Русский язык 4 В кл.Захарова Г.Г.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Улан-Удэ

Рабочая программа учебного предмета (курса)
по русскому языку
4 в класс

Составитель программы: Захарова Г.Г.,
учитель начальных классов

г. Улан-Удэ - 2022

1. Пояснительная записка
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения:
сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению
русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать
языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с
основами научного описания родного языка.
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения
предметных целей изучения русского языка социокультурной и научноисследовательской.
Цель:
1. Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности
(слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь)
2. Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о
языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в
практической деятельности.
3. Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативноречевой деятельности учащихся.
4. Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства
уважения к слову и русскому языку в целом.
Задачи:
1. развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать
средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства
языка»;
2. освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского
языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
3. овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге,
составлять несложные монологические высказывания;
4. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному
языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
пробуждение
познавательного
интереса
к
родному
слову,
стремления
совершенствовать свою речь.
Общая характеристика учебного предмета. Язык играет в жизни общества и
каждого человека уникальную роль:
 он является основным средством общения между людьми;
 с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в
различных областях науки и культуры;
 язык является основным средством познания окружающего мира;
 владение родным и государственным языком — это один из критериев
самоидентификации человека как представителя национальности, народности,
государства;
 использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о
культурном уровне человека.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным
языком русского народа, средством межнационального общения. То, что знает
гражданин Российской Федерации о русском языке, как умеет им пользоваться, в какой
степени проявляет интерес к истории и развитию русского языка, его
функционированию в современном мире — во многом определяет его
интеллектуальный уровень и социальный статус как члена общества.
Актуальность: Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в
начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной
грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом
определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Принципы: системность, научность, доступность, наглядность, вариативность,
реалистичность, минимакс. А также
возможность практического применения
полученных знаний.
Рабочая программа предмета «Русский язык» для 4 класса разработана на основе
нормативно-правовых документов:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации".
3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике
Бурятия».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования 2009 г. с изменениями.
5. Примерная программа по предмету «Родной русский язык». Просвещение, 2020 г.
6. Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об
организации
внеурочной
деятельности
при
введении
федерального
государственного образовательного стандарта»
7. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», (Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№28)
8. Локальные акты МАОУ « СОШ №18»
3. Место курса в учебном плане. Предмет «Русский язык» относится к
образовательной области «Филология». Во 2-4 классах на уроки русского языка
отводится по136 часов (4 часа в неделю, 34 учебных недели в каждом классе).
4. Указание количества учебных часов, на реализацию в объеме которых
рассчитана рабочая программа
На изучение курса «Русский язык» в 4 классе отводится 4 часа в неделю, всего 34
недели. Программа рассчитана на 136 часов .
5. Характеристика младшего школьного возраста. Младший школьный возраст –
это возраст, когда ребёнок проходит первый этап школьного образования. Его границы
исторически подвижны. В настоящее время в нашей стране он охватывает период с 6,5
до 11лет. Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей
деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному
учению.
Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс,
занимающий у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего
школьного возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает
оставаться важной для психического развития. Тем более, что в современных условиях
многие дошкольники к моменту начала школьного обучения не овладевают высшими
уровнями игры (игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам).
На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и
познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В
процессе их реализации ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать
собственные учебные действия и их результат.
Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к
концу дошкольного детства возрастные предпосылки, от наличия которых зависит
готовность ребёнка к школьному обучению. В отличие от дошкольника, младший
школьник обладает достаточной физической выносливостью, позволяющей
осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного
напряжения, длительной сосредоточенности.

Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более
уравновешен, чем дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять
проявлениями своих чувств, различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать.
В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него
существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С
подобным опытом во многом связана самооценка младшего школьника – он оценивает
себя так, как оценивают его «значимые другие». Для младшего школьника, как и для
дошкольника, такими значимыми людьми являются, прежде всего, взрослые.
Особое место в жизни ученика начальной школы занимает учитель. В этом
возрасте он для ребёнка - образец действий, суждений и оценок. От него решающим
образом зависит и принятие позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и
самооценка ребёнка.
Основными психологическими новообразованиями младшего школьного
возраста являются произвольность психических процессов и способность к
самоорганизации собственной деятельности. Полноценным итогом начального
обучения являются основы понятийного мышления с характерной для него
критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения, а также
желание и умение учиться. Эти новообразования к концу начальной школы должны
проявляться в работе класса или внеклассной учебной общности, но не в
индивидуальных действиях каждого ученика.
Виды деятельности младшего школьника:

Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия,
групповая работа)

Игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская
игра, игра с правилами)

Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование,
социально значимое проектирование и др.)

Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном
труде, в социально значимых трудовых акциях)

Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с
различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях)
6.Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной
программе. Программа конкретизирована для 4 класса, так как примерная программа
рассчитана на 1-4 классы.
7.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования
обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской
Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения.
Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о
языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры
и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся
начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к
русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что
правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека.
На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах
русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в
целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для
успешного решения коммуникативных задач. Русский язык является для учащихся
основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения,
интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации
личности.

8. Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты
освоения учебного предмета «Русский язык»
1. Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих
личностных результатов:
•
становление внутренней позиции школьника на уровне положительного
отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные
моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование
личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению
языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;
• осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание
важности общения как значимой составляющей жизни общества;
• восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного
образования, осознание себя носителем этого языка;
• понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем
индивидуальной культуры человека;
• развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
• понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение
начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (и
окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
• развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников;
сочувствие и сопереживание людям;
• развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса
«Русский язык»;
• развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в
процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
• развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию
собственных информационных объектов и др., к работе на результат;
• установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и
поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные.
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
• принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в
сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые
учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
(в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);

• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата;
•
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям,
содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных
материалах» учебника – в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и
контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать
правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение
действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
• выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
• адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими
лицами;
•
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные.
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
• уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных
источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература,
использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и
справочниками различных типов;
•
записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов
информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);
• ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять
выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой
задачи;
• использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы,
таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка,
преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических
лингвистических задач;
• овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию
из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать
содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или
письменно содержание текста;
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед
аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и
графическое сопровождение;
• осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинноследственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на
основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные.
Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД:
• уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;
• ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
• понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении,
учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с
целью успешного участия в диалоге;

• строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к
партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
• стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
•
уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные
тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
• строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной
речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы
литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность,
последовательность выражения мысли и др.);
•
активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения
коммуникативных и познавательных задач;
• применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного
общения.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих
предметных результатов:
•
первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
• осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
• представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении
национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
• позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание
значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
• понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя
общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры;
•
овладение начальными представлениями о нормах русского языка
(орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме
материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения
коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного
общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над
ней;
• приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных
задач;
• освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и
правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса,
орфографии (в объёме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и
взаимозависимости между разными сторонами языка;
• овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать,
характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки,
буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого

уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для
решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме материала
изучаемого курса);
•
овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и
пунктуационными умениями (в объёме материала изучаемого курса), умениями
применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи
собственных и предложенных текстов, умением проверять написанное.
9. Содержание программы (136 часов)
Повторение (9ч)
Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение
(композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование,
описание, рассуждение, смешанный текст).
Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации.
Знаки препинания в конце предложений.
Диалог.
Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале,
середине, конце предложения (общее представление). Составление предложений с
обращением.
Основа предложения, Главные и второстепенные члены предложения.
Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.
Разбор предложения по членам предложения.
Предложение (6 ч)
Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с
однородными членами без союзов.
Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с
однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация,
знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись
предложений с однородными членами с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в
сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными
членами.
Слово в языке и речи (17 ч)
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и
переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые
слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы).
Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
Работа с лингвистическими словарями (толковым, синонимов, антонимов,
омонимов, фразеологизмов).
Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка.
Состав слова. Значимые части слова. Различие однокоренных слови различных
форм одного и того же слова.
Правописание приставок и суффиксов, разделительных твердого и мягкого
знаков.
Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное,
глагол, имя числительное, местоимение, предлог), деление частей речи на
самостоятельные и служебные.
Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы.
Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).
Имя существительное (33 ч)

Склонение имен существительных. Развитие навыка в склонении имён
существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имён существительных (общее представление).
Первое склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен
существительных 1-го склонения.
Второе склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен
существительных 2-го склонения.
Третье склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен
существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен
существительных.
Правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении
падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из
школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться
товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка
правописания окончаний имен существительных во множественном числе.
Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей
множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и
правильно употреблять их в речи.
Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное (24 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем
существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему
лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам, в
единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий
и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных
падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном
числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных
мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Развитие
навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в
единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с
предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без
помощи учителя.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова,
используемые при извинении и отказе.
Личные местоимения. (7ч)
Местоимения как части речи. Личные местоимения. Личные местоимения и имя
существительное.
Личные местоимения я. Ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения
единственного и множественного числа.
Склонение личных местоимений единственного
и множественного числа.
Правописание личных местоимений с предлогами.

Личные местоимения как член предложения.
Употребление личных местоимений в речи.
Глагол (29 ч)
Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Неопределённая форма
глагола. Вопросы что делать? что сделать? Время, лицо, число глаголов. Изменение
глаголов по времени. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по числам.
Спряжение глаголов. I и II спряжение глаголов. Правописание безударных личных
окончаний глаголов I и II спряжения. Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного
числа и в глаголах неопределённой формы - стеречь, беречь и др. Различие
правописания глаголов на -тся–-ться. Изменение глаголов в прошедшем времени по
родам и числам. Глагол как член предложения. Употребление глагола в речи.
Повторение –( 11ч.)
Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные
предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных
согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя
существительное, имя прилагательное, глагол.
Краеведческий материал в рамках изучения тем: Использование бурятского
фольклора при письме по памяти, орфографических пятиминутках;
- использование стихотворений бурятских поэтов;
- комментированное письмо, зрительно-слуховой диктант, творческий диктант;
- составление предложений о природе Бурятии, о Байкале, о животных Баргузинского
заповедника;
- использование текстов из стихов Намжила Нимбуева для контрольного списывания;
Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей
программы воспитания: участие в школьной НПК «Шаг в будущее» (январь),
подготовка к предметным олимпиадам, в конкурсах проектов, в рамках краеведческой
работы проект, рисунков, акция по поздравлению пап и дедушек, мама, бабушек.
В случае перевода учащихся на дистанционное обучение будут использоваться
следующие образовательные платформы:

Российская электронная школа - интерактивные уроки по всему школьному
курсу (с 1-го по 11 класс от лучших учителей страны)

Учи.ру – уроки по школьным предметам доступны теперь неограниченно в
бесплатном режиме. Качественная работа с такими предметами как математика,
русский и английский языки, окружающий мир и т.п.

ЯКласс - цифровой образовательный ресурс для школ, учеников и родителей

Яндекс.Учебник - портал для учителей по математике и русскому языку для
учеников 1-5 классов

Мои достижения - онлайн сервис самопроверки полученных знаний для
учеников с 1 по 11 класс по школьным предметам

ZOOM (облачной платформы для проведения онлайн уроков).
10.Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности.
Тематическое планирование по русскому для 4-го класса составлено с учетом
рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного
предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания
обучающихся НОО:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),
внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять
посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу

-быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в
учебных занятиях, так и в домашних делах;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в
учебных занятиях, так и в домашних делах;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чёмто непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи
старших.
Наименование
разделов и тем

Всего
часов

Виды
деятельности

1

Повторение

9 часов

Совместно-распределенная
Групповой,
учебная
деят-сть фронтальный,
(коллективная
дискуссия, парный
групповая работа)

2

Предложение

6 часов

Совместно-распределенная
учебная
деят
сть
(коллективная
дискуссия,
групповая работа)

Групповой,
фронтальный,
парный,
диктант

3

Слово в языке и 17 часов
речи

Совместно-распределенная
учебная
деят
сть
(коллективная
дискуссия,
групповая работа)

Групповой,
фронтальный,
парный
диктант

4

Имя
существительное

33 часа

Совместно-распределенная
Групповой,
учебная
деят
сть фронтальный,
(коллективная
дискуссия, парный
групповая работа)
диктант

5

Имя
прилагательное

24 часов

Совместно-распределенная
Групповой,
учебная
деят
сть фронтальный,
(коллективная
дискуссия, парный
групповая работа)
диктант

6

Местоимение

7 часов

Совместно-распределенная
Групповой,
учебная
деят
сть фронтальный,
(коллективная
дискуссия, парный
групповая работа)

7

Глагол

29 часов

Совместно-распределенная
Групповой,
учебная
деят
сть фронтальный,
(коллективная
дискуссия, парный
групповая работа)
диктант

№
п/п

учебной Виды
контроля

8

Повторение

11 часов

ИТОГО

136ч.

Совместно-распределенная
Групповой,
учебная
деят
сть фронтальный,
(коллективная
дискуссия, парный
групповая работа)
диктант

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
• осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение;
выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной
ситуацией общения;
• практически овладевать формой диалогической речи; овладевать умениями
ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
• выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
• овладевать нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения
(приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том
числе при обращении с помощью средств ИКТ;
• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств
устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми
разного возраста;
• практически овладевать монологической формой речи; уметь под руководством
учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с
использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
• овладевать умениями работы с текстом: определять тему и главную мысль текста,
самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части
текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к
заданным текстам;
• пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания изложения
учеником;
• письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать
содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и
слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно
записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
• сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие
тексты для конкретных ситуаций общения;
• составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе
разных источников (по наблюдению, сюжетному рисунку, репродукциям картин
художников, заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по
пословице или поговорке, по воображению и др.);
•
письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров
(например, записку, письмо, поздравление, объявление);
•
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные
орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и
убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
• пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами,
Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или
самостоятельно выбранную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
• подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;

•
различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически
контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и
научного или делового);
• создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом
точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в
текстах синонимы и антонимы;
• анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и
сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность
выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для
изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно
составленных текстов);
• оформлять результаты исследовательской работы;
• редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая
содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА
Обучающийся научится:
• произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
• характеризовать звуки русского языка: гласные ударные – безударные; согласные
твёрдые – мягкие, парные – непарные твёрдые – мягкие; согласные глухие – звонкие,
парные – непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
• соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать
соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме «Орфоэпического словаря»
учебника);
•
пользоваться «Орфоэпическим словарем» при определении правильного
произношения слова (обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям
русского языка или к учителю, родителям и др.);
• различать звуки и буквы;
• классифицировать слова с точки зрения их звуко - буквенного состава по
самостоятельно определённым критериям;
• знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для
упорядочения слов и поиска нужной информации;
• пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом
между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками
(в объёме материала изучаемого курса).
Обучающийся получит возможность научиться:
• выполнять (устно и письменно) звуко - буквенный разбор слова самостоятельно по
предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко буквенного разбора слова (в объёме материала изучаемого курса).
ЛЕКСИКА
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
• осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его
использования в устной и письменной речи;
• выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря,
Интернета и др.;
•
распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы,
фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
• подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
• понимать этимологию мотивированных слов-названий;
• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных
задач;

• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
• находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении,
а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без
терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
• пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
• оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
• иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов
пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
• работать с разными словарями;
• приобретать опыт редактирования предложения (текста).
СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА)
Обучающийся научится:
• различать изменяемые и неизменяемые слова;
• различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов,
слов с омонимичными корнями, синонимов);
• находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку,
суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, овладевать
алгоритмом опознавания изучаемых морфем;
• находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
• узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни;
находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
• сравнивать, классифицировать слова по их составу;
• соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных
слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
• понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые
случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего
значения;
• образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса
либо с помощью и приставки и суффикса.
Обучающийся получит возможность научиться:
• понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
• понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и
приставок;
• узнавать способ образования слова (с помощью суффиксов или приставок);
• разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно
выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
• подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки
изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа
приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и
суффиксами (при изучении частей речи).
МОРФОЛОГИЯ
Обучающийся научится:
• определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу
освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
• распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме материала
изучаемого курса);
• пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых
высказываниях;
• выявлять роль и значение слов разных частей речи в речи;

• определять грамматические признаки имён существительных – род, склонение,
число, падеж;
• определять грамматические признаки имён прилагательных – род (в единственном
числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
• определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме –
лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь
представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения
для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных
местоимений;
•
распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические
признаки глаголов – время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе),
лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем
времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в
единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
• определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме –
лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь
представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по
падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
правильно употреблять в речи личные местоимения;
• иметь представление о наречии как части речи; понимать его роль и значение в
речи;
• различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при
образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
• понимать роль союзов и частицы не в речи;
• подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
• разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
• сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить
в тексте слова разных частей речи по указанным морфологическим признакам;
классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
• различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
• склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном
падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в
предложении и тексте;
• различать родовые и личные окончания глагола;
• наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных,
глаголов;
• проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён
прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать
правильность проведения морфологического разбора;
• находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные
глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы
и, а, но, частицу не при глаголах;
• находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в
употреблении изучаемых форм частей речи.
СИНТАКСИС
Обучающийся научится:
• различать предложение, словосочетание и слово;
• устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи
вопросов;
• составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по
форме;

• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в
предложении, отражать её в схеме;
• соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее
схеме;
• классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной
окраске (по интонации);
• выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
•
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены
предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
• распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные
члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
• составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при
составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Обучающийся получит возможность научиться:
• различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
• находить в предложении обращение;
• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор
простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать
правильность разбора.
ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ
Обучающийся научится:
• применять ранее изученные правила правописания:
– раздельное написание слов;
– сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу в положении под ударением;
– сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
– перенос слов;
– прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
– проверяемые безударные гласные в корне слова;
– парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
– непроизносимые согласные;
– непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными
согласными;
– гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
– разделительные мягкий (ь) и твёрдый (ъ) знаки;
– мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь,
мышь);
– соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
– е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
– безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных
на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
– безударные падежные окончания имён прилагательных; раздельное написание
предлогов с личными местоимениями;
– раздельное написание частицы не с глаголами;
– мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица
единственного числа (читаешь, пишешь);
– мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;
– безударные личные окончания глаголов;
– раздельное написание предлогов с другими словами;
– знаки препинания в конце предложения: точка (.), вопросительный (?) и
восклицательный (!) знаки;
– знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• подбирать примеры с определённой орфограммой;

• пользоваться «Орфографическим словарём» учебника как средством самоконтроля
при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
• безошибочно списывать текст (объёмом 80–90 слов);
• писать под диктовку тексты (объёмом 75–80 слов) в соответствии с изученными
правилами правописания;
•
проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять
орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
• применять правила правописания:
– соединительные гласные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
– е и и в суффиксах -ек-, -ик-;
– запятая при обращении;
– запятая между частями в сложном предложении;
• объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных
(кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• объяснять правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных;
• объяснять правописание личных окончаний глагола;
• объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
•
обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в
указанных учителем словах (в объёме материала изучаемого курса);
• определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
• применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова,
подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических
особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;
• при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или
пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск
орфограммы или пунктограммы.
СЛОВА С НЕПРОВЕРЯЕМЫМ НАПИСАНИЕМ
Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет,
богатство, ботинки, вагон, везде, велосипед, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть,
горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека,
инженер, календарь, каникулы, кастрюля, килограмм, километр, комбайн, корабль,
космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона,
овца, одиннадцать, отец, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство,
председатель, прекрасный, путешествие, расстояние, салют, сверкать, сверху, свитер,
свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь,
тепловоз, хлебороб, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия,
электричество, электровоз, электростанция.
ЧИСТОПИСАНИЕ
Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений
букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме.
Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих
формированию скорости. Работа по устранению недочётов графического характера в
почерках учащих

Учебно – методическое очбеспечение:
1.В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык. Учебник. М.: Просвещение 2021г.
2.В.П.Канакина Русский язык. Рабочая тетрадь М.: Просвещение 2021г.
3.В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. Методическое пособие М.: Просвещение 2019г.
4.В.П.Канакина Работа с трудными словами. М.: Просвещение 2019
5.Т.Н.Ситникова, И.Ф. Яценко. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс Москва «Вако» 2019г.
6.Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого
2. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. КМ-школа – образовательная среда для комплексной информатизации школы. – Режим доступа : http://www.km-school.ru
3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193
4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1septem-ber. ru/urok
5. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
6. Начальная школа – детям, родителям, учителям. – Режим доступа : http:www.Nachalka.com
7. Детские презентации : коллекция. – Режим доступа : http://www.viku.rdf.ru
8. Архив учебных программ и презентаций. – Режим доступа : http://www.rusedu.ru
9. Международная ассоциация «Развивающее обучение». – Режим доступа : http://www.maro. newmail.ru
10. Этимологический словарь Фасмера. – Режим доступа : http://vasmer.narod.ru/
11. ГРАМОТА.РУ – справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа : http://www.gramota.ru/
12. Таблицы по русскому языку в электронном виде. – Режим доступа : http://www.it-n.ru/
13. Русская грамматика. – Режим доступа : http://rusgram.narod.ru/
14. Русская фонетика. – Режим доступа : http://fonetica.philol.msu.ru/
Материально-техническое обеспечение:
ноутбук, МФУ, мультимедийный проектор, фотокамера цифровая.
Контрольно-измерительные материалы:
1.В.П.Канакина Русский язык. Тестовые задания. 4 класс
2.В.П.Канакина, Г.С.Щёголева Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ.1-4 классы. М.: Просвещение 2019г
3.Г.Т. Дьячкова Диктанты 1-4 кл. Волгоград: «Учитель» 2019г.
4.Е.А.Нефедова, О.В. Узорова Контрольные и проверочные работы по русскому языку. М.:Аквариум,2018г.
5.О.Н.Крылова Контрольные работы по русскому языку. Издательство «Экзамен», М.:2018
6. 1.Е.М.Тихомирова. Тесты по русскому языку 4 класс в двух частях, часть 1. М.,
«Экзамен»,2019г.
Список литературы, использованный при разработке программы

В.П. Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык. Учебник. М.: Просвещение 2021г.
В.П. Канакина Русский язык. Рабочая тетрадь М.: Просвещение 2021г.
В.П.Канакина,В.Г.Горецкий. Русский язык. Методическое пособие М.:Просвещение 2018г
Электронное сопровождение к учебнику «Русский язык» 4 клас
В.П. Канакина, Г.С.Щёголева Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ.1-4 классы. М.: Просвещение 2019г.
Литература, рекомендованная для учащихся
1. Русский язык. Курс начальной школы в таблицах Минск «Современная школа» 2012г.
2.Словари по русскому языку: орфографический, толковый, фразеологизмов, морфемный и словообразовательный.
3.В.В.Волина Веселая грамматика. М.: Знание,2020
Приложение к программе:






Календарно - тематический план
№

Тема урока

Содержание урока

Виды и
формы
контроля

Повторение (9ч)
1.
2.
3.
р/р

4.

5.

6.

Знакомство с учебником «Русский
язык». Наша речь и наш язык.
Текст и его план.
Подробное
изложение Изложение текста. Составление плана. Изложение
обучающее
повествовательного текста по
коллективно
составленному
плану.
Анализ изложений и работа над Типы текстов. Различение стилей и
ошибками. Типы текстов.
жанров. Создание собственных текстов по
предложенным темам с использованием
разных типов речи.
Предложение как единица речи.
Виды предложений по цели высказывания
и по интонации. Знаки препинания в конце
предложений и знак тире в диалоге.
Обращение.
Предложения с обращением. Знаки

Дата

Дата по
факту

7.

8.

9.
к/д
10.

11.
12.
р/р
13.

14.

15.
к/д

препинания в предложениях с обращением
Главные и второстепенные члены Связи между словами в предложении.
предложения.
Основа Моделирование
предложений.
предложения.
Составление текста из деформированных
предложений.
Словосочетание.
Словосочетание и предложение. Главное и
зависимое слова в словосочетании.
Выделение
словосочетаний
из
предложений.
Контрольный диктант №1 по
Диктант «Улетают журавли»
теме «Текст. Предложение.»
Предложение (6ч)
Анализ контрольного диктанта и Однородные
члены
предложения.
работа
над
ошибками. Представление
о
предложениях
с
Однородные члены предложения. однородными членами (общее понятие).
Знаки препинания в предложениях Связь однородных членов в предложении:
с однородными членами.
при помощи интонации перечисления.
Сочинение
по
репродукции Сочинение по картине.
картины
И.И.
Левитана
«Золотая осень».
Анализ сочинения и работа над Запятая между однородными членами
ошибками.
предложения, соединенными союзами.
Связь
однородных
членов Связь однородных членов предложения с
предложения.
помощью интонации перечисления и
союзов (и, а, но).
Простые и сложные предложения. Различение
простых
и
сложных
предложений.
Знаки
препинания
в
сложном
предложении.
Проект
«Похвальное слово знакам препинания»
Проверочная работа по теме
«На лесной полянке»
«Предложение».
Слово в языке и речи (17 ч.)

Диктант
входной

Сочинение
обучающее

п/р

16.

17.

18.
р/р
19.

20.

21.

22.

23.

Лексическое значение слова.

Лексическое значение слова (повторение).
Понимание слова как единства звучания и
значения. Работа с толковым словарем
русского языка. Уместность использования
слов в речи.
Многозначные слова. Слова в Составление предложений и текста на
прямом и переносном значениях. тему «Листопад»
Заимствованные
слова.
Устаревшие слова. Однозначные и
многозначные слова.
Изложение повествовательного Изложение.
Составление Изложение
текста по самостоятельно плана(самост.)
обучающее
составленному плану.
Анализ изложения и работа над Синонимы.
Антонимы.
Омонимы.
ошибками.
Уместность использования слов в тексте.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Работа с лингвистическими словарями
синонимов, антонимов, омонимов.
Фразеологизмы.
Уточнение
представлений
о
фразеологизмах. Составление текста по
фразеологизму
и
рисунку.
Изобразительно-выразительные средства
языка. Страничка для любознательных.
Состав слова. Значимые части Значение
суффиксов
и
приставок.
слова (повторение).
Различение
однокоренных
слов
и
различных форм одного и того же слова.
Словарный диктант.
Состав слова. Значимые части Роль окончаний в слове. Разбор слова по
слова.
составу. Определение в словах с
однозначно выделяемыми морфемами
окончания, корня, приставки, суффикса,
основы.
Сочинение-отзыв
по Сочинение-отзыв.
Сочинение

р/р

24.

25.

26.

27.

28.
29.

30.
р/р
31.

репродукции
картины
В.М.
Васнецова «Иван Царевич на
Сером волке».
Анализ сочинения и работа над
ошибками.
Правописание
гласных
и
согласных в корне слова.
Правописание слов с удвоенными
согласными.
Правописание
гласных
согласных
в
приставках
суффиксах.
Правописание
слов
разделительным твердым (ъ)
мягким (ь) знаками.
Контрольный диктант №2
теме «Слово в языке и речи»

и
и
с
и
по

обучающее

Правописание слов с безударным гласным
в слове, с парным по глухости-звонкости
согласным, с непроизносимым согласным.
Правописание суффиксов и приставок в
словах. «Проверим себя и оценим свои
достижения»
Правописание слов с суффиксами –ик, -ек,
-ок, -онок. Правописание предлогов и
приставок.
Разделительные ъ и ь. Работа с
орфографическим словарем. Составление
объявления.
Диктант за
Диктант «Осенняя прогулка».
1 четв

Анализ контрольного диктанта и Части речи: имя существительное. Деление
работа над ошибками.
частей речи на самостоятельные и
Части речи.
служебные. Морфологические признаки
частей речи. Работа с графической
наглядностью.
Изложение повествовательного Изложение. Работа с деформированным Изложениеоб
деформированного текста.
текстом.
учающее
Анализ изложений и работа над Части речи: глагол, имя числительное.
ошибками. Части речи
Правописание
имен
числительных.
Проект «Пословицы и поговорки
Произношение имен числительных в
народов Бурятии».
соответствии с литературной нормой.

32.

33.
34.

35.

36.
р/р

37.

38.

39.

40.

Наречие как часть речи (общее Признаки
наречия.
Значение
и
представление).
употребление в речи. Классификация
наречия по значению и вопросам.
Имя существительное (33 ч.)
Имя существительное как часть Изменение
по
падежам
имен
речи.
существительных.
Признаки падежных форм имен Различение падежных и смысловых
существительных.
(синтаксических) вопросов. Определение
падежа, в котором употреблено имя
существительное.
Различение
имен Соблюдение
норм
литературного
существительных, употребленных произношения
форм
имен
в именительном, родительном, существительных.
винительном падежах.
Сочинение
по
репродукции Сочинение.
Сочинение
картины художника А. А.
обучающее
Пластова
«Первый
снег»
(сочинение-описание).
Работа
над
ошибками, Различение
имен
существительных,
допущенными в сочинении.
употребленных а дательном, винительном,
Различение
имен творительном падежах.
существительных, употребленных
а
дательном,
винительном,
творительном падежах.
Различение
имен Несклоняемые имена существительные.
существительных, употребленных Нормы употребления в речи несклоняемых
в предложном падеже.
имен существительных
Три
склонения
имен Признаки имен существительных 1-го
существительных. 1-е склонение склонения. Проверим себя и оценим свои
имен существительных.
достижения
2-е
склонение
имен Признаки имен существительных 2-го
существительных.
склонения.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

4748.

49.

Падежные
окончания
имен Сопоставление ударных и безударных Слов диктант
существительных 2-го склонения. окончаний имен существительных 2-го
склонения в одном и том же падеже.
Словарный диктант.
3-е
склонение
имен Признаки имен существительных 3-го
существительных.
склонения.
Составление
текстарассуждения на тему «Что такое совесть».
Падежные
окончания
имен Сопоставление ударных и безударных
существительных 3-го склонения. окончаний имен существительных 3-го
склонения в одном и том же падеже.
Контрольный диктант №3 по
Диктант «Зимний лес».
Итоговый
теме «Имя существительное»
диктант за 1
полугодие
Анализ контрольного диктанта и Обобщение знаний о типах склонения
работа над ошибками.
имен существительных. Способы проверки
Правописание
безударных безударных падежных окончаний имен
падежных
окончаний
имен существительных.
существительных в единственном
числе.
Именительный и винительный Именительный и винительный падежи
падежи имен существительных.
имен существительных. Соблюдение норм
употребления в литературной речи
глаголов одеть и надеть.
Падежные
окончания
имен Составление предложений по данному
существительных в родительном началу.
падеже.
Варианты
падежных
окончаний
Упражнение
в
правописании Составление текста из деформированных Контрольное
падежных
окончаний
имен частей, определение его темы и главной списывание
существительных в именительном, мысли. Контрольное списывание.
родительном,
винительном
падежах.

50.

51.

52.

53.

54.

55.
р/р

56.

57.

Падежные
окончания
имен
существительных в дательном
падеже.
Падежные
окончания
имен
существительных в родительном и
дательном падежах.
Падежные
окончания
имен
существительных в родительном и
дательном падежах. Оформление
адреса на конверте.
Падежные
окончания
имен
существительных в творительном
падеже.
Падежные
окончания
имен
существительных в творительном
падеже.
Правописание
имен
существительных,
оканчивающихся на шипящий и ц,
в творительном падеже.
Сочинение-отзыв
по
репродукции
картины
художника В. А. Тропинина
«Кружевница»
Анализ сочинений и работа над
ошибками. Падежные окончания
имен
существительных
в
предложном
падеже.
Употребление предлога об с
именами существительными в
предложном падеже.
Правописание
безударных
окончаний имен существительных

Составление текста на тему «В гостях у
хлебороба».

Падежные
окончания
имен
существительных в родительном и
дательном падежах. Оформление адреса на
конверте.
Падежные
окончания
имен
существительных в творительном падеже.
Падежные
окончания
имен
существительных в творительном падеже.
Правописание имен существительных,
оканчивающихся на шипящий и ц, в
творительном падеже.
Сочинение-отзыв
картины

по

репродукции Сочинение
обучающее

Падежные
окончания
имен
существительных в предложном падеже.
Употребление предлога «об» с именами
существительными в предложном падеже.
Работа над ошибками.

Работа с текстом: определение темы,
главной мысли, подбор заголовка.

58.

59.

60.

61.
р/р

62.

63.

64.

во всех падежах.
Контрольный диктант № 4 по
теме «Правописание безударных
падежных
окончаний
имен
существительных
в
единственном числе».
Анализ контрольного диктанта.
Правописание
безударных
падежных
окончаний
имен
существительных в единственном
числе.
Склонение имен существительных
во множественном числе.

Диктант. «Клесты»

Диктант
тематическ
ий

Работа над ошибками. Правописание
безударных падежных окончаний имен
существительных в единственном числе.

Морфологический
разбор
имени
существительного как части речи. Работа с
рубрикой «Проверь себя».
Подробное
изложение Изложение
с
составлением Изложение
повествовательного текста по плана(собств)
обучающее
самостоятельно составленному
плану.
Анализ изложений.
Работа
над
ошибками.
Падежные
Падежные
окончания
имен окончания
имен
существительных
существительных множественного множественного числа в именительном
числа в именительном падеже.
падеже. Соблюдение норм произношения
и написания имен существительных в
именительном падеже.
Падежные
окончания
имен Соблюдение норм произношения и
существительных множественного написания имен существительных в
числа в родительном падеже.
родительном
падеже.
Расширять
представление о богатстве русского языка.
предложений
из
Падежные
окончания
имен Составление
существительных единственного и деформированных слов с изменением
множественного
числа
в форм имен существительных.
дательном,
творительном,

65.

66.
67.

68.

69.

70.

71.

72.

73.

предложном падежах.
Повторение и обобщение знаний Проект «Говорите правильно!».
по
разделу
«Имя
существительное».
Проект
«Говорите правильно!».
Имя прилагательное (24 ч.)
Значение и употребление имен
прилагательных в речи.
Сочинение
Сочинение-описание по личным Сочинение-описание.
наблюдениям на тему «Моя
обуч.
любимая игрушка»
Анализ сочинений и работа над Изменение имен прилагательных по родам
ошибками. Род и число имен (в единственном числе). Правописание
прилагательных.
родовых окончаний имен прилагательных.
Изменение по падежам имен Алгоритм определения падежа имен
прилагательных в единственном прилагательных.
числе. Алгоритм определения
падежа имен прилагательных.
Общее представление о склонении
имен прилагательных мужского и
среднего рода и их падежных
окончаниях.
Склонение имен прилагательных Именительный и родительный падежи.
мужского и среднего рода в Окончания
имен
прилагательных
единственном числе.
мужского и среднего рода в именительном
и родительном падежах.
Склонение имен прилагательных Окончания
имен
прилагательных
мужского и среднего рода в мужского и среднего рода в дательном
единственном числе. Дательный падеже.
падеж.
Проект «Имена прилагательные
в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.

74.

75.

76.

77.

78.

79.

Пушкина
Анализ изложения и работа над
ошибками.
Именительный,
родительный
и
винительный
падежи имён прилагательных
мужского и среднего рода в
единственном числе.
Склонение имен прилагательных
мужского и среднего рода в
единственном
числе.
Творительный и предложный
падежи.
Общее представление о склонении
имен прилагательных женского
рода и их падежных окончаниях.
Алгоритм определения падежа
имён прилагательных.
Склонение имен прилагательных
женского рода в единственном
числе.
Именительный
и
винительный падежи.
Склонение имен прилагательных
женского рода в единственном
числе. Родительный, дательный,
творительный,
предложный
падежи.
Окончания
имен
прилагательных в родительном,
дательном,
творительном,
предложном падежах.
Контрольный диктант № 5 по
теме «Имя прилагательное».

Окончания
имен
прилагательных
мужского и среднего рода в творительном
и предложном падежах.

Составление
сообщения
достопримечательностях своего
(поселка). Словарный диктант.

о Словарный
города диктант

Окончания имен прилагательных женского
рода в именительном и винительном
падежах.
Окончания имен прилагательных в
родительном, дательном, творительном,
предложном
падежах.
Практическая
работа.

Диктант «Воробей»

Диктант
тематическ
ий

80.

81.

82.
83.

84.

85.

86.

Анализ контрольного диктанта и
работа над ошибками. Склонение
имен прилагательных женского
рода в единственном числе.
Винительный и творительный
падежи.
Правописание
имен
прилагательных
во
множественном
числе.
Представление об окончаниях
имен
прилагательных
множественного числа в каждом
из падежей. Морфологический
разбор имен прилагательных.
Подробное
изложение
описательного текста.
Анализ изложений и работа над
ошибками.
Склонение
имен
прилагательных
во
множественном
числе.
Именительный и винительный
падежи.
Склонение имен прилагательных
во
множественном
числе.
Родительный
и
предложный
падежи.
Склонение имен прилагательных
во
множественном
числе.
Дательный
и
творительный
падежи.
Правописание
падежных
окончаний имён прилагательных

Работа над ошибками. Склонение имен
прилагательных
женского
рода
в
единственном числе. Винительный и
творительный падежи.

Представление об окончаниях имен
прилагательных множественного числа в
каждом из падежей. Морфологический
разбор имен прилагательных.

Изложение. Описание

Изложение

Работа над ошибками. Склонение имен
прилагательных во множественном числе.
Именительный и винительный падежи.

Нормы правильного согласования имен
прилагательных и имен существительных
в речи.
Проверочная работа по теме «Имя Пров. работа
прилагательное».

. Письмо по памяти
описательного текста.

сравнительного

87.

88.

89.

90.
91.

92.
93.

94.

95.

единственного и множественного
числа
Обобщение по разделу «Имя Составление устного сообщения по
прилагательное».
репродукции
картины
И.Э.Грабаря
«Февральская лазурь».
Контрольный диктант № 6 по
Диктант «Сороки»
Диктант
теме
«Склонение
имён
прилагательных»
Работа
над
ошибками, Работа над ошибками, допущенными в
допущенными в контрольном контрольном
диктанте.
Проверка
диктанте.
выполнения заданий рубрики «Проверь
себя».
Личные местоимения (7 ч)
Местоимение как часть речи.
Личные местоимения. Повторение. Роль
местоимений в речи.
Личные местоимения 1. 2, и 3-го Лицо, число, род местоимений (3-е лицо
лица. Повторение.
единственного числа). Склонение личных
местоимений
1-го
и
2-го
лица
единственного числа.
Сочинение – отзыв по картине Сочинение-отзыв.
Сочинение
Н. К. Рериха «Заморские гости»
Анализ сочинений и работа над
ошибками. Изменение по падежам
личных местоимений.
Изменение по падежам личных Склонение личных местоимений 3-го лица
местоимений
3-го
лица единственного и множественного числа.
единственного и множественного Окончания личных местоимений в
числа.
Правописание косвенных формах.
местоимений.
Правописание
личных Морфологический разбор местоимения как
местоимений
3-го
лица части речи. Составление поздравительной
единственного и множественного открытки ко Дню 8 Марта.

96.

97.

числа.
Контрольный диктант № 7 по
теме «Местоимение»

Диктант «Весенний звон»

Глагол (29 ч.)
Работа над ошибками. Значение глаголов в
языке и речи. Роль глаголов в
предложении.
Практическая работа по определению
времён глаголов.

99.

Анализ контрольного диктанта.
Глагол
как
часть
речи
(повторение).
Грамматические
признаки
глаголов.
Время
глаголов
(настоящее, прошедшее, будущее).
Изменение глаголов по временам.

100.

Неопределённая форма глагола.

101.

Неопределенная форма глагола.
Неопределенная форма глаголов
совершенного и несовершенного
вида (без терминов).

102.

Неопределенная форма глагола.
Образование временных форм от
глаголов в неопределенной форме.

103.

Письменное
изложение
повествовательного текста по
цитатному плану.
Анализ изложений
Работа над ошибками. Изменение глаголов
в настоящем и будущем времени по лицам
и числам. Формы лица и числа глаголов.

98.

104.

Диктант
тематическ
ий

Практическая работа по определению
времён глаголов.
Практическая работа по определению
времён глаголов, неопределённой формы
глагола.
Практическая работа по определению
времён глаголов. Глагольные приставки и
суффиксы.
Основа
глагола
неопределенной
формы
(первое
представление).
Практическая работа по определению
времён глаголов. Роль глаголов в
повествовательном тексте. Значимость
фразеологизмов в тексте.
Значимость
фразеологизмов в тексте.
Изложение
Изложение

105.

Изменение глаголов в настоящем
и будущем времени по лицам и
числам.

106.

107.

2-е лицо глаголов настоящего и
будущего времени в единственном
числе.
1 и 2 спряжение глаголов.

108.

1 и 2 спряжение глаголов.

109.

Сочинение
по
репродукции
картины И. И. Левитана «Весна.
Большая вода».
Анализ сочинений.
Правописание
глаголов
с
безударными
личными
окончаниями.
Правописание
глаголов
с
безударными
личными
окончаниями.

110.

111.

112.
113.

Составление текста из деформированных
предложений.
Формы лица и числа глаголов. Работа с Пров. работа
рубрикой
«Страничка
для
любознательных. Проверочная работа по
теме «Глагол»
Правописание окончаний глаголов во 2-м
лице настоящего и будущего времени в
единственном числе.
Спряжение глаголов в настоящем времени.
Личные окончания глаголов 1 и 2
спряжения.
Проект
«Пословицы
и
поговорки».
Спряжение глаголов в будущем времени.
Личные окончания глаголов 1 и 2
спряжения.
Сочинение

Работа
над
ошибками.
Способы
определения 1 и 2 спряжения глаголов с
безударными личными окончаниями.

Правописание глаголов с безударными
личными
окончаниями.
Способы
определения 1 и 2 спряжения глаголов с
безударными личными окончаниями.
Контрольный диктант № 8 по Диктант «Вот так улов»
Диктант
теме «Глагол».
темаический
Анализ контрольного диктанта.
Работа над ошибками. Правописание
Правописание
безударных безударных личных окончаний глаголов 1
личных окончаний глаголов 1 и 2 и 2 спряжения в настоящем и будущем

114.

115.

116.

117.
118.
119.

120.

121.

122.

123.

спряжения
в
настоящем
и
будущем времени..
Правописание
глаголов
с
безударными
личными
окончаниями.
Правописание
глаголов
с
безударными
личными
окончаниями.
Правописание
глаголов
с
безударными
личными
окончаниями (обобщение).
Возвратные
глаголы
(общее
представление).
Контрольное изложение
Анализ изложения.
Правописание
возвратных
и
невозвратных
глаголов
в
настоящем и будущем времени.
Правописание
глаголов
в
настоящем и будущем времени
(обобщение).
Правописание
глаголов
в
прошедшем времени. Изменение
глаголов прошедшего времени по
родам и числам.
Правописание
глаголов
в
прошедшем времени..

Правописание
глаголов
прошедшем времени.

времени..
Работа с памяткой «Как правильно
написать безударное окончание глагола».
Словарный диктант.

Словарный
диктант

Практическая работа правописание
глаголов
с
безударными
личными
окончаниями (обобщение).

Изложение
Изложение
Работа над ошибками. Составление
предложений из деформированных слов.

Морфологический
разбор
глагола.
Составление
текста
по
личным
наблюдениям.
Правописание
родовых
окончаний
глаголов в прошедшем времени.

Изменение глаголов прошедшего времени
по родам (в единственном числе) и числам.
Правописание
родовых
окончаний
глаголов в прошедшем времени и
суффиксов глаголов.
в Образование глаголов в прошедшем
времени. Правописание суффиксов и

124.

125.

126.
127.
128.
129.
130.

131.

132.

133.

родовых окончаний глаголов в прошедшем
времени.
Составление
текста
на
спортивную тему.
Контрольный диктант № 9 по Диктант «Майское чудо»
Итоговый
теме «Правописание глаголов с
диктант за 2
безударными
личными
полугодие
окончаниями»
Анализ контрольного диктанта.
Работа над ошибками. Морфологический
Обобщение по теме «Глагол».
разбор
глагола
как
части
речи.
Правописание глаголов с орфограммами в
корне и в окончании.
Повторение (11 ч.)
Повторение. Язык и речь.
Повторение.
Предложение
и Контрольное списывание.
Контрольное
словосочетание.
списывание
Повторение.
Лексическое Практическая
работаопределение
значение слова.
лексического значения слова.
Повторение. Состав слова.
Практическая работа- разбор слова по
составу.
Сочинение
по
репродукции Сочинение
Сочинение
картины И. И. Шишкина
«Рожь».
Анализ сочинений.
Работа над ошибками.
Повторение.
Правописание
орфограмм в значимых частях
слова.
Повторение.
Правописание Практическая работа - правописание
орфограмм в значимых частях орфограмм в значимых частях слова.
слова.
Повторение. Части речи. Признаки Практическая работа. Части речи.
частей
речи.
Имя
существительное.
Имя

134.

135.

136.

прилагательное.
Местоимение.
Имя
числительное.
Наречие.
Глагол.
Повторение. Служебные части
речи. Правописание слов разных
частей речи. Письмо текста по
памяти.
Повторение. Звуки и буквы.
Фонетико-графические
упражнения.
Повторение. Обобщающий урок.

Список тем творческих, проектных работ:
Проект «Похвальное слово знакам препинания»
Проект «Говорите правильно»
Проект «Пословицы и поговорки народов Бурятии»

Практическая работа. Служебные части
речи.

Практическая
разбор.

работа.

Фонетический

Игра «По галактике Частей речи».

Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету
Учитель: Захарова Г.Г.
Предмет: русский язык
Класс: 4в
№
уроков

Тема по КТП

План,
ч.

Факт,
ч.

Причина

Способ

корректиров
ки

корректиров
ки

Согласован
но


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».