Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Улан-Удэ
Рабочая программа учебного предмета(курса)
по русскому (родному) языку
4 в класс
Составитель программы: Захарова Г.Г.,
учитель начальных классов
г. Улан-Удэ-2022
1
2. Пояснительная записка
Программа
разработана
на
основе
Федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых
результатов начального общего образования. Программа разработана на основе:
примерной
программы
начального
общего
образования по учебнику
О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая, С.И.Богданов и др. «Русский родной язык».
Цель: расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и
культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому
языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к
культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального
общения;
Задачи:
1. развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать
средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства
языка»;
2. освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского
языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
3. овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге,
составлять несложные монологические высказывания;
4. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному
языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
пробуждение
познавательного
интереса
к
родному
слову,
стремления
совершенствовать свою речь.
Общая характеристика учебного предмета. Язык играет в жизни общества и
каждого человека уникальную роль:
он является основным средством общения между людьми;
с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в
различных областях науки и культуры;
язык является основным средством познания окружающего мира;
владение родным и государственным языком — это один из критериев
самоидентификации человека как представителя национальности, народности,
государства;
использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о
культурном уровне человека.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным
языком русского народа, средством межнационального общения. То, что знает
гражданин Российской Федерации о русском языке, как умеет им пользоваться, в какой
степени проявляет интерес к истории и развитию русского языка, его
функционированию в современном мире — во многом определяет его
интеллектуальный уровень и социальный статус как члена общества.
Учебный предмет «Родной русский язык» реализует основную цель обучения:
сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению
русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать
языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с
основами научного описания родного языка.
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения
предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научноисследовательской.
2
Актуальность. Актуальность программы заключается в том, что предметные
знания и умения, приобретённые при изучении родного (русского) языка в начальной
школе, являются фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных
учреждений. В то же время в начальной школе этот предмет является основой
овладения родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и
говорение. Владение словом – инструментом общения, мышления – это
первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без
языкового материала.
Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении
речью. Таким образом, родной язык является эффективным средством развития
личности школьника.
Основная цель обучения родному (русскому) языку – способствовать более
прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать
развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического
анализа,
повышать
уровень
языкового развития школьников, воспитывать
познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального
развития младших школьников, готовить ученика к активной деятельности и
непрерывному образованию в современном обществе.
Основными из них являются следующие принципы:
1.Принцип связи данного курса с уроками русского языка.
Он заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащихся на уроках
русского языка, которые учитель углубляет на дополнительных занятиях.
2.Принцип систематичности в подаче языкового материала.
Этот принцип связан с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во
внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательность его изучения
на уроках.
3.Принцип индивидуальных особенностей обучающихся.
Согласно этому принципу, содержание работы должно определяться с учётом индивидуальных
интересов школьников и способствовать развитию каждого ребёнка.
4. Принцип занимательности.
Занимательность - одно из основных условий пробуждения и поддержания интереса к
занятиям. Занимательность достигается путём использования материалов занимательной
грамматики – игр, шарад, чайнвордов, ребусов, загадок, анаграмм, метаграмм, калейдоскопов и
кроссвордов. Однако занимательность не сводится к развлекательности. Занимательность – это
то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает любознательность. Для
учащихся начальной школы занимательно то, что имеет практическое значение, т.е. приводит к
практическому овладению русским языком.
5. Принцип разнообразия форм и видов работы.
Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их
разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью
формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.
Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому
обучающемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и
жизненные интересы обучающихся.
Рабочая программа предмета «Родной русский язык» для 4 класса разработана на
основе нормативно-правовых документов:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации".
3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике
Бурятия».
3
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования 2009 г. с изменениями.
5. Примерная программа по предмету «Родной русский язык». Просвещение, 2020 г.
6. Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об
организации
внеурочной
деятельности
при
введении
федерального
государственного образовательного стандарта»
7. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», (Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№28)
8. Локальные акты МАОУ « СОШ №18»
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с основной образовательной программой начального общего
образования МАОУ «СОШ № 18» и примерными программами начального общего
образования предмет «Родной ( русский) язык» изучается со 1 по 4 класс. Общий объем
учебного времени составляет 67 ч., из них в 1 классе – 16 ч (0,5 ч в неделю, 33 учебные
недели), во 2 классе- 17 ч (0,5 часа в неделю,34 учебные недели), в 3 классе- 17 ч (0,5
часа в неделю,34 учебные недели), в 4 классе – 17 часов (0,5 час в неделю,34 учебные
недели).
4. Указание количества учебных часов, на реализацию в объеме которых
рассчитана рабочая программа на изучение курса в 4 классах на изучение
предмета «Русский (родной) язык» отводится в неделю ‒ 0,5 час, за год ‒ 17 часов.
5.Характеристика младшего школьного возраста. Младший школьный возраст –
это возраст, когда ребёнок проходит первый этап школьного образования. Его границы
исторически подвижны. В настоящее время в нашей стране он охватывает период с 6,5
до
11лет.
Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности,
переход от игры к систематическому, социально организованному учению. Смена
ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий у разных
детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста
игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для
психического развития. Тем более, что в современных условиях многие дошкольники к
моменту начала школьного обучения не овладевают высшими уровнями игры (иградраматизация, режиссёрская игра, игра по правилам).
На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и
познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В
процессе их реализации ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать
собственные учебные действия и их результат.
Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к
концу дошкольного детства возрастные предпосылки, от наличия которых зависит
готовность ребёнка к школьному обучению. В отличие от дошкольника, младший
школьник обладает достаточной физической выносливостью, позволяющей
осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного
напряжения, длительной сосредоточенности.
Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более
уравновешен, чем дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять
проявлениями своих чувств, различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать.
В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него
существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С
4
подобным опытом во многом связана самооценка младшего школьника – он оценивает
себя так, как оценивают его «значимые другие». Для младшего школьника, как и для
дошкольника, такими значимыми людьми являются, прежде всего, взрослые.
Особое место в жизни ученика начальной школы занимает учитель. В этом
возрасте он для ребёнка - образец действий, суждений и оценок. От него решающим
образом зависит и принятие позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и
самооценка ребёнка.
Основными психологическими новообразованиями младшего школьного
возраста являются произвольность психических процессов и способность к
самоорганизации собственной деятельности. Полноценным итогом начального
обучения являются основы понятийного мышления с характерной для него
критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения, а также
желание и умение учиться. Эти новообразования к концу начальной школы должны
проявляться в работе класса или внеклассной учебной общности, но не в
индивидуальных действиях каждого ученика.
Виды деятельности младшего школьника:
Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия,
групповая работа)
Игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская
игра, игра с правилами)
Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование,
социально значимое проектирование и др.)
Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном
труде, в социально значимых трудовых акциях )
Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с
различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях)
6. Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной
программе. Программа конкретизирована для 4 класса, так как примерная программа
рассчитана на 1-4 классы.
7. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Родной русский язык»
Ведущее место предмета «Родной русский язык» в системе общего образования
обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской
Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения.
Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о
языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры
и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся
начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к
русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что
правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека.
8. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета, курса.
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут формироваться:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к
школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и
принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
5
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей,
товарищей, родителей и других людей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной
деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков,
так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,
дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие этических чувств —
стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира,
готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного,
нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам
решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной
деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе
критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их
мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и
поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство
как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания
им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение
благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик будет учиться:
- принимать и сохранять учебную задачу;
6
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в
интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и
задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей
и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки
для создания нового, более совершенного результата, использовать запись
(фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной
звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Ученик получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату
и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в
конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
(включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том
числе контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая
виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов,
выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь
текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
7
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для
целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной
связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов,
выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приёмов решения задач.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства
для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть
диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты
ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в
общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает
и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных
задач,
строить
монологическое
высказывание,
владеть
диалогической
формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
8
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные
от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов
и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения
действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.
9. Содержание учебного курса
Русский язык: прошлое и настоящее (6 ч)
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей
общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и
изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова
как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления
предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни
обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы
как слова, имеющие в современном русском языке синонимы.
Язык в действии (4 ч)
Нормы употребления глаголов. Образование форм глаголов 1 лица (весить-вешу, – бегите,
плескать-плещу и др.). Особенности употребления глаголов – синонимов (есть, кушать;
класть, положить). Категория вежливости в глагольных формах. Синонимичные
словосочетания и предложения. Появление знаков препинания в русском языке.
Секреты речи и текста (7 ч)
Грамотное ведение диалога по форме вопрос-ответ. Озаглавливание текста в соответствии с
темой или основной мыслью. Составление плана текста. Пересказывание текста. Оценивание и
редактирование текстов.
Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей
программы воспитания: участие в школьной НПК «Шаг в будущее» (январь),
подготовка к предметным олимпиадам, в конкурсах проектов, в рамках краеведческой
работы проект, конкурс рисунков, конкурсные программы, посвящённые
празднованию Сагаалган.
В случае перевода учащихся на дистанционное обучение будут использоваться
следующие образовательные платформы:
Российская электронная школа - интерактивные уроки по всему школьному
курсу (с 1-го по 11 класс от лучших учителей страны)
9
Учи.ру – уроки по школьным предметам доступны теперь неограниченно в
бесплатном режиме. Качественная работа с такими предметами как математика,
русский и английский языки, окружающий мир и т.п.
ЯКласс - цифровой образовательный ресурс для школ, учеников и родителей
Яндекс.Учебник - портал для учителей по математике и русскому языку для
учеников 1-5 классов
Мои достижения - онлайн сервис самопроверки полученных знаний для
учеников с 1 по 11 класс по школьным предметам
ZOOM (облачной платформы для проведения онлайн уроков).
10.Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности.
Тематическое планирование по родному русскому языку для 4-го класса
составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал
данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов
воспитания обучающихся НОО:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),
внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять
посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
-быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в
учебных занятиях, так и в домашних делах;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь
прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в
этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или
религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с
ограниченными возможностями здоровья;
Тематическое планирование
Наименова Количество часов Виды учебной деятельности
ние
на раздел, тему
разделов
программы
Совместно-распределенная
Русский
6ч
учебная
деятельность
язык:
(коллективная
дискуссия,
прошлое и
групповая работа)
настоящее
Совместно-распределенная
Язык
в
4ч
учебная
деятельность
действии
(коллективная
дискуссия,
групповая работа)
Совместно-распределенная
Секреты
7ч
учебная
деятельность
речи и
(коллективная
дискуссия,
текста
групповая работа)
10
Виды контроля.
Групповой,
фронтальный,
индивидуальный
Групповой,
фронтальный,
индивидуальный
Групповой,
фронтальный,
индивидуальный
Практическая
работа
11. Планируемые результаты освоения
Результаты изучения по русскому родному языку
4--й класс
Личностные результаты
эмоциональность;
умение осознавать и определять (называть)
свои
эмоции; эмпатия–умение осознавать и определять эмоции
других
людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность
речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме
общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами
речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
12.Учебно – методическое обеспечение
1. Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И. Русский родной язык. 4 класс.
Учебное пособие.- М.: Просвещение. 2021.
2. Русский родной язык. 1–4 классы. Рабочие программы / О. М. Александрова, М. И.
Кузнецова, Л. В. Петленко и др. М.: Просвещение,2020
3. Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny
4. Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types
5. Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru
6. Русская речь. http://gramota.ru/
13.Материально - техническое обеспечение:
Ноутбук, проектор, интерактивная доска.
11
14.Контрольно-измерительные материалы:
1 .Е.А.Нефедова, О.В. Узорова Контрольные и проверочные работы по русскому языку.
М.:Аквариум,2018г.
2.О.Н.Крылова Контрольные работы по русскому языку. Издательство «Экзамен»,
М.:2019
6. 1.Е.М.Тихомирова. Тесты по русскому языку 4 класс в двух частях, часть 1. М.,
«Экзамен», 2020 год.
15.Список литературы, использованный при разработке программы
1. С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, А.А.Плешаков и др. Сборник рабочих программ.
М.: Просвещение 2017г.
2. Русский родной язык. 1–4 классы. Рабочие программы / О. М. Александрова, М. И.
Кузнецова, Л. В. Петленко и др. М.: Просвещение,2020
Литература, рекомендованная для учащихся
1. Русский язык. Курс начальной школы в таблицах Минск «Современная школа»
2012г.
2. Словари по русскому языку: толковый, фразеологизмов, морфемный и
словообразовательный.
3. В.В.Волина Веселая грамматика. М.: Знание,2019г.
16. Приложение к программе:
Календарно - тематический план
№ ур.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Темы и разделы
Колво
часов
Русский язык: прошлое и настоящее – 6 ч.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться
1
Вся семья вместе, так и душа на месте
1
Красна сказка складом, а песня – ладом
1
Красное словцо не ложь
1
Язык языку весть подаёт
1
Обобщение по разделу
1
Язык в действии – 4ч.
Трудно ли образовывать формы глагола?
1
Можно ли об одном и том же сказать по-разному?
1
Как и когда появились знаки препинания?
1
Обобщение по разделу
1
Секреты речи и текста– 7 ч.
Задаём вопросы в диалоге
1
Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль
1
Учимся составлять план текста
1
Учимся пересказывать текст
1
Учимся оценивать и редактировать тексты
1
Обобщение по разделу
1
1
Проект « Юные знатоки родного языка»
Список тем творческих, проектных работ:
Проект «Юные знатоки родного языка»
12
Дата по Дата по
плану
факту
Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету
Учитель: Захарова Г.Г.
Предмет: русский родной язык
Класс: 4в
№
уроков
Тема по КТП
План,
ч.
Факт,
ч.
13
Причина
корректиров
ки
Способ
корректиров
ки
Согласован
но