Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Улан-Удэ Рабочая программа учебного предмета (курса) по русскому (родному) языку 3 «Г» класс Составитель программы: Окунева О.А. учитель начальных классов г. Улан-Удэ – 2022 год Пояснительная записка Цели изучения учебного предмета «Русский родной язык» Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в которых федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования наряду с изучением обязательного курса русского языка предусмотрено изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского родного языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации. В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей: расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения; формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете; совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке; совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию; приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний. Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» составляют следующие документы: 1. Конституция РФ. 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия». 4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 г. с изменениями. 5. Примерная программа по предмету «Литературное чтение». Просвещение, 2020 г. 6. Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта» 7. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28) 8. Локальные акты МАОУ « СОШ №18» 9.Образовательная программа НОО МАОУ СОШ18 Цель: расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения; Задачи: 1. развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»; 2. освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка; 3. овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; 4. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь. 3. Место курса «Русский (родной) язык» в учебном плане Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку 34 часа в 1-4 классах). 4.Общая характеристика учебного предмета. Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль: он является основным средством общения между людьми; с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в различных областях науки и культуры; язык является основным средством познания окружающего мира; владение родным и государственным языком — это один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности, народности, государства; использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, как умеет им пользоваться, в какой степени проявляет интерес к истории и развитию русского языка, его функционированию в современном мире — во многом определяет его интеллектуальный уровень и социальный статус как члена общества. Учебный предмет «Родной русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка. Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научноисследовательской. Актуальность. Актуальность программы заключается в том, что предметные знания и умения, приобретённые при изучении родного (русского) языка в начальной школе, являются фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений. В то же время в начальной школе этот предмет является основой овладения родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью. Таким образом, родной язык является эффективным средством развития личности школьника. Основная цель обучения родному (русскому) языку – способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников, готовить ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе. Основными из них являются следующие принципы: 1.Принцип связи данного курса с уроками русского языка. Он заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащихся на уроках русского языка, которые учитель углубляет на дополнительных занятиях. 2.Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип связан с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательность его изучения на уроках. 3.Принцип индивидуальных особенностей обучающихся. Согласно этому принципу, содержание работы должно определяться с учётом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ребёнка. 4. Принцип занимательности. Занимательность - одно из основных условий пробуждения и поддержания интереса к занятиям. Занимательность достигается путём использования материалов занимательной грамматики – игр, шарад, чайнвордов, ребусов, загадок, анаграмм, метаграмм, калейдоскопов и кроссвордов. Однако занимательность не сводится к развлекательности. Занимательность – это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает любознательность. Для учащихся начальной школы занимательно то, что имеет практическое значение, т.е. приводит к практическому овладению русским языком. 5. Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала. Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся. 5.Характеристика младшего школьного возраста. Младший школьный возраст – это возраст, когда ребёнок проходит первый этап школьного образования. Его границы исторически подвижны. В настоящее время в нашей стране он охватывает период с 6,5 до 11лет. Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному учению. Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития. Тем более, что в современных условиях многие дошкольники к моменту начала школьного обучения не овладевают высшими уровнями игры (иградраматизация, режиссёрская игра, игра по правилам). На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В процессе их реализации ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат. Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к концу дошкольного детства возрастные предпосылки, от наличия которых зависит готовность ребёнка к школьному обучению. В отличие от дошкольника, младший школьник обладает достаточной физической выносливостью, позволяющей осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения, длительной сосредоточенности. Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более уравновешен, чем дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять проявлениями своих чувств, различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать. В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С подобным опытом во многом связана самооценка младшего школьника – он оценивает себя так, как оценивают его «значимые другие». Для младшего школьника, как и для дошкольника, такими значимыми людьми являются, прежде всего, взрослые. Особое место в жизни ученика начальной школы занимает учитель. В этом возрасте он для ребёнка - образец действий, суждений и оценок. От него решающим образом зависит и принятие позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и самооценка ребёнка. Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации собственной деятельности. Полноценным итогом начального обучения являются основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти новообразования к концу начальной школы должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной общности, но не в индивидуальных действиях каждого ученика. 6.Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной программе. Программа конкретизирована для 3 класса, так как примерная программа рассчитана на 1-4 классы. 7.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Родной русский язык» Ведущее место предмета «Родной русский язык» в системе общего образования обусловлено тем,что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. 8.Личностные универсальные учебные действия У учащегося будут формироваться: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; - основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; - ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; - установка на здоровый образ жизни; - основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Ученик получит возможность для формирования: - внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; - устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; - адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; - положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; - компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; - морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; - осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; - эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Регулятивные универсальные учебные действия Ученик будет учится: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - различать способ и результат действия; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения иоценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. Ученик получит возможность научиться: - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Ученик научится: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач; - строить сообщения в устной и письменной форме; - ориентироваться на разнообразие способов решения задач; - основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; - устанавливать аналогии; - владеть рядом общих приёмов решения задач. Ученик получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; - записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; - произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач. Коммуникативные универсальные учебные действия Ученик научится: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; - задавать вопросы; - контролировать действия партнёра; - использовать речь для регуляции своего действия; -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Ученик получит возможность научиться: - учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; - с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; -адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. 9. Содержание учебного курса В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки: Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» 10 ч. – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира. Второй блок – «Язык в действии»5ч. – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни. Третий блок – «Секреты речи и текста» 2 ч.– связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности. Краеведение: традиции бурятского народа. Поговорки и пословицы народов Бурятии. Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей программы воспитания: проведение тематических классных часов, участие в школьном этапе ВОШ (сентябрь-октябрь), в научно-практической конференции «Первые шаги» (ноябрь), международном конкурс «Русский медвежонок» (весна). Участие в конкурсах проектов, рисунков, плакатов по различным тематикам, викторинах, интеллектуальных играх, конкурсных программах, посвящённых празднованию Дню матери, Сагаалган, Дню защитника Отечества, Международному женскому дню и т.д. (в течение года), экскурсии в туристические центры культуры («Семейские», «Степной кочевник») (апрель, май). В случае перевода учащихся на дистанционное обучение будут использоваться следующие образовательные платформы: Российская электронная школа - интерактивные уроки по всему школьному курсу (с 1-го по 11 класс от лучших учителей страны) Учи.ру – уроки по школьным предметам доступны теперь неограниченно в бесплатном режиме. Качественная работа с такими предметами как математика, русский и английский языки, окружающий мир и т.п. ЯКласс - цифровой образовательный ресурс для школ, учеников и родителей Яндекс.Учебник - портал для учителей по математике и русскому языку для учеников 1-5 классов Мои достижения - онлайн сервис самопроверки полученных знаний для учеников с 1 по 11 класс по школьным предметам 10.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. Тематическое планирование по русскому (родному) языку для 3 класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО: - быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим; - быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах; - знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); - проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; - соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; - уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; - быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. Тематическое планирование Наименова Количество часов Виды учебной деятельности Виды контроля. ние на раздел, тему разделов программы Совместно-распределенная Групповой, Русский 20ч учебная деятельность фронтальный, язык: (коллективная дискуссия, индивидуальный прошлое и групповая работа) настоящее Совместно-распределенная Групповой, Язык в 10ч учебная деятельность фронтальный, действии (коллективная дискуссия, индивидуальный групповая работа) Совместно-распределенная Групповой, Секреты 4ч учебная деятельность фронтальный, речи и (коллективная дискуссия, индивидуальный текста групповая работа) Планируемые результаты освоения Результаты изучения родного (русского) языка 3--й класс Личностные результаты эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия–умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Учебно – методический комплект 1.В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык. Учебник. М.: Просвещение 2020г. 2.О.М.Александрова. Родной русский язык.Учебник.М.: Просвещение 2021г. 3.В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. Методическое пособие М.: Просвещение 2019г. 4.В.П.Канакина Работа с трудными словами. М.: Просвещение 5.Т.Н.Ситникова, И.Ф. Яценко. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс Москва «Вако» 2019г. 6.Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого Материально - техническое обеспечение: Ноутбук, проектор Контрольно-измерительные материалы: 1. В.П.Канакина Русский язык. Тестовые задания. 3класс2.В.П.Канакина, Г.С.Щёголева Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ.1-4 классы. М.: Просвещение 2019г 3.Г.Т. Дьячкова Диктанты 1-4 кл. Волгоград: «Учитель» 4.Е.А.Нефедова, О.В. Узорова Контрольные и проверочные работы по русскому языку. М.:Аквариум,2019г. 5.О.Н.Крылова Контрольные работы по русскому языку. Издательство «Экзамен», М. 6. 1.Е.М.Тихомирова. Тесты по русскому языку 3 класс в двух частях, часть 1. М., «Экзамен», 2019 год. 7. Е.М.Тихомирова. Тесты по русскому языку 3 класс в двух частях, часть 2. М., «Экзамен», 2019год. Список литературы, использованный при разработке программы 1. С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, А.А.Плешаков и др. Сборник рабочих программ. М.: Просвещение 2019г. 2. В.П.Канакина,В.Г.Горецкий. Русский язык. Методическое пособие М.: Просвещение 2018г. 3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов МинобрнаукиРоссии от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357) 4. Электронное сопровождение к учебнику «Русский язык» 3 класс Литература, рекомендованная для учащихся 1. Русский язык. Курс начальной школы в таблицах Минск «Современная школа» 2. Словари по русскому языку: толковый, фразеологизмов, морфемный и словообразовательный. 3. В.В.Волина Веселая грамматика. М.: Знание Приложение: Приложение 1 Календарно - тематический план № ур. Темы и разделы 1 2 3 КолДата по Дата по во плану факту часов Русский язык: прошлое и настоящее – 10 часа Где путь прямой, там не езди по кривой. 2 Кто друг прямой, тот брат родной. 2 Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. 2 4 Сошлись два друга - мороз да вьюга. 2 5 Ветер без крыльев летает. 2 6 Какой лес без чудес. 2 7 Дело мастера боится. 2 8 Заиграйте, мои гусли... 2 9 Что ни город, то норов. 2 10 У земли ясно солнце, у человека - слово. 2 Язык в действии – 5ч Для чего нужны суффиксы. 11 12 2 15 Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке? Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам? Как изменяются имена существительные во множественном числе? Зачем в русском языке такие разные предлоги? 16 Секреты речи и текста– 2ч Создаем тексты-рассуждения. 2 17 Учимся редактировать тексты 2 итого 34 ч 13 14 Список тем творческих, проектных работ: Проект «Семья слов» 2 2 2 2 Проект «Пословицы и поговорки» Приложение 2 Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету Учитель: Окунева О.А. Предмет: Родной (русский) язык Класс: 3г № урока Тема по КТП План, ч Факт, ч Причина Способ Согласовано корректировки корректировки 2.В.П.Канакина, Г.С.Щёголева Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ.1-4 классы. М.: Просвещение 2019г 3.Г.Т. Дьячкова Диктанты 1-4 кл. Волгоград: «Учитель» 4.Е.А.Нефедова, О.В. Узорова Контрольные и проверочные работы по русскому языку. М.:Аквариум,2019г. 5.О.Н.Крылова Контрольные работы по русскому языку. Издательство «Экзамен», М. 6. 1.Е.М.Тихомирова. Тесты по русскому языку 3 класс в двух частях, часть 1. М., «Экзамен», 2019 год. 7. Е.М.Тихомирова. Тесты по русскому языку 3 класс в двух частях, часть 2. М., «Экзамен», 2019год. Список литературы, использованный при разработке программы 1. С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, А.А.Плешаков и др. Сборник рабочих программ. М.: Просвещение 2019г. 2. В.П.Канакина,В.Г.Горецкий. Русский язык. Методическое пособие М.: Просвещение 2018г. 3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов МинобрнаукиРоссии от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357) 4. Электронное сопровождение к учебнику «Русский язык» 3 класс Литература, рекомендованная для учащихся 1. Русский язык. Курс начальной школы в таблицах Минск «Современная школа» 2. Словари по русскому языку: толковый, фразеологизмов, морфемный и словообразовательный. 3. В.В.Волина Веселая грамматика. М.: Знание Календарно - тематический план № ур. 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-24 25-26 27-28 29-30 Темы и разделы КолДата по Дата по во плану факту часов Русский язык: прошлое и настоящее – 20 часа Где путь прямой, там не езди по кривой. 2 Кто друг прямой, тот брат родной. 2 Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. 2 Сошлись два друга - мороз да вьюга. 2 Ветер без крыльев летает. 2 Какой лес без чудес. 2 Дело мастера боится. 2 Заиграйте, мои гусли... 2 Что ни город, то норов. 2 У земли ясно солнце, 2 у человека - слово. Язык в действии – 10ч Для чего нужны суффиксы. 2 Какие особенности рода имен существительных есть 2 в русском языке? Все ли имена существительные «умеют» изменяться 2 по числам? Как изменяются имена существительные во 2 множественном числе? Зачем в русском языке такие разные предлоги? 2 Секреты речи и текста– 4ч Создаем тексты-рассуждения. Учимся редактировать тексты Создаем тексты-повествования Обобщение. Урок-игра « В мире родного языка» 31 32 33 34 1 1 1 1 Список тем творческих, проектных работ: Проект «Семья слов» Проект «Пословицы и поговорки» ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат 603332450510203670830559428146817986133868576020 Владелец Макарова Елена Анатольевна Действителен С 01.03.2021 по 01.03.2022