Окружающий мир 4 А кл. Гунзынова О.Д.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»

Рабочая программа учебного предмета (курса)
по окружающему миру
4 «А» класс

Составитель программы: Гунзынова О.Д,
учитель начальных классов

г. Улан-Удэ - 2022

2. Пояснительная записка
Программа
разработана
на
основе
Федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых
результатов начального общего образования.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на
достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на
основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного
осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в
условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту,
региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и
современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего
мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни
и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Актуальность: курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность,
которая определена особой актуальностью экологического образования в современных
условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее,
не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХІ веке их решение приобретает
характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы
будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи
экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической
культуры в обществе.
Принципы: принцип интеграции, экологизации, краеведческий принцип,
доступность,
научность,
наглядность, вариативность,
минимакс,
принцип
поступательности, культурологический принцип
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 4 класса разработана на
основе нормативно-правовых документов:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации".
3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в
Республике Бурятия».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования 2009 г. с изменениями.
5. Примерная программа по предмету «Литературное чтение». Просвещение, 2020
г.
6. Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011 № 03-296
«Об организации внеурочной деятельности при введении федерального
государственного образовательного стандарта»
7. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», (Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№28)
8. Локальные акты МАОУ « СОШ №18»

3. Место курса в учебном плане

На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в
неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс — 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4
классы — по 68 ч (по 34 учебные недели)
Содержание курса, представленное в настоящей Программе, рассчитано на 68
аудиторных учебных часов (2 часа в неделю) по Учебному плану школы.
4. Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс «Окружающий мир» преподаётся в 1-4 классах четырёхлетней
начальной школы. Курс носит личностно-развивающий характер. Его цель-воспитание
гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно
относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию
человечества.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко
выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие,
обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных
и социально - гуманистических наук, необходимый для целостного и системного
видения мира в его важнейших взаимосвязях. Знакомство с началами естественных и
социально - гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ
(метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира
понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении,
прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами
природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и
социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую
панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В
основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках
различных предметных областей. В рамках же данного предмета благодаря интеграции
естественно - научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в
полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены
задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных
национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на
этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как
важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный
фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для
дальнейшего развития личности.
5. Характеристика младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст – это возраст, когда ребёнок проходит первый этап
школьного образования. Его границы исторически подвижны. В настоящее время в
нашей
стране
он
охватывает
период
с
6,5
до
11лет.
Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности,
переход от игры к систематическому, социально организованному учению.
Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс,
занимающий у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего
школьного возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает
оставаться важной для психического развития. Тем более, что в современных условиях
многие дошкольники к моменту начала школьного обучения не овладевают высшими
уровнями игры (игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам).
На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и
познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В
процессе их реализации ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать
собственные учебные действия и их результат.

Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к
концу дошкольного детства возрастные предпосылки, от наличия которых зависит
готовность ребёнка к школьному обучению. В отличие от дошкольника, младший
школьник обладает достаточной физической выносливостью, позволяющей
осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного
напряжения, длительной сосредоточенности.
Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более
уравновешен, чем дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять
проявлениями своих чувств, различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать.
В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него
существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений.
С подобным опытом во многом связана самооценка младшего школьника – он
оценивает себя так, как оценивают его «значимые другие». Для младшего школьника,
как и для дошкольника, такими значимыми людьми являются прежде всего взрослые.
Особое место в жизни ученика начальной школы занимает учитель. В этом
возрасте он для ребёнка - образец действий, суждений и оценок. От него решающим
образом зависит и принятие позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и
самооценка ребёнка.
Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста
являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации
собственной деятельности. Полноценным итогом начального обучения являются
основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и
умением понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти
новообразования к концу начальной школы должны проявляться в работе класса или
внеклассной учебной общности, но не в индивидуальных действиях каждого ученика.
Виды деятельности младшего школьника:
 Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия,
групповая работа)
 Игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация,
режиссёрская игра, игра с правилами)
 Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование,
социально значимое проектирование и др.)
 Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественнополезном труде, в социально значимых трудовых акциях )
 Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство
с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).
Конкретные виды деятельности младших школьников, которые реализуются в
образовательном учреждении, определяются самим образовательным учреждением
совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.
Задачи,
решаемые
младшими
школьниками
в
разных
видах деятельности
 сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления (в
освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);
 научиться самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и
искать средства их решения;
 научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение
в разных видах деятельности;
 овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими
социальными навыками;
 полностью
овладеть высшими видами игры (игра-драматизация,
режиссёрская игр, игра по правилам.) Научиться удерживать свой замысел,

согласовывать его с партнёрами по игре, воплощать в игровом действии. Научиться
удерживать правило и следовать ему;
 научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до
воплощения в творческом продукте. Овладевать средствами и способами воплощения
собственных замыслов;
 приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми
действиями и операциями на уроках труда и в социальных практиках;
 приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные
этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства;
6. Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной
программе.
Программа конкретизирована для 4-го класса, так как программа рассчитана на
1 – 4 классы.
7. Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни
человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём
многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к
познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное
сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании
служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности,
залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения
к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой
личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое,
психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе,
историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
8. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета, курса.
Личностные результаты.
Изучения предмета «Окружающий мир» у обучающегося будут сформированы:
• овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания
«Я» как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;
• проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с
отечественным наследием, входящим в Список ЮНЕСКО;
• представление о ценностях многонационального общества на основе
сопоставления материальной и духовной культуры традиционного Дома;
• доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических,
конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в
форме Списка Всемирных духовных сокровищ;

• целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через
последовательное рассмотрение двух взаимно связанных метафорических
образов: Мир как дом; Дом как мир;
• представление о необходимости бережного, уважительного отношения к
культуре разных народов
России и народов мира, выступающей в
разнообразных культурных формах семейных традиций;
• представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от
старшего поколения к младшему (традиции в семье);
• внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца
прилежного ученика;
• мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);
• интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.;
• готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой
природе, окружающим людям;
• личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы,
необходимых для будущего России;
• эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических
образах народного творчества, знакомство с Всемирным наследием,
Всемирными духовными сокровищами;
• понимание и сопереживание чувствам других людей на основе знакомства с
основами семейной жизни;
• представление об этических нормах через формулирование правил
экологической и семейной этики;
• представление об этических нормах через формулирование правил
нравственного общения людей друг с другом в ходе знакомства со Всемирным
природным и культурным наследием;
• потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
• соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
одноклассников в ходе проектной и внеурочной деятельности;
• установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания
первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе - использование
лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.
Средство достижения этих результатов – вопросы и задания к ним, тексты авторов
учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с
учителем;
• сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе
урока при выполнении задания по просьбе учителя);
• выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений
для раскрытия темы);
• планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
• фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей
работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно
относиться к своим успехам/неуспехам;
• оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для
самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

• соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с
учителем.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного
чтения.
Познавательные УУД:
 понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и
рабочих тетрадях для передачи информации;
• находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для
выполнения заданий, из разных источников;
• использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации,
схемы-рисунки;
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать
полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
• анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением
отличительных признаков;
• классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
• сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по
внешнему виду);
• осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в
соответствии с возрастными нормами;
• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков,
рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании
рассказов;
• моделировать различные явления природы (смена дня и ночи, смена времён
года).
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его
методический аппарат.
Коммуникативные УУД:
• включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
• формулировать ответы на вопросы;
• слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на
полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
• договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
• высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и
в соответствии с возрастными нормами);
• поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с
другом;
• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки
указывают другие;
• понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой),
распределять роли при выполнении заданий;
• готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых.
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология
продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатамиизучения курса «Окружающий мир» является
сформированность следующих умений:
 характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение
природных объектов, измерение, моделирование);
 определять тип справочной и научно-познавательной литературы;



























работать с планом местности и его видами, с масштабом;
ориентироваться относительно сторон света;
показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части
света по силуэтам;
перечислять отличительные особенности политической карты мира по
сравнению с физической картой;
перечислять правила ответственного туризма;
перечислять правила пользования личным и общественным транспортом;
определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной
части;
приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать
знакомые вещества;
характеризовать строение Солнечной системы и названия планет;
характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере;
показывать на карте водные объекты;
характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе;
характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для
человека;
характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов
в образовании почвы, находить в атласе-определителе животных, живущих в
почве;
приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники,
хвойные, лиственные и цветковые растения;
перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные,
паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия,
необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп,
роль животных в жизни человека;
различать группы животных по особенностям питания (растительноядные,
насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты
животных;
характеризовать природные сообщества на примере леса;
характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и
неживого;
характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное
сообщество, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей,
моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей;
определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах;

9. Содержание учебного предмета
Мы – граждане единого Отечества 13ч.
Общество – это мы! Российский народ. Конституция России. Права ребёнка.
Государственное устройство России. Российский союз равных. Государственная
граница России. Путешествие за границу России (конференция). Сокровища России и
их хранители. Творческий союз. Обобщение по разделу «Мы - граждане единого
Отечества».
По родным просторам 20 ч.
Карта – наш экскурсовод. По равнинам и горам. В поисках подземных кладовых.
Наши реки. Озёра – краса Земли. По морским просторам. С севера на юг. В ледяной
пустыне. В холодной тундре. Среди лесов. В широкой степи. В жаркой пустыне. У
тёплого моря. Мы – дети родной земли. В содружестве с природой. Как сберечь
природу России. По страницам Красной книги. По заповедникам и национальным

паркам. Проектная деятельность «Чудесное путешествие по России». Контрольная
работа по теме «По родным просторам».
Путешествие по Реке времени 26 ч.
В путь по Реке времени. Путешествуем с археологами. В путь по странице
летописи. Истоки Древней Руси. Мудрый выбор. Наследница Киевской Руси. Москва –
преемница Владимира. Начало Московского царства. Подвижники Руси и
землепроходцы. На пути к единству. Начало Российской империи. «Жизнь – Отечеству,
честь – никому!». Отечественная война 1812 года. Великий путь. Золотой век театра и
музыки. Расцвет изобразительного искусства и литературы. В поисках справедливости.
Век бед и побед. «Вставай, страна огромная!». Трудовой фронт России. «Нет в России
семьи такой…». После Великой войны. Экскурсия в музей боевой славы. Достижения
1950-1970-х гг. Проектная деятельность «Моя семья в истории России». Контрольная
работа по теме «Путешествие по Реке времени».
Мы строим будущее России 9 ч.
Современная Россия. «Хороша честь, когда есть, что есть». Умная сила России.
Светлая душа России. Начни с себя! Проектная деятельность «Я строю будущее
России». Контрольная работа по теме «Мы строим будущее России».
Организация внеурочной деятельности по предмету:
Внеурочная деятельность по предмету осуществляется в течение учебного года.
Подразумевает подготовку к конкурсам разного уровня, к олимпиадам, КВН и
проектам.
В рамках краеведческой работы рассмотрены следующие темы: «Карта
Республики Бурятия»; «Особенности поверхности Республики Бурятия»; «Реки
Республики Бурятия»; «Озера Республики Бурятия»; «Леса Республики Бурятия»
«Красная книга Республики Бурятия»
Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана
рабочей программы воспитания: проведение тематических классных часов, участие в
школьном этапе ВОШ (сентябрь-октябрь), в научно-практической конференции
«Первые шаги» (ноябрь). Участие в конкурсах проектов, рисунков, плакатов по
различным тематикам, викторинах, интеллектуальных играх, конкурсных программах,
посвящённых празднованию Дню матери, Сагаалган, Дню защитника Отечества,
Международному женскому дню и т.д. (в течение года), экскурсии в туристические
центры культуры («Семейские», «Степной кочевник») (апрель, май). Участие в
экологических акциях «Бумажный бум», «Сбор пластика», «Сбор батареек». Участие в
Спартакиаде
мероприятиях по популяризации ЗОЖ «Здоровоепоколение»,
учеников начальной школы. Весенний День здоровья. Туристические походы.
Обучение может вестись дистанционно с использованием образовательных
платформ Учи.ру и ZOOM (облачные платформы для проведения онлайн уроков).
10.Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности.
Тематическое планирование по окружающему миру для 4 класса составлено с
учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного
предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания
обучающихся НОО:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи;
выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в
учебных занятиях, так и в домашних делах;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою
страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе

или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных
животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять
бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь
прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в
этом людям; уважительно относиться к людям
иной национальной или
религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с
ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть
в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и
проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без
помощи старших.

№

Название разделов
программы

1

Мы
–граждане
единого Отечества

2

По
родным
просторам

3

Путешествие
реке времени

4

Мы
строим
будущее России

по

Тематическое планирование
Количество
Виды учебной деятельности
часов
на
раздел, тему
Совместно-распределенная
13 ч
учебная
деятельность
(коллективная
дискуссия,
групповая работа)
Совместно-распределенная
20 ч
учебная
деятельность
(коллективная
дискуссия,
групповая работа)
Совместно-распределенная
26 ч
учебная
деятельность
(коллективная
дискуссия,
групповая работа)
Совместно-распределенная
9ч
учебная
деятельность
(коллективная
дискуссия,
групповая работа)
68ч.

Виды контроля

Групповой,
фронтальный,
индивидуальный
Групповой,
фронтальный,
индивидуальный
Групповой,
фронтальный,
индивидуальный
Групповой,
фронтальный,
индивидуальный

11. Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения курса «Окружающий мир» на ступени начального общего
образования
выпускники
научатся:
Устанавливать связи:
Внутри природных сообществ: между растениями и животными, между разными
группами животных;
Между деятельностью человека и условиями его жизни в разных природных зонах;

Между условиями жизни человека в разных природных зонах и устройством его быта
(строения, одежда, питание).
Владеть умениями (в рамках изученного):
Проводить наблюдения за природой родного края ( на примере одного из сообществ);
Оценивать устное высказывание одноклассников по его соответствию обсуждаемой
теме, полноте и доказательности;
Уметь выделить главное в письменном тексте.
Знать:
Состав и свойства почвы;
Характерные признаки сезонов года родного края;
Названия основных сообществ ( лес, луг, водоем);
Названия и отличительные признаки наиболее распространенных в родном крае
растений и животных;
Названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности растений и
животных;
Особенности природы своего края;
Правила поведения в природе;
Имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период):
князья Владимир и Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь
Иван Грозный, князь Д. Пожарский и К. Минин.
Уметь:
Понимать условный язык карт и планов, пользоваться масштабом;
Находить на физической карте России природные зоны;
Характеризовать природные зоны и природные сообщества России;
Узнавать в окружающем мире изученные растения: мхи, папоротники, хвойные,
цветковые;
Приводить примеры растений и животных природных зон и природных сообществ (2-3
объекта);
Фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять
устную характеристику погоды выбранных дней.
Школьникам, обучающимся по данной программе, предоставляется возможность
овладеть следующими дополнительными умениями и знаниями:
Осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно
выделенным признакам (при указании и без указания количества групп).
Иметь представление об истории человека в древние времена.
Знать имена исторических лиц древности: Аристотель, Александр Македонский; имена
зарубежных ученых и путешественников: Ф. Магеллан, Х. Колумб, Н. Коперник, И.
Ньютон.
Иметь представление об истории родного края.
Результатами освоения программы «Окружающий мир» в 4 классе являются
личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества,
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе
в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач.
5. Активное использование речевых средств и средств информационных
и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в
соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной
формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов
и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.)
в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре,
природе нашей страны, её современной жизни.
3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей,
норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из

семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном
пространстве).
5. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в
окружающем мире.
12. Учебно-методическое обеспечение
1.Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений: в 2 ч./ А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая; Рос. Акад. Наук; Рос.Акад.
образования; Изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2018.
2.Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь: пособие для
учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч./ А.А.Плешаков,М.Ю. Новицкая. – М.:
Просвещение, 2021.- 80 с
3.Плешаков А.А. Уроки по окружающему миру. 4 класс: пособие для
учителя/А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.-М.: Просвещение, 2018
4.Яценко И.Ф. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК А.А.
Плешакова, М.Ю. Новицкой (Перспектива)- М.:ВАКО, 2018
5. Плешаков А.А. Окружающий мир. Методические рекомендации. 4 класс /
А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.-М.: Просвещение, 2018
6. Ижевский П.В. Окружающий мир. ОБЖ. Рабочая тетрадь. 4 класс / П.В.
Ижевский. – М.: Просвещение, 2020. - 80 с.
13. Материально-техническое обеспечение:
1. Программа курса «Окружающий мир» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. М.,
Просвещение, 2018.
2. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая.
Уроки по окружающему миру:
Методическое пособие для учителя. 4 класс. М., Просвещение, 2018.
3. Аудиоматериалы и видеоматериалы: электронное приложение к учебнику
«Окружающий мир».
4. Карточки, тесты.
5. Технические средства : проектор, компьютер, интерактивная доска (экран).
14. Контрольно – измерительные материалы
1. Узорова О.В., Нефедова Е,А.. Тесты по курсу «Окружающий
М.Астрель,2017
2. Бобкова Н.И.. Тематический тестовый контроль. М. Просвещение, 2017

мир».

15. Список литературы, использованный при разработке программы
1. Баркалова Н.М., Рабочие программы. Начальная школа. 4 класс. УМК
«Перспектива». Методическое пособие с электронным приложением. М.: Планета,
2017. – 248 с. – (Образовательный стандарт)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011
№ 2357)
3. Плешаков А.А.. Окружающий мир.:учеб. Для 4кл. нач. шк. : в 2ч./ А.А.
Плешаков. – М.: Просвещение, 2018.
4. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса / А.А. Плешаков. – М.:
Просвещение, 2021.
5. Плешаков А.А. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир.
4класс».– М.: Просвещение, 2018.
6. Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 4класс.
7. Яценко И.Ф. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК А.А.
Плешакова и др. («Перспектива») 4 класс. М.: Вако, 2019;

8. Дереклеева Н.И. Информационные часы в школе: 1-4 классы. М: Вако, 2018
Литература, рекомендованная для учащихся:
1.Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений: в 2 ч./ А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая; Рос. Акад. Наук; Рос.Акад.
образования; Изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2018.
2.Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь: пособие для
учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч./ А.А.Плешаков,М.Ю. Новицкая. – М.:
Просвещение, 2021.- 80 с.
3. Плешаков А.А. Энциклопедия путешествий. Страны мира. Книга для
учащихся начальных классов. ФГОС М.: Просвещение, 2021. – 160 с.
4. Плешаков А.А. Зеленый дом. От неба до земли: Атлас – определитель:
Пособие для уч-ся.- М.: Просвещение , 2021. – 224 с.
5. Плешаков А.А.,Румянцев Великан на поляне, или Первые уроки
экологической этики: пособие для уч-ся. – М., Просвещение, 2021. – 160 с.
16. Приложения к программе:
Приложение 1
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

16
17
18
19
20
21

Тема

Календарно-тематическое планирование
Колич.
часов

Мы – граждане единого Отечества(13ч)
Общество – это мы
1
Российский народ
1
Конституция России
1
Права ребёнка
1
Государственное устройство России
1
Российский союз равных
1
Государственная граница России
1
Путешествие за границу России
1
Сокровища России и их хранители
1
Творческий союз
1
Обобщение по разделу «Мы – граждане единого 1
Отечества»
1
Наши проекты «За страницами учебника»
Проверочная работа
1
По родным просторам
Карта – наш экскурсовод
1
Краеведение «Карта Республики Бурятия»
По равнинам и горам
1
Краеведение
«Особенности
поверхности
Республики Бурятия »
В поисках подземных кладовых
1
Наши реки
1
Краеведение «Реки Республики Бурятия»
Озёра – краса Земли
1
Краеведение «Озера Республики Бурятия »
По морским просторам
1
С севера на юг
1
В ледяной пустыне
1

Дата
по
плану

Дата
по
факту

22
23
24
25
26
27
28
29
30

31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63

В холодной тундре
Среди лесов
Краеведение «Леса Республики Бурятия »
В широкой степи
В жаркой пустыне
У теплого моря
Мы – дети родной земли
В содружестве с природой
Как сберечь природу России
По страницам Красной книги
Краеведение «Красная книга Республики
Бурятия »
По заповедникам и национальным паркам
Наши проекты. «За страницами учебника».
Краеведение «Заповедники Бурятии»
Проверочная работа
Путешествие по реке времени
В путь по реке времени
Путешествуем с археологами
По страницам летописи
Истоки Древней Руси
Мудрый выбор
Наследница Киевской Руси
Москва – преемница Владимира
Начало Московского царства
Подвижники Руси и землепроходцы
На пути к единству
Начало Российской империи
«Жизнь – Отечеству, честь - никому»
Отечественная война 1812 года
Великий путь
Золотой век театра и музыки
Расцвет
изобразительного
искусства
и
литературы
В поисках справедливости
Век бед и побед
«Вставай, страна огромная!»
Трудовой фронт России
«Нет в России семьи такой…»
После великой войны
Экскурсия в музей боевой славы
Достижения 1950-1970гг
Наши проекты «За страницами учебника»
Краеведение «Славные воины Бурятии»
Проверочная работа
Мы строим будущее России
Современная Россия
Здоровье России
Умная сила России
Светлая душа России

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

64
65
66
67
68

Начни с себя!
Наши проекты «За страницами учебника» Р/к
Экскурсия на предприятие города Улан-Удэ
Проверочная работа
Итоговая контрольная работа
Обобщение пройденного за год. Игра «Брейнринг»

1
1
1
1
1

Список тем творческих, проектных работ
- Карта Республики Бурятия
- Особенности поверхности Республики Бурятия
- Водоемы Республики Бурятия
- Красная книга Республики Бурятия
- Заповедники Бурятии
- Славные воины Бурятии
- Экскурсия на предприятие города Улан-Удэ

Приложение 2
Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету
Учитель:Гунзынова ОД.
Предмет: Окружающий мир
Класс: 4А
№
урока

Тема по КТП

План, ч Факт, ч Причина
Способ
Согласовано
корректировки корректировки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».