Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» Рабочая программа учебного предмета (курса) По литературному чтению 4 «А» класс Составитель программы: Гунзынова ОД., учитель начальных классов г. Улан-Удэ - 2022 1 1. Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной. Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Литературное чтение – это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества изучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственного дошкольникам, формирование в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы. Художественное литературное произведение своим духовным, нравственноэстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность. Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Программа по изучению русского языка в младших классах школы предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью учебных курса: 1. Обучение грамоте, развитие речи и внеклассное чтение. 2. Литературное чтение (классное и внеклассное) и развитие речи. 3. Фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи. Рабочая программа по обучению грамоте придает всему процессу изучения курса «Русский язык» четкую практическую направленность и реализует следующие цели: – формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира; – социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека; – развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научнопознавательными текстами; – воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран. Для достижения поставленных целей на уроках обучения грамоте необходимо решать следующие задачи: – освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге; – развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; – освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; 2 – овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты – описания и повествования небольшого объема; – воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. -воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову; Принципы: системность, научность, доступность, наглядность, вариативность, реалистичность, художественно-эстетический, литературоведческий, коммуникативно-речевой. А также возможность практического применения полученных знаний. Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4 класса разработана на основе нормативно-правовых документов: 1. Конституция РФ. 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия». 4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 г. с изменениями. 5. Примерная программа по предмету «Литературное чтение». Просвещение, 2020 г. 6. Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта» 7. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28) 8. Локальные акты МАОУ « СОШ №18» 3. Место курса «Литературное чтение» в учебном плане Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе выделяется в 4 классе 102 ч (3 ч в неделю, 34 учебных недели) 4. Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение» Начальным этапом изучения русского языка и литературного чтения является обучение грамоте. Основное внимание в этот период отводится изучению письменной речи и развитию фонематического слуха детей. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения (умениями читать и писать) идёт совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является «общение», которое не рассматривается статично, а разворачивается в форме деятельности, протекающей в культурноисторическом плане — от истоков возникновения процесса общения у людей (в письменной его форме) до развития письма на современном уровне. Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте и идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» 3 коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями. Через приобщение в процессе чтения к духовнонравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом. Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства. Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России. Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами: Виды речевой деятельности. Культура речевого общения. Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность. Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовнонравственная деятельность. Круг детского чтения. Культура читательской деятельности. Первый раздел программы — «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения»—ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативноречевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения. Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое как умственное действие протекает во внутреннем плане. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приёмов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя. В программе указаны ориентировочные нормы скорости чтения, от которой зависит понимание прочитанного текста и, как следствие, успеваемость ребёнка по всем другим предметам в начальной и средней школе. Учащиеся, окончившие начальную школу, должны читать не менее 70—80 слов в минуту. Такая скорость позволит им чувствовать себя уверенно и комфортно, поможет извлекать смысловую информацию при самостоятельном чтении и работе с учебными текстами. Содержание курса включает формирование умения слушать речь (высказыва4 ние), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность её анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы. Развитие умения говорить (высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника. Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование) на основе прочитанных текстов. Программа обеспечивает развитие выразительности устной и письменной речи, совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать на протяжении всех лет обучения в начальной школе. Следующий раздел — «Виды работы с текстом. Коммуникативнопознавательная деятельность». Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно-речевых задач. Содержание данного раздела направлено на освоение различных видов текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текстповествование), формирование умения соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно-познавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе общения. Учащиеся будут наблюдать, как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текстов (с помощью учителя). Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовнонравственная деятельность» нацелен на развитие художественно-эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети будут учиться различать способы изображения мира в художественных и познавательных тестах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и художественно-образного мышления, осмысливать особенности художественного и научно-познавательного произведения, создавать собственные тексты. Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства. Учащиеся научатся понимать и ценить художественное произведение, отличать его от произведений научно-познавательного содержания. Они узнают, что художественное произведение — произведение словесного искусства и что его автор, раскрывая через художественно-образную форму всё богатство окружающего мира и человеческих отношений, стремится приобщить читателя к своим духовнонравственным и эстетическим ценностям, пробудить в человеке чувство прекрасного, красоты и гармонии. В содержание литературного чтения включён элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез—анализ—синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую 5 оценку. При анализе литературного произведения на первый план выдвигается художественный образ, воплощённый в слове (без термина). Слово в художественном тексте становится объектом внимания юного читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово как средство художественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не само по себе, не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но даже и нейтральные слова и выражения. Программа определяет для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его. В содержание литературного чтения включены доступные детям элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения, его нравственно-эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения. Программой предусмотрено анализ произведения на разных уровнях: уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровень автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного). Это помогает сохранять целостный взгляд на произведение и не терять его основную линию. Многоступенчатый путь анализа произведения, своеобразное восхождение читателя на вершину так называемой смысловой пирамиды, открывает новые горизонты понимания словесного искусства, обогащает учащихся интеллектуально, нравственно и эстетически. В процессе такого анализа, который связан с многократным обращением к тексту, дети, проникая в тайны художественного творчества, осмысливают моральнонравственные ценности (дружба, уважение, забота о других, доброжелательность), получают радость и удовольствие от чтения, учатся выражать своё отношение к героям через выразительное чтение. В содержание программы включено развитие умений, связанных с наблюдением за миром природы и поведением животных. Введение в содержание литературного чтения такого материала определяется тем, что характер и полнота восприятия младшим школьником литературного произведения зависят не только от его умения воссоздавать словесные образы в соответствии соавторским замыслом, но и от накопленного им опыта восприятия окружающего мира. Такой опыт помогает ребёнку полнее и ярче воссоздавать содержание художественных текстов при чтении. В содержание курса с целью развития и стимулирования творческой активности учащихся вводятся приёмы театральной драматизации произведений. Они обеспечивают более глубокое понимание сюжетных линий произведения, поступков героев (их мотивы), смысла прочитанного, развивают чувства сопереживания и отзывчивости. Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков (художественные и научнопознавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.). Художественно-эстетическая направленность содержания литературного чтения позволяет учащимся накопить опыт художественно-эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Тематические разделы программы отражают разнообразие интересов детей младшего школьного возраста. Их содержание не только стимулирует развитие по6 знавательных интересов, но и привлекает внимание учащихся к различным сторонам жизни: взаимоотношениям детей со сверстниками и взрослыми, приключениям, природе, истории и культуре разных национальностей нашей Родины, а также даёт возможность сравнивать произведения на одну и ту же тему разных авторов. Разнообразие тематики обогащает социально-нравственный опыт, расширяет познавательные интересы ребёнка, развивает читательскую самостоятельность, формирует культуру чтения. Произведения, включённые в круг детского чтения, имеют большое значение для нравственно-эстетического воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников. Круг детского чтения от класса к классу расширяется и углубляется по мере развития читательских способностей детей, их знаний об окружающем мире. Постепенно формируется библиографическая культура учащихся. Курс литературного чтения благодаря художественно-эстетической и нравственно-мировоззренческой направленности значительно расширяет границы читательской компетентности. У учащихся формируется готовность эффективно использовать знания, читательские умения и навыки для реализации учебных целей и решения конкретных жизненных ситуаций, расширяются границы коммуникативноречевого общения, совершенствуется читательская культура (умение глубоко проникать в смысл читаемого, выбирать книгу для чтения, постоянная потребность в чтении художественной литературы). Культура чтения сказывается на нравственнодуховном и эстетическом развитии личности младшего школьника. Таким образом, реализация содержания курса «Литературное чтение» обеспечит развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, введение детей в мир художественной литературы, воспитание читательской компетентности и культуры чтения. Актуальность Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. Обучение грамоте и развитие речи является составной частью курса русского языка в начальных классах общеобразовательной школы и подготовительным этапом дальнейшего языкового и литературного образования. Знакомство с «элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий» способствует формированию познавательных универсальных учебных действий. 5. Характеристика младшего школьного возраста. Младший школьный возраст – это возраст, когда ребёнок проходит первый этап школьного образования. Его границы исторически подвижны. В настоящее время в нашей стране он охватывает период с 6,5 до 11 лет. Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному учению. Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития. Тем более, что в современных условиях многие дошкольники к моменту начала школьного обучения не овладевают высшими уровнями игры (игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам). На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В процессе 7 их реализации ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат. Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к концу дошкольного детства возрастные предпосылки, от наличия которых зависит готовность ребёнка к школьному обучению. В отличие от дошкольника, младший школьник обладает достаточной физической выносливостью, позволяющей осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения, длительной сосредоточенности. Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более уравновешен, чем дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять проявлениями своих чувств, различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать. В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С подобным опытом во многом связана самооценка младшего школьника – он оценивает себя так, как оценивают его «значимые другие». Для младшего школьника, как и для дошкольника, такими значимыми людьми являются прежде всего взрослые. Особое место в жизни ученика начальной школы занимает учитель. В этом возрасте он для ребёнка - образец действий, суждений и оценок. От него решающим образом зависит и принятие позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и самооценка ребёнка. Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации собственной деятельности. Полноценным итогом начального обучения являются основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти новообразования к концу начальной школы должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной общности, но не в индивидуальных действиях каждого ученика. Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной программе. Программа конкретизирована для 4 класса, так как примерная программа рассчитана на 1-4 классы. 6. Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной программе. Программа конкретизирована для 4-го класса, так как программа рассчитана на 1 – 4 классы. 7. Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета «Литературное чтение» Основным ценностным ориентиром при построении курса обучения грамоте является его направленность на формирование у первоклассников умения учиться. Обучение грамоте как учебный предмет имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Важнейшим аспектом предмета является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире. 8 Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить. 8. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета Личностные результаты В результате формирования личностных универсальных учебных действий к окончанию 4 класса у обучающегося будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности; выстраивание индивидуальных маршрутов для достижения образовательных целей; мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации, умение осознавать роль книги в мировой культуре, рассматривать книгу как нравственную, эстетическую, историческую ценность; первоначальные представления о нравственных понятиях («тщеславие», «гнев», «самообладание», «поступок», «подвиг»), отраженных в литературных произведениях; умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Что такое поступок?», «Какой поступок можно назвать героическим?», «Всякого ли героя можно назвать героем?»; осознание ответственности человека за благополучие своей семьи, своей малой родины, своей страны; способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца, способность адекватно оценивать работу товарища, одноклассника. Обучающиеся 4 класса получат возможность научиться: эмпатии как осознанному пониманию чувств других людей и сопереживанию им, выражающимся в поступках. Метапредметные результаты Универсальные УУД Обучающиеся научатся: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; Обучающиеся получат возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Познавательные УУД Обучающиеся научатся: использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное – и выбирать вид чтения в соответствии с поставленным заданием; преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); строить речевое высказывание в устной и письменной форме; 9 пользоваться справочником и энциклопедией. Обучающиеся получат возможность научиться: осуществлять расширенный поиск с использованием ресурсов библиотек и интернет-ресуросв ; строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей. Коммуникативные УУД Обучающиеся научатся: участвовать в коллективной работе; планировать работу группы в соответствии с поставленными задачами; готовить самостоятельно проекты; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; адекватно использовать речевые средства для различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий. Обучающиеся получат возможность научиться: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёрами; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; адекватно использовать все речевые средства для решения коммуникативных задач. Предметные результаты Виды речевой и читательской деятельности Обучающиеся научатся: обосновывать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения (читательский интерес, поиск возможной информации, приобретение читательского опыта, поиск аргументов); осознанно воспринимать содержание различных видов текста, их особенности (специфику); определять самостоятельно тему и главную мысль произведения; составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам; определять отличительные особенности; сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы, находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения; сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине. Обучающиеся получат возможность научиться: воспринимать литературу как искусство; осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста Круг детского чтения Обучающиеся научатся: ориентироваться в книге по названию, оглавлению; отличать сборник произведений от авторской книги; самостоятельно осуществлять поиск книги в библиотеке по заданному параметру, по собственному желанию; составлять самостоятельно краткую аннотацию; 10 писать самостоятельно отзыв на выбранную книгу; самостоятельно пользоваться алфавитным и систематическим каталогами, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой Обучающиеся получат возможность научиться: ориентироваться в библиотечном пространстве, пользоваться интернеткаталога для поиска необходимой литературы. Литературоведческая пропедевтика Обучающиеся научатся: определять конкретный смысл понятий: притча, былина, мифы, литературная сказка; различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого из них; сравнивать пословицы и поговорки разных народов; группировать пословицы и поговорки по темам; сравнивать былину и сказочный текст; сравнивать поэтический и прозаический тексты былины; определять ритм стихотворения; сравнивать, сопоставлять различные виды текста; называть 2-3 особенности текста; создавать собственный прозаический или поэтический текст, используя средства художественной выразительности Обучающиеся получат возможность научиться: использовать в речи литературоведческие понятия Творческая деятельность Обучающиеся научатся: делать творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения; создавать свой собственный текст. Обучающиеся получат возможность научиться: самостоятельно делать инсценировки по прочитанным произведениям. Уровни освоения программ начального общего образования. Базовый уровень (обучающийся научится): Обучающиеся должны знать: наизусть 7—8 стихотворений русских и зарубежных классиков; 5—6 русских народных пословиц, считалок, загадок; имена и фамилии 5—6 отечественных писателей. Обучающиеся должны уметь: читать текст вслух целыми словами в темпе не менее 80 слов в минуту без искажений слов; читать про себя небольшой текст с последующим пересказом его содержания; читать текст выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; пересказывать содержание произведения подробно и выборочно; делить несложный текст на части; соотносить пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль; самостоятельно выбирать эпизоды, ситуации из произведения для ответа на вопросы и задания учебника; рисовать словесные картины к художественным произведениям; 11 находить в художественном тексте слова и выражения, с помощью которых изображены герои, события, природа; различать басню, рассказ, волшебную сказку, бытовую сказку и сказку о басня: герой басни, подразумеваемый смысл, нравоучение — мораль; ориентироваться в учебной книге, находить в ней произведение по его названию и фамилии автора, объединять произведения на определенную тему; различать художественные и научно-познавательные произведения; находить в произведении средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты); найти книгу из рекомендованного списка литературы. Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: самостоятельно выбирать и читать книги; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии); определять содержание книги по заглавию, аннотации; находить в словаре значение неизвестного слова. Возможный уровень (обучающийся получит возможность научиться): • воспринимать художественную литературу как вид искусства; • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное,изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения работать с тематическим каталогом; • работать с детской периодикой; создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения; • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты. 9. Содержание учебного предмета «Литературное чтение» Вводный урок Книга в мировой культуре (4 часа). Основные понятия: библиотека, каталог, аннотация. Высказывания о книгах известных людей прошлого и современности. Истоки литературного творчества (16 часов). Основные понятия: сказки, притчи, былины, мифы. Виды устного народного творчества. О Родине, о подвигах, о славе (14 часов). Основные понятия: поступок, подвиг. Пословицы о Родине. Стихи и рассказы о войне. Жить по совести, любя друг друга (13 часов). Основные понятия: ответственность, совесть. Рассказы о дружбе, хороших делах. Литературная сказка (20 часов). Основные понятия: отзыв на книгу, переводная литература. Собиратели народных сказок. Литературные сказки. Великие русские писатели (30 час). Основные понятия: средства художественной выразительности – метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Сравнение произведений живописи и литературы. Литература как искусство слова (5 часов). Обобщение по курсу литературного чтения. Самостоятельные работы Краеведение в содержании заданий Внеурочная деятельность: участие в конкурсах Виды речевой и читательской деятельности Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение 12 последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению. Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов. Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы. Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др. Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы. Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы). Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю). Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал). 13 Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение). Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем. Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов. Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения. Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ. Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов. Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок). Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовнонравственным традициям России. Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературнохудожественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру. Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека. Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели 14 общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана. Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений. Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений. Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научнопопулярного, учебного и художественного текстов. Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания. Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста. Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения. Круг детского чтения Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки 15 народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины). Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения. Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочкаобучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где проводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя). Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя). Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев). Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение). Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. Творческая деятельность Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя). Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинноследственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя). Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей программы воспитания: участие в школьном этапе ВОШ (сентябрьоктябрь), в научно-практической конференции «Первые шаги» (ноябрь), международный конкурс «Русский медвежонок» (весна), в конкурсах проектов, рисунков, 16 плакатов по различным тематикам (в течение года), экскурсия туристические центры культуры («Семейские», «Степной кочевник») (апрель, май). Обучение может вестись дистанционно с использованием образовательной платформ Учи.ру и ZOOM (облачные платформы для проведения онлайн уроков). 10.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. Тематическое планирование по литературному чтению для 4 класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО: - быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим; - быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах; - знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); - проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; - соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; - уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. Тематическое планирование № 1 2 Название раз- Колиделов и тем чество часов курса Книги в миро4 вой культуре Истоки литературного творчества 16 Основные виды учебной деятельности учащихся Формы контроля Совместно-распределенная учебная Групповой, деятельность (коллективная дискус- фронтальный, сия, групповая работа) индивидуальный Совместно-распределенная учебная Групповой, деятельность (коллективная дискус- фронтальный, сия, групповая работа) индивидуаль17 ный Групповой, фронтальный, индивидуальный Групповой, фронтальный, индивидуальный 3 О Родине, подвигах, славе о о 14 Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа) 4 Жить по совести, любя друг друга 13 Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа) 5 Литературная сказка 20 6 Великие русские писатели 30 7 Литература как искусство слова 5 Совместно-распределенная учебная Групповой, деятельность (коллективная дискус- фронтальный, сия, групповая работа) индивидуальный Совместно-распределенная учебная Групповой, деятельность (коллективная дискус- фронтальный, сия, групповая работа) индивидуальный Совместно-распределенная учебная Групповой, деятельность (коллективная дискус- фронтальный, сия, групповая работа) индивидуальный Итого: 102 18 11. Планируемые результаты освоения программы. Выпускник научиться: - имена и фамилии 3—4 авторов и классиков русской литературы; - 2—4 книги каждого писателя из рекомендованного списка для самостоятельного чтения; - наизусть 7—8 стихотворений современных авторов и классиков русской и зарубежной литературы; - имена и фамилии 7—8 писателей—авторов прочитанных произведений. Учащиеся должны уметь: - читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 70 слов в минуту; - читать про себя небольшой текст с последующим пересказом его содержания; - читать текст выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; - пересказывать содержание произведения подробно и выборочно; - делить несложный текст на части; - соотносить пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль; - самостоятельно выбирать эпизоды, ситуации из произведения для ответа на вопросы и задания учебника; - рисовать словесные картины к художественным произведениям; - находить в художественном тексте слова и выражения, с помощью которых изображены герои, события, природа; - различать басню, рассказ, волшебную сказку, бытовую сказку и сказку о животных; - выделять особенности стихотворных произведений — рифму, ритм; - басня: герой басни, подразумеваемый смысл, нравоучение — мораль; - ориентироваться в учебной книге, находить в ней произведение по его названию и фамилии автора, объединять произведения на определенную тему; - различать художественные и научно-познавательные произведения; - находить в произведении средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты); - найти книгу из рекомендованного списка литературы. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: 1. Самостоятельно выбирать и читать книги; 2. Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии); 3. Определять содержание книги по заглавию, аннотации; 4. Находить в словаре значение неизвестного слова. 12. Учебно-методический комплекс. Литературное чтение 1) Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразов. Учреждений. В 2 ч.Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская.– М.: Просвещение, 2021. – (1 часть – 160 с, 2 часть – 160 с.) 2. Техническое оснащение программы. Средства обучения: 1) Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение» Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого. 4 класс (1CD). 2) Интерактивная доска. 3) Презентации, созданные учителем самостоятельно. 19 4) Цифровые и электронные образовательные ресурсы. 5) Модель - аппликация «Звукобуквенная лента» демонстрационная. 13. Материально-техническое обеспечение. Технологические карты Русский язык. (с сайта: www.prosv.ru/umk/perspektiva) ноутбук, проектор. 14. Контрольно-измерительные материалы: 1. Узорова О.В., Нефедова Е.А.. Тесты по курсу « Литературное чтение» М. Астрель, 2017 2. Бобкова Н.И., Тематический тестовый контроль. М.Просвещение,2017 3. Шубина Г.В. Литературное чтение. 4 класс. Тесты. Перспектива / Г.В. Шубина. – М.: Экзамен, 2021 15. Список литературы 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357) 2. Климанова Л.Ф., Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2021 3. Никифорова В.В Методические рекомендации к УМК Л.Ф Климановой и др. «Поурочные разработки по литературному чтению».– М.: Вако, 2018. 4. Бойкина М.В. Литературное чтение. Методические рекомендации. 4 класс. . – М.: Просвещение, 2017. – 57 с. 5. Климанова Л.Ф. Примерные рабочие программы. Литературное чтение 1-4 классы. . – М.: Просвещение, 2019. – 103 с. 6. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Л.Ф. Климановой и др. («Перспектива»), 4класс, М.: Вако, 2019. Литература для учащихся: 1. Климанова Л.Ф. Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 4 класс / Т.Ф. Климанова, Т.Ю. Коти. - М.: Просвещение, 2021 – 80 с.. 2. Коти Т.Ю. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 4 класс / Т.Ю. Коти. – М.: Просвещение, 2020. – 80 с. 3. Бойкина М.В. Литературное чтение. Тетрадь учебных достижений. 4 класс / М.В. Бойкина . – М.: Просвещение, 2020. – 96 с. 4. Фомин О.В. Литературное чтение. Читаем летом. 4 класс / О.В. Фомин . – М.: Просвещение, 2020. – 128 с. 16. Приложения к программе: Приложение 1 Календарно - тематический план. № 1-2. Темы разделов (уроков) К-во часов Книга в мировой культуре (4ч) Вводный урок по курсу литературного чтения. Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника. Основные понятия 20 2 Дата по Дата плану по факту 3-4. 5-6. 7-8. 9-10. 11. 12-13. 14-15. 16-17. 18-19. 20. 21-22. раздела: библиотека, каталог, аннотация. Высказывания о книгах известных людей прошлого и современности. Из Повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор. М.Горький. О книгах. Рассказ о своей домашней библиотеке. История книги. Подготовка сообщения на тему. Удивительная находка. Пересказ текста. Истоки литературного творчества (16 ч) Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: притчи, былины, мифы. Виды устного народного творчества Пословицы разных народов. Библия — главная священная книга христиан. Из книги Притчей Соломоновых (из Ветхого Завета). Притча о сеятеле (из Нового Завета). Смысл притчи Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине. В. Васнецов. Гусляры. Исцеление Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом. Ильины три поездочки. Сравнение поэтического и прозаического текстов былины. Славянский миф. Особенности мифа Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского. Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества. Самостоятельное чтение. Сказки о животных. Краеведение: «Сказки, пословицы и поговорки бурятского народа» Тайская народная сказка. Болтливая птичка. Создание сказки по аналогии. Немецкая народная сказка. Три бабочки. Семейное чтение. Царь и кузнец. Шрамы на сердце. Притча. Наш театр. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. О Родине, о подвигах, о славе (14ч) Основные понятия раздела: поступок, подвиг. Пословицы о Родине. Сравнение текстов о Родине: К.Ушинский. Наше Отечество и В.Песков. Отечество. 23-24. И. Языков. Мой друг! Что может быть милей… А. Рымов. Пейзаж с рекой. С. Романовский. Русь. Сравнение произведений художественной литературы и живописи. 25. Александр Невский. Подготовка сообщения о святом Александре Невском. В. Серов. Ледовое побоище. Н. Кончаловская. Слово о побоище ледовом. 21 2 2 2 2 1 2 2 2 2 1 2 2 1 26-27 Дмитрий Донской. Куликовская битва. Подготовка сообщения о Дмитрии Донском. Ф.Глинка. Солдатская песнь. 28-30. Великая Отечественная война 1941 — 1945 годов. Р. Рождественский. Реквием А. Приставкин. Портрет отца. В. Костецкий. Возвращение. Е. Благинина. Папе на фронт. В. Лактионов. Письмо с фронта. Сравнение произведения живописи и литературы. Проект Краеведение: «Мой прадед…» 31-32. Самостоятельное чтение. С. Фурин. Чтобы солнышко светило. В. Орлов. Разноцветная планета Ф. Семяновский. Фронтовое детство. Фотография — источник получения информации 33-34. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Творческий проект «Нам не нужна война». Жить по совести, любя друг друга (13 ч) Вводный урок но содержанию раздела. Основные поня35. тия раздела: ответственность, совесть А. К. Толстой. Детство Никиты. Смысл рассказа. Герои рассказа. И. Суриков. Детство. Сравнение прозаического и поэти36. ческого текстов на тему. 37-38. А. Гайдар. Тимур и его команда. Смысл рассказа. Создание текста по аналогии. 39-40. М. Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа. 41-42. И. Пивоварова. Смеялись мы — хи-хи… Соотнесение содержания текста с пословицей. Н. Носов. Дневник Коли Синицына Мы идём в библиотеку. Создание выставки «Писатели — 43. детям». Самостоятельное чтение. Н.Носов. Метро. Особенности юмористического текста. 44-45. Семейное чтение. В. Драгунский. …бы. Смысл рассказа Наш театр. Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома. Инсценирование. 46-47. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Литературная сказка (20 ч) 48-49. Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: отзыв на книгу, переводная литература. Собиратели русских народных сказок: А. Афанасьев, В. Даль, К. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.К. Толстой. 50-51. Вильгельм и Якоб Гримм — собиратели немецких народных сказок. Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Особенности зарубежной литературной сказки. 22 2 3 2 2 1 1 2 2 2 1 2 2 2 2 52. Шарль Перро — собиратель народных сюжетов. Сказки. Мальчик-с-пальчик. Особенности зарубежного сюжета Шарль Перро. Спящая красавица. Представление книги. Г.-Х. Андерсен. Дикие лебеди. Сравнение с русской литературной сказкой. Отзыв на книгу Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди». 55. 56-57. Г.-Х. Андерсен. Пятеро из одного стручка. Смысл сказки. 53. 54. 58-59. Г.-Х. Андерсен. Чайник. Смысл сказки. Мы идём в библиотеку. Сказки зарубежных писателей 60. Самостоятельное чтение. И.Токмакова. Сказочка о сча61. стье 62-63. Семейное чтение. С. Аксаков. Аленький цветочек С. Аксаков. Аленький цветочек. Ш. Перро. Красавица и Чудовище. Сравнение сказок. Наш театр. Э. Хогарт. Мафин печёт пирог. Инсценирова65. ние. 66-67. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Проект Литературные сказки писателей Бурятии 64. Великие русские писатели (30ч) Вводный урок по содержанию раздела. Основные поня68. тия раздела: средства художественной выразительности — метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Великие русские писатели. А.С. Пушкин. Стихотворения и сказки. К. Паустовский. Сказки А.С. Пушкина. Подготовка сооб69. щения на основе статьи. 70-71. А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Сравнение с народной сказкой. 1 1 1 1 2 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 А.С. Пушкин. Осень. 1 Гонимы вешними лучами. Ф.И.Тютчев. Еще земли печален вид… А. Куинджи. Ранняя весна. Сравнение произведений живописи и литературы. И. Козлов. Вечерний звон. И. Левитан. Вечерний звон. 73. 1 Сравнение произведений живописи и литературы. Сочинение по картине И. Левитана «Вечерний звон». 74-75. М.Ю. Лермонтов. Горные вершины. Гёте. Перевод В. 2 Брюсова. Сравнение текстов. М.Ю.Лермонтов Тифлис. Дары Терека. Сравнение произведений живописи и литературы. М.Ю.Лермонтов Крестовая гора. Утёс. Сравнение произведений живописи и литературы. 72. 23 76-77. М.Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Особенности исторической песни. 78-79. М.Ю.Лермонтов. Бородино. Особенности художественного и исторического текстов. 80-81. Л.Н. Толстой. Подготовка сообщения о Л. Толстом. Л.Н.Толстой. Maman (из повести «Детство»), Герои рассказа. Л.Н. Толстой. Ивины. Герои рассказа. 82-83. И. Никитин. Средства художественной выразительно84. сти.Для создания картины. И. Никитин. Когда закат прощальными лучами... И. Ле85. витан. Тишина. Сравнение произведения живописи и литературы И.Бунин. Гаснет вечер, даль синеет... Подготовка во86. просов к стихотворению. И. Бунин. Ещё холодно и сыро... 87. Н. Некрасов. Мороз, Красный нос. Сравнение со сказоч88. ным текстом Проект. Мы идём в музей. Подготовка к экскурсии. 89. 90-91. Самостоятельное чтение. J1.H. Толстой. Был русский князь Олег. J1.H. Толстой. Басни. 92. Семейное чтение. Л.И. Толстой. Петя Ростов. 93. JI.H. Толстой. Петя Ростов. Пересказ. 94. Наш театр. И.А. Крылов. Ворона и Лисица. Инсценирова95. ние. Маленькие и большие секреты страны Литературии. 96. Обобщение по разделу 97. 98. 99. 100. 101. 102. Обобщение. Литература – как искусство слова (5ч) И.Тургенев. Голуби. С.Есенин. Пороша. Поет зима – аукает. Самостоятельная работа. Н.Рубцов. Воробей. Контрольная работа. 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Список проектов: 1. Творческий проект «Нам не нужна война». (годы войны в Бурятии) 2. Краеведение: «Мой прадед…» 3. Литературные сказки писателей Бурятии 24 Приложение 2 Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету Учитель: Гунзынова ОД. Предмет: Литературное чтение Класс: 4А № урока Тема по КТП План, ч Факт, ч Причина корректировки 25 Способ корректировки Согласовано 26