Администрация г. Улан-Удэ Комитет по образованию Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18 им. М.А. Концова» г. Улан-Удэ Рабочая программа учебного предмета по «Русскому языку» 3 Б класс Разработчик программы: Гудкова И.Н., учитель начальных классов г. Улан-Удэ – 2022 2. Пояснительная записка. Познавательная направленность курса обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания и развития речевого мышления. Мы познаем мир через родной язык, его знаковую систему, т. е. через языковой знак, который является символическим «заместителем» реальности (языковой знак имеет план содержания — семантическая сторона и план выражения — фонетическая и формально-грамматическая сторона). Цель: курс русского языка направлен на развитие коммуникативно-речевых и интеллектуальных способностей учащихся, умения свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения; воспитание любви к родному языку и формирование интереса к его изучению; духовно-нравственное развитие учащихся. Общая характеристика учебного предмета Система, базирующаяся на системно-функциональном подходе, обеспечивает интеграцию языка и речи в обучении. В различных коммуникативно-речевых ситуациях, в процессе чтения художественных, познавательных и деловых текстов ученики наблюдают, как основные единицы языка функционируют в речи. Школьники начинают осознавать русский язык, «добывая его из речи», учатся применять полученные знания о языке в своей речевой практике. Коммуникативная направленность обучения позволяет детям постепенно (от класса к классу) накапливать необходимые представления о языке как средстве общения, помогает ориентироваться в ситуации общения (обращать внимание на ролевые отношения, обстановку, цель, тему и результат общения), обдумывать свой ответ, корректировать его в зависимости от цели общения и т. д. Новые принципы открывают возможности обучать детей письму не только как речевому навыку, но и как письменной речи и как письменной форме общения (написать записку, объявление и т. д.), стимулируют развитие творческих способностей детей, их стремление к созданию собственных текстов, которые практически являются своеобразной интеграцией всех речевых умений и навыков (умения писать, читать, говорить и слушать). Познавательная направленность обучения создает предпосылки того, что ребенок начинает накапливать представления о языке как средстве познания, как своеобразной знаковой системе, в которой знаком считаются только двусторонние единицы языка, такие, как слово и морфема (а не буквы, как часто полагают). Слово (а не отдельная буква) может помочь человеку передать свои знания другому, понять, осознать окружающий мир, потому что слово имеет не только звукобуквенную форму, но и определенное содержание, сосредоточенное в лексическом значении слова. Форма слова (фонетико-графическая) только представляет, замещает содержание словесного знака. Взаимосвязь формы и содержания словесного знака показана на простейших структурно-семантических моделях слова, с которыми дети познакомились на уроках обучения грамоте и продолжают работать с ними на уроках русского язык. Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического мышления, но и образного мышления и воображения учащихся, без которых невозможна их творческая деятельность. С этой целью в учебнике используются художественные тексты. В новой системе большое внимание уделяется развитию речевого мышления. Поскольку человеческое мышление «значечное», то для развития интеллектуальных способностей недостаточно активизировать внимание детей на форме слова, а необходимо учить их гармонически сочетать форму и содержание речи, воспроизводить смысл и значение в различных формах, уметь видеть общий смысл в различных формах его выражения (на уровне слова, словосочетания, предложения и речи). Поэтому в учебнике много заданий на сравнение слов (его формы и значения), на классификацию слов по разным основаниям (тематическая классификация, связанная с лексическим значением слова, классификация слов по грамматическим признакам, выделение группы слов с общим значением предметности, признака, действия) и др. Новые направления в обучении, закрепленные в учебнике, методическом пособии и программе, должны найти отражение и в организационных формах обучения, и в системе отношений учащихся между собой и учителем. Урок должен включать элементы обучения детей общению, различные формы сотрудничества, отражающие демократический стиль общения (проявление к ученику максимум внимания, уважения), воспитание у детей ответственного отношения к учебе и др. На уроках чтения, математики и других предметов учителю следует активно использовать знания детей о языке и речи, навыки речевой культуры учащихся: а) обращать внимание на звучание речи в повседневном общении, развивать интерес к орфоэпии (в учебник включены упражнения, игры со звуками речи, скороговорки, задания на наблюдения за звукоподражательными словами и звукописью в стихотворной речи), что позволяет детям овладевать интонационно-выразительными средствами речи (громкость, темп, мелодичность и т. п.); б) необходимо совершенствовать речь учащихся посредством расширения их лексического запаса при изучении текстового материала учебников по другим школьным предметам, активизировать использование в речи синонимов и антонимов; в) совершенствовать грамматический строй речи школьников, учить находить слова и выражения для точного выражения мысли, правильно формулировать вопросы и ответы и т.д.; г) развивать умение общаться при работе в паре (слушать собеседника, задавать вопросы, использовать формулы речевого этикета в общении); поощрять умение детей самостоятельно составлять описание предмета или рассказ по наблюдениям и т. д. Таким образом, коммуникативно-познавательная направленность курса позволяет эффективно решать задачи обучения русскому языку на начальном этапе: — развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся; — обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативноречевых умений и навыков; — пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения; — формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира; — обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся; — развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа; — развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов. Принципы обучения: принцип научности обучения, связи теории с практикой, системности, принцип сознательности и активности в обучении, индивидуальный подход в условиях коллективной работы, принцип наглядности, доступность обучения, принцип прочности усвоения знаний. Актуальность: Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Рабочая программа предмета «Русский язык» для 3 класса разработана на основе нормативно-правовых документов: 1. Конституция РФ. 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия». 4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 г. с изменениями. 5. Примерная программа по предмету «Литературное чтение». Просвещение, 2020 г. 6. Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта» 7. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28) 8. Локальные акты МАОУ « СОШ №18» 3. Место курса «Русский язык» в учебном плане. В соответствии с базисным учебным планом рабочая программа составлена по программе авторов Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной из расчета 4 часа в неделю, 136 часов в год. Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету. 4. Указание количества учебных часов, на реализацию в объеме которых рассчитана рабочая программа. Количество часов в неделю по программе Количество часов в неделю по учебному плану Количество часов в год 4 4 136 5. Характеристика младшего школьного возраста. Младший школьный возраст – это возраст, когда ребёнок проходит первый этап школьного образования. Его границы исторически подвижны. В настоящее время в нашей стране он охватывает период с 6,5 до 11 лет. Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному учению. Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития. Тем более, что в современных условиях многие дошкольники к моменту начала школьного обучения не овладевают высшими уровнями игры (игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам). На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В процессе их реализации ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат. Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к концу дошкольного детства возрастные предпосылки, от наличия которых зависит готовность ребёнка к школьному обучению. В отличие от дошкольника, младший школьник обладает достаточной физической выносливостью, позволяющей осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения, длительной сосредоточенности. Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более уравновешен, чем дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять проявлениями своих чувств, различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать. В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С подобным опытом во многом связана самооценка младшего школьника – он оценивает себя так, как оценивают его «значимые другие». Для младшего школьника, как и для дошкольника, такими значимыми людьми являются прежде всего взрослые. Особое место в жизни ученика начальной школы занимает учитель. В этом возрасте он для ребёнка - образец действий, суждений и оценок. От него решающим образом зависит и принятие позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и самооценка ребёнка. Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации собственной деятельности. Полноценным итогом начального обучения являются основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти новообразования к концу начальной школы должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной общности, но не в индивидуальных действиях каждого ученика. Виды деятельности младшего школьника: Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа) Игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра с правилами) Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и др.) Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях ) Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях). Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии); научиться самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и искать средства их решения; научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности; овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками; полностью овладеть высшими видами игры (игра-драматизация, режиссёрская игр, игра по правилам.) Научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с партнёрами по игре, воплощать в игровом действии. Научиться удерживать правило и следовать ему; научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Овладевать средствами и способами воплощения собственных замыслов; приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках труда и в социальных практиках; приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства. Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу начального общего образования. • Реализовать основную образовательную программу начальной школы в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, проекты, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.) • Обеспечить комфортные условия смены ведущей деятельности - игровой на учебную. Создать условия для овладения высшими формами игровой деятельности. • Обеспечить условия формирования учебной деятельности. Для этого: • организовать постановку учебных целей, создавать условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками; • побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей; • организовать усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы; • осуществлять функции контроля и оценки, организовать их постепенный переход к ученикам. • Создать условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка. Для этого • Ставить творческие задачи, способствовать возникновению собственных замыслов. • Поддерживать детские инициативы, помогать в осуществлении проектов. • Обеспечить презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества (организация выставок, детской периодической печати, конкурсов, фестивалей) • Создать пространство для социальных практик младших школьников и приобщения их к общественно значимым делам. 6. Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной программе. Программа конкретизирована для 3-го класса, так как программа рассчитана на 1 – 4 классы. 7. Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета «Русский язык». Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам. 8. Планируемые результаты обучения по курсу «Русский язык» (авт. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина) 3 класс Планируемые результаты изучения курса «Русский язык» (авт. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина) по годам обучения, представленные в разделе Приложение, разработаны в соответствии с особенностями структуры и содержания данного курса и являются ориентирами, помогающими учителю разрабатывать свою рабочую программу. Вспомогательный и ориентировочный характер представленных планируемых результатов позволяет учителю корректировать их в соответствии с учебными возможностями учащихся, собственными профессиональными взглядами, материальнотехническими и другими условиями образовательного учреждения. Личностные результаты Обучающийся научится: испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях; осознавать свою этническую и национальную принадлежность; относиться с уважением к представителям других народов; уважительно относиться к иному мнению; понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку; соблюдать правила поведения на уроке и в классе; развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми; конструктивно разрешать проблемные ситуации; оценивать свои успехи в освоении языка. Обучающийся получит возможность научиться: сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»; эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе; сформировать и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности; осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах; стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру; сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями Метапредметные результаты Обучающийся научится: ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков навигации; понимать цели и задачи учебной деятельности; находить ответы на проблемные вопросы; пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (рубрики «Шаги к умению», «Узелки на память»); самостоятельно оценивать свои достижения или промахи; пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок-схема состава слова, рисунок-схема частей речи); пользоваться справочной литературой (словарями); развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; корневые и аффиксальные морфемы; главные и второстепенные члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям; развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов. Обучающийся получит возможность научиться: делать самостоятельные выводы; находить выход из проблемных ситуаций; определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий; выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных заданиями; Предметные результаты Развитие речи. Речевое общение Обучающийся научится: понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающее выразить мысли и чувства; относиться к русскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа; анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат; понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить); выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения; контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения; правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в соответствии с культурными нормами; различать диалогическую и монологическую речь; составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения; составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение; пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания; писать изложения по составленному плану; составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям. Обучающийся получит возможность научиться: совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях; говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии; делать полный и краткий пересказ текста; устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному; исключать из речи слова со значением неодобрения («кривляка», «худосочный», «здоровенный» и др.); совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику; соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ. Главный помощник в общении — родной язык Фонетика, графика, орфография Обучающийся научится: проводить звукобуквенный анализ слов; определять ударение в словах; делить слова на слоги и на части для переноса; находить в тексте слова с девятью изученными ранее основными орфограммами (употребление прописной буквы, безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн; непроверяемые написания; разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, перенос слов), применять нужный алгоритм для написания этих орфограмм; верно употреблять мягкий знак на конце имен существительных после шипящих с учётом рода имен существительных; правильно писать «не» с глаголами; использовать нужный алгоритм проверки всех изученных орфограмм; писать под диктовку тексты (55—65 слов), включающие слова с изученными орфограммами. Обучающийся получит возможность научиться: верно произносить слова с «проблемным» ударением, с особенностями произношения, определяемым по орфоэпическому словарю; формировать представление о единообразии написания слова, морфем; писать мягкий знак на конце глаголов неопределенной формы после буквы ч. Лексика Обучающийся научится: различать лексическое значение и звукобуквенную форму слова; сравнивать слова по значению и по форме (синонимы, антонимы, омонимы); распознавать в тексте синонимы и антонимы; находить необходимую информацию о значении слова в лингвистических словарях; сопоставлять значения слов на основе их двусторонних моделей; объяснять прямое и переносное значение слова, понимать причины появления многозначности. Обучающийся получит возможность научиться: понимать различие основной функции имён и личных местоимений; объяснять устройство и назначение толкового словаря, словаря синонимов и антонимов; различать мотивированные и немотивированные названия. Состав слова (морфемика) Обучающийся научится: разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание; выделять в слове основу и окончание; составлять с помощью условных обозначений схему состава слова; различать однокоренные слова и разные формы одного слова; объяснять значение, которое привносят в слово приставка и суффикс; образовывать новые слова с предложенными приставками и суффиксами; правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания; понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании. Обучающийся получит возможность научиться: находить в корнях слов исторические фонетические чередования согласных звуков (река — реченька, снег — снежок, бег — бежать); образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов, разбирать сложные слова по составу. Морфология Обучающийся научится: определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам; правильно употреблять слова разных частей речи в собственных высказываниях. Имя существительное Обучающийся научится: различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные; определять число имён существительных; определять род имён существительных, согласовывать с ними слова других частей речи; определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму; изменять имена существительные по падежам. Обучающийся получит возможность научиться: верно употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода; сопоставлять написание имён существительных женского и мужского рода с шипящими согласными на конце; образовывать формы множественного числа имён существительных при наличии вариантных окончаний; разбирать имя существительное как часть речи (начальная форма, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, число, падеж). Местоимение Обучающийся научится: сравнивать по значению и по функции имена существительные и личные местоимения; употреблять личные местоимения в речи. Обучающийся получит возможность научиться: устранять повторы слов в предложении, используя личные местоимения. Глагол Обучающийся научится: распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков; определять времена глаголов; образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени; определять число глаголов; верно писать частицу «не» с глаголами; писать мягкий знак в глаголах неопределенной формы. Обучающийся получит возможность научиться: обоснованно применять нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и в письменной речи. Имя прилагательное Обучающийся научится: находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков; определять связь имени прилагательного с именем существительным; верно писать безударные окончания имён прилагательных, используя предложенный алгоритм. Обучающийся получит возможность научиться: делать разбор имени прилагательного как части речи: определять род, число и падеж имени прилагательного; объяснять роль имён прилагательных в речи; использовать имена прилагательные в собственных речевых произведениях. Синтаксис Словосочетание Обучающийся научится: объяснять различия слова, предложения и словосочетания на основе их главной функции — быть средством номинации или средством выражения законченной мысли; составлять словосочетания по заданным моделям; находить словосочетания в предложении. Предложение Обучающийся научится: определять тип предложения по цели высказывания и по интонации; находить главные члены предложения — подлежащее и сказуемое; находить второстепенные члены предложения (без их разграничения); устанавливать связь между членами предложения по вопросам; находить в предложении однородные члены. Обучающийся получит возможность научиться: верно ставить знаки препинания при однородных членах предложения. Текст Обучающийся научится: отличать текст от простого набора предложений; устанавливать связь между предложениями в тексте; определять тему и основную мысль текста; озаглавливать текст; выделять в тексте вступление, основную часть и заключение; составлять план текста; распознавать типы текстов (описание, повествование, рассуждение). Обучающийся получит возможность научиться: различать художественные и научные тексты; составлять тексты разных типов. Учащиеся смогут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни. адекватно воспринимать звучащую речь – рассказ учителя, высказывания сверстников, детские радиопередачи, аудиозаписи и др.; создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания; соблюдать орфоэпические нормы; передавать в письменной форме несложные тексты по интересующей младшего школьника тематике; владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения (приветствие, прощание, благодарность.). Содержание учебного курса (136 часов) Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости- мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова. Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в слонах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Лексика. Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко-буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно-образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств). Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира). Слова — имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов). Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевлённых и неодушевлённых предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба — одежда). Знакомство со словарями. Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Морфология. Общее представление о частях речи. Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение). Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3му склонению. Морфологический разбор имён существительных. 13 Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных. Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. Употребление числительных в речи. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Роль местоимения в речи. Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов. Наречие. Неизменяемость наречий. Значение и употребление в речи. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок. Союзы (и, а, но), их роль в речи. Частица не, её значение. Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание сходства и различия). Выделение признаков предложения. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании предложении. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных предложений. Роль предложения в рёчевом общении, его коммуникативная функция. Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия «орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания: сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу; сочетания чк—чн, чт, щн; перенос слов; заглавная буква в начале предложения, в именах собственных; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроизносимые согласные; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном речне слов); гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; разделительные ъ и ь; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных {ночь, )ЖЬ, мышь); безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, ий, -ъя, -ье, -ия, -ов, -ин); безударные окончания имён прилагательных; раздельное написание предлогов с личными местоимениями; не с глаголами; 14 мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единствен- ого числа (пишешь, учишь) ; мягкий знак в глаголах на -ться; безударные личные окончания глаголов; раздельное написание предлогов с другими словами; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами. Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой, в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности богатства и выразительности письменной речи; использование в тексте синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинениеповествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение. Освоение позитивной, духовно-нравственной модели общения, основанной на взаимопонимании, терпении, уважении к собеседнику и внимании к иному мнению Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей программы воспитания. проведение тематических классных часов, участие в школьном этапе ВОШ (сентябрь-октябрь), в научно-практической конференции «Первые шаги» (ноябрь), международном конкурс «Русский медвежонок» (весна). Участие в конкурсах проектов, рисунков, плакатов по различным тематикам, викторинах, интеллектуальных играх, конкурсных программах, посвящённых празднованию Дню матери, Сагаалган, Дню защитника Отечества, Международному женскому дню и т.д. (в течение года), экскурсии в туристические центры культуры («Семейские», «Степной кочевник») (апрель, май). Тематическое планирование по русскому языку для 3 класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО: - быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим; - быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах; - знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором 15 улицы, леса, водоёмы); - проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; - соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; - уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; - быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чёмто непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. Тематическое планирование № Наименование разделов программы 1. Количес Виды учебной тво деятельности часов на раздел, тему Мир общения. 10 Практическая работа (8) Повторяем – узнаём коллективная, новое индивидуальная, групповая работа Виды контроля. Фронтальный опрос Беседа, индивидуальная проверка работ 2. Язык – главный помощник в общении 32 Практическая работа (28) коллективная, индивидуальная, групповая работа Фронтальный опрос, тест индивидуальная проверка работ 3. Состав слова 10 Фронтальный опрос, тест 4. Части речи 3 Практическая работа (8) коллективная, индивидуальная, групповая работа Практическая работа (2) коллективная, индивидуальная, групповая работа Фронтальный опрос Беседа, индивидуальная проверка работ 5. Имя существительное 30 Практическая работа (25) коллективная, индивидуальная, групповая работа Фронтальный опрос Беседа, индивидуальная проверка работ 6. Местоимение 3 Практическая работа (1) коллективная, индивидуальная, групповая 16 Фронтальный опрос Беседа, работа индивидуальная проверка работ 7. Глагол 24 Практическая работа (20) коллективная, индивидуальная, групповая работа Фронтальный опрос Беседа, индивидуальная проверка работ 8. Имя прилагательное 16 Практическая работа (10) коллективная, индивидуальная, групповая работа Фронтальный опрос Беседа, индивидуальная проверка работ 9. Повторение 8 Практическая работа (5) коллективная, индивидуальная, групповая работа Итоговая работа Планируемые результаты изучения учебного предмета. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. В процессе освоения предметного содержания русского языка, обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: наблюдать над словом, предложением, текстом как единицами речи и языка, их функциями в общении; развивать внимание к устной и письменной речи; формировать умения организовывать свое познавательную деятельность по учебнику: искать пути решения учебной задачи, точно выполнять задания; составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки правильно списывать буквы и слова с рукописного и печатного текста писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и короткие предложения из подобных слов, писать большую букву в начале предложения, в именах людей и кличках животных. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам К концу III класса обучающиеся должны : Русский язык Называть: главные члены предложения (подлежащее и сказуемое); имена существительные, имена прилагательные, глаголы грамматические признаки; корень, приставку, суффикс, окончание; чередующиеся согласные и беглые гласные; разделительный твердый знак (Ъ); сложные слова. Различать и сравнивать: главные и второстепенные члены предложения; предложения распространенные и нераспространенные; 17 и их основные однокоренные слова и разные формы одного и того же слова; разделительные мягкий (Ь) и твердый (Ъ) знаки; приставки и предлоги; имя существительное, имя прилагательное, глагол по их грамматическим признакам. Решать практические учебные задачи: разбирать предложения по членам предложения (выделять главные и второстепенные члены предложения); обозначать на письме интонацию перечисления; разбирать слова по составу: выделять основу и окончание, корень, приставку, суффикс; проверять написание безударных гласных, парных и непроизносимых согласных в корне слова; проверять написание суффиксов -ик, -ек; писать наиболее употребительные слова с двойными согласными; писать раздельно предлоги со словами; писать приставки по-, под-, об-, от-, про-, до-, на-, за-, над-, с-, определять род, число, падеж имен существительных; определять род, число, падеж имен прилагательных; определять число, время, лицо глаголов; писать не с глаголами; писать слова с непроверяемыми написаниями. Берёза, воробей, ворона, восток, город, горох, девочка, дежурный, декабрь, деревня, завод, завтрак, заяц, земляника, капуста, карандаш, картина, картофель, квартира, класс, комната, коньки, корова, кровать, лагерь, лестница, лисица, лопата, магазин, малина, мебель, медведь, месяц, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, овёс, овощи, огород, огурец, одежда, октябрь, орех, осина, пальто, пенал, песок, петух, платок, погода, помидор, понедельник, посуда, пшеница, пятница, работа, ракета, растение, ребята, рисунок, родина, русский, сапоги, сахар, север, сентябрь, собака, солома, сорока, союз, стакан, столица, суббота, тетрадь, товарищ, топор, трактор, трамвай, ужин, улица, урожай, ученик, учитель, февраль, четверг, яблоко, ягода, язык, январь. Учебно-методическое обеспечение. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г, Русский язык. Учебник.3 класс. М. Просвещение, 2018. Климанова Л.Ф. Рабочая тетрадь 3 класс. Пособие для учащихся образовательных учреждений. М. Просвещение, 2018. Материально-техническое обеспечение. Технологические карты Русский язык. (с сайта: www.prosv.ru/umk/perspektiva) ноутбук, проектор интерактивная доска Контрольно-измерительные материалы: 1. Михайлова М.С. Русский язык. Проверочные работы. 3 класс / М.С. Михайлова. – М.: Просвещение, 2020 – 112 с. 2. Михайлова М.С. Русский язык. Тесты. 3 класс / М.С. Михайлова. – М.: Просвещение, 2020 – 80 с. Список литературы: 18 - литература, использованная при составлении программы: 1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс. (В эл. виде) 2. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива» 1-4 классы (в эл. виде) 3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 с изменениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012. - литература, рекомендованная для учащихся: 1. Климанова Г.Ф., Бабушкина Т.В. Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 1. М., «Просвещение», 2018 год. 2. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 2. М., «Просвещение», 2018 год. 3. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. « Рабочая тетрадь №1» по русскому языку. М., «Просвещение», 2018 год. 4. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. «Рабочая тетрадь №2» по русскому языку. М., «Просвещение», 2018 год. 5. Михайлова М.С. Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений / М.С. Михайлова. – М.: Просвещение, 2020 – 112 с. 6. Пишу правильно. Орфографический словарь для начальной школы / А.А. Бондаренко, И.В. Гуркова. – М.: Просвещение, 2020, 112 с. 7. Михайлова Ю.С. Тетрадь летних заданий / Ю.С. Михайлова. – М.: Просвещение, 2020. – 96 с. Календарно - тематический план. № урока 1. 2. 3. 4. 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Темы, разделы Собеседники. Диалог. Основные функции общения. Различать и составлять разные типы текстов Собеседники. Диалог. Признаки предложения, типы по интонации и цели высказывания. Собеседники. Диалог. Разница. Собеседники. Диалог. Значение речи. Обобщение Культура устной и письменной речи Культура устной и письменной речи. Выбор речевых средств от ситуации общения. Текст Систематизация знаний о тексте, типах текста. Текст. Определение вступления, основной и заключительной мысли Научные и художественные тексты. Проверка знаний учащихся Работа над ошибками Язык -главный помощник в общении Звуки и буквы Слог.Ударение. Роль ударения Девять правил орфографии 19 Количество часов 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч Дата по Дата плану факту по 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 Прописная буква в именах собственных Буква безударных гласных Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне сова Проверяемые и непроверяемые парные по звонкости – глухости согласные в корне слова Проверяемые и непроверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова. Обобщение темы. Непроизносимые согласные Обобщение знаний. Разделительный твёрдый(ъ) и мягкий (ь) знаки Развитие речи. Обучающее изложение Удвоенные согласные Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН Перенос слов Проверка знаний учащихся Работа над ошибками Что рассказало слово. Основные функции слова Что рассказало слово. Возникновение слова Синонимы Систематизация знаний о синонимах Антонимы Омонимы Многозначные слова Слово и его значение Проверка знаний учащихся Работа над ошибками Словосочетание Основная функция словосочетания Предложение Главные члены предложения Предложения с однородными членами Закрепление Проверочная работа Работа над ошибками Состав слова. Корень Корневые орфограммы Корневые орфограммы. Расширение знаний о корне слова Развитие речи. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста Приставка. Расширение знаний о приставке Суффикс. Расширение знаний о суффиксе Окончание и основа. Расширение знаний об окончании слова, его основе 20 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 Как образуются слова. Основные способы образования слов с помощью приставки и суффикса Проверочная работа Работа над ошибками Части речи Развитие речи. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста Проверочная работа Имя существительное Собственные и нарицательные имена существительные Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Систематизация знаний учащихся Развитие речи. Сочинение-описание с использованием приема олицетворения Число имён существительных. Закрепление Число имён существительных.Повторение Контрольный диктант Проверочная работа Род имён существительных. Определение рода имён существительных Род имён существительных. Определение рода имён существительных. Связь имён существительных разного рода в предложении и словосочетании Род имён существительных. Определение рода имён существительных. Развитие культуры речи учащихся Обучающее изложение Ь на конце имён существительных женского рода после шипящих Ь после шипящих на конце имён существительных женского рода Контрольный диктант по теме «Ь на конце имён существительных женского рода после шипящих» Работа над ошибками Изменение имён существительных по падежам. Алгоритм определения падежа Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа существительных Изменение имён существительных по падежам. Именительный падеж Изменение имён существительных по падежам. Родительный падеж. Окончания существительных в родительном падеже Изменение имён существительных по падежам. Дательный падеж 21 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91-92 93 94 95 96-97 98 99 100 101102 103 104 105 106 107108 109 Изменение имён существительных по падежам. Винительный падеж Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж. Окончания имён существительных в творительном падеже Изменение имён существительных по падежам. Предложный падеж Изменение имён существительных по падежам (склонение) Изменение имён существительных по падежам (склонение). Систематизация знаний о склонении имён существительных Имя существительное. Закрепление Контрольный диктант по теме «Имя существительное» Работа над ошибками Местоимение Местоимение. Формы местоимений Местоимение. Употребление их в образной речи Глагол как часть речи. Глагол. Группы глаголов по значению Изменение глаголов по временам. Закрепление Изменение глаголов по временам. Повторение Глаголы прошедшего времени Глаголы прошедшего времени. Закрепление Глаголы будущего времени. Закрепление Неопределённая форма глагола. Закрепление Неопределённая форма глагола. Повторение Закрепление. Изменение глаголов по временам. Неопределённая форма глагола Изменение глаголов по числам. Закрепление 1ч Обучающее изложение по теме «Глагол» Развитие речи. Сочинение Изменение глаголов прошедшего времени по родам Закрепление Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Повторение 1ч 1ч 1ч НЕ с глаголами. Закрепление 2ч Глагол. Краеведение: «Моя Бурятия» 1ч 22 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 2ч 1ч 1ч 1ч 2ч 1ч 1ч 1ч 2ч 1ч 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 Глагол. Систематизация знаний Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол» Работа над ошибками Имя прилагательное Имя прилагательное. Роль имен прилагательных Имя прилагательное. Развитие речи при составлении текстов-описаний Имя прилагательное. Роль синонимов и антонимов в речи Имя прилагательное. Развитие речи при составлении предложений Изменение имен прилагательных по родам и числам Изменение имен прилагательных по родам и числам. Закрепление Изменение имен прилагательных по числам Изменение имен прилагательных по числам. Закрепление Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам Развитие речи. Сочинение-описание Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Закрепление Имя прилагательное 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч Краеведение «Озеро Байкал в именах прилагательных» 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 Обучающее изложение по теме «Имя прилагательное» Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное» Работа над ошибками Повторение. Слово. Предложение. Текст . признаки текста и типы текста Повторение. Слово. Предложение. Текст. Распределение слов на группы с обобщенным значением Повторение. Слово. Предложение. Текст. Систематизация знаний Повторение изученных орфограмм Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием Работа над ошибками Повторение. Правила правописания. 23 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 136 Обобщающий урок. Игра «По океану речи» 1ч Список рефератов: «Озеро Байкал в именах прилагательных» «Мой цветок» Приложение 2 Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету Учитель: Гудкова И.Н. Предмет: русский язык Класс: 3 Б № урока Тема по КТП План, ч Факт, ч Причина Способ Согласовано корректировки корректировки 24