Литературное чтение (родное) 4 Б кл. Дашинимаева Р.Б

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»

Рабочая программа учебного предмета (курса)
По литературному чтению на родном русском языке
4 «Б» класс

Составитель программы: Дашинимаева РБ.,
учитель начальных классов

г. Улан-Удэ - 2022

2. Пояснительная записка

Курс По литературному чтению на родном русском языке призван продолжить
обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять
образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение
раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает
у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Цели изучения курса:
- формирование первоначальных представлений о единстве языкового и культурного
пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и
культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
- воспитание гражданина и патриота своей страны России, ответственного отношения
к сохранению и развитию родного языка
Задачи:
- формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к
русскому языку, а через него – к родной культуре;
- формирование языковой эрудиции школьника, его интереса к родному (русскому)
языку и речевому творчеству;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие
устной и письменной речи, монологической и диалогической речи на родном языке, а
также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры
человека;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, нравственных и
эстетических чувств, способностей к творческой деятельности, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку,
чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты языка;
- пробуждение познавательного интереса к родному языку, стремления
совершенствовать свою речь
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по
содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт
ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и
речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Актуальность программы.
Родная (русская) литература» - один из основных предметов в системе подготовки
младшего школьника Наряду с русским языком он формирует функциональную
грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность
изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим
предметам начальной школы. Формирование функционально грамотных людей - одна из
важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности
закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам
речевой деятельности - чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное
чтение наряду с русским языком - один из основных предметов в системе подготовки
младшего школьника.

Принципы: системность, научность, доступность, наглядность, вариативность,
реалистичность, художественно-эстетический, литературоведческий, коммуникативноречевой. А также возможность практического применения полученных знаний.
Рабочая программа по предмету «Родная (русская) литература» для 4 класса
разработана на основе нормативно-правовых документов:
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего
образования, рабочей программы Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной «Литературное чтение»
М., Просвещение 2015 год, учебниками по чтению «Литературное чтение» в двух частях,
Л Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, М.: Просвещение, 2015 г. а также
использованы следующие документы: Федеральный Закон №273 "Об образовании в
Российской Федерации" (Федеральный Закон принят Государственной Думой 21 декабря
2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года и подписан Президентом РФ
29 декабря 2012 года).
Рабочая программа по предмету для 4 класса разработана на основе нормативноправовых документов:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации".
3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике
Бурятия».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования 2009 г. с изменениями.
5. Примерная программа по предмету «Литературное чтение». Просвещение, 2020 г.
6. Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта»
7. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», (Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28)
8. Локальные акты МАОУ « СОШ №18»
3. Место предмета в базисном учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными
программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с
1 по 4 класс по 0,5 часа в неделю (17ч. в год).
4. Общая характеристика учебного предмета
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство
межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования
гражданской идентичности в поликультурном обществе. Русский язык является родным
языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет
нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление
национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство
приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал
социализации
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли,
обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в
формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим
средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа,
говорящего на нѐм. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык

неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не
только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех
других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей
профессией.
Литературное чтение является одним из базовых предметов начальной школы,
общекультурное и метапредметное значение, которого выходит за рамки предметной
области. Во-первых, эта предметная область, как никакая другая, способствует
формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а
также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых,
средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и
достигается результативность в целом. Освоение умений чтения и понимания текста,
формирование
всех
видов
речевой
деятельности,
овладение
элементами
коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной
читательской деятельности – вот круг тех метапредметных задач, которые
целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно
чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, начиная с ее поиска в рамках
одного текста или в разных источниках, и заканчивая ее интерпретацией и
преобразованием.
Рабочая программа «Родная (русская) литература» разработана на основе учебнометодического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Л. Ф.
Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение». Рабочая
программа с в включением регионального компонента.
Художественное литературное произведение своим духовным, нравственноэстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его
чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное
воздействие на школьника, формирует его личность.
Курс «Родной (русской) литературы» для 1—4 классов является первой ступенью
единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.
Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок
переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно
постигать огромный мир литературы — одного из сложнейших видов искусства. Юный
читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми
повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство
создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композиторамузыканта; как, почему, за казалось бы обычными словами, возникает целый мир
(реальный или фантастический, волшебный), который начинает волновать читателя,
будить воображение, заставляет его размышлять.
Учебный предмет «Родная (русская) литература» является органической частью
предмета «Литературное чтение». В содержании курса «Литературное чтение на родном
(русском) языке» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к
внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы
в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка
с цивилизацией и культурой, государством и обществом.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской
языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений
школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и
своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира;
расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как
базе
общезначимых
нравственно-интеллектуальных
ценностей,
поведенческих
стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства,
гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам
других народов нашей страны и мира.

5. Характеристика младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст – это возраст, когда ребёнок проходит первый этап
школьного образования. Его границы исторически подвижны. В настоящее время в нашей
стране
он
охватывает
период
с
6,5
до
11
лет.
Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход
от игры к систематическому, социально организованному учению.
Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий
у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного
возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной
для психического развития. Тем более, что в современных условиях многие дошкольники
к моменту начала школьного обучения не овладевают высшими уровнями игры (иградраматизация, режиссёрская игра, игра по правилам).
На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и
познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В
процессе их реализации ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать
собственные учебные действия и их результат.
Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к концу
дошкольного детства возрастные предпосылки, от наличия которых зависит готовность
ребёнка к школьному обучению. В отличие от дошкольника, младший школьник обладает
достаточной физической выносливостью, позволяющей осуществлять учебную
деятельность, требующую значительного умственного напряжения, длительной
сосредоточенности.
Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более
уравновешен, чем дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять
проявлениями своих чувств, различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать.
В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него
существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С подобным
опытом во многом связана самооценка младшего школьника – он оценивает себя так, как
оценивают его «значимые другие». Для младшего школьника, как и для дошкольника,
такими значимыми людьми являются прежде всего взрослые.
Особое место в жизни ученика начальной школы занимает учитель. В этом
возрасте он для ребёнка - образец действий, суждений и оценок. От него решающим
образом зависит и принятие позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и
самооценка ребёнка.
Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста
являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации
собственной деятельности. Полноценным итогом начального обучения являются основы
понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением
понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти новообразования к
концу начальной школы должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной
общности, но не в индивидуальных действиях каждого ученика.
6. Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной
программе.
Программа конкретизирована для 4 класса, так как примерная программа
рассчитана на 1-4 классы.
7. Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета
Литературное чтение на родном русском языке как учебный предмет в начальной
школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На

этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный
потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия
художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и
развитие учащихся начальных классов
Родная (русская) литература как вид искусства знакомит учащихся с нравственноэстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию
личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения,
совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя
произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями):
добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное
восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система
духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока
литературного чтения, формируют личностные качества человека, характеризующие его
отношение к другим людям, к Родине.
8. Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты
освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»
Личностными результатами изучения литературного чтения на родном языке в
начальной школе являются:
 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России,
 восприятие русского языка как явление национальной культуры;
 осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование
ценностей многонационального российского общества;
 формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
 осознание языка как основного средства человеческого общения;
 понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем
индивидуальной культуры человека;
 способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
 способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;
 овладение словами речевого этикета;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
 освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
 формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметными результатами изучения предмета «Литературное чтение на родном
языке» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных
действий.
Регулятивные УУД:
 уметь принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее
осуществления;

формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
 учиться определять наиболее эффективные способы достижения результата;
 формировать умение самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника,
осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
Познавательные УУД:
 использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в овладении логическими
действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым
признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;

осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами и составлять
тексты в устной и письменной формах;
 овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
 выделять существенную информацию из текстов разных видов;
 сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным
критериям;
 устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
находить аналогии в повседневной жизни;

уметь работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета;
 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные УУД:

активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных
задач;
 готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим
сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и
этикета;
 определение общей цели и путей ее достижения;
 умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
 осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
 готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон
и сотрудничества;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

готовность слушать собеседника и вести диалог;
 готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
 излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Предметными результатами изучения учебного предмета «Литературное чтение на
родном языке» в 4 классе являются формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
 отличать подготовленную и неподготовленную речь;
 осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических)
для успешного общения;


знать и реализовывать жанры комплимента, поздравления с учѐтом коммуникативной
ситуации;
 знать особенности диалога и монолога;
 знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений;
исключение ненужного, вставка и т.д.);

создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его
событиями;
 составлять устный рассказ по репродукциям картин художников или на основе
личного опыта;
 составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом
коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Обучающийся получит возможность научиться:
 называть свои речевые роли в разных ситуациях общения;

приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных
произведениях;
 устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия
других видов искусства;
 приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко;
 оценивать похвалу с точки зрения еѐ правдивости и отобранных средств выражения;

определять позиции героев художественного текста, позицию автора
художественного текста;
 вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного
произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать
известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или
неодушевленного предмета;
 создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного
(прослушанного) произведения; работать в группе, создавая сценарии и инсценируя
прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное
произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта
В результате изучения курса « Литературное чтение на родном языке» в 4 классе
Обучающийся научится:
овладению учебными действиями с языковыми единицами и умению использовать знания
для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
 овладению первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и
условиях общения, формирования базовых навыков выбора адекватных языковых
средств для успешного решения коммуникативных задач;
 обогащению активного и потенциального словарного запаса, культуре владения
родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами
речевого этикета;
Обучающийся получит возможность научиться:
 обогащать активный и потенциальный словарный запаса, развивать культуру владения
родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами
речевого этикета;
 ценностному отношению к родному языку как хранителю культуры, включится в
культурно-языковое поле своего народа,
 умениям ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,
формированию базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного
решения коммуникативных задач;
 позитивному отношению правильной устной и письменной родной речи как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека;




формированию первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового
и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

9. Содержание учебного материала
Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают
отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг
произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы,
усложняется структура курса и содержание произведений.
Язык и культура.
Значение речи в жизни человека, общества. Что такое успешное общение. Речевая
(коммуникативная) ситуация.Кто (адресант) говорит– кому (адресат) – что – с какой
целью. Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и
несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи. Общение в быту
(обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь. Особенности
употребления несловесных средств. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать,
их взаимосвязь. Общение для контакта и общение для получения информации
Говорение. Голос, его окраска, темп устной речи. Основной тон, смысловое ударение,
громкость высказывания; их соответствие речевой задаче. Правила для собеседников
Неподготовленная и подготовленная устная речь. Нормы – что это такое. Зачем они
нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные
словари. Толковый словарь. синонимов. Словарь языка писателей.
Речь. Речевая деятельность. Текст
Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и
заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Разнообразие текстов, которые встречаются
в жизни Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении. Диалог и монолог как
разновидности текста, их особенности. Вторичные речевые жанры. Понятие о пересказе.
Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста.
Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче. Сжатый (краткий) пересказ, два
способа сжатия исходного текста. Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст,
созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста. Цитата в
пересказах, еѐ роль. Цитата в пересказах, еѐ роль. Аннотация. Сжатое изложение
содержания книги в аннотации. Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении.
Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).
Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения.
Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как
завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д. Основная мысль (тезис) в
рассуждении. Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль.
Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько
доказательств в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в
рассуждении. Описание в учебной речи, его цель, основные части. Невыдуманный
рассказ (о себе). Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами
художественного стиля. Словарные статьи в толковом и в других словарях.
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях
своей жизни.
Круг чтения
Русские народные волшебные сказки
Классики русской литературы XIX – первой половины XX веков
Классики русской литературы второй половины XX века
Зарубежная литература
Раздел 1 «Мир детства» (8ч)

Вводный урок курса литературное чтение на родном языке. Смысловое чтение как
осмысление цели чтения; умение отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Раздел 2 «Россия – Родина моя» (9ч)
Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа,
самостоятельно); извлечение необходимой информации из прослушанных текстов,
преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные
характеристики; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности; использование речевых средств для решения коммуникативных
и познавательных задач.
Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа,
самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё
отношение к прочитанному; осознанное и произвольное построение речевого
высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные
суждения.
Определение эмоционального характера текста: построение логической цепочки
рассуждений, анализ истинности утверждений; формирование умения формулировать
свои эмоционально-оценочные суждения.
В
четвертом
классе
проверяется
сформированность
умения
читать
словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного при
ориентировочном темпе 90 слов в минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту («про себя»);
выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и не
подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности
в зависимости от характера произведения.
Одним из важных принципов в образовании становится принцип региональности,
который заключается в опоре на культурные ценности, национальные традиции,
нравственно-этические правила своего народа, а также на понимание и уважение
духовного наследия других этносов, живущих в Республике Бурятия.
Краеведение. В заданиях. Изучение произведений поэтов и писателей Бурятии.
Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей
программы воспитания: проведение тематических классных часов, участие в школьном
этапе ВОШ (сентябрь-октябрь), в научно-практической конференции «Первые шаги»
(ноябрь). Участие в конкурсах проектов, рисунков, плакатов по различным тематикам,
викторинах, интеллектуальных играх, конкурсных программах, посвящённых
празднованию Дню матери, Сагаалган, Дню защитника Отечества, Международному
женскому дню и т.д. (в течение года), экскурсии в туристические центры культуры
(«Семейские», «Степной кочевник») (апрель, май).
Обучение может вестись дистанционно с использованием образовательной
платформ Учи.ру и ZOOM (облачные платформы для проведения онлайн уроков).
10.Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности.
Тематическое планирование по родной (русской) дитературе для 4 класса
составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного
учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов
воспитания обучающихся НОО:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),
внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять
посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в

учебных занятиях, так и в домашних делах;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою
страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе
или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных
животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять
бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать
обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям;
уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной
принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными
возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в
чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Тематическое планирование
Количест
Наименова
ние
разделов во часов на
раздел, тему
программы
Раздел 1 Мир
8ч
детства
Раздел 2
Россия – Родина
моя

9ч

Виды учебной деятельности

Совместно-распределенная
учебная деятельность (коллективная
дискуссия, групповая работа)
Совместно-распределенная
учебная деятельность (коллективная
дискуссия, групповая работа)

Виды контроля.

Групповой,
фронтальный,
самоконтроль
Групповой,
фронтальный,
самоконтроль

17ч

11. Планируемые результаты изучения учебного предмета:
Ученик научится:
• читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл
прочитанного (вслух — примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в
минуту);
• читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения,
правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи,
выражая таким образом понимание прочитанного;
• прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
• находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её
своими словами;
• различать последовательность событий и последовательность их изложения;
• выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения
текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его
частям;

• пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой
диалога повествованием, с включением рассуждений;
• обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской
библиотеке;
• составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в
справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
• соотносить поступки героев с нравственными нормами;
• ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную
информацию.
• читать по ролям художественное произведение;
• создавать текст на основе плана;
• придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
• писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге,
кинофильме, телевизионной передаче;
• участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения,
отрывки прозаических текстов;
• создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.
• выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;
• определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора,
народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;
• выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их
поступков, бытовые описания;
• вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
• определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
• различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка - басня, сказка - былина,
сказка - рассказ и др.);
• находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.
Ученик получит возможность научиться:
• составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном
уровне в устной и письменной речи;
• высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного
текста;
• высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной
форме;
• создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.
• создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из
героев, -придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;
• создавать иллюстрации к произведениям;
• создавать в группе сценарии и проекты.
• делать элементарный анализ литературных текстов, используя понятия: фольклорная и
авторская литература, структура текста, автор, герой; средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
• создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение
12. Учебно – методический комплект
1. Литературное чтение. Учеб. для 4 кл. нач. шк.: в 2 ч. / сост. Л. Ф. Климанова [и
др.]; под ред. Л. Ф. Климановой. – М.: Просвещение, 2021 г..

2. Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс. Кутявина С.В..– М.:
ВАКО, 2017.
3. Литературное чтение. Рабочая тетрадь М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская. М.:
Просвещение, 2017.
4. Электронное сопровождение к учебнику «Литературное чтение», 4 класс
5. Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой.
6. Репродукции картин в соответствии с программой по литературному чтению.
7. Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и
писателей
13. Материально-техническое обеспечение
ноутбук, телевизор, цифровой фотоаппарат, портреты писателей, раздаточный
материал.
14. Контрольно - измерительные материалы:
1.Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 4-й класс : к
учебнику Л. Ф. Климановой и др. (М.: Просвещение).
2. Бойкина М.В. Литературное чтение. Предварительный контроль. Текущий
контроль. Итоговый контроль. – М.: Просвещение, 2021. – 96 с.
3. Тесты по литературному чтению: 4 кл.: к учебнику Л.Ф.Климановой и др. «Родная
речь. В 2-х частях. 4 класс» /О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова. – М.: АСТ: Астрель: 2017.
4. Шубина Г.В. Литературное чтение. 4 класс. Тесты. Перспектива / Г.В. Шубина. –
М.: Экзамен, 2021
15. Список литературы, использованной при разработке программы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 №
2357)
2. Климанова Л.Ф., Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 частях. – М.:
Просвещение, 2021
3. Никифорова В.В Методические рекомендации к УМК Л.Ф Климановой и др.
«Поурочные разработки по литературному чтению».– М.: Вако, 2018.
4. Бойкина М.В. Литературное чтение. Методические рекомендации. 4 класс. . – М.:
Просвещение, 2017. – 57 с.
5. Климанова Л.Ф. Примерные рабочие программы. Литературное чтение 1-4
классы. . – М.: Просвещение, 2019. – 103 с.

Литература, рекомендованная для учащихся:
1. Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2016.
2. Хрестоматия по литературе для 1-4 классов. М., Просвещение. 2017.
3. Внеклассное чтение. Полная библиотека. Рассказы и стихи о природе.1-4 классы.
Дмитриева О.Р. «Омега» 2017.
4. Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. - СПб.: Литера, 2017.
5. Хрестоматия по литературе для 1-4 классов. М., Просвещение. 2017.
6. Фомин О.В. Литературное чтение. 4 класс. Читаем летом ФГОС / О.В. Фомин. М., Просвещение. 2020. – 128 с.
7. Бойкина М.В. Литературное чтение. Дневник читателя. 4 класс. М.,
Просвещение. 2018. – 64 с.

16. Приложения к программе:

Приложение 1
№

Календарно – тематический план
Кол-во
Тема урока
часов
Раздел 1 «Мир детства» (8 часов)

1. Я и книги
1.1 Д.Н.Мамин-Сибмряк. Книжка с картинками.
И.А.Гончаров. Фрегат «Паллада»
1.2 С.ТАксаков. Детские годыЮагрова-внука
С.ТГригорьев. Детство Суворова
2 Я взрослею
2.1 ЛЛЯхнин.Храбрец
ИПТокмакова. Разговор Татарника и
Спорыша
2.2 ЕВКлюев. Шагом марш
2.3 БП.Екимов. Ночь исцеления
ИА.Мазнин. Летний вечер
3 Я и моя семья
3.1 КВ Лукашевич. Мое милое детство
МВ Водопьянов. Полярный летчик
3.2 ЕНВерейская. Наташа пишет ночью письмо и
затем его сжигает
4 Я фантазирую и мечтаю
4.1 ТВ Михеева. Асино лето
ВП Крапивин. Голубятня в Орехове

2ч
1
1
3ч
1

1
1
2ч
1
1
1ч
1

Раздел 2 «Россия – Родина моя» (9часов)

1 Люди земли Русской
1.1 ЕВМурашова. Каффа. КИ Куприн. За три моря.

2ч
1

Путешествие Афанасия Никитина

1.2 ВАГагарин. Мой брат Юрий. Наш Гагарин
2 Что мы Родиной зовём
2.1 АД Дорофеев. Веретено. Сказ о валдайских
колокольчиках.
2.2 МЯБородицкая. В гостях у лесника.
ГЯСнегирев. Карликовая Береза.
ВГРаспутин. Саяны
3 О родной земле
3.1 Загадки и пословицы.
ВФОдоевский. Мороз Иванович
3.2 ДБКедрин. Мороз на стеклах. ННАсеев.
Такой Мороз.
3.3 Загадки. ММЗощенко Гроза. НГ ГаринМихайловский. Детство Темы. АА Блок.
Перед грозой. После грозы.
3.4 В.А.Солоухин. Ветер.
Словарь к текстам учебного пособия.
3.5 Проверочная работа. Закрепление.
Проекты:
Проект "Создание календаря исторических событий"

1
2ч
1
1

5ч
1
1
1

1
1

Дата по
плану

Дата по
факту

Проект «В стране литературных героев. Литература Бурятии»
Приложение 2
Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету
Учитель:Дашинимаева РБ.
Предмет: Литературное чтение на родном русском языке
Класс: 4Б
№
урока

Тема по КТП

План, ч Факт, ч Причина
Способ
Согласовано
корректировки корректировки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».