Литературное чтение на родном русском языке 4 В кл. Захарова Г.Г.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Улан-Удэ

Рабочая программа учебного предмета (курса)
по литературному чтению на родном (русском) языке
4 в класс

Составитель программы: Захарова Г.Г.,
учитель начальных классов

г. Улан-Удэ – 2022
1

2.Пояснительная записка
Программа 4 класса «Литературное чтение на родном (русском) языке» будет
реализована через учебное пособие, предназначенное для сопровождения и поддержки
основного курса литературного чтения, обязательного для изучения во всех школах РФ:
О.М. Александрова, М.И. Кузнецова, В.Ю. Романова, Л.А. Рябинина, О.В. Соколова
«Литературное чтение на родном русском языке», 4 класс. М., учебное пособие для
общеобразовательных школ, «Просвещение», 2021 г.
Целью программы является: воспитание ценностного отношения к русской литературе и
русскому языку как существенной части родной культуры, включение обучающихся в
культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному
наследию и современности, к традициям своего народа, осознание исторической
преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры,
формирование читательской компетенции младшего школьника.
Задачи программы:
1.
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества;
2.
воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского
народа, введение обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа;
формирование у младшего школьника интереса к русской литературе как источнику
историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
3.
формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях,
значимых для национального русского сознания и отраженных в родной литературе;
4.
обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на
основе изучения произведений русской литературы;
5.
формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для
речевого самосовершенствования;
6.
совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и
специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;
7.
развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и
письменных высказываний о прочитанном
Общая характеристика учебного предмета. Программа разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе
начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого,
эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения
пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает
достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов
освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других
предметов в начальной школе.
Курс литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение
работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и
способствует общему развитию ребёнка, его духовно – нравственному и эстетическому
воспитанию. Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной
интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый
2

филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным
литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению
предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия
литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Актуальность. Литературное чтение – это один из важных и ответственных этапов
большого пути ребёнка в литературу. От качества обучения в этот период во многом
зависит приобщение ребёнка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать
красоту поэтического слова, свойственным дошкольникам, формирование у него в
дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно
художественной литературы.
Принципы: системность, научность, доступность, наглядность, вариативность,
реалистичность, художественно-эстетический, литературоведческий, коммуникативноречевой. А также возможность практического применения полученных знаний.
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном русском языке»
для 4 класса разработана на основе нормативно-правовых документов:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике
Бурятия».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования 2009 г. с изменениями.
5. Примерная программа по предмету «Родная литература». Просвещение, 2020 г.
6. Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта»
7. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», (Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28)
8. Локальные акты МАОУ « СОШ №18»
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
В 1-4 классах на изучение предмета «Литературное чтение на родном (русском ) языке»
отводится в неделю ‒ 0,5 час, за год ‒ 16,5(1 класс),17 часов(2-4 классы).
4.Указание количества учебных часов, на реализацию в объеме которых
рассчитана рабочая программа
Предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» изучается в 4 классе в
качестве обязательного предмета в общем объеме 17 часов (при 34 неделях учебного года).
5. Характеристика младшего школьного возраста. Младший школьный возраст – это
возраст, когда ребёнок проходит первый этап школьного образования. Его границы
исторически подвижны. В настоящее время в нашей стране он охватывает период с 6,5 до
11
лет.
Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход
от игры к систематическому, социально организованному учению.
Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий
у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного
возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной
для психического развития. Тем более, что в современных условиях многие дошкольники
3

к моменту начала школьного обучения не овладевают высшими уровнями игры (иградраматизация, режиссёрская игра, игра по правилам).
На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и
познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В
процессе их реализации ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать
собственные учебные действия и их результат.
Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к концу
дошкольного детства возрастные предпосылки, от наличия которых зависит готовность
ребёнка к школьному обучению. В отличие от дошкольника, младший школьник обладает
достаточной физической выносливостью, позволяющей осуществлять учебную
деятельность, требующую значительного умственного напряжения, длительной
сосредоточенности.
Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более
уравновешен, чем дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять
проявлениями своих чувств, различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать.
В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него
существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С подобным
опытом во многом связана самооценка младшего школьника – он оценивает себя так, как
оценивают его «значимые другие». Для младшего школьника, как и для дошкольника,
такими значимыми людьми являются, прежде всего, взрослые.
Особое место в жизни ученика начальной школы занимает учитель. В этом
возрасте он для ребёнка - образец действий, суждений и оценок. От него решающим
образом зависит и принятие позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и
самооценка ребёнка.
Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста
являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации
собственной деятельности. Полноценным итогом начального обучения являются основы
понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением
понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти новообразования к
концу начальной школы должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной
общности, но не в индивидуальных действиях каждого ученика.
Виды деятельности младшего школьника:
 Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия,
групповая работа)
 Игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра,
игра с правилами)
 Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально
значимое проектирование и др.)
 Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном
труде, в социально значимых трудовых акциях )
 Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с
различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях)
6.Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной
программе.
Программа конкретизирована для 4 класса, так как примерная программа рассчитана
на 1-4 классы.
7.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
4

Литературное чтение на родном русском язык как учебный предмет в начальной
школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На
этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный
потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия
художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и
развитие учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства
знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и
человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих
национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения
продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно
осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными
ценностями: добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет
эмоциональное восприятие
произведения,
которое формирует эмоциональную
грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в
рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека,
характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
8. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета, курса.
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение на родном
русском языке» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;
–сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться
ко всему живому;
–чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию
собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по
отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к
предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и
окружающих людей;
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений,
вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев;
технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение на родном
русском языке» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Средством
5

формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология
оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,
ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах(сплошной текст;
несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его
методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение на родном
русском языке»» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора,
иллюстрации, ключевым словам;
– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
– делить текст на части, составлять простой план;
– самостоятельно формулировать главную мысль текста;
– находить в тексте материал для характеристики героя;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– составлять рассказ характеристику героя;
– составлять устные и письменные описания;
– по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что
представили;
– высказывать и аргументировать своѐ отношение к прочитанному, в том числе к
художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
– относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определѐнным
признакам;
– различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
– видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
6

9. Содержание учебного курса
Раздел 1. Мир детства (10ч)
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих
национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы
по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух
текста.
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с
индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение
орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых
особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру
произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как
источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические
ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном
пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость,
совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта,
бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции:
единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад,
любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской
литературе культуры православной семьи. Мир русского детства: взросление, особенность
отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как
носителя и продолжателя русских традиций.
Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его
переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления
русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и
др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе.
Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям,
отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Раздел 2. Россия - Родина моя(7ч.)
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении
прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст;
высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение
словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на
ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ
текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов
этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
7

Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в
изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений
для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих
возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской
литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие
национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его
мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о
детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского
народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках,
значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Краеведение: Конкурс стихов о родном крае, Устное народное творчество родного края
(сказки, загадки, пословицы)
Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей
программы воспитания: участие в школьной НПК «Шаг в будущее» (январь),
подготовка к предметным олимпиадам, в конкурсах проектов, в рамках краеведческой
работы проект, рисунков, конкурсные программы, посвящённые празднованию Сагаалган.





Российская электронная школа - интерактивные уроки по всему школьному курсу
(с 1-го по 11 класс от лучших учителей страны)
Учи.ру – уроки по школьным предметам доступны теперь неограниченно в
бесплатном режиме. Качественная работа с такими предметами как математика,
русский и английский языки, окружающий мир и т.п.
ZOOM (облачной платформы для проведения онлайн уроков).

10.Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности.
Тематическое планирование по литературному чтению на родном русском языке для
4-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный
потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых
приоритетов воспитания обучающихся НОО:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком
(внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять
посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
-быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных
занятиях, так и в домашних делах;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды,
защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям;
уважительно относиться к людям
иной
национальной
или
религиозной
8

принадлежности,
иного
возможностями здоровья;

имущественного положения,

людям с ограниченными

11. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
К концу изучения в четвертом классе курса «Литературное чтение на родном русском
языке» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию,
достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и
речевого развития.
Четвероклассники научатся:
- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим
предметам и в дальнейшей жизни;
- бегло, выразительно читать текст;
- - улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и
интонационные связи в тексте;
- описывать устно содержание репродукций картин известных художников и
сопоставлять их с прочитанными художественными текстами;
- самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделять в них
главное, определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом;
- составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания;
-устно рисовать картины к прочитанным произведениям;
- ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по
его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по
тематике;
- научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;
- овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми
словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 90-120 слов в минуту;
- оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Третьеклассники получат возможность научиться:
Наименование
разделов
программы
Мир детства

Количество
Виды
учебной Виды контроля
часов на раздел, деятельности
тему
СовместноГрупповой,
10ч
распределенная
фронтальный,
учебная деятельность
самоконтроль
(коллективная
дискуссия, групповая
работа)
СовместноГрупповой,
Россия – Родина
7ч
распределенная
фронтальный,
моя
учебная деятельность
самоконтроль
(коллективная
дискуссия, групповая
работа)
- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
- воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
- применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном
возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
9

1.

2.
3.
4.

- испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
- бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
 развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости
(на основе сопереживания литературным героям);
 определять сходство и различие произведений разных жанров;
 использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста
информацию в практической деятельности;
 высказывать и пояснять свою точку зрения;
 применять правила сотрудничества;
 выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
 делать устную презентацию книги (произведения);
 пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
 работать с детской периодикой;

расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт
самостоятельной читательской деятельности.
12. Учебно – методическое обеспечение
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и
учебные пособия:
«Литературное чтение на родном русском языке», 4 класс. М., учебное пособие для
общеобразовательных школ, «Просвещение», 2021 г.О.М. Александрова, М.И. Кузнецова,
В.Ю. Романова, Л.А. Рябинина, О.В. Соколова
Родничок: Книга для внеклассного чтения в 4 классе. - Тула: Арктоус, 2020
Новейшая хрестоматия по литературе. 4 класс. Москва: Эксмо, 2018
Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей.
Интернет ресурсы:
Российский общеобразовательный портал для детей и взрослых.
http://www.viki.rdf.ru
Детские электронные книги и презентации
http://www.vidahl.agava.ru/
Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т.
http://potomy.ru
Фотогалерея сайта Началка.
com http://www.lukoshko.net
Детское аудио (сказки, песни, стихи, рассказы спектакли и т.д.)
http://www.danilova.ru/storage/present.htm
Педагогическая библиотека
http://mirdetok.tomsk.ru
13. Материально - техническое обеспечение
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
Интерактивная доска, ноутбук, принтер
14. Контрольно-измерительные материалы
1.Н.И.Бобкова, Тематический тестовый контроль. М.Просвещение,2018
2. Н.В Лободина. Чтение 1-4 классы: тексты для проверки техники и
выразительности чтения. Волгоград: Учитель, 2018
3.Кутявина С. В. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 4
класс. М.: ВАКО, 2018
15.Список литературы, использованной при разработке программы
10

1. С.В.Анащенкова, М.А. Бантова, А.А.Плешаков и др. Сборник рабочих программ.
М.: Просвещение, 2018
2.Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс. Климанова Л.Ф.– М.:
Кутявина С.В..– М.: ВАКО, 2018.
3. Родничок: Книга для внеклассного чтения в 4 классе. - Тула: Арктоус, 2020
Литература, рекомендованная для учащихся
1.Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2018
2.Хрестоматия по литературе для 1-4 классов. М., Просвещение. 2018
3.Внеклассное чтение. Полная библиотека. Рассказы и стихи о природе.1-4 классы.
Дмитриева О.Р. «Омега» 2018
1.
2.
3.
4.
5.
6.

№

1
2
3

4
5
6
7
8
9
10

Сайт детям начальной школы
http://www.nachalka.com/photo
Сайт "Лукошко сказок"
http://audioskazki.detsky-mir.com
Сиди и слушай аудиосказки
http://pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=0&page=1 http://www.koob.ru/

16. Приложение к программе:
Календарно – тематический план
Темы разделов (уроков)
Кол- Дата
по
во
часов плану
Мир детства (10 часов)
Я и книги. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого
прошлого» (глава «Книжка с картинками»).
Испокон века книга растит человека. И.А. Гончаров
Фрегат «Паллада»
С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент
главы «Последовательные воспоминания»). С. Т.
Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент).
Я взрослею. Скромность красит человека. Л.Л. Яхнин
«Храбрец»
И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша».
Е. В. Клюев. «Шагом марш».
Любовь всё побеждает. Б. П. Екимов «Ночь исцеления».
И.А. Мазнин « Летний вечер»
Я и моя семья. Такое разное детство.
К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент).
М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы «Маленький
мир», «Мой первый «полет»).
Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент).
Я фантазирую и мечтаю. Придуманные миры и страны. Т.
В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент). В. П. Крапивин.
«Голубятня на желтой поляне» (фрагменты).
Россия - Родина моя (7 часов)
11

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

Дата
по
факту

11

12

13

14
16

16

17

Люди земли Русской. Е. В. Мурашова. «Афанасий
Никитин» (глава «Каффа»). К.И.Кунин «За три моря.
Путешествие Афанасия Никитина». Афанасий Никитин
«Хождение за три моря»
Люди земли Русской. В.А.Гагарин «Мой брат Юрий»
Ю.А.Гагарин «Сто восемь минут». Г.С.Титов «Наш
Гагарин»
Что мы Родиной зовём. Широка страна моя родная.
Конкурс стихов о родном крае
А. Д. Дорофеев. «Веретено», «Сказ о валдайских
колокольчиках».
М.Я Бородицкая « В гостях у лесника». Г.Я Снегирёв
«Карликовая берёзка» В. Г. Распутин. «Саяны».
О родной природе. Мороз невелик, да стоять не велит.
Загадки и пословицы. Отрывки из русской народной
сказки «Морозко»,В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович», В.
Д. Берестов. «Мороз» и др.
На небе стукнет, на земле слышно. Загадки и пословицы.
М.М.Зощенко «Гроза», А.А. Блок « Перед грозой»,
«После грозы».
Ветер, ветер, ты могуч… Загадки и пословицы родного
края..В.А. Солоухин «Ветер»
Список тем творческих, проектных работ
1.Конкурс стихов о родном крае
2. Загадки и пословицы родного края

1

1

1

1
1

1

Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету
Учитель: Захарова Г.Г.
Предмет: литературное чтение на родном русском языке
Класс: 4в
№
Тема по КТП
План, Факт,
Причина
Способ
Согласован
уроков
ч.
ч.
корректиров корректиров но
ки
ки

12

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».