Литературное чтение 4 Г кл. Окунева О.А.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Улан-Удэ

Рабочая программа учебного предмета (курса)
По литературному чтению
4 г класс

Составитель программы: Окунева О.А.,
учитель начальных классов

г. Улан-Удэ- 2022

2. Пояснительная записка:
Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир
художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства,
посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей
полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к
словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Цели изучения курса:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического
отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности,
умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
умением в системе образования младших школьников; формирование читательского
кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге,
потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение
нравственного опыта младших школьников. Формирование представлений о добре и
зле,
Задачи:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное
произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения,
выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное
мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного
произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и
особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания
произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к
литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного
искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем
мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике
художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного
уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по
содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт
ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и
речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Общая характеристика курса
Рабочая программа «Литературное чтение» разработана на основе учебнометодического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Л. Ф.

Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение».
Литературное чтение — это один из важных и ответственных этапов большого пути
ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит
полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно
чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование
у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно
художественной литературы.
Художественное литературное произведение своим духовным, нравственноэстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его
чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное
воздействие на школьника, формирует его личность.
Курс литературного чтения для 1—4 классов является первой ступенью единого
непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.
Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с
позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать
огромный мир литературы — одного из сложнейших видов искусства. Юный читатель
задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно
пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания
образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора-музыканта;
как, почему, за казалось бы обычными словами, возникает целый мир (реальный или
фантастический, волшебный), который начинает волновать читателя, будить
воображение, заставляет его размышлять.
Актуальность программы
Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего
школьника Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность,
способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса
литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам
начальной школы. Формирование функционально грамотных людей - одна из
важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности
закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам
речевой деятельности - чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому
литературное чтение наряду с русским языком - один из основных предметов в системе
подготовки младшего школьника.
Принципы: системность, научность, доступность, наглядность, вариативность,
реалистичность, художественно-эстетический, литературоведческий, коммуникативноречевой. А также возможность практического применения полученных знаний.
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4 класса разработана на
основе нормативно-правовых документов:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации".
3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике
Бурятия».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования 2009 г. с изменениями.
5. Примерная программа по предмету «Литературное чтение». Просвещение, 2020 г.
6. Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального
государственного образовательного стандарта»
7. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», (Постановление

Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№28)
8. Локальные акты МАОУ « СОШ №18»
9. Образовательная программа НОО МАОУ СОШ18
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане:
Курс «Литературное чтение» рассчитан на 414 часов:  в 1 классе на изучение
литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель);  во 2 – 3
классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе), в 4 классе – 102ч.
4. Указание количества учебных часов, на реализацию в объеме которых
рассчитана рабочая программа на изучение курса «Литературное чтение» в 4 классе
отводится 3 часа. Программа рассчитана на 102часа
5.Характеристика младшего школьного возраста. Младший школьный возраст –
это возраст, когда ребёнок проходит первый этап школьного образования. Его границы
исторически подвижны. В настоящее время в нашей стране он охватывает период с 6,5
до 11 лет. Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей
деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному
учению.
Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий у
разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного
возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться
важной для психического развития. Тем более, что в современных условиях многие
дошкольники к моменту начала школьного обучения не овладевают высшими
уровнями игры (игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам).
На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и
познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В
процессе их реализации ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать
собственные учебные действия и их результат.
Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к концу
дошкольного детства возрастные предпосылки, от наличия которых зависит
готовность ребёнка к школьному обучению. В отличие от дошкольника, младший
школьник обладает достаточной физической выносливостью, позволяющей
осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного
напряжения, длительной сосредоточенности.
Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более уравновешен,
чем дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять проявлениями своих
чувств, различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать.
В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него существенно
возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С подобным опытом во
многом связана самооценка младшего школьника – он оценивает себя так, как
оценивают его «значимые другие». Для младшего школьника, как и для дошкольника,
такими значимыми людьми являются прежде всего взрослые.
Особое место в жизни ученика начальной школы занимает учитель. В этом возрасте
он для ребёнка - образец действий, суждений и оценок. От него решающим образом
зависит и принятие позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и
самооценка ребёнка.
Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста
являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации
собственной деятельности. Полноценным итогом начального обучения являются
основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и
умением понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти
новообразования к концу начальной школы должны проявляться в работе класса или
внеклассной учебной общности, но не в индивидуальных действиях каждого ученика.

6. Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной
программе.
Программа конкретизирована для 4 класса, так как примерная программа рассчитана
на 1-4 классы.
7. Ценностные ориентиры учебного предмета
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение
в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся
знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых
очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного
произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся
начальных классов
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственноэстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует
формированию
личностных
качеств,
соответствующих
национальным
и
общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения,
совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя
произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями):
добром,
справедливостью,
правдой
и
т.д.
Огромную
роль
при
этом играет эмоциональное
восприятие
произведения,
которое
формирует
эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития,
реализуемая в рамках урока литературного чтения, формируют личностные качества
человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
8.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета, курса.
Личностные:
1) осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного
обучения;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур
и религий;
3) формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и
самого себя;
4) знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими
ценностями;
5) восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
6) полноценное восприятие художественной литературы;
7) эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
8) высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметные:
1) освоение приемов поиска нужной информации; 2) овладение алгоритмами основных
учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений,
умением высказывать и
пояснять свою точку зрения;
3) освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;
4) формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;
5) овладение основами коммуникативной деятельности , на практическом уровне
осознание значимости работы в группе и освоение правил
групповой работы.
Предметные:
1) формирование необходимого уровня читательской компетенции;

2) овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного
произведения;
3) овладение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования
художественных, научно-популярных и учебных текстов;
4) умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; пользоваться
справочными источниками;
5) осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
6) умение составлять несложные монологические высказывания о произведении, устно
передавать содержание текста по плану, составлять
небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и
описания;
7) умение декламировать стихотворные произведения, выступать перед знакомой
аудиторией с небольшими сообщениями.
9.Содержание учебного предмета
Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки
из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг
произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы,
усложняется структура курса и содержание произведений.
Былины. Летописи. Жития (6 ч)
О былинах.
«Ильины три поездочки». Летописи. Жития.
«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда...» «И вспомнил Олег коня своего...»
«Житие Сергия Радонежского».
Из русской классической литературы (14 ч)
1. П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); 2. А. С. Пушкин. «Няне», «Туча»,
«Унылая пора!..», «Птичка Божия не о мертвой царевне и о семи богатырях»; 3. М. Ю.
Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; 4. А. П. Чехов. «Мальчики».
Поэтическая тетрадь (49 ч)
1. Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; 2. А. А. Фет.
«Весенний дождь», «Бабочка»; 3. Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух
чист...», «Где сладкий шепот...»; 4. А. Н. Плещеев. «Дети и птичка»; 5. И. С. Никитин.
«В синем небе плывут над полями...»; 6. Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние
сумерки нянины сказки...»; 7. И. А. Бунин. «Листопад».
Сказки русских писателей (13ч.)
1. В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; 2. П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; 3.
С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; 4. В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».
Делу время — потехе час( 8ч.)
1. Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; 2. В. Ю. Драгунский. «Главные реки»,
«Что любит Мишка»; 3. В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».
Страна далекого детства( 10ч.)
1. Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; 2. К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми
шишками»; 3. М. М. Зощенко. «Елка».
Поэтическая тетрадь( 6ч.)
1. В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»; 2. С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»; 3. М. И.
Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».
Природа и мы(10ч.)
1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; 2. А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; 3. М.
Пришвин «Выскочка»; 4. К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»; 5. Е. И. Чарушин
«Кабан»; 6. В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».
Поэтическая тетрадь( 6ч.)
1. Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; 2. С. А. Клычков. «Весна в лесу»; 3. Д. Б. Кедрин.
«Бабье лето»; 4. Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; 5. С. А. Есенин. «Лебедушка».

Родина( 6ч.)
1. И. С. Никитин «Русь»; 2. С. Д. Дрожжин. «Родине»;3.А. В. Жигулин. «О, Родина!
В неярком блеске...»;4.Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».
Страна «Фантазия»( 6ч.)
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература (8ч)
1. Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; 2. Г. X. Андерсен. «Русалочка»; 3. М. Твен.
«Приключения Тома Сойера»; 4. С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».
Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других
видов работ:
В четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и
синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном
темпе 100 слов в минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту («про себя»);
выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и не
подготовленного
текста,
самостоятельный
выбор
элементарных
средств
выразительности в зависимости от характера произведения.
Краеведение: Конкурс стихов о родном крае, Устное народное творчество родного
края (сказки, загадки, пословицы). Бурятские сказки, проект "Поэты и писатели
Бурятии"
Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей
программы воспитания: участие в школьной НПК «Шаг в будущее» (январь),
подготовка к предметным олимпиадам, в конкурсах проектов, в рамках краеведческой
работы проект, конкурсы стихов о маме, к Дню защитника Отечества, конкурсы
рисунков, конкурсные программы, посвящённые празднованию Сагаалган.
В случае перевода учащихся на дистанционное обучение будут использоваться
следующие образовательные платформы:
 Российская электронная школа - интерактивные уроки по всему школьному
курсу (с 1-го по 11 класс от лучших учителей страны)
 Учи.ру – уроки по школьным предметам доступны теперь неограниченно в
бесплатном режиме. Качественная работа с такими предметами как математика,
русский и английский языки, окружающий мир и т.п.
 ЯКласс - цифровой образовательный ресурс для школ, учеников и родителей
 Яндекс.Учебник - портал для учителей по математике и русскому языку для
учеников 1-5 классов
 Мои достижения - онлайн сервис самопроверки полученных знаний для
учеников с 1 по 11 класс по школьным предметам
 ZOOM (облачной платформы для проведения онлайн уроков).
10.Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности.
Тематическое планирование по литературному чтению для 4-го класса составлено
с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного
предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания
обучающихся НОО:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах
семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою
страну;
-быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в
учебных занятиях, так и в домашних делах;

- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь
прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать
нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям
иной
национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного
положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
Наименование
разделов
программы
Раздел I. Былины.
Летописи. Жития
Раздел II. Из
русской
классической
литературы
Раздел III.
Поэтическая
тетрадь
Раздел IV. Сказки
русских писателей

Количество
часов на
раздел, тему
6ч

14ч

9ч

13ч

Раздел V. Делу
время — потехе час

8ч

Раздел VI. Страна
далекого детства

10ч

Раздел VII.
Поэтическая
тетрадь
Раздел VIII.
Природа и мы.

6ч

10ч

Раздел IX.
Поэтическая
тетрадь.
Раздел X.Родина.

6ч

Раздел XI.Страна
«Фантазия».

6ч

РазделXII.
Зарубежная
литература.
Итого

8ч

6ч

102 ч.

Виды учебной деятельности

Виды конт-роля.

Совместно-распределенная учебная
деятельность (коллективная дискуссия,
групповая работа)
Совместно-распределенная учебная
деятельность (коллективная дискуссия,
групповая работа)

Групповой,
фронтальный,
самоконтроль
Групповой,
фронтальный,
самоконтроль

Совместно-распределенная учебная
деятельность (коллективная дискуссия,
групповая работа)
Совместно-распределенная учебная
деятельность (коллективная дискуссия,
групповая работа)
Совместно-распределенная
учебная
деятельность (коллективная дискуссия,
групповая работа)
Совместно-распределенная
учебная
деятельность (коллективная дискуссия,
групповая работа)
Совместно-распределенная
учебная
деятельность (коллективная дискуссия,
групповая работа)
Совместно-распределенная
учебная
деятельность (коллективная дискуссия,
групповая работа)
Совместно-распределенная
учебная
деятельность (коллективная дискуссия,
групповая работа)
Совместно-распределенная
учебная
деятельность (коллективная дискуссия,
групповая работа)
Совместно-распределенная
учебная
деятельность (коллективная дискуссия,
групповая работа)
Совместно-распределенная
учебная
деятельность (коллективная дискуссия,
групповая работа)

Групповой,
фронтальный,
самоконтроль
Групповой,
фронтальный,
самоконтроль
Групповой,
фронтальный,
самоконтроль
Групповой,
фронтальный,
самоконтроль
Групповой,
фронтальный,
самоконтроль
Групповой,
фронтальный,
самоконтроль
Групповой,
фронтальный,
самоконтроль
Групповой,
фронтальный,
самоконтроль
Групповой,
фронтальный,
самоконтроль
Групповой,
фронтальный,
самоконтроль

11. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Ученик научится:
• читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл
прочитанного (вслух — примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в
минуту);
• читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения,
правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи,
выражая таким образом понимание прочитанного;
• прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
• находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её
своими словами;
• различать последовательность событий и последовательность их изложения;
• выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения
текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его
частям;
• пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой
диалога повествованием, с включением рассуждений;
• обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской
библиотеке;
• составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в
справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
• соотносить поступки героев с нравственными нормами;
• ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную
информацию.
• читать по ролям художественное произведение;
• создавать текст на основе плана;
• придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
• писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге,
кинофильме, телевизионной передаче;
• участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения,
отрывки прозаических текстов;
• создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.
• выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;
• определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора,
народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;
• выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их
поступков, бытовые описания;
• вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
• определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
• различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка - басня, сказка - былина,
сказка - рассказ и др.);
• находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.
Ученик получит возможность научиться:
• составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном
уровне в устной и письменной речи;
• высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного
текста;
• высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной
форме;

• создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.
• создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из
героев, -придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;
• создавать иллюстрации к произведениям;
• создавать в группе сценарии и проекты.
• делать элементарный анализ литературных текстов, используя понятия: фольклорная и
авторская литература, структура текста, автор, герой; средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
• создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.
12.Учебно – методическое обеспечение
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные
пособия:
1.
Литературное чтение. Учеб. для 4кл. нач. шк.: в 2 ч. / сост. Л. Ф. Климанова [и др.];
под ред. Л. Ф. Климановой. – М.: Просвещение, 2020г..
2.
Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс. Кутявина С.В..– М.:
ВАКО, 2020.
3.
Литературное чтение. Рабочая тетрадь М.В. Бойкина, Л.А.Виноградская.
М.:Просвещение,2020
4.
Электронное сопровождение к учебнику «Литературное чтение», 4 класс
5.
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой.
6.
Репродукции картин в соответствии с программой по литературному чтению.
7.Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей
13.Материально-техническое обеспечение:
ноутбук, принтер, мультимедийный проектор портреты писателей
14.Контрольно - измерительные материалы:
1.Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 4-й класс : к учебнику Л.
Ф. Климановой и др. (М.: Просвещение).
2.Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение : 4-й класс. Тестовые
задания на основе единого текста. Л.И. Рудченко (Волгоград: Учитель, 2018)
3.Тесты по литературному чтению: 4 кл.: к учебнику Л.Ф.Климановой и др. «Родная
речь.В 2-х частях. 4 класс» /О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова. – М.: АСТ: Астрель: 2018.
15. Список литературы, использованный при разработке программы
1.С.В.Анащенкова, М.А. Бантова, А.А.Плешаков и др. Сборник рабочих программ.
М.: Просвещение, 2018
2.Литературное чтение. Учеб. для 4кл. нач. шк.: в 2 ч. / сост. Л. Ф. Климанова [и др.]; под
ред. Л. Ф. Климановой. – М.: Просвещение, 2020г..
3.Литературное чтение. Рабочая тетрадь М.В. Бойкина, Л.А.Виноградская. М.:
Просвещение, 2020.
4.Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс. Климанова Л.Ф.– М.:
КутявинаС.В..– М.: ВАКО, 2020.
Литература, рекомендованная для учащихся:
1. Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2020
2. Хрестоматия по литературе для 1-4 классов.М., Просвещение. 2019
3. Внеклассное чтение. Полная библиотека. Рассказы и стихи о природе.1-4 классы.
Дмитриева О.Р. «Омега» 2019
4. Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. - СПб.: Литера, 2019
5. Хрестоматия по литературе для 1-4 классов. М., Просвещение. 2019
16. Приложение к программе:
Календарно – тематический план
Количество
Дата по
Дата по
№
Темы, разделы
часов
плану
факту
урока

1.
2.

3.
4.
5.
6.

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

Раздел I. Былины. Летописи. Жития 6ч
Древнерусские летописи «И повесил
1ч.
Олег щит свой…»
Особый язык летописей. Фрагмент
1ч.
летописи «И вспомнил Олег коня
своего"
Былины как жанр русского фольклора.
1ч.
«Ильины три поездочки»
Составление творческого пересказа от
1ч.
имени героя. «Ильины три поездочки»
Древнерусские жития. «Житие Сергия
1ч.
Радонежского».
Проект «Сергей Радонежский и
1ч.
Куликовская битва»
Раздел II. Из русской классической литературы 14ч.
П.П.Ершов. «Конек-Горбунок».
1ч.
Обучение чтению произведения по
1ч.
ролям. Ершов «Конек-горбунок»
О пушкинском эпитете. А.С. Пушкин
1ч.
«Няне»
А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора»
1ч.
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой
2ч.
царевне и семи богатырях».
Творчество М.Ю. Лермонтова.
1ч.
«Дары Терека»
М.Ю.Лермонтова «Ашик-Кериб»
2ч.
Великий русский писатель
1ч.
А.Н.Толстой. «Детство»
Л.Н.Толстой. « Как мужик убрал
1ч.
камень».
А.П. Чехов «Мальчики»
1ч.
Обобщение по разделу.
1ч.
Проверочная работа.
1ч.
Раздел III. Поэтическая тетрадь 9ч.
Ф.И. Тютчев. «Еще земли печален вид»,
1ч.
«Как неожиданно и ярко».
А.А. Фет. «Весенний
1ч.
дождь»,«Бабочка».
Е.А.Баратынский. «Весна, весна!Как
1ч.
воздух чисти…», «Где сладкий шепот».
А.Н. Плещеев «Дети и птичка».
1ч.
Строфа: двустишие, трехстишие,
1ч.
четверостишие. Н.С.Никитин.
Главная мысль произведения Н.А.
1ч.
Некрасов «Школьник».
Н.А.Некрасов о своем детстве «В
1ч.
зимние сумерки нянины сказки».
Пейзажные описания. И.А. Бунин
1ч.
«Листопад»
Обобщение по разделу.
1ч.

30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.

55.
56.
57.
58.

Раздел IV. Сказки русских писателей. 13ч
Жизнь и творчество Одоевского.
1ч.
В.Ф.Одоевский. «Город в Табакерке»
Литературная сказка. В.Ф.Одоевский.
1ч.
«Город в Табакерке»
Научность сказки Одоевского.
1ч.
В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе».
1ч.
Основная мысль произведения.
Сравнение различных предметов в
1ч.
сказке Гаршина. «Сказка о жабе и розе»
П.П.Бажов. Серебряное копытце».
1ч.
Выразительное чтение по ролям.
П.П.Бажов «Серебряное копытце».
1ч.
П.П. Бажов «Серебряное копытце».
1ч.
С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек».
1ч.
Сюжет сказки.
С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек».
1ч.
Деление текст на части
С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек».
1ч.
Краткий пересказ.
Обобщение по разделу.
1ч.
Проверочная работа.
1ч.
Раздел V. Делу время — потехе час 8ч.
Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном
1ч.
времени».
Поговорки при работе над
1ч.
произведением Шварца.
Воспитательное значение сказки Е.Л.
1ч.
Шварц.
Творчество В.Ю. Драгунского.
1ч.
«Главные реки».
В.Ю. Драгунский«Главные реки».
1ч.
В.Ю.Драгунский. «Что любит Мишка».
1ч.
В.В. Голявкин. «Никакой горчицы я не
1ч.
ел»
Обобщение по разделу.
1ч.
Раздел VI. Страна далекого детства 10ч.
Произведение Б.С. Житкова «Как я
1ч.
ловил человечков».
Б.С.Житков «Как я ловил человечков»
2ч.
Приемы сравнения и олицетворения.
К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми
шишками».
Рассказ К.Г.Паустовского «Корзина с
еловыми шишками»
Подготовка к пересказу. Паустовский
«Корзина с еловыми шишками»
Краткий пересказ. М.М.Зощенко
«Елка»
Юмор в рассказах Зощенко.

1ч.

1ч.
1ч.
1ч.
1ч.

59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.

75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.

90.

Обобщение по разделу «Страна
1ч.
далекого детства»
Самостоятельная работа.
1ч.
Раздел VII. Поэтическая тетрадь 6ч.
Жанры литературных произведений.
1ч.
В.Я. Брюсов «Опять сон».
В.Я. Брюсов «Детская».
1ч.
Строфа: двустишие, четверостишие.
1ч.
С.А.Есенин. «Бабушкины сказки».
Мир поэзии.М.И. Цветаева «Бежит
1ч.
тропинка с бугорка»
М.И. Цветаева «Наши царства».
1ч.
Обобщение по разделу.
1ч.
Раздел VIII. Природа и мы. 10ч.
Мир животных и птиц в произведениях
1ч.
Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приемыш»
Составление плана для подробного
1ч.
пересказа. Мамин-Сибиряк «Приемыш»
А.И. Куприн «Барбос и Жулька»
1ч.
М.М. Пришвин «Выскочка»
1ч.
Текст-описание. Е.И.Чарушин «Кабан»
1ч.
В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип»
1ч.
Средства художественной
1ч.
выразительности в тексте.
Отношение человека к природе в
1ч.
рассказе К.Г.Паустовского «Скрипучие
половицы»
Обобщение по разделу: Проект
1ч.
«Природа и мы»
Проверочная работа. Работа с текстом
1ч.
Раздел IX. Поэтическая тетрадь. 6ч.
Знакомство с творчеством
1ч.
Б.Л.Пастернака «Золотая осень»
С.А. Клычков «Весна в лесу».
1ч.
Д.Б.Кедрин «Бабье лето».
1ч.
Н.М. Рубцов «Сентябрь».
1ч.
С.А.Есенин «Лебедушка»
1ч.
Современная лирика о временах года.
1ч.
Раздел X. Родина.6ч.
Прием сравнения. Н.С.Никитин.
1ч.
«Русь».
С.Д.Дрожжин. «Родине».
1ч.
А.В.Жигулин«О, Родина»
1ч.
Б.А.Слуцкий «Лошади в океане»
1ч.
Проект «Они защищали Родину».
1ч.
Обобщение по разделу: « Родина»
1ч.
Раздел XI. Страна «Фантазия». 6ч.
Понятие «научно-фантастической
1ч.
литературы».Е.С.Велтистов.
«Приключения Электроника».
Е.С.Велтистов. «Приключения
1ч.

91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.

Электроника». Анализ поступков
героев
К. Булычев «Путешествие Алисы».

2ч.

Обобщение по разделу: «Страна
1ч.
фантазия».
Самостоятельная работа.
1ч.
Раздел XII. Зарубежная литература. 8ч.
Жизнь и творчество Дж.Свифта.
1ч.
«Путешествие Гулливера».
Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера».
1ч.
Жизнь и творчество Г.Х.Андерсена.
1ч.
«Русалочка».
Жизнь и творчество Марка Твена.
1ч.
«Приключения Тома Сойера»
Марк Твен. «Приключения Тома
1ч.
Сойера».
С. Лагерлеф. «Святая ночь».
1ч.
Содержание произведения.
С. Лагерлеф. «В Назарете». Главный
1ч.
герой и смысл произведения.
Обобщение по разделу.
1ч.

Список тем творческих, проектных работ:
Проект «Сергей Радонежский и Куликовская битва»
Проект «Природа и мы».
Конкурс «Поэзии прекрасные страницы…».
Проект «Они защищали Родину».

Приложение 2
Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету
Учитель: Окунева О.А.
Предмет: Литературное чтение

Класс: 4г
№
урока

Тема по КТП

План, ч Факт, ч Причина
Способ
Согласовано
корректировки корректировки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».