Технология 4 Б кл. Дмитриева С.И.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»

Рабочая программа учебного предмета (курса)
По технологии

4 «Б» класс

Составитель программы: Дмитриева С.И.,
учитель начальных классов

г. Улан-Удэ – 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного предмета.
ХХI век — век высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. В современном
мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций
приобретают все большее значение. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве,
начиная с начальной школы.
Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать
у учащихся картину мира с технологической направленностью. В начальной школе при
соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать
опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы
учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка
результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической
ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата
и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей. Навык выполнять операции
технологично позволяет школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при
изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, чёткое
создание алгоритмов, умение следовать правилам необходимы для успешного выполнения заданий
любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его
содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности
применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований,
предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в
разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых
знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития
ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы
специальных технологических и универсальных учебных действий.
Цели и задачи:
Цели изучения технологии в 4 классе:
•
Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
•
Освоение продуктивной проектной деятельности.
•
Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и
людям труда.
Задачи :

духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и
социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;

развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру
природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с
современными профессиями;

формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности,
реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;

формирование
идентичности
гражданина
России
в
поликультурном
многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;

развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения
личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;

формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира
через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с
миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса
выполнения изделий в проектной деятельности;

развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и
познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с
жизненным опытом и системой ценностей ребенка;


формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и
нестандартных ситуациях;

гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного
мышления в процессе реализации проекта;

развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при
замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;

формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и
умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии
изготовления любых изделий;

развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и
репродуктивного воображения, творческого мышления;

формирование на основе овладения культурой проектной деятельности
внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять
план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание
будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и
оценку;

обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение
к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и
логике проекта;

формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности
теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного
труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и
других школьных дисциплин;

обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой,
тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать
необходимые для
выполнения изделия инструменты;

формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и
правила работы с инструментами, организации рабочего места;

формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в
словарях, каталогах, библиотеке,
умений проверки, преобразования, хранения, передачи
имеющейся информации, навыков использования компьютера;

формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной
деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей;
распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения
(договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного
способа и т.д.);

формирование потребности в общении и осмысление его значимости для
достижения положительного конечного результата;

формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил
взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.
Общая характеристика учебного предмета.
Особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся
на уникальной психологической и дидактической базе предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса
духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего, абстрактного,
конструктивного мышления и пространственного воображения). Организация продуктивной
преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создаёт важный противовес
вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения
учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счёте низкой

эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является
основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно
познавать, историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и
уважительно относиться к ним.
Значение и возможности предмета «Технология» выходят за рамки обеспечения учащихся
сведениями о технико-технологической картине мира. При соответствующем содержательном и
методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы
универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нём все
элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка
продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической
ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.)
предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей. Практикоориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным
путём интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика,
окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет
реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь,
создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Актуальность: Учебный предмет «Технология» в начальной школе обладает мощным
развивающим потенциалом. Художественная творческая деятельность ребенка проходит все этапы
познания мира: созерцание, размышление, практическая реализация замысла. С помощью
художественно-творческой деятельности ученик осознает сопричастность, чувствует
самореализацию, необходимость освоения мира через его преображение.
Принципы: принцип интеграции, краеведческий принцип, доступность, научность,
наглядность, вариативность, минимакс, принцип поступательности, сознательности, активности,
принцип дифференцированного подхода
Рабочая программа предмета «Технология» для 2 класса разработана на основе
нормативно-правовых документов:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
3. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике
Бурятия».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
2009 г. с изменениями.
5. Примерная программа по предмету «Технология». Просвещение, 2020 г.
6. Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта»
7. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», (Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28)
8. Локальные акты МАОУ « СОШ №18»
9. Образовательная программа начального общего образования МАОУ «СОШ №18»
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Технология» в каждом классе начальной школы отводится 1 ч. в
неделю. Программа рассчитана в 4 классе на 34 часа (34 учебные недели)

Указание количества учебных часов, на реализацию в объеме которых рассчитана
рабочая программа.
Содержание курса, представленное в настоящей Программе, рассчитано на 34 аудиторных
учебных часов (1 час в неделю) по Учебному плану школы.
Характеристика младшего школьного возраста. Младший школьный возраст – это
возраст, когда ребёнок проходит первый этап школьного образования. Его границы исторически
подвижны. В настоящее время в нашей стране он охватывает период с 6,5 до 11 лет.
Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход от игры
к систематическому, социально организованному учению.
Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий у
разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста
игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического
развития. Тем более, что в современных условиях многие дошкольники к моменту начала
школьного обучения не овладевают высшими уровнями игры (игра-драматизация, режиссёрская
игра, игра по правилам).
На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и
познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В процессе
их реализации ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные
действия и их результат.
Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к концу
дошкольного детства возрастные предпосылки, от наличия которых зависит готовность ребёнка к
школьному обучению. В отличие от дошкольника, младший школьник обладает достаточной
физической выносливостью, позволяющей осуществлять учебную деятельность, требующую
значительного умственного напряжения, длительной сосредоточенности.
Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более уравновешен, чем
дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять проявлениями своих чувств,
различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать.
В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него существенно
возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С подобным опытом во многом
связана самооценка младшего школьника – он оценивает себя так, как оценивают его «значимые
другие». Для младшего школьника, как и для дошкольника, такими значимыми людьми являются
прежде всего взрослые.
Особое место в жизни ученика начальной школы занимает учитель. В этом возрасте он
для ребёнка - образец действий, суждений и оценок. От него решающим образом зависит и
принятие позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и самооценка ребёнка.
Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста
являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации собственной
деятельности. Полноценным итогом начального обучения являются основы понятийного
мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные
точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти новообразования к концу начальной школы
должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной общности, но не в индивидуальных
действиях каждого ученика.
Виды деятельности младшего школьника:

Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия,
групповая работа)

Игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра,
игра с правилами)

Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование,
социально значимое проектирование и др.)

Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном
труде, в социально значимых трудовых акциях )

Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с
различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).
Конкретные виды деятельности младших школьников, которые реализуются в
образовательном учреждении, определяются самим образовательным учреждением совместно с
заинтересованными участниками образовательного процесса.
Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности

сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления (в освоении
содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);

научиться самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и искать
средства их решения;

научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в
разных видах деятельности;

овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими
социальными навыками;

полностью овладеть высшими видами игры (игра-драматизация, режиссёрская игр,
игра по правилам.) Научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с партнёрами по игре,
воплощать в игровом действии. Научиться удерживать правило и следовать ему;

научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до
воплощения в творческом продукте. Овладевать средствами и способами воплощения
собственных замыслов;

приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями
и операциями на уроках труда и в социальных практиках;

приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные
этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства;
Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых
в примерной программе.
Программа конкретизирована для 4 класса, так как программа рассчитана на 1-4 классы.
Ценностные ориентиры содержания курса
Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную
основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психологического
развития детей младшего дошкольного возраста, когда именно благодаря самостоятельно
осуществляемой продуктивной проектной деятельности учащиеся могут реализовать свои умения,
заслужить одобрение и получить признание. В результате именно здесь закладываются основы
трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические
умения, опыт преобразовательной деятельности и творчество.
Урок технологии обладает уникальными возможностями духовно-нравственного
развития личности: освоение проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет
школьникам получить устойчивые и систематические представления о достойном образе жизни в
гармони с окружающим миром; воспитанию духовности способствует также активное изучение
образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей
для мастера; ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций
также имеет огромный нравственный смысл.
Учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в образовательный
процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоциональноэстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создает условие для


гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья
подрастающего поколения.
Особенностью программы «Технология» 4 класс является то, что она обеспечивает
изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности
человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве.
Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира.
Освоение содержания предмета осуществляется на основе
продуктивной проектной
деятельности.
В программе «Технология» 4 класс как особые элементы содержания обучения
технологии представлены
технологическая карта и проектная деятельность. На основе
технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и
приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме
реализован принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению
определенной «продукции», реализации конкретного проекта.
Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое
предусматривает:

знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их
выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;

овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами
работы) разметки, раскроя, сборки, отделки;

первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при
работе;

знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими
человеку в обработке сырья и создании предметного мира;

изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития
пространственного восприятия);

осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на
основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;

проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для
решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности,
оценка результатов, коррекция деятельности);

использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной
деятельности;

знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;

изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами
предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся
умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать
необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной
проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения,
работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате
закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются
социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и
творчества.
Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития личности
младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовно-нравственного
развития детей. Рассмотрение в рамках программы «Технология» проблемы гармоничной среды
обитания человека позволяет детям получить устойчивые представления о достойном образе
жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных
объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует

воспитанию духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных
традиций также имеет огромный нравственный смысл.
Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы
деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат
труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта
и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики,
материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие
природные, географические и социальные условия разных народов.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство,
эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное
отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и
творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование
трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов,
распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и дидактических
материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы.
Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей
(руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и
воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание,
планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и
индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности.
Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников,
в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за
домом, комнатными растениями.
Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого изделия.
Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных
физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении
практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена
материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами,
использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения
изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий
используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного
использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации
(технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание
последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена
материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка,
отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений.
Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов:
разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки,
угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая
и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение
заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями
декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.).

Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных
графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание).
Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва).
Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж,
эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.).
Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды
конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к
изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу,
рисунку, простейшему чертежу или эскизу.
Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения,
переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода,
обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему
устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование
мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска
информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе
на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми
образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок):
преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной
детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера,
программ Word.
Содержание курса
Раздел 1.Здравствуй дорогой друг.( 1 час)
Как работать с учебником. Путешествие по городу. Знакомство с учебными пособиями,
наблюдение, анализ структуры учебника и рабочей тетради, определение назначения каждого
источника информации, освоение системы условных знаков, которые используются в этом
комплекте.
Раздел 2. «Человек и земля» (21 час)
Вагоностроительный завод (2 ч). История развития железнодорожного транспорта в
России, виды и особенности конструкции вагонов и последовательность их сборки.
Полезные ископаемые (2 ч). Буровая вышка.Малахитовая шкатулка. Знакомство с
полезными ископаемыми, используемые для изготовления предметов искусства, с новой техникой
работы с пластилином (технология лепки слоями).
Автомобильный завод (2 ч). Изделие: «КамАЗ».Изделие: «Кузов грузовика».
Знакомство с крупнейшими заводами в России, выпускающие автомобили. Знакомство с
конвейерным производством, этапами и операциями
Монетный двор (2ч). Изделие: «Стороны медали».Изделие: «Медаль». Знакомство с
основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладеть новым приемом – тиснение
по фольге.
Фаянсовый завод (2ч). Изделие: «Основа для вазы»Изделие: «Ваза». Тест «Как создаётся
фаянс». Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды.
Швейная фабрика (2ч). Изделие: «Прихватка».Изделия: «Новогодняя игрушка»,
«Птичка». Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и
профессиональной деятельности людей. Определять размеры одежды при помощи сантиметра.
Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умения самостоятельно
определять размер деталей по слайдовому плану, создавать лекало и выполнять при помощи него
разметку деталей.

Обувное производство (2ч).Изделие: «Модель детской летней обуви». Знакомство с
производством обуви и профессиональной деятельности людей, работающих на обувном
производстве.
Деревообрабатывающее производство (2ч). Изделие: «Технический рисунок лесенкиопоры для растений»Изделие: «Лесенка-опора для растений». Знакомство с древесиной, её
свойствами, технологией производства пиломатериалов.
Кондитерская фабрика (2ч). Изделие: «Пирожное «Картошка»Изделие: «Шоколадное
печенье». Практическая работа: тест «Кондитерские изделия».Знакомство с технологией
производства кондитерских изделий (шоколада) и профессиональной деятельности людей,
работающих на кондитерском производстве.
Бытовая техника (2ч). Изделия: «Настольная лампа», «Абажур».Изделие: «Сборка
настольной лампы». Практическая работа: тест «Правила эксплуатации
электронагревательных приборов». Знакомство с бытовой техникой, ее видах и назначении;
городами России, где находятся крупнейшие производства бытовой техники.
Тепличное хозяйство (1ч). Изделие: «Цветы для школьной клумбы» Знакомство с видами
и конструкциями теплиц, их значением для обеспечения жизнедеятельности человека;
характеристиками семена (вид, сорт, высота растения, однолетник или многолетник) и
технологией их выращивания.
Раздел 3. «Человек и вода» (3ч)
Знакомство с системой водоснабжения города. Значение виды в жизни человека и
растений. Осмысление важности экономного использования воды.Знакомство с работой порта и
профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи
морских узлов: простого, прямого, якорного узлов.Знакомство с правилами работы и
последовательностью создания изделия в стиле «макраме».
Раздел 4. «Человек и воздух» (3 ч)
Первичные сведения о самолетостроении, о функции самолетов. Изготовление модели
самолета.
Самолетостроение. Самолет.
Находить и отбирать информацию об истории
самолетостроения, о видах и назначении самолетов. Находить и отмечать на карте России города,
в котором находятся крупнейшие заводы, производящие самолеты.
Раздел 5. «Человек и информация» (6 ч)
Ознакомление с понятием «интер-фейс». Беседа о виртуальной реальности и ее
применении. Создание титульного листа.
Находить и отбирать информацию о
технологическом процессе издания книги, о профессии людей, участвующих в ее создании.
Выделять этапы издания книги, соотносить их с профессиональной деятельностью людей,
участвующих в ее создании.Работа с таблицами. Закрепить знание и умение работы на
компьютере. освоить набор текста, последовательность и особенности работы в текстовом
редакторе MicrosoftWord.Ознакомление с новыми возможностями Word. Знакомство с панелью
инструментов, буфером обмена, вставкой изображения Создание содержания книги.
Объяснить значение и возможности использования ИКТ для передачи информации. Определять
значение компьютерных технологий в издательском деле, в процессе создания книги.
Внеурочная деятельность по предмету согласно календарного плана рабочей
программы воспитания: участие в конкурсах проектов, в рамках краеведческой работы проект,
рисунков, конкурсные программы, посвящённые празднованию Сагаалган, Новый год, 8 марта и
другим праздникам.
Учебный предмет «Технология» способствует расширению круга интересов детей,
направленных на продуктивную преобразовательную творческую деятельность, и создает условия
для активного выхода на разнообразные виды творческого досуга. Это благоприятно сказывается
на возрождении ценных традиций, в частности семейного творчества, объединения школьников
разновозрастных групп по интересам и т. д.
Базовые технико-технологические знания и умения, опыт творческой и проектной
деятельности реализованы во внеурочное время в следующих формах:

1) индивидуальная творческая деятельность по интересам в семье с последующим
представлением творческих достижений на праздниках и выставках;
2) индивидуальная работа на проектами, темы которых предложены в тематическом
планировании предмета «Технология» с последующей презентацией своих результатов;
3) кружок «Умелые руки». Работа кружка направлена на формирование технического,
абстрактного мышления учащегося, на развитие интереса к техническому творчеству.
4) общественно полезные дела для класса, образовательного учреждения (например,
оформление классов, школьных рекреаций, изготовление игрушек для дошкольников, подарков
для ветеранов, и т. п.);
5)
участие
в
конкурсах,
представленных
в
сети
Интернет
http://www.old.sertification.net/news/Competitions/

Российская электронная школа - интерактивные уроки по всему школьному
курсу (с 1-го по 11 класс от лучших учителей страны)

Учи.ру – уроки по школьным предметам доступны теперь неограниченно в
бесплатном режиме. Качественная работа с такими предметами как математика, русский и
английский языки, окружающий мир и т.п.

ZOOM (облачной платформы для проведения онлайн уроков).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тематическое планирование по технологии для 4 класса составлено с учетом рабочей
программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает
реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком
(внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для
ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных
занятиях, так и в домашних делах;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться
о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе;
подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные
вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать
слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к
людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного
положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то
непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу,
отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

№
Тема урока
п/п
1.
Как
работать с
учебником

2.

3.

4.

Вагонострои
тельный
завод.
Изделия:
«Ходовая
часть»,
«Кузов
вагона»
Вагонострои
тельный
завод.
Изделие:
«Пассажирск
ий вагон»

Полезные
ископаемые
Изделие:
«Буровая
вышка».
Входной

Количество
уроков
1

1

1

1

Характеристика
основной деятельности обучающихся
Обобщить знания о материалах и их свойствах; инструментах и правилах работы
с ними, пройденными в предыдущих классах.
Планировать деятельность по выполнению изделия на основе рубрики
«Вопросы юного технолога» и технологической карты. Познакомиться с
критериями оценки качества выполнения изделий для осуществления
самоконтроля и самооценки.
Создавать условные обозначения производств (пиктограммы), наносить их на
контурную карту России в рабочей тетради
Находить и отбирать информацию об истории развития железнодорожного
транспорта в России, о видах и особенностях конструкции вагонов и
последовательности их сборки из текстов учебника и других источников.
Выбирать информацию, необходимую для выполнения изделия, объяснять
новые понятия. Овладевать основами черчения, анализировать конструкцию
изделия, выполнять разметку деталей при помощи линейки и циркуля, раскрой
деталей при помощи ножниц, соблюдать правила безопасного использования
этих инструментов. Создавать разные виды вагонов, используя объёмные
геометрические тела (параллелепипед, цилиндр, конус). Выбирать и заменять
материалы и инструменты при выполнении изделия.
Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте,
определять этапы проектной деятельности. С помощью учителя заполнять
технологическую карту, анализировать её структуру, сопоставлять
технологическую карту с планом изготовления изделия, алгоритмом построения
деятельности в проекте и соотносить её с рубрикой «Вопросы юного технолога»
и слайдовым и текстовым планом. Организовывать рабочее место (этот вид
деятельности учащихся осуществляется на каждом уроке). Рационально
использовать материалы при разметке и раскрое изделия.
Распределять роли и обязанности при выполнении проекта (работать в мини –
группах). Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить
оценку этапов работы и на её основе контролировать свою деятельность.
Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы презентации
Находить и отбирать информацию о полезных ископаемых, способах их добычи
и транспортировки, профессиях людей, занимающихся добычей ископаемых
посредством бурения и поиском полезных ископаемых, из материалов учебника
и других источников. Находить и обозначать на карте России крупнейшие
месторождения нефти и газа. Выбирать информацию, необходимую для
изготовления изделия, объяснять новые понятия. Анализировать конструкцию

Формы, методы
контроля
Фронтальный опрос

Фронтальный,
индивидуальная
работа

Фронтальный,
индивидуальная
работа

Фронтальный опрос
оценивание
результатов
самостоятельной
практической работы

контроль

5.

Полезные
ископаемые.
Изделие:
«Малахитова
я шкатулка»

1

6.

Автомобильн
ый завод.
Изделие:

1

реального объекта (буровой вышки) и определять основные элементы
конструкции. Соотносить детали конструкции и способы соединения башни с
деталями конструктора, выбирать необходимые для выполнения виды
соединений (подвижное или неподвижное). Выбирать и заменять материалы и
инструменты при изготовлении изделия.
Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте,
определять этапы проектной деятельности. Составлять план изготовления
изделия на основе слайдового плана, заполнять технологическую карту и
соотносить её с рубрикой «Вопросы юного технолога». Соблюдать правила
безопасного использования инструментов (отвёртки, гаечного ключа).
Самостоятельно собирать буровую вышку.
Распределять роли и обязанности при выполнении проекта (работать в мини –
группах). Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить
оценку этапов работы и на её основе контролировать свою деятельность.
Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы презентации
Находить и отбирать информацию о создании изделий из поделочных камней и
технологии выполнения «русская мозаика» из текстов учебника и других
источников. Выбирать информацию, необходимую для изготовления изделия,
объяснять новые понятия. Овладевать технологией лепки слоями для создания
имитации рисунка малахита. Смешать пластилин близких и противоположных
оттенков для создания нового оттенка цвета. Использовать приёмы работы с
пластилином. Выбирать и заменять материалы и инструменты при
изготовлении изделия. Выполнять соединение деталей, подбирая цвет и рисунок
«малахитовых кусочков».
Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте,
определять этапы проектной деятельности. На основе текста учебника
определять способ создания изделий при помощи техники «русская мозаика»,
заполнять технологическую карту и соотносить её с рубрикой «Вопросы юного
технолога» и слайдовым планом. Сопоставлять технологическую карту с
алгоритмом построения деятельности в проекте. Рационально использовать
материалы при выполнении имитации малахита.
Распределять роли и обязанности при выполнении проекта (работать в мини –
группах). Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить
оценку этапов работы и на её основе контролировать свою деятельность.
Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы презентации
Находить и отбирать информацию о развитии автомобилестроения в России,
видах, назначении и конструкции автомобиля «КамАЗ» и технологический
процесс сборки на конвейере из материалов учебника и других источников.

Фронтальный,
индивидуальная
работа

Беседа,
индивидуальная
проверка работ

7.

8.

9.

10.

«КамАЗ».
Автомобильн
ый завод.
Изделие:
«Кузов
грузовика».

Монетный
двор.
Изделие:
«Стороны
медали».
Монетный
двор.
Изделие:
«Медаль»

Фаянсовый
завод.

1

1

1

1

Находить и обозначать на карте России крупнейшие заводы, выпускающие
автомобили. Выбирать информацию о конвейерном производстве, выделять
этапы и операции, объяснять новые понятия. Анализировать конструкцию
реального объекта (автомобиля «КамАЗ») и определять основные элементы
конструкции. Соотносить детали конструкции и способы соединения башни с
деталями конструктора, выбирать необходимые для выполнения виды
соединений (подвижное или неподвижное), пользоваться гаечным ключом и
отвёрткой. Применять на практике алгоритм построения деятельности в
проекте, определять этапы проектной деятельности, имитировать технологию
конвейерной сборки изделия. Составлять план изготовления
изделия с
технологическим процессом сборки автомобиля на конвейере и слайдовым
планом, заполнять технологическую карту. Соблюдать правила безопасного
использования инструментов (отвёртки, гаечного ключа).
Распределять роли и обязанности при выполнении проекта (работать в мини –
группе) и организовывать рабочее место с учётом выбранной операции.
Самостоятельно изготавливать модель автомобиля. Проводить совместную
оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и
качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия,
отвечать на вопросы презентации
Находить и отбирать информацию об истории возникновения олимпийских
медалей, способе их изготовления и конструкции из материалов учебника и
других источников. Объяснять новые понятия, используя текст учебника.
Сравнивать стороны медали, объяснять особенности их оформления в
зависимости от назначения. Выполнять эскиз сторон медали на основе образца,
приведённого в учебнике, переносить эскиз на фольгу при помощи кальки.
Осваивать правила тиснения фольги. Соединять детали изделия при помощи
пластилина.
Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте,
определять этапы проектной деятельности. Составлять план изготовления
изделия на основе слайдового плана, заполнять технологическую карту и
соотносить её с рубрикой «Вопросы юного технолога». Соблюдать правила
безопасного использования инструментов.
Распределять роли и обязанности при выполнении проекта. Помогать
участникам группы при изготовлении изделия. Проводить оценку этапов работы
и на её основе контролировать свою деятельность. Составлять рассказ для
презентации изделия, отвечать на вопросы презентации
Находить и отбирать информацию о технологии создания изделий из фаянса, их
назначении и использовании из материалов учебника и других источников.

Фронтальный опрос
Беседа,
индивидуальная
проверка работ

Проверка работ

Фронтальный опрос,
проверка работ

Беседа,
индивидуальная

11.

12.

13.

Изделие:
«Основа для
вазы»
Фаянсовый
завод.
Изделие:
«Ваза». Тест
«Как
создаётся
фаянс»

Швейная
фабрика.
Изделие:
«Прихватка»
Швейная
фабрика.
Изделия:
«Новогодняя
игрушка»,
«Птичка»

1

1

1

Использовать эмблемы, нанесенные на посуду, для определения фабрики
изготовителя. Находить и отмечать на карте города, где находятся заводы по
производству фаянсовых изделий. Объяснять новые понятия, используя текст
учебника. Анализировать технологию изготовления фаянсовых изделий и
определять технологические этапы, которые возможно выполнить в классе.
Выполнять эскиз декора вазы. Использовать приёмы и способы работы с
пластичными материалами для создания и декорирования вазы по собственному
эскизу.
Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте,
определять этапы проектной деятельности, соотносить их с технологией
создания изделий из фаянса. Составлять план изготовления изделия на основе
слайдового и текстового плана, заполнять с помощью учителя. Соблюдать
правила безопасного использования инструментов.
Распределять роли и обязанности при выполнении проекта. Помогать
участникам группы при изготовлении изделия. Проводить оценку этапов работы
и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления
изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы
презентации
Находить и отбирать информацию о технологии производства одежды и
профессиональной деятельности людей, работающих на швейном производстве,
из материалов учебника и других источников. Находить и отмечать на карте
города, где находятся крупнейшие швейные производства. Использовать текст
учебника для определения последовательности снятия мерок. Снимать мерки и
определять, используя таблицу размеров, свой размер одежды. Объяснять
новые понятия, используя текст учебника, выделять и сравнивать виды одежды
по их назначению. Анализировать технологию изготовления одежды,
определять технологические этапы, которые возможно воспроизвести в классе.
Определять размер деталей по слайдовому плану и вычерчивать лекало при
помощи циркуля. Выполнять самостоятельную разметку деталей изделия и
раскрой изделия. Использовать для соединения деталей строчку прямых
стежков, косых стежков, петельных стежков. Соблюдать правила работы с
иглой, ножницами, циркулем.
Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового
плана, самостоятельно заполнять технологическую карту. Проводить оценку
этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество
изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать
на вопросы презентации. Находить и отбирать информацию о видах изделий,
производимых на швейном производстве, из материалов учебника и других

проверка работ

Тест «Как создаётся
фаянс»,
индивидуальная
работа

Беседа, проверка
работ

Опрос, выполнение
работ

14.

15.

16.

Обувное
производство
. Рубежный
контроль.
Обувное
производство
.
Изделие:
«Модель
детской
летней
обуви»

1

Деревообраба
тывающее
производство

1

1

источников. Выделять общие этапы технологии их производства. Использовать
материалы учебника для знакомства с технологическим процессом изготовления
мягкой игрушки. Анализировать технологию изготовления одежды, определять
технологические этапы, которые возможно выполнить самостоятельно,
материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделия. Определять
размер деталей по слайдовому плану и вычерчивать лекало при помощи циркуля.
Выполнять самостоятельную разметку деталей изделия и раскрой изделия.
Использовать для соединения деталей строчку прямых стежков, косых стежков.
Самостоятельно декорировать изделие, использовать приёмы декорирования
для создания разных видов изделий. Соблюдать правила работы с иглой,
ножницами, циркулем.
Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового
плана, сравнивать план с технологической картой изделия. Проводить оценку
этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество
изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать
на вопросы презентации
Находить и отбирать информацию технологии производства обуви и
Устный опрос
профессиональной деятельности людей, работающих на обувном производстве,
из материалов учебника и других источников. Находить и отмечать на карте
города, в которых расположены крупнейшие обувные производства.
Использовать текст учебника для определения последовательности снятия Беседа «Изготовление
мерок. Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер обуви», выполнение
обуви. Объяснять новые понятия, используя текст учебника, выделять и
работы
сравнивать виды обуви по их назначению. Соотносить назначение обуви с
материалами, необходимыми для её изготовления. Анализировать технологию
изготовления обуви, определять технологические этапы, которые возможно
воспроизвести в классе. Определять размер деталей по слайдовому плану и
переносить их на бумагу. Выполнять самостоятельную разметку деталей
изделия и раскрой изделия. Использовать при изготовлении изделия навыки
работы с бумагой. Соблюдать правила работы с ножницами и клеем.
Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового
плана, самостоятельно заполнять технологическую карту. Помогать участникам
группы при изготовлении изделия. Проводить оценку этапов работы и на её
основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия.
Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы презентации
Находить и отбирать из материалов учебника и других источников о древесине,
Беседа
её свойствах, технологии производства пиломатериалов. Объяснять новые «Деревообрабатываю
понятия, используя текст учебника. Объяснять назначение инструментов для
щее производство»,

17.

18.

19.

20.

.
Изделие:
«Технический
рисунок
лесенкиопоры
для
растений»
Деревообраба
тывающее
производство
.
Изделие:
«Лесенкаопора
для
растений».

1

Кондитерская
фабрика.
Изделие:
«Пирожное
«Картошка»
Кондитерская
фабрика.
Изделие:
«Шоколадное
печенье».
Практическа
я
работа:
тест
«Кондитерск
ие изделия»

1

Бытовая
техника.
Изделия:
«Настольная
лампа»,

1

1

обработки древесины с опорой на материалы учебника и другие источники. изготовление изделия
Анализировать последовательность изготовления изделий из древесины,
определять технологические этапы, которые возможно воспроизвести в классе.
Осваивать правила работы со столярным ножом и использовать их при
подготовке деталей. Соблюдать правила безопасной работы с ножом.
Обрабатывать рейки при помощи шлифовальной шкурки и соединять детали
изделия с помощью клея.
Фронтальный опрос
Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового
плана, заполнять технологическую карту с помощью учителя, соотносить её с
последовательностью изготовления изделий из древесины. Соотносить размеры
лесенки – опоры с размерами растения и корректировать размеры лесенки –
опоры при необходимости. Декорировать изделие по собственному замыслу,
использовать различные материалы. Помогать участникам группы при
изготовлении изделия. Проводить оценку этапов работы и на её основе
контролировать последовательность и качество изготовления изделия.
Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы презентации
Находить и отбирать информацию о технологии производства кондитерских Беседа «Кондитерское
изделий (шоколада) и профессиональной деятельности людей, работающих на
производство»,
кондитерском производстве, из материалов учебника и других источников.
выполнение работы
Отыскивать на обёртке продукции информацию о её производителе и составе.
Отмечать на карте города, в которых находятся крупнейшие кондитерские
фабрики. Анализировать последовательность изготовления шоколада,
Тест. Выполнение
определять технологические этапы, которые возможно воспроизвести в классе и
работы.
выделять ингредиенты, из которых изготовлен шоколад. Анализировать
рецепты пирожного «картошка» и шоколадного печенья, заполнять
технологическую карту с помощью учителя. Определять необходимые для
приготовления блюд инвентарь, принадлежности и кухонную посуду.
Составлять план приготовления блюда, распределять обязанности. Соблюдать
правила гигиены, правила приготовления блюд и правила пользования газовой
плитой. Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить
оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и
качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия,
отвечать на вопросы презентации
Находить и отбирать информацию о бытовой технике, её видах и назначении из
Беседа «Бытовая
материалов учебника и других источников. Находить и отмечать на карте техника и правила ее
России города, в которых находятся крупнейшие производства бытовой техники.
использования»,
Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Определять
выполнение
последовательность сборки простой электрической цепи по схеме и рисунку и
индивидуальной

21.

22.

23.

«Абажур»
Бытовая
техника.
Изделие:
«Сборка
настольной
лампы».
Практическа
я работа:
тест
«Правила
эксплуатации
электронагре
вательных
приборов»
Тепличное
хозяйство.
Изделие:
«Цветы для
школьной
клумбы»

Водоканал.
Изделие:
«Фильтр для
очистки воды

1

1

1

соотносить условные обозначения с реальными предметами (батарейкой,
работы
проводами, лампочкой). Анализировать правила пользования электрическим Практическая работа:
чайником, осмысливать их значение для соблюдения мер безопасности и
тест «Правила
составлять на их основе общие правила пользования электроприборами.
эксплуатации
Собирать модель лампы на основе простой электрической цепи. Составлять электронагревательны
план изготовления изделия на основе слайдового и текстового плана, заполнять
х приборов»
технологическую карту с помощью учителя. Изготавливать абажур для
настольной лампы в технике «витраж». Использовать при изготовлении изделия
навыки работы с бумагой. Соблюдать правила работы с ножницами, ножом и
клеем. Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить
оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и
качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия,
отвечать на вопросы презентации
Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других
источников о видах и конструкциях теплиц, их значении для обеспечения
жизнедеятельности человека. Использовать текст учебника для определения
технологии выращивания растений в теплицах и профессиональной деятельности
человека по уходу за растениями в теплицах. Объяснять новые понятия,
используя текст учебника. Анализировать информацию на пакетике с семенами,
выделять информацию, характеризующую семена (вид, сорт, высота растения,
однолетник или многолетник) и технологию их выращивания (агротехнику:
время и способ посадки, высадка растений в грунт), определять срок годности
семян. Соотносить информацию о семенах и условиях их выращивания с
текстовым и слайдовым планом в учебнике, заполнять технологическую карту с
помощью учителя. Подготавливать почву для выращивания рассады,
высаживать семена цветов (бархатцы), ухаживать за посевами, соблюдать
технологию ухода за рассадой, создавать мини – теплицу из бытовых
материалов для создания микроклимата. Проводить наблюдения за всходами и
записывать их в таблицу. Составлять рассказ для презентации изделия,
отвечать на вопросы презентации.
Данная работа является долгосрочным проектом. Рассаду можно использовать
для украшения школьной территории
Находить и отбирать информацию из материала учебника и других источников
об устройстве системы водоснабжения города и о фильтрации воды.
Использовать иллюстрацию учебника для составления рассказа о системе
водоснабжения города и значении очистки воды для жизнедеятельности

Беседа. Выполнение
творческой работы.

Фронтальный опрос,
индивидуальная
работа.

24.

Порт.
Изделие
«Канатная
лестница».
Практическа
я
работа
«Технический
рисунок
канатной
лестницы»

1

25.

Узелковое
плетение.
Изделие:
«Браслет»

1

26.

Самолётостро
ение.
Ракетостроен

1

человека. Делать выводы о необходимости экономного расходования воды.
Осваивать способ очистки воды в бытовых условиях. На основе слайдового и
текстового плана заполнять технологическую карту и изготавливать фильтр.
Проводить эксперимент по очистке воды, составлять отчёт на основе
наблюдений. Изготавливать струемер и исследовать количество воды, которое
расходуется человеком за 1 минуту при разном напоре водяной струи. Выбирать
экономичный режим. Составлять рассказ для презентации о значении воды,
способах её очистки в бытовых условиях и правилах экономного расходования
воды
Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других
источников о работе и устройстве порта, о профессиях людей, работающих в
порту. Находить и отмечать на карте крупнейшие порты России. Объяснять
новые понятия, используя текст учебника. Анализировать способы вязания
морских узлов, осваивать способы вязания простого и прямого узла. Определять
правильное крепление и расположение груза. Осознавать, где на практике или в
быту применять свои знания. На основе технического рисунка составлять план
изготовления изделия и соотносить его с текстовым и слайдовым планом
изготовления изделия. С помощью учителя заполнять технологическую карту.
Определять размеры деталей изделия по слайдовому плану и самостоятельно их
размечать. Соединять детали лестницы, самостоятельно оформлять изделие.
Использовать морские узлы для крепления ступенек канатной лестницы.
Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы презентации
Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других
источников об истории развития узелкового плетения и макраме, материалах,
используемых для техники «макраме». Осваивать приёмы выполнения
одинарного и двойного плоских узлов, приёмы крепления нити в начале
выполнения работы. Сравнивать способы вязания морских узлов и узлов в
технике «макраме». Составлять план изготовления изделия и соотносить его с
текстовым и слайдовым планом. С помощью учителя заполнять
технологическую карту. Определять размеры деталей изделия, закреплять нити
для начала вязания изделия в технике «макраме». Изготавливать изделие,
использовать одинарный
и двойной плоский узел, оформлять изделие
бусинами. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать
последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для
презентации изделия, отвечать на вопросы презентации
Находить и отбирать информацию из материала учебника и других источников
об истории развития самолётостроения, о видах и назначении самолётов.
Находить и отмечать на карте России города, в которых находятся крупнейшие

Практическая работа
«Технический
рисунок канатной
лестницы».

Фронтальный опрос,
индивидуальная
работа.

Беседа
«Ракетостроение»,
индивидуальная

ие. Изделие
«Самолёт»

27.

Ракетаноситель.
Изделие
«Ракетаноситель»

1

28.

Летательный
аппарат.
Воздушный
змей. Изделие
«Воздушный
змей»

1

29.

Создание

1

заводы, производящие самолёты. Объяснять конструктивные особенности
самолётов, их назначение и области использования различных видов летательных
аппаратов. Сравнивать различные виды летательных аппаратов (ракета и
самолёт) на основе иллюстраций учебника. Осуществлять поиск информации о
профессиях создателей летательных аппаратов. На основе слайдов определять
последовательность сборки модели самолёта из конструктора, количество и виды
деталей, необходимых для изготовления изделия, а также виды соединений.
Использовать приёмы и правила работы с отвёрткой и гаечным ключом.
Заполнять технологическую карту. Распределять обязанности для работы в
группе. Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить
оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и
качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия,
отвечать на вопросы презентации
Осмысливать конструкцию ракеты, строить модель ракеты. Анализировать
слайдовый план и на его основе самостоятельно заполнять технологическую
карту. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия по чертежу.
Трансформировать лист бумаги в объёмные геометрические тела – конус,
цилиндр.
Использовать правила сгибания бумаги для изготовления изделия. Соблюдать
правила работы с ножницами. Соединять детали изделия при помощи клея.
Самостоятельно декорировать изделие.
Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать
последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для
презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации
Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других
источников об
истории возникновения и конструктивных особенностях
воздушных змеев. Объяснять конструктивные особенности воздушных змеев,
используя текст учебника. Осваивать правила разметки деталей изделия из
бумаги и картона сгибанием. На основе слайдового плана определять
последовательность выполнения работы, материалы и инструменты,
необходимые для её выполнения, и виды соединения деталей. Использовать
приёмы работы шилом (кнопкой), ножницами, изготавливать уздечку и хвост из
ниток. Заполнять технологическую карту. Распределять обязанности для
работы в группе. Проводить оценку этапов работы и на её основе
контролировать последовательность и качество изготовления изделия.
Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по
презентации
Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других

работа.

Фронтальный опрос,
выполнение
индивидуальной
работы.

Фронтальный опрос,
выполнение
индивидуальной
работы.

Выполнение

титульного
листа.
Изделие
«Титульный
лист»

30.

Работа
с
таблицами.
Создание
таблицы

1

31.

Создание
содержания
книги.
Практическа
я
работа
«Содержание
»

1

источников о технологическом процессе издания книги, о профессиях людей,
участвующих в её создании. Выделять этапы издания книги, соотносить их с
профессиональной деятельностью людей. Определять этапы технологического
процесса издания книги, которые можно воспроизвести в классе. Использовать
полученные знания для составления рассказа об истории книгопечатания и видах
печатной продукции.
Находить и называть, используя текст учебника и иллюстративный материал,
основные элементы книги, объяснять их назначение. Находить информацию об
издательстве, выпустившем книгу, и специалистах, участвующих в процессе её
создания. Определять, какие элементы книги необходимы для создания книги
«Дневник путешественника». Распределять обязанности при выполнении
групповой работы в соответствии с собственными возможностями и интересами,
соотносить их с интересами группы.
Находить и определять особенности оформления титульного листа.
Использовать в практической работе знания о текстовом редакторе Microsoft
Word. Применять правила работы на компьютере. Отбирать информацию для
создания текста и подбирать иллюстративный материал. Создавать титульный
лист для книги «Дневник путешественника». Составлять план изготовления
изделия на основе слайдового и текстового плана, заполнять технологическую
карту с помощью учителя, соотносить её с технологическим процессом создания
книги. Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить
оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и
качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия,
отвечать на вопросы по презентации
Закреплять знания работы на компьютере. Осваивать набор текста,
последовательность и особенности работы с таблицами в текстовом редакторе
Microsoft Word: определять и устанавливать число строк и столбцов, вводить
текст в ячейку таблицы, форматировать текст в таблице. Создавать на
компьютере произвольную таблицу. Помогать одноклассникам при выполнении
работы. Соблюдать правила работы на компьютере
Объяснять значения и возможности использования ИКТ для передачи
информации. Определять значение компьютерных технологий в издательском
деле, в процессе создания книги.
Использовать в практической деятельности знания программы Microsoft Word.
Применять на практике правила создания таблицы для оформления содержания
книги «Дневник путешественника». Закреплять умения сохранять и
распечатывать текст.
Анализировать темы учебника и соотносить их с «Содержанием» для

индивидуальной
работы.

Опрос в ходе беседы.

Практическая работа
«Содержание».

32.
33.

34.

Переплётные
работы.
Переплётные
работы.
Изделие:
Книга
«Дневник
путешествен
ника».
Итоговый
контроль

Итоговый
урок

1
1

1

«Дневника путешественника»
Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других
источников о видах выполнения переплётных работ. Объяснять значение
различных элементов (форзац, переплётная крышка) книги. Использовать
правила работы шилом, ножницами и клеем. Создавать эскиз обложки книги в
соответствии с выбранной тематикой. Применять умения работать с бумагой.
Составлять план изготовления изделия и соотносить его с текстовым и
слайдовым планом. С помощью учителя заполнять технологическую карту.
Определять размеры деталей изделия, выполнять разметку деталей на бумаге,
выполнять шитьё блоков нитками втачку (в пять проколов). Оформлять
изделие в соответствии с собственным замыслом. Проводить оценку этапов
работы и на её основе контролировать последовательность и качество
изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать
на вопросы по презентации. Использовать свои знания для создания итогового
проекта «Дневник путешественника»
Презентовать свои работы, объяснять их достоинства, способ изготовления,
практическое использование. Использовать в презентации критерии оценки
качества выполнения работ. Оценивать свои и чужие работы, определять и
аргументировать достоинства и недостатки. Выявлять победителей по разным
номинациям

Опрос в ходе беседы.
Выполнение
индивидуальной
работы, выбор
лучших работ.

Проверка ЗУН.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные универсальные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы:
– положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью;
– представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности;
– первоначальная ориентация на оценку результатов собственной предметнопрактической деятельности;
– интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности;
– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых жизненных
ситуаций;
– знание основных моральных норм поведения;
– знания о гигиене учебного труда и организации рабочего места.
Обучающийся научится:
– внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
– первичных умений оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных
критериев успешности учебной деятельности;
– познавательного интереса к занятиям предметно-практической деятельностью;
– представления о ценности природного мира для практической деятельности
человека.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих
основу осваиваемой деятельности;
– оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий,
вносить соответствующие коррективы;
– первоначальному умению проговаривать свои действия в ретроспективном плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
– в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов
решения учебной задачи;
– под руководством учителя осуществлять констатирующий контроль по результату.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике и
учебных пособиях;
– понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных
пособиях;
– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
– анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;
– проводить в сотрудничестве с учителем сравнение и классификацию объектов
труда по заданным основаниям;
– обобщать: выделять класс объектов по заданному признаку.
Обучающийся научится:

– продуктивно пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами,
приведенными в учебной литературе;
– основам смыслового восприятия познавательных текстов;
– выделять существенную информацию из познавательных текстов;
– на основе полученной информации принимать несложные практические решения;
– под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов
решения учебной задачи;
– под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками обобщать:
выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно;
– научиться осознанно читать тексты с целью освоения и использования
информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;
– понимать важность коллективной работы;
– контролировать свои действия при совместной работе;
– допускать существование различных точек зрения;
– договариваться с партнерами и приходить к общему решению.
Обучающийся научится:
– проявлять инициативу в коллективных творческих работах;
– следить за действиями других участников совместной деятельности;
– принимать другое мнение и позицию;
– строить понятные для партнера высказывания.
Предметные результаты
Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда
Обучающийся научится:
– воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой
предметно-преобразующей деятельности человека;
– называть профессии своих родителей;
– организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;
– соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами;
– отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы.
Обучающийся научится:
– уважительно относиться к труду людей;
– называть некоторые профессии людей своего региона.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Обучающийся научится
– узнавать и называть освоенные материалы, их свойства;
– узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов,
использовавшихся на уроках;
– выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов технологические
приемы их ручной обработки;
– применять приемы безопасной работы с инструментами: чертежными (линейка),
режущими (ножницы), колющими (швейная игла).
Обучающийся научится:
– определять последовательность реализации предложенного учителем замысла;

– комбинировать художественные технологии в одном изделии;
– изготавливать простейшие плоскостные и объемные изделия по рисункам, схемам.
Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
– выделять детали конструкции, называть их форму и способ соединения;
– изменять вид конструкции;
– анализировать конструкцию изделия по рисунку, схеме;
– изготавливать конструкцию по рисунку или заданным условиям.
Обучающийся научится:
– создавать мысленный образ конструкции и воплощать этот образ в материале.
Практика работы на компьютере
Обучающийся научится:
- понимать информацию, представленную в учебнике в различных формах;
– наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика), которые
демонстрирует взрослый.
Обучающийся научится:
– понимать значение компьютера в жизни человека;
– понимать смысл слова «информация»;
– наблюдать за действиями взрослого, которые помогают выйти на учебный сайт по
предмету «Технология»;
– бережно относиться к техническим устройствам;
– соблюдать режим и правила работы на компьютере.
Методы обучения: проблемный, дифференцированный, творческий, игровой,
эвристическая беседа, самостоятельная работа.
Средства обучения: учебник, таблицы, схемы, раздаточные материалы, аудиокассеты,
видеокассеты. электронное приложение к учебнику
Формы организации работы в классе: фронтальная, парная и групповая, работа по
индивидуальным заданиям, коллективная, экскурсии, опыты.

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
1. Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н. В. Шипилова . Методическое пособие к учебнику
«Технология». 4 класс,

М., Просвещение, 2020 г.

2. Технические средства: проектор, компьютер, интерактивная доска (экран).
3. Наглядные пособия (таблицы, плакаты, таблички с терминами).
4. Аудиоматериалы и видеоматериалы: электронное приложение к учебнику «Технология».

Приложение к программе.
Календарно-тематический план.

№
п/п

1.
2.

3.

4.

5.

6.
7.
8.
9.
10.
11.

12.
13.

14.
15.
16.

17.

18.

Тема урока

Как работать с учебником
Вагонострои
тельный завод.
Изделия:
«Ходовая
часть»,
«Кузов вагона»
Вагонострои
тельный завод.
Изделие: «Пассажирский вагон»
Полезные ископаемые
Изделие:
«Буровая
вышка».
Входной контроль
Полезные ископаемые.
Изделие:
«Малахитовая
шкатулка»
Автомобильный завод.
Изделие: «КамАЗ».
Автомобильный завод.
Изделие: «Кузов грузовика».
Монетный
двор.
Изделие:
«Стороны медали».
Монетный
двор.
Изделие:
«Медаль»
Фаянсовый
завод.
Изделие:
«Основа для вазы»
Фаянсовый
завод.
Изделие:
«Ваза». Тест «Как создаётся
фаянс»
Швейная фабрика. Изделие:
«Прихватка»
Швейная фабрика. Изделия:
«Новогодняя
игрушка»,
«Птичка»
Обувное
производство.
Рубежный контроль.
Обувное производство. Изделие:
«Модель детской летней обуви»
Деревообраба
тывающее
производство.
Изделие: «Технический рисунок
лесенки-опоры для растений»
Деревообраба
тывающее
производство.
Изделие: «Лесенка-опора для
растений».
Кондитерская фабрика. Изделие:

Дата
планирования

Дата
фактическая

Примечание

19.

20.
21.

22.
23.
24.

25.
26.

27.
28.

29.
30.
31.

32.
33.

34.

«Пирожное «Картошка»
Кондитерская фабрика. Изделие:
«Шоколадное
печенье».
Практическая работа: тест
«Кондитерские изделия»
Бытовая
техника.
Изделия:
«Настольная лампа», «Абажур»
Бытовая техника. Изделие:
«Сборка настольной лампы».
Практическая работа: тест
«Правила эксплуатации
электронагревательных
приборов»
Тепличное хозяйство. Изделие:
«Цветы для школьной клумбы»
Водоканал. Изделие: «Фильтр
для очистки воды
Порт.
Изделие
«Канатная
лестница».
Практическая
работа «Технический рисунок
канатной лестницы»
Узелковое плетение. Изделие:
«Браслет»
Самолётостроение.
Ракетостроение. Изделие
«Самолёт»
Ракета-носитель.
Изделие
«Ракета-носитель»
Летательный
аппарат.
Воздушный
змей.
Изделие
«Воздушный змей»
Создание титульного
листа.
Изделие «Титульный лист»
Работа с таблицами.
Создание таблицы
Создание содержания книги.
Практическая
работа
«Содержание»
Переплётные работы.
Переплётные работы.
Изделие:
Книга
«Дневник
путешественника».
Итоговый контроль
Итоговый урок

Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету
Учитель: Дмитриева С.И.
Предмет: Технология
Класс: 4 Б
№
Тема по КТП
План, Факт,
Причина
Способ
уроков
ч.
ч.
корректиров корректиров
ки
ки

Согласован
но


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 42-22-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».