследовательской.
2

Актуальность. Актуальность программы заключается в том, что предметные
знания и умения, приобретённые при изучении родного (русского) языка в начальной
школе, являются фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных
учреждений. В то же время в начальной школе этот предмет является основой
овладения родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и
говорение. Владение словом – инструментом общения, мышления – это
первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без
языкового материала.
Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении
речью. Таким образом, родной язык является эффективным средством развития
личности школьника.
Основная цель обучения родному (русскому) языку – способствовать более
прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать
развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического
анализа,
повышать
уровень
языкового развития школьников, воспитывать
познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального
развития младших школьников, готовить ученика к активной деятельности и
непрерывному образованию в современном обществе.
Основными из них являются следующие принципы:
1.Принцип связи данного курса с уроками русского языка.
Он заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащихся на уроках
русского языка, которые учитель углубляет на дополнительных занятиях.
2.Принцип систематичности в подаче языкового материала.
Этот принцип связан с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во
внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательность его изучения
на уроках.
3.Принцип индивидуальных особенностей обучающихся.
Согласно этому принципу, содержание работы должно определяться с учётом индивидуальных
интересов школьников и способствовать развитию каждого ребёнка.
4. Принцип занимательности.
Занимательность - одно из основных условий пробуждения и поддержания интереса к
занятиям. Занимательность достигается путём использования материалов занимательной
грамматики – игр, шарад, чайнвордов, ребусов, загадок, анаграмм, метаграмм, калейдоскопов и
кроссвордов. Однако занимательность не сводится к развлекательности. Занимательность – это
то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает любознательность. Для
учащихся начальной школы занимательно то, что имеет практическое значение, т.е. приводит к
практическому овладению русским языком.
5. Принцип разнообразия форм и видов работы.
Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их
разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью
формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.
Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому
обучающемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и
жизненные интересы обучающихся.

Рабочая программа предмета «Родной русский язык» для 3 класса разработана на
основе нормативно-правовых документов:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации".
3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике
Бурятия».
3

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования 2009 г. с изменениями.
5. Примерная программа по предмету «Родной русский язык». Просвещение, 2020 г.
6. Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об
организации
внеурочной
деятельности
при
введении
федерального
государственного образовательного стандарта»
7. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», (Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№28)
8. Локальные акты МАОУ « СОШ №18»
9.Образовательная программа НОО МАОУ СОШ18
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с основной образовательной программой начального общего
образования МАОУ «СОШ № 18» и примерными программами начального общего
образования предмет «Родной ( русский) язык» изучается со 1 по 4 класс. Общий объем
учебного времени составляет 67 ч., из них в 1 классе – 16 ч (0,5 ч в неделю, 33 учебные
недели), во 2 классе- 17 ч (0,5 часа в неделю,34 учебные недели), в 3 классе- 17 ч (0,5
часа в неделю,34 учебные недели), в 4 классе – 17 часов (0,5 час в неделю,34 учебные
недели).
4. Указание количества учебных часов, на реализацию в объеме которых
рассчитана рабочая программа на изучение курса в 3 классах на изучение
предмета «Родной (русский) язык» отводится в неделю ‒ 0,5 час, за год ‒ 17 часов.
5.Характеристика младшего школьного возраста. Младший школьный возраст –
это возраст, когда ребёнок проходит первый этап школьного образования. Его границы
исторически подвижны. В настоящее время в нашей стране он охватывает период с 6,5
до
11лет.
Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности,
переход от игры к систематическому, социально организованному учению. Смена
ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий у разных
детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста
игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для
психического развития. Тем более, что в современных условиях многие дошкольники к
моменту начала школьного обучения не овладевают высшими уровнями игры (иградраматизация, режиссёрская игра, игра по правилам).
На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и
познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В
процессе их реализации ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать
собственные учебные действия и их результат.
Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к
концу дошкольного детства возрастные предпосылки, от наличия которых зависит
готовность ребёнка к школьному обучению. В отличие от дошкольника, младший
школьник обладает достаточной физической выносливостью, позволяющей
осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного
напряжения, длительной сосредоточенности.
Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более
уравновешен, чем дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять
проявлениями своих чувств, различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать.
В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него
существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С
4

подобным опытом во многом связана самооценка младшего школьника – он оценивает
себя так, как оценивают его «значимые другие». Для младшего школьника, как и для
дошкольника, такими значимыми людьми являются, прежде всего, взрослые.
Особое место в жизни ученика начальной школы занимает учитель. В этом
возрасте он для ребёнка - образец действий, суждений и оценок. От него решающим
образом зависит и принятие позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и
самооценка ребёнка.
Основными психологическими новообразованиями младшего школьного
возраста являются произвольность психических процессов и способность к
самоорганизации собственной деятельности. Полноценным итогом начального
обучения являются основы понятийного мышления с характерной для него
критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения, а также
желание и умение учиться. Эти новообразования к концу начальной школы должны
проявляться в работе класса или внеклассной учебной общности, но не в
индивидуальных действиях каждого ученика.
Виды деятельности младшего школьника:
 Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия,
групповая работа)
 Игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская
игра, игра с правилами)
 Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование,
социально значимое проектирование и др.)
 Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном
труде, в социально значимых трудовых акциях )
 Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с
различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях)
6. Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной
программе. Программа конкретизирована для 3 класса, так как примерная программа
рассчитана на 1-4 классы.
7. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Родной русский язык»
Ведущее место предмета «Родной русский язык» в системе общего образования
обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской
Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения.
Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о
языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры
и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся
начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к
русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что
правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека.
8. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета, курса.
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут формироваться:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к
школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и
принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
5

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей,
товарищей, родителей и других людей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной
деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков,
так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,
дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие этических чувств —
стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира,
готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного,
нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам
решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной
деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе
критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их
мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и
поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство
как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания
им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение
благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик будет учится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
6

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в
интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и
задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей
и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки
для создания нового, более совершенного результата, использовать запись
(фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной
звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Ученик получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату
и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в
конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
(включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том
числе контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая
виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов,
выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь
текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
7

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для
целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной
связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов,
выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приёмов решения задач.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства
для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть
диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты
ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в
общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает
и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных
задач,
строить
монологическое
высказывание,
владеть
диалогической
формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
8

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные
от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов
и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения
действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.
9. Содержание учебного курса
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» 10 ч. – включает содержание,
обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении
слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит
сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о
национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в
языках и культурах русского и других народов России и мира.
Второй блок – «Язык в действии» 5ч. – включает содержание, обеспечивающее
наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков
использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование
первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка,
развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского
литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный
блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение
норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие
ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех
сферах жизни.
Третий блок – «Секреты речи и текста» 2ч.– связан с совершенствованием четырёх
видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков
младших
школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом
общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из
ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие
умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты
разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности
Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей
программы воспитания: участие в школьной НПК «Шаг в будущее» (январь),
подготовка к предметным олимпиадам, в конкурсах проектов, в рамках краеведческой
9

работы проект, рисунков, конкурсные программы, посвящённые празднованию
Сагаалган.
В случае перевода учащихся на дистанционное обучение будут использоваться
следующие образовательные платформы:
 Российская электронная школа - интерактивные уроки по всему школьному
курсу (с 1-го по 11 класс от лучших учителей страны)
 Учи.ру – уроки по школьным предметам доступны теперь неограниченно в
бесплатном режиме. Качественная работа с такими предметами как математика,
русский и английский языки, окружающий мир и т.п.

ЯКласс - цифровой образовательный ресурс для школ, учеников и родителей
 Яндекс.Учебник - портал для учителей по математике и русскому языку для
учеников 1-5 классов
 Мои достижения - онлайн сервис самопроверки полученных знаний для
учеников с 1 по 11 класс по школьным предметам
 ZOOM (облачной платформы для проведения онлайн уроков).
10.Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности.
Тематическое планирование по родному русскому языку для 3-го класса
составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал
данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов
воспитания обучающихся НОО:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),
внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять
посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
-быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в
учебных занятиях, так и в домашних делах;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь
прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в
этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или
религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с
ограниченными возможностями здоровья;
Тематическое планирование
Наименова Количество часов Виды учебной деятельности
ние
на раздел, тему
разделов
программы
Совместно-распределенная
Русский
10ч
учебная
деятельность
язык:
(коллективная
дискуссия,
прошлое и
групповая работа)
настоящее
Совместно-распределенная
Язык
в
5ч
учебная
деятельность
действии
10

Виды контроля.

Групповой,
фронтальный,
индивидуальный
Групповой,
фронтальный,

Секреты
речи и
текста

2ч

(коллективная
дискуссия,
групповая работа)
Совместно-распределенная
учебная
деятельность
(коллективная
дискуссия,
групповая работа)

11

индивидуальный
Групповой,
фронтальный,
индивидуальный

11. Планируемые результаты освоения
Результаты изучения родного (русского) языка
3--й класс
Личностные результаты
 эмоциональность;
умение осознавать и определять (называть)
свои
эмоции; эмпатия–умение осознавать и определять эмоции
других
людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
 чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность
речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
 любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
 интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
 интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме
общения;
 интерес к изучению языка;
 осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
 самостоятельно формулировать тему и цели урока;
 составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
 работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
 пользоваться словарями, справочниками;
 осуществлять анализ и синтез;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
 адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами
речи.
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;
 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 задавать вопросы.
12.Учебно – методическое обеспечение
1. Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И. Русский родной язык. 3 класс.
Учебное пособие.- М.: Просвещение. 2021.
2. Русский родной язык. 1–4 классы. Рабочие программы / О. М. Александрова, М. И.
Кузнецова, Л. В. Петленко и др. М.: Просвещение,2020
3. Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny
4. Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types
5. Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru
6. Русская речь. http://gramota.ru/
13.Материально - техническое обеспечение:
Ноутбук, проектор, интерактивная доска.
12

14.Контрольно-измерительные материалы:
1 .Е.А.Нефедова, О.В. Узорова Контрольные и проверочные работы по русскому языку.
М.:Аквариум,2018г.
2.О.Н.Крылова Контрольные работы по русскому языку. Издательство «Экзамен»,
М.:2019
6. 1.Е.М.Тихомирова. Тесты по русскому языку 3 класс в двух частях, часть 1. М.,
«Экзамен», 2020 год.
15.Список литературы, использованный при разработке программы
1. С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, А.А.Плешаков и др. Сборник рабочих программ.
М.: Просвещение 2017г.
2. Русский родной язык. 1–4 классы. Рабочие программы / О. М. Александрова, М. И.
Кузнецова, Л. В. Петленко и др. М.: Просвещение,2020
Литература, рекомендованная для учащихся
1. Русский язык. Курс начальной школы в таблицах Минск «Современная школа»
2012г.
2. Словари по русскому языку: толковый, фразеологизмов, морфемный и
словообразовательный.
3. В.В.Волина Веселая грамматика. М.: Знание,2019г.
16. Приложение к программе:
Календарно - тематический план
№ ур.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

11
12
13
14
15

16

Темы и разделы

Колво
часов
Русский язык: прошлое и настоящее – 10 ч.
Где путь прямой, там не езди по кривой.
1
Кто друг прямой, тот брат родной.
1
Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.
1
Сошлись два друга - мороз да вьюга.
1
Ветер без крыльев летает.
1
Какой лес без чудес.
1
Дело мастера боится.
1
Заиграйте, мои гусли...
1
Что ни город, то норов.
1
У земли ясно солнце, у человека - слово. Проект
1
«Пословицы и поговорки народов Бурятии»
Язык в действии – 5ч.
Для чего нужны суффиксы.
1
Какие особенности рода имен существительных есть
1
в русском языке?
Все ли имена существительные «умеют» изменяться
1
по числам?
Как изменяются имена существительные во
1
множественном числе?
Зачем в русском языке такие разные предлоги?
1
Контрольная работа
Секреты речи и текста– 2ч.
Создаем тексты-рассуждения. Учимся редактировать
1
тексты
13

Дата по Дата по
плану
факту

17

Создаем тексты-повествования. Проект « Юные
знатоки родного языка»

1

Список тем творческих, проектных работ:
Проект «Пословицы и поговорки народов Бурятии»
 Проект «Юные знатоки родного языка»



Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету
Учитель: Варнакова Н.Г.
Предмет: Родной русский язык
Класс: 3в

№
уроков

Тема по КТП

План,
ч.

Факт,
ч.

Причина
корректиров
ки

Способ
корректиров
ки

Согласован
но

Инструкция для учащихся
по выполнению итоговой работы по Родному русскому языку
На выполнение работы по промежуточной аттестации по предмету «Родной
русский язык» даётся 40 минут. Работа включает в себя 10 заданий.
Ответы на задания записывай после каждого задания. Если ты хочешь изменить
ответ, то зачеркни его и запиши рядом новый.

14

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими
тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, другими
справочными материалами.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике
проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Все задания
обязательны для выполнения. Постарайся выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
Работа предназначена для проведения итоговой аттестации учащихся 3 класса
по учебному предмету «Родной русский язык».
Основной целью работы является проверка и оценка способности
третьеклассников применять полученные в процессе изучения родного русского языка
знаний для решения разнообразных задач учебного и практического характера.
Полнота проверки обеспечивается за счёт включения заданий, составленных на
материале основных разделов курса родного русского языка:
морфемика,
морфология, синтаксис, лексика, орфография и пунктуация, развитие речи.
Содержание заданий итоговой работы позволяет обеспечить полноту проверки
подготовки учащихся на базовом уровне. За счёт включения задания повышенного
уровня сложности работа дает возможность осуществить более тонкую
дифференциацию учащихся по уровню подготовки и зафиксировать достижение
третьеклассником обязательных для овладения планируемых результатов не только на
базовом, но и на повышенном уровне.
В работе используются два вида заданий: с кратким ответом, с развёрнутым
ответом.
После проверки работ заполняется таблица «Результаты итоговой работы по родному
русскому языку в 3 классе». Выводится общая сумма баллов, которая переводится в
отметку.

15

Кодификатор проверяемых требований (умений).

Блок
№
содержания
задания
1
Морфемика
2
Морфология

3

4

5
6
7

8
9
10

Контролируемое знание/умение

Уровень
сложности
Разбирать слова по составу
Б
Находить
существительное
с Б
заданными
грамматическими
признаками
Развитие речи Подбирать
слова,
которые Б
подходят по смыслу к заданному
слову
Синтаксис
и Правильно
расставлять
знаки Б
пунктуация
препинания внутри предложения и
выделять однородные члены
Фразеология
Подбирать подходящее по смыслу Б
слово в устойчивое выражение
Лексика
Подбирать антонимы / синонимы
Б
Фразеология
Подбирать анатомические или Б
синонимические
пары
к
выражениям
Орфография
Применять
на
практике Б
теоретические знания правил
Развитие речи Подбирать концовку к заданным П
пословицам
Орфография
Определять
и
группировать П
изученные орфограммы

Балл
1
1

1

1

1
1
1

1
2
2

Условные обозначения:
Уровень сложности: Б – базовый уровень сложности, П – повышенный
уровень.

Вариант 1
Базовый уровень

1. Разбери слова по составу: вазочка, северный, переходы.

2.Подчеркни словосочетание, в котором имя существительное употреблено в
родительном падеже: лететь через лес, ловить рыбу, жил у сестры, удивляться
красоте.

16

3.Подбери и запиши три прилагательных, которые подходят по смыслу к
существительному семья.
___________________________________________________________________________
________

4.Поставь знаки препинания в предложении. Подчеркни одной чертой
однородные члены предложения: На земле лежат прошлогодние листья сухие
травинки

5. Какое прилагательное надо вставить в словосочетание «Как за … стеной»,
чтобы получилось устойчивое выражение? __________________________
6. Подбери и запиши по одному антониму к каждому слову:
Холодный- ____________________
Смелый- _______________________
Защищать- ________________________
7.Выберите из приведённых фразеологизмов антонимические пары, обозначь
каждую пару определённым цветом:
Кот наплакал, попасть в точку, слова не вытянешь, куры не клюют, рта не закрывает,
олух царя небесного, ходить вокруг да около, брать быка за рога, семи пядей во лбу.
8. Вставь, где требуется, непроизносимую согласную букву: учас..ник, чудес..ный,
вкус..ный, окрес..ный.
Повышенный уровень
9.* Допиши пословицу:
Слово - не воробей, ...
Слышит звон, ...

10*.Запиши слова в три столбика в зависимости от того, какая орфограмма в
корне:
Поздний, смешной, книжка, тропинка, травка, честный, мясной, редкий, звёздный,
окно.

17

Вариант 2
Базовый уровень
1. Разбери слова по составу: козочка, цветной, походка
2.Подчеркни словосочетание, в котором имя существительное употреблено в
родительном падеже: встречать сестру, радоваться дождю, смотреть на картинку,
бежать от волка.

3.Подбери и запиши три прилагательных, которые подходят по смыслу к
существительному облако:
___________________________________________________________________________
__________
4. Поставь знаки препинания в предложении. Подчеркни одной чертой
однородные члены предложения: Почтальон доставляет письма журналы газеты

5.Какое слово нужно вставить в словосочетание «Как … наплакал», чтобы
получилось устойчивое выражение? __________________________

6.Подбери и запиши по одному синониму к каждому слову:
Болезнь- __________________________
Очи- _________________________
Пламя- _____________________
7.Запиши, что обозначают фразеологизмы:
Зарубить себе на носу _________________________________________________
Бить баклуши _______________________________________________________
Жить на широкую
ногу__________________________________________________________
Перемывать косточки
___________________________________________________________
8. Вставь, где требуется, непроизносимую согласную букву: наез..ник, чудес..ный,
тес..ный, прекрас..ный, прелес..ный.
Повышенный уровень
9.* Допиши пословицу:
18

У семи нянек….
Дружба дружбой…
Вставь, где требуется, непроизносимую согласную букву: наез..ник,
чудес..ный, тес..ный, прекрас..ный, прелес..ный.
10*. Запиши данные слова в три столбика в зависимости от того, какая
орфограмма в корне:
Вершина, сердце, грядка, поздно, дрожать, блузка, грустный, ножки, угощение.

Вариант 3
Базовый уровень
1. Разбери слова по составу: травушка, поездка, библиотекарь
2. Подчеркни словосочетание, в котором имя существительное употреблено в
дательном падеже: встречать сестру, радоваться дождю, смотреть на картинку,
бежать от волка.

3.
Подбери и запиши три прилагательных, которые подходят по смыслу к
существительному яблоко:
___________________________________________________________________________
__________

4.
Поставь знаки препинания в предложении. Подчеркни одной чертой
однородные члены предложения: Муравей спустился к ручью напился воды улёгся
спать

5.
Какое слово нужно вставить в словосочетание «Душа ….. ушла», чтобы
получилось устойчивое выражение? ______________________________
6.
Подбери и запиши по одному антониму к каждому слову:
Кислый- ____________________
Друг-__________________________
Тихий-_______________________
7.
Запиши, что обозначают фразеологизмы:
Повесить нос - _________________________________________________
Рукой подать- _______________________________________________________
19

Работать,
как
лошадь__________________________________________________________
Очки втирать - ___________________________________________________________

8. Вставь, где требуется, непроизносимую согласную букву: радос..но, праз..ник,
доблес..ный, ужас..ный.
Повышенный уровень
9.* Допиши пословицу:
Закончил дело…..
Утро вечера….

10*. Запиши данные слова в три столбика в зависимости от того, какая
орфограмма в корне:
Цветок, местность, пробка, радостный, косилка, лодка, доблестный, варежки, гроза.

Вариант 4
Базовый уровень
1. Разбери слова по составу: прогулка, смолистые, подснежник
2. Подчеркни словосочетание, в котором имя существительное употреблено в
творительном падеже: опускалась от тяжести, стояли на краю, на дне озера,
шевелил лапками, к зелёному шарику.
3. Подбери и запиши три прилагательных, которые подходят по смыслу к
слову путь:
________________________________________________________________________
_____
4. Поставь знаки препинания в предложении, подчеркни одной чертой
однородные члены предложения: На дальней изгороди сороки вертят
головами качают хвостиками трещат

5.Какое слово нужно вставить в фразу «Вешать … на уши», чтобы получилось
устойчивое выражение: __________________________________
6.Подбери и запиши по одному синониму к каждому слову:
20

Отважный- ___________________
Конец-________________________
Дорога-__________________________
7.Запиши, что обозначают фразеологизмы:
Денег куры не клюют-__________________________________________________
Клевать носом-________________________________________________________
Живут как кошка с собакой-_____________________________________________
Как в воду канул-______________________________________________________
8. Допиши, где требуется, Ь знак: луч , реч , молодёж , вещ , скрипач .

Повышенный уровень
9.* Допиши пословицу:
Мал золотник…
Готовь сани летом, ….
10*. Запиши данные слова в три столбика в зависимости от того, какая
орфограмма в корне:
Тяжёлый, окрестность, шубка, ненастный, скворцы, робкий, устно, ошибка, кормить.

Система оценивания промежуточной аттестации по родному русскому языку.
3 класс.
№ задания
1

Ключ ответов
1вариант-ваз (корень), очк (суффикс), а (окончание), вазочк (основа);
север (корень), н (суффикс), ый (окончание), северн (основа);
ход (корень), пере (приставка), ы (окончание), переход (основа);
2 вариант-коз (корень), очк (суффикс), а (окончание), козочк (основа);
цвет (корень), н (суффикс), ой (окончание), цветн (основа);
ход (корень), по (приставка), к (суффикс), а (окончание), походк (основа);
3 вариант-трав(корень), ушк(суффикс), а(окончание), травушк(основа);
езд(корень), по(приставка), к(суффикс), а(окончание), поездк(основа);
больш(корень), ущ(суффикс), ий(окончание), большущ(основа);
4 вариант- гул(корень),про(приставка), к(суффикс), а(окончание),
прогулк(основа);
смол(корень), ист(суффикс), ые(окончание), смолист(основа);
снеж(корень), под(приставка), ник(суффикс), подснежник(основа);
21

Баллы
1

1 вариант - жил у сестры
2 вариант- бежать от волка
3 вариант- радоваться дождю
4 вариант- шевелил лапками

2

1

1 вариант- дружная, крепкая, большая
2 вариант- воздушное, белое, низкое
3 вариант- круглое, спелое, сладкое
4 вариант- светлый, безопасный, короткий

3

1

1 вариант- На земле лежат прошлогодние листья, сухие травинки.
2 вариант-Почтальон доставляет письма, журналы, газеты.
3 вариант-Муравей спустился к ручью, напился воды, улёгся спать.
4 вариант-На дальней изгороди сороки вертят головами, качают
хвостиками, трещат.

4

1

5

1 вариант- каменной
2 вариант- кот
3 вариант- в пятки
4 вариант- лапшу

1

6

1 вариант- горячий, трусливый, обвинять
2 вариант- недуг, глаза, огонь
3 вариант- сладкий, враг, громкий
4 вариант- смелый, финал, путь

1

7

1 вариант-кот наплакал- куры не клюют

1

2

3

4

слова не вытянешь- рта не закрывает
семи пядей во лбу- олух царя небесного
ходить вокруг да около- попасть в точку
вариант- запомнить
тунеядствовать, ничего не делать
жить богато, жить шикарно
сплетничать
вариант- грустить
близко
много работать
обманывать
вариант- много денег
засыпать
часто ссорятся
пропал

22

8

1 вариант- участник, чудесный, вкусный, окрестный
2 вариант- наездник, тесный, прекрасный, прелестный
3 вариант- радостный, праздник, доблестный, ужасный
4 вариант- луч, речь, молодёжь, вещь, скрипач

1

9*

1 вариант- Слово не воробей, вылетит- не поймаешь.
Слышал звон, да не знает- где он.
2 вариант- У семи нянек дитя без присмотра.
Дружба- дружбой, а служба- службой.
3 вариант- Закончил дело- гуляй смело.
Утро вечера мудренее.
4 вариант- Мал золотник, да дорог.
Готовь сани летом, а телегу - зимой.

2

10

1 вариант- смешной, тропинка, мясной, окно
поздний, звёздный, честный
книжка, травка, редкий
2 вариант- вершина, дрожать, угощение
сердце, поздно, грустный
грядка, блузка, ножки
3 вариант- цветок, косилка, гроза
местность, радостный, доблестный
пробка, лодка, варежки

2

*

4 вариант- тяжёлый, скворцы, кормить
окрестность, ненастный, устно
шубка, робкий, ошибка
Максимальное количество баллов- 12. За каждое верно выполненное задание базового
уровня ученик получает 1 балл. За правильно выполненные задания повышенного
уровня- по 2 балла. За частично выполненное задание повышенного уровня – 1 балл.
Если задание не выполнено или ученик не приступил к выполнению заданий
повышенного уровня – 0 баллов.
«5»
12-11 баллов

«4»
10-9 баллов

«3»
8-7 баллов
ОВЗ (8-6 баллов)

«2»
6-0 баллов
ОВЗ (5-0 баллов)

Анализ итоговой работы по родному русскому языку. 3 «___» класс
Учитель __________________________________________________
Количество учащихся в классе ______________________________
Выполнили работу ___________ человек ___________%
Диагностика предметных умений
Задание

Проверяемые умения

Баллы
23

Количество

% учащихся,

учащихся,
справившихся
справившихся
с заданием
с заданием
Базовый уровень
1
2
3
4
5
6
7
8

9
10

Уметь разбирать слова по составу
1 балл
Находить
существительное
с
заданными
грамматическими 1 балл
признаками
Правильно подбирать слова, которые
1 балл
подходят по смыслу к заданному слову
Правильно
расставлять
знаки
препинания внутри предложения и 1 балл
выделять однородные члены
Подбирать подходящее по смыслу
1 балл
слово в устойчивое выражение
Уметь подбирать антонимы
1 балл
Подбирать
анатомические
или
1 балл
синонимические пары к выражениям
Применять на практике теоретические
1 балл
знания правил
Повышенный уровень
Подбирать концовку к заданным
пословицам
Определять и группировать изученные
орфограммы

2 балла
2 балла
Количество
учащихся

Результаты работы

% учащихся

Базовый уровень усвоен полностью (8 баллов)
Базовый уровень усвоен не полностью (6 – 7
баллов)
Отметка
Баллы

«2»
0 – 6 баллов
ОВЗ (0-5 б.)

«3»
7-8 баллов
ОВЗ (6-8 б.)

«4»
9-10 баллов

«5»
11-12 баллов

Базовый уровень усвоен частично (5 баллов)
Базовый уровень не усвоен (4 балла и менее)
Повышенный уровень усвоен полностью (4 балла)

Итог работы:
«5» –

«3» –

Успеваемость –

«4» –

«2» –

Качество знаний –

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».