Русский язык (родной) 3 Г кл. Окунева О.А

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Улан-Удэ

Рабочая программа учебного предмета (курса)
по русскому (родному) языку
3 «Г» класс

Составитель программы: Окунева О.А.
учитель начальных классов

г. Улан-Удэ – 2022 год

Пояснительная записка
Цели изучения учебного предмета «Русский родной язык»
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для
функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в которых федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования наряду
с изучением обязательного курса русского языка предусмотрено изучение русского
языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на
сопровождение основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех
школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения
основной образовательной программы начального общего образования по русскому
языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным
стандартом. В то же время цели курса русского родного языка в рамках
образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
имеют свою специфику, обусловленную дополнительным характером курса, а также
особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской
Федерации.
В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение
следующих целей:
 расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и
культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому
языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к
культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального
общения;
 формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых
единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с
национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного
языка и русском речевом этикете;
 совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц,
анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей
картины мира, отражённой в языке;
 совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
 совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к
речевому самосовершенствованию;
 приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку,
воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по
учебному предмету «Русский родной язык» составляют следующие документы:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации".
3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в
Республике Бурятия».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования 2009 г. с изменениями.
5. Примерная программа по предмету «Литературное чтение». Просвещение, 2020
г.

6. Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011 № 03-296
«Об организации внеурочной деятельности при введении федерального
государственного образовательного стандарта»
7. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», (Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№28)
8. Локальные акты МАОУ « СОШ №18»
9.Образовательная программа НОО МАОУ СОШ18
Цель: расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и
культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому
языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к
культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального
общения;
Задачи:
1. развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать
средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства
языка»;
2. освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского
языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
3. овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге,
составлять несложные монологические высказывания;
4. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному
языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
пробуждение
познавательного
интереса
к
родному
слову,
стремления
совершенствовать свою речь.
3. Место курса «Русский (родной) язык» в учебном плане
Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным
результатам освоения основной образовательной программы, представленной в
федеральном государственном образовательном стандарте начального общего
образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку 34 часа в 1-4 классах).
4.Общая характеристика учебного предмета. Язык играет в жизни общества и
каждого человека уникальную роль:
 он является основным средством общения между людьми;
 с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в
различных областях науки и культуры;
 язык является основным средством познания окружающего мира;
 владение родным и государственным языком — это один из критериев
самоидентификации человека как представителя национальности, народности,
государства;
 использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о
культурном уровне человека.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным
языком русского народа, средством межнационального общения. То, что знает
гражданин Российской Федерации о русском языке, как умеет им пользоваться, в какой
степени проявляет интерес к истории и развитию русского языка, его
функционированию в современном мире — во многом определяет его
интеллектуальный уровень и социальный статус как члена общества.

Учебный предмет «Родной русский язык» реализует основную цель обучения:
сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению
русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать
языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с
основами научного описания родного языка.
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения
предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научноисследовательской.
Актуальность. Актуальность программы заключается в том, что предметные
знания и умения,
приобретённые при изучении родного (русского) языка в начальной школе, являются
фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений. В то же
время в начальной школе этот предмет является основой овладения родным языком
через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Владение
словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта
ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала.
Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении
речью. Таким образом, родной язык является эффективным средством развития
личности школьника.
Основная цель обучения родному (русскому) языку – способствовать более
прочному и
сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи
детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать
уровень
языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к
родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников,
готовить ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в
современном обществе.
Основными из них являются следующие принципы:
1.Принцип связи данного курса с уроками русского языка.
Он заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащихся на уроках
русского языка, которые учитель углубляет на дополнительных занятиях.
2.Принцип систематичности в подаче языкового материала.
Этот принцип связан с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во
внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательность его изучения
на уроках.
3.Принцип индивидуальных особенностей обучающихся.
Согласно этому принципу, содержание работы должно определяться с учётом индивидуальных
интересов школьников и способствовать развитию каждого ребёнка.
4. Принцип занимательности.
Занимательность - одно из основных условий пробуждения и поддержания интереса к
занятиям. Занимательность достигается путём использования материалов занимательной
грамматики – игр, шарад, чайнвордов, ребусов, загадок, анаграмм, метаграмм, калейдоскопов и
кроссвордов. Однако занимательность не сводится к развлекательности. Занимательность – это
то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает любознательность. Для
учащихся начальной школы занимательно то, что имеет практическое значение, т.е. приводит к
практическому овладению русским языком.
5. Принцип разнообразия форм и видов работы.
Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их
разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью
формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.
Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому
обучающемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и
жизненные интересы обучающихся.

5.Характеристика младшего школьного возраста. Младший школьный возраст –
это возраст, когда ребёнок проходит первый этап школьного образования. Его границы
исторически подвижны. В настоящее время в нашей стране он охватывает период с 6,5
до
11лет.
Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности,
переход от игры к систематическому, социально организованному учению. Смена
ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий у разных
детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста
игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для
психического развития. Тем более, что в современных условиях многие дошкольники к
моменту начала школьного обучения не овладевают высшими уровнями игры (иградраматизация, режиссёрская игра, игра по правилам).
На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и
познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В
процессе их реализации ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать
собственные учебные действия и их результат.
Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к
концу дошкольного детства возрастные предпосылки, от наличия которых зависит
готовность ребёнка к школьному обучению. В отличие от дошкольника, младший
школьник обладает достаточной физической выносливостью, позволяющей
осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного
напряжения, длительной сосредоточенности.
Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более
уравновешен, чем дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять
проявлениями своих чувств, различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать.
В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него
существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С
подобным опытом во многом связана самооценка младшего школьника – он оценивает
себя так, как оценивают его «значимые другие». Для младшего школьника, как и для
дошкольника, такими значимыми людьми являются, прежде всего, взрослые.
Особое место в жизни ученика начальной школы занимает учитель. В этом
возрасте он для ребёнка - образец действий, суждений и оценок. От него решающим
образом зависит и принятие позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и
самооценка ребёнка.
Основными психологическими новообразованиями младшего школьного
возраста являются произвольность психических процессов и способность к
самоорганизации собственной деятельности. Полноценным итогом начального
обучения являются основы понятийного мышления с характерной для него
критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения, а также
желание и умение учиться. Эти новообразования к концу начальной школы должны
проявляться в работе класса или внеклассной учебной общности, но не в
индивидуальных действиях каждого ученика.
6.Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной
программе. Программа конкретизирована для 3 класса, так как примерная программа
рассчитана на 1-4 классы.
7.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Родной русский
язык»
Ведущее место предмета «Родной русский язык» в системе общего образования
обусловлено тем,что русский язык является государственным языком Российской
Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения.
Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о
языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры

и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся
начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к
русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что
правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека.
8.Личностные универсальные учебные действия

У учащегося будут формироваться:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к
школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и
принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей,
товарищей, родителей и других людей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной
деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков,
так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,
дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие этических чувств —
стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира,
готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного,
нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам
решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной
деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе
критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их

мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и
поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство
как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания
им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение
благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик будет учится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в
интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и
задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей
и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения иоценки
для создания нового, более совершенного результата, использовать запись
(фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной
звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Ученик получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату
и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в
конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
(включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том
числе контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая
виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
- строить сообщения в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов,
выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь
текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для
целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной
связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов,
выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приёмов решения задач.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства
для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть
диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты
ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в
общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает
и видит, а что нет;
- задавать вопросы;

- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных
задач,
строить
монологическое
высказывание,
владеть
диалогической
формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные
от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов
и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения
действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.
9. Содержание учебного курса
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» 10 ч. – включает содержание,
обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении
слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит
сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о
национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в
языках и культурах русского и других народов России и мира.
Второй блок – «Язык в действии»5ч. – включает содержание, обеспечивающее
наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков
использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование
первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка,
развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского
литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный
блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение
норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие
ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех
сферах жизни.
Третий блок – «Секреты речи и текста» 2 ч.– связан с совершенствованием четырёх
видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков
младших
школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом
общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из

ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие
умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты
разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
Краеведение: традиции бурятского народа. Поговорки и пословицы
народов Бурятии.
Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана
рабочей программы воспитания: проведение тематических классных часов, участие в
школьном этапе ВОШ (сентябрь-октябрь), в научно-практической конференции
«Первые шаги» (ноябрь), международном конкурс «Русский медвежонок» (весна).
Участие в конкурсах проектов, рисунков, плакатов по различным тематикам,
викторинах, интеллектуальных играх, конкурсных программах, посвящённых
празднованию Дню матери, Сагаалган, Дню защитника Отечества, Международному
женскому дню и т.д. (в течение года), экскурсии в туристические центры культуры
(«Семейские», «Степной кочевник») (апрель, май).
В случае перевода учащихся на дистанционное обучение будут использоваться
следующие образовательные платформы:
 Российская электронная школа - интерактивные уроки по всему школьному
курсу (с 1-го по 11 класс от лучших учителей страны)
 Учи.ру – уроки по школьным предметам доступны теперь неограниченно в
бесплатном режиме. Качественная работа с такими предметами как математика,
русский и английский языки, окружающий мир и т.п.

ЯКласс - цифровой образовательный ресурс для школ, учеников и родителей
 Яндекс.Учебник - портал для учителей по математике и русскому языку для
учеников 1-5 классов
 Мои достижения - онлайн сервис самопроверки полученных знаний для
учеников с 1 по 11 класс по школьным предметам
10.Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности.
Тематическое планирование по русскому (родному) языку для 3 класса
составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал
данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов
воспитания обучающихся НОО:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи;
выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в
учебных занятиях, так и в домашних делах;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою
страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе
или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных
животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять
бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь
прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в
этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или
религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с
ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть
в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и
проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без
помощи старших.
Тематическое планирование
Наименова Количество часов Виды учебной деятельности
Виды контроля.
ние
на раздел, тему
разделов
программы
Совместно-распределенная
Групповой,
Русский
20ч
учебная
деятельность фронтальный,
язык:
(коллективная
дискуссия, индивидуальный
прошлое и
групповая работа)
настоящее
Совместно-распределенная
Групповой,
Язык
в
10ч
учебная
деятельность фронтальный,
действии
(коллективная
дискуссия, индивидуальный
групповая работа)
Совместно-распределенная
Групповой,
Секреты
4ч
учебная
деятельность фронтальный,
речи и
(коллективная
дискуссия, индивидуальный
текста
групповая работа)
Планируемые результаты освоения
Результаты изучения родного (русского) языка
3--й класс
Личностные результаты
 эмоциональность;
умение осознавать и определять (называть)
свои
эмоции; эмпатия–умение осознавать и определять эмоции
других
людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
 чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность
речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
 любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
 интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
 интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме
общения;
 интерес к изучению языка;
 осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
 самостоятельно формулировать тему и цели урока;
 составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
 работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;

 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
 пользоваться словарями, справочниками;
 осуществлять анализ и синтез;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
 адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами
речи.
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;
 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 задавать вопросы.
Учебно – методический комплект
1.В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык. Учебник. М.: Просвещение 2020г.
2.О.М.Александрова. Родной русский язык.Учебник.М.: Просвещение 2021г.
3.В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. Методическое пособие М.:
Просвещение 2019г.
4.В.П.Канакина Работа с трудными словами. М.: Просвещение
5.Т.Н.Ситникова, И.Ф. Яценко. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс
Москва «Вако» 2019г.
6.Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого
Материально - техническое обеспечение:
Ноутбук, проектор
Контрольно-измерительные материалы:
1. В.П.Канакина Русский язык. Тестовые задания. 3класс2.В.П.Канакина, Г.С.Щёголева
Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ.1-4 классы. М.:
Просвещение 2019г
3.Г.Т. Дьячкова Диктанты 1-4 кл. Волгоград: «Учитель»
4.Е.А.Нефедова, О.В. Узорова Контрольные и проверочные работы по русскому языку.
М.:Аквариум,2019г.
5.О.Н.Крылова Контрольные работы по русскому языку. Издательство «Экзамен», М.
6. 1.Е.М.Тихомирова. Тесты по русскому языку 3 класс в двух частях, часть 1. М.,
«Экзамен», 2019 год.
7. Е.М.Тихомирова. Тесты по русскому языку 3 класс в двух частях, часть 2. М.,
«Экзамен», 2019год.
Список литературы, использованный при разработке программы
1. С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, А.А.Плешаков и др. Сборник рабочих программ.
М.: Просвещение 2019г.
2. В.П.Канакина,В.Г.Горецкий. Русский язык. Методическое пособие М.: Просвещение
2018г.
3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (в ред. приказов МинобрнаукиРоссии от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011
№ 2357)
4. Электронное сопровождение к учебнику «Русский язык» 3 класс
Литература, рекомендованная для учащихся

1. Русский язык. Курс начальной школы в таблицах Минск «Современная школа»
2. Словари по русскому языку: толковый, фразеологизмов, морфемный и
словообразовательный.
3. В.В.Волина Веселая грамматика. М.: Знание
Приложение:
Приложение 1
Календарно - тематический план
№ ур.

Темы и разделы

1
2
3

КолДата по Дата по
во
плану
факту
часов
Русский язык: прошлое и настоящее – 10 часа
Где путь прямой, там не езди по кривой.
2
Кто друг прямой, тот брат родной.
2
Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.
2

4

Сошлись два друга - мороз да вьюга.

2

5

Ветер без крыльев летает.

2

6

Какой лес без чудес.

2

7

Дело мастера боится.

2

8

Заиграйте, мои гусли...

2

9

Что ни город, то норов.

2

10

У земли ясно солнце,
у человека - слово.

2

Язык в действии – 5ч
Для чего нужны суффиксы.

11
12

2

15

Какие особенности рода имен существительных есть
в русском языке?
Все ли имена существительные «умеют» изменяться
по числам?
Как изменяются имена существительные во
множественном числе?
Зачем в русском языке такие разные предлоги?

16

Секреты речи и текста– 2ч
Создаем тексты-рассуждения.

2

17

Учимся редактировать тексты

2

итого

34 ч

13
14

Список тем творческих, проектных работ:


Проект «Семья слов»

2
2
2
2



Проект «Пословицы и поговорки»

Приложение 2
Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету
Учитель: Окунева О.А.
Предмет: Родной (русский) язык
Класс: 3г
№
урока

Тема по КТП

План, ч Факт, ч Причина
Способ
Согласовано
корректировки корректировки

2.В.П.Канакина, Г.С.Щёголева Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных
работ.1-4 классы. М.: Просвещение 2019г
3.Г.Т. Дьячкова Диктанты 1-4 кл. Волгоград: «Учитель»
4.Е.А.Нефедова, О.В. Узорова Контрольные и проверочные работы по русскому языку.
М.:Аквариум,2019г.
5.О.Н.Крылова Контрольные работы по русскому языку. Издательство «Экзамен», М.
6. 1.Е.М.Тихомирова. Тесты по русскому языку 3 класс в двух частях, часть 1. М.,
«Экзамен», 2019 год.
7. Е.М.Тихомирова. Тесты по русскому языку 3 класс в двух частях, часть 2. М.,
«Экзамен», 2019год.
Список литературы, использованный при разработке программы
1. С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, А.А.Плешаков и др. Сборник рабочих программ. М.:
Просвещение 2019г.
2. В.П.Канакина,В.Г.Горецкий. Русский язык. Методическое пособие М.: Просвещение
2018г.
3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (в ред. приказов МинобрнаукиРоссии от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 №
2357)
4. Электронное сопровождение к учебнику «Русский язык» 3 класс
Литература, рекомендованная для учащихся
1. Русский язык. Курс начальной школы в таблицах Минск «Современная школа»
2. Словари по русскому языку: толковый, фразеологизмов, морфемный и
словообразовательный.
3. В.В.Волина Веселая грамматика. М.: Знание
Календарно - тематический план
№ ур.

1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20

21-22
23-24
25-26
27-28
29-30

Темы и разделы

КолДата по Дата по
во
плану
факту
часов
Русский язык: прошлое и настоящее – 20 часа
Где путь прямой, там не езди по кривой.
2
Кто друг прямой, тот брат родной.
2
Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.
2
Сошлись два друга - мороз да вьюга.
2
Ветер без крыльев летает.
2
Какой лес без чудес.
2
Дело мастера боится.
2
Заиграйте, мои гусли...
2
Что ни город, то норов.
2
У земли ясно солнце,
2
у человека - слово.
Язык в действии – 10ч
Для чего нужны суффиксы.
2
Какие особенности рода имен существительных есть
2
в русском языке?
Все ли имена существительные «умеют» изменяться
2
по числам?
Как изменяются имена существительные во
2
множественном числе?
Зачем в русском языке такие разные предлоги?
2

Секреты речи и текста– 4ч
Создаем тексты-рассуждения.
Учимся редактировать тексты
Создаем тексты-повествования
Обобщение. Урок-игра « В мире родного языка»

31
32
33
34

1
1
1
1

Список тем творческих, проектных работ:



Проект «Семья слов»
Проект «Пословицы и поговорки»

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

603332450510203670830559428146817986133868576020

Владелец

Макарова Елена Анатольевна

Действителен

С 01.03.2021 по 01.03.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».