Окружающий мир 4 Г кл. Окунева О.А.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Улан-Удэ

Рабочая программа учебного предмета (курса)
по окружающему миру
4 «А» класс

Составитель программы: Окунева О.А.,
учитель начальных классов

г. Улан-Удэ- 2021

2.Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» составлена на
основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, примерной программы по предмету «Окружающий мир», авторской
программы «Окружающий мир» А.А. Плешаков (образовательная программа «Школа
России»).
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на
достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на
основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного
осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в
условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту,
региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и
современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего
мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни
и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс «Окружающий мир» преподаётся в 1-4 классах четырехлётней
начальной школы. Курс носит личностно-развивающий характер. Его цель –
воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и
бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному
достоянию человечества.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко
выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие,
обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных
и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ
(метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира
понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении,
прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами
природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и
социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую
панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В
основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках
различных предметных областей. В рамках же данного предмета благодаря интеграции
естественно – научных и социально – гуманитарных знаний могут быть успешно, в
полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены
задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных
национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на
этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как
важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный
фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для
дальнейшего развития личности.
Актуальность:

Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая
определена особой актуальностью экологического образования в современных
условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее,
не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает
характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы
будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи
экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической
культуры в обществе.
Принципы: принцип интеграции, экологизации, краеведческий принцип,
доступность,
научность,
наглядность, вариативность,
минимакс,
принцип
поступательности, культурологический принцип.
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 4 класса разработана на
основе нормативно-правовых документов:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
2009 г. с изменениями.
5. Примерная программа по предмету «Окружающий мир». Просвещение, 2020 г.
6. Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта»
7. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», (Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28)
8. Локальные акты МАОУ « СОШ №18»

9.Образовательная программа НОО МАОУ СОШ18
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане: На изучение курса

«Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю.
Программа рассчитана на 270 ч:1 класс — 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы —
по 68 ч (34 учебные недели).
4. Указание количества учебных часов, на реализацию в объеме которых
рассчитана рабочая программа на изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе отводится 2
часа. Программа рассчитана на 68 часов.

5. Характеристика младшего школьного возраста. Младший школьный возраст –
это возраст, когда ребёнок проходит первый этап школьного образования. Его границы
исторически подвижны. В настоящее время в нашей стране он охватывает период с 6,5
до
11лет.
Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности,
переход от игры к систематическому, социально организованному учению.
Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс,
занимающий у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего
школьного возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает
оставаться важной для психического развития. Тем более, что в современных условиях
многие дошкольники к моменту начала школьного обучения не овладевают высшими
уровнями игры (игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам).
На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и
познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В
процессе их реализации ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать
собственные учебные действия и их результат.
Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к
концу дошкольного детства возрастные предпосылки, от наличия которых зависит
готовность ребёнка к школьному обучению. В отличие от дошкольника, младший
школьник обладает достаточной физической выносливостью, позволяющей

осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного
напряжения, длительной сосредоточенности.
Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более
уравновешен, чем дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять
проявлениями своих чувств, различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать.
В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него
существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений.
С подобным опытом во многом связана самооценка младшего школьника – он
оценивает себя так, как оценивают его «значимые другие». Для младшего школьника,
как и для дошкольника, такими значимыми людьми являются, прежде всего, взрослые.
Особое место в жизни ученика начальной школы занимает учитель. В этом
возрасте он для ребёнка - образец действий, суждений и оценок. От него решающим
образом зависит и принятие позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и
самооценка ребёнка.
Основными психологическими новообразованиями младшего школьного
возраста являются произвольность психических процессов и способность к
самоорганизации собственной деятельности. Полноценным итогом начального
обучения являются основы понятийного мышления с характерной для него
критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения, а также
желание и умение учиться. Эти новообразования к концу начальной школы должны
проявляться в работе класса или внеклассной учебной общности, но не в
индивидуальных действиях каждого ученика.






Виды деятельности младшего школьника:
Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая
работа)
Игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра,
игра с правилами)
Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально
значимое проектирование и др.)
Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в
социально значимых трудовых акциях )
Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с
различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях)

6.Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной
программе. Программа конкретизирована для 4 класса, так как примерная программа
рассчитана на 1-4 классы.
7.Ценностные ориентиры содержания курса
• В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия – ее природа, история,
хозяйство. Наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы, ее
граждане, – как часть человечества.
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и
общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём
многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к
познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное
сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в
любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог
преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к
поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой
личности.
•
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое,
психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе,
историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
8. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета, курса.
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение
личностных результатов начального образования, а именно:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального
российского общества;
 Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
 Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
 Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
 Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
 Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
 Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
 Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в
достижении метапредметных результатов, таких как:
 Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
 Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
 Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
 Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
 Использование различных способов поиска(в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет),сбора ,обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного
предмета»Окружающий мир»
 Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права иметь свою; излагать
своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные
результаты:
 Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей
семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

 Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и
людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной
среде;
 Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение,
запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением
информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом
информационном пространстве);
 Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире.
9.Содержание учебного курса:
Земля и человечество (11 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и
спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник
Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и
времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью
глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его
влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в
истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных
экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего
человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ
изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими
картами.
Природа России (11 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера
и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона
лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России.
Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность
организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности
хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями.
Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений
и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного
отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения
отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в
процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых
географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон
России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон,
выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край — часть большой страны (12ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в
результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель
на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы

края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате
деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. •
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое
значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т.
д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие
растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах.
Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями.
Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство,
плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и
производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого
рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.).
Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в
природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и
животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласаопределителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их
распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов
полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных
экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласаопределителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории (6 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества:
первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства
прошлого. Средние века; о чем
рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом
крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир:
пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в.
Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за
сохранение мира на планете.
Страницы истории Отечества (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных
славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть.
Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин
Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней
Руси.
Наше Отечество в XIII—XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда.
Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская
Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской.
Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы
страны в X III— XV вв.
Наше Отечество в XVI — XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и
Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение
Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI—XVII вв.

Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России —
Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй.
Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт
и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение.
М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России
в XIX - начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй —
последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование
СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг.
Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.
Наша страна в 1945 — 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного
спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов,
поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края
(города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических
картах.
Современная Россия (8 ч)
Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права
человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание,
Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные
праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России,
Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные
города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Краеведческий материал включён в изучение флоры и фауны озера Байкал.
Мой город (село). Понятие малой родины. Первоначальные исторические сведения о
названии города (села), застройках, занятиях людей.проект "Климат Бурятии"
История и достопримечательности г.Улан-Удэ.
Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей программы
воспитания: участие в школьной НПК «Шаг в будущее» (январь), подготовка к предметным
олимпиадам, в конкурсах проектов, в рамках краеведческой работы проект, рисунков.

инструктажи по профилактике ДТП, пожарной безопасности, экстремизма, терроризма,
разработка Паспорта безопасности, схемы-маршрута «Дом-школа-дом»,
В случае перевода учащихся на дистанционное обучение будут использоваться
следующие образовательные платформы:






Российская электронная школа - интерактивные уроки по всему школьному
курсу (с 1-го по 11 класс от лучших учителей страны)
Учи.ру – уроки по школьным предметам доступны теперь неограниченно в
бесплатном режиме. Качественная работа с такими предметами как математика,
русский и английский языки, окружающий мир и т.п.
ЯКласс - цифровой образовательный ресурс для школ, учеников и родителей
Яндекс.Учебник - портал для учителей по математике и русскому языку для
учеников 1-5 классов




Мои достижения - онлайн сервис самопроверки полученных знаний для
учеников с 1 по 11 класс по школьным предметам
ZOOM (облачной платформы для проведения онлайн уроков).

10.Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности.
Тематическое планирование по окружающему миру для 4-го класса составлено с учетом
рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета
обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО:

- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),
внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять
посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или
дома,
заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных
в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым
мусором улицы, леса, водоёмы);
-быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных
занятиях, так и в домашних делах;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

Наименование
разделов
программы

Количество
Виды учебной
часов
на деятельности
раздел, тему

Земля и
человечество

11

Природа России

11

Родной край —
часть большой
страны

12

Страницы
всемирной истории

6

Страницы истории
Отечества

20

Совместно-распределенная
учебная
деятельность
(коллективная дискуссия,
групповая работа)
Совместно-распределенная
учебная
деятельность
(коллективная дискуссия,
групповая работа)
Совместно-распределенная
учебная
деятельность
(коллективная дискуссия,
групповая работа)
Совместно-распределенная
учебная
деятельность
(коллективная дискуссия,
групповая работа)
Совместно-распределенная
учебная
деятельность
(коллективная дискуссия,
групповая работа)

Виды контроля.

Групповой,
фронтальный

Групповой,
фронтальный
Проект, тест
Групповой,
фронтальный
Проект, тест
Групповой,
фронтальный

Групповой,
фронтальный
Проект, тест

Современная
Россия

8

Итого

68

Совместно-распределенная Групповой,
учебная
деятельность фронтальный, к/р
(коллективная дискуссия,
групповая работа)

11. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на ступени
начального общего образования:
—получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные
представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах
единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе,
человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве
и разнообразии природы, народов, культур и религий;
—обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю,
осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей
многонационального российского общества, а также гуманистических и
демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию
российской гражданской идентичности;
—приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру
природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных
наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению
личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более
понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем
окружении;
—получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рациональнонаучного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с
людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному
мнению, истории и культуре других народов;
—познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут
осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и
понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и
неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном
материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными
навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
—получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска
информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся
создавать сообщения в виде текстов, готовить и проводить небольшие презентации в
поддержку собственных сообщений;
—примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения,
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и
культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила
поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят
элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в
окружающей природной и социальной среде.
В ходе изучения блока «Человек и природа» выпускник научится:
—узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
—описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и
неживой природы, выделять их существенные признаки;
—сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или
известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных
объектов природы;
—проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя
простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать
инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
2

—использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию,
определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и
компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
—использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или
описания свойств объектов;
—обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,
взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости
бережного отношения к природе;
—определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры
влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
—понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного
поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека
для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
—использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в
том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на
вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
—готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
—моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием
виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
—осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее
сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный
сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
—пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения
здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной
гигиены;
—выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде,
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
—планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания
окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
В ходе изучения блока «Человек и общество» выпускник научится:
—узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира
Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
—различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические
события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на
«ленте времени»;
—используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных
носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к
образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний
отличать реальные исторические факты от вымыслов;
—оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах
(семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств,
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств
других людей и сопереживания им;
—использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая
компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска
познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания
собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
—осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными
группами;
—ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и
настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым
3

чувство исторической перспективы;
—наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его
созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения,
профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
—проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные
договоренности и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в
официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности
в информационной образовательной среде;
—определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения,
договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
12.Учебно-методическое обеспечивание:
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и
учебные пособия:
1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас: учеб. для 4 кл. нач. шк. : в
2ч. / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2020.
2. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса «Мир вокруг нас» /
А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2020.
3. Плешаков А.А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас.
4класс».– М.: Просвещение, 2020.
4. Плешаков А.А. От неба до земли: Атлас-определитель: Пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение,2020.
5. Плешаков А.А. Таблицы по окружающему миру.4 класс
13.Материально-техническое обеспечивание: ноутбук, принтер,
мультимедийный комплекс
14.Контрольно – измерительные материалы
1. О.В.Узорова, Е,А.Нефедова. Тесты по курсу «Окружающий мир».
М.Астрель,2017
2. Н.И.Бобкова. Тематический тестовый контроль. М. Просвещение, 2018
3. А.А.Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова «Окружающий мир»: Тесты 4 класс. –
М.: Просвещение,2020
15.Список литературы, использованный при разработке программы
1. С.В.Анащенкова, М.А.Бантова, А.А.Плешаков и др. Сборник рабочих прогамм.
М.: Просвещение, 2012-08-22
2. А.А.Плешаков. Окружающий мир. Мир вокруг нас : учеб. Для4 кл. нач. шк. : в
2ч./ А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2020
3. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса «Мир вокруг нас» /
А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2021.
4. Плешаков А.А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас.
4класс».– М.: Просвещение, 2018.
5. Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 4 класс.
Литература, рекомендованная для учащихся:
1. Плешаков А.А. «Зелёные страницы». М.: Просвещение, 2020.
2. Плешаков А.А. От неба до земли: Атлас – определитель: Пособие для учся.- М.: Просвещение , 2020.
3. Плешаков А.А.,Румянцев Великан на поляне, или Первые уроки
экологической этики: пособие для уч-ся. – М., Просвещение, 2018

16. Приложение к программе:

Календарно – тематический план
4

№
уроков
1
2
3
4
5
6
7
8
9-10
11

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

35
36

Темы и разделы

Количество Дата по Дата
часов
плану
факту

по

Земля и человечество (11 ч)
Мир глазами астронома
1
Планеты солнечныйсистемы
1
Звездное небо – великая книга
1
природы.
Мир глазами географа. Глобус и его
1
географическая карта.
Пояса Земли
1
Мир глазамии сторика.
1
Когда и где? История- путешествие в
1
глубь времён.
Прошлое и настоящее глазами
1
эколога.
Сокровища Земли под охраной
2
человечества
Обобщение по разделу «Земля и
1
человечество.
Природа России( 11ч.)
Равнины и горы России.
1
Моря, озёра и реки России .
1
Зона Арктических пустынь
1
Тундра
1
Леса России
1
Лес и человек. Экскурсия в парк
1
Зона степей.
1
Пустыни.
1
У Черного моря. Безопасность на
1
воде.
Экологическое равновесие.
1
Обобщающий урок - игра «По
1
природным зонам России»
Родной край — часть большой страны (12ч.)
Наш край. Проект «Климат Бурятии»
1
Поверхность нашего края.
1
Водоемы нашего края.
1
Наши подземные богатства.
1
Земля – кормилица.
1
Жизнь леса. Лес – природное
1
сообщество.
Жизнь луга. Луг – природное
1
сообщество.
Растениеводство в нашем крае.
1
Незаметные защитники урожая.
1
Животноводство в нашем крае.
1
Обобщение
1
Проект «Разнообразие природы
1
родного края»
Страницы всемирной истории (6 ч.)
Начало истории человечества.
1
Мир древности: далекий и близкий.
1
5

37
38
39
40

41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53

Средние века: времена рыцарей и
замков.
Новое время: встреча Европы и
Америки.
Новейшее
время:
история
продолжается и сегодня.
Проверочный тест по теме «Страницы
всемирной истории».

1
1
1
1

Страницы истории Отечества (20 ч.)
Жизнь древних славян.
1
Во времена ДревнейРуси.
1
Страна городов
1
Из книжной сокровищницы Древней
1
Руси.
Трудные времена на Русской земле
1
Русь расправляет крылья.
1
Куликовская битва.
1
Иван III
1
Мастера печатныхдел.
1
Патриоты России.
1
Петр Великий.
1
М.В.Ломоносов
1
Екатерина Великая.
1

54
55
56
57
58
59
60

Отечественная война 1812 года.
1
Страницы истории 19 века.
1
Россия вступает в 20 век.
1
Страницы истории 20-30 годов.
1
Великая война и Великая Победа.
1
Страна, открывшая путь в космос.
1
Обобщающий тест по теме «По
1
страницам истории Отечества».
Современная Россия (8 ч.)
61
Основной закон России и права
1
человека
62
Мы - граждане России
1
63
Дети имеют право на особую заботу и
1
помощь»
64
Славные символыРоссии
1
65
Такие разные праздники
1
Проект : «Путешествие по России»
66
Обобщающий урок по разделу
1
«Современная Россия»
67
Контрольная работа
1
68
Обобщающий урок по итогам года –
1
КВН
Список тем творческих, проектных работ
 Проект «Наш край»
 Проект «Климат Бурятии» ;
 Проект «Разнообразие природы родного края»
 Проект «Путешествие по России»;

6

Приложение 2
Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету
Учитель: Захарова Г.Г.
Предмет: Окружающий мир
Класс: 4А
№
урока

Тема по КТП

План, ч Факт, ч Причина
Способ
Согласовано
корректировки корректировки

7

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».