Русский язык (родной) 4 Б кл. Дашинимаева Р.Б

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»

Рабочая программа учебного предмета (курса)
по русскому языку (родному)
4 «Б» класс

Составитель программы: Дашинимаева РБ,
учитель начальных классов

г. Улан-Удэ - 2022

2. Пояснительная записка
Цели изучения учебного предмета «Русский язык (родной)»
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для
функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в которых федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования наряду с
изучением обязательного курса русского языка предусмотрено изучение русского языка
как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на
сопровождение основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех
школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения
основной образовательной программы начального общего образования по русскому
языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным
стандартом. В то же время цели курса русского родного языка в рамках образовательной
области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику,
обусловленную дополнительным характером курса, а также особенностями
функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение
следующих целей:
 расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной
ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование
познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через
него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам
народов России; овладение культурой межнационального общения;
 формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых
единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с
национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка
и русском речевом этикете;
 совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц,
анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей
картины мира, отражённой в языке;
 совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
 совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к
речевому самосовершенствованию;
 приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку,
воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Принципы: системность, научность, доступность, наглядность, вариативность,
реалистичность, художественно-эстетический, литературоведческий, коммуникативноречевой. А также возможность практического применения полученных знаний.
Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по
учебному предмету «Русский язык (родной)» составляют следующие документы:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации".
3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике
Бурятия».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования 2009 г. с изменениями.
5. Примерная программа по предмету «Литературное чтение». Просвещение, 2020 г.
6. Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта»
7. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», (Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28)
8. Локальные акты МАОУ « СОШ №18»
3. Место курса «Русский язык (родной)» в учебном плане
Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к
предметным
результатам
освоения
основной
образовательной
программы,
представленной в федеральном государственном образовательном стандарте начального
общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объёме 68 часов по 17
часов в 1-4 классах).
4. Общая характеристика учебного предмета «Русский язык (родной)»
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством
межнационального общения и объединения народов России. Изучение русского языка и
владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и
литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества.
Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой
его духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность
и постоянное обновление национальной культуры.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли,
обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в
формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций и истории. Высокий уровень
владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в
овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать
свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать
информацию из различных текстов. Как средство познания действительности русский
родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки
самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную
культуру ученика.
Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение
потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания
национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной
язык» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные
языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может
рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение
сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к
вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к
многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и
обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст
существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают
прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам
русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование
первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и

других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и
культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине
мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных
ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию
патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к
языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом,
развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности
как одной из основных характеристик литературного языка.
Программой предусматривается расширение межпредметного взаимодействия в обучении
русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во
всём комплексе изучаемых дисциплин естественно-научного и гуманитарного циклов.
5. Характеристика младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст – это возраст, когда ребёнок проходит первый этап
школьного образования. Его границы исторически подвижны. В настоящее время в нашей
стране
он
охватывает
период
с
6,5
до
11
лет.
Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход
от игры к систематическому, социально организованному учению.
Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс,
занимающий у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего
школьного возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает
оставаться важной для психического развития. Тем более, что в современных условиях
многие дошкольники к моменту начала школьного обучения не овладевают высшими
уровнями игры (игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам).
На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и
познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В
процессе их реализации ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать
собственные учебные действия и их результат.
Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к концу
дошкольного детства возрастные предпосылки, от наличия которых зависит готовность
ребёнка к школьному обучению. В отличие от дошкольника, младший школьник обладает
достаточной физической выносливостью, позволяющей осуществлять учебную
деятельность, требующую значительного умственного напряжения, длительной
сосредоточенности.
Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более
уравновешен, чем дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять
проявлениями своих чувств, различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать.
В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него
существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С подобным
опытом во многом связана самооценка младшего школьника – он оценивает себя так, как
оценивают его «значимые другие». Для младшего школьника, как и для дошкольника,
такими значимыми людьми являются прежде всего взрослые.
Особое место в жизни ученика начальной школы занимает учитель. В этом
возрасте он для ребёнка - образец действий, суждений и оценок. От него решающим
образом зависит и принятие позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и
самооценка ребёнка.
Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста
являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации
собственной деятельности. Полноценным итогом начального обучения являются основы
понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением
понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти новообразования к
концу начальной школы должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной
общности, но не в индивидуальных действиях каждого ученика.

Виды деятельности младшего школьника:
 Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия,
групповая работа)
 Игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра,
игра с правилами)
 Творческая
деятельность (художественное творчество, конструирование,
социально значимое проектирование и др.)
 Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном
труде, в социально значимых трудовых акциях )
 Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с
различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).
Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности
 сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления (в освоении
содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);
 научиться самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и искать
средства их решения;
 научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в
разных видах деятельности;
 овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими
социальными навыками;
 полностью овладеть высшими видами игры (игра-драматизация, режиссёрская игр,
игра по правилам.) Научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с
партнёрами по игре, воплощать в игровом действии. Научиться удерживать
правило и следовать ему;
 научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до
воплощения в творческом продукте. Овладевать средствами и способами
воплощения собственных замыслов;
 приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями
и операциями на уроках труда и в социальных практиках;
 приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные
этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства.
Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную
программу начального общего образования.
• Реализовать основную образовательную программу начальной школы в разнообразных
организационно-учебных формах (уроки, занятия, проекты, практики, конкурсы,
выставки, соревнования, презентации и пр.)
• Обеспечить комфортные условия смены ведущей деятельности - игровой на учебную.
Создать условия для овладения высшими формами игровой деятельности.
• Обеспечить условия формирования учебной деятельности. Для этого:
• организовать постановку учебных целей, создавать условия для их «присвоения» и
самостоятельной конкретизации учениками;
• побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и
способов достижения учебных целей;
• организовать усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы;
• осуществлять функции контроля и оценки, организовать их постепенный переход к
ученикам.
• Создать условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка. Для этого • Ставить творческие задачи, способствовать возникновению собственных замыслов.
• Поддерживать детские инициативы, помогать в осуществлении проектов.
• Обеспечить презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества
(организация выставок, детской периодической печати, конкурсов, фестивалей)
• Создать пространство для социальных практик младших школьников и приобщения их
к общественно значимым делам.

6. Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной
программе.
Программа конкретизирована для 4-го класса, так как программа рассчитана на 1 –
4 классы.
7. Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета
«Русский язык (родной)».
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования
обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской
Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения.
Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке
как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе
национального самосознания.
В процессе изучения у учащихся начальной школы формируется позитивное
эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному
использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является
показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают
начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого
этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных
языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством
развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей,
основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом
определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
8. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета, курса.
Личностными результатами изучения предмета «Русский
язык (родной)»
являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять(называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим
людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность
речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные УУД:
– вычитывать все
виды
текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать
информацию, представленную в разных формах сплошной текст;
несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
9. Содержание учебного предмета
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (7 ч)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный,
доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.

Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка,
братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с
качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями, занятиями
людей (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.).
Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов,
имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за
использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира.
Русские слова в языках других народов.
Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение
опыта поиска информации о происхождении слов.) Сравнение толкований слов в словаре
В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов.
Раздел 2. Язык в действии (4 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и
будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией
синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на
пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного).
Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (6 ч)
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Особенности озаглавливания сообщения.
Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная
переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и
собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление
чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных
словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Краеведение: традиции старообрядцев (Тарбагатай). Поговорки и пословицы
народов Бурятии.
Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей
программы воспитания: проведение тематических классных часов, участие в школьном
этапе ВОШ (сентябрь-октябрь), в научно-практической конференции «Первые шаги»
(ноябрь), международном конкурс «Русский медвежонок» (весна). Участие в конкурсах
проектов, рисунков, плакатов по различным тематикам, викторинах, интеллектуальных
играх, конкурсных программах, посвящённых празднованию Дню матери, Сагаалган, Дню
защитника Отечества, Международному женскому дню и т.д. (в течение года), экскурсии
в туристические центры культуры («Семейские», «Степной кочевник») (апрель, май).
Обучение может вестись дистанционно с использованием образовательной
платформ Учи.ру и ZOOM (облачные платформы для проведения онлайн уроков).
10.Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности.
Тематическое планирование по русскому (родному) языку для 4 класса составлено
с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного
предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания
обучающихся НОО:

- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),
внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять
посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в
учебных занятиях, так и в домашних делах;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою
страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе
или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных
животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять
бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать
обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям;
уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной
принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными
возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в
чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

Тематическое планирование
Кол- виды учебной деятельности
во
часов

Тематич Тема
еское
планиро
вание №
урока
Русский язык:
прошлое и
настоящее
Не стыдно не знать,
1
стыдно не учиться

2

3

Главные и
второстепенные
члены предложения
Вся семья вместе,
так и душа на месте

Словосочетания
Красна сказка
складом, а песня –
ладом
Связь однородных
членов предложения
с помощью

7

1

1

1

формы
контроля

Распознавать слова с
тест, беседа,
национально-культурным
письменные
компонентом значения
работы
(лексика, связанная с
особенностями
мировосприятия и
отношениями между
людьми; с качествами и
чувствами людей;
родственными
отношениями);
распознавать русские
традиционные сказочные
образы, эпитеты и
сравнения в произведениях
устного народного
творчества и произведениях
детской художественной
литературы; осознавать ум

интонации
перечисления и
союзов (и, а, но).
Знаки препинания в
сложном
предложении.
4-5
Красное словцо не
ложь
Состав слова.
Приставки и
суффиксы.
6-7
Язык языку весть
подаёт
Падежные
окончания имён
существительных 1го склонения.
Винительный и
родительный падежи
одушевлённых имён
существительных.
Проект «Поговорки
и пословицы
народов Бурятии»
Язык в действии
Трудно ли
8
образовывать
формы
глагола?
Словообразование
имен
прилагательных.
9
Можно ли об одном
и том же сказать поразному?
Начальная форма
имени
прилагательного.
10
Как и когда
появились знаки
препинания?

2

2

4
1

1

1

естность употребления
эпитетов и сравнений в
речи; использовать словар
ные статьи учебного
пособия для определения
лексического значения
слова; понимать значение
русских пословиц и
поговорок, связанных с
изученными
темами; понимать значени
е фразеологических
оборотов, связанных с
изученными
темами; осознавать уместн
ость их употребления в
современных ситуациях
речевого
общения; использовать со
бственный словарный запас
для свободного выражения
мыслей и чувств на родном
языке адекватно ситуации и
стилю общения;
Соотносить собственную и
чужую речь с нормами
современного русского
литературного языка (в
рамках
изученного); соблюдать на
письме и в устной речи
нормы современного
русского литературного
языка (в рамках
изученного); произносить
слова с правильным
ударением (в рамках
изученного); выбирать из
нескольких возможных
слов то слово, которое
наиболее точно
соответствует
обозначаемому предмету
или явлению реальной
действительности; проводи
ть синонимические замены
с учётом особенностей
текста; заменять синоними
ческими конструкциями
отдельные глаголы, у
которых нет формы 1-го
лица единственного числа
настоящего и будущего

тест, беседа,
письменные
работы

времени; выявлять и
исправлять в устной речи
типичные грамматические
ошибки, связанные с
нарушением согласования
имени существительного и
имени прилагательного в
числе, роде, падеже; с
нарушением координации
подлежащего и сказуемого
в числе‚ роде (если
сказуемое выражено
глаголом в форме
прошедшего
времени); соблюдать изуче
нные пунктуационные
нормы при записи
собственного
текста; пользоваться учебн
ыми толковыми словарями
для определения
лексического значения
слова, орфографическим
словарём для определения
нормативного написания
слов, учебным
этимологическим словарём
для уточнения
происхождения слова;
Мини-сочинение
«Можно ли про одно
и то же сказать поразному?»
Секреты речи и текста
Задаём вопросы
12
в диалоге

11

13

Учимся передавать
в заголовке тему
и основную мысль
текста
Правописание
окончания имен
прилагательных
мужского и среднего
рода в каждом из
падежей.

1

6

1
1

Владеть правилами
корректного речевого
поведения в ходе
диалога; использовать ком
муникативные приёмы
устного общения:
убеждение, уговаривание,
похвала, просьба,
извинение,
поздравление; использоват
ь в речи языковые средства
для свободного выражения
мыслей и чувств на родном
языке адекватно ситуации
общения; владеть различн
ыми приёмами слушания
научно-познавательных и
художественных текстов об
истории языка и о культуре
русского

тест, беседа,
письменные
работы

14

15

Учимся составлять
план текста
Окончания имен
прилагательных в
родительном,
дательном,
творительном,
предложном
падежах.
Учимся
пересказывать текст
Правописание
местоимений 1-го и
2-го лица

1

1

народа; анализировать ин
формацию прочитанного и
прослушанного
текста: отделять главные
факты от
второстепенных, выделять
наиболее существенные
факты, устанавливать лог
ическую связь между
фактами; составлять план
текста, не разделённого на
абзацы; пересказывать тек
ст с изменением
лица; создавать текстыповествования о посещении
музеев, об участии в
народных праздниках, об
участии в мастер-классах,
связанных с народными
промыслами; оценивать ус
тные и письменные речевые
высказывания с точки
зрения точного, уместного
и выразительного
словоупотребления; редакт
ировать письменный текст
с целью исправления
речевых ошибок или с
целью более точной
передачи
смысла; соотносить части
прочитанного или
прослушанного
текста: устанавливать при
чинно-следственные
отношения этих частей,
логические связи между
абзацами
текста; приводить объясне
ния заголовка текста
Составление плана текста, не
разделённого на абзацы

Информационная
переработка прослушанного
или прочитанного текста:
пересказ с изменением лица,
(на практическом уровне)

16-17

единственного и
множественного
числа. Составление
словосочетаний;
диалога по
рисункам.
Учимся оценивать
и редактировать
тексты
Правописание
возвратных
глаголов.
Правописание –тся и
–ться в возвратных
глаголах.
Текст. Составление
текста
краеведческого
содержания из слов
по плану, картинке,
опорным словам.
Представление
результатов
выполнения
проектного задания
«Пишем разные
тексты об одном и
том же» (текст о
традициях
старообрядцев)

ИТОГО

2

Оценивание устных и
письменных речевых
высказываний с точки
зрения точного, уместного и
выразительного
словоупотребления.
Редактирование
предложенных и
собственных текстов с целью
совершенствования их
содержания и формы;
сопоставление чернового и
отредактированного текстов.
Практический опыт
использования учебных
словарей в процессе
редактирования текста

17

11. Планируемые результаты освоения программы 4-го класса
Изучение предмета «Русский язык (родной)» в 4-м классе должно обеспечивать
достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно
знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными
и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения
содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 4-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на
уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и
навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях. В конце четвёртого года
изучения курса русского родного языка в начальной школе выпускник научится:
● при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и
настоящее»:
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика,
связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами
и чувствами людей; родственными отношениями);
распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в
произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной
литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;

использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического
значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными
темами;
понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;
осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и
чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; 46
● при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского
литературного языка (в рамках изученного);
соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного
языка (в рамках изученного);
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно
соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет
формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные
с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе,
роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если
сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического
значения слова;
пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного
написания слов;
пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения
слова.
● при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение,
уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и
чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
владеть
различными
приёмами
слушания
научно-познавательных
и
художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять
главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты,
устанавливать логическую связь между фактами;
составлять план текста, не разделённого на абзацы;
пересказывать текст с изменением лица;
создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных
праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления;
редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с
целью более точной передачи смысла;
соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать
причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
приводить объяснения заголовка текста.

12. Учебно-методическое обеспечение:
1. Русский родной язык. 4 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М.
Александрова и др. М.: Просвещение, 2019.
2. Русский родной язык. 1–4 классы. Примерные рабочие программы / О. М.
Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др. М.: Просвещение, 2020.
13. Материально-техническое обеспечение.
Технологические карты Русский язык. (с сайта: www.prosv.ru/umk/perspektiva)
ноутбук, проектор.
14. Контрольно-измерительные материалы:
1. Канакина В. П., Щёголева Г. С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных
работ. 1-4 классы.
2. Голубь В.Т. Зачетная тетрадь. Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык.
4 класс. Практическое пособие для начальной школы. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А.,
2017.
3. Крылова О.Н. Русский язык: итоговая аттестация: 4 класс: типовые текстовые задания.
– М.: Экзамен, 2018.
4. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 4 класс.
– М.: Просвещение, 2017.
15. Список литературы:
- литература, использованная при составлении программы:
1.Канакина В. П., Горецкий В. Г. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1—4 классы
2.. Канакина В.П,.Горецкий Русский язык. Учебник . М.: Просвещение 2019 г.
3. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь М.: Просвещение 2019 г.
4..Электронное сопровождение к учебнику «Русский язык» 4 класс
6. Канакина В.П., Щёголева Г.С.Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных
работ.1-4 классы. М.: Просвещение 2018г.
7. Панов Г.А. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: просвещение, 2017.
8.Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.:
Просвещение,2017.
- литература, рекомендованная для учащихся:
1. Русский родной язык. 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных
организаций/ [О.М.Александрова и др.]. – М.:Просвещение, 2020..
2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. М.: Просвещение
2020г
3. Словари по русскому языку: толковый, орфографический, фразеологизмов,
морфемный и словообразовательный
4. Михайлова С.Ю. Русский язык. 4 класс. Тетрадь учебных достижений - М.:
Просвещение, 2020. – 112с.
5. Бондаренко А.А. Пишу правильно. Орфографический словарь для начальной
школы / А.А. Бондарекно, И.В. Гуркова. - М.: Просвещение, 2021. – 112с.
6. Бондаренко А.А. Рабочий словарик / А.А. Бондарекно. - М.: Просвещение, 2020.
– 80 с.
7. Михайлова С.Ю. Русский язык. 4 класс. Тетрадь летних заданий - М.:
Просвещение, 2019. – 80 с.
Интернет-ресурсы
Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny
Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop
Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru

Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types
Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru
Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru
Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs
Обучающий корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/search-school.html
Издательский дом «Первое сентября». Журнал «Русский язык». URL:
http://rus.1september.ru
Портал «Словари.ру». URL: http://slovari.ru
Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki
Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru
Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/
Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru
Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash
Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me
Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru
Стихия: классическая русская/советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya
Учительская газета. URL: http://www.ug.ru
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»:
словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm
16. Приложения к программе:
Приложение 1
№

1
2
3
4-5
6-7

8
9
10
11

12
13
14
15
1617

Календарно – тематический план
Кол-во
Тема урока
часов
Русский язык: прошлое и настоящее
7
Не стыдно не знать, стыдно не учиться
1
Вся семья вместе, так и душа на месте
1
Красна сказка складом, а песня – ладом
1
Красное словцо не ложь
2
Язык языку весть подаёт
2
Проект «Поговорки и пословицы народов
Бурятии»
Язык в действии
4
Трудно ли образовывать формы глагола
1
Можно ли об одном и том же сказать по1
разному
Как и когда появились знаки препинания?
1
Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же
1
сказать по-разному
Секреты речи и текста
6
Задаем вопросы в диалоге
1
Учимся передавать в заголовке тему и
1
основную мысль текста
Учимся составлять план текста
1
Учимся пересказывать текст
1
Учимся оценивать и редактировать тексты
2
Представление результатов выполнения
проектного задания «Пишем разные тексты
об одном и том же» (текст о традициях
старообрядцев)
17
Итого

Дата по
плану

Дата по
факту

Творческие и проектные работы:
- Поговорки и пословицы народов Бурятии
- Традиции старообрядцев.
Приложение 2
Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету
Учитель: ДашинимаеваРБ
Предмет: Русский язык (родной)
Класс: 4Б
№
урока

Тема по КТП

План, ч Факт, ч Причина
Способ
Согласовано
корректировки корректировки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».