Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Улан-Удэ Рабочая программа учебного предмета (курса) по русскому языку 4 «А» класс Составитель программы: Гунзынова О.Д, учитель начальных классов г. Улан-Удэ - 2022 1 2. Пояснительная записка. Познавательная направленность курса обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания и развития речевого мышления. Мы познаем мир через родной язык, его знаковую систему, т. е. через языковой знак, который является символическим «заместителем» реальности (языковой знак имеет план содержания — семантическая сторона и план выражения — фонетическая и формально-грамматическая сторона). Цель: курс русского языка направлен на развитие коммуникативно-речевых и интеллектуальных способностей учащихся, умения свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения; воспитание любви к родному языку и формирование интереса к его изучению; духовно-нравственное развитие учащихся. Таким образом, коммуникативно-познавательная направленность курса позволяет эффективно решать задачи обучения русскому языку на начальном этапе: — развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся; — обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативноречевых умений и навыков; — пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения; — формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира; — обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся; — развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа; — развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов. Принципы обучения: принцип научности обучения, связь теории с практикой, системности, принцип сознательности и активности в обучении, индивидуальный подход в условиях коллективной работы, принцип наглядности, доступность обучения, принцип прочности усвоения знаний. Актуальность: Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Рабочая программа предмета «Русский язык» для 4 класса разработана на основе нормативно-правовых документов: 1. Конституция РФ. 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия». 4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 г. с изменениями. 5. Примерная программа по предмету «Литературное чтение». Просвещение, 2020 г. 2 6. Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта» 7. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28) 8. Локальные акты МАОУ « СОШ №18» 3. Место курса «Русский язык» в учебном плане. В соответствии с базисным учебным планом рабочая программа составлена по программе авторов Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной из расчета 4 часов в неделю, 136 часов в год. Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету. 4. Общая характеристика учебного предмета Система, базирующаяся на системно-функциональном подходе, обеспечивает интеграцию языка и речи в обучении. В различных коммуникативно-речевых ситуациях, в процессе чтения художественных, познавательных и деловых текстов ученики наблюдают, как основные единицы языка функционируют в речи. Школьники начинают осознавать русский язык, «добывая его из речи», учатся применять полученные знания о языке в своей речевой практике. Коммуникативная направленность обучения позволяет детям постепенно (от класса к классу) накапливать необходимые представления о языке как средстве общения, помогает ориентироваться в ситуации общения (обращать внимание на ролевые отношения, обстановку, цель, тему и результат общения), обдумывать свой ответ, корректировать его в зависимости от цели общения и т. д. Новые принципы открывают возможности обучать детей письму не только как речевому навыку, но и как письменной речи и как письменной форме общения (написать записку, объявление и т. д.), стимулируют развитие творческих способностей детей, их стремление к созданию собственных текстов, которые практически являются своеобразной интеграцией всех речевых умений и навыков (умения писать, читать, говорить и слушать). Познавательная направленность обучения создает предпосылки того, что ребенок начинает накапливать представления о языке как средстве познания, как своеобразной знаковой системе, в которой знаком считаются только двусторонние единицы языка, такие, как слово и морфема (а не буквы, как часто полагают). Слово (а не отдельная буква) может помочь человеку передать свои знания другому, понять, осознать окружающий мир, потому что слово имеет не только звукобуквенную форму, но и определенное содержание, сосредоточенное в лексическом значении слова. Форма слова (фонетико-графическая) только представляет, замещает содержание словесного знака. Взаимосвязь формы и содержания словесного знака показана на простейших структурно-семантических моделях слова, с которыми дети познакомились на уроках обучения грамоте и продолжают работать с ними на уроках русского язык. Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического мышления, но и образного мышления и воображения учащихся, без которых невозможна их творческая деятельность. С этой целью в учебнике используются художественные тексты. 3 В новой системе большое внимание уделяется развитию речевого мышления. Поскольку человеческое мышление «значечное», то для развития интеллектуальных способностей недостаточно активизировать внимание детей на форме слова, а необходимо учить их гармонически сочетать форму и содержание речи, воспроизводить смысл и значение в различных формах, уметь видеть общий смысл в различных формах его выражения (на уровне слова, словосочетания, предложения и речи). Поэтому в учебнике много заданий на сравнение слов (его формы и значения), на классификацию слов по разным основаниям (тематическая классификация, связанная с лексическим значением слова, классификация слов по грамматическим признакам, выделение группы слов с общим значением предметности, признака, действия) и др. Новые направления в обучении, закрепленные в учебнике, методическом пособии и программе, должны найти отражение и в организационных формах обучения, и в системе отношений учащихся между собой и учителем. Урок должен включать элементы обучения детей общению, различные формы сотрудничества, отражающие демократический стиль общения (проявление к ученику максимум внимания, уважения), воспитание у детей ответственного отношения к учебе и др. На уроках чтения, математики и других предметов учителю следует активно использовать знания детей о языке и речи, навыки речевой культуры учащихся: а) обращать внимание на звучание речи в повседневном общении, развивать интерес к орфоэпии (в учебник включены упражнения, игры со звуками речи, скороговорки, задания на наблюдения за звукоподражательными словами и звукописью в стихотворной речи), что позволяет детям овладевать интонационно-выразительными средствами речи (громкость, темп, мелодичность и т. п.); б) необходимо совершенствовать речь учащихся посредством расширения их лексического запаса при изучении текстового материала учебников по другим школьным предметам, активизировать использование в речи синонимов и антонимов; в) совершенствовать грамматический строй речи школьников, учить находить слова и выражения для точного выражения мысли, правильно формулировать вопросы и ответы и т.д.; г) развивать умение общаться при работе в паре (слушать собеседника, задавать вопросы, использовать формулы речевого этикета в общении); поощрять умение детей самостоятельно составлять описание предмета или рассказ по наблюдениям и т. д. 5. Характеристика младшего школьного возраста. Младший школьный возраст – это возраст, когда ребёнок проходит первый этап школьного образования. Его границы исторически подвижны. В настоящее время в нашей стране он охватывает период с 6,5 до 11 лет. Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному учению. Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития. Тем более, что в современных условиях многие дошкольники к моменту начала школьного обучения не овладевают высшими уровнями игры (игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам). На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В процессе их реализации ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат. Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к концу дошкольного детства возрастные предпосылки, от наличия которых зависит готовность ребёнка к школьному обучению. В отличие от дошкольника, младший 4 школьник обладает достаточной физической выносливостью, позволяющей осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения, длительной сосредоточенности. Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более уравновешен, чем дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять проявлениями своих чувств, различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать. В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С подобным опытом во многом связана самооценка младшего школьника – он оценивает себя так, как оценивают его «значимые другие». Для младшего школьника, как и для дошкольника, такими значимыми людьми являются прежде всего взрослые. Особое место в жизни ученика начальной школы занимает учитель. В этом возрасте он для ребёнка - образец действий, суждений и оценок. От него решающим образом зависит и принятие позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и самооценка ребёнка. Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации собственной деятельности. Полноценным итогом начального обучения являются основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти новообразования к концу начальной школы должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной общности, но не в индивидуальных действиях каждого ученика. Виды деятельности младшего школьника: Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа) Игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра с правилами) Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и др.) Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях ) Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях). Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии); научиться самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и искать средства их решения; научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности; овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками; полностью овладеть высшими видами игры (игра-драматизация, режиссёрская игр, игра по правилам.) Научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с партнёрами по игре, воплощать в игровом действии. Научиться удерживать правило и следовать ему; научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Овладевать средствами и способами воплощения собственных замыслов; 5 приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках труда и в социальных практиках; приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства. Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу начального общего образования. • Реализовать основную образовательную программу начальной школы в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, проекты, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.) • Обеспечить комфортные условия смены ведущей деятельности - игровой на учебную. Создать условия для овладения высшими формами игровой деятельности. • Обеспечить условия формирования учебной деятельности. Для этого: • организовать постановку учебных целей, создавать условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками; • побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей; • организовать усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы; • осуществлять функции контроля и оценки, организовать их постепенный переход к ученикам. • Создать условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка. Для этого • Ставить творческие задачи, способствовать возникновению собственных замыслов. • Поддерживать детские инициативы, помогать в осуществлении проектов. • Обеспечить презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества (организация выставок, детской периодической печати, конкурсов, фестивалей) • Создать пространство для социальных практик младших школьников и приобщения их к общественно значимым делам. 6. Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной программе. Программа конкретизирована для 4-го класса, так как программа рассчитана на 1 – 4 классы. 7. Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета «Русский язык». Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам. 6 8. Планируемые результаты обучения по курсу «Русский язык» (авт. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина) 4 класс Планируемые результаты изучения курса «Русский язык» (авт. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина) по годам обучения, представленные в разделе Приложение, разработаны в соответствии с особенностями структуры и содержания данного курса и являются ориентирами, помогающими учителю разрабатывать свою рабочую программу. Вспомогательный и ориентировочный характер представленных планируемых результатов позволяет учителю корректировать их в соответствии с учебными возможностями учащихся, собственными профессиональными взглядами, материальнотехническими и другими условиями образовательного учреждения. Личностные результаты Обучающийся научится: испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях; осознавать свою этническую и национальную принадлежность; относиться с уважением к представителям других народов; уважительно относиться к иному мнению; понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку; соблюдать правила поведения на уроке и в классе; развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми; конструктивно разрешать проблемные ситуации; оценивать свои успехи в освоении языка. Обучающийся получит возможность: сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»; эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе; сформировать и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности; осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах; стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру; сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями. Метапредметные результаты РЕГУЛЯТИВНЫЕ: Обучающийся научится: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; принимать роль в учебном сотрудничестве; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Обучающийся получит возможность научиться: контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; 7 самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: Обучающийся научится: пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме; находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; воспринимать смысл предъявляемого текста; анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности); осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно); подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: часть речи – самостоятельная часть речи -имя существительное – одушевленное/неодушевленное и т.д.); проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Обучающийся получит возможность научиться: строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте; обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов). КОММУНИКАТИВНЫЕ: Обучающийся научится: выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; использовать правила речевого этикета в соответствии с ситуацией и целью общения; вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение; различать устные и письменные формы общения; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); строить понятные для партнера высказывания; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. Обучающийся получит возможность научиться: строить монологическое высказывание; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать другое мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); 8 контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»; адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; осуществлять действие взаимоконтроля. Предметные результаты Развитие речи. Речевое общение Обучающийся научится: использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, отбирать соответствующие слова и выражения; определять цели, тему, способы и результаты общения; контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от речевой ситуации; расширять свое представление о речевом общении: ролевые отношения (кто и кому говорит), содержание речи и ее словесное оформление (что и как говорится), цель и мотивы общения (зачем и почему говорится); составлять диалоги с использованием обращений и средств речевого этикета; использовать формулы речевого этикета, используемые в устной и письменной речи, в различных сферах общения (в школе, дома, в клубе, в театре и т.д.); составлять тексты определенного типа (описание, повествование, рассуждение) с учетом цели общения; писать изложения и сочинения повествовательного характера с использованием в них элементов рассуждения и описания; списывать текст аккуратно и без ошибок; писать под диктовку тексты (75-85 слов) с изученными орфограммами (безударные падежные окончания существительных, безударные личные окончания глаголов). Обучающийся получит возможность научиться: определять недостатки устного речевого общения (несвязность, многословие, логическая незавершенность, шаблонность и однообразие речи и др.); развивать диалогическую и связную монологическую речь. Язык как средство общения Фонетика, графика, орфография Обучающийся научится: проводить звуко-буквенный анализ слов; определять ударение в словах; делить слова на слоги и на части для переноса; находить в тексте слова с девятью изученными ранее основными орфограммами (употребление прописной буквы, безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, буквосочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу, чк, чн, щн; непроверяемые написания; разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, перенос слов), применять нужный алгоритм для написания этих орфограмм; верно употреблять мягкий знак на конце имен существительных после шипящих с учётом рода имен существительных; правильно писать «не» с глаголами; использовать нужный алгоритм проверки всех изученных орфограмм; писать под диктовку тексты, включающие слова с изученными орфограммами. Обучающийся получит возможность научиться: верно произносить слова с «проблемным» ударением, с особенностями произношения, определяемым по орфоэпическому словарю; 9 формировать представление о единообразии написания слова, морфем; писать мягкий знак на конце глаголов неопределенной формы после буквы ч. Лексика Обучающийся научится: различать лексическое значение и звукобуквенную форму слова; сравнивать слова по значению и по форме (синонимы, антонимы, омонимы); распознавать в тексте синонимы и антонимы; находить необходимую информацию о значении слова в лингвистических словарях; сопоставлять значения слов на основе их двусторонних моделей; объяснять прямое и переносное значение слова, понимать причины появления многозначности. Обучающийся получит возможность научиться: понимать различие основной функции имён и личных местоимений; объяснять устройство и назначение толкового словаря, словаря синонимов и антонимов; различать мотивированные и немотивированные названия. Состав слова (морфемика) Обучающийся научится: разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание; выделять в слове основу и окончание; составлять с помощью условных обозначений схему состава слова; различать однокоренные слова и разные формы одного слова; объяснять значение, которое привносят в слово приставка и суффикс; образовывать новые слова с предложенными приставками и суффиксами; правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания; понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании. Обучающийся получит возможность научиться: находить в корнях слов исторические фонетические чередования согласных звуков (река - реченька, снег - снежок, бег - бежать); образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов, разбирать сложные слова по составу. Морфология Обучающийся научится: определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам; правильно употреблять слова разных частей речи в собственных высказываниях. Имя существительное Обучающийся научится: определять 1, 2 и 3-е склонение имен существительных; верно писать падежные окончания имен существительных, применяя алгоритм (кроме существительных на –ия, -ие, -ий); разбирать имя существительное как часть речи, т.е. определять его начальную форму, род, склонение, падеж и число. Обучающийся получит возможность научиться: употреблять в речи несклоняемые имена существительные, верно определяя их род. Имя прилагательное Обучающийся научится: 10 находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков; определять связь имени прилагательного с именем существительным; верно писать безударные окончания имён прилагательных, используя предложенный алгоритм. делать разбор имени прилагательного как части речи, указывая его начальную форму, род, число и падеж. Местоимение Обучающийся научится: определять лицо, число и падеж личных местоимений; правильно образовывать падежные формы личных местоимений; правильно писать местоимения с предлогами; употреблять местоимения в собственной речи. Глагол Обучающийся научится: определять I и II спряжения глагола, применяя алгоритм; грамотно писать безударные личные окончания глаголов; определять время и число глагола, его род в прошедшем времени и лицо в настоящем и будущем времени; изменять глаголы по лицам и числам в настоящем и будущем времени; верно ставить глагол в начальную форму; обосновывать написание –ться, -тся в глаголах; писать мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; верно писать окончания –о, -а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени; разбирать глагол как часть речи, указывая начальную (неопределенную) форму, спряжение, время и лицо в настоящем и будущем времени, род – в прошедшем времени. Имя числительное Обучающийся получит возможность научиться: объяснять различия функций количественных и порядковых числительных; употреблять числительные в речи. Наречие Обучающийся получит возможность научиться: определять грамматические особенности наречий; находить наречия в предложении; распространять предложения наречиями. Служебные части речи Обучающийся научится: объяснять различие предлогов, союзов и частиц (элементарные примеры); без ошибок писать их с другими частями речи. Синтаксис Словосочетание Обучающийся научится: объяснять различия слова, предложения и словосочетания на основе их главной функции - быть средством номинации или средством выражения законченной мысли; составлять словосочетания по заданным моделям; находить словосочетания в предложении. Обучающийся получит возможность научиться: составлять словосочетания разных типов; распространять предложение словосочетаниями. Предложение 11 Обучающийся научится: определять тип предложения по цели высказывания и по интонации; находить главные члены предложения - подлежащее и сказуемое; находить второстепенные члены предложения (без их разграничения); устанавливать связь между членами предложения по вопросам; находить в предложении однородные члены; верно ставить знаки препинания при однородных членах предложения. Обучающийся получит возможность научиться: находить в предложении обращение, ставить знаки препинания при обращении. Текст Обучающийся научится: отличать текст от простого набора предложений; устанавливать связь между предложениями в тексте; определять тему и основную мысль текста; озаглавливать текст; выделять в тексте вступление, основную часть и заключение; составлять план текста; распознавать типы текстов (описание, повествование, рассуждение). Обучающийся получит возможность научиться: различать художественные и научные тексты; составлять тексты разных типов. 9. Содержание учебного курса (136 часов) Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости- мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкостиглухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова. Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в слонах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Лексика. Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко-буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно-образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств). Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира). 12 Слова — имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов). Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевлённых и неодушевлённых предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба — одежда). Знакомство со словарями. Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Морфология. Общее представление о частях речи. Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение). Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, ин. Морфологический разбор имён прилагательных. Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. Употребление числительных в речи. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Роль местоимения в речи. Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов. Наречие. Неизменяемость наречий. Значение и употребление в речи. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок. Союзы (и, а, но), их роль в речи. Частица не, её значение. Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание сходства и различия). Выделение признаков предложения. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. 13 Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании предложении. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных предложений. Роль предложения в рёчевом общении, его коммуникативная функция. Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия «орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания: сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу; сочетания чк—чн, чт, щн; перенос слов; заглавная буква в начале предложения, в именах собственных; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроизносимые согласные; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном речне слов); гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; разделительные ъ и ь; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных {ночь, )ЖЬ, мышь); безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ъя, -ье, -ия, -ов, -ин); безударные окончания имён прилагательных; раздельное написание предлогов с личными местоимениями; не с глаголами; мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единствен- ого числа (пишешь, учишь) ; мягкий знак в глаголах на -ться; безударные личные окончания глаголов; раздельное написание предлогов с другими словами; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами. Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой, в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). 14 План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности богатства и выразительности письменной речи; использование в тексте синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение. Освоение позитивной, духовно-нравственной модели общения, основанной на взаимопонимании, терпении, уважении к собеседнику и внимании к иному мнению Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей программы воспитания: проведение тематических классных часов, участие в школьном этапе ВОШ (сентябрь-октябрь), в научно-практической конференции «Первые шаги» (ноябрь), международном конкурс «Русский медвежонок» (весна). Участие в конкурсах проектов, рисунков, плакатов по различным тематикам, викторинах, интеллектуальных играх, конкурсных программах, посвящённых празднованию Дню матери, Сагаалган, Дню защитника Отечества, Международному женскому дню и т.д. (в течение года), экскурсии в туристические центры культуры («Семейские», «Степной кочевник») (апрель, май). Обучение может вестись дистанционно с использованием образовательной платформ Учи.ру и ZOOM (облачные платформы для проведения онлайн уроков). 10.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. Тематическое планирование по русскому языку для 4 класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО: - быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим; - быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах; - знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); - проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; - соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; - уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; - быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и 15 проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. № 1 Тематическое планирование Количест Виды деятельности Название раздела во часов и тем курса Повторяем – 19 ч Совместно-распределенная учебная узнаём новое деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа) 2 Язык – как 38 ч средство общения 3 Состав слова. 15 ч Однокоренные слова 4 Слово как часть 64 ч речи Итого: Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа) Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа) Формы контроля Групповой, фронтальный, индивидуальный Групповой, фронтальный, индивидуальный Групповой, фронтальный, индивидуальный Совместно-распределенная учебная Групповой, деятельность (коллективная фронтальный, дискуссия, групповая работа) индивидуальный 136 ч 11. Планируемые результаты изучения учебного предмета. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. В процессе освоения предметного содержания русского языка, выпускники должны научиться общим учебным умениям, навыкам и способам деятельности: наблюдать над словом, предложением, текстом как единицами речи и языка, их функциями в общении; развивать внимание к устной и письменной речи; формировать умения организовывать свое познавательную деятельность по учебнику: искать пути решения учебной задачи, точно выполнять задания; составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки правильно списывать буквы и слова с рукописного и печатного текста писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и короткие предложения из подобных слов, писать большую букву в начале предложения, в именах людей и кличках животных. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам 16 Учащиеся должны иметь представление о том, что русский язык является культурным достоянием, великой ценностью русского народа; понимать, что язык (слова, предложения, тексты) — главное средство общения людей, средство, помогающее выразить мысль; обращать внимание на вспомогательные средства общения: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, паузы, осознавать их роль в общении культурных людей; понимать суть речевой модели общения: партнера по речевому общению, цель и тему общения, его результат. Учащиеся должны знать: — состав слова: корень, приставку, суффикс, окончание; — главные члены предложения (подлежащее и сказуемое); - части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог. Учащиеся должны уметь: — проводить синтаксический разбор предложений; определять их вид по цели высказывания и интонации, правильно обозначать на письме знаки препинания; выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам; — обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами; — отличать текст от набора предложений; — определять тему и основную мысль текста; озаглавливать текст; — устанавливать связи между предложениями в тексте; — делить текст на части, устанавливать связи между ними; — писать предложения в 60—70 слов по коллективно и самостоятельно составленному плану; — распознавать виды текстов: повествование, описание, рассуждение; — писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, по личным впечатлениям; — писать сочинение-описание (после предварительной подготовки); — писать под диктовку тексты в 55—65 слов, включающие слова с изученными орфограммами (обозначать на письме безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, разделительные мягкий и твердый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода, не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами; знаки препинания в конце предложения и при перечислении); — правильно переносить слова с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня, с мягким знаком (ь); - грамотно, каллиграфически правильно списывать предложения, тексты, слова, проверять написанное; — распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных; род и число имен прилагательных; время и число глаголов); — писать слова с непроверяемыми буквами; — распознавать в тексте синонимы и антонимы; — различать в слове его лексическое значение и звуко-буквенную форму; проводить звуко-буквенный анализ слов; - самостоятельно ставить ударение в словах. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: адекватно воспринимать звучащую речь – рассказ учителя, высказывания сверстников, детские радиопередачи, аудиозаписи и др.; создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания; 17 соблюдать орфоэпические нормы; передавать в письменной форме несложные тексты по интересующей младшего школьника тематике; владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения (приветствие, прощание, благодарность.). Использование краеведческого материала на уроках русского языка На уроках контроля для диктантов, проверочного списывания используются тексты краеведческой направленности 12. Учебно-методическое обеспечение. 1. Климанова Л.Ф.Русский язык. Учебник.4 класс. / Т.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. - М. Просвещение, 2021 – в 2-х частях. 2. Климанова Л.Ф. Русский язык. Рабочая тетрадь.4 класс. / Т.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. - М. Просвещение, 2020 – в 2-х частях. 3. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Методическое пособие к учебнику Русский язык 4класс. - М.: Просвещение, 2018. 13. Материально-техническое обеспечение. Технологические карты Русский язык. (с сайта: www.prosv.ru/umk/perspektiva) ноутбук, проектор 14. Контрольно-измерительные материалы: 1. Михайлова С.Ю. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс. - М.: Просвещение, 2021. – 112с. 2. Михайлова С.Ю. Русский язык. Тесты. 4 класс. - М.: Просвещение, 2020. – 64с. 3.Ракитина М.Г. Тесты. М., «Айрис-Пресс», 2017 год. 4. Бондаренко А.А. Русский язык. 4 класс. Проверочные работы / А.А. Бондарекно. - М.: Просвещение, 2020. – 96 с. 5. Бондаренко А.А. Русский язык. 4 класс. Тесты / А.А. Бондарекно. - М.: Просвещение, 2020. – 80 с. 15. Список литературы: - литература, использованная при составлении программы: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 с изменениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012. 2. Климанова Л.Ф. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс. / Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. — М.: Просвещение, 2018. 3. Климанова Л.Ф. Русский язык. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы. / Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. — М.: Просвещение, 2018 - литература, рекомендованная для учащихся: 1. Климанова Л.Ф.Русский язык. Учебник.4 класс. / Т.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. - М. Просвещение, 2021 – в 2-х частях. 2. Климанова Л.Ф. Русский язык. Рабочая тетрадь.4 класс. / Т.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. - М. Просвещение, 2020 – в 2-х частях. 18 3. Михайлова С.Ю. Русский язык. 4 класс. Тетрадь учебных достижений - М.: Просвещение, 2020. – 112с. 4. Бондаренко А.А. Пишу правильно. Орфографический словарь для начальной школы / А.А. Бондарекно, И.В. Гуркова. - М.: Просвещение, 2021. – 112с. 5. Бондаренко А.А. Рабочий словарик / А.А. Бондарекно. - М.: Просвещение, 2020. – 80 с. 6. Михайлова С.Ю. Русский язык. 4 класс. Тетрадь летних заданий - М.: Просвещение, 2019. – 80 с. 16. Приложения к программе: Приложение 1 Календарно - тематический план. № урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15 16 17 18 Темы, разделы Кол ичес тво часо в Да Дата та по по факту пл ан у Повторяем – узнаём новое (19 ч) Речевое общение. Речь устная и письменная (2ч) Речевое общение. Речь устная и письменная 1ч Цель речевого общения. 1ч Входная контрольная работа (диктант). Анализ входной контрольной работы. Правила общения. Речевая культура. Обращение. Обращение. Знаки препинания при обращении. Устная и письменная форма обращения. Деловая речь. Составление планов. Научная речь и художественная речь. Метафора и сравнение. Текст. Признаки текста. План текста простой и развернутый. Типы текстов. Составление плана к тексту и по рисунку. Текст-рассуждение, текст-описание, текстповествование. Обучающее изложение. Анализ изложения. Составление памяток, текстов. Составление текстов по рисунку и образцу. Определение типа текста. Обучающее сочинение на заданную тему по общему плану. Анализ сочинения. Определение типа текста. Контрольный диктант по теме «Текст». 19 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч Домашнее задание 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 Анализ контрольного диктанта. Повторение. 1ч Язык как средство общения (38ч) Средства общения. Роль языка в общении. 1ч Роль письменности в истории человечества. 1ч Повторение. Звуки и буквы русского языка. 1ч Основные правила орфографии. Словарный 1ч диктант. Словесное творчество. Основные правила 1ч орфографии. Повторение изученных ранее орфограмм. 1ч Контрольный диктант по теме «Язык как 1ч средство общения». Анализ контрольного диктанта. Повторение 1ч изученных ранее орфограмм. Предложение. Повторение. 1ч Различение предложений и словосочетаний. 1ч Виды предложений. Знаки препинания. 1ч Контрольный диктант за 1 четверть. 1ч Анализ контрольного диктанта. Виды 1ч предложений. Знаки препинания. Предложение. Состав предложения. 1ч Главные и второстепенные члены 1ч предложения. Подлежащее и сказуемое как 1ч грамматическая основа предложения. Способы выражения подлежащего и 1ч сказуемого. Второстепенные члены предложения. Роль 1ч второстепенных членов предложения. Связь слов в предложении. 1ч Однородные члены предложения. 1ч Словарный диктант. Смысловая емкость предложений с 1ч однородными членами. Связь однородных членов предложения с 1ч помощью союзов и интонации перечисления. Знаки препинания при однородных членах 1ч предложения. Простые и сложные предложения. 1ч Знаки препинания в сложных предложениях 1ч с союзами и, а, но. Обучающее изложение. 1ч Анализ изложения. Знаки препинания в 1ч сложных предложениях с союзами и, а, но. Различие между словосочетанием, словом и 1ч предложением. Слово и его значение. Повторение. 1ч Контрольный диктант по теме 1ч «Предложение». Анализ контрольного диктанта. Слово и его 1ч 20 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 значение. Тематическая классификация слов. 1ч Различные вилы лингвистических словарей. Звуко-буквенная форма слова и его 1ч лексическое значение. Синонимы, антонимы, омонимы. 1ч Многозначные слова. Контрольное списывание. 1ч Прямое и переносное значение слова. 1ч Проверочная работа по теме «Слово и его 1ч лексическое значение». Анализ проверочной работы. Прямое и 1ч переносное значение слова. Проект «Озеро Байкал» Состав слова (15 ч) Состав слова. Разбор слова по составу. 1ч Объяснительный диктант 1ч Анализ контрольного диктанта. Разбор 1ч слова по составу. Образование новых слов с помощью 1ч приставок. Правописание разделительного Ь и Ъ знака. 1ч Правописание разделительного Ь и Ъ знака. 1ч Распределительный диктант Образование новых слов с помощью 1ч суффиксов. Правописание суффиксов -ик-, ек-. Однокоренные слова. Правописание 1ч гласных и согласных в корне слова. Удвоенные согласные в корне слова. 1ч Однокоренные слова и формы слова. Правописание соединительных гласных в 1ч сложных словах. Повторение 1ч Нахождение сложных слов. 1ч Нахождение сложных слов. 1ч Контрольный диктант по теме «Состав 1ч слова». Анализ контрольного диктанта. Повторение 1ч основных орфограмм корня. Слово как часть речи (64ч) Часть речи. Критерии выделения частей 1ч речи. Различие и общность частей речи. Грамматическое значение частей речи. 1ч Распределение слов по частям речи. Роль 1ч частей речи в предложении. Имя существительное. Повторяем, что 1ч знаем. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Определение падежа имен 1ч существительных. 21 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 Алгоритм определения падежа имен существительных. Упражнение в распознавании падежа имен существительных. Определение падежа имен существительных. Несклоняемые имена существительные. Три склонения имен существительных (общее представление). Падежные окончания имен существительных 1-го склонения. Падежные окончания имен существительных 1-го склонения. Падежные окончания имен существительных 2-го склонения. Падежные окончания имен существительных 2-го склонения. Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Склонение имен существительных во множественном числе. Склонение имен существительных во множественном числе. Склонение имен существительных во множественном числе. Изложение Контрольный диктант по теме «Имя существительное». Анализ контрольного диктанта. Разбор имени существительного как части речи. Проект «За что я люблю Бурятию» Имя прилагательное. Повторяем, что знаем. Безударные окончания имен прилагательных. Безударные окончания имен прилагательных. Склонение имен прилагательных (во множественном числе). Склонение имен прилагательных (во множественном числе). Разбор имени прилагательного как части речи. Изложение Анализ изложения. Разбор имени прилагательного как части речи. Проект «Цветы Бурятии – в именах прилагательных» Местоимение как часть речи. 22 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 103104 105106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица. Склонение личных местоимений 3-го лица. Проверь себя Глагол. Повторяем, что знаем. Изменение глагола по временам. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Спряжение глаголов в настоящем времени. Спряжение глаголов в настоящем времени. Спряжение глаголов в будущем времени. Спряжение глаголов в будущем времени. Всероссийская проверочная работа (диктант). Анализ Всероссийской проверочной работы (диктанта). I и II спряжение глаголов. Способы определения спряжения глаголов. I и II спряжение глаголов. Способы определения спряжения глаголов. Алгоритм определения спряжения глаголов Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. Правописание глаголов на -ться и -тся. Глаголы-исключения. Глаголы-исключения. Глагол (обобщение) Контрольный диктант по теме «Глагол». Анализ контрольного диктанта. Разбор глагола как части речи. Имя числительное как часть речи. Наречие. Наречие. Наречие. Итоговый контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта. Повторение. Слово. Повторение. Слово. Повторение. Части речи. Повторение. Части речи. Список творческих работ: - «Озеро Байкал» - «За что я люблю Бурятию» - «Цветы Бурятии – в именах прилагательных» 23 2ч 2ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч Приложение 2 Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету Учитель: Гунзынова ОД. Предмет: русский язык Класс: 4А № урока Тема по КТП План, ч Факт, ч Причина Способ Согласовано корректировки корректировки 24